Научная статья на тему 'Организация профессионально ориентированной внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков'

Организация профессионально ориентированной внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ-МАТЕМАТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛУБ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS / PROFESSIONALLY ORIENTED MATHEMATICAL CLUB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Татьяна Григорьевна, Кондаурова Инесса Константиновна, Тугушева Эльмира Ряшитовна

В статье уточнено определение профессионально ориентированной внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков. Охарактеризована структура профессионально ориентированной внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков: 1 блок внеучебная деятельность по углублению и расширению предметно-методических знаний и умений; 2 блок научно-исследовательская деятельность; 3 блок накопление опыта педагогического общения с детьми. Определение и структурная организация профессионально ориентированной внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков уточнены с позиций компетентностного подхода, принципа профессиональной направленности и специфики изучаемых дисциплин. Разработано и апробировано методическое обеспечение внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков (на примере профессионально ориентированного математического клуба). Цель математического клуба заключается в углублении и расширении во внеучебное время предметных знаний и умений в пределах формируемых федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) компетенций в областях деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата (в нашем случае в области педагогической и проектной деятельности), а также развитии у будущих учителей математики познавательного интереса к предмету через совместный интеллектуальный отдых и развлечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Татьяна Григорьевна, Кондаурова Инесса Константиновна, Тугушева Эльмира Ряшитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS

The definition of professionally oriented extracurricular activities of future teachers of mathematics is specified in the article. The structure of professionally oriented extracurricular activities of future teachers of mathematics is characterized: 1 block extracurricular activities to deepen and expand the subject-methodical knowledge and skills; 2 block research activities; 3 block accumulation of experience of pedagogical communication with children. The definition and structural organization of professionally oriented extracurricular activities of future teachers of mathematics are specified from the standpoint of the competence approach, the principle of professional orientation and the specifics of the studied disciplines. Methodical support of extracurricular activities of future teachers-mathematicians (on the example of professionally oriented mathematical club) is developed and tested. The purpose of the mathematical club is to deepen and expand in extracurricular time subject knowledge and skills within the limits formed by the Federal state educational standard of higher education (FSES HE) competencies in the areas of which the bachelor's program is focused (in our case in the field of teaching and project activities), as well as the development of future teachers of mathematics cognitive interest in the subject through joint intellectual recreation and entertainment.

Текст научной работы на тему «Организация профессионально ориентированной внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков»

педагогически Захарова Татьяна Григорьевна, Кондаурова Инесса Константиновна, Тугушева Эльмира Ряшитовна

науки ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВНЕУЧЕБНОЙ ...

UDC 378.016: 51

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МАТЕМАТИКОВ

© 2019

Захарова Татьяна Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, директор института довузовского образования Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания Тугушева Эльмира Ряшитовна, магистрант 3 курса Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: tugushevaelmirar@gmail.com)

Аннотация. В статье уточнено определение профессионально ориентированной внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков. Охарактеризована структура профессионально ориентированной внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков: 1 блок - внеучебная деятельность по углублению и расширению предметно-методических знаний и умений; 2 блок - научно-исследовательская деятельность; 3 блок - накопление опыта педагогического общения с детьми. Определение и структурная организация профессионально ориентированной внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков уточнены с позиций компетентностного подхода, принципа профессиональной направленности и специфики изучаемых дисциплин. Разработано и апробировано методическое обеспечение внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков (на примере профессионально ориентированного математического клуба). Цель математического клуба заключается в углублении и расширении во внеучебное время предметных знаний и умений в пределах формируемых федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) компетенций в областях деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата (в нашем случае - в области педагогической и проектной деятельности), а также развитии у будущих учителей математики познавательного интереса к предмету через совместный интеллектуальный отдых и развлечения.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, будущие педагоги-математики, профессионально ориентированный математический клуб.

ORGANIZATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS

© 2019

Zakharova Tatiana Grigorievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Director of the Institute of Pre-University Education Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of mathematics and methods of teaching Tugusheva Elmira Rashitovna, 3th year master student Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: tugushevaelmirar@gmail.com)

Abstract. The definition of professionally oriented extracurricular activities of future teachers of mathematics is specified in the article. The structure of professionally oriented extracurricular activities of future teachers of mathematics is characterized: 1 block - extracurricular activities to deepen and expand the subject-methodical knowledge and skills; 2 block - research activities; 3 block - accumulation of experience of pedagogical communication with children. The definition and structural organization of professionally oriented extracurricular activities of future teachers of mathematics are specified from the standpoint of the competence approach, the principle of professional orientation and the specifics of the studied disciplines. Methodical support of extracurricular activities of future teachers-mathematicians (on the example of professionally oriented mathematical club) is developed and tested. The purpose of the mathematical club is to deepen and expand in extracurricular time subject knowledge and skills within the limits formed by the Federal state educational standard of higher education (FSES HE) competencies in the areas of which the bachelor's program is focused (in our case - in the field of teaching and project activities), as well as the development of future teachers of mathematics cognitive interest in the subject through joint intellectual recreation and entertainment.

Keywords: extracurricular activities, future teachers of mathematics, professionally oriented mathematical club.

Современные исследования, рассматривающие проблемы высшего образования как в России, так и за рубежом, доказывают, что хороших результатов в подготовке будущих бакалавров можно добиться тогда, когда учебная и внеучебная деятельность будут одинаково ответственны за качество профессионального образования студентов [1]. Одной из возможных форм организации внеучебной деятельности являются студенческие общности различной направленности. В статье 34, п. 5 Закона РФ «Об образовании» [2] законодательно закреплено право обучающихся на создание и участие в общественных объединениях вуза с целью реализации интересов и способностей. Несмотря на то, что во многих известных нам научных работах и практических разработках (педагогов и методистов Е. И. Андреевой; Т. Л. Иванайской, О. П. Кузнецовой; Е. В. Мещеряковой; В. И. Поповой; С. А. Садыковой и др.) намечен ряд подходов к эффективной организации внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков, целостного научно-обоснованного методического обеспечения работы каких-либо профессионально ориентированных студенческих объединений, подобных, например, про-Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т.3. № 1(3)

фессионально ориентированному математическому клубу, нами обнаружено не было. Этим обуславливается выбор темы статьи и ее актуальность.

Проанализировав имеющуюся в нашем распоряжении литературу, мы охарактеризовали профессионально ориентированную внеучебную деятельность будущих педагогов-математиков как компонент образовательного процесса, основной целью которого является освоение студентами (возраст 18-22 года) общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных компетенций (ПК), обозначенных в ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [3], в соответствии с областями деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата (в нашем случае - в области педагогической и проектной деятельности) в совокупности определяющих готовность будущего педагога к осознанному и качественному выполнению профессиональной деятельности, средствами, выходящими за рамки учебного процесса, с одновременным успешным развитием интереса к изучаемым дисциплинам (психолого-педагогического (Педагогика; Психология и др.) и предметно-методи-

ческого (Алгебра; Геометрия; Математический анализ; Элементарная математика; Методика обучения и воспитания в предметной области и др.) циклов) и приобретаемой профессии (учителя математики). Определение было уточнено с позиций компетентностного подхода, принципа профессиональной направленности и специфики изучаемых дисциплин.

Структурно профессионально ориентированная вне-учебная деятельность будущих педагогов-математиков (таблица 1) может быть представлена тремя основными блоками:

- внеучебная деятельность по углублению и расширению предметно-методических знаний и умений в пределах ОК, ОПК и ПК компетенций в областях деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата (в нашем случае - в области педагогической и проектной деятельности) - участие в работе математического и методического клубов; профессионально ориентированных предметных олимпиадах; методических конкурсах; Неделе педагогического образования и др.;

- научно-исследовательская деятельность в пределах ОК и ПК компетенций в областях деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата (в нашем случае - в области педагогической и проектной деятельности) - участие студентов в научно-методических конференциях; научно-методические публикации; участие в Неделе науки и др.;

- накопление опыта педагогического общения с детьми в пределах ОК, ОПК и ПК компетенций в областях деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата (в нашем случае - в области педагогической и проектной деятельности) - взаимодействие со школами, организациями дополнительного образования, детскими оздоровительными лагерями и т.п.

