Научная статья на тему 'Использование метода проектов при обучении школьников русскому языку'

Использование метода проектов при обучении школьников русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2298
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / METHODS OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHING / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чередниченко Т. И.

В статье рассматривается теория метода проектов и ее использование при обучении школьников русскому языку, описана структура проектной деятельности, а также ее отдельные этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the theory of project method and its use in teaching students the Russian language, describes the structure of project activities, as well as its separate stages.

Текст научной работы на тему «Использование метода проектов при обучении школьников русскому языку»

Раздел I. Филология

Т.И. Чередниченко

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье рассматривается теория метода проектов и ее использование при обучении школьников русскому языку, описана структура проектной деятельности, а также ее отдельные этапы.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка, метод проектов, проектная деятельность.

THE USE OF PROJECT METHOD IN TEACHING STUDENTS THE RUSSIAN LANGUAGE

Abstract. The article discusses the theory of project method and its use in teaching students the Russian language, describes the structure of project activities, as well as its separate stages.

Key words, methods of Russian language teaching, project method, project activity.

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Большие возможности в этом плане открывает метод проектов - «один из методов лич-ностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе решения задач учебного проекта» [1, 6].

Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, учащиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Работа над проектом - это самостоятельная деятельность учащихся - индивидуальная, парная или групповая.

Учебный проект - работа, запланированная в рамках учебной программы. Он вписан в контекст учебного процесса и подразумевает выставление отметок за его выполнение. Общая цель всех учебных проектов - освоение конкретных знаний на уровне их практического применения.

Использование метода проектов требует от учителя умения планировать проектную работу учащихся на уроке (в системе уроков) и во внеурочной деятельности. Необходимо продумать сроки, формы, методы и критерии итогового (а для долгосрочных проектов и промежуточного) контроля.

Тема проекта должна представлять интерес для ученика. Желательно не предлагать детям готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать ученикам возможность обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать. Ученикам можно предложить собирать самую разную информацию по общей теме. При этом они сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках изучаемого материала. Обычно используется следующий порядок действий,

1. Знакомство класса с общей темой (разделом учебника).

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор темы проекта.

5. Выбор проектного продукта. [2, 65]

Учитель выбирает общую тему или организует её выбор учениками. Основанием выбора темы может быть желание реализовать проект, связанный по сюжету с какой-либо областью интересов ученика. При выборе направления работы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

К формулировке темы (названия) проекта также предъявляются определённые требования.

• в названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна;

• название должно выражать главную идею;

• название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание;

• название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным [3,78].

Проектный продукт - это то, что должно быть создано в результате работы над проектом. Перечень возможных проектных продуктов весьма обширен.

Мультимедийный продукт: мультимедийная презентация; видеоклип; видеофильм; гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно-музыкальными материалами); компьютерная графика; веб-сайт.

Научные или учебные материалы: научный доклад; научная статья; сравнительно-сопоставительный анализ к.-л. явления, процесса и т.д.; отчёт об исследовательской экспедиции; анализ данных социологического опроса, словарь; тесты; атлас, карта; учебное пособие.

Публицистические материалы: настенная газета; школьная тиражная газета; журнал; заметка, интервью, обзор и др.

Нормативные документы: инструкция; законопроект; система школьного самоуправления.

Творческий продукт: сборник стихотворений; литературный альманах; альбом с иллюстрациями; картина; театральная постановка.

Мероприятие: экскурсия; праздник; соревнование; деловая игра; викторина (КВН, Что? Где? Когда? и т.п.); выставка; пресс-конференция; литературное кафе.

Можно заметить, что одна и та же тема в зависимости от конкретной учебной ситуации может быть реализована в различных проектных продуктах. Например, продуктом проекта «Словари - наши помощники» может быть мультимедийная презентация, тест или викторина. Выбор зависит от желания и возможностей учеников.

Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов. На подготовительном этапе ученики под руководством учителя должны сформулировать тему будущего проекта. Для этого необходимо ответить на вопрос «Что мы хотим сделать?» Ответ на этот вопрос определит тип проекта и проектный продукт.

Например, мы хотим узнать мнение учеников нашей школы о введении школьной формы. В этом случае целесообразно разработать информационный проект, продуктом которого может быть статья в школьной газете или видеоролик для школьного телевидения.

