Ильина Ангелина Олеговна
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
факультет истории и права (5 курс)
Научный руководитель — Е. Ю. Ромашина, д. пед. наук, профессор
ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ ДЛЯ 5 - 6 КЛАССОВ
Аннотация: объектом нашего исследования стали учебники истории для 5 и 6 классов. Цель - выявить, присутствуют ли в них задания, направленные на организацию проектной деятельности школьников, определить характер этих заданий, проанализировать, являются ли они в действительности «проектными». В ходе работы мы раскрыли понятия «проект» и «метод проектной деятельности учащихся», охарактеризовали виды, этапы и роль проектной деятельности при изучении истории. Практической составляющей исследования стал анализ учебников по истории.
Ключевые слова: проект, метод проектной деятельности, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, школьный учебник, обучение истории.
Annotation: the object of our study are history textbooks for grades 5 and 6. The goal was to find out whether there are any tasks in them that are aimed at organizing a project activities of schoolchildren, nature of this projectsand whether they are in reality "projects". During the work, we have disclosed such aspects as: the concept of the project and the method of design activity of pupils, describe its species, stages, the role of the project activity in the study of history. The practical component of the study was the analysis of history textbooks.
Key words: project, project activity method, Federal State Educational Standard of Basic General Education, school textbook, history teaching.
теоретического материала, приобретение практических навыков и
окружающий мир, умение самостоятельно пополнять свои знания, находить, обрабатывать и анализировать информацию, работать в разно-
начительные перемены последних двух десятилетий не обошли стороной систему образования. Если раньше главным считалось усвоение школьниками большого количества
умении, то сейчас на первый план вышли понимать
родном коллективе [4, с.58-65]. Одним из ведущих в современном образовании стал системно-деятельностный подход. Он является методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [1] и обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активность обучающихся в учебно-познавательной деятельности, а также предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Кроме того, ФГОС ООО требует от учащихся применения освоенных знаний в проектных ситуациях. В процессе работы над проектами учащиеся должны включаться в активный образовательный процесс, в ходе которого у них будут сформированы и развиты коммуникативные, регулятивные и познавательные учебные действия.
Исследованием проектной деятельности учащихся занимались такие авторы, как В.С. Лазарев [5; 6], Ю.Н. Минюк [7], Е.А. Вохменцева [4], Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина [3] и др.
Сегодня метод проектов стал одним из наиболее заметных нововведений в российской школе [5]. Суть его состоит в том, чтобы обеспечить активную деятельность ученика и развить его интерес к знанию в процессе обучения. Достигается это путём постановки проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить новые знания [8, с.171].
В. С. Лазарев определяет проект как «особый способ постановки и решения проблем» [5, с.133]. Компонентами всякого проекта, по его мнению, являются: проблема; цели (цель) проекта; план действий по достижению целей; механизм контроля и регулирования хода выполнения плана (механизм управления реализацией плана); ресурсное обеспечение проекта; действия, обеспечивающие реализацию проекта; результаты реализации проекта; субъект проекта (один человек или команда) [6, с.13].
Значительную роль метод проектов способен сыграть в обучении истории. Сама история как учебный предмет содержит большой объем информации, необходимой для изучения. А работа учащихся над проектами помогает перейти от простого заучивания дат, событий и фактов к активной самостоятельной познавательной деятельности, погрузиться в атмосферу прошлого, разобраться в процессах, явлениях и понятиях. Метод проектов является важным компонентом формирования и развития исторического мышления [9, с.15]. Работая с разными источниками информации, реконструируя различные версии одного события, анализируя и сравнивая полученные данные, школьники проводят настоящее исследование и живо включаются в процесс изучения истории.
Школьный учебник - важнейшее средство обучения, он представляет собой одновременно концентрированное содержание образования и модель будущего образовательного процесса.
В. С. Лазарев отмечает, что сегодня существенной проблемой является злоупотребление словом «проект». Им называют практически любую деятельность школьника, направленную на поиск дополнительной информации. То есть любой реферат по заданной теме спешат окрестить «проектом». Получается, учителя в целом плохо понимают, что такое проект. Но правильно ли понимают авторы учебников, что такое проектная деятельность? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали учебники для 5 и бклассов, которые входят в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования [2]. В рамках нашего исследования мы постарались определить: присутствуют ли в учебниках истории для 5-6 классов задания, направленные на организацию проектной деятельности школьников; если да, то в каком
объёме; каков их характер и соответствуют ли они требованиям собственно проектной деятельности.