Таблица 1 - Профессионально ориентированная вне-учебная деятельность будущих педагогов-математиков

Месяц 1 курс | 2 курс 3 курс | 4 курс

Сентябрь-

Математический клуб Методический клуб

Ноябрь-декабрь Профессионально ориентированная предметная олимпиада Профессионально ориентированный методический конкур с

Сентябрь-май Накопление опыта педагогического общения с детьми (в школах) Накопление опыта педагогического общения с детьми (в учреждениях дополнительного образования)

Map, Неделя педагогического образования: Педагогическая олимпиада Конкурс «Шаг в профессию»

Апрель Неделя науки Студенческая научно-практическая конференция

Основная цель первого блока профессионально ориентированной внеучебной деятельности - углубление и расширение предметно-методических знаний и умений в пределах ОК, ОПК и ПК компетенций в областях деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата (в нашем случае - в области педагогической и проектной деятельности), прописанных в ФГОС ВО для направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (частичное освоение компетенций ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-3; ОПК-5; ПК-1 - ПК-10). Реализуется посредством участия студентов в работе математического и методического клубов; профессионально ориентированных предметных олимпиадах; методических конкурсах; Неделе педагогического образования и других мероприятиях).

Профессионально ориентированный математический клуб - это одна из наиболее интересных и перспективных форм объединения студентов [4]. Цель математического клуба указана в основном документе, определяющем права и обязанности членов клуба - Уставе и заключается в углублении и расширении во внеучебное время предметных знаний и умений в пределах ОК и ПК компетенций в области педагогической и проектной деятельности, а также развитии у будущих учителей математики познавательного интереса к предмету через совместный интеллектуальный отдых и развлечения (частичное освоение компетенций ОК-3; ОК-5; ОК-6; 22

ПК-1; ПК-4).

Математический клуб организуется на добровольных началах для всех желающих студентов 1-2 курсов. Оптимальный состав клуба - примерно 10-15 студентов. На первом занятии желательно придумать название, эмблему и девиз клуба. Занятия клуба обычно проводятся 2-4 раза в месяц по субботам. В каникулы и сессионный период занятия проводить не рекомендуется. Отличительные признаки математического клуба определяются наличием: органов студенческого самоуправления; символов и атрибутов (название, девиз и т.п.); Устава клуба как основного документа, определяющего порядок его деятельности, а также права и обязанности его членов. Возможные виды занятий в клубе: лекции; практические занятия по решению математических задач (в том числе, олимпиадных задач); занятия с элементами математических соревнований, просмотра и обсуждения математических фильмов (совместные интеллектуальные развлечения); выездные занятия (совместный интеллектуальных отдых) и др.

Еще одна форма профессионально ориентированного объединения студентов по интересам во внеучебное время - методический клуб - создается для всех желающих студентов 3-4 курсов, его цель - углубление и расширение методических знаний и умений в пределах ОК, ОПК и ПК компетенций в области педагогической и проектной деятельности, а также развитие у будущих учителей математики профессионально ориентированного познавательного интереса к изучаемым дисциплинам и получаемой профессии (частичное освоение компетенций ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-3; ОПК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-8; ПК-9; ПК-10). Основными формами работы методического клуба являются: заседания, посвящённые вопросам методики обучения и воспитания обучающихся; составление и анализ планов уроков и внеурочных мероприятий; обсуждение педагогических ситуаций; доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения математике, педагогике и психологии и др.

Под профессионально ориентированной предметной олимпиадой, вслед за О. Н. Макаровой, будем понимать организационную форму осуществления краткосрочного во времени состязания студентов (основной этап), требующую от участников высокой степени отдачи интеллектуальных сил, демонстрации знаний, умений, навыков в предметной области «Математика», личностных качеств, соответствующих приобретаемой профессии, предполагающую длительную подготовку (подготовительный этап) и постолимпиадную рефлексию (по-столимпиадный этап). Цель основного этапа олимпиады (собственно состязания) - выявление математически одаренных студентов, мотивированных к овладению приобретаемой профессии учителя математики (частичное освоение компетенций ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОПК-1; ПК-1; ПК-4; ПК-10). Цель подготовительного и посто-лимпиадного этапов - углубление и расширение во вне-учебное время предметных знаний и умений в пределах ОК и ПК компетенций в области педагогической и проектной деятельности, а также развитие у будущих учителей математики познавательного интереса к предмету (частичное освоение компетенций ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОПК-1; ПК-1; ПК-4; ПК-8; ПК-10). Участие в профессионально ориентированной олимпиаде осуществляется по разработанному Положению. Олимпиадные задания направлены на выявление предметных знаний и способностей, соответствующих предметной области приобретаемой профессии и оцениваются согласно критериям: правильность, обоснованность и оригинальность ответа. Подготовка к профессионально ориентированной олимпиаде осуществляется посредством участия в работе математического клуба и самообразования [5].

