1УДК 372.893
ББК 74.266.31
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ
Т. В. Гудкова
Аннотация. Важной задачей современного исторического образования является поиск путей его оптимизации, усиления роли активности учащихся в учебном процессе для реализации требований ФГОС к личностным, метапредметным, предметным результатам общего образования. Одним из таких наиболее эффективных путей является организация проектного обучения. Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность учащихся на основе образной реконструкции выступает как важный компонент продуктивного образования и представляет собой эффективный способ реализации деятельностного подхода. Необходима системная организация проектной деятельности школьников в целях формирования образов исторического прошлого с использованием различных типов и видов проектов. Материал по отечественной культуре и быту ХУП-ХУШ вв. широко и полно позволяет представить виды творческой реконструкции исторического прошлого. Проведен теоретический анализ проблемы формирования исторических образов в проектной деятельности семиклассников. Выявлены потенциальные возможности учебно-методического комплекса по отечественной истории 7-го класса для организации проектной деятельности школьников на основе образной реконструкции исторического прошлого. Определены методические условия эффективной организации проектной деятельности учащихся в целях формирования образов исторического прошлого на уроках отечественной истории. Формирование образов прошлого в рамках реконструктивной деятельности школьников в учебном проектировании рассматривается как качественно новая ступень образовательного процесса.
Ключевые слова: проектное обучение, проектная деятельность, учебный проект, образная реконструкция, образные представления.
METHODOLOGY OF ORGANIZING PROJECT TRAINING AS THE BASIS
FOR THE FORMATION OF FIGURATIVE REPRESENTATIONS
ON THE HISTORY OF RUSSIAN CULTURE OF THE XVII-XVIII CENTURIES
T. V. Gudkova
Abstract. An important task of modern historical education is to find ways to optimize it, strengthen the role of students' activity in the educational process to implement the requirements of the Learning standards for personal, meta-subject, subject-based results of general education. One of the most effective ways is organization of project-based learning. Numerous studies have established that students' project activity based on figurative reconstruction acts as an important component of productive education and is an effective way to implement the activity approach. A systemic organization of school-children's project activity is necessary in order to form images of the historical past using different
types of projects. The material on the national culture and everyday life of the XVII-XVIII centuries fully allows to see the types of creative reconstruction in the historical past. Theoretical analysis of the problem of formation of historical images in the project activity of seventh-graders has been carried out. Potential opportunities of the educational and methodical system on national history of the seventh-graders for the organization of their project activity on the basis of figurative reconstruction of the historical past have been revealed. Methodical conditions of the effective organization of students' project activity for forming the images of the historical past at history lessons have been defined.
Keywords: project training, project activity, educational project, figurative reconstruction, figurative representations.
Построение учебного процесса на основе теории деятельности и деятельностного подхода зиждется на теоретических выводах психологов о том, что деятельность обладает управляемостью и проектируемостью. Проектная деятельность подростков отвечает не только их интеллектуальным и физическим особенностям, но и способствует формированию внешней и внутренней мотивации, обусловленной их возрастными потребностями. Одним из результатов современной учебной деятельности является изменение самого ученика как субъекта этой деятельности, что способствует повышению эффективности обучения в целом. Подростковая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность школьников принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию, индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения.
Деятельностный подход, лежащий в основе любого проекта, предполагает реализацию совокупности исследовательских, поисковых, проблемных способов изучения нового материала на основе создания творческого продукта. В педагогике разрабатывалась типология проектов, которая зависит от признаков, лежащих в ее основе: принцип общественно-исторической детерминации; принцип ориентации на зону ближайшего развития личности учащегося; принцип интегра-тивности; принцип проблемности; принцип про-ектности; принцип совместной деятельности. В школьной практике реализуются, как правило, проекты смешанного типа. Каждый тип характеризуется сроками исполнения, этапностью, количеством участников и так далее, поэтому при разработке проекта надо учитывать признаки и характерные особенности каждого из них.
