Научная статья на тему 'Школьные анекдоты как средство оценки детьми педагогического процесса'

Школьные анекдоты как средство оценки детьми педагогического процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Любовь Рудольфовна, Доберштейн Виктория Юрьевна

Если школьный фольклор и жаргон рассматривать как оценку учащимися учебного процесса, следует не ограничиваться оценкой отдельных текстов и жанровых образований, а перейти к изучению и системному описанию детской фольклорной традиции в ее динамике и разновидностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьные анекдоты как средство оценки детьми педагогического процесса»

Библиографический список

1. ВведенскаяЛ.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика; Учебное пособие для вузов.-М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.-512 с.

2. Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. - 560 с.

3. Мшалъская А.К. Основы риторики. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений. -М.: Дрофа, 2002.-496 с.

4. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Логико-психологические аспекты. - Владивосток, 1998.

5. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. -1990. -№ 3.

Л.Р. УВАРОВА, В.Ю. ДОБЕРШТЕЙН ШКОЛЬНЫЕ АНЕКДОТЫ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ДЕТЬМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Если школьный фольклор и жаргон рассматривать как оценку учащимися учебного процесса, следует не ограничиваться оценкой отдельных текстов и жанровых образований, а перейти к изучению и системному описанию детской фольклорной традиции в ее динамике и разновидностях.

А ПРО ВОВОЧКУ ЛИ АНЕКДОТ?

Школьные анекдоты так же стары как сама школа. Их рассказывают сейчас, рассказывали в наши школьные годы, рассказывали и раньше. Передают из уст в уста, как фольклорное достоя-ниг, иногда даже в стихах:- Нашел я папин шкальный

Потрепанный дневник С таблицею футбольной,

С певицею гастрольной,

Страницею контрольной,

Где жирный кол возник.

И я ходил довольный,

Дневник такой приКОЛьный.

Забавно! А как Вы думаете, про кого этот анекдот? Вообще-то, считается, что почти все анекдоіьі на школьную тему - про Вовочку, про еш нестандартный детский взгляд. Да, в детском творчестве мир взрослых предстает часто совсем иным, не таким как его видят взрослые. Детское творчество непосредственно, а самое непосредственное в нем - фольклор. С детским фольклором и жаргоном соприкасается каждый ребенок и каждый взрослый, работающий с детьми. Но если детям это просто забава, то для взрослых это

лишнее напряжение, неприятные эмоции. Вот, например: - Вова, - говорит учитель во время урока, - разбуди своего соседа по парте. - Почему я? Ведь это вы его усыпили! Дети, конечно, будут смеяться, но только представьте себя на

- месте учителя! Что ему делать с таким невоспитанным учеником? Над чем же смеются дети в этом анекдоте про Вовочку? Ведь острый на язычок школьный герой со ставшим уже нарицательным именем сказал то, что он увидел в ведении урока учителем. Почему же этого не видел учитель и почему ему не приятна точка зрения ученика? Детский мир находится в одном физическом пространстве с миром взрослых, но последние, как правило, даже не подозревают о его существовании, тем более о своеобразном детском видении ситуации. Давайте поразмышляем о школьном фольклоре и жаргоне.

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ НУЖНЫ АНЕКДОТЫ НА ШКОЛЬНУЮ ТЕМУ?

Ребенок - маленький волшебник, который творит свой миф и свой мир. Ребенок создает свое потаенное пространство, придумывает тайные языки, устанавливает правила в отношениях со сверстниками и взрослыми. Взаимодействие

©Л.Р. Уварова, В.Ю. Доберштейн, 2008 6 5

между детьми и родителями, учителями и учениками- один из основных источников непонимания, возникновения конфликтов, отрицательных эмоций. Взрослые составили свои правила для этого взаимодействия, но детская творческая натура при сравнительно малом социальном опыте видит окружающий мир своеобразно, стремится по-своему все объяснить. Взрослые не всегда могут принять и понять их детскую нестандартную, не обусловленную социальными штампами и нормами точку зрения. Так нарушается обратная связь, сосуществуют рядом два мира, призванных сотрудничать, но живущих по разным правилам, с различным набором ценностей. Если подходить к восприятию человека человеком с позиции динамики, то важным звеном всего этого процесса является механизм обратной связи.