Или ученики, изучив тему «Фразеология», захотели проиллюстрировать некоторые фразеологизмы. Этот замысел может быть реализован в творческом проекте, продуктом которого будет альбом с рисунками или небольшой иллюстрированный фразеологический словарик.

Желание устроить интеллектуальное состязание с учениками параллельных классов может быть реализовано в игровом проекте, результатом которого будет проведение тематической викторины или КВН [4, 76].

Очень важно, чтобы содержание проекта было ориентировано на интересы и жизненную ситуацию учеников, поскольку это будет поддерживать интерес к проекту и побуждать к активной деятельности. Например, работа над проектом «Профессионализмы в речи наших родителей» обычно бывает продуктивной, так как ученики не только осваивают материал по теме «Лексикология», но и лучше узнают своих родителей, их профессиональную деятельность.

Поскольку в коллективном проекте будет участвовать несколько учеников, перед учителем стоят следующие задачи:

1) собрать различные идеи учащихся;

2) организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей;

3) поддержать (или тактично скорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами - это важнейшие метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренные ФГОС. Таким образом, обучая ребят планированию, мы формируем умения, которые понадобятся им не только в учебной деятельности, но и в жизни.

На этапе планирования окончательно определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки процесса и результата проектной деятельности, согласовываются способы совместной деятельности.

Конечно, планирование - сложный процесс для учащегося. Помощь учителя может заключаться в том, что ученикам может быть предложен алгоритм планирования работы над проектом.

1. Зачем мы это делаем? (Отвечая на этот вопрос, мы формулируем проблему и цели проекта.)

2. Что нужно сделать (создать) для решения проблемы? (Выбор проектного продукта.)

3. Кто это будет делать? (Назначение ответственных, формирование групп.)

4. Всё ли у нас есть для решения проблемы? Что ещё необходимо? (Выявление имеющихся и недостающих ресурсов.)

5. Какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта? (Перечисление основных этапов работы.)

6. Что нужно сделать на каждом шаге? (Построение развёрнутого плана работы.)

7. К какому сроку необходимо закончить работу? (Построение графика проектной работы.) Нужно отметить, что на этапе планирования не следует увлекаться чрезмерной детализацией плана работы: невозможно предусмотреть все мелочи, предвидеть все возможные трудности. Следует помнить о законе Хеопса: «Ничто не строится в срок и в пределах сметы».

На этапе реализации проекта учитель и ученики сталкиваются с различными трудностями, которые необходимо преодолеть: информации мало или, наоборот, слишком много; одни группы не успевают завершить работу, а другие простаивают без дела; в группах возникают конфликты между участниками; из-за продолжительного отсутствия некоторых участников приходится перераспределять обязанности в группе и т.д. Умение решать текущие проблемы, определять наиболее эффективные способы достижения результата и есть те основные навыки, которые способствуют адаптации личности в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Следовательно, важнейшая задача учителя на данном этапе - грамотно определить степень своего участия в проекте, чтобы поощрять самостоятельность учащихся и в то же время при необходимости поддержать, направить, помочь, создать условия для проявления творческой активности.

Очевидно, что степень участия учителя в проектной работе варьируется в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Ученикам 5-6-х классов учитель оказывает организующую и стимулирующую помощь на всех этапах проекта, стараясь поддержать самостоятельную работу ребёнка. Для учащихся 7-9-х классов помощь необходима в отдельных, критических ситуациях. Учащиеся 10-11-х классов, как правило, нуждаются в минимальном участии учителя. Таким образом, педагогическое мастерство учителя заключается в том, чтобы поддерживать самостоятельность учащихся и в то же время ненавязчиво контролировать их работу.

Проект можно разделить на небольшие этапы, связанные со сбором информации, её обработкой и оценкой, изготовлением проектного продукта и его составляющих, подготовкой документации проекта, подготовкой к презентации.

Часто ребята настолько увлекаются доработкой и совершенствованием продукта, что полностью забывают о намеченных сроках, которые бывает принципиально важны, если завершение проекта приурочено к какой-либо дате или по другим причинам. Многие из нас работают импульсивно, путём перенапряжения в короткий срок решая сложные задачи. Наши ученики также перенимают подобный стиль работы, глядя на старших. В этом случае тем более важно рациональное распределение усилий на всех этапах работы и следование намеченному плану (в том числе и в сроках).

