Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя к организации внеурочной деятельности по истории: из опыта работы'

Подготовка будущего учителя к организации внеурочной деятельности по истории: из опыта работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1524
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВНЕУЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ / PEDAGOGICAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / EXTRACURRICULAR (EXTRACURRICULAR) ACTIVITIES / ORGANIZATIONAL FORMS OF EXTRACURRICULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Занданова Лариса Викторовна, Дыкусова Татьяна Викторовна, Салахова Лариса Марсовна

В статье представлен опыт работы преподавателей кафедры истории и методики Педагогического института Иркутского государственного университета по реализации компетент-ностного подхода в процессе подготовки будущих учителей, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профили «История», «История. Обществознание»), к будущей профессиональной деятельности. В частности, показаны примеры решения одной из задач -формирования личности и самосознания молодого поколения россиян через внеурочную работу в образовательном учреждении. Представлены различные формы организации внеучеб-ной работы, которая на протяжении ряда лет проводится сотрудниками кафедры совместно с общеобразовательными учреждениями г. Иркутска и Иркутской области. Это Декады или Дни памяти, посвящённые знаменательным событиям в истории нашего государства, состоящие из комплекса мероприятий: литературно-документальных и литературно-музыкальных композиций, исторических викторин, экскурсий, квестов, выставок, лекций, работы исторических кинозалов, конкурсов малых сочинительских и изобразительных форм. Все эти формы внеучебной работы позволяют студентам уже в процессе обучения в вузе закрепить полученные знания, приобрести практические навыки организации подобных мероприятий, проявить свои творческие способности. Внеучебная работа, проводимая совместно с коллективами школьников и педагогов, ориентирована на развитие у студентов профессиональных компетенций, базовых ценностей, знаний, умений и навыков будущего учителя, а также его методической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Занданова Лариса Викторовна, Дыкусова Татьяна Викторовна, Салахова Лариса Марсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of Future Teachers for the Organization of Extracurricular Activities in History: Based on the Experience

The article presents the experience of teachers of the History and Methodology department of the Pedagogical Institute of the Irkutsk State University in the implementation of the competence approach in the process of training students enrolled in the direction of "Pedagogical education" (profile "History", "History social Science") for future professional activities. In particular, the authors consider the training of future teachers of history to solve the problem of formation of personality and self-consciousness of Russians through extracurricular work in an educational institution. Various forms of extracurricular work organization, which for a number of years are carried out together with educational institutions, are shown. Decades (days of Memory) dedicated to significant events in the history of our country consist of a set of activities: literary, documentary and musical compositions, quizzes, excursions, quests, exhibitions, lectures, historical cinema, competitions of small composing and visual forms allow students to show their creative abilities at the stage of training. Extracurricular activities, carried out in cooperation with students, are focused on the development of students 'professional competencies, basic values, knowledge, skills of the future teacher, as well as his methodical culture.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя к организации внеурочной деятельности по истории: из опыта работы»

http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 378.18

Лариса Викторовна Занданова1,

доктор исторических наук, профессор, Иркутский государственный университет (664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1), e-mail: [email protected]

Татьяна Викторовна Дыкусова2,

кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет (664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1), e-mail: [email protected]

Лариса Марсовна Салахова3,

кандидат исторических наук, доцент, Иркутский государственный университет (664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1), e-mail: [email protected]

Подготовка будущего учителя к организации внеурочной деятельности

по истории: из опыта работы

В статье представлен опыт работы преподавателей кафедры истории и методики Педагогического института Иркутского государственного университета по реализации компетент-ностного подхода в процессе подготовки будущих учителей, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профили «История», «История. Обществознание»), к будущей профессиональной деятельности. В частности, показаны примеры решения одной из задач -формирования личности и самосознания молодого поколения россиян через внеурочную работу в образовательном учреждении. Представлены различные формы организации внеучеб-ной работы, которая на протяжении ряда лет проводится сотрудниками кафедры совместно с общеобразовательными учреждениями г Иркутска и Иркутской области. Это Декады или Дни памяти, посвящённые знаменательным событиям в истории нашего государства, состоящие из комплекса мероприятий: литературно-документальных и литературно-музыкальных композиций, исторических викторин, экскурсий, квестов, выставок, лекций, работы исторических кинозалов, конкурсов малых сочинительских и изобразительных форм. Все эти формы внеучебной работы позволяют студентам уже в процессе обучения в вузе закрепить полученные знания, приобрести практические навыки организации подобных мероприятий, проявить свои творческие способности. Внеучебная работа, проводимая совместно с коллективами школьников и педагогов, ориентирована на развитие у студентов профессиональных компетенций, базовых ценностей, знаний, умений и навыков будущего учителя, а также его методической культуры.

