Шамсутдинова Равиля Искандаровна
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 641имени Сергея Есенина
г. Москва Е-mail: ravelia@mail.ru
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Л_г
Аннотация. Автор статьи поднимает актуальную проблему - нравственно-патриотическое воспитание молодежи. Считает, что литература, как никакой другой школьный предмет, способствует духовно-нравственному становлению обучающихся, формированию их нравственных позиций, патриотизма, эстетического вкуса, совершенствованию коммуникативных навыков. Автором разработана интересная система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе. В статье даются практические рекомендации по проведению уроков внеклассного чтения.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, духовно-нравственное становление, эстетический вкус, коммуникативные навыки, центральные темы в современной литературе.
... уроки литературы -это не часы развлечения и отдыха... эти часы должны быть часами воодушевления, эмоционального подъема... нравственного прозрения...
А. Т. Твардовский
Проблема воспитания молодежи всегда была и остается актуальной проблемой времени. По издавна сложившейся традиции ответственность за нравственное состояние общества возложена на образование.
Жизнь стремительно мчится вперед. За последнее время образование в корне изменилось [5,9,11,12]. Но, ни новые методики, ни вариативность учебного плана, ни появление многопрофильного образования и, конечно же, ни переход образования на информационно-коммуникативные технологии, что требует именно интеллектуального развития учащихся, никаким образом не сформируют духовно-нравственную личность, если этому не придавать особую значимость [6,13,14]. Литература, как никакой другой школьный предмет, способствует духовно-нравственному становлению обучающихся, формированию их нравственных позиций, патриотизма, эстетического вкуса, совершенствованию коммуникативных навыков [10].
Каждому из нас известно, что в школе закладываются основы того отношения к искусству, к литературе, плоды которого человек пожинает всю последующую жизнь. В русской национальной культуре и традициях гуманитарного образования художественная литера-
тура всегда составляла важный компонент духовного развития народа. В российской школе литература - ведущий предмет в системе нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников. На уроках литературы происходит общение с книгой, здесь, по словам психолога А. Леонтьева, «мы учимся чувствовать, хотеть, «относиться» к другим людям - через искусство. Оно-то, на чем мы учимся быть людьми» [1]. Я полностью разделяю точку зрения Ю. Бондарева: «Познавая жизнь через литературу, читатель удовлетворяет извечное любопытство к миру, к самому себе, накапливая мироощущения, духовную энергию, страдая, радуясь, очищаясь, становясь мудрее, проживая не одну, а несколько жизней,- и тем самым удлиняет срок собственного существования на земле». Универсальными задачами литературного образования являются приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; воспитание любви и привычки к чтению; формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей; формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества; развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений; развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью [3].
В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений на уроках и дома. Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Я остановлюсь подробнее на уроках самостоятельного чтения.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что современные школьники, и мои ученики в том числе, не особенно любят читать. Общение с книгой сегодня им заменяет компьютер. Поэтому я уверена, чтобы заинтересовать ученика чтением, необходимо серьезно подходить к выбору произведений. Современная литература неизменно занимает первое место в кругу чтения всех категорий читателей, и, прежде всего,-наших учеников. Это не случайно: он, вступающий в жизнь человек, ищет ответы на волнующие его вопросы в произведениях, современных ему, рожденных той самой духовной атмосферой, которой дышит сам. Идущий от самого читателя запрос, его готовность к восприятию текущей, близкой по времени литературы я стремлюсь максимально использовать в целях идейного, нравственного, патриотического и эстетического воспитания личности. Убеждена, что литературные знания ценностны лишь как средство постижения жизни. Книга должна звать в жизнь, общение с книгой - общение с жизнью.
Вместе с тем стремлюсь учитывать специфические трудности, возникающие при восприятии современной литературы. Прежде всего, это трудности отбора. Читатели XXI века, не имеющие высоко развитого вкуса, буквально теряются в потоке массовой литературы, отсюда - беспорядочность, бессистемность чтения. Для них, наших учеников, наличие или отсутствие в произведении знакомых им из житейской практики событий, действий и характеров становится главным критерием художественной ценности. При этом внешние, поверхностные, сиюминутные впечатления оказываются сильнее высоких художественных норм, выработанных тысячелетней историей литературы и составляющих неотъемлемую часть культурно-художественного фонда личности. А между тем В. Су-хомлинский утверждал: «Умная, вдохновенная книга решает судьбу человека» [7].
