Громова Виктория Ивановна
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ИТОГОВЫМ ПРОЕКТОМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматривается вопрос, касающийся подготовки школьниками индивидуальных итоговых проектов по русскому языку в качестве формы итоговой аттестации согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Предлагаются советы по систематизации работы над итоговыми проектами. Особое внимание уделяется продуктам и тематике проектов учащихся 9 классов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/12-4758.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 4. C. 202-204. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/12-4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
202
^БЫ 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 4
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.016:811.11:(045)
В статье рассматривается вопрос, касающийся подготовки школьниками индивидуальных итоговых проектов по русскому языку в качестве формы итоговой аттестации согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Предлагаются советы по систематизации работы над итоговыми проектами. Особое внимание уделяется продуктам и тематике проектов учащихся 9 классов.
Ключевые слова и фразы: итоговый проект; виды проектов; продукт проектной деятельности; метапредмет-ные результаты; тематика итоговых проектов.
Громова Виктория Ивановна, к. филол. н.
Саратовский областной институт развития образования grom-v07@mail. т
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ИТОГОВЫМ ПРОЕКТОМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В последнее время все чаще можно услышать слово проект, и это является не столько данью моде, сколько насущной потребностью современного образования. Тем более умение вести проектную деятельность становится необходимым с введением с 1 сентября 2015 года новых стандартов. Кроме того, оценка за индивидуальный проект обязательно должна быть указана в аттестате об основном общем образовании.
В нашей статье мы попытаемся обобщить основные моменты, касающиеся итоговых проектов. Вместе с тем мы предложим варианты работы над проектами по русскому языку в 9 классе.
Защита индивидуального итогового проекта является «основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов» [4, с. 199]. Нельзя переоценить пользу проектов, поскольку «педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся могут быть наиболее эффективно реализованы при условии обеспечения участия школьников в проектах различного типа, позволяющих актуализировать и обогатить разные компоненты их субъектного опыта» [2, с. 32].
Автор статьи пять лет читает лекции по проектной деятельности для учителей русского языка и литературы. По результатам обсуждений «западающих» моментов работы с детьми можно отметить следующее.
Во-первых, многие обучающиеся не соблюдают требований к оформлению проекта. По мнению большинства ученых, проектная работа должна состоять из титульного листа, оглавления, введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка литературы и приложений (таблицы, словарь, рисунки, фотографии и пр.).
Во-вторых, продукты проектной деятельности, как правило, весьма однообразны, тогда как на самом деле их спектр велик. А поскольку учебные проекты бывают разные, в зависимости от ведущего характера деятельности, то и методика осуществления конкретного проекта будет несколько отличаться [3, с. 40].
Цель социального проекта - решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Возможными продуктами могут быть газета, журнал, законопроект, мультимедийный продукт, учебное пособие, вебсайт; атлас, карта; видеофильм и др.
Если цель исследовательского проекта - формирование у учеников навыков учебного исследования, то возможные продукты - сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования, научный доклад, анализ данных социологического опроса, публикация в СМИ, вебсайт, атлас, карта, справочник молодежного сленга и др.
Цель информационного проекта - сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Возможные продукты - видеофильм, газета, журнал, экскурсия, коллекция, мультимедийный продукт, прогноз, справочник, вебсайт и др.
Если цель творческого проекта - развитие творческого потенциала личности, то возможные его продукты - сборник сочинений, стихов, рисунков, видеофильм, выставка, коллекция, гипермедиа-сочинение, бук-трейлер, фанфик, мини-сага и др.
Цель игрового проекта - воссоздание различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Возможные продукты - деловая игра, ролевая игра, праздник, спектакль.
Третья проблема - содержательная составляющая проектов. Самым сложным для учеников и их руководителей является заполнение аннотации к проекту. На наш взгляд, аннотация должна включать в себя следующие пункты: тема проекта, тип проекта, возрастная категория учащихся, цель проекта, задачи проекта, проблема проекта, гипотеза решения проблемы, группы для реализации проекта, план работы с учащимися, срок реализации, источники информации, продукт (продукты) проекта и форма защиты проекта.