Ключевые слова: педагогическое образование, компетентностный подход, систем-но-деятельностный подход, профессиональные компетенции, внеурочная (внеучебная) деятельность, организационные формы внеучебной и внеурочной деятельности по истории

Введение. В современном образовании при формировании у молодёжи ориентиров самоидентификации, системы ценностей, воспитания в духе уважения к истории своего Отечества возрастает роль истории [21, с. 24]. Концептуальные подходы к изучению истории в школе отражены в учебно-методическом комплексе, в основу которого положен историко-культурный стан-

дарт, разработанный «коллективным разумом» учёных и учителей, базирующийся на культурно-антропологическом подходе. Как отмечено в предисловии к стандарту, в современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и

1 Л. В. Занданова - организатор исследования.

2 Т. В. Дыкусова формулирует выводы и обобщает итоги реализации коллективного исследования.

3 Л. М. Салахова формулирует выводы и обобщает итоги реализации коллективного исследования.

© Занданова Л. В., Дыкусова Т. В., Салахова Л. М., 2018

25

повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счёте, историческую реальность. В нём, в частности, сказано: «В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причём не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий "рядовых граждан", сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям - важнейшая задача преподавания истории в школе» [14].

В концепции подчёркивается, что её реализация возможна при условии проведения комплекса мероприятий, направленных на формирование и развитие историко-культурного образовательного пространства, наполненного научно-образовательными материалами для учителей и школьников. По мнению ведущих методистов Е. Е. Вяземского и О. Ю. Стреловой, из этого логично вытекает значимость внеурочной работы, реализации образовательных проектов, в том числе гражданско-патриотической направленности, что является условием эффективной образовательной деятельности в насыщенном информационном пространстве [12, с. 11]. В связи с этим, в первую очередь, возрастает потребность основательной подготовки современного учителя по формированию мировоззрения молодого поколения на базе знаний об основных этапах развития человеческого общества, месте истории России в мировой истории, понимания роли исторической памяти о прошлом, умения её сохранять и передавать потомкам. Решение этой задачи на практике подразумевает гораздо более разнообразную работу учителя в школе, нежели проведение уроков, отчего внеурочная работа обретает новые смыслы. Как указано в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, «Основная образовательная программа реализуется образовательными учреждениями через урочную и внеурочную деятельность... Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские орга-

низации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.» [20].

Чередование урочной и внеурочной деятельности, их соотношение в образовательном процессе определяет образовательное учреждение. При этом необходимо, чтобы формы внеурочной деятельности отличались от урочной, организовывались на добровольной основе в соответствии с интересами её участников. Внеурочная деятельность должна быть направлена на достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, поэтому виды деятельности определяются исходя из их воспитательного потенциала: познавательная; игровая; трудовая (производственная); досугово-развлекательная; спортивно-оздоровительная; туристско-крае-ведческая; художественное творчество; социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность); проблемно-ценностное общение.

В педагогических исследованиях и методической литературе используются понятия «внеклассная», «внеурочная», «вне-учебная» работа. Е. Н. Степанов с позиций деятельностного подхода определяет внеурочную деятельность как активность детей, обусловленную их интересами и потребностями, направленную на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющей важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива [18].

Программа внеурочной работы по истории, способствуя решению целого комплекса задач, может включать различные виды деятельности и формы её организации. Современные подходы к организации внеурочной работы по истории, по мнению О. Ю. Стреловой и Е. Е. Вяземского, опираются на традиции, которые сложились в отечественной практике. Однако среди традиционных форм приоритет отдаётся тем, которые формируют у школьников понимание социальной реальности и повседневной жизни, опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, опыт самостоятельного общественного действия. Эти цели достигаются через проектную и игровую деятельность. Познавательная деятельность во

внеурочной работе по истории реализуется через участие школьников в олимпиадах, конкурсах, викторинах [19, с. 28-37].

Что касается системы высшего образования, то роль внеучебной деятельности, как важной составляющей образовательного процесса, в ней значительно возрастает. Этому посвящены работы современных исследователей: Л. Ф. Беликовой, С. В. Горской, Т. Г. Петраковой, А. В. Пономарева, В. А. Смирнова, И. В. Юденковой и других, в которых они рассматривают различные аспекты внеучебной работы в вузе: уровни организации, направления, организационные формы, их влияние на формирование и развитие компетенций, отношение студентов к деятельности вне учебного процесса [2; 4; 6; 9; 16; 17].

Новизна представленного исследования состоит в том, что авторы презентуют свой опыт работы по расширению информационно-образовательного пространства в вузе не только путём проведения комплекса внеучебных мероприятий, но и через привлечение к участию в них преподавателей, студентов, школьников и учителей, тем самым формируя опыт проведения различных форм внеурочной (внеучебной) работы и взаимодействия с потенциальными участниками будущей профессиональной деятельности.