Как правил о, учителя организовывают обратную связь с учениками для контроля усвоения учебного материала, но эмоционально-чувственная сторона обратной связи чаще всего отсутствует. В то же время, потребность школьников в эмоционально-чувственной стороне общения существует, Ученики предпочитают делиться впечатлениями (обидами и радостями) друг с другом, но не с учителем, поэтому в учебно-воспитательном процессе обратная связь часто или отсутствует, или выступает в косвенной, завуалированной форме и не дает учителю реальной информации о состоянии учеников. По содержанию обратная связь может нести либо позитивную, либо негативную информацию. Позитивное отношение ученики проявляют через активность на уроке, интерес к предмету, мимику, интонации, стремление к общению с учителем вне урока. В случае проявления негативного отношения ученики стремятся завуалировать ее, что говорит или о нежелании обидеть человека, или о боязни ученика выразить учителю свое негативное отношение, получить заниженную оценку, предвзятое отношение учителя в дальнейшем. Потребность в выражении возникающих у учащихся эмоций ведет к появлению школ ьного фольклора и сленга как оценочной характеристики учебного процесса. Это играет роль выплеска школьниками отрицательных эмоций и, одновременно, роль обособления в своей субкультуре. В результате деформации обратной связи учитель односторонне оценивает ситуацию и оказывается в мире своих иллюзий.

Учителю, желающему установить контакт с

детьми, необходимо знать эти явления, гак как они дают картину впечатлений ребенка. Но детское творчество невозможно рассматривать просто как сумму текстов. Школьный фольклор и жаргон необходимо изучать, анализировать причины его появления и содержание, так как в них заложена оценка детьми школьной жизни.

Само понятие «школьный фольклор» появилось в 80-х годах 20 века. Он представляет собой процесс коллективного мышления. Коллективность как необходимое условие бытования фольклора школьников связана не только со стремлением сообща преодолеть страх и поделиться своими проблемами друг с другом, но и сообща найти ответы на сложные вопросы человеческого бытия. Школьный фольклор и жаргон тесно связаны с психологией детского восприятия и поведения учащихся. Здесь дети стараются с юмором г оворить о неприятностях или о том, чего боятся. Школьные сюжеты, вызывающие у ребенка специфические негативные эмоции, позволяют ему побороть страхи и тем самым получить подтверждение своей значимости. Смех занимает в жизни ребенка очень важное место, как и трагическое, это способ познания мира.

Школьный фольклор бытует как в устной, так и в письменной форме. Надписи на партах как письменный жанр школьного фольклора в последние годы становится менее распространенным, так как во многих школах ведется успешная борьба с такого рода словотворчеством, а вот у студентов он более популярен. Из устных жанров первое место по распространенности занимают анекдоты, школьный словарь (хроника) и жаргон. Чтобы разобраться в школьном фольклоре, мы решили его классифицировать.

ТИПОЛОГИЯ ШКОЛЬНЫХ АНЕКДОТОВ

Школьные анекдоты часто моделируют ситуации из жизни учащихся, где абсурдность и преувеличение граничат с реальными условиями и обстоятельствами. Благодаря изучению анекдотов можно увидеть внутренний мир ребенка, его отношение к учебному процессу, к себе, к учителям и родителям, проследить его позицию, действия во время педагогического процесса, а также, помочь учителю увидеть себя таким, каким он видится детям и при необходимости внести коррективы в организацию педагогического процесса. В связи с широким разнообразием собранного материала возникла необходимость упоря-

дочить его для дальнейшего более эффективного изучения и использования. Нами была создана классификация школьных анекдотов, за основу которой мы взяли тематику анекдотов. Так среди школьных анекдотов можно выделить следующие темы, то есть те проблемы, с которыми приходиться сталкиваться ученикам во время обучения в школе, с родителями дома.

