Научная статья на тему 'Проект как методико-технологическая составляющая процесса формирования умений делового общения младших школьников'

Проект как методико-технологическая составляющая процесса формирования умений делового общения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАЧАЛЬНОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УМЕНИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / JUNIOR SCHOOLCHILDREN’S BUSINESS COMMUNICATION SKILLS FORMING / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / PRIMARY LINGUISTIC EDUCATION / BUSINESS COMMUNICATION SKILLS / PROJECT / PROJECT METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Анна Евгеньевна

The article considers the topicality of the problem of junior schoolchildren’s business communication skills forming, as well as project as its methodical and technological component. The article reveals the project method peculiarities in primary school, its kinds and realization possibilities during junior schoolchildren’s business communication skills forming.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project As a Methodical and Technological Component of Junior Schoolchildren’s Business Communication Skills Forming

The article considers the topicality of the problem of junior schoolchildren’s business communication skills forming, as well as project as its methodical and technological component. The article reveals the project method peculiarities in primary school, its kinds and realization possibilities during junior schoolchildren’s business communication skills forming.

Текст научной работы на тему «Проект как методико-технологическая составляющая процесса формирования умений делового общения младших школьников»

УДК 4(07): 371.01 ББК 74.268.1Р: 74.202.42

Хохлова Анна Евгеньевна

аспирант

кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского

языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Khokhlova Anna Evgenievna Post-graduate

Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian Language and Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Проект как методико-технологическая составляющая процесса

формирования умений делового общения младших школьников

Project As a Methodical and Technological Component of Junior Schoolchildren’s Business Communication Skills Forming

В данной статье рассматриваются актуальность проблемы формирования умений делового общения младших школьников, проект как его методикотехнологическая составляющая. Раскрываются особенности метода проектов в начальной школе, их виды и возможности реализации в процессе формирования умений делового общения .

The article considers the topicality of the problem of junior schoolchildren’s business communication skills forming, as well as project as its methodical and technological component. The article reveals the project method peculiarities in primary school, its kinds and realization possibilities during junior schoolchildren’s business communication skills forming.

Ключевые слова: младший школьник, начальное языковое образование, умения делового общения, формирование умений делового общения младших школьников, проект, метод проектов.

Key words: junior schoolchildren, primary linguistic education, business communication skills, junior schoolchildren’s business communication skills forming, project, project methods.

Разработка новых Федеральных государственных образовательных стандартов (в том числе и начального образования) новым социальным запросом как со стороны родителей, так и сфер профессиональной деятельности. Сформировать у школьников потребность и способность к непрерывному самообразованию на протяжении всей жизни - одна из стратегических задач современной российской школы. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключе-

вую компетенцию, как умение учиться, которая, в свою очередь, закладывается уже в младшем школьном возрасте.

В связи с тем, что приоритетным направлением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей начальной школы становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психолого-педагогической составляющей фундаментального ядра образования [9]. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, в связи с чем качество усвоения знаний определяется многообразием и характером их видов.

Сегодня в рамках внедрения ФГОС нового поколения в начальном образовании универсальные учебные действия (УУД) рассматриваются как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [3].

Современное начальное образование в РФ обладает достаточным потенциалом для обеспечения формирования различных групп универсальных учебных действий у младших школьников - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Исследованием установлено, что развитию последней группы действий способствует формирование умений делового общения младших школьников в рамках начального языкового образования.

Понятие «начальное языковое образование» сегодня зафиксировано в ряде нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в начальной школе (Федеральный государственный образовательный стандарт, основные программы и системы). В то же время к пониманию сущности данного понятия нет единого мнения, что затрудняет его научную разработку и ис-

пользование в образовательном процессе. В связи с этим мы, вслед за Б.Г. Гершунским [2, с. 41], рассматриваем начальное языковое образование как

1)ценность, 2) процесс, 3) результат, 4) систему освоения языковых норм, закономерностей функционирования русского языка в рамках начального образования. На основе анализа научно-методической литературы по этой проблеме возможно утверждать, что языковая подготовка учащихся начальных классов направлена на усвоение и систематизацию знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять речевую деятельность, в частности направлена на приобщение обучаемых к культуре общения, в том числе и делового.

Таким образом, формирование умений делового общения младших школьников представляет собой процесс, который является составной частью становления языковой и в частности функционально грамотной личности младшего школьника.

На основе анализа научно-педагогической литературы умения делового общения младших школьников определены как освоенные коммуникативные способы действия, осуществляемые на основе поликультурных и языковых знаний по оптимальным параметрам осознанного варьирования при выборе и сочетании соответствующих навыков в зависимости от цели, ситуации общения и собеседника.