Методология и методы исследования. Несмотря на значимую роль внеурочной работы в реализации основной образовательной программы общего образования, проблема подготовки студентов - будущих учителей к организации внеурочной работы по истории не нашла должного изучения в теории и практике педагогического образования. В то же время ФГОС ВО, определяя требования к результатам освоения дисциплин, ориентирует тех, кто его реализует, на формирование у студентов компетенций, связанных со способностями решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. В процессе исследования авторы обосновывают возможные виды, формы, методы совместной внеурочной (внеучебной) деятельности преподавателей, студентов, школьников и учителей, позволяющие существенно расширить информационно-образовательное пространство внеучебной работы в вузе, формирующие одновременно опыт будущей профессиональной деятельности педагога.

Методологической основой исследования, в первую очередь, является компетент-ностный подход к организации образовательного процесса в вузе, который направлен на формирование у студентов понимания значимости внеурочной работы в воспитании и развитии личности, включение студентов в различные направления и формы её проведения, а также приобретение первоначального опыта взаимодействия с учащимися во внеучебное время. В то же время учитываются возможности реализации студентами системно-деятельностного подхода как методологической основы федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В ходе проведения исследования изучались нормативные документы, методическая литература по проблеме организации внеучебной работы в вузе и внеурочной деятельности в школе, результаты педагогических практик, обобщался личный опыт авторов и их коллег - сотрудников кафедры истории и методики Педагогического института ИГУ. Были использованы такие методы, как контент-анализ, наблюдение и опрос, в частности, проведено интервьюирование и анкетирование студентов, школьников и учителей школ, изучены и проанализированы продукты творческой деятельности участников проводимых мероприятий.

Результаты исследования и их обсуждение. Образовательные учреждения сегодня имеют возможность самостоятельно разрабатывать программы внеурочной деятельности, которые могут носить комплексный или тематический характер, быть ориентированными, например, на достижение результата определённого уровня, на конкретные виды деятельности, на учёт возрастных и индивидуальных особенностей. Преподаватели кафедры смогли организовать воспитательную работу со студентами таким образом, чтобы она давала возможность не только закреплять полученные знания, формировать систему ценностей, воспитывая у молодого поколения уважение к истории своего Отечества, но и создавала представление о различных формах внеурочной деятельности по истории и средствах их реализации через практическое участие в мероприятиях. Каждому студенту в период обучения предоставляется возможность стать не только зрителем, но и активным создателем и участником, применить свои

знания, проявить творческие способности, навыки и умения, выбрав наиболее приемлемую для себя сферу деятельности. Одновременно студенты взаимодействуют с участниками этой деятельности: школьниками и учителями, поскольку они также включены в процесс. Таким образом, уже обучаясь в вузе, будущий учитель истории приобретает соответствующую направленности и профилю обучения компетентность в вопросах формирования гражданской идентичности школьников, учится находить и использовать эффективные направления, формы, средства внеурочной работы.

В основе внеучебной работы, которую осуществляют преподаватели нашей кафедры, лежит идея представления событий российской истории через судьбы конкретных людей. В выборе тем для проведения столь массовых мероприятий нам помогает календарь памятных дат в истории России, которым мы посвящаем свои Декады или Дни памяти. Они представляют собой комплекс различных форм активного взаимодействия преподавателей, студентов, школьников и учителей, состоящий из литературно-музыкальных и литературно-документальных композиций, лекториев, викторин, экскурсий, исторических реконструкций, квестов, мастер-классов и т. д. Создавая сценарии мероприятий, мы стремимся выстроить содержание таким образом, чтобы разговор о ключевых событиях опирался на примеры из жизни непосредственных участников событий. Поиск примеров занимает значительное время, потому что наряду с общеизвестными биографическими фактами мы включаем примеры менее известные, но также имеющие яркое эмоциональное воздействие на тех, к кому обращены наши мероприятия. Мы привлекаем к участию в Днях или Декадах студентов в разных ролях: слушателей, чтецов, сценаристов, лекторов, участников конкурсов, экспертов. Такой подход позволяет воспитывать людей, уважающих представителей старших поколений, бережно относящихся к истории своей страны, края, семьи. Это происходит не тогда, когда молодой человек просто восстанавливает событийный ряд, а когда он эмоционально переживёт ту или иную страницу российской истории, это помогает формировать людей, способных критически мыслить и действовать в соответствии с выработанными этическими принципами.