1. Ребенок не хочет учиться, а учитель или родители заставляют его.

Учительница музыки на уроке: «Вовочка, веди себя прилично,

а то скажу твоим родителям, что у тебя талант!»

- Петров, почему ты так плохо учишь английский язык? - А зачем?

- Как зачем? Ведь на этом языке говорит половина земного шара!

- И разве этого мало?

С.Л. Рубинштейн заметил, что всякое действие исходит из мотива, то есть побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл для индивида. Чтобы избежать конфликтов, учителю необходимо мотивировать и стимулировать деятельность учащихся. Основная ошибка многих родителей и учителей - замена общения командой и контролем. Требовать и контролировать, конечно, нужно, но ребенок должен чувствовать в первую очередь поддержку. Однако и этого недостаточно. Ему нужна информация, на основе которой он сам бы мог принимать правильные решения. Если же ребенку ничего не объясняют, а только инструктируют и контролируют, то такая форма общения провоцирует на ответное сопротивление в самой разной форме. Нельзя заставить ребенка хотеть, а учиться без желания невозможно. Есть такая поговорка: «Можно лошадь силой привести к реке, но заставить силой пить - невозможно». Приводя ребенка в школу, нельзя забывать о мотивации. Насилием сотрудничества не достичь.

2 Требование, чтобы ученик имел такую же точку зрения, как учитель.

На уроке естествознания учительница показывает опыт - в колбу со спиртом кладет червяка, который через некоторое время перестает двигаться. Задает вопрос: - Какой отсюда можно сделать вывод?

Вовочка: - Пейте спирт - глистов не будет!

Сын приходит из школы и заявляет: - Все, в школу больше ни ногой!

- Почему?

- Читать я не умею, писать тоже, а разговаривать мне запрещают!

20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка (в России Конвенция вступила в силу 13.06.1990 года). Статьи Конвенции обеспечивают ребенку, способному сформулировать собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка (ст. 12). Как правило, учитель при авторитарном стиле руководства пренебрегает личным мнением учащихся, контролирует их деятельность, настаивает на своем мнении, не утруждая себя аргументацией. Петровский А.В. считает, что быть личностью ... означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания. Школьники имеют, как правило, свои представления об окружающем их мире и людях, поэтому они размышляют с точки зрения своих понятий. У них своя особенная логика, которая может не совпадать с логикой учителя или родителей, с их мнением, но она имеет право на существование.

3. Непрофессионализм учителя.

Учитель опрашивает учеников: - Иванов, ду ю спик инглиш? -Чаво?

- Садись, три. Петров, ду ю спик инглиш? -Чаво?

- Садись, три. Сидоров, ду ю спик инглиш?

- Йес, май тиче, ай спик инглиш вэри вэл. -Чаво?!

Учительница раздраженно говорит ученикам: - В сотый раз вам объясняю, что половина не может быть большей или меньшей, это две равные части! Но большая половина класса почему-то этого не понимает.

Вовочка спрашивает: - Скажите, пожалуйста,

а консерватор - это тот, кто делает консервы?

- Нет, что ты! Это тот, кто учится в консерватории.

Если дети на уроке ведут себя плохо, то это еще не говорит о том, что они невоспитанные, недисциплинированные, нелюбопытные. Это

свидетельствует, в первую очередь, о непрофессионализме учителя. Это может означать, что его урок не интересен, он не дает задания, которые позволяли бы детям открыть для себя что-то новое. Толстой Л.Н. писал, что при неуспехе хотят переменить не образ учения, а саму природу ребенка, но природу ребенка трудно изменить, а обмануть невозможно.

4. Двойная этика и необоснованная требовательность.

