сти учащихся формирует рефлексивные умения, а также способствует развитию коммуникативных, презентационных навыков, позволяющим подросткам в дальнейшем занять активную социальную позицию в обществе. Для учеников средней школы реализация творческих проектов на основе реконструкции становится той образовательной ситуацией, в ходе которой развивается воображение, способность творчески мыслить и находить нетривиальные, неожиданные решения самых разных проблем. Реконструктивная деятельность в рамках учебного проектирования развивает наглядно-образное мышление школьников, воспитывает умение и потребность «видеть» прошлое в целостных образах и картинках. Содействует также решению воспитательных задач: формированию мировоззренческих взглядов, эстетического восприятия предметов исторического прошлого, привитию уважения к труду, направленному на развитие и укрепление Отечества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г одер Г. И. Преподавание истории в V классе. М., 1985. С. 15-16.
2. Никифоров Д. Н, Скляренко С. Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. М., 1978. С. 17.
3. Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М.,1971.
4. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. М., 2008. С. 39.
5. Короткова М. В. Методика учебного проектирования по истории культуры в музее и школе // CLIO SCIENCE: Проблемы истории и междисциплинарного синтеза: сб. науч. тр. Вып. II. М., 2011. С. 397.
ЭКСПОЗИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА ПРИМЕРЕ ВЫСТАВОК В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ
THE EXPOSITION OF ART EXHIBITION AS A WAY OF AESTHETIC EDUCATION AND ARTISTIC EDUCATION ON THE EXAMPLE OF THE EXHIBITIONS IN THE REPUBLIC OF ABKHAZIA
Е. М. Лабахуа
В данной работе на примере выставки художественных исторических реплик «Вооружение абхазских воинов» и выставки «Взгляд из прошлого» показана возможность эстетического воспитания, художественного образования методом создания экспозиции и формирования выставочного пространства.
Ключевые слова: выставка, историческая реплика, эстетическое воспитание, Республика Абхазия.
E. M. Labahua
On the example of art exhibitions of historical replicas „Weapons of Abkhazian warriors" and the exhibition "Looking from the past" the possibility of aesthetic education, art education of the method of creation of the exposition and the formation of the exhibition space are explained.
Keywords: exhibition, historical replicas, aesthetic education, Abkhazia.
Процесс эстетического воспитания требует наличия произведения искусства, с одной стороны, и зрителя, воспринимающего данное произведение, - с другой. Таким местом в современной культурной традиции, где происходит встреча произведения искусства со зрителем, стали выставочные залы и галереи.
Современная форма галереи как основного места для проведения выставок сложилась в Абхазии относительно недавно, хотя «история народной эстетики и художественно-изобразительного мироощущения абхазов присутствует еще в произведениях средневековой храмовой живописи и народных ремеслах, в домотканых изделиях и других оригинальных памятниках народного творчества» [1, с. 6].
В мировой истории ярмарки и выставки получили широкое распространение во Франции, Англии, Швейцарии, Римской империи. Наиболее важным периодом в становлении ярмарок и выставок является первая половина XII в. Развитие общества постепенно привело к демократизации деятельности музеев и выставочных залов, которые стали доступны широким массам. Огромную роль в популяризации искусства в конце XIX в. играли и сами художники, которые стремились показать свои работы широким слоям населения, в результате выставочная деятельность достигла широкого развития во многих странах мира.
Выставки произведений графики и живописи стали проводиться регулярно в Абхазии с 1940 г., после создания в
1939 г. Союза художников Абхазии. В 1947 г. в столице Абхазии - Сухуме прошла выставка, на которой было представлено свыше 150 работ художников, посвященная Победе в Великой Отечественной войне, и с этого времени выставки Союза художников Абхазии проходили постоянно. Параллельно велась работа по подготовке художников в республике, чему способствовало открытие в 1955 г. в Сухуме Сухумской художественной школы и училища. А в 1991 г. в Абхазском государственном университете усилиями Р. Ч. Бар-цыц было открыто отделение художественной графики.
Работы художников выставлялись на площадке выставочного зала Союза художников, и только в 1996 г. в Сухуме открылась художественная галерея «Агава». Галерея строила свою деятельность в тесном сотрудничестве с созданным в 1998 г. Творческим объединением свободных художников. Основной задачей их деятельности стала работа по пропаганде культурного и исторического наследия, эстетического воспитания и образования.