Второе десятилетие XXI в., в которое мы живём, насыщено юбилейными датами, связанными с бурными событиями столетней давности в истории страны. Это и Первая мировая война, и Великая российская революция, и Гражданская война, которым посвящено множество конференций и научных публикаций, опубликованы десятки сборников документальных материалов. Эти события в историко-культурном стандарте общего образования отнесены к «трудным вопросам в истории». Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова проводят от них линию к «дискуссионным» вопросам. Если «трудные» вопросы жёстко привязаны к содержанию историко-культурного стандарта, то «дискуссионные» вопросы скорее могут стать предметом обсуждения на дополнительном воспитательно-образовательном пространстве, в частности, во внеурочной работе (в ролевых и деловых играх, конференциях, круглых столах, лекториях, пресс-конференциях, дискуссиях и т. д.), а также объектом поисково-исследовательской и творческой деятельности учащихся [12, с. 62-63].

Комплекс мероприятий, посвящённых 100-летию с начала Первой мировой войны, был проведён в виде Дней памяти и длился 20 дней. Целью являлось воссоздание истории Первой мировой войны на основании документальных материалов, позволивших приблизить события того времени, пробуждение интереса у студентов и школьников к героическому прошлому нашего народа, проявление уважения к русским офицерам и солдатам, честно исполнившим свой долг перед Родиной. В план Дней были включены:

- викторина «Первая мировая война (1914-1918 гг.): события и люди» [11];

- выставка «Первая мировая война в документах и фотографиях», основу которой составили фотографии и документы, отражающие основные этапы и аспекты последней войны Российской империи с включением материалов регионального характера;

- лекторий «Первая мировая война: великая и забытая». Для этого была создана лекторская группа из школьников, студентов и преподавателей. Лекции сопровождались показом мультимедийных презентаций, что способствовало более глубокому раскрытию отдельных страниц истории Первой мировой войны;

- литературно-документальная композиция под названием: «В немолчном зове

боевой трубы я вдруг услышал песнь моей судьбы.». Композиция была основана на подлинных исторических источниках: дневниковых записях и поэтических строках, которые прозвучали в сопровождении песен времён войны и документальных кадров тех лет, что способствовало созданию яркого и запоминающегося образа события [13];

- исторический кинозал, в котором были показаны фильмы о событиях Первой мировой войны.

Дни памяти завершились итоговым мероприятием, на котором происходило награждение победителей и участников мероприятий.

В 2015 г. в программу испытаний (ЕГЭ) по истории в общеобразовательной школе был включён вопрос «Героизм в годы Великой Отечественной войны». Несомненно, в первую очередь это связано с юбилеем Победы, повышенным вниманием к событиям 70-летней давности; необходимостью актуализировать проблему патриотического воспитания молодого поколения, формирования идеалов патриотизма и морально-нравственных ценностей, наконец, с фальсификацией итогов Великой Отечественной войны и стремлением принизить роль Советского Союза в разгроме фашизма. Всё это заставляет олицетворять историческую память, а не делать её безликой. Преподавателями кафедры и студентами при участии обучающихся в образовательных учреждениях были проведены Дни, посвящённые 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, которые также носили комплексный характер. Лекторская группа традиционно выступила в школах города и студенческих группах с беседами на военные темы; была создана экспозиция, основу которой составили фотографии и личные вещи участников войны -бывших преподавателей и студентов вуза, а также родственников сегодняшних студентов и преподавателей; проведена историческая викторина; конкурс плакатов и малых сочинительских форм и т. д.

Большое значение имела организация итогового мероприятия. Одной из самых трудоёмких форм является подготовка и представление литературно-музыкальной композиции «Чтоб не терялась с прошлым связь.» [10]. Эта композиция была посвящена памяти о Великой Отечественной войне, построена на художественных образах, созданных поэтами и композиторами нашей страны, а

конкретно-исторический образ военного времени, трагедии народа был воссоздан через документальный визуальный материал. Современные технические средства позволили нам усовершенствовать звуковое и визуальное оформление литературно-музыкальной композиции.

В феврале 2017 г. были проведены Дни памяти, посвящённые началу Великой российской революции. События, происшедшие в нашей стране в 1917 г., до сих пор неоднозначно оцениваются в обществе в целом и в научной среде, в частности, часто их относят к «неудобным» темам или «трудным» вопросам. План проведения этих Дней, как и предыдущих, состоял из комплекса мероприятий: это и викторина, посвящённая Великой российской революции [11], и экскурсия по местам, связанным с революционными событиями в г. Иркутске, и цикл лекций для учащихся школ города и студентов Педагогического института. В центре всех мероприятий была литературно-документальная композиция под названием «Посвящается Великой российской революции» [13], основанная на источниках личного происхождения и поэтических произведениях, в которых события 1917 г. студенты «увидели» глазами русских поэтов и писателей, вовлечённых в стремительный водоворот событий судьбоносного года.