Учительница раздала тетради после проверки диктанта.

ные ситуации дети предпочитают облечь юмором, для облегчения переживания и сочувствия.

6. Стремление детей схитрить как уход от несправедливости.

В лавку входит гимназист лет девяти и обращается к купцу со следующими словами:

- Полфунта сахара ценой 16 коп. за фунт, полфунта масла ценой полтора рубля за фунт, полфунта сыру ценой 60 коп. за фунт, полфунта кофе ценой 70 коп. за фунт. Если я вам дам монету в 10 руб.,

сколько вы дадите мне сдачи?

Вовочка подходит со своей тетрадкой к учи- - 8руб. 52 копейки, - ответил купец, написав

тельнице и спрашивает:

- Мария Ивановна, я не понял, что вы тут внизу написали!

- Я написала: «Сидоров, пиши разборчиво!»

Родители или учитель требуют часто от детей

того, что сами не могут выполнить. Они сами не соответствуют тем требованиям, которые предъявляют к детям, не могут быть примером для детей. Дети не могут оставить данную несправедливость без внимания, но и изменить ситуацию не могут, следовательно, пытаются отнестись к ней с юмором.

5. Насильственные методы воспитания и обучения.

Вовочка делится с соседом по парте:- Вчера отец меня два раза выпорол.

- За что?

- Первый раз, когда я показал ему дневник, а там такие оценки, такие записи! А второй - когда он понял, что это его старый дневник.

Приходит в класс новый учитель литературы и говорит:

- Кто будет выражаться нецензурными сло вами или портить нашу речь, получит в рыло без всяких базаров.

Л.Н. Толстой писал, что школы, устроенные свыше и насильственно, не пастырь для стада, а стадо для пастыря. Учителю неудобны говор, движение, веселость детей, составляющие для них необходимое условие учения, и в школах, строящихся как тюремные заведения, запрещены вопросы, разговоры, движения... Но сегодня в педагогической практике часто встречаются такие ситуации, когда учитель применяет насильственные методы воспитания и обучения. Эти трагич-

и сосчитав все это предварительно на бумаге.

- Будьте любезны, дайте мне этот счет; это -моя задача по

арифметике на завтра, я ее спишу дома. А товару мне не надо!

- Папа, - говорит Вовочка, - я должен тебе сообщить, что завтра в школе состоится маленькое собрание учеников, родителей и учителей.

- Что значит - «маленькое»?

- Это только ты, я и классный руководитель.

Так как учитель олицетворяет собой власть, а

ученик не может ее блокировать, он вынужден подчиняться, поэтому учащиеся ищут пути «ухода» от нежелательной ситуации.

7. Взрослые не знают или не учитывают закономерностей развития детей, психологических особенностей возраста.

Мальчик-первоклассник спрашивает у своего папочки-математика;

- Пап, а паи! Как пишется цифра 8?.. Папочка, не отрываясь от формулы;

- Бесконечность, развернутая на пи пополам...

Бабушка говорит маленькому внуку, показывая на машину:

-Вовочка, смотри: бибика

-Ты что, бабуля, это же джип Nissan patrol

4х.

Завышение или занижение возможностей детей доставляет им неудобство в достижении взаимопонимания и решении поставленных взрослыми перед ними задач. Л.С. Выготский говорил о необходимости учета возрастных особенностей детей и зоны их ближайшего развития.

Г

8. Современные тенденции развития и про-бтшы общества тоже нашли свое отражение в школьных анекдотах. Это проблемы сельских школ, а именно большая разница в уровне знаний, получаемых учениками в сельской школе и в крупных городах, нехватка учителей, проблемы, связанные с низкой заработной платой учителей.

Сельской малокомплектной школе требуется учитель на одну ставку, но широкого профиля: математик, химик, физик, физкультурник и музыкант. Высшее образование желательно.

Средней школе № 2 требуется учитель географии со своей зарплатой.

