Есть люди, которые понимают. И не знают, что они Литература
понимают. Это спящие. Разбуди их. ^ Бахтин М М. как философ. М., 1992;
Есть люди, которые понимают. И знают, что они по- 2. Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб., 2003
нимают. Это мудрецы. Иди за ними».
Проектируя создание авторской системы элементов технологии развития критического мышления (при обучении химии) посреданвом формирования навыков салюобразования и повышения качества образования, через организацию поэтапного формирования умственных действий, автор сумел корректно определить задачи своей педагогической деятельности.
Дубровка Алла Михайловна,
учитель химии МОУ СОШ № 3 Барабинский район Новосибирская область
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ
Как развить критическое мышление учащихся на уроках химии?
Ключевые слова: критическое мышление учащихся, мониторинг ключевых и предметных компетентностей, навыки самообразования, повышение качества образования.
А ктуальность темы проектируемого исследования ^Ане вызывает сомнений, поскольку в обществе быстро меняющихся технологий вопросы самообразования волнуют не только учёных, педагогов, но и общественность. В современном обществе приобретение компетенций невозможно представить без рефлексии. Критическое мышление - это и навигатор, и модератор творческой деятельности в жизни человека. Основы саморазвития мышления, а тем более критического, необходимо формировать с детства.
Элементы технологии развития критического мышления, реализуемые на уроках химии, являются актуальными аспектами в деятельности учителя по решению ключевых задач современного образования, в частности, разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценить знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках химии.
Предмет исследования: технология развития критического мышления учащихся на уроках химии как средство формирования навыков самообразования и повышения качества образования.
Цель: исследовать технологию развития критического мышления учащихся как средство формирования навыков самообразования и повышения качества образования (на примере преподавания химии).
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс самообразования и повышения качества обучен-
ности в социально адаптированной среде школы будет эффективным, если:
- учащиеся проявляют способности к освоению новых способов деятельности;
- учебная работа имеет творческую направленность;
- процесс обучения носит индивидуальный характер;
- повысится уровень ключевых и предметных компетенций воспитанников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Организовать процесс внедрения элементов технологии развития критического мышления, используемых на уроках химии, определить механизм их реализации в учебно-воспитательном процессе школы.
2. Внедрить и адаптировать в практику преподавания предмета химии элементы данной технологии, провести мониторинг её эффективности.
3. Обобщить и распространить опыт экспериментальной деятельности.
Методологической основой исследования является системный подход, получивший отражение в трудах Ю. К. Бабанского, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Н. В. Кузьминой, А. В. Петровского, В. Я. Синенко и других исследователей.
Технология развития критического мышления, представленная в трудах Д. Стила, К. Мередита, Ч. Темпла и других ученых, легла в основу данного педагогического исследования.
Технология интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности - всё это влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего обучения модульную технологию связывает идея ориентировочной основы деятельности - поэтапное формирование умственных действий. Из психологии взят рефлексивный метод.
Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, таким образом, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения технологии неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.
Методы исследования. Для решения поставленных задач исследования и проверки гипотезы мною использовался комплекс методов:
- теоретические: изучение, анализ и обобщение педагогического опыта;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение литературы, анализ результатов деятельности, беседа, опрос (письменный и устный), тестирование, экспертная оценка.
Предполагаемые результаты:
на формально-организационном уровне:
1) методика реализации технологии развития критического мышления на уроках химии;
2) система рекомендаций по реализации в педагогической практике элементов технологии развития критического мышления на уроках химии;
3) система мониторинга эффективности реализации экспериментального исследования;
4) учебно-методические разработки уроков с использованием данной технологии;
5) образовательные программы по химии, включающие элементы технологии развития критического мышления.
на качественном уровне: положительная динамика уровня обученности, развития ключевых и предметных компетентностей обучающихся.
Формы представления результатов:
1) печатные работы: в журналах, в сборниках научно-практических конференций;
2) проведение открытых мероприятий (семинары, презентации, открытые уроки) по теме экспериментального исследования;
3) участие в семинарах, конференциях.
Этапы эксперимента
Этапы эксперимента Задачи Содержание деятельности Сроки исполнения
Подготовительный: Организовать процесс внедрения технологии развития критического мышления учащихся, используемой на уроках химии, определить механизм её реализации в учебно-воспитательном процессе школы. 1. Создать творческую проблемную группу. 2. Разработать перспективный план совместной работы. 1. Изучение опыта отечественной и зарубежной практики технологии развития критического мышления. сентябрь-октябрь (2009)
2. Ознакомление с инструментарием данной технологии (методы, формы и приёмы). октябрь-ноябрь (2009)
3. Создание банка информации и методического руководства по реализации технологии критического мышления. октябрь-ноябрь (2009)
4. Изучение материалов для мониторинга. ноябрь-декабрь (2010)
5. Определение уровня обученности воспитанников на этапах всех этапах эксперимента. по итогам четверти (2009,2010,2011)
6. Подготовка дидактического материала для внедрения технологии развития критического мышления учащихся в учебно-воспитательный процесс. в течение года (2009-2010)
1 фактический: внедрить и адаптировать в практику преподавания предмета химии технологию развития критического мышления, провести мониторинг её эффективности. тивные пути внедрения техноло-гии развития критического мышления в учебно-воспитательный процесс школы. 1.Определение критерий оценки эффективности внедряемой технологии. (2010)
2. Разработка образовательных программ для 8-9 класса по химии с использованием элементов данной технологии. (2010)
3.Организация учебно-воспитательного процесса с использованием элементов технологии развития критического мышления. в течение учебного года (2009-2010)
4. Мониторинг уровня развития ключевых и предметных компетентностей воспитанников. (2010-2011)
Обобщающий: обобщить и распространить опыт экспериментальной деятельности. 1. Оценить результативность исследования, определить необходимые изменения в первоначальной гипотезе. 2. Проанализировать и подвести итоги, сформулировать методические рекомендации для внедрения опыта в образовательную практику преподавания предмета химии. 1. Методическое оформление уроков с использованием технологии развития критического мышления. в течение эксперимента
2. Участие в семинарах, педагогических советах, заседаниях школьных методических объединений. в течение эксперимента
3. Оформление методического пособия по использованию технологии развития критическою мышления на уроках химии, включающее алгоритм работы по данной технологии, методические разработки уроков, диагностический материал. (2010-2011)