Рассмотрим учебник для 5 класса А. А. Вигасина, Г. И. Годера и И. С. Свенцицкой «Всеобщая история. История Древнего мира» [12]. Здесь варианты выполняемых учениками проектов вынесены в отдельный блок в конце учебника. Авторы предлагают перечень информационно-творческих проектов по всем пройдённым разделам. Учащимся необходимо с помощью дополнительной литературы и Интернет-ресурсов собрать информацию по одной из выбранных тем. Рассмотрим подробнее некоторые из заданий.
Информационные проекты «Изобретения и открытия древних людей» и «Древнейшие виды письменности» [12, с.300] ориентированы на то, чтобы помочь учащимся проследить тенденцию развития общества, рассмотреть быт древних людей. Здесь имеет место постановка проблемных вопросов. В первом проекте выделяется проблема влияния изобретений на жизнь древних людей, а второй требует разобраться, чем обусловлено появление письма. Другим примером проекта, который призван связать достижения прошлого с настоящим, является «Древняя культура Китая», где учащимся предлагается выяснить, какими достижениями культуры этой страны вправе гордиться современное поколение, и проект «Зрелища, возникшие в древности», направленный на исследование древних жанров искусства, актуальных по сей день.
Помимо этого, учащимся предлагается ознакомиться с литературными произведениями древней Индии. В ходе работы над проектом «Индия - родина многих басен и сказок о животных» предлагается не только прочитать индийские сказки и басни, но и проанализировать их религиозную составляющую, выявить, как верования отражаются в данных жанрах народной литературы. Такого рода деятельность активно развивает аналитические умения школьников, учит находить причинно-
следственные связи, что является необходимым для жизни в современном обществе.
Как мы можем наблюдать, проектные задания в учебнике А.А. Вигасина, Г.И. Годера и И.С. Свенцицкой «Всеобщая история. История Древнего мира» направлены не просто на поиск дополнительной информации с помощью различных ресурсов, но более на ее анализ, синтез и выявление причинно-следственных связей. Авторы выделяют проблемные вопросы, на которые предстоит ответить в ходе выполнения проекта.
Следующий учебник - это «История. Древний мир» В. И. Уколова, Л.П. Маринович издательства «Просвещение» [14]. Проектные задания для пятиклассников здесь располагаются в конце параграфов, в рубрике «Наши проекты и исследования». Среди предложенных вариантов проектных работ можно выделить сформулированные, например, так: «Используя дополнительную литературу и ресурсы интернета узнать, как учёные работают с различными видами исторических источников». Наглядный пример того, как обычный реферат называют «проектом». Ведь такая формулировка не предполагает ответа на проблемный вопрос, а ориентирует лишь на поиск информации.
Присутствуют также задания, отнесённые составителями учебника к рубрике «проекты», направленные на развитие творческих умений и ИКТ-компетенций: «Ремесла вавилонян, прославившие «царь городов», «Путешествие в древние Афины», «Город на семи холмах». Кроме работы с дополнительными источниками информации они требуют создания презентации. Но такие задания также трудно назвать «проектами». Они ориентированы на простой поиск информации по заданному вопросу.
В рубрике «проекты» присутствуют творческие сочинения, также названные «проектами». Например, одно из проектных заданий главы, посвящённой Древней Греции, предлагает сначала рассмотреть картины, в которых отражены мифологические сюжеты древних греков, а затем
написать сочинение-рассуждение, в котором необходимо изложить ответы на вопросы: «почему художников привлекли эти сюжеты? почему мифы стали основой общечеловеческой культуры?». Сочинение вряд ли можно назвать проектом.
Как можно наблюдать, учебник В. И. Уколовой и Л.П. Маринович предоставляет больше вариантов «проектов». Однако не все задания, выделяемые авторами как «проекты», в действительности таковыми являются. Большинство из них всего лишь рефераты и сочинения.
Но есть здесь и задания, более приближенные к специфике проектных. Например: найти информацию о традиции почитания древнегреческих богов, выяснить, как культ богов влиял на культуру, и остались ли элементы почитания этих богов в современной Греции - в проекте «Традиция почитания Зевса, Геры, Посейдона, Деметры, Гермеса древними греками». Здесь авторы уже обозначают проблему влияния религии на культуру.
Задания проектного типа присутствуют далеко не во всех учебниках, одобренных Министерством образования. Но иногда такие задания помещаются авторами в методические пособия для учителя. Например, учебник С. В. Колпакова, Н. А. Селунской «Всеобщая история. История Древнего мира» [13] не содержит проектных рубрик, но методическое пособие к нему - содержит. Однако, здесь также налицо несоответствие заданий критериям проекта. Большинство из них являются обыкновенными рефератами («Достижения Древней Индии», «Герои Троянской войны», «Странствия Одиссея», «Открытия Г. Шлимана» и др.).