Презентация проекта. Основная задача этого этапа - представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы.

Существуют различные формы презентации:

• устное сообщение на уроке;

• публичная защита проекта;

• театрализованное представление;

• демонстрация видеофильма;

• презентация веб-сайта и др.

Для публичной защиты проекта обычно выбирается внеурочное время, подготавливается аудитория, отбирается жюри с привлечением администрации, педагогов, учащихся старших классов, приглашаются ученики определённых классов или все желающие.

В процессе презентации проекта учащиеся должны продемонстрировать:

• понимание цели и задач проекта;

• умение представить работу над проектом в устном сообщении;

• умение аргументировать выбор способов путей решения проблемы;

• умение проводить анализ успешности проделанной работы.

Оценивание проекта - важная и ответственная процедура. Как показывает практика, очень важно, чтобы с критериями оценивания учащиеся были ознакомлены заранее, поскольку это всегда позитивно влияет на их работу:

• ученики точно знают, чего от них ожидают;

• ученики получают ориентир для самооценки;

• ученики знают, что их оценивание будет последовательным и объективным.

Существенно облегчает процедуру оценивания проекта использование специальных бланков: одни и те же бланки могут применяться для оценки, самооценки и перекрёстных отзывов.

Итак, метод проектов позволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного знания; даёт возможность связать теорию с практикой; развивает исследовательские, творческие способности учащихся, создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора; позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Нарушевич, А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты... Проекты! Ростов н/Д: Легион, 2013. - 78 с.

2. Нарушевич, А.Г., Голубева, И.В. Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты. 9 класс. М.: Просвещение, 2016. - 157 с.

3. Нарушевич, А.Г., Голубева, И.В. Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты. 8 класс. М.: Просвещение, 2016. - 157 с.

4. Нарушевич, А.Г., Голубева, И.В. Русский язык. Литература. Тетрадь-тренажер. 10 класс. М.: Просвещение, 2016. - 157 с.

УДК 81'33 ББК 81.1

Н.В. Костюченко

ЛЕКСИКА, СВЯЗАННАЯ СО СЛАВЯНСКИМ ЯЗЫЧЕСТВОМ, НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье характеризуются пути анализа слов и фразеологизмов, связанных со славянской языческой мифологией, в школьном курсе русского языка и литературы. Показано, что элементы наследия славянского язычества могут рассматриваться на уроках русского языка при изучении лексики и фразеологии, а также на уроках литературы при анализе художественного текста.

Ключевые слова: межпредметные связи, этимология, корень, имя собственное, фразеологическая единица.

N.V. Kostyuchenko

LEXIS ASSOCIATED WITH SLAVIC PAGANISM AT LITERATURE AND RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Abstract. The article characterizes ways of analyses of words and phraseological units associated with Slavic pagan mythology in a school course of Russian language and literature. It is shown that the elements of heritage of Slavic paganism can be considered at Russian language lessons in the study of lexis and phraseology, and also in Literature lessons in the analysis of literary text.

Keywords: interdisciplinary connections, etymology, root, proper name, phraseological unit.

В современном языкознании значительное место занимает проблематика, связанная с отношениями языка и культуры, что проявилось на рубеже XX - XXI веков в формировании лингво-культурологии как научной лингвистической дисциплины. Лингвокультурология изучает «способы, с помощью которых язык воплощает в своих единицах, хранит и транслирует культуру» [4, 9], исследует, «как в слове аккумулируются культурные смыслы и как слово способствует функционированию культуры» [12, 28]. К числу проявлений аккумулятивной функции языка принадлежат такие лексические и фразеологические единицы, в которых отразилось наследие мифологии, в том числе - наследие славянской языческой мифологии.

Наследие славянского язычества в русском языке - тема большого культурно-исторического значения. В ходе сложной истории русского народа от язычества сохранилось немногое; «утрачены и сами языческие древнерусские мифы, когда-то давшие исток традиционной народной поэзии и наполнявшие ее жизнью, светом и красками» [9, 494]. Тем более велика познавательная значимость тех элементов словарного и фразеологического состава языка, которые в какой-то мере хранят память о своеобразии славянской языческой культуры. Обращение к данной теме в школе должно способствовать приобщению учащихся к исторической памяти. Для достижения этой цели необходимы межпредметные связи, которые объединяли бы курсы литературы, русского языка, истории, изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.