В современных условиях духовно-нравственного возрождения абхазского общества важная роль в формировании ценностных ориентаций в обществе, в развитии творческой активности личности принадлежит и выставочной деятельности, и в частности выставкам художественно-эстетического цикла. Именно через выставки происходит приобщение зрителя к художественной культуре, к произведениям духовной и материальной культуры, к прошлому и настоящему, а все это является условием сохранения духовной культуры народа, ибо «искусство есть независимая моральная ценность народа» [2, с. 24]. При этом особое значение приобретает приобщение посетителей к традициям отечественной культуры, знакомство с современными произведениями изобразительного искусства. При правильной организации выставочного пространства и продуманной тематике выставляемых работ можно в ходе экспозиции сформировать у посетителей эмоциональное отношение к окружающей действительности, стимулировать у них эмоционально-образную, художественно-познавательную активность, способствовать развитию интереса к национальной культуре, духовным ценностям. Именно такими критериями руководствовались организаторы и авторы выставки коллекции исторических реплик «Вооружение абхазских воинов».
Человеку необходимо ощущать себя частью чего-то целого, частью своего народа. А быть представителем народа - это значит знать свою историю и понимать свое прошлое. Предметы культуры дают представление о народе, об уровне его развития, о существующих ценностях. Наиболее полное представление о народе дают исторические предметы, но, к сожалению, огромное их число безвозвратно утеряно, а о многих известно только по описанию. Восстановить их утраченный облик, показать их зрителю, изучить, как они изготовлялись, могут только исторические художественные реплики.
Историческая художественная реплика - это художественная работа по созданию исторических предметов, максимально приближенных к их историческим аналогам. Отношение к исторической реплике, к исторической рекон-
струкции как к своеобразному методу исторического исследования и художественного творчества неоднозначно.
Попытки использования различных экспериментальных методов в истории, археологии и этнографии имеют давнюю традицию, и можно назвать ряд известных ученых, считавших их неотъемлемой и серьезной составляющей частью научного исследования. Считается, что в рамках исторической науки впервые к методу реконструкции и эксперимента обратился немецкий ученый Андреас Альберт Роде (1682-1724), изготовивший и испытавший реплику кремневого топора, и его соотечественник Якоб фон Меллен (1659-1743), занимавшийся реконструкцией древней керамики Северной Германии. В разные периоды истории у разных народов происходит всплеск общественного интереса к экспериментальным методам исторического исследования.
Подобный опыт создания исторических художественных реплик был применен и при создании выставки художественных реплик холодного оружия «Вооружение Абхазских воинов».
Коллекция предметов выставки исторических реплик холодного оружия состояла из 36 предметов; это мечи, сабли, ножи, пики, дротики, боевые топоры и щиты, отражающие историю развития холодного оружия в Абхазии с древнейших времен до современности (за период с IV в. до н.э. до XVII в.). Из предметов формировались экспозиционные композиции, представляющие вооружение определенного исторического периода.
Каждый предмет коллекции был воссоздан по материалам исторических исследований, археологических находок. И здесь из огромного числа найденного и описанного учеными отбирались наиболее интересные экземпляры, имеющие особые, специфические черты. Процесс создания предметов состоял из создания клинков методом ковки, их закалки и последующей обработки. Созданные предметы по качеству соответствовали старинным образцам.
Более сложной частью работ стали работы по оформлению клинков, изготовлению рукояток и ножен, так как точных сведений об их виде получить из археологических находок не удавалось. Найденные при раскопках рядом с оружием следы домотканой материи, различные бусинки и полудрагоценные камни помогли воссоздать их внешний вид. Были изготовлены ножны, обтянутые не только кожей, но и вощеной тканью, украшенные галуном. При оформлении ножен, рукояток, гравировки клинков использовались знания о старинных орнаментах, рисунках, существовавшей эстетике. Так, например, ножны клинкового оружия украшались переплетенными кожаными шнурами и галуном. Часто на навершие меча помещался драгоценный камень или сакральная бусинка, а ножны украшались особым образом переплетенным галуном ручной работы. Для того чтобы изготовить такой галун, пришлось обратиться к описаниям, так как традиция изготовления галуна в настоящее время была утеряна.
Холодное оружие было самым ценным для воина. От него часто зависела его жизнь. Оно было предметом особой заботы, поклонения, наделялось магической силой,
потому на нем были не только дорогие камни и украшения, но и обереги и амулеты.
Все оружие настоящее, боевое, это не имитация и не бутафория. Одна из уникальных работ коллекции - это боевые ножи V—VII вв. до н. э. для левой руки с «пистолетной» рукояткой.
Разнообразные топоры: топор-клевец цебельдин-ский, топоры апсилийские, топор-молоток с лезвием гравированы геометрическими зооморфным орнаментом; топор восточный с рукояткой богато орнаментированной, обтянутый синей замшей, инкрустирован бронзовой круглой проволокой с надписью на клинке мащалла 'то, что угодно богу', на арабском языке.