Экскурсия «Декабрьские бои 1917 г. в Иркутске: исторические реалии» предусматривала двусторонний диалог между экскурсоводом и экскурсантами с целью преобразования общей информации в личностные знания. Преподаватель во время экскурсии, находясь у того или иного исторического объекта, демонстрировал студентам фотографии, выполненные в Иркутске в начале XX в. Эти же фотографии были перед началом экскурсии загружены на телефоны (гаджеты) студентов, что позволило сделать процесс интерактивным, обеспечить высокую степень коммуникации, смену и разнообразие видов деятельности.

Созданию ярких образов и особенностей исторического прошлого способствуют содержательные линии «История и память», «Человек в истории», «История и писатель/ поэт», в качестве средства реконструкции событий в которых используются художественные произведения и визуальные образы. Они дают представление о том, как люди воспринимали, оценивали и отображали те или

иные исторические ситуации. Такие средства были использованы нами при разработке литературно-художественных композиций.

Примером реализации идеи рассмотрения событий «большой истории» через судьбы конкретных людей являются Дни памяти жертв политических репрессий, проведённые в конце октября - начале ноября 2017 г. Они проходили под знаком печального юбилея - 80-летия начала Большого террора и состояли из цикла мероприятий. Дни памяти начались с работы студенческой лекторской группы, которая работала по заявкам и в школах г. Иркутска. В это же время состоялась поездка преподавателей и студентов на мемориальный комплекс в пос. Пивовариха - место захоронения жертв репрессий, для участия в памятном митинге. В выставочном зале учебно-методического центра отделения гуманитарно-эстетического образования была открыта выставка «1937 - Большой террор - 1938». В основу экспозиционного материала были положены фотодокументы передвижной выставки Международного историко-просветитель-ского общества «Мемориал», важное место на ней заняли документы, повествующие об истории Большого террора в Сибири, и, в первую очередь, в Иркутской области. Были подготовлены экскурсоводы из числа студентов, которые помогали посетителям глубже понять суть исторических событий и процессов.

Особое место в Днях памяти занял блок «Беседы с учёными». Студентам и обучающимся общеобразовательных учреждений была предоставлена возможность познакомиться с опытом и результатами исследовательского поиска, получить ответы на вопросы, советы по организации работы с документами, позволяющими восстановить историю своей семьи. Преподавателями кафедры были проведены беседы по следующей тематике:

1. «Следственное дело Никиты Ивановича Занданова как исторический источник по истории репрессий».

2. «Пропащее время, сгоревшие души...» (о лагерях ГУЛАГа в Иркутской области).

3. «Тайны дачи Лунного короля» (о местах захоронений жертв репрессий в г. Иркутске).

4. «Голоса истории: устные воспоминания о репрессиях».

Также в дни памятных мероприятий была проведена викторина, посвящённая событиям Большого террора.

Помимо форм, связанных с массовыми мероприятиями, проводимыми в аудиториях, мы использовали такую форму, популярную у студентов младших курсов и обучающихся образовательных учреждений, как квест. Кве-сты - один из современных видов внеуроч-ной/внеучебной работы по истории, ориентированный на достижение ценностно-целевых результатов образования, соответствующих требованиям ФГОС, углубление краеведческих знаний.

Квесты проводились на протяжении двух лет. «Историческое ориентирование: в лабиринтах иркутской истории» - так называлась интеллектуальная игра, посвящённая 350-летию города, в которой молодые люди состязались в знании истории и культуры своего города, умении ориентироваться в его пространстве, создании виртуального образа исторического прошлого Иркутска [15]. Каждая игра состояла из четырёх этапов (сезонов). Тематика каждого сезона позволяла лучше узнать культуру и историю города. Эти темы охватывали разные этапы истории города, в то же время они позволяли почувствовать колорит его социокультурного пространства: «Иркутск купеческий», «Иркутск православный», «Иркутск театральный», «Иркутск архитектурный».

К началу первого сезона было создано 11 команд, в восемь из которых вошли студенты 1-го курса, а три команды составили учащиеся иркутских школ. Участники получали маршрутные листы с заданиями отыскать по описаниям культурно-исторические объекты и сфотографироваться на их фоне. Затем команды предоставляли отчёты о своём маршруте с полным описанием объектов, выполненные в виде презентации. Таким образом, участники игры в процессе выполнения заданий учились ориентироваться в пространстве современного города, в его историческом прошлом, находить исторические источники, а затем, с помощью современной техники и технологий, создавать своё видение города, его виртуальный и реальный образ.

При оформлении заданий ребята проявили свои знания, эрудицию, смекалку. Они не только узнали много нового о прошлом и настоящем нашего города, увидели его достопримечательности, познакомились

с именами людей, внесших значительный вклад в создание его истории, но и по-новому взглянули на его облик, улицы, площади, памятники, научились коллективно работать, пользоваться техническим инструментарием, показали свои творческие способности.

