Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к профессии у будущих педагогов во внеучебной деятельности'

Формирование ценностного отношения к профессии у будущих педагогов во внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
817
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / VALUE-ORIENTED ATTITUDE TO PROFESSION / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюнина Анна Сергеевна, Коротаева Евгения Владиславовна

В статье рассматриваются возможности внеучебной деятельности в процессе формирования ценностного отношения к профессии у студентов, обучающихся в педагогическом вузе. Анализ результатов опроса среди студентов педвуза показал, что значительная часть внеучебной вузовской работы направлена на личностное и индивидуальное развитие студентов, а не становление их в качестве будущего учителя, педагога. Между тем, внеучебная деятельность побуждает студента осознано делать выбор относительно выбора содержания, методов, форм самообразования, профессионального самоопределения; осознавать и преодолевать затруднения в профессиональном самоопределении; расширять представления о себе как о личности и профессионале. Следовательно, целенаправленная внеучебная деятельность, связанная с процессом обучения и в то же время имеющая самостоятельное значение для студентов, должна вестись постоянно, на протяжении всего обучения в вузе. Данная идея воплощается в деятельности кафедры педагогики и психологии детства УрГПУ. Преподавателями накоплена большая методическая копилка мероприятий, куда включены задания, связанные с конкретными педагогическими ситуациями, тренинги профессионального общения для будущих педагогов, профессионально ориентированные конкурсы и т.д. Длительность и продуктивность такой внеучебной работы соответствует формированию профессиональной компетенции, которая, согласно федеральному образовательному государственному стандарту высшего образования по направлению «Педагогика», «содействует гармоническому развитию личности студентов, формированию у них трудовой мотивации, ценностного отношения к будущей профессии», что и воспитывает ценностное отношение к выбранной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрюнина Анна Сергеевна, Коротаева Евгения Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE-ORIENTED ATTITUDE TO PROFESSION IN FUTURE TEACHERS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITY

The article deals with the role of extracurricular activity in the process of formation of value-oriented attitude to profession in students of a pedagogical university. Analysis of pedagogical university students’ reviews shows that a considerable part of extracurricular work is aimed at personal and individual development of the students but not at their preparation for their future profession of a teacher. Meanwhile, extracurricular activity urges the student to make a conscious choice of content, methods and forms of self-education and professional self-determination; to realize and overcome difficulties in professional self-determination; and to widen the perception of oneself as a personality and a professional. Hence, purposeful extracurricular activity connected with the education process and at the same time having special significance for students should be carried out continuously during the whole period of study at the university. The given idea is being implemented in the work of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood of USPU. The teachers have collected a large amount of events which include tasks connected with concrete pedagogical situations, trainings of professional communication for future teachers, professionally-oriented competitions, etc. The length and effectiveness of such extracurricular activity corresponds to the formation of the professional competence which, according to the Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of Pedagogy, “facilitates harmonious development of the students’ personality, formation of labor motivation and value-oriented attitude to their future profession”, which, finally, develops the value-oriented attitude to the chosen profession.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к профессии у будущих педагогов во внеучебной деятельности»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.18

ББК Ч448.900.58 ГСНТИ 14.35.19 КОД ВАК 13.00.08

Андрюнина Анна Сергеевна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

Коротаева Евгения Владиславовна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: внеучебная деятельность, ценностное отношение к профессии, компетентно-стный подход.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются возможности внеучебной деятельности в процессе формирования ценностного отношения к профессии у студентов, обучающихся в педагогическом вузе. Анализ результатов опроса среди студентов педвуза показал, что значительная часть внеучебной вузовской работы направлена на личностное и индивидуальное развитие студентов, а не становление их в качестве будущего учителя, педагога. Между тем, внеучебная деятельность побуждает студента осознано делать выбор относительно выбора содержания, методов, форм самообразования, профессионального самоопределения; осознавать и преодолевать затруднения в профессиональном самоопределении; расширять представления о себе как о личности и профессионале. Следовательно, целенаправленная внеучебная деятельность, связанная с процессом обучения и в то же время имеющая самостоятельное значение для студентов, должна вестись постоянно, на протяжении всего обучения в вузе. Данная идея воплощается в деятельности кафедры педагогики и психологии детства УрГПУ. Преподавателями накоплена большая методическая копилка мероприятий, куда включены задания, связанные с конкретными педагогическими ситуациями, тренинги профессионального общения для будущих педагогов, профессионально ориентированные конкурсы и т.д. Длительность и продуктивность такой внеучебной работы соответствует формированию профессиональной компетенции, которая, согласно федеральному образовательному государственному стандарту высшего образования по направлению «Педагогика», «содействует гармоническому развитию личности студентов, формированию у них трудовой мотивации, ценностного отношения к будущей профессии», что и воспитывает ценностное отношение к выбранной профессии.