Эффективность реализации процесса формирования умений делового общения младших делового общения может быть обеспечена при выделении проекта как её методико-технологической составляющей.

По мнению отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Д.Г. Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым относится и использование проектов, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с учащимися. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что «существенным условием для

выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов» [9, с. 110]. Отмечается и необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это относится к применению проектного метода в начальной школе.

Для наиболее эффективного применения метода проектов в рамках начальной школы в целом и в процессе формирования умений делового общения, в частности необходимо учитывать ряд условий.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Вторым показателем готовности младших школьников к процессу формирования умений делового общения выступает развитие мышления учащихся, сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1 по 4 классы в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое

учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

Третьим показателем готовности младших школьников к эффективному освоению умений делового общения является опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания. Таким образом, формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъектности младшего школьника в процессе обучения.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебнопознавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Так его внешним результатом становится продукт, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, внутренним результатом - опыт деятельности для учащегося. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования [6].

Работа по методу проектов, по мнению И.С.Сергеева, - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности [7].Среди требований к проектам в целом возможно обозначить следующие:

^ необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической;

^ выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных;

^ каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся; ^ результатом работы над проектом является продукт;

^ подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Опираясь на перечисленные выше требования и особенности применения метода проектов в начальной школе, возможно представить последовательность работы над проектом в процессе формирования умений делового общения младших школьников.

Пробле-

Проектирова-

Поиск

Про-

Презента-

Рис. 1. Последовательность работы над проектом в процессе формирования умений ледового общения младших школьников.

Работа над учебными проектами, осуществляемая с опорой на представленную последовательность, позволяет реализовывать их различные виды в процессе формирования умений делового общения младших школьников. Рассмотрим некоторые классификации [7].

По содержанию проекты подразделяются на:

— практико-ориентированный проект (нацелен на социальные интересы самих участников проекта);

— исследовательский проект (по структуре предполагает научное исследование - актуальность избранной темы, эксперимент, обсуждение результатов и т.п.);

— информационный проект (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории);

— творческий проект (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов - альманахи, театрализации,

спортивные игры, произведения изобразительного или декоративноприкладного искусства, видеофильмы и т.п.);

— ролевой проект (проектанты берут на себя роли персонажей, выдуманных героев и т.п., проигрывают их возможное поведение в определённых ситуациях).

Опираясь на особенности описанного выше процесса становления умений делового общения младших школьников, практический опыт, возможно утверждать, что наиболее широко используемыми в рамках этого процесса являются ролевые проекты. Постановка задач по реконструкции ситуаций делового общения, распределение ролей, особенности поведения и речевого поля позволяют разносторонне раскрыть суть определённых ситуаций и поведения.

Ролевой проект в начальной школе позволяет наиболее эффективно реализовать основные этапы процесса становления умений делового общения. Помимо этого, данный вид проектов позволяет вовлечь младших школьников в процесс как теоретического, так и практического осмысления материала за счёт учёта возрастных особенностей и интересов детей. Примерами подобных проектов могут быть следующие, реализованные в практике начального языкового образования:

> «Я хочу у вас работать!» (работа младших школьников в группах, где требуется инсценировать процесс собеседования при приёме на работу);

> «Начальник и подчинённый» (представление деловой беседы на темы, интересующие младших школьников);

^ «Торжественный приём у Президента» (инсценировка общения в рамках приёма гостей-деловых партнёров, учителей, представителей других профессий, стран).

Информационные и творческие проекты также используются при освоении основ делового общения, они позволяют представить результаты деятельности или фактологические данные. Среди подобных проектов достаточную эффективность показали следующие:

^ создание комикса «Родители на работе» (каждому школьнику необходимо совместно с родителями представить в виде рисунков и реплик к ним ситуации делового общения, в которых представители различных профессий принимают участие);

> «Как правильно?» (поиск учащимися необходимой информации о прави-

лах деловых бесед, переговоров, переписки, представление найденной и систематизированной информации);

^ театрализованное представление детьми «удачного» и «неудачного» вариантов ведения делового спора.

На основе комплексности выделены следующие типы проектов:

1) монопроекты (проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, могут использовать информацию из других областей знания и деятельности).

2) межпредметные проекты (выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания).

Также достаточно эффективными в рамках формирования умений делового общения младших школьников становятся выделенные на основе комплексности межпредметные и монопроекты, создаваемые в рамках начального языкового образования с опорой на его средства. Среди них можно отметить «Защитим животных из «Красной книги» (индивидуальное письменное описание, которое было бы понятно политикам, экологам и др. представителям органов власти), «Обращение к учителям начальных классов» (создание официального обращения к педагогам и его представление).

