Научная статья на тему 'Мотивация учебной деятельности как условие повышения качества географического образования'

Мотивация учебной деятельности как условие повышения качества географического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация учебной деятельности / географическое образование / учебно-познавательной деятельности учащихся / motivation of educational activity / geographical education / educational and cognitive activity of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. Н. Гартвих

Мотивация учебной деятельности обеспечивает понимание ценности географических знаний, ведет к сознательному отношению в их усвоении, вызывает эмоциональный подъем, продуктивно развивает навыки учебно-познавательной деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY FOR IMPROVING THE QUALITY OF GEOGRAPHICAL EDUCATION

Motivation of educational activity provides the understanding of value of geographical knowledge, leads to a conscious attitude to its acquisition, causes the emotional lift, and de-velops the skills of educational and cognitive activity of students

Текст научной работы на тему «Мотивация учебной деятельности как условие повышения качества географического образования»

ТЕХНОЛОГИИ

Раздел 2 ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 372.891

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Н. Гартвих

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 128», г. Барнаул, E-mail: schmat1@yandex.ru

Мотивация учебной деятельности обеспечивает понимание ценности географических знаний, ведет к сознательному отношению в их усвоении, вызывает эмоциональный подъем, продуктивно развивает навыки учебно-познавательной деятельности учащихся.

Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, географическое образование, учебно-познавательной деятельности учащихся.

Современная модернизация российского образования характеризуется смещением акцентов с усвоения основ наук на воспитание и развитие личности школьника. Таким образом, меняются функции учебных предметов, которые объединяют в себе как объекты изучения, так и средства развития ребенка. Следовательно, в школе учащимся необходимо усваивать не столько факты, теории, сколько методы познания, повышающие эффект воспитания и обучения, способствующие развитию познавательной активности школьников. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов - мотивацион-ный.

Мотивация - это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с точки зрения психологии: способность воспринимать учебную информацию, слушать, осмысливать, запоминать. Учение, как утверждает

Н.Ф. Талызина, имеет для ученика новый психологический смысл: может отвечать познавательным потребностям или служить средством достижения других целей. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимы предлагаемые для усвоения знания. Следовательно, в обучении нужно идти от мотивов (внутренняя побудительная сила, заставляющая переходить человека к действию) к целевым задачам, от них -к содержанию.

Способов мотивации познавательной деятельности существует много. Задаются мотивационные установки, как правило, в начале урока. Для этого необходимо соблюсти несколько обязательных требований. Прежде чем действовать школьники должны быть внутренне готовы к восприятию знаний, с этой целью необходимо обращать внимание на подготовленность рабочего места ученика, на наличие источника географических знаний (карт, учебника, дидактических материалов). Мотиваци-онная установка выражается эмоцио-

нальным вступительным словом учителя о практической направленности нового материала, устанавливается связь между новой и предыдущей темами, дается план действий на весь урок.

География - предмет, имеющий в своем содержании богатые возможности для мотивации познавательной деятельности школьников, так как раскрываются красоты природы мира, населения и их традиций, хозяйственная деятельность человека в разных уголках планеты. Так, например, изучение глобальной тектоники (7 класс) следует начать с прогнозов месторождений полезных ископаемых в различных частях земного шара.

Большое значение в формировании мотивации играет опора на субъектный опыт учащихся. Так при изучении темы «Подземные воды» (6 класс) перед школьниками ставится познавательная задача: в каком из двух колодцев, изображенных на плане местности и атласе, веревка с ведром будет длиннее и почему? А какова глубина колодцев в сельской местности ваших бабушек и дедушек? Какие там почвы?

Работая с содержанием предмета, невозможно упустить момент профильной направленности, т.е. ученики знакомятся с производством меди, стали, ткани, горными породами, а, следовательно, и с профессиями сталеплавильщика, ткачихи, геолога. Практически на каждом уроке можно найти место для объяснения практической значимости географических знаний и умений, подчеркнуть их социальную, культурную роль и одновременно раскрыть субъективную значимость знаний для саморазвития каждого ученика.

Привлекательным материалом в содержании материала являются исторические факты. Использование принципа историзма - важный фактор для формирования мотивов в учебном процессе. В курсе географии уделяется достаточно много внимания истории географических открытий, исследований материков

и океанов. Футурологичность в изучении темы способствует мотивации учебной деятельности, т.к. рассматривает изменения в природе, жизни людей, исторические судьбы народов, населяющих Россию, в проекции на собственное понимание.

Большую роль для мотивации учебной деятельности играет целеполагание. Учителю необходимо понимать, что оно должно быть осознанно и принято учащимися. Субъективность в целеполага-нии - сложная дидактическая проблема, разрешение которой во многом могло бы изменить образовательный процесс. Приемы целеполагания, которые используются на уроках географии через ассоциации, возникают у учеников при прочтении темы урока, через виды деятельности, предложенные на уроке, при совместном с учителем построении плана изучения раздела (для общих целей изучения целого раздела).

Мотивация будет высокой лишь при хорошо организованной учебной деятельности школьников с различными источниками географической информации на уроке. В хорошо оборудованном кабинете географии школьники могут удовлетворить имеющиеся у них потребности в работе с географическими картами, атласами, дидактическими материалами, приборами, инструментами, коллекциями горных пород, минералов и гербариев, компьютерными источниками знаний. Проводимые на уроках географии практикумы, изучение нового материала, «погружение» в изучаемый материал через формы групповой, парной и индивидуальной работы позволяют обеспечить развитие памяти, мышления, воображения, речи, повышению уровня коммуникативной культуры учащихся.

Другим средством формирования положительных мотивов учебной деятельности служат методы проблемного обучения. Раскрытые противоречия в проблеме помогают учащимся качественно усвоить учебный материал, да-

ют толчок к развитию креативного мышления. В большинстве случаев хорошо спроектированная проблемная ситуация вызывает у ученика желание найти решение. Иногда она решается быстро в ходе обсуждения в группе, иногда поиск решения требует участия всего коллектива класса. Но при этом участие в обсуждении принимают все учащиеся класса, не зависимо от уровня знаний и потребностей. Возникает один мотив - решить проблему, а это самый эффективный мотив, побуждающий каждого к познанию. Например, мотивацией к изучению рек Северной Америки может стать обращение к топонимике рек. Внимание учащихся акцентируется на названиях рек: индейских (Юкон, Миссисипи, Огайо), английских (Маккензи), испанских (Рио-Колорадо, Рио-Гранде). Школьникам предлагается объяснить происхождение этих названий.

Проблемное обучение - один из обязательных признаков современного урока, это способ развития креативного мышления учащихся. По мнению большинства психологов, интеллектуальное развитие осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Эти затруднения заключаются в том, что ученик не может выполнить задание известными ему способами и должен отыскать новый способ решения учебной задачи. Проблемные задания и ситуации, предъявляемые учителем, вызывают большой интерес у каждого ученика и служат мотивацией познавательной деятельности школьников. Таким образом, мотивация учебной деятельности обеспечивает понимание ценности географических знаний, ведет к сознательному отношению в их усвоении, вызывает эмоциональный подъем, продуктивно развивает навыки учебно-познавательной деятельности учащихся.

MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY FOR IMPROVING THE QUALITY OF GEOGRAPHICAL EDUCATION

S.N. Gartvikh

Secondary school № 128, Barnaul, E-mail: schmat1@yandex.ru

Motivation of educational activity provides the understanding of value of geographical knowledge, leads to a conscious attitude to its acquisition, causes the emotional lift, and develops the skills of educational and cognitive activity of students.

Keywords: motivation of educational activity, geographical education, educational and cognitive activity of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.