Аndryunina Anna Sergeevna,

Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Korotayeva Evgenia Vladislavovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

FORMATION OF VALUE-ORIENTED ATTITUDE TO PROFESSION IN FUTURE TEACHERS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITY

KEYWORDS: extracurricular activity, value-oriented attitude to profession, competence-based approach.

ABSTRACT. The article deals with the role of extracurricular activity in the process of formation of value-oriented attitude to profession in students of a pedagogical university. Analysis of pedagogical university students' reviews shows that a considerable part of extracurricular work is aimed at personal and individual development of the students but not at their preparation for their future profession of a teacher. Meanwhile, extracurricular activity urges the student to make a conscious choice of content, methods and forms of self-education and professional self-determination; to realize and overcome difficulties in professional self-determination; and to widen the perception of oneself as a personality and a professional. Hence, purposeful extracurricular activity connected with the education process and at the same time having special significance for students should be carried out continuously during the whole period of study at the university. The given idea is being implemented in the work of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood of USPU. The teachers have collected a large amount of events which include tasks connected with concrete pedagogical situations, trainings of professional communication for future teachers, professionally-oriented competitions, etc. The length and effectiveness of such extracurricular activity corresponds to the formation of the professional competence which, according to the Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of Pedagogy, "facilitates harmonious development of the students' personality, formation of labor motivation and value-oriented attitude to their future profession", which, finally, develops the value-oriented attitude to the chosen profession.

Процесс профессиональной подготовки будущих педагогов базируется на компетентностном подходе, который закреплен в федеральных государственных образовательных стандартах высшего и высшего профессионального образования. Компетенции распределяются по видам профессиональной деятельности, к которым готовят выпускников: педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская. Закономерно, что в процессе обучения доминирует прежде всего тот вид профессиональной деятельности, который в большей степени соответствует направлению и профилю подготовки. Данный аспект обозначен и в самом стандарте: «при разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации» [10].

При этом стандартом высшего образования заданы компетенции, которые охватывают все названные виды профессиональной деятельности. Следовательно, необходимо так организовать образовательный процесс подготовки будущих педагогов, чтобы выявить и задействовать все возможности вузовского образовательного процесса, которые позволили бы максимально полно просоответсвовать и стандарту высшей школы, и запросам общества и рынка труда.

В этом смысле предлагается рассмотреть ресурсы реализации такой общепрофессиональной компетенции, как ОПК-1: готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

Очевидно, что здесь идет речь о формировании соответствующего отношения к выбранной профессии. В нашем случае - о ценностном отношении к профессии педагога. Исследователи: В. А. Мальцева, Л. И. Жарикова, Е. В. Коротаева, З. Н. Курлянд, В. А. Нечаев, В. Г. Первутинский, Ю. А. Рай-свих, Д. И. Фельдштейн и др. - подчеркивают, что ценностное отношение к профессиональной деятельности является одним из основных мотивов ее осуществления. В. А. Сластенин и Г. И. Чижакова отмечают, что ценностное отношение к профессиональной деятельности не является постоянным, а изменяется в зависимости от успешности действий педагога, от того, насколько удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности [12, с. 59].

О. А. Ханжина рассматривет ценностное отношение студентов к педагогической профессии как «аспект сложившихся ценностных ориентаций, выражающих отношение личности к различным аспектам профессиональной деятельности, обусловливающих мотивацию и направляющих его учебно-познавательную и профессиональную деятельности, соотнесенный с его профессиональной образованностью» [14, с. 58]. В то же время В. А. Шишкина полагает, что «ценностное отношение к избранной профессии у студентов, пришедших в педагогический вуз, имеет "размытый" и неустойчивый характер. Оно ими фактически не осмыслено» [15, с. 155].