9. Стремление детей изменить идеализированный взрослыми учебно-воспитательный процесс.

- Папа, - спрашивает Вовочка, - почему у тебя нет машины?

- Нет на машину денег. Вот ты не ленись, учись получше, станешь хорошим специалистом и купишь себе машину.

- Папа, а почему ты ленился в школе?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Огурцов,- говорит учитель во время урока, - разбуди своего соседа.

- Почему я? Ведь это вы его усыпили!

Дети часто выступают против отрепетированных открытых уроков, введенных в школах правил, норм, против показного воспитания родителей. У них возникает желание нарушить этот официальный мир, разрушить созданный взрослыми идеал учебного процесса, его искусственный блеск и иллюзорность.

10. Самокритика. В юмористических стихотворениях, созданных школьниками и детскими поэтами, отражены такие же проблемы и ситуации, как и в школьных анекдотах. Этот вид школьного фольклора более направлен на недостатки самих учеников и показывают, что они сами их осознают, но не всегда могут справиться со своими проблемами.

В камере хргменшПргшите, прошу, на хранение

Дурное мое настроение,

Уроки учить нехотение,

Хотенье болтать ерунду.

Готов заплатить за хранение,

Накиньте еще за продление,

Но верьте мне - для получения Навряд ли, пожалуй, приду...

Причины опозданийбо вторник подвела постель -

Не мог я вовремя проснуться.

Позавчера забыл портфель,

В нем был банан -пришлось вернуться.

В своих ошибках разобрался,

Сегодня в срок прийти хотел,

Но слишком сильно разогнался И мимо школы пролетел.

В школьных анекдотах нашли отражение различные аспекты школьной жизни. Юмор помогает учащимся пережить создавшиеся в ходе учебно-воспитательного процесса ситуации, высказать свое мнение взглянуть на школьные дела с другой стороны, осознать, пережить совместно с товарищами.

Школьный словарь или школьная хроника -редкий жанр «письменного фольклора», бытующего на партах, в специальных листках и тетрадках. Представляет собой список коротких высказываний, где левая часть текста - реалии школьной жизни, а правая - описание данной реалии через образное выражение, клише. Чтение такого списка создает комический эффект. В этом жанре тоже можно выделить несколько типов (тем): педагоги, ученики, оценки, предметы, урок, школа и школьные территории, класс и что в нем находится, атрибуты учебного процесса, реалии школьной жизни. Например: Хороший учитель

- луч света в темном царстве. Отличник - герой нашего времени. Двойка за подсказку - горе от ума. Уче бный год - хождение по мукам. Конец учебного года — отмена крепостного права. Как правило, гиперболизация имеет отрицательный знак, а положительные высказывания связаны с чем-то находящимся вне школы (Дорога из школы — светлый путь).

В лексике школьного жаргона можно выделить четыре сферы: сфера школы, сфера досуга, сфера быта, сфера оценки. В целом, школьный жаргон - явление постоянно обновляющееся, а потому нестареющее. В нем фиксируются события, происходящие в жизни учащихся, уровень их культурного развития, их представления о мире и о людях, которые их окружают. А.В. Мудрик отмечает, что жаргон в наибольшей степени позволяет школьникам почувствовать принадлежность к своей возрастной группе.

Школьный жаргон и фольклор нельзя ни отменить, ни запретить. Надо его знать, использовать это знание для усовершенствования педагогического процесса, учитывая видение детей, и уметь отличать безобидный юмор от сатиры и критики нежелательных, с точки зрения детей, явлений школьной жизни.

