Научная статья на тему 'Формирование естественнонаучной компетентности учащихся при помощи заданий нового типа'

Формирование естественнонаучной компетентности учащихся при помощи заданий нового типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1613
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПАРАДИГМЫ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЗАДАНИЯ ЕГЭ / ЗАДАНИЯ НОВОГО ОБРАЗЦА / ЗАДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ PISA / ЗАДАНИЯ ТРИЗ / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ / РЕФЛЕКСИЯ / НЕСТАНДАРТНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусихина Светлана Юрьевна

Статья посвящена проблеме качества контрольно-измерительных материалов по биологии. Автор предлагает сравнительный анализ КИМов на примере ЕГЭ и международного тестирования PISA и ТРИЗ, а также авторские варианты заданий нового образца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусихина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование естественнонаучной компетентности учащихся при помощи заданий нового типа»

2. Хочу повысить успеваемость учащихся 6-х классов по математике до конца этого учебного года.

Вопрос: теперь-то мы все учли?

Ответ: Да!

Другой ответ: Нет!

Вопрос: Почему - да, и почему - нет?

Ответ: Да все с ней в порядке, все конкретно, по математике, время указано, а конец года - чем не указание времени?

Другой ответ: Зато нет измерения - она не измерима. На сколько процентов повысить успеваемость, например? Вдруг всего на один процент повысится?

Для удобства запоминания представим вот такую таблицу с примерами.

блок организации учебной деятельности школьников - целеполагание как элемент реализации систем-но-деятельностного подхода к образованию.

Домашнее задание

1. Сформулируйте любую личную цель

2. Сформулируйте любую важную для Вас цель профессиональной деятельности

3. Сформулируйте любую важную для Вас цель урока

4. Сформулируйте любую важную для Вас цель личностного развития ученика

Проверьте каждую из целей по критериям SMART технологии.

Зы&ытъ. гзэниК) З-ТЯМ» ' I ггг&1 Г w я

* iSpraScj -

SMART

цели

II л ХШ* кии

М Vi-,- .< н. Имен** Г __________

1РМИ*№№1 I «4

^АЛ»паав1-йхтмия1ье

яр«1р rpfSt*. Иг *^як1

R,._____. _____ _

I «wari гку|;-ог*тиЗ|( ^ ч

Обоснованные вяшм

Т Irtrrrfdl 1 ■* ***** S

9 I Твлй ^гг-г-31 -

Ог рант&шые вс времен»

Как видно из таблицы, авторы дают очень простые и конкретные примеры, по которым наша задача -провести самодиагностику собственных целей. Итак, давайте это выполним.

На листочке каждый пишет одну самую важную профессионально или личностно-значимую свою цель и проверит ее по предложенным критериям и в сравнении с приведенными примерами, (на выполнение отводится время: 4-6 минут)

Если кто-то может поделиться, давайте послушаем, что получилось. После небольшого обсуждения вернемся к работе в группах.

Задание группе: давайте проведем итоговую рефлексию, что же мы делали сегодня? Какие действия совершали? Получили ли что-то удивляющее, радующее нас, подтверждающее или опровергающее наш собственный опыт?

Итак, подводя итог, можно сказать, что мы через проживание «здесь и теперь» рассмотрели важный

Литература

1. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М.: Высшая школа, 1989

2. Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973

3. Грачев Н.Н., Шевцов М.А. Информационные технологии для госслужащих http://grachev.distudy.ru/Uch_kurs/ Gosslugba/bifo/List.htm

4. Исаев АД. Проблемное обучение в условиях новых целей и ценностей образования // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. — №4

5. Новикова Е.И. Использование метода проекта на уроке информатики с целью повышения мотивации школьников // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №2.

6. Табарданова Т.Б. Программно-целевой подход в инновационном управлении Проекты 3-08

7. Трубицына Е.В. Инновационный педагогический опыт в условиях новых целей и ценностей образования: достижения, проблемы и перспективы. - 2009. - №5.

8. Keys to smart goalgetting,

http: //merm.ru/ advr oom/ questions/questions_476.html

Статья посвящена проблеме качества контрольно-измерительных материалов по биологии. Автор предлагает сравнительный анализ КИМов на примере ЕГЭ и международного тестирования PISA и ТРИЗ, а также авторские варианты заданий нового образца.