13.00.00 Педагогические науки
203
Приведем в качестве примера проект муниципального образовательного учреждения города Петровска Саратовской области «Основная общеобразовательная школа № 5». Тема проекта - «Фразеологизмы в нашей речи». Тип проекта - исследовательский. Возрастная категория учащихся - 9 класс.
Цель проекта - обосновать необходимость использования фразеологизмов в речи.
Задачи проекта: 1) определить наиболее частотные фразеологизмы в речи учащихся школы; 2) провести наблюдение и анкетирование.
Проблема проекта - неумение учащихся использовать в своей речи фразеологизмы. Гипотеза решения проблемы - неуместное употребление фразеологизмов приводит к недопониманию и бедности речи.
Группы для реализации проекта: теоретики, наблюдатели, оформители, аналитики.
План работы с учащимися: 1. Изучение литературы о фразеологизмах. 2. Наблюдение за речью школьников. 3. Оформление словаря. 4. Оформление доклада. Срок реализации - 3 четверть. Источник информации - речь обучающихся. Продукты проекта - презентация, словарь, научный доклад. Форма защиты проекта - выступление на конференции.
Для упрощения работы над итоговыми проектами предлагаем следующее распределение тем по блокам. Первый блок - «Наш край». Примерные темы: «Берегите природу - наш родной дом!»; «Берегите лес -главное природное богатство России»; «Лес словно терем расписной...»; «Природа - наш дом, но не одни мы в нем живем»; «Дворик для души»; «Помоги озеленить клумбу!»; «Не рвите цветы, пусть будет нарядной земля!»; «Сбережешь природу - сбережешь будущее!»; «Дети - детям»; «Сторонка милая моя!»; «Моя улица»; «А белый лебедь на пруду качает павшую звезду.»; «О Волга, колыбель моя!»; «Самое удивительное в моем городе»; «Редкие животные нашего края»; «Знаменитые земляки»; «История моей семьи в истории моей страны». Возможные виды продуктов: презентация, сочинение, спектакль, выставка рисунков, слайд-шоу, исследовательская работа, буклет, плакат, рукописная карта, макет школьного двора и т.д.
Второй блок - «Наш язык». Примерные темы: «Так, а не иначе!»; «Карточки для словарной работы»; «Люблю тебя!»; «Наше условие: нет сквернословию!»; «Фразеология известная и неизвестная»; «Город без орфографии»; «Путешествие в город Незнаек»; «И все-таки она хорошая!..»; «Наш словарь»; «У истоков фразеологизмов»; «Для чего нужны правила?»; «Словарь - это вселенная в алфавитном порядке»; «Энциклопедия одного слова»; «Использование фразеологизмов в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"»; «Словарь наших имен»; «Словарь самых важных слов»; «Народная мудрость в татарском и русском языках»; «Жаргонизмы в речи учащихся нашей школы». Возможные продукты: словарь, буклет, презентация, лингвистическая сказка, статья, книжка-загадка, игра, инсценировка, стенгазета, плакат, стенд, лозунг.
Третий тематический блок мы назвали «В мире профессий». Учащимся можно предложить следующие темы: «В мир профессий на корабле слов»; «Все работы хороши - выбирай на вкус!»; «О профессиях моих родителей»; «Профессионализмы: за или против?»; «Профессионализмы на работе и дома». Спектр продуктов: плакат, фильм, листовка, книжка-самоделка, сочинение, выставка фото, сценарий, публикация в СМИ, презентация, видеоролик, рукописный альбом, выставка рисунков, веб-квест, сайт, сборник собственных стихов, буклет.
Четвертый блок - «Литература сквозь микроскоп языка писателя». Примерные темы: «Сказка - ложь, да в ней намек.»; «А. С. Пушкин о природе и о Родине»; «Мельпомена за школьной партой»; «Пьеса В. Шекспира "Ромео и Джульетта" на сценах саратовских театров»; «Поэтический синтаксис в стихотворениях нашего земляка» и др. Результатом проектной деятельности могут стать презентация, статья в местную газету, видеофильм, экскурсия, коллекция, выставка, сборник сочинений или стихотворений, гипермедиа-сочинение, буктрейлер, фанфик, мини-сага.