Методический конкурс - это организационная форма состязания студентов (основной этап), требующая от участников демонстрации методических знаний, уме-Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 1(3)

педагогически науки

Захарова Татьяна Григорьевна, Кондаурова Инесса Константиновна, Тугушева Эльмира Ряшитовна ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВНЕУЧЕБНОЙ ...

нии, навыков, личностных качеств, соответствующих приобретаемой профессии, предполагающая длительную подготовку (подготовительный этап) и постконкурсную рефлексию (постконкурсный этап).

Методический конкурс предполагает частичное освоение компетенций ОК-1; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОПК-1; ОПК-2; ПК-1 - ПК-10 во внеучебное время. Цель подготовительного и постконкурсного этапов - углубление и расширение во внеучебное время методических знаний и умений в пределах ОК и ПК компетенций в области педагогической и проектной деятельности, а также развитие у будущих учителей математики профессионально ориентированного познавательного интереса к изучаемым методическим дисциплинам и приобретаемой профессии. Цель основного этапа конкурса (собственно состязания) - выявление методически одаренных студентов, мотивированных к овладению приобретаемой профессии учителя математики. В процессе состязания (основной этап) обучающиеся демонстрируют решение некоторой междисциплинарной проблемы (методической, психолого-педагогической, математической). Подготовка к конкурсу и постконкурсный период реализуются посредством участия в работе методического клуба и самообразования [6].

«Неделя педагогического образования» (частичное освоение во внеурочное время компетенций ОК-1; ОК-2; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-5; ПК-1 - ПК-10) проводится в ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского» в формате научно-образовательного фестиваля. В течение недели в университете проходит много различных событий: педагогический форум, студенческий конкурс «Шаг в профессию», мастер-классы в МАОУ «Медико-биологический лицей г. Саратова», олимпиада по педагогике и др. [7-13].

Второй блок профессионально ориентированной внеучебной деятельности - научно-исследовательская деятельность в пределах ОК и ПК компетенций в области педагогической и проектной деятельности -предполагает частичное освоение во внеучебное время компетенций ОК-6; ПК-8 - ПК-10 посредством участия студентов в научно-методических конференциях; написания научно-методических публикаций; участия в Неделе науки и др. Наиболее полное определение исследовательской деятельности, на наш взгляд, дал В. И. Андреев: «Исследовательская деятельность учащихся - это организуемая педагогом деятельность обучающихся с использованием дидактических средств косвенного и перспективного управления, направленная на создание исследовательского продукта, при доминировании самостоятельного применения доступных возрасту научных методов познания, в результате которых развиваются исследовательские умения учащихся и их личностные качества» [14, с. 102].

В статье «Организация исследовательской деятельности будущих педагогов-математиков в условиях национального исследовательского университета» [15] обозначены четыре основных этапа (по годам обучения в вузе) организации исследовательской деятельности будущих учителей математики. Охарактеризуем их вне-учебную составляющую. На первом этапе (первый год обучения в вузе) внеучебная исследовательская деятельность студентов организуется посредством внеучебных занятий по основам библиографии, в рамках которых студенты знакомятся с организацией библиотечных фондов, принципами подбора и работы с информационными источниками (в том числе из сети Internet), составлением и оформлением списка литературы по теме курсового исследования согласно принятым стандартам. На втором этапе (второй год обучения в вузе) внеучебная исследовательская деятельность студентов реализуется в процессе: участия в работе творческих групп (кружков, клубов), объединяющих студентов для исследования той или иной проблемы, имеющей важное теоретическое и/или прикладное значение в контексте будущей