Программа по литературе дает примерный список книг для самостоятельного чтения школьников, но не предлагает какой-нибудь конкретной системы уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе, то есть в программно-методическом обеспечении курса литературы не отведено должного внимания этим урокам. Поэтому я попыталась создать свою систему уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе.
На основе системного подхода я попыталась определить специфику уроков внеклассного чтения, исходя из того, что основная задача, стоящая перед системой уроков внеклассного чтения,- это обеспечение органической связи между классным и внеклассным
чтением на основе учёта существенных черт обоих видов чтения.
Связь классного и внеклассного чтения - основной организационный принцип, на котором базируется данная система уроков внеклассного чтения. Эта связь в большей степени определяет характер и последовательность занятий, их содержание и даже форму. Создавая свою систему уроков внеклассного чтения в каждом классе, я руководствовалась проблемно-тематическим принципом связи классного и внеклассного чтения. Он позволяет самым естественным образом связывать изучение литературы по программе с самостоятельным чтением, т.е. с современной литературой [11]..
Создавая программу уроков внеклассного чтения, учитель должен видеть более отдаленное будущее. Иными словами, я считаю, что уроки внеклассного чтения должны быть своеобразным прологом к беседам по современной литературе в старших классах. План не догма; он обязательно будет меняться, особенно в отношении конкретных произведений. Но проблематика, основные разделы такого плана могут остаться неизменными, сохранятся и необходимые связи между разделами плана, сохранится и перспектива.
Я определила шесть центральных тем в современной литературе (9-11 классы):
1. «В краю истоков» (О земле, о деревне, о человеке, об истории)
2. «Так это было на земле» (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев)
3. «Память пылающих лет» (Человек в горниле Великой Отечественной войны)
4. «Кто мы на этой земле?» (Человек и природа)
5. «Что с нами происходит?» (Нравственные проблемы в современной литературе)
6. «Поэзию любят красивые люди» (Современная поэзия)
Наметив темы, я отобрала следующие произведения для уроков внеклассного чтения в 5-8 классах, чтобы подготовить учащихся к полноценному освоению современной литературы, а также лучшие из книг современности для бесед в старших классах.
«В краю истоков» (О земле, о деревне, о человеке, об истории)
• 5 класс В. И. Белов «Скворцы»
• 6 класс В. А. Солоухин «Каравай заварного хлеба»
• 7 класс К. Д. Воробьев «Синель»
• 8 класс В. А. Каверин «Два капитана»
• 9 класс В. М. Шукшин Рассказы
• 10 класс Ф. А. Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька»
• 11 класс В. И. Белов «Привычное дело»
«Так это было на земле» (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев)
• 5 класс В. Г. Короленко «Дети подземелья»
• 6 класс А. А. Лиханов «Последние холода»
• 7 класс В. Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
• 8 класс А. И. Приставкин «Ночевала тучка золотая...»
• 9 класс С. А. Алексиевич «Цинковые мальчики»
• 10 класс Ф. А. Абрамов «Поездка в прошлое»
• 11 класс В. В. Быков «Облава»
«Память пылающих лет» (Человек в горниле Великой Отечественной войны)
• 5 класс Ю. Я. Яковлев «Зимородок»
• 6 класс Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
• 7 класс А. Н. Толстой «Русский характер»
• 8 класс В. О. Богомолов «Иван «
• 9 класс Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился...»
• 10 класс В. В. Быков «Сотников»
• 11 класс К. Д. Воробьев «Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой»
«Кто мы на этой земле?» (Человек и природа)
• 5 класс В. П. Астафьев «Капалуха», «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?»
• 6 класс К. Д. Воробьев «У кого поселяются аисты?»
• 7 класс П. П. Краснов «Шатои»
• 8 класс Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
• 9 класс Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
• 10 класс В. Г. Распутин «Прощание с Матерой»
• 11 класс В. П. Астафьев «Царь - рыба»
«Что с нами происходит?» (Нравственные проблемы в современной литературе)
• 5 класс Ю. Я. Яковлев «Баваклава»
• 6 класс В. К. Железников «Чучело»
• 7 класс В. Ф. Тендряков «Весенние перевертыши «
• 8 класс А. Г. Алексин «А тем временем где-то.»