Следующим объектом исследования для нас выступили учебники истории для 6 класса.
Учебник «История России с древнейших времён до XVI в.» И.Л. Андреева и И.Н. Фёдорова [11] не обходит вниманием проектную деятельность учащихся, помещает такие задания после параграфа
35
и вводит специальное обозначение для них в виде значка монитора компьютера.
В основной массе все они также направлены на поиск информации. Например: «Походы выдающегося полководца Древней Руси князя Святослава» или проект на тему «Истории создания Русской Правды». Но есть и «настоящие» проектные задания: «Как иноземное иго изменило исторический путь Руси? Бремя княжеской власти и тяжесть народных страданий» или «Роль огнестрельного оружия во время стояния на Угре. Рождение русской артиллерии» [11, с.161, 225]. Здесь можно наблюдать неотъемлемый компонент проектного задания -постановку проблемного вопроса, на который ученикам предлагается ответить. Интересными в этом учебнике являются задания исторической реконструкции, например, «Древнерусский город и его составные части» [11, с.225].
Учебник «Всеобщая история 6 класс» Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского проектные задания помещает в конце каждой главы и систематизирует их [10].
Есть интересные проекты, например, «Средневековый монастырь» [10, с.46]. Учащимся необходимо найти сведения об одном из старейших монастырей Европы, нарисовать его план, узнать, чем он прославлен и каков его быт, а также ответить на главный проблемообразующий вопрос - какую роль монастыри играли в Средние века? Перед нами пример качественного проектного задания. Ученикам необходимо провести работу по выстраиванию целей, разработке плана реализации проекта, его презентации, подумать о ресурсном обеспечении. Провести серьёзную работу. В другом задании ученикам предлагается изучить карту средневековой Европы, проанализировать расположения и названия городов, выявить общее в названиях, разделить на группы, в зависимости от сходных частей названия и, используя дополнительную информацию, ответить на вопрос: что могут рассказать названия европейских городов
об особенностях их возникновения? [10, с.126]. Кроме этого предлагаются проекты об истории появления предметов быта [10, с.251], о древних традициях [10, с.276] и др.
Характерно, что авторы учебника не ограничиваются сухой формулировкой темы, а подробно излагают ход работы над проектом, обозначают проблемный вопрос. Такой принцип построения задания наиболее подходит для самого термина «проект».
Итак, в результате проведённого анализа мы выяснили, что авторы учебников, стараясь соответствовать требованию реализации метода проектной деятельности, активно внедряют задания подобного рода в свои пособия. Но при подробном рассмотрении выяснилось, что не все задания действительно являются проектами.
На наш взгляд, из проанализированных учебников требованию использования полученных знаний в проектных ситуациях в наибольшей мере отвечают учебники «Всеобщая история. История Древнего мира» А.А. Вигасина, Г.И. Годера и И.С. Свенцицкой и «Всеобщая история 6 класс» Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского. Прочие требуют доработки.
Литература
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]// Министерство образования и науки Российской Федерации. официальный сайт. - URL: http://минобрнауки. рф/документы/938 (дата обращения 25.05.2018).
2. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования(от 31 марта 2014 г. N 253) [Электронный ресурс]//Министерство образования и науки Российской Федерации. официальный сайт. - URL: http://минобрнауки. рф/документы/938 (дата обращения 1.06.2018).
Научные публикации:
3. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Учебные проекты по истории в основной школе// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2012. - № 16. - С. 23-29.
4. Вохменцева Е.А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей// Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой учёный, 2011. - С. 58-65.
5. Лазарев В.С. Проектная и псевдопроектнаядеятельность в школе//Народное образование. 2014. № 8. С. 130-136.
6. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. Сургут, РИО СурГПУ, 2014. 135с.
7. Минюк Ю.Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 6-8.
8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. -М.: Академия, 1999. 224 с.
9. Стрелова О.Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе//Преподавание истории и обществознания в школе. 2013. №10. С. 9-17.
Учебники:
10. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Учебник Всеобщая история 6 класс. М.: Просвещение, 2012.
11. Андреев И. Л., Фёдоров И.Н. История России с древнейших времён до XVI в. 6 кл.: учебник. - М.: Дрофа, 2016.
12. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. М.: Просвещение, 2014.
13. Колпаков С.В., Селунская Н.А. Всеобщая история. История Древнего мира. М.: Дрофа, 2016.
14. Уколова В.И., Маринович Л.П. История. Древний мир. М.: Просвещение, 2014.