Мусихина Светлана Юрьевна

учитель биологии, школа №97, г. Ижевск

Формирование естественнонаучной компетентности учащихся при помощи заданий нового типа

Чем отличаются задания нового типа от стандартных «зуновских»?

Ключевые слова: компетентностно-деятельностная парадигмы; естественнонаучная компетентность; задания ЕГЭ; задания нового образца; задания международного тестирования PIS А; задания ТРИЗ; межпредметная интеграция; умение работать с информацией; рефлексия; нестандартность; творчество.

В последнее время в отечественной педагогике наблюдается переход от «зуновской» парадигмы к компетентно стно-деятельностной. Теперь от школьников требуется не просто усвоения определенного объема знаний по предмету, а способность применить полученные знания и умения при решении разного рода задач практического и межпредметного характера. На первый план выходит образовательная компетентность учащихся, т.е. умение комплексно применять на практике как общеучебные умения и навыки (ОУУ-Ны), так и предметные ЗУНы.

Естественнонаучная компетентность, или грамотность,- это способность учащихся использовать полученные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Несмотря на появление многочисленных сборников задач и контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ по естественнонаучным дисциплинам, изданные материалы еще не в достаточной степени соответствуют требованиям, предъявляемым компе-тентностной педагогикой.

В практике обучения российские учащиеся не встречаются (или встречаются крайне редко, особенно в рамках одной проверочной работы):

- с заданиями, составленными на материале из разных предметных областей, для правильного выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа, обоснований, коммуникации и т.п.;

- с заданиями, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию, необходимые для постановки и решения проблемы;

- с заданиями, требующими привлечения дополнительной информации (в том числе выходящей за рамки описанной в тексте задания ситуации), или, напротив, с заданиями, содержащими избыточную информацию и «лишние данные»;

- с комплексными или структурированными заданиями, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов.

Восполнить данные недостатки позволяют задания Международного исследования образовательных достижений учащихся PISA [5].

В отечественных учебниках вопросы после параграфа касаются только конкретно этого материала и ни шагу в сторону. А вопросы требующие рефлексии или межпредметной интеграции подаются как проблемные, решать которые не всегда хватает времени, в связи с огромным объемом знаний, и которые будут проверятся на ЕГЭ, ...но не пригодятся в жизни. На тестировании PISA для ответа на вопрос нужно привлечь дополнительную информацию из жизни или из другой сферы знаний.

Учитывая результаты, показанные в исследовании PISA, необходимо обеспечить целенаправленную подготовку учащихся к выполнению подобных заданий» [7].

Естественнонаучные знания и умения, овладение которыми будет оцениваться в исследовании, в нашей школе формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.

Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты: общепредметные (общеучебные) умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов, естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания. В цели исследования PISA входит комплексная проверка этих умений и понятий. Основное внимание уделяется проверке умений: выделять из предложенных вопросов те, на которые естественные науки могут дать ответ; делать научно обоснованные выводы на основе предложенной информации и др. Реальные ситуации, предлагаемые учащимся, связаны с актуальными проблемами, которые возникают в личной жизни каждого человека.

Проверяемые виды деятельности

Для выявления умения находить информацию в тексте уместно направить внимание на нее формулировкой вопроса, для чего учащемуся потребуется «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.

Для выявления умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл целесообразно предложить учащимся сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или концепте текста.

Для выявления рефлексии на содержание текста необходимо, чтобы читатель, выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений

о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения. Ясно, что этот аспект понимания текста подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей учащихся, нравственного и эстетического развития.

Оценивание выполнения заданий

Для оценки заданий используется дихотомическа-яю шкала для заданий с выбором ответа и полигамическая для заданий со свободно конструируемым ответом с выставлением дифференцированных баллов для верного ответа, для частично правильного ответа, для неверного ответа.

Авторская подборка текстов и заданий, разработанная по аналогии с заданиями PISA, помогут оценить уровень сформированности естественнонаучной компетентности учащихся, степень соответствия их знаний и умений международным и российским образовательным стандартам нового поколения.

Задания связаны как с отдельными предметам (география, физика, химия, биология), так и требующие межпредметного подхода при их решении (биология-химия-физика-история; география-физика-история и др.). Это поможет педагогам оценить и развить у учащихся умения использовать полученные знания на практике, нестандартно, творчески подходить к решению задач практического, прикладного характера, т.е. определить степень сформированности естественнонаучной компетенции.