• 9 класс А. В. Вампилов «Старший сын»
• 10 класс А. В. Вампилов «Утиная охота»
• 11 класс В. Г. Распутин «В ту же землю», «Пожар»
«Поэзию любят красивые люди» (Современная
поэзия)
• 5 класс Н. Н. Матвеева
• 6 класс А. Я. Яшин
• 7 класс Д. Б. Кедрин
• 8 класс С. С. Орлов
• 9 класс В. Д. Федоров, Э. А. Асадов
• 10 класс Н. А. Заболоцкий
• 11 класс Н. М. Рубцов
Урок внеклассного чтения или беседа по современной литературе представляет итог большой самостоятельной работы учащихся, но самостоятельность не формируется сама по себе. «Научите управлять рулем и ветрилами, а потом пускайте в открытое море»,- так учит опыт. Именно поэтому я не ограничиваюсь только объявлением темы очередного урока внеклассного чтения или беседы по современной литературе и рекомендацией литературы к нему. Знаю, что хорошо подготовленный и интересно проведенный урок внеклассного чтения - это золотой ключик к созданию особого микроклимата в отношении учителя и учеников: душевной близости, взаимопонимания, уважения, горячей заинтересованности и, наконец, любви к литературе. Каждое художественное произведение, включенное в школьную программу, дает благодатный материал для нравственного развития личности школьника, помогает ученикам обогатить мир мыслей и чувств тем, что несут авторы
в своих произведениях [11]. Я стараюсь из множества нравственных проблем, поднятых в произведении, выбрать такую, которая не оставит моих учеников равнодушными, заставит размышлять, сочувствовать, сопереживать.
• К какому выводу приходит Леня, думая о бабушке? Что, по-вашему, значит «жить для людей"? (Ю. Яковлев «Баваклава")
• Как вы думаете, каким кораблик вернется из плавания? А что, по-вашему, значит «повзрослеть"? (Н. Матвеева «Кораблик")
• Согласны ли вы с тем, что война «закаляла» характеры людей, в том числе и детей? (А. Лиханов «Последние холода")
• Подумайте, детская жестокость - это явление временное или оно накладывает отпечаток на общее формирование характера, и человек, став взрослым, может остаться жестоким? (В. Железников «Чучело")
• Володя сыт, рядом с ним умирающие от голода. Он хочет протянуть им свой кусок. Но они - классовые враги! Можно ли делиться с ними хлебом? (В. Тендряков «Хлеб для собаки")
• Егор Полушкин погибает. Значит, зло победило добро? (Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей")
• Повесть К. Воробьева «Это мы, Господи!» называют криком и свидетельством памяти. Почему мы можем назвать это произведение криком?
Я даю задания для групп и отдельных учащихся, учитывая их интересы и уровень читательской культуры. Всему классу обычно предлагаются ориентирующие вопросы для обдумывания прочитанного.
Самостоятельное чтение учащихся позволяет мне наметить систему работ творческого характера, подготовку к которым я начинаю заблаговременно, хотя проверку некоторых из них, как правило, отношу на более позднее время (после урока внеклассного чтения). Написать письмо герою, сформулировать нравственные уроки, которые преподносит писатель, составить «свой» сборник избранных стихов поэта, написать вступительную статью к нему, дать интерпретацию одного из стихотворений, написать отзыв, рецензию, эссе, придумать афишу к пьесе, подобрать 1-2 эпиграфа к теме урока, подготовить презентацию - далеко неполный перечень творческих заданий к урокам.
Как итоговую работу по внеклассному чтению я со своими учениками подготовила литературно- музыкальный вечер, посвященный творчеству Н. М. Рубцова, «Тихая моя Родина.». Поэзия Рубцова в одном ряду с поэзией Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Блока, Есенина. Она тиха, мелодична, насыщена светом и графикой, заставляет сопереживать, восхищаться, любить. Пленяет и манит поэтический мир Рубцова. Именно такая поэзия прививает чувство прекрасного, пробуждает любовь к жизни, любовь к родной природе, значит, к Родине. В. Чалмаев в своей статье о творчестве Рубцова писал: «Если художественное произведение - это дом из слов, в котором можно жить всем, то горница Николая Рубцова - именно спасительный очаг для всех, его «русский огонек»
над Россией». Эти слова подчеркивают значимость поэзии Н. М. Рубцова во все времена.
«Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране.». Это слова писателя К. Г. Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любви к родной природе. Кто может не согласиться с ним? Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимаем за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе, активность человека в ее защите, сохранении и приумножении ее богатств. Не только прекрасная русская поэзия развивает выше перечисленные качества у учащихся, но и значимые произведения древнерусской литературы такие, как: «Слово о полку Игореве» (Урок - презентация «Слово о полку Игоре-ве» - энциклопедия русской жизни 11-12 веков). Используемая на уроке мультимедийная презентация, созданная мною и учениками, состоит из слайдов, включающих вопросы, задания, а также большое количество иллюстративного материала, в том числе видео и аудио. Мультимедийные возможности позволяют услышать фрагмент древнерусского текста и посмотреть фрагмент оперы А. П. Бородина «Князь Игорь"; совершить виртуальное путешествие в монастырскую келью; увидеть рисунки, гравюры, репродукции картин многих художников, обращавшихся к теме Древней Руси: Н. К. Рериха, В. М. Васнецова, В. А. Фаворского, К. Васильева, И. Глазунова и др. Создавая данный урок, я наметила такие цели: педагогическими средствами и средствами ИКТ способствовать осмыслению учащимися «Слова о полку Игореве» как высоко патриотичного и высокохудожественного произведения, помочь осознать его актуальность сегодня, поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности, на традициях русской культуры и истории своего народа воспитывать духовно - развитую личность, патриота и достойного гражданина своей страны.
«Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество»,- писал Гельвеций. Поэтому, предлагая книгу для внеклассного чтения, я всегда думаю, что она может дать детскому чувству и уму, о чем подумает, что почувствует ученик, когда прочитает ее. Стремлюсь к тому, чтобы произведение соответствовало возрасту ребят, складу их ума, их желаниям, чтобы оно была понятно, доступно, интересно, вошло в душу и в память. В наше очень не простое время, когда попраны такие испокон веков присущие
русским людям качества, как доброта, милосердие, отзывчивость, гуманность, патриотизм, именно мы, учителя-словесники, должны развивать их в ребенке. А поможет нам в этом бесценный источник знаний, интеллектуальный наставник и спутник человека, чудо, имя которому,- книга. Я стараюсь, чтобы ребята хорошо запомнили и применяли в своей жизни слова Ш. Монтескье: «Любить чтение - это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы».
Литература:
1. Аверченко, А. Т. Вопросы воспитания / А. Т. Аверченко; Художник А. М. Елисеев.- М.: ЭНАС-КНИГА, 2012.- 64 с.
2. Вересов, Д. Воспитание чувств. Кн.1. Ближний берег Нила / Д. Вересов.- СПб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ, 2011.442 с.
3. Вересов, Д. Воспитание чувств. Т. 2. Воспитание чувств. Дальний берег Нила / Д. Вересов.- СПб.: Астрель, Астрель-СПб, ВКТ, 2012.- 410 с.
4. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления
5. Дудина М. Н. Новая образовательная парадигма: проблемы содержания образования // Образование и наука. 2010 № 2.с. 3-18
6. Никандров Н. Д. Гражданское воспитание в современной России // Образование и наука. 2011.№ 2. С. 3-11
7. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива: методика воспитания коллектива: пер. с укр. / В. А. Сухомлинский.-М.: Молодая гвардия, 1975.- 240 с.
8. Теоретические основы воспитания /В.П. Сергеева, Э. К. Никитина, М. Н. Недвецкая.-М.: ИЦ Академия, 2010.272 с.
9. Теплякова О. А. Интерпретация социального заказа на воспитание духовно-нравственной личности в государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования // Образование и наука. 2012. № 9; с.71-01
10. Черноусова, Ф. П. Духовно-нравственное воспитание -основа формирования потребности человека в человеке / Ф. П. Черноусова.- М.: УЦ Перспектива, 2013.- 120 с.
11. Юнхуэй Се. Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности. // Эксперимент и инновации в школе 2013. № 2.С.10-13.
12. Фельдштейн Д. Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010 № 5. с 3-14
13. Фиофанова О. А. Педагогика взросления как новая область знания и воспитательной практики // Образование и наука. 2008.№ 1, с. 23-34
14. Ярков А. П., Лымарь А. А. Об актуальных проблемах молодежной политики в современном российском обществе // Образование и наука.2012. № 2.с. 68-76