При осуществлении проектов выделяют основные этапы. На первом этапе определяется проблема (проектная задача) проекта, исходя из
тематики и учебных условий. Целью проекта является открытие способа решения проблемы, а задачи проекта формулируются для получения ответа на вопрос, как достичь обозначенной цели. Определяется в черновом варианте весь дальнейший ход работы, количество участников, сроки выполнения проекта, формы презентации, общие подходы к оценке продукта. На втором этапе осуществляется организация деятельности учащихся по поиску необходимой информации. Она включает в себя формирование рабочих групп с учетом возможностей, сформированных умений, а также желаний учеников. В рамках работы внутри группы следует использовать принцип ротации - возможности перемещения по разным позициям в процессе работы над проектом, что позволяет каждому учащемуся раскрыть внутренний потенциал. Информационное обеспечение подразумевает использование всевозможных доступных для школьников источников информации. Кроме учебной, научно-популярной, исторической, искусствоведческой литературы привлекаются материалы исторических, художественных, краеведческих, школьных музеев по изучению истории архитектурных сооружений, исторических памятников, бытовых предметов и др. На третьем этапе осуществляется выполнение проекта, исключающее активное участие педагога, которому отводится роль консультанта, помогающего с поиском информации, управляющего групповой динамикой и оказывающего помощь ученикам в установлении деловых отношений в группе. Представление готового продукта, презентация и защита результатов является наивысшей точкой и итогом проектной деятельности, которая осуществляется на четвертом этапе. Материал, подготовленный для наглядной демонстрации, становится продуктом проекта. Демонстрируя наглядный материал, подборка и изготовление которого заняло большую часть времени, ученики показывают резуль-
тат практической реализации и воплощение приобретенных знаний и умений. Подготовка к презентации занимает значительную часть времени под отведенную проектную деятельность. Однако результатом работы над проектом является раскрытие способа решения проблемы проекта. Подведение итогов и оценка учебного проекта происходит на основе специально системно разработанных критериев и баллов. Важно, чтобы учащиеся заранее ознакомились, оговорили или самостоятельно разработали требования к предполагаемым результатам.
Приобретенные знания, личностный опыт, познавательные интересы учащихся помогают выстраивать образы прошлого, выстраивать действительность, с которой они никогда не сталкивались. Создавать новые представления необходимо не по имеющемуся образцу, а самостоятельно, намечая контуры создаваемого образа и выбирая для этого необходимый материал.
В процессе структурно-функционального анализа фактического материала о культурных процессах России ХУИ-ХУШ вв. выделены группы главных фактов, которые лежат в основе формирования таких типов образных представлений учащихся 7-х классов.
1. Образные представления о материальных объектах прошлого, свидетельствующих о развитии культурных явлений и процессов, а также о повседневной жизни и быте людей. К первой группе относятся памятники культуры эпохи (дворцы, театры, статуи, картины, книги и др.) Ко второй группе образных представлений относятся жилище, предметы обстановки (костюмы, посуда, предметы декоративно-прикладного искусства).
2. Образы представления о людях - типичных деятелях культуры определенной эпохи. Первая группа - реальные исторические персоны С. Ушаков, Я. Брюс, Б. Растрелли, М. В. Ломоносов и др.). Вторую группу составляют образы-типажи, представляющие социальную структуру общества (дворяне, бояре, купцы, крестьяне) и их образ жизни и быта.
3. Образные представления, воссоздающие типичные целостные картины повседневной жизни и быта определенной эпохи, а также типичные явления культуры данного времени (пир, ассамблея, бал и др.) Они делятся на два подвида - образы, воссоздающие частную повседневность, и образы общественной повседневности.
4. Образные представления, отражающие целостные картины важных событий в культурной жизни России определенного времени (открытие Славяно-греко-латинской академии, выход «Синопсиса», появление парсуны и др.). Они делятся на два подвида - образы создания объектов культуры и образы восприятия и функционирования произведений (объектов) культурной жизни. Такое структурирование фактического материала отвечает научному пониманию явлений культуры, определяется характером материала курса истории России и выявляет четыре группы образов, которые необходимо учащимся сформировать в ходе их проектной деятельности.