Представленные задания могут быть использованы учителями-предметниками для проведения интеллектуальных марафонов, интегрированных предметных олимпиад.

Приложение1

Пример 1. «Крокодиловы слезы» (биология, химия, физика) [2]

Лщци давно обратили внимание, что крокодилы умеют плакать крупными прозрачными слезами. Древние египтяне считали нильских крокодилов носителями божественного зла. Их кормили, к ним обращались с заклинаниями, чтобы усмирить их гнев. Кровожадность и коварство крокодила послужили поводом для удивительных фантазий. Древнегреческий ученый Элиан в своем зоологическом трактате писал, что крокодил, набрав в рот воды, обливает ею крутые тропинки, по которым люди и животные спускаются к реке. Как только жертва поскользнется и упадет, крокодил подскакивает к ней и пожирает.

Съев очередную жертву, крокодил якобы оплакивает её. Отсюда возникло крылатое выражение «крокодиловы слёзы» как символ высшего лицемерия. И только в наши дни стала ясна их причина: у крокодила для удаления из организма избытка солей развились особые железы; выводные протоки этих желез расположены у самых глаз крокодила. Вот и выходит: заработали эти железы - и крокодил «заплакал» горючими солеными слезами.

Вопрос 1.

Что означает выражение «крокодиловы слезы»?

A) выражение боли;

Б) символ высшего лицемерия;

B) выражение радости.

Вопрос2.

Почему у крокодилов появляются слезы?

(1 балл)______________________________________

Вопрос 3.

Что произойдёт с организмом крокодила, если он не будет плакать?

(3 балла)___________________________________________

Вопрос 4.

Кто еще из животных также избавляется от излишков солей?

(по 1 баллу за пример)________________________________

Ответы:

1. Б.

2. организм крокодила освобождается от излишков солей, поступивших с водой и пищей.

3. 1 балл - в организме крокодила накопятся излишки солей;

1 балл - нарушится обмен веществ и крокодил умрёт;

1 балл - концентрация солей в крови превысит норму; вода из клеток будет выходить в кровь по градиенту концентрации; наступит обезвоживание организма.

4. - у морских рыб соли выводятся вместе с слизью через жабры;

- у альбатросов, буревестников соли выводятся через носовые отверстия;

- у морских рептилий: черепах, змей, яще-риц- выводной проток выходит в угол глаза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример 2. «Водные пирамиды Крыма» (история, физика, география) [4]

Крым славится нехваткой пресной воды - здешние речки пересыхают в начале лета. В восточной части Крыма около города Феодосии была найдена усадьба средневекового вельможи. На ее территории обнаружили удивительное сооружение - большую, выложенную камнем площадку с каменными пирамидами. Внутри пирамид находились многочисленные ходы и полости. Из горячего морского воздуха, который проникал в пирамиды, на их внутренних холодных стенах выпадала роса. Они запотевали, мельчайшие капельки росы, сливаясь, собирались в более крупные и стекали по стенам, а затем по специальному желобу в подземный бассейн.

Вопрос 1.

Почему в Крыму ощущается нехватка пресной воды?

A) речки пересыхают;

Б) реки загрязнены;

B) много народа.

Вопрос 2.

Какими сооружениями добывали пресную воду в Феодосии в древности?

(1 балл)_________________________________________

Вопрос 3.

Для чего необходимы многочисленные ходы и полости внутри пирамид?

(2 балл)_________________________________________

Вопрос 4.

Как называется процесс, благодаря которому добывали воду в пирамидах?

(1 балл)_____________________________________________

Вопрос 5.

Какие пирамиды прославлены больше крымских? Для чего их строили?

(2 балла)__________________________________________

Вопрос 6.

Можно ли получить пресную воду строя пирамиды в наших условиях? Ответ поясните.

(2 балла)___________________________________________

Ответы.

1. А.

2. выложенным камнем площадкой с каменными пирамидами.

3. 1 балл - для охлаждения воздуха; 1 балл - для увеличения поверхности соприкосновения горячего воздуха с холодным камнем.

4. конденсация.

5. 1 балл - египетские пирамиды; 1 балл - строились для захоронения фараонов.