профессиональной деятельности; участия в семинарах кафедры в качестве активных слушателей, что позволяет будущим педагогам-математикам приобретать такие ключевые профессиональные навыки педагогов-исследователей, как ведение дискуссии в научной среде, подготовка лимитированных по времени докладов, представление доклада, разработка тезисов докладов и др. На третьем этапе (третий год обучения в вузе) к вышеописанным формам организации внеучебной исследовательской деятельности будущих педагогов-математиков добавляется проведение самостоятельных эмпирических исследований во время педагогической практики; привлекаются обучающиеся и к самостоятельным научным исследованиям, это позволяет студентам начать подбор материала для бакалаврской работы. Четвертый этап (четвертый год обучения в вузе) предваряет вхождение бакалавров в самостоятельную профессиональную деятельность. Основными формами организации внеучебной исследовательской деятельности студентов являются участие в научных конференциях, профессиональных фестивалях и конкурсах («Шаг в профессию», «Студенческая наука», университетская олимпиада по педагогике «Образование: время, учитель, ученик» и др.). Наиболее статусным мероприятием с точки зрения студентов является научная конференция, участие в которой позволяет приобщиться к научному сообществу профессиональных педагогов-математиков. Можно выделить четыре уровня конференций, доступных студентам во время обучения в университете: факультетский, вузовский, всероссийский, международный. Практикуется написание совместных (преподаватель-студент) научно-методических статей. Лучшие работы студентов публикуются в кафедральном сборнике научных трудов «Учитель-ученик: проблемы, поиски, находки», выпускаемом кафедрой математики и методики ее преподавания с 2003 г. Анализ опубликованных статей показывает, что каждый учебный год примерно одно и то же число студентов (около 10%) представляют свои методические работы к печати.

Целью третьего блока внеучебной деятельности студентов является накопление опыта педагогического общения с детьми в пределах ОК, ОПК и ПК компетенций в области педагогической и проектной деятельности - взаимодействие со школами, организациями дополнительного образования, детскими оздоровительными лагерями и т.п. (частичное освоение во внеучебное время компетенций ОК-4; ОК-5; ОПК-2; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-5; ОПК-6; ПК-3 - ПК-7). Указанное взаимодействие осуществляется чаще всего в рамках учебных (предметная; организационно-педагогическая; психолого-педагогическая) и производственных (летняя вожатская, первая педагогическая; вторая педагогическая) практик [16].

Цель первой педагогической практики (в сфере основного образования) заключается в обеспечении готовности студентов к педагогической деятельности в основном общем, среднем (полном) общем образовании (учитель математики в средней школе); формировании ряда профессиональных компетенций, входящих в Профессиональный стандарт педагога (учителя математики).

Целью второй педагогической практики (в сфере дополнительного образования) является формирование практической готовности будущего бакалавра педагогического образования к реализации дополнительного математического образования школьников по следующим видам профессиональной деятельности: преподавание в области дополнительного математического образования; организация досуговых мероприятий по предмету (в том числе, математических игр, конкурсов, олимпиад, соревнований и т.д.); методическое обеспечение образовательного процесса.

Рассмотрим подробнее методическое обеспечение деятельности математического клуба «Эрудит».

Цель работы математического клуба: углубление и

расширение во внеучебное время предметных знаний и умений в пределах ОК и ПК компетенций (частичное освоение компетенций ОК-3; ОК-5; ОК-6; ПК-1; ПК-4); развитие познавательного интереса к предмету через совместный интеллектуальный отдых и развлечения.

Категория обучаемых: студенты 17-18 лет (1 курс).

Продолжительность обучения: один учебный год (64 часа).

Режим занятий: работа клуба осуществляется согласно разработанному тематическому плану (таблица 2).

В течение года ежемесячно планируется проведение следующих мероприятий:

а) комбинированные (лекционно-практические) занятия, углубляющие и расширяющие предметные знания и умения, которые в дальнейшем могут быть использованы в учебной и внеучебной работе по предмету со школьниками («Флексагоны»; «Теория графов»; «Этноматематика» и т.д.);

б) практические занятия в рамках подготовки к предметной олимпиаде - решение задач по элементарной математике («Тождественные преобразования рациональных, иррациональных, показательных и логарифмических выражений. Доказательство неравенств»; «Рациональные и иррациональные уравнения и их системы. Рациональные и иррациональные неравенства»; «Задачи на составление уравнений и систем уравнений» и т.д.). Занятия по подготовке студентов к предметной олимпиаде имеют одинаковую структуру:

1. Организационный момент (формулируется тема занятия и его цели).

2. Разбор задач по теме занятия. На данном этапе студенты с руководителем клуба решают задачи по теме занятия. Работа с каждой задачей организуется следующим образом. Задача формулируется. Студентам дается время на ее решение. В случае решения задачи студентами, один из них демонстрирует его на доске. Если задачу никто из участников клуба не смог решить, то правильное решение приводит преподаватель. Если кто-то из студентов находит более одного способа решения задачи, то обязательно обсуждаются все способы.