В заключение нужно сказать, что описание системы работы по созданию итоговых проектов только начато. Еще существует ряд нерешенных вопросов, один из которых - «проблема использования обновленной критериально-оценочной базы в процессе описания результатов выполненных учащимися индивидуальных итоговых проектных заданий» [1, с. 55]. Другой актуальный вопрос - это правила описания проекта, поскольку «организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических» [5, с. 11].
Список литературы
1. Антонова Е. И. Критерии оценки индивидуального итогового проекта школьника в условиях реализации новых образовательных стандартов // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2014. № 17 (36). С. 55-58.
2. Гребенникова О. А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2015. № 5 (88). С. 30-33.
3. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся / под ред. Ю. П. Дубен-ского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59 с.
204
ISSN 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 4
4. Латыпова И. В. Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (итоговый индивидуальный проект) // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 198-202.
5. Никитаева М. В. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с ФГОС основного общего образования. М.: Перспектива, 2015. 40 с.
THE ORGANIZATION OF WORK ON INDIVIDUAL FINAL PROJECT IN THE RUSSIAN LANGUAGE
Gromova Viktoriya Ivanovna, Ph. D. in Philology Saratov Regional Institute of Education Development grom-v07@mail. ru
The article deals with the question concerning the preparation of individual final projects in the Russian language by students as a form of final certification in accordance with the requirements of the federal state educational standards. The author proposes some recommendations on the systematization of work on the final projects. Particular attention is paid to the products and themes of projects prepared by the 9th-form students.
Key words and phrases: final project; types of projects; product of project activity; metasubject results; themes of final projects.
УДК 372.882
В статье рассматривается проблема применения технологии проблемно-диалогического обучения на уроках литературы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Представлены результаты экспериментальной работы по реализации данной технологии в муниципальном образовательном учреждении города Саранска «Лицей № 26».
Ключевые слова и фразы: технология; метод; проблемное обучение; проблемно-диалогическое обучение; урок литературы; эксперимент.
Карабанова Надежда Валериевна, к. филол. н., доцент Чичулина Наталья Викторовна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева [email protected]
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно ориентированной. В этой связи активно пересматриваются цели и принципы обучения, ведется работа над обновлением его содержания, перестраивается организация учебного процесса. Перед современной школой встает проблема подбора таких технологий обучения, которые позволили бы ученику быть не объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, а активным ее субъектом, самостоятельно овладевающим знаниями и решающим нестандартные задачи.
Реальная ситуация на уроках словесности складывается таким образом, что снижается читательская активность учащихся, интерес к художественному слову сменяется равнодушием, появляется боязнь высказать свою позицию, боязнь быть осмеянным. Общение детей зачастую сводится лишь к коммуникации в социальных сетях, теряется навык «живого» общения, умение вести диалог и полилог в группе, классе, умение видеть проблему и собирать аргументы, хотя именно эти компетенции должен реализовать выпускник в современной жизни.
В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей акцентируется на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности современного учителя. Одной из таких технологий, на наш взгляд, является технология проблемно-диалогического обучения, которая была создана и подробно описана Е. Л. Мельниковой [6]. Она была разработана на основе многолетних исследований отечественных ученых в двух областях - проблемном обучении [2; 3; 5] и психологии творчества [1; 4; 7]. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком самостоятельного «открытия» знаний. Таким образом, «проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога» [6, с. 5]. Обучающийся под руководством учителя открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты.
Проблемно-диалогическое обучение дает развернутый ответ на вопрос: как учить так, чтобы ученики сами могли ставить и решать проблемы? Данную технологию обучения можно применять на всех этапах урока. Например, на этапе изучения нового материала обучающимися должны быть проработаны две части: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Проблемно-диалогическая технология позволяет обучающимся самостоятельно познавать предмет. Она представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы составляют центральную часть технологии, поскольку