6. 1 балл - да; 1 балл - жарким летом на холодных камнях роса может конденсироваться и собираться в емкости.

Пример 3 «Изобретения природы и человека» (биология, физика, механика) [1].

Рассмотрите рисунки. Какие животные и как используют в своей жизнедеятельности принципы, лежащие в основе использовании изображенных предметов?

Ответы.

1. радар - принцип эхолокации; используют киты, дельфины, летучие мыши;

2. парашют - принцип планирования; используют ящерица летучий дракон, белка- летяга, коршун, гриф.

3. клей - принцип соединения частей; использует пресноводный моллюск дрейсена.

4. шприц - принцип впрыскивания; используют пчела, вирусы бактериофаги.

5. клещи (щипцы) - принцип зажима; используют краб, клёст.

Пример 4 «Морские водоросли» (биология, физика)

Водоросли, как и все растения, нуждаются в солнечном свете для фотосинтеза. Зеленые водоросли растут в пресных водоемах на небольшой глубине, однако, многие морские водоросли живут на больших глубинах, куда солнечный свет слабо проникает. Эти водоросли имеют красную и коричневую окраску. Бурые водоросли (например, ламинария) прикрепляются к твердому грунту на глубине 80-100 м. Красные водоросли, или багрянки обитают на самых больших глубинах (до 200м), куда проникает свет.

Вопрос 3.

Почему водоросли не могут обитать на глубинах свыше 200м ?

A) не к чему прикрепиться;

Б) нет солнечного света для фотосинтеза;

B) на глубине слишком холодно.

Вопрос 4.

Как окраска водорослей связана с нарастанием глубины?

(3 балла)_________________________________________

Ответы.

1. зеленые, бурые, красные.

2. А; Б.

3. Б.

4. 1 балл - с глубиной солнечный свет рассеивается; 1 балл - на глубину до 100м. проникают лучи красного, а на глубину до 200м. - синего и фиолетового спектров;

1 балл - в бурых и красных водорослях содержится кроме пигмента хлорофилла, пигменты красного и других цветов, улавливающие свет для фотосинтеза.

Пример 5 «Ведьмины кольца» (биология, история, литература)

Ведьмины круги (круги фей, ведьмины кольца) -круги диаметром от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров, образованные грибами. Английский фольклор относит происхождение этого природного явления к ночным хороводам фей, на месте которых к утру вырастает множество грибов. В Германии считали, что такие кольца возникают на месте шабаша ведьм. Даже сегодня подобным явлениям иногда присваивают мистическое происхождение. Ведьмины круги образуют грибы различных видов: млечники, говорушки, шампиньоны, мухоморы, сморчки. Ведьмины кольца, круги, образованные шляпочными грибами; встречаются нередко на лугах, реже в лесах.

Внутри этих кругов не растет трава, а почва кажется вытоптанной.

Вопрос 1.

Какие группы водорослей существуют в природе? (1 балл)--------------------

Вопрос 2.

Какие водоросли можно встретить на глубине меньше 100 м?

A) зеленые;

Б) бурые;

B) красные.

-у*1

: -Д, -

■Ж ■

Вопрос 1.

Какую фигуру образуют растущие грибы?

A) круг, кольцо;

Б) овал;

B) звезда.

Вопрос2.

Почему грибы растут кольцами?

(1 балл)____________________________________

Вопрос 3.

Почему внутри кольца земля вытоптана и не растет трава?

(1 балл)___________________________________________

Вопрос 4.

Выскажите предположение: почему грибные круги называли «ведьмины кольца»?

(2 балла)________________________________________

Ответы.

1. А.

2. это связано с ростом грибницы от центра к периферии. Внутри грибница разрушается, и поэтому грибы растут по кругу.

3. грибница использует все питательные вещества и почва становиться бесплодной.

4. в средние века считалось, что в летнюю ночь ведьмы слетаются на шабаш и танцуют по кругу; трава там переставала расти и появлялись ядовитые грибы.

Пример 6 «Разноцветные рыбы» (биология, физика)

В поверхностном слое океана плавают серебристые рыбы, на глубине 200-400м. - красноватого цвета, еще глубже - фиолетовые и черные, а вот донные глубоководные рыбы и рыбы, обитающие в закрытых пещерных водоемах, вовсе не окрашены.

Вопрос 1.