По продолжительности проекты, реализуемые учащимися начальной школы, представляют собой мини-проекты (продолжительностью менее урока), краткосрочные (2-5 уроков), недельные и годичные. Необходимость применения проектов, рассчитанных более чем на урок, возрастает в зависимости от возраста младших школьников, сложности разрабатываемого проекта и особенностей его реализации. Так проекты, создаваемые в рамках освоения основ делового общения, первоначально из мини-проектов (воссоздание ситуаций,

решение поставленных деловых задач) развиваются в недельные проекты (наблюдение за определёнными ситуациями делового общения дома, в организациях, в школе и т.п.).

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. При выборе её форм следует учитывать многие факторы: учёт индивидуальных особенностей, предмет проекта, количество участников, вид проекта и т.п. В связи с этим наиболее эффективными формами в рамках формирования умений делового общения являются:

— воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа),

— деловая игра,

— инсценировка реального или вымышленного события,

— конференция,

— ролевая игра,

— спектакль,

— спортивная игра,

— телепередача.

Презентация младшими школьниками проекта, созданного в рамках освоения основ делового общения, обладает определёнными когнитивным потенциалом. В него входит развитие умений аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Помимо этого, целью проведения презентации является развитие презентативных умений и навыков, которые становятся составляющей умений делового общения.

Таким образом, реализация рассмотренных выше проектов в рамках начального языкового образования способствует дальнейшему становлению умений делового общения. Проект как методико-техническая составляющая процесса становления умений делового общения младших школьников обладает определёнными ресурсами: способствует развитию творческого потенциала

учащихся, проведению самостоятельных исследований, принятию решений, развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда, проведению собственных оценок результатов обучения; формирует привычку к анализу различных ситуаций, в том числе делового общения.

Библиографический список

1. Василовская, А.И. Метод проектов на уроках в начальной школе

[Электронный ресурс] А.И. Василовская. - Режим доступа:

http://festival.1september.ru/articles/501897/

2. Гершунский, Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония, знания и веры [Текст]/ Б.С. Гершунский. - М.: Московский психологосоциальный ин-т, 1997. - 120 с.

3. Кабанова, О. А. Универсальные учебные действия [Электронный

ресурс] / О.А. Кабанова. - Режим доступа:

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250

4. Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст] / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. - М. : МАНПО, 2006. - 154 с.

5. Никитина, Е.Ю. Принципы научно-методической концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся [Текст]/ Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова // Фундаментальные исследования. -2011. - №12. - С. 41-45.

6. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов[Текст]/ Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2008. - 110с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст]/ И. С. Сергеев.- М.: АРКТИ, 2010. - 80 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт: Начальное общее образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

9. Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности [Текст]/ А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - М.: Открытый институт "Развивающее образование", 2010. - 216 с.

Bibliography

1. Exemplary Programs of Primary Education [Text]: In 2 Parts. P.2 - М.: Prosvesheniye, 2008. - 317 p.

2. Federal State Educational Standard: Elementary General Education

[Electronic Resource]. - Access Mode:

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

3. Gershunsky, B.S.Education in the Third Millennium: Harmony, Knowledge and Faith [Text] / B.S.Gershunsky. - М.: Moscow Socio-Psycological Institute, 1997. - 120 p.

4. Kabanova, О.А. Universal Learning Activities [Electronic Resource] /

О.А. Kabanova. - Access Mode:

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250

5. Nikitina, E. Yu. The principles of Scientific and Methodological Concept in Students’ Communicative Education Pedagogical Management [Text] / Е. Yu. Nikitina, О.G. Mishanova // Fundamental Research. - 2011. - №12. - Р. 41-45.

6. Nikitina, E.Yu. Principles of Scientific-and-Methodological Concepts of Students’ Communicative Education Pedagogical Management: Perspective Approaches [Text] / Е. Yu. Nikitina, О. Yu. Afanasyeva. - М.: MANPO, 2006. - 154 p.

7. Pakhomova, N. Yu. Project Methods in the Educational Institution: Manual for Teachers and Students [Text]/ N. Yu. Pahomova. - М.: ARCTI, 2008. -110 p.

8. Sergeev, I. S. How To Organize the Students’ Project Work: Practical Guide for Educational Institutions Staff [Text]/ I. S. Sergeev.- М.: ARCTI, 2010. -80 p.

9. Tsukerman, GA. Educational Autonomy Development [Text] / А.L. Venger, GA. Tsukerman. - М.: Open Institute "Developmental Education", 2010. -216 p.

10. Vasilovskaya, А.I. Project Methods in Junior School [Electronic Resource] А.I. Vasilovskaya. - Access Mode:

http://festival.1september.ru/articles/501897/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.