В тоже время нельзя, на наш взгляд, знать о проявлении школьного фольклора, как о скрытой оценке педагогического процесса и выходе отрицательных эмоций учеников и делать вид, что нас это не касается. Такое молчаливое согласие лишь укрепит в сознании детей стремление отстаивать свои интересы исподтишка, не достойным образом смеяться за спиной. Что же делать? КАК ОБОЙТИСЬ БЕЗ АНЕКДОТОВ

Рассмотрев различные жанры школьного фольклора, стоит назвать его основные функции:

- функция оценки (выражение своего отношения к школе, учителям, своего эмоционального состояния), - функция сплочения (средство обособления в своей ученической субкультуре), - функция противостояния власти (снижают статус авторитарного учителя, «уходят, освобождаются» от его власти). Но ведь анекдоты и жаргон не во всех школах одинаково популярны, не про всех учителей дети рассказывают сатирические истории.

Необходимо заметить, что не каждый школьник знает и пересказывает различные жанры школьного фольклора. Школьный фольклор не охватывает все детские сообщества. Это подтверждают и полученные нами в ходе опроса данные. Из опрошенных нами студентов, 72,5% респондентов имеют представление о школьном фольклоре, им нравилось рассказывать анекдоты, 27,5% опрошенных студентов, учась в школе, не рассказывали анекдоты или сатирические истории на школьную тематику, не пользовались прозвищами учителей и называли их по имени и отчеству или по фамилии даже между собой. Поэтому возникает целый ряд вопросов, почему школьный фольклор бытует не всюду, почему в одних школах это явление пользуется популярностью, а в других есть лишь фрагменты школьной фольклорной традиции, и каковы причины распространения школьного фольклора среди учащихся. Вероятно, это зависит от педагогического коллектива той или иной школы, от статуса школы, от стиля взаимоотношений детей и взрослых, от традиций и общей атмосферы в учебном заведении,

а также на это может влиять само общество в тот или иной период своего развития.

Если учитель хочет достичь оптимальных результатов обучения и воспитания, то он должен стремиться к диалогу с учащимися. Но это должен быть не диалог обучающего с обучающимся, а диалог человека с человеком, так как в диалоге исчезают жестко закрепленные социальные роли «учителя» и «ученика». Движущими силами общения должны быть обе стороны процесса: и взрослые, и дети. Умение строить диалог с учетом дидактических и воспитательных целей обучения - показатель уровня профессионализма учителя. Учитель должен занять партнерскую позицию, которая означает отсутствие официального дистанцирования. Учитель должен уметь наблюдать за собой со стороны, анализировать свои действия, улавливать малейшие изменения в поведении детей. Все это может сделать процесс обратной связи более информативным и, следовательно, эффективным.

Учитель должен создавать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы учащиеся имели возможность высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, вносить свои замечания, не боясь при этом плохого отношения со стороны преподавателя или занижения оценок.

В основе процесса обучения должен лежать диалог между учителем и учащимися. Учитель должен научить детей цивилизованно, в корректной форме выражать свои мысли, внимательно к ним относиться и не менее внимательно и принципиально анализировать свою деятельность.

Давайте вместе с детьми подумаем, как удобнее организовать наше сотрудничество с ними, ведь это им учиться, и надо сделать так, чтобы им было удобно учиться. Еще Л.Н. Толстой говорил, что наши школы учреждаются не так, чтобы ученикам было удобно учиться, но так, чтобы учителям было удобно учить. Практика показывает, что доверие лечит лень, уважение дарит ответное уважение, а самостоятельно поставленная цель, достигается с большим упорством, старанием, активностью, чем чья-то, даже учительская, цель. Не стоит учителю на свои «хрупкие плечи» брать всю власть, строгость. Зоркому юмористу с последней парты всегда видна показная важность, видно, как в строгости вот-вот может задохнуться даже самый властный учитель. Доверяйте детям, спросите, как им живется-учится. Они всегда за справедливую требовательность. Но они еще толь-

ко учатся сочетать права и обязанности, здесь нужна помощь и поддержка. И еще, не стоит говорить детям о своей значимости, важности, авторитетности. Лучше постараться работать так,

чтобы все это прочитал ось в глазах напротив. Если кто-то хотел получить рецепт-панацею, он прост: Надо знать и любить свое дело и уважать тех, с кем работаешь!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.