Где в океане плавает серебристо окрашенная тихоокеанская сельдь?

A) на большой глубине;

Б) на глубине 200м.;

B) в поверхностных слоях.

Вопрос 2.

Почему различна окраска рыб на разной глубине? (3 балла)_________________________________________

В.

1. окраска рыб имеет приспособительное значение и зависит от цвета и освещенности воды на данной глубине. На большую глубину и в пещеры свет не попадает, поэтому покровительственная окраска не имеет значения для глубоководных и пещерных рыб.

Пример 7 «Воздухоплаватели» (биология, физика, география).

15 апреля 1875 г. воздушный шар «Зенит», на борту которого находилось 3 воздухоплавателя, достиг высоты 8000 м. Шар обледенел, стал тяжелым и начал резко снижать высоту. Когда шар приземлился, то в живых остался только один человек.

Вопрос 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На какую высоту поднялся воздушный шар «Зенит»?

(1 балл)_________________________________________

Вопрос 2.

Как изменяется воздух при увеличении высоты? (3 балла)________________________________________

Вопрос 3.

Почему погибли воздухоплаватели? (3 балла)__________________________

Ответы.

1. 8000 м.

2. становиться холодно; кислорода становиться мало; давление падает.

3. резко снизилось парциальное давление кислорода на большой высоте. Артериальная кровь при этом по газовому составу приближается к венозной; все ткани организма начинают испытывать острый недостаток кислорода, что приводит к смерти.

Литература

1. Демъянкое Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1996.

2. Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие/ сост.: М.Б. Беркинблит, С.М. Глаголев, В.М. Голубева и др. -М.: МИРОС, 1993.

3. Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. Кн. для чтения. -М.: Просвещение, 2001.

4. Олимпиадные и контрольно-проверочные задания нового поколения. Естественнонаучные предметы. 9-11 классы / Авт. сост.: С.Г. Гринько, Л.Н.Ластовка, И.Ю. Ша-мыгина, Е.В. Фомичева, Е.Е. Красникова.- М.: АРКТИ, 2008.

5. Источник информации о задачах программы PIS А: http: //www. center око .ru/public .htm

6. Новый взгляд на грамотность по результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004.

7. Прохорова С.Ю., Вершинин С.В., Кузнецова Т.В. Информационная подготовка сельского школьника на материале предмета «Биология» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №6.

8. источник примеров: http://www .otrezal.ru.

Авторы предлагают использовать современные технологии, посредством которых повысится уровень информа-ционно-коммуникативных компетенций учащихся в процессе преподавания предметов естественно-научного цикла.

Дубровка Алла Михайловна

учитель химии Бурдыко Лариса Валерьевна

учитель географии МОУСОШ №3 Барабинского района Новосибирской области

Педагогические технологии как средство развития информационнокоммуникативных компетенций учащихся в процессе преподавания предметов естественно-научного цикла

Как развить информационнокоммуникативные компетенций учащихся посредством использования педагогических технологий на предметах естественнонаучного цикла?

Ключевые слова: критическое мышление учащихся, развитие индивидуального стиля учебной деятельности, проектного обучения, мониторинг информационно-коммуникативных компетентностей.

Преподавая предметы естественно-научного цикла (химия, физика, география) в 8-11 классах, которые является базовым, нам пришлось столкнуться с рядом педагогических проблем. Первую проблему мы видим в некотором смещении образовательных при-

оритетов у современных старшеклассников. Возможности сети Интернет привели к тому, что ученики не желают мыслить и действовать без опоры на продукты чужого труда. Причем, в силу неопытности, они, зачастую, не могут отличить качественный образовательный материал от непригодного. Обучающиеся, в лучшем случае, перерабатывают продукты цифровой компиляции. В худшем, на репродуктивном уровне, внешне преобразовывают полученные через Интернет материалы, не осмысливая и не оценивая содержание полученной информации. Такая ситуация, если ее не корректировать, приведет к тому, что ученик рано или поздно вообще перестанет самостоятельно учиться, и будет применять единственный навык - находить в сети реферат по заданной теме.

