Инновации в школе
В статье представлены возможности раскрытия индивидуальных творческих способностей учащихся, формирования их ключевых креативных компетенций, создания ситуации успеха для каждого ученика, выстраивания атмосферы творчества и сотворчества на уроках литературы.
Апухтина Людмила Михайловна,
председатель методического объединения гуманитарного цикла, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1302 г. Москва
Роль уроков литературы в формировании ключевых компетенций учащихся
Как эффективно развивать ключевые компетенции учащихся на уроках литературы?
Ключевые слова: развитие творческих способностей, формирование ключевых компетенций, успешность учеников.
Бесспорно, каждый педагог, будь то физик или литератор, историк или математик, следуя современным требованиям к образованию, будет работать над формированием ключевых компетенций, потому что мы так или иначе задаемся вопросом, как добиться, чтобы наши дети выросли людьми совестливыми, порядочными, чтобы они уважали жизнь и мнение других людей, чтобы они ценили человеческое достоинство в себе и других, чтобы были готовы жить в новом обществе. Очень важно, чтобы ученики чувствовали, что в каждом из них учитель видит личность с большими потенциальными возможностями, способностями и поможет раскрыть их. Желание добиться того, чтобы каждый ученик стал успешным, ставит учителя перед необходимостью находиться в постоянном поиске: искать новое содержание образования, способы развития индивидуальности и самостоятельности учащихся, формирования ключевых компетенций, к которым мы, вслед за А. В. Хуторским относим: креативные, когнитивные, мировоззренческие, оргдеятельностные, коммуникативные.
В формировании ключевых компетенций учителю русского языка и литературы отводится особая роль, так как его предметная область предоставляет возможность для развития многих универсальных умений и способов деятельности, заложенных в спецификации ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе, таких как:
• умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, главную мысль,
6
основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
• умение обрабатывать информацию звучащего текста;
• умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
• умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
• умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
• умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
• умение последовательно излагать собственные мысли;
• умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
• умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
• умение проводить информационно-смысловой анализ текста.
Формирование умений, в свою очередь, создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях, а значит является основой для формирования ключевых компетенций, как наиболее общих (универсальных) культурно выработанных способов действий (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.
На необходимость овладения выпускниками современной школы ключевыми компетенциями указывают и требования работодателей, к которым относятся: коммуникативность (отзывчивость в общении, структурированность речи, убедительность аргументации, обращение с возражениями и т. д.); способность работать в команде; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; готовность к нестандартным, креативным решениям.
На воспитании готовности ученика к нестандартным, креативным решениям, в котором немаловажная роль принадлежит урокам литературы, мне хотелось бы остановиться подробнее, мне хотелось бы остановиться подробнее.
За окном XXI век: телефон, факс, электронная почта, электронные книги, Интернет, мгновенная связь. Минимум эмоций - все только самое главное. И кажется, что совсем нет места эмоциям и о творчеству.
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
Инновации в школе
Нисколько не умаляя современные телекоммуникационные технологии, я глубоко убеждена, что учитель -творческая личность, и если он уважает своих учеников, то обязательно сможет создать для них атмосферу поиска, полемики, желания поделиться своими мыслями и чувствами, продемонстрировать свои творческие способности.
Педагогической практике известны самые разные способы и формы развития способностей учащихся. Но все же одной из главнейших считаю УРОК. Именно урок определяет «тонус», настрой дальнейших отношений ученика и учителя.
Думаю, что одним из требований современного урока по формированию ключевых компетенций у учащихся является атмосфера творчества. Полноценный урок - это урок духовного наслаждения и большого труда по «добыванию» знаний о людях, о жизни, о мире. Атмосфера творчества и сотворчества на уроке создается увлеченным отношением учителя к предмету, постановкой волнующих школьников нравственных, этических психологических проблем, созданием таких ситуаций, где могут в полной мере проявиться их творческие способности.
Не секрет, что требования школы, зачастую, рассчитаны на силы и способности предполагаемого среднего ученика, следовательно, главное помнить, что в личности каждого школьника заложены индивидуальные творческие способности. Учитель в процессе обучения должен опираться на веру во всеобщую талантливость детей, на известный со времен античности девиз: «Учись обучая» - и на психологическую парадигму: «Успех рождает успех».
Ученик должен видеть перед собой успешного учителя, это и будет пробуждать его желание стремиться к успеху. Потому что, как говорит Д. Г. Левитес:
«Я - скульптор,
Моя мастерская - класс,
Щеки горят, и челки отброшены...
Десятки пар ушей и глаз Уставились на меня сейчас Будущие Эйнштейны и Ломоносовы».
Только глубокая вера в то, что мы воспитываем и учим «будущих Энштейнов и Ломоносовых», поможет нам решить задачи, отраженные в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Возникает вопрос: как сделать так, чтобы учебный материал предмета вошел в круг жизненных интересов учащихся, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял, что Россия - страна величайшей в мире литературы. Ответ очевиден - ученик должен стать ее исследователем: должен анализировать предложенную учителем проблемную ситуацию, выявлять проблемы самостоятельно, осуществлять отбор необходимой
информации, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы. Ученик должен открывать для себя А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, исследовать тончайшие связи поэзии Серебряного века, анализировать современную русскую литературу и при этом познавать себя. А ведь обучение умениям открывать, исследовать, анализировать, познавать, и есть формирование ключевых компетенций.