Между игровыми сезонами был проведён круглый стол «Сибирское купечество и его роль в формировании европейского облика нашего города», проведена экскурсия по историческим зданиям Восточно-Сибирской государственной академии образования (ныне Педагогического института ИГУ) для участников школьных команд.

Познавательной формой внеучебной деятельности студентов является их участие в исторических реконструкциях в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы». В них охотно участвуют не только студенты, но и преподаватели кафедры и учителя школ города. Совместно с АЭМ были проведены реконструкции заседания мирового суда в дореволюционной деревне, «Коллективизация иркутской деревни», «Великая Отечественная война в сибирской деревне». Благодаря наличию в музее оригинального здания сельской школы студенты смогли окунуться в атмосферу прошлого, попробовать себя в роли сельских учителей и пионерских вожатых.

Одной из форм совместной работы школы и вуза в организации внеучебной работы явились мастер-классы, как особая форма обобщения и распространения педагогического опыта учителей. В рамках юбилейных мероприятий проводились конкурсы методических разработок педагогов: мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, сценарии [11]. Лучшие работы были представлены студентам и вызвали интерес.

Нами проведен опрос среди студентов 1-4-х курсов, обучающихся на профилях «История» и «История. Обществознание», в нём приняли участие около 100 человек. 81 % опрошенных отмечают, что они являлись активными участниками проводимых внеучебных мероприятий, 19 % не принимали непосредственного участия в подготовке и проведении, но являлись зрителями и слушателями, а впредь хотели бы принимать активное участие. Среди наиболее полезных и интересных форм называют исторические квесты, викторины, экскурсии, лектории, причём отмечают именно возможность самим участвовать в проведении экскурсий и лек-

ций. Эффективность участия во внеучебной деятельности студенты видят в том, что расширяется их кругозор, развиваются навыки самостоятельной работы, коммуникативные умения, формируется опыт педагогической деятельности. Положительно оценивают участие во внеучебных мероприятиях, проводимых кафедрой, учителя и школьники. В частности, педагоги отмечают, что такая работа инициирует организацию в школе внеурочной работы по истории.

Заключение. Взаимодействие школы и вуза может стать важным стимулом активизации внеурочной работы в школе и сотрудничества преподавателей, студентов и педагогов общеобразовательных организаций, а также условием освоения позитивного опыта студентами для будущей профессиональной деятельности. Кафедрой истории и методики Педагогического института ИГУ возрождаются традиции взаимодействия с общеобразовательными организациями в проведении внеурочных форм работы со школьниками. Более пяти лет студенты и преподаватели активно участвуют в организации и проведении муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по истории. Разработан банк заданий в соответствии с рекомендациями центральной предметно-методической комиссии для проведения муниципальных олимпиад в г. Иркутске и Иркутской области для 7-11-х классов.

Преподаватели нашей кафедры активно участвуют сами и привлекают студентов к проведению научно-практических конференций по результатам учебно-исследовательской работы учащихся («Эврика», «С Иркутском связанные судьбы», «Байкальское кольцо» и др.).

Инновационный опыт кафедры получил положительную оценку со стороны учителей и школьников, органов управления образованием г. Иркутска. Преподаватели и студенты отмечены благодарностями, награждены грамотами, дипломами разного уровня, в том числе губернатора Иркутской области. Подготовлено и опубликовано учебно-методическое пособие в четырёх частях, куда вошли сценарии литературно-документальных, литературно-музыкальных композиций, квестов, викторин и т. д., а также лучшие методические проекты учителей [10; 11; 13; 15]. Пособие предназначено для студентов, педагогов и школьников.

Список литературы

1. Арон Р Измерения исторического сознания / пер. с фр., отв. ред. и авт. заключ. ст. И. А. Гобозо-ва. 2-е изд. М.: Либроком, 2010. 536 с.

2. Беликова Л. Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 51-57.

3. Нора П. Место памяти. 1984-86. Les lieux de memoire: в 7 т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17-50.

4. Пономарев А. В. Воспитательная работа со студентами в вузе: организация и управление // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 6. С. 71-76.

5. Рюзен Й. Утрачивая последовательность истории (некоторые аспекты исторической науки на перекрёстке модернизма, постмодернизма и дискуссии о памяти) // Диалоги со временем. 2001. Вып. 7. С. 8-26.

6. Смирнов В. А. Внеучебная работа в вузе: некоторые проблемы и возможные пути развития // Вестник высшей школы. 2014. № 11. С. 17-23.

7. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история: пер. с англ. М.: Весь мир, 2003. 366 с.

8. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М.: Высш. шк., 1992. 351 с.