В римской атакующей коннице существовал первый эскадрон абазгов, поэтому на клинке меча из коллекции выгравирована надпись ala prima abazgorum (первый эскадрон абазгов).
Щиты снабжены с изнаночной стороны железными ручками и кожаными петлями, на дротиках кожаные петли для метания. Щиты различной формы восьмиугольные, круглые, прямоугольные, снабжены центральными умбонами, имеют чеканные накладки. Круглый щит украшен металлическими бляхами и фамильными абхазскими тамгами.
Успех выставки определился и тем, что было специально подготовлено экспозиционное пространство, подготовлены выставочные стенды, имитирующие старинную ткань, на которые были нанесены традиционные рисунки орнамента. Все предметы коллекции были разбиты на группы, каждая из которых представляла определенный исторический период и составляла полное вооружение воина. В комплект вошли шит, меч, сабля или шашка, пики, дротики. Вместе с предметами коллекции были выставлены и исторические реальные экспонаты, собранные на месте сожженного во время войны Абхазского института языка и литературы.
По итогам выставки был организован круглый стол с учеными, специалистами, на котором обсуждались не только материалы выставки, но и развитие оружейного дела, народных ремесел. Были организованы курсы по обучению плетению традиционного абхазского галуна, на базе Детского центра.
Первый президент Абхазии В. Ардзинба, посетив выставку, оставил запись в книге посетителей, где написал: «...много лет назад я интересовался историей железа и кузнечного ремесла, имеющего глубочайшую историю. Я буквально восхищен и потрясен творениями "абхазских айна-ров'. Они живы в Абхазии! Поздравляю выдающихся соотечественников и преклоняюсь перед ними, я горжусь ими».
За коллекцию «Вооружение абхазских воинов» ее авторы Б. Джапуа, Т. Дзидзария и Э. Какава получили звание лауреатов премии им. Д. Гулия.
В данном опыте интересно то, что здесь имела место не просто историческая реконструкция, а шло воссоздание образов предметов художниками, не просто функциональных и исторически верных, а еще и художественно привлекательных. Тем самым предметы носили не только информационную, но и эстетическую и художественную
нагрузку и в связи с этим играли большую воспитательную и образовательную роль. Кроме того, через экспонаты выставки, отражающие историю развития оружия, особенно образно и зримо была представлена история развития народа.
Традиция выставок исторических реплик была продолжена и в выставке «Взгляд из прошлого», подготовленной и проведенной Национальным Новоафонским историко-культурным заповедником «Анакопия», посвященной 10-летию его работы. На выставке были представлены материалы, отражающие разностороннюю деятельность заповедника. Это работы по восстановлению и реконструкции памятника древней цитадели Анакопийской крепости, памятника архитектуры IV-XI вв., музейные исторические реконструкции из серии «Снаряжение абхазского война», абхазская лодка и презентация изданий.
Анакопийская крепость является одним из наиболее значительных фортификационных сооружений Черноморского побережья Кавказа, ее площадь составляет более 70 тыс. кв. м. В 1957 г. под руководством абхазского ученого Трапш М. М. было проведено археологическое изучение крепости. Осуществленные заповедником комплексные материалы по архитектурному и археологическому исследованию крепости дали новые материалы, которые позволили осуществить реконструкцию башни крепости, являющейся последним рубежом обороны в цитадели. На выставке были представлены фотографии, отражающие работу по реконструкции крепости и башни, археологические раскопки.
Анакопийская крепость является крупнейшей коллекцией разнообразных подлинных памятников, среди них предметы вооружения средневекового война. По материалам археологических находок в заповеднике была осуществлена историческая реконструкция снаряжения абхазского война, созданы художественно-исторические реплики предметов вооружения и экипировки абхазских воинов, защитников цитадели. В коллекцию вооружения вошли меч периода раннего Средневековья, восстановленный по материалам археологических раскопок в крепости, щит, метательное копье и дротик. Особый интерес представляет историческая реплика традиционного абхазского лука и кожаной перчатки лучника, которые были воссозданы по историческим описаниям. Лук представлен с кожаным колчаном, со стрелами с наконечниками, найденными во время археологических раскопок в цитадели в Анакопии.
На выставке был представлен и еще один интересный проект, осуществленный заповедником, - проект по воссозданию ныне утраченной старинной абхазской лодки. Она была построена по рисункам путешественника XVIII в. по Южной России Гамба, которые были изданы в 1826 г. в Париже. Этот проект осуществлялся в течение года. Сначала был сделан макет лодки в размере 1 х 20 м, потом на его основе были разработаны конструктивные чертежи, для строительства лодки был построен специальный стапель. Она представляла собой плоскодонку, управляемую четырьмя гребцами, и предназначалась для перевозки знатного человека.