3. Подведение итогов решения задач на занятии.

4. Выдача домашнего задания - решить несколько задач по теме следующего занятия. Руководитель клуба формулирует рекомендации по организации работы студентов над домашним заданием;

в) совместные интеллектуальные развлечения - занятия с элементами математических соревнований (математический бой; конкурс проектов «Составление этноматематических задач на основе краеведческих материалов родного края»; предметная олимпиада и др.);

г) совместный интеллектуальных отдых - просмотр и обсуждение фильмов («Одаренная», «X+Y», «Любимое уравнение профессора», «Игры разума» и др.); выездные занятия (математический турпоход на Утес Степана Разина (Саратовский район); выезд на горнолыжную базу (г. Хвалынск, Саратовская область); посещение танцевального спектакля «Настольные игры» (г. Саратов) и др.); математический вечер и т.д.).

Некоторые мероприятия клуба, такие как посещение (в декабре) коррекционной школы-интерната и помощь в организации одного из внеурочных мероприятий (в данном случае новогоднего утренника), а также посещение (в марте) и помощь в организации одного из мероприятий Центра по работе с одаренными детьми СГУ) носят профессионально ориентированный характер и направлены на накопление опыта педагогического общения с детьми с разными образовательными потребностями (одаренные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья) [17; 18].

Представленная программа профессионально ориентированного математического клуба успешно апробирована в 2017-2018 учебном году со студентами 1 курса направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Математическое образование). 24

Таблица 2 - Тематическое планирование

Тема Содержание Bp™ проведения

Организационная работа Входное анкетирование.Беседа «Что привеломеня в клуб?» Формирование актива. Выбор названия и атрибутов. Обсуждение плана работы клуба. Сентябрь

странам Математика в Древнем Востоке. Математика в Древнем Египте. Грецкая и римская нумерация. Индийская и арабская система счисления. Древнерусская система счисления. Этиудивительные числа

Подготовка к олимпиаде Решение олнмпиадных задач по теме «Тождественные пр е обр а зо в а ния р а цио нальных, ирр аци о нальных, показательных и логарифмических выр ажений. Доказательство неравенств»

Просмотри обсуждение фильма Просмотр фильма «Любимое уравнение профессора» с последующим обсуждением

Что такое фракталы.Фракталывгеометрии. Фрактальная теорияхаоса. Практическое применение фракталов. Октябрь

Подготовка к олимпиаде Решение олимпиадных задач по теме «Рациональные и иррациональныеуравненияиихсистемы. Рациональные и иррациональные неравенства»

Викторина «"Интеллектуальный Игровое мероприятие. Решение занимательных, логических, нестандартных задач. Знакомство с жизнед еят ельно с тью уч ёных

Поход в театр Посещение танцевального спектакля «Настольные игры»

Флексагоны История. Изготовление флексатонов. Виды флексагонов. Складывания флексатонов. Применение флексагонов Ноябрь

Подготовка к олимпиаде Решение олимпиадных задач по теме «Задачи на составление уравненный систем уравнений»

Математическийбой Игра-соревнование

Просмотри обсуждение фильма Умница Уилл Хантинг

Логические игры. Занимательные квадраты. Числовые ребусы.Галерея числовых диковинок. Составление головоломок, магических квадратов, лабиринтов. Решение занимательных задач Декабрь

Подготовка к олимпиаде Решение олимпиадных задач на тему «Показательные и логарифмические уравнения них системы. Показательные илогарифмические неравенства»

Посещение школы-интерната с кл а с сами корр екции Помощь в организации одного из внеурочных мероприятий в специальной корр екционной обще образовательной школе-инт ернате №1 V виза для детей с ограниченными возможностями здоровья (конкурс на лучший сценарий новогоднего мероприятия)

Просмотри обсуждение фильма Просмотр фильма «Х+У» с последующим обсуждением

Этноматематика Нар о дная математика Ро ссин н Поволжья. Решение зтноматематнческнх задач Февраль

Этноматематнческий конкурс Выполнение и защита проектов «Со ставление зтноматематнческнх задач на основе краеведческих материаловродного края».