9. Юденкова И. В., Горская С. В. Внеучебная деятельность студентов как один из факторов формирования их профессиональной компетентности // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10. С. 197-199.

Источники

10. Айдаров К. А., Кулакова Я. В., Салахова Л. М. Внеурочная работа учителя истории: учеб.-ме-тод. пособие. Иркутск: Оттиск, 2018. Вып. 1, ч. 2. 74 с.

11. Афанасов О. В., Дикун. А. С., Дыкусова Т. В. Внеурочная работа учителя истории: учеб.-метод. пособие. Иркутск: Репроцентр А-1, 2018. Вып. 1, ч. 3. 103 с.

12. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории: пособие для учителей истории общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015. 78 с.

13. Занданова Л. В., Макеев А. Н., Серебренников И. П. Внеурочная работа учителя истории: учеб.-метод. пособие. Иркутск: Оттиск, 2018. Вып. 1, ч. 1. 90 с.

14. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории на сайте Российского исторического общества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rushistory.org/7page_ id=1219 (дата обращения: 13.06.2018).

15. Неклюдова А. В., Шахерова С. Л., Шергин Д. Л. Внеурочная работа учителя истории: учеб.-метод. пособие. Иркутск: Репроцентр А-1, 2018. Вып. 1, ч. 4. 70 с.

16. Организация внеучебной работы в Пермском государственном техническом университете: сб. нормативных док. / сост. Т. А. Ульрих. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. 216 с.

17. Петракова Т. Г Системный подход как способ эффективной организации внеучебной деятельности на факультете в вузе [Электронный ресурс]. Барнаул: Алтайский гос. техн. ун-т. Режим доступа: http://www.elib.altstu.ru/disser/conferenc/2010/02/pdf/257petrakova.pdf (дата обращения: 09.04.2018).

18. Степанов П. В. Организация внеурочной деятельности учащихся начальных классов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rpp.nashaucheba.ru (дата обращения: 11.03.2018).

19. Стрелова О. Ю., Вяземский Е. Е. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: метод. пособие. М.: Русское слово - учебник, 2016. 72 с.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. Минобрнауки РФ 17.12.2010 г. № 1897 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минобрнауки РФ (дата обращения: 16.06.2018).

21. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 79 с.

Статья поступила в редакцию 01.07.2018; принята к публикации 08.09.2018

Библиографическое описание статьи

Занданова Л. В., Дыкусова Т. В., Салахова Л. М. Подготовка будущего учителя к организации внеурочной деятельности по истории: из опыта работы // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 6. С. 25-34.

Larisa V. Zandanova1,

Doctor of History, Professor, Irkutsk State University (1 Karla Marksa st., Irkutsk, 664003, Russia), e-mail: [email protected]

Tatyana V. Dykusova2,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Irkutsk State University (1 Karla Marksa st., Irkutsk, 664003, Russia), e-mail: [email protected]

Larisa M. Salakhova3,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of History, Associate Professor, Irkutsk State University (1 Karla Marksa st., Irkutsk, 664003, Russia), e-mail: [email protected]

Preparation of Future Teachers for the Organization of Extracurricular Activities

in History: Based on the Experience

The article presents the experience of teachers of the History and Methodology department of the Pedagogical Institute of the Irkutsk State University in the implementation of the competence approach in the process of training students enrolled in the direction of "Pedagogical education" (profile "History", "History - social Science") for future professional activities. In particular, the authors consider the training of future teachers of history to solve the problem of formation of personality and self-consciousness of Russians through extracurricular work in an educational institution. Various forms of extracurricular work organization, which for a number of years are carried out together with educational institutions, are shown. Decades (days of Memory) dedicated to significant events in the history of our country consist of a set of activities: literary, documentary and musical compositions, quizzes, excursions, quests, exhibitions, lectures, historical cinema, competitions of small composing and visual forms allow students to show their creative abilities at the stage of training. Extracurricular activities, carried out in cooperation with students, are focused on the development of students 'professional competencies, basic values, knowledge, skills of the future teacher, as well as his methodical culture.

Keywords: pedagogical education, competence approach, system-activity approach, professional competence, extracurricular (extracurricular) activities, organizational forms of extracurricular and extracurricular activities in history

References

1. Aron R. Izmereniya istoricheskogo soznaniya / per. s fr., otv. red. i avt. zaklyuch. st. I. A. Gobozova. 2-e izd. M.: Librokom, 2010. 536 s.

2. Belikova L. F. Otnoshenie studentov k vneuchebnoj deyatel'nosti v vuze // Sociologicheskie issledo-vaniya. 2000. № 6. S. 51-57.

3. Nora P. Mesto pamyati. 1984-86. Les lieux de memoire: v 7 t. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 1999. S. 17-50.

