с применением новых педагогических технологии: метод учебных проектов, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве и т.д. Данным методам обучения характерно:
• процесс обучения проходит в составе определенных группах учащихся объединенных единой целью;
• междисциплинарный характер обучения, реализованные разработанными учебными планами;
• самостоятельная проработка индивидуального задания в условиях распределения зданий при выполнении общего задания;
• интенсивные процесс коммуникации между участниками проекта, с ведущими проекта, с координаторами проекта, с экспертами и т.д.;
• использование Интернет технологий и традиционных носителей информации для поиска необходимой информации.
Процесс обучения в группах становится более эффективным за счет чувства ответственности каждого участника перед коллективом или группой учащихся объединенных общей задачей и распределенных «ролей», что было невозможным при традиционной образовательной системе.
К тому же использование учебного проекта позволяет учащимся работать над учебными материалами
по-разному - учащиися сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности приложения и как реализовать совместную работу со своими одноклассниками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.
Учащиеся могут влиять на собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они могут изучать именно тот материал, который их интересует, повторять материал столько раз, сколько им нужно, и это помогает устранить многие препятствия их индивидуального восприятия учебного материала.
Литература
1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:Дельта, 2003
2. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании // ИНр ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt1 .Мт!
3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебнометодическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Теве, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006
Автор раскрывает особенности подготовки учащихся старших классов к олимпиаде по технологии, определяет этапы и функции тъюторского сопровождения.
Каримова Елена Николаевна,
учитель технологии МОУ СОШ №2 г-к Геленджик
Ключевые слова: система подготовки к олимпиаде; тьютор; этапы тьюторского сопровождения; затруднения в подготовке учащихся старшего звена; процесс освоения деятельности
/■^лимпиадное движение по технологии имеет отно-^«/сительно недавнюю историю. В 2000 году была проведена I Всероссийская Олимпиада школьников по технологии. Ежегодно увеличивается число регионов, принимающих участие во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии. В нашем регионе
олимпиада в 2008-09 учебном году была проведена впервые. Учителя нашей школы и города столкнулись с проблемой подготовки учащихся к этому событию. I и II туры муниципального, регионального и Всероссийского этапов олимпиады школьников проводятся только для учащихся 9-11 классов. В связи с переходом
на новые образовательные стандарты, курс обучения технологии заканчивается в 8-м классе.
Главное затруднение было в подготовке учащихся старшего звена, т.к. трудовая и технологическая подготовка в традиционной урочной форме была прервана. В учебном плане школы не было предусмотрено кружковой и факультативной работы, существующие элективные курсы также не могли решить задачи подготовки к олимпиаде.
Учителя технологии пришли к выводу, что подготовка старшеклассников должна осуществляться во внеурочное время в режиме индивидуальной работы. Идея подготовки учащихся основывалась на том, что у старшеклассников уже сформированы некоторые навыки самообразования, и эти навыки можно развивать, организуя педагогическое сопровождение самообразования с выходом ребенка на индивидуальную образовательную программу. Наша роль учителя - предметника несколько изменилась. Мы должны были не просто учить, а помогать, сопровождать ученика в подготовке к олимпиаде, при этом сами должны были осваивать для себя новые компетенции, а это есть не что иное, как тьюторство.
В широком смысле тьютор определяется Т. М. Ковалевой как тот, кто сопровождает процесс освоения деятельности. Новое - это хорошо забытое старое. Тьюторство корнями уходит в XIV век, имеет давнюю историю, начиная с Англии, и претерпевало немало изменений. Идеи тьюторства применяются в России в дистанционном образовании. Тьюторская практика в российском образовательном пространстве применяется в школах, работающих в инновационном режиме около 10 лет.
Олимпиада по технологии включает в себя три направления: проверка теоретических знаний, выполнение практической работы, выполнение и защита проекта. Работа строилась на активном взаимодействии с учащимися - на диалоге, проблемном методе, технологии совместной проектировочной деятельности широко использовались информационнокоммуникационные технологии.
При тьюторском сопровождении очень важен личный контакт, психологическая совместимость, взаимное уважение, доверие, эмпатия. Учитель становится не только проводником знаний, а сам активно включается в процесс самообразования и в большей степени передает не готовые знания, а свои умения получать их. Учитель ведет ученика к результатам, мотивирует на преодоление препятствий, поддерживает в начинаниях, не навязывая своего мнения.
Можно выделить следующие этапы тьюторского сопровождения при подготовке к олимпиаде.
1. Информационный
Цель этого этапа - информирование учащихся, обнаружение интереса, мотивирование и постановка целей. Осуществлялась работа через информационные стенды, личные беседы с учащимися, родителями. Кроме этого возможно использование сайта школы, проведение выставок, презентаций. Особенность в том, что упор сделан не на самых успешных учащихся, занятых практически на всех олимпиадах, а на ре-
бят, проявивших интерес к предмету в среднем звене, имеющих опыт выполнения проектных работ, готовых к самообразованию, стремящихся к творческой самореализации.