Подготовка к олимпиаде Решение олимпиадных задач на тему «Сравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами»

Выезд на горнолыжную базу Выезд на горнолыжную базу

Просмотри обсуждение фильма Просмотр фильма «Одаренная» с последующим обсуждением Март

Теория графов Исторняразвития теории графов. Решение задач, приводящих к графам. Изображение графов. Росчерки. Лабиринты. Деревья. Лес.

Подготовка к олимпиаде Решение олимпиадных задач на тему «Решение тригонометрических уравнений, систем уравненийи неравенств»

Посещение Центра по работе с о даре иными детьми СГУ Помощь в организации одного из мероприятий Центра (конкурс на лучший сценарий мероприятия)

Невозможные фигуры Сведения из истории. Невозможный треугольник и невозможная лестница Оскара Рейтерсвэрда. Невозможная лестница Пенроуза. Невозможная лестница в творчествеМаурица К.Эшера. Невозможный трезубец. Невозможные фигуры из бумаги Апрель

Математический турпоход на утес Степана Разина Математика на тропе.Определение азимута.Карта местноста.Масштаб.Математика н сбор рюкзака туриста. Настольные игры «Менеджер», «Байки» и анекдоты про туристов

Просмотр и обсуждение фильма Игры разума

Предметная олимпиада Проведение предметной олимпиады

Просмотри обсуждение фильма Игра в имитацию Май

Разбор заданий олимпиады Разбор заданий предметной олимпиады

Математический вечер Интеллектуально-развлекательное мероприятие с

Подведение итогов работы клуба Выходное тестирование. Беседа «Чему я научилсяв

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бейлина Н.С. Воспитательная деятельность куратора студенческой группы по формированию общекультурных и профессиональных компетенций // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 10-18.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 05.10.2018). Загл. с экрана. Яз. рус.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Приказ Минобрнауки России № 1426 от 4.12.2015 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 (уровень бакалавриата)» // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301. pdf.

4. Кондаурова И.К., Тугушева Э.Р. Организация работы профессионально ориентированного математического клуба // Математическое образование в школе и вузе: теория и практика (MATHEDU-2016) материалы VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 53-57.

5. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Построение и реализация технологии развития математических способностей и познавательной самостоятельности студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. Т. 4. № 1 (16). С. 269-273.

6. Кондаурова И.К. Развитие познавательной самостоятельности будущих учителей как фактор повышения качества их профессиональной подготовки // Вектор науки Тольяттинского государствен-

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 1(3)

педагогически науки

Захарова Татьяна Григорьевна, Кондаурова Инесса Константиновна, Тугушева Эльмира Ряшитовна ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВНЕУЧЕБНОЙ ...

ного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3 (22). С. 111-113.

7. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

8. Кондаурова И.К. Организация научно-исследовательской работы студентов программы магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 115-119.

9. Кондаурова И.К. Историко-методическая подготовка будущих учителей математики в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 77-79.

10. Кондаурова И.К., Шапшалова Т.В. Гендерный подход при обучении математике в школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 168-171.

11. Кондаурова И.К. Подготовка педагога-математика к профессиональной деятельности по трудовой функции «Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и (или) дополнительной профессиональной программы» //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 153-155.

12. Кондаурова И.К. Государственная итоговая аттестация выпускников бакалавриата направления подготовки «педагогическое образование» //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 166-168.

13. Кондаурова И.К. Подготовка педагога-математика к профессиональной деятельности по трудовой функции «Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) дополнительной профессиональной программе» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 247-250.

14. Андреев В.И. Цели и принципы мониторинга качества воспитания в контексте педагогического образования //Мониторинг качества воспитания в контексте педагогического образования. Казань : РИЦ КГУ, 2010. 137 с.

15. Гусева М.А., Кондаурова И.К. Организация исследовательской деятельности будущих педагогов-математиков в условиях национального исследовательского университета // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4 (26). С. 101-106.

16. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессионально ориентированной практики будущих педагогов-математиков, обучающихся по программам бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. № 2. С. 87-91.

17. Кондаурова И.К., Кулибаба О.М. Профессионально-методическая подготовка учителя математики к обучению детей с особыми образовательными потребностями //Профессиональное образование. Столица. 2008. № 3. С. 32-33.

18. Кондаурова И. Чтобы учить математике, одной математики мало // Практический журнал для учителя и администрации школы. 2013. № 2. С. 41-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.