4. Ponomarev A. V. Vospitatel'naya rabota so studentami v vuze: organizaciya i upravlenie // Universi-tetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2005. № 6. S. 71-76.

5. Ryuzen J. Utrachivaya posledovatel'nost' istorii (nekotorye aspekty istoricheskoj nauki na perekryost-ke modernizma, postmodernizma i diskussii o pamyati) // Dialogi so vremenem. 2001. Vyp. 7. S. 8-26.

6. Smirnov V. A. Vneuchebnaya rabota v vuze: nekotorye problemy i vozmozhnye puti razvitiya // Vestnik vysshej shkoly. 2014. № 11. S. 17-23.

7. Tompson P. Golos proshlogo. Ustnaya istoriya: per. s angl. M.: Ves' mir, 2003. 366 s.

8. Ferro M. Kak rasskazyvayut istoriyu detyam v raznyh stranah mira. M.: Vyssh. shk., 1992. 351 s.

9. Yudenkova I. V., Gorskaya S. V. Vneuchebnaya deyatel'nost' studentov kak odin iz faktorov formiro-vaniya ih professional'noj kompetentnosti // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016. № 10. S. 197-199.

1 L. V. Zandanova - an organizer of the research.

2 T. V. Dykusova - formulates insights and summarizes the results of the implementation of a collective research.

3 L. M. Salakhova - formulates insights and summarizes the results of the implementation of a collective research.

Istochniki

10. Ajdarov K. A., Kulakova Ya. V., Salahova L. M. Vneurochnaya rabota uchitelya istorii: ucheb.-metod. posobie. Irkutsk: Ottisk, 2018. Vyp. 1, ch. 2. 74 s.

11. Afanasov O. V., Dikun. A. S., Dykusova T. V. Vneurochnaya rabota uchitelya istorii: ucheb.-metod. posobie. Irkutsk: Reprocentr A-1, 2018. Vyp. 1, ch. 3. 103 s.

12. Vyazemskij E. E., Strelova O. Yu. Pedagogicheskie podhody k realizacii koncepcii edinogo ucheb-nika istorii: posobie dlya uchitelej istorii obshcheobrazovatel'nyh organizacij. M.: Prosveshchenie, 2015. 78 s.

13. Zandanova L. V., Makeev A. N., Serebrennikov I. P. Vneurochnaya rabota uchitelya istorii: ucheb.-metod. posobie. Irkutsk: Ottisk, 2018. Vyp. 1, ch. 1. 90 s.

14. Koncepciya novogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po otechestvennoj istorii na sajte Rossijsk-ogo istoricheskogo obshchestva [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rushistory.org/?page_id=1219 (data obrashcheniya: 13.06.2018).

15. Neklyudova A. V., Shaherova S. L., Shergin D. L. Vneurochnaya rabota uchitelya istorii: ucheb.-metod. posobie. Irkutsk: Reprocentr A-1, 2018. Vyp. 1, ch. 4. 70 s.

16. Organizaciya vneuchebnoj raboty v Permskom gosudarstvennom tekhnicheskom universitete: sb. normativnyh dok. / sost. T. A. Ul'rih. Perm': Izd-vo Perm. gos. tekhn. un-ta, 2008. 216 s.

17. Petrakova T. G. Sistemnyj podhod kak sposob effektivnoj organizacii vneuchebnoj deyatel'nosti na fakul'tete v vuze [Elektronnyj resurs]. Barnaul: Altajskij gos. tekhn. un-t. Rezhim dostupa: http://www.elib.altstu. ru/disser/conferenc/2010/02/pdf/257petrakova.pdf (data obrashcheniya: 09.04.2018).

18. Stepanov P. V. Organizaciya vneurochnoj deyatel'nosti uchashchihsya nachal'nyh klassov [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rpp.nashaucheba.ru (data obrashcheniya: 11.03.2018).

19. Strelova O. Yu., Vyazemskij E. E. Istoriya posle zvonka. Vneklassnaya rabota po istorii v shkole: metod. posobie. M.: Russkoe slovo - uchebnik, 2016. 72 s.

20. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya: utv. Mi-nobrnauki RF 17.12.2010 g. № 1897 [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Minobrnauki RF (data obrashcheniya: 16.06.2018).

21. Fundamental'noe yadro soderzhaniya obshchego obrazovaniya / pod red. V. V. Kozlova, A. M. Kon-dakova. M.: Prosveshchenie, 2011. 79 s.

Received: July 1, 2018; accepted for publication September 8, 2018

Reference to the article

Zandanova L. V., Dykusova T. V., Salakhova L. M. Preparation of Future Teachers for the Organization of Extracurricular Activities in History: Based on the Experience // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 6. PP. 25-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.