В своей статье авторы подробно раскрывают понятие «внеучебная деятельность», рассматривают ее виды, формы и результаты, а также приводят собственную методическую модель, призванную помочь педагогам в самостоятельной разработке программ внеучебной деятельности для школьников.
Григорьев Дмитрий Васильевич
кандидат педагогических наук, доцент заведующий отделом методологии и технологии Федерального института развития образования Степанов Павел Валентинович кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики АПКиППРО г.Москва
-а
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Что такое внеучебная деятельность и чем она важна для полноценного развития школьников?
О ^^^
Ключевые слова: внеучебная деятельность, результаты и эффекты внеучебной деятельности, уровень результатов, образовательная форма, ценностное самоопределение, социокультурная идентичность, гражданская компетентность, методический конструктор
Понятие внеучебной деятельности школьников
внеучебная деятельность школьников - понятие,
объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досу-говое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художествен-
но-эстетическое, научно-познавательное, военно-па-триотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Как соотносятся виды и направления внеучебной деятельности?
Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадает с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Во-вторых, такие направления, как военно-патри-отическая, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеучебной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности.
В-третьих, направление, связанное с обществен-но-полезной деятельностью, может быть в полной мере опредмечено в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность, а также, частично, и в других видах внеучебной деятельности.
В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеучебной деятельности, как игровая и турист-ско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.
Таким образом, мы предлагаем рассматривать обозначенные выше направления внеучебной деятельности, как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеучебной
деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеучебной деятельности.
Результаты и эффекты внеучебной деятельности
Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект - это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница результатов и эффектов. Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка - это эффект, который стал возможен благодаря тому, что субъекты воспитания и агенты социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога?.. Невнятность понимания самими профессиональными педагогами результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.
Но, возможно, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. К примеру, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за «хорошего ученика», в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.
На наш взгляд, результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), вовсе не обязательно положительно настроенных к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) общественным деятелем, гражданином, свободным человеком.
(В случае младшего школьника, выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, тендерной и др.
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков гражданове-дения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведе-
ния (конечно, это немало, но это и не всё). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более, в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
Взаимосвязь результатов и форм внеучебной деятельности
Каждому уровню результата внеучебной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее - тип образовательной формы, т.е. ряд содержательно и структурно близких форм).
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень -более сложными, третий уровень - самыми сложными формами внеучебной деятельности.
Например, в такой форме проблемно-ценност-ного общения как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но, поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог - дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (ведь именно в общении со сверстником, «себе подобным» ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности). Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы - дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка, подростка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное социальное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей). Такая необходимость диктуется другой формой - проблемно-ценностной дискуссией, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание чревато разоблачением и критикой (особенно, если в дискуссии участвуют внешние эксперты, незаинтересованные в подыгрывании детским мнениям). Проблемно-цен-ностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «я считаю...» следует «и я готов это сделать».
Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и, тем более, третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время, в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не способствует повышению качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий уверенно формами деятельности
для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.
Обнаружение взаимосвязи результатов и форм внеучебной деятельности позволяет:
во-первых, разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
во-вторых, подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности;
в-пятых, оценивать качество программ внеучебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).
В стоимостном выражении могут быть оценены как сами образовательные программы внеучебной деятельности (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый, второй и третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, действий и достижений школьников). Это закладывает основу для построения стимулируюшей системы оплаты труда педагогов за организацию внеучебной деятельности школьников.
Методический конструктор внеучебной деятельности
Опираясь на взаимосвязь результатов (по уровням) и форм внеучебной деятельности, мы разработали Методический конструктор внеучебной деятельности (его содержательная модель представлена в табл. 1). Используя этот конструктор, педагоги смогут самостоятельно разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеучебной деятельности).
Каждый блок включает в себя:
- краткое описание специфики данного вида внеучебной деятельности школьников;
- описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеучебной деятельности;
- рекомендации педагогам по достижению каждого из трех уровней результатов данного вида внеучебной деятельности.