На основе этих образов у учащихся формируются понятия и развернутые положения в виде суждений и умозаключения об основных направлениях развития культуры России в ХУЛ-ХУЛ! вв. На основе формирования образов материальных объектов культуры учитель формирует понятия: палаты, изразец, кафтан, подклет, образцовые дома, особняк, фрак и др. На основе сформированных образов осознаются и усваиваются традиции и новшества культуры этого периода, знания об укладе повседневной жизни, что позволяет выявлять новизну культурных процессов и явлений эпохи. На базе формирования образов людей -участников повседневной жизни и создателей культурных объектов у учащихся формируются понятия: просветитель, архитектор, скульптор, дворянин, крестьянин, купец и др. Сформированные образы помогают учащимся сформулировать суждения и умозаключения по проблемам: власть и художник, идеология и культура, влияния европейских новшеств на русский быт. В результате логических обобщений школьники приходят к выводам о взаимоотношениях культуры и общества. Основой формирования понятий являются образы целостных картин повседневной жизни. Они позволяют ученикам выстроить типичные картины повседневной жизни эпохи и усвоить понятия: скоморохи, газета, ассамблея, клавикорды, бал, фейерверк и др. На этой основе в результате осмысления материала ученики приходят к широким обобщениям о традициях и новациях в повседневной жизни данной эпохи. Образы - целостные картины создания и восприятия произведений культуры и искусства позволяют учащимся сформировать понятия о жанрах и отдельных видах искусства: парсуна, гравюра, портрет, ода, ко-
медия и др., об учреждениях и явлениях культуры: академия художеств, Славяно-греко-латинская академия, университет, кунсткамера и др. Работа на основе логических операций и формирования теоретических суждений и умозаключений приводит к формированию у учащихся широких обобщений о стиле эпохи, направлениях и тенденциях развития искусства и культуры.
Важный критерий формируемых у учащихся 7-х классов образов - степень их воссоздания. Методистом А. А. Егоровым выделено три уровня воссоздания образов и исторического прошлого: историческая реконструкция, историческое моделирование, историческая имитация. Чем больше доли исследовательской составляющей в проектах учащихся, тем больше образной реконструкции и меньше имитации [1].
Творческие проекты направлены на формирование образов материальных предметов и людей - типичных представителей эпохи. Основная содержательная линия работ - изучение костюмов знати и народной одежды определенной эпохи, традиционной культуры повседневности, европейских новшеств в русском быту. Практико-ориентированные проекты помогали реконструировать целостные картины единичных важных событий и культурной жизни России ХУЛ-ХУЛ! вв. Работа в рамках проекта связана с реконструкцией документов эпохи, посвященных истории русской культуры. Смыл игровых проектов заключался в воссоздании типичных целостных картин повседневной жизни и быта определенной эпохи и был направлен на реконструкцию образов типичных картин культурной жизни России ХУ11-ХУ1Л вв.
Выбор проекта зависит от поставленной учителем задачи по формированию того или иного образа. Расширение рамок проектной деятельности и степень проработанности проектной задачи влияет на глубину, достоверность, оригинальность воссоздания образов исторического прошлого.
Формирование образов прошлого в рамках реконструктивной деятельности школьников в учеб-
ном проектировании рассматривается как качественно новая ступень образовательного процесса.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егоров А. А. Историческое моделирование как основа построения и проведения интерактивных программ // Кремль - детям: тез. докл. / под ред. Л. И. Кондрашовой, Е. Н. Крючковой. - М., 2008.
2. Байбородова Л. В., Серебренникова Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. - М., 2013.
3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Проектная деятельность школьников на уроках истории: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. - М., 2017.
4. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1988.
5. Короткова М. В. Методика учебного проектирования по истории и литературе для старшеклассников в музейной и школьной практике // Историческое образование. - 2014. -№ 4. - C. 141-153.
REFERENCES
1. Egorov A. A. Istoricheskoe modelirovanie kak osnova postroeniya i provedeniya interak-tivnykh programm. In: Kondrashova L. I., Kryuchkova E. N. (eds.) Kreml - detyam: abstracts. Moscow, 2008.
2. Bayborodova L. V., Serebrennikova L. N. Pro-ektnaya deyatelnost Shkolnikov v raznovozrast-nykh gruppakh. Moscow, 2013.
3. Vyazemskiy E. E., Strelova O. Yu. Proektnaya deyatelnost Shkolnikov na urokakh istorii: ucheb. posobie dlya obshcheobrazovatelnykh organizatsiy. Moscow, 2017.
4. Gora P. V. Povyshenie effektivnosti obucheniya istorii v sredney shkole. Moscow, 1988.
5. Korotkova M. V. Metodika uchebnogo proek-tirovaniya po istorii i literature dlya starsheklass-nikov v muzeynoy i shkolnoy praktike. Istoricheskoe obrazovanie. 2014, No. 4, pp. 141-153.
Гудкова Татьяна Вячеславовна, ассистент Кафедры методики преподавания истории Института истории и политики Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Gudkova Tatiana V., Assistant, Methods of Teaching History Department, Institute of History and Politics, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]