На уроке литературы ученик не на словах, а на деле может почувствовать себя успешным, способным к творчеству, искусство слова становится для него не отвлеченной материей, а инструментом собственной реализации.
Вместе с тем, изучение произведений разных эпох и разных жанров, разных авторов и разных направлений требует постоянно совершенствуемых исследовательских умений.
Где, как не на уроке литературы, возможна организация значимой коллективной работы для получения результата совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, ведь то, о чем рассказано на страницах великой русской классики, важно для всех и понятно всем.
В своей работе давно использую практику проведения творческих зачетов проводимых после изучения какого - либо произведения, когда учащиеся делятся на группы и инсценируют понравившийся им отрывок произведения.. Каждый ученик имеет возможность широко продемонстрировать свои индивидуальные творческие способности. Ученики пробуют свои силы в качестве сценаристов, худож-ников-декораторов, режиссеров, художников по костюмам и, конечно же, артистические способности. И в каждом случае они должны обосновать и свой выбор отрывка. Таким образом, творческие зачеты учат ребят ставить перед собой цели и уметь организовать их достижение, учат умению отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и в коллективе, раскрывают способности учащихся к самопознанию и самодвижению, учатся взаимопониманию, взаимодействию друг с другом в процессе совместного творчества. И ведь все эти умения входят в ключевые компетенции.
Такие уроки демонстрируют ученикам широкое значение слова «зачет», где не надо заучивать, «зубрить», термины и понятия, не надо «дрожать»: сдам -не сдам, а идти на урок как на праздник, они помогают проникнуться и атмосферой творчества, и атмосферой совместной деятельности.
Эти уроки позволяют учащимся укрепить веру в себя и в свои силы, придают уверенность. А ведь именно такие люди, сильные и уверенные, нужны будущей России.
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
7
Инновации в школе
Список литературы
1. АбрамоваТ. А. Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 5.
2. Анушкевич И. Г. Работа над изданием литературного альманаха в школе // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - № 3.
3. Балашова А. И., Ермолова Н. А. Развитие исследовательских умений учащихся в процессе преподавания литературы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 2.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2. - С. 7-14.
5. Левитес Д. Г. Для чего существует школа: Исследования. Практика. Публицистика/Д. Г. Левитес. -М.: Московский психолого-социальный институт. -2008.
6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образова-
ния / А. В. Хуторской // Народное образование. -2003. - № 2. - С. 58-64.
В данной статье раскрываются особенности организации проектно - исследовательской деятельности учащихся в школе, рассказывается о влиянии проектно-исследовательской деятельности на развитие ключевых компетенций учащихся и профессиональный рост педагогов.
Бухтенкова Изабелла Семеновна,
зам. директора по информационным технологиям, учитель информатики ГОУ СОШ № 1302 г. Москвы
Организация
проектно-исследовательской деятельности учащихся
Как организовать эффективную проектноисследовательскую деятельность учащихся?
Ключевые слова: организация проектно-исследовательской деятельности в школе, формирование ключевых компетенций учащихся, развитие общеучебных умений и навыков.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому -и я научусь».
Одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды в школе можно считать организацию проектной деятельности. Проектная деятельность в нашей школе является одним из приоритетных направлений работы. Проектная деятельность является методом, идущим от детских потребностей и интересов, стимулирует самостоятельность, выводит педагогический процесс из стен школы.
Проектная деятельность учащихся в школе является эффективной, если она носит системный и целенаправленный характер, и включена как в учебновоспитательный процесс первой половины дня, так
и в систему дополнительного образования, если в нее вовлечены учащиеся с 1-го по 11-й класс.
Работы учащихся носят информационный или прикладной характер, однако в последнее время все большее количество проектов приобретают элементы исследовательской работы. Часто ученики сами выступают как авторы демонстрационных и мультимедийных пособий, использующихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Развитие проектно-исследовательских компетенций позволяет обеспечить продвижение учащихся по личностной образовательной траектории, формирование общеучебных умений, способствует повышению уровня их готовности не только к обучению на следующей ступени, но к продолжению образования в ВУЗах.
Развитие и формирование общеучебных умений и ключевых компетенций учащихся является в настоящее время одним из приоритетных направлений в современном образовании. Об этом говорят и вступившие в действие Федеральные государственные стандарты начального общего образования, основного общего образования и проект стандартов среднего полного общего образования.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся осуществляется поэтапно, начиная с четкого выбора темы проекта, заканчивая его практическим воплощением, затрагивает и учебный, и воспитательный процесс (рис. 1).
Учебный процесс: Воспитательный
проектно- процесс:
исследовательской
исследовательской
направленности
Проектноисследовательские компетенции учащегося
Рис. 1. Структура формирования проектноисследовательских компетенций учащихся
8
Эксперимент и инновации в школе 2011/3