Методический конструктор состоит из трех блоков - деятельностей: познавательной, туристско-краеведческой деятельности, проблемно-ценностно-го общения.
Таблица 1
Методический конструктор внеучебной деятельности
Вид внеучебной деятельност и Образовательные формы Уровень результатов внеучебной деятельности Преимущественные формы достижения результата
1. Игровая Ролевая игра Деловая игра Социально-моделирующая игра 1. Приобретение школьником социальных знаний Ролевая игра
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Деловая игра
3. Получение опыта самостоятельного социального действия Социально-моделирующая игра
2. Познавательная Викторины, познавательные игры, познавательные беседы. Дидактический театр, общественный смотр знаний. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) 1. Приобретение школьником социальных знаний Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Дидактический театр, общественный смотр знаний.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
3. Проблемно-цен-ностное общение Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия 1. Приобретение школьником социальных знаний Этическая беседа
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Дебаты, тематический диспут
3. Получение опыта самостоятельного социального действия Проблем но-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
4. Досугово-развле-кательная деятельность (досуговое общение) Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки. Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы. Школьные благотворительные концерты, выставки 1. Приобретение школьником социальных знаний Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали
5. Художественное творчество Кружки художественного творчества. Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе. Социальные проекты на основе художественной деятельности 1. Приобретение школьником социальных знаний Кружки художественного творчества.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия Социальные проекты на основе художественной деятельности
6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность) Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми). КТД (коллективно-творческое дело). Социальный проект. 1. Приобретение школьником социальных знаний Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности КТД (коллективно-творческое дело).
3. Получение опыта самостоятельного социального действия Социальный проект.
7. Трудовая (производственная) деятельность Л ЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел. 1. Приобретение школьником социальных знаний ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.
Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика». 2. Формирование ценностного отношения к социальной эеальности Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».
ственная бригада. 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Субботник, детская производственная бригада.
Вид внеучебной деятельности Образовательные формы Уровень результатов Преимущественные формы внеучебной деятельности достижения результата
8. Спортивно-оздоровительная деятельность Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. Школьные спортивные турниры. Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты. 1. Приобретение школьником социальных знаний Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Школьные спортивные турниры.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.
9. Туристско-крае-в едч ее кая дея тел ь-ность Образовательная экскурсия Туристический поход Краеведческая экспедиция Туристско-краеведческая экспедиция 1. Приобретение школьником социальных знаний Образовательная экскурсия
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Туристический поход
3. Получение опыта самостоятельного социального действия Краеведческая экспедиция Ту р и стско- крае ведч ее кая э ксп ед и ция
Статья посвящена проблеме качества контрольно-измерительных материалов по биологии. Автор предлагает сравнительный анализ КИМов на примере ЕГЭ и международного тестирования PISA и ТРИЗ, а также авторские варианты заданий нового образца.
Мусихина Светлана Юрьевна
учитель биологии школа №97 г. Ижевск
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОМОЩИ ЗАДАНИЙ НОВОГО ТИПА
(по типу заданий PISA и ТРИЗ) Чем отличаются задания нового типа от стандартных «зуновских»?
т
Ключевые слова: компетентностно-деятельностная парадигмы; естественнонаучная компетентность; задания ЕГЭ; задания нового образца; задания международного тестирования PISA; задания ТРИЗ; межпредметная интеграция; умение работать с информацией; рефлексия; нестандартность; творчество.
В последнее время в отечественной педагогике наблюдается переход от «зуновской» парадигмы к компетентностно-деятельностной. Теперь от школьников требуется не просто усвоения определенного объема знаний по предмету, а способность применить полученные знания и умения при решении разного рода задач практического и межпредметного характера. На первый план выходит образовательная компетентность учащихся, т.е. умение комплексно применять на практике как общеучебные умения и навыки (ОУУНы), так и предметные ЗУНы.