2. Работа с ресурсами
Цель - работа с нормативными документами, подготовка тестового материала для проверки теоретических знаний, подготовка инструкционных карт для практических работ, подбор материала по выполнению проектных работ. Для этого были изучены олим-пиадные задания прошлых лет, методическая литература, использовались интернет - ресурсы. Сложность заключалась в том, что нет готовых методических пособий по подготовке к олимпиаде по технологии, как по многим другим предметам, по которым ребенок мог бы самостоятельно подготовиться.
3. Сопровождение учащихся
На этом этапе была проведена диагностика знаний, умений, навыков, выявлены слабые и сильные стороны, разработаны карты индивидуального образовательного маршрута. Проводились консультации с учащимися по трем направлениям - теория, практика, проект. Осуществлялось наблюдение за продвижением по индивидуальному образовательному маршруту и корректирование маршрута. Сложность в том, что выполнение некоторых практических работ при отсутствии дома необходимого оборудования, осуществляется на базе школьной мастерской, поэтому учитель затрачивает больше времени на консультирование.
4. Рефлексия
На этом этапе важно формирование у учащегося способности анализировать свои достижения и при необходимости вносить изменения в индивидуальный образовательный маршрут. Консультирование было организовано не только для учащихся, но вовлекались также родители. Особенность в том, что педагогическое сопровождение при подготовке к олимпиаде не предполагает традиционных оценок. Завоевание призового места не должно быть самоцелью, хотя само по себе служит дополнительным стимулом для дальнейшего роста учащегося. Главная оценка-удовлетворение ученика от процесса самообразования, от новых приобретенных знаний, от возможности опробовать приобретенные знания, от нового социального опыта, от пережитых эмоций в событии соревновательного характера.
Конечно, еще рано говорить о системе подготовки к олимпиаде по технологии в нашей школе. По опыту прошлого учебного года можно сказать, что мы находимся на правильном пути. Проследить эффективность тьюторского сопровождения можно по результатам качественного анализа олимпиады по технологии (обслуживающий труд) 2008-09 учебного года. Почти 80 % призовых мест в I туре и 100% во II туре муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии заняли учащиеся нашей школы. Демидова Екатерина стала призером регионального этапа, где защищала проект «Многовариантный карнавальный костюм».
Нами подготовлены памятка по организации тью-торского сопровождения учащегося при подготовке к олимпиаде по технологии, карта индивидуального образовательного маршрута учащегося и образцы тестовых заданий по материалам олимпиад по технологии прошлых лет. Этим материалом могут воспользоваться учащиеся и учителя технологии города.
Литература
1. Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе [Электронный ресурс!/ http://www.eidos.ru/iournal/2001/0519-02.htm
2. Журнал «Школа и производство», Материалы о Всероссийской олимпиаде школьников по технологии, [Текст] / 2000-2009-№6.
3. Журнал «Школа и производство», Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», [Текст] / 2004-№7.
4. Ковалева Т.М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс] /http://www.mioo.ru/
5. Пономарева Н.А. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках [Текст] / Волгоград: Учитель, 2008
6. Рыбалкина, Н.В. К истории тьюторства, г. Москва [Электронный ресурс! / http://www.thetutor.ru/historv/article04.html
7. Хотунцев Ю.Л., Кожина О.А. Методические рекомендации по разработке заданий школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2009/2010 учебном году [Электронный ресурс], www.rusolimp.ru
8. www.mioo.ru
9. http://ru.wikipedia.org
Автор предлагает использовать нетрадиционные с]юрмы работы учащихся на уроках и во внеурочное время для освоения общеучебных умений и формирования инфюрмационно-комлщикативной компетенции, делится опытом проведения читательской конференции для учащихся 9-х классов, посвященной 65-летию Победы в Великой отечественной войне и 210-летию первого печатного издания «Слова о полку Пгореве»
Полянцева Наталья Васильевна,
учитель МОУСОШ №20 г. Набережные Челны Республика Татарстан [email protected]
Как творческая деятельность учащихся обеспечивает освоение общеучебных умений и формирование компетенций?
Ключевые слова: общеучебные умения; формирование компетенций; личностно ориентированный подход, деятельностное образование; познавательная активность; мотивация к самостоятельной работе; нетрадиционные формы работы учащихся.
^лавной целью школьного образования является I развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
На основании требований Государственного образовательного стандарта нового поколения в образова-
нии предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Современные достижения лингвистики, психолингвистики, функциональной грамматики и других отраслей языкознания, накопленный опыт преподавания языков создают предпосылки для разработки вариативных методических систем с ярко выраженной речевой направленностью. Дидактическая модель обучения и педагогические средства должны отражать модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навы-