Научная статья на тему 'Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания и внеурочное время'

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания и внеурочное время Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
872
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтаева Вера Ользоновна

В статье анализируется роль использования нетрадиционных форм обучения, в частности проектно-исследовательская деятельность, позволяющие расширить общие компетентности учащихся, привлечь к творческой активности с учетом потребностей и способностей каждого учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания и внеурочное время»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания и внеурочное время Алтаева В. О.

Алтаева Вера Ользоновна / Altaeva Vera Olzonovna - учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хоготовская средняя общеобразовательная школа имени А. О. Бороноева, с. Хогот

Аннотация: в статье анализируется роль использования нетрадиционных форм обучения, в частности - проектно-исследовательская деятельность, позволяющие расширить общие компетентности учащихся, привлечь к творческой активности с учетом потребностей и способностей каждого учащегося.

Abstract: the article analyzes the role of non-traditional forms of education, in particular design and research activities, allowing to expand the General competence of students, to take part in creative activity with the needs and abilities of each student.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, современные образовательные технологии.

Keywords: design and research activities, modern educational technologies.

В течение многих лет преподаватель идет к вершинам учительского мастерства. Для владения им необходимо иметь в своём багаже самые разнообразные формы работы. Именно историческое образование определяется как специальный процесс развития способности самостоятельного решения проблем, не только имеющих личностное значение, но и требующих определённых знаний в разнообразных сферах деятельности, на базе изучения истории общества [3].

Кроме применения современных средств обучения, построение учебного процесса с учетом потребностей и способностей каждого учащегося требует использования и других новых образовательных технологий. Нетрадиционные технологии обучения позволяют ребенку непосредственно принимать участие в создании урока, результатом чего является прочное и осознанное усвоение содержания, а также развития у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умение самостоятельно работать.

Приоритетной формой работы с учащимися считаю проектно-исследовательскую деятельность. Используя научно-исследовательскую и проектную методику, определяю цели: 1) расширить и углубить знания учащихся по изучаемым учебным темам и вопросам, выходящим за рамки учебного курса; 2) дать школьникам навыки научно-исследовательской деятельности; 3) формировать умения публичного выступления, отстаивать свою позицию; 4) развить коммуникативные качества личности школьников; 5) находить информацию при наличии разнообразных средств (традиционных - библиотека, архивы; инновационных - сеть Интернет, электронные издания и носители, создание собственных ЦОРов); 5) научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей «защиты»; 6) помочь учащимся выбрать траекторию развития, для дальнейшего обучения в ВУЗе.

Для реализации поставленных целей разработала: 1) Элективный курс «История Усть-Ордынского округа»; 2) Элективный курс «Странички земли Хоготовской».

Технологии научно-исследовательской деятельности использую в работе со старшеклассниками (9-11 классы), проектную - в работе с учащимися среднего звена (5-8 классы).

| 35 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 3(5) 2016

Научно-исследовательская деятельность способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний [1]. За последние годы моими учениками было написано несколько исследовательских работ, которые они защищали на мероприятиях разного уровня (Региональная конференция 18, 19 Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, Районная краеведческая конференция «Восхождение к истокам», Региональная научно-практическая конференция (дистанционная) «Мы познаем мир» и т.п.).

Проекты, создаваемые учащимися, позволяют расширить общие компетентности учащихся. Так, в работе «Статистическое исследование населения села Хогот», выполненной учащейся 9 класса, были использованы межпредметные связи (культура родного края, география, литература и бурятская словесность, социология, математика и информатика). С данным проектом школьница выступила на школьной, региональной и всероссийской конференциях.

Методика проектной деятельности позволяет привлечь к работе широкий круг учащихся, т.к. каждый выполняет посильную для него работу и находит способ для самовыражения [2].

Методические условия развития творческого, причинно-ориентированного мышления учащихся; построение взаимоотношений между учителем и учеником на принципах сопровождающего, личностно-ориентированного обучения; признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса; наличие методического обеспечения для педагогов по конструированию и разработке учебных и прикладных задач, ориентирующих учащихся на развитие творчества и формирование причинно-ориентированного мышления; целенаправленное обучение школьников способам выхода за пределы имеющейся информации для самостоятельного добывания новых знаний на основе полученного опыта - главные задачи моей педагогической деятельности.

Литература

1. Алексеев Н. Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности: VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. 2000. С. 5.

2. Алексеев А. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Журнал «Исследовательская работа школьников». 2002. №1. С.24-34.

3. Григорьян И. С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. -С. 14.

4. Карпенко К. А., Королева Е. Л., Недялкова Г. М., Соколова И. И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности // Журнал «Исследовательская работа школьников». 2002. №1. С.130-134.

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 3(5) 2016 | 36 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.