Естественнонаучная компетентность, или грамотность,- это способность учащихся использовать полу-
ченные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Несмотря на появление многочисленных сборников задач и контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ по естественнонаучным дисциплинам, изданные материалы еще не в достаточной степени соответствуют требованиям, предъявляемым компетент-ностной педагогикой.
В практике обучения российские учащиеся не встречаются (или встречаются крайне редко, особенно в рамках одной проверочной работы):
- с заданиями, составленными на материале из разных предметных областей, для правильного выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа, обоснований, коммуникации и т.п.;
- с заданиями, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию, необходимые для постановки и решения проблемы;
- с заданиями, требующими привлечения дополнительной информации (в том числе выходящей за рамки описанной в тексте задания ситуации), или, напротив, с заданиями, содержащими избыточную информацию и «лишние данные»;
- с комплексными или структурированными заданиями, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов.
Восполнить данные недостатки позволяют задания Международного исследования образовательных достижений учащихся PISA [5].
В отечественных учебниках вопросы после параграфа касаются только конкретно этого материала и ни шагу в сторону. А вопросы требующие рефлексии или межпредметной интеграции подаются как проблемные, решать которые не всегда хватает времени, в связи с огромным объемом знаний, и которые будут проверятся на ЕГЭ, ...но не пригодятся в жизни. На тестировании PISA для ответа на вопрос нужно привлечь дополнительную информацию из жизни или из другой сферы знаний.
Учитывая результаты, показанные в исследовании PISA, необходимо обеспечить целенаправленную подготовку учащихся к выполнению подобных заданий»
[7].
Естественнонаучные знания и умения, овладение которыми будет оцениваться в исследовании, в нашей школе формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.
Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты: общепредметные (общеучебные) умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов, естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания. В цели исследования PISA входит комплексная проверка этих умений и понятий. Основное внимание уделяется проверке умений: выделять из предложенных вопросов те, на которые естественные науки могут дать ответ; делать научно обоснованные выводы на основе предложенной информации и др. Реальные ситуации, предлагаемые учащимся, связаны с актуальными проблемами, которые возникают в личной жизни каждого человека.
Проверяемые виды деятельности
Для выявления умения находить информацию в тексте уместно направить внимание на нее форму-
лировкой вопроса, для чего учащемуся потребуется «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.
Для выявления умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл целесообразно предложить учащимся сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или концепте текста.
Для выявления рефлексии на содержание текста необходимо, чтобы читатель, выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения. Ясно, что этот аспект понимания текста подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей учащихся, нравственного и эстетического развития.
Оценивание выполнения заданий
Для оценки заданий используется дихотомическа-яю шкала для заданий с выбором ответа и полигамическая для заданий со свободноконструируемым ответом с выставлением дифференцированных баллов для верного ответа, для частично правильного ответа, для неверного ответа.
Авторская подборка текстов и заданий, разработанная по аналогии с заданиями PISA, помогут оценить уровень сформированности естественнонаучной компетентности учащихся, степень соответствия их знаний и умений международным и российским образовательным стандартам нового поколения.
Задания связаны как с отдельными предметам (география, физика, химия, биология), так и требующие межпредметного подхода при их решении (биология-химия-физика-история; география-физика-история и др.). Это поможет педагогам оценить и развить у учащихся умения использовать полученные знания на практике, нестандартно, творчески подходить к решению задач практического, прикладного характера, т.е. определить степень сформированности естественнонаучной компетенции.
Представленные задания могут быть использованы учителями-предметниками для проведения интеллектуальных марафонов, интегрированных предметных олимпиад.
Приложение 1
Пример 1. «Крокодиловы слезы» (биология, химия, физика) [2].
Люди давно обратили внимание, что крокодилы умеют плакать крупными прозрачными слезами. Древние египтяне считали нильских крокодилов носителями божественного зла. Их кормили, к ним обращались с заклинаниями, чтобы усмирить их гнев. Кровожадность и коварство крокодила послужили поводом для удивительных фантазий. Древнегреческий ученый