Вторая проблема выявляется, как правило, в ходе проведения стартового контроля в начале учебного года, при переходе обучающихся из второй в третью ступень образования. Проблема заключается в том, что ученики без затруднений выполняют задания, требующие знаний. Трудности вызывают задания, направленные на проверку умений и навыков эти знания применять. Кроме того, педагогические наблюдения за старшеклассниками на уроке, показывают, что они испытывают затруднения в процессе создания и предъявления результатов своего труда: стесняются публично выступать, не умеют самостоятельно создать образовательный продукт проек т, презентацию. У учеников не достаточно развиты навыки работы в группе.

Актуальность проекта заключается в том, что в ходе выявленных проблем, будет создать комплекс современных условий для формирования информационно-коммуникативных компетенций с использованием элементов педагогических технологий.

Объект исследования: учебно-воспитательный

процесс (естественно-научный цикл).

Этапы эксперимента Задачи Содержание деятельности Сроки исполнения

Подготовитель ный: Организовать процесс внедрения элементов педагогических технологий, используемых на уроках химии, физики, географии, определить механизм их реализации в учебно-воспитательном процессе школы. 1. Создать творческую группу. 2. Разработать перспективный план совместной работы. 1. Изучение опыта отечественной и зарубежной практики исследуемых технологий. сентябрь - октябрь (2010)

2. Ознакомление с инструментарием данных технологий (методы, формы и приёмы). октябрь - ноябрь (2010)

3. Создание банка информации и методического руководства по реализации исследуемых технологий. ноябрь - декабрь (2010)

4. Изучение материалов для мониторинга. ноябрь - декабрь (2010)

5. Определение уровня обученности воспитанников на этапах всех этапах эксперимента. по итогам четвертей (2010,2011, 2012)

6. Подготовка дидактического материала для внедрения современных технологий в учебно-воспитательный процесс. в течение года (2010-2011)

Практический: внедрить и адаптировать в практику преподавания предметов естествен-но-научного цикла педагогические технологии, которые способствуют развитию информационно-ком-муникативных компетентностей учащихся. 1. Определить эффективные пути внедрения педагогических техноло-гии: а) развития критического мышления учащихся; б) развития индивидуального стиля учебной деятельности обучающихся; в) проектного обучения. 1 .Определение критерий оценки эффективности внедряемых технологий. (2011)

2. Разработка образовательных программ для 8-9 класса по химии с использованием элементов данных технологий. (2011)

3 .Организация учебно-воспитательного процесса с использованием элементов педагогических технологий. в течение учебного года (2010-2011)

4. Мониторинг уровня развития информационных и коммуникативных компетентностей воспитанников. (2011-2012)

Обобщающий: обобщить и распространить опыт экспериментальной деятельности. 1. Оценить результативность исследования, определить необходимые изменения в первоначальной гипотезе. 2. Проанализировать и подвести итоги, сформулировать методические рекомендации для внедрения опыта в образовательную практику преподавания предметов есте-ственно-научного цикла. 1. Методическое оформление уроков с использованием элементов педагогических технологий. в течение эксперимента

2. Участие в семинарах, педагогических советах, заседаниях школьных методических объединений. в течение эксперимента

3. Оформление методического пособия по использованию педагогических технологий, включающее алгоритм работы, методические разработки уроков, диагностический материал. (2011-2012)

Предмет исследования: элементы педагогических технологий, используемые в процессе преподавания предметов естественно-научного цикла, как средство формирования информационно-коммуникативных компетенций учащихся.

Цель: исследовать элементы педагогических технологий, используемые в процессе преподавания предметов естественно-научного цикла, как средство формирования информационно-коммуникативных компетенций учащихся.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс внедрения и использования педагогических технологий в социально адаптированной среде школы будет эффективным, если:

- повысится уровень информационно-коммуника-тивных компетенций воспитанников.

Задачи:

1. Организовать процесс внедрения элементов педагогических технологий, используемых на

уроках физики, химии, географии, определить механизм их реализации в учебно-воспитатель-ном процессе школы.

2. Внедрить и адаптировать в практику преподавания вышеперечисленных предметов элементы данных технологий, провести мониторинг их эффективности (на примере информацион-но-коммуникативных компетенций учащихся).

3. Обобщить и распространить опыт экспериментальной деятельности.

Предполагаемые результаты

на формально-организационном уровне:

1) методика реализации педагогических технологий на уроках химии, географии, физики;

2) система мониторинга эффективности реализации экспериментального исследования;

3) учебно-методические разработки уроков с использованием данных технологий;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.