Не случайно многие преподаватели педагогического вуза отмечают достаточно пассивную позицию студентов при подготовке к семинарам, проработке соответствующей литературы, созданию презентаций и т.д. Даже такая важнейшая форма обучения, как педагогическая практика, не выполняет в полном объеме задачу формирования у студентов ценностного отношения к выбранной профессии.

Следовательно, в процессе формирования социально значимого - ценностного! -отношения к профессии педагога необходимо задействовать не только возможности учебной работы: аудиторной, внеаудиторной (практика и самостоятельная работа студентов), но и обратиться к формам вне-учебной работы (деятельности).

Т. Л. Иванайская подчеркивает, что внеучебная деятельность побуждает студента: проявлять свою личную позицию в вопросах выбора содержания, методов, форм самообразования и профессионального самоопределения; преодолевать внутренние противоречия, затруднения в профессиональном самоопределении; расширять представления о себе как о личности и профессионале; к развитию креативности, организаторских качеств, культуры мышления, которые затруднительно или невозможно развить в процессе учебной деятельности; развивать мотивацию, связанную с профессиональной деятельностью; совершенствовать способности, осуществлять рефлексию и самооценку [3].

Однако проведенные среди студентов педвуза опросы показывают, что значительная часть внеучебной вузовской работы направлена в большей степени на личностное и индивидуальное развитие студентов, а не становление их в качестве будущего учителя, педагога. Мероприятия чаще связаны с календарными праздниками, традициями студенческой жизни (посвящение в студенты, конкурс на лучшую академическую группу,

© Андрюнина А. С., Коротаева В. Е., 2016

новогодние праздники, патриотические конкурсы в преддверии Дня защитника отечества, 9 мая и др.). Поэтому в процессе вузовского обучения оказываются не полностью реализованными возможности внеучебной деятельности и дополнительного образования в формировании «готовности сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности», то есть ценностного отношения к профессии.

При этом ясно, что невозможно сформировать ценностное отношение одноразовой акцией или одним мероприятием. Подобная целенаправленная работа, увязанная с процессом обучения и в то же время имеющая самостоятельное значение для студентов, должна вестись постоянно, на протяжении всего обучения в педагогическом вузе. Именно данная идея воплощается в образовательном процессе Института педагогики и психологии детства УрГПУ на протяжении последних шестнадцати лет.

Одной из наиболее систематичных и продуктивных форм в формировании ценностного отношения к профессии педагога во внеучебной деятельности стала ежегодная «Неделя педагогической науки и практики» (в дальнейшем «Недели»), проводимая более 15-ти лет преподавателями кафедры педагогики и психологии детства. Главной задачей «Недели» является формирование условий для смены внешней мотивации к профессии и профессиональным знаниям на внутреннюю, что происходит в развитии у студентов интереса к определенному мероприятию ^ интереса к учебной деятельности (поскольку это связано с достижением успеха в мероприятиях «Недели» ^ интереса к профессиональной деятельности как сфере, где можно воплотить умения и знания, приобретенные во внеучебной деятельности. При этом студентам предоставляется возможность проявить те личностные качества, которые оказываются не до конца востребованными в учебе: креативность, лидерство, умение принимать нестандартную ситуацию, «выходить» за пределы обыденного и т.д.

За полтора десятка лет накоплена большая методическая копилка интересных дел, проектов, мероприятий, проводимых в рамках «Недели».

Мероприятия, организуемые для младших курсов, базируются на материале учебных дисциплин «Педагогика», «Психология», «Теория и методика дошкольного образования» и т.д. Для студентов 1-го и 2-го курсов проводятся: фото-выставка «Детство - это...», «Педагогический биатлон», «Кладезь знаний», «Педагогический тренинг "Как слово наше отзовется."», конкурс стенгазет на педагогическую тематику и др.

А студентам старших курсов, уже познакомившихся с азами профессиональной деятельности, предлагаются «Педагогическая карусель», «Пед-кросс-ворд», «Битва эрудитов», педагогические мастерские (проводимые преподавателями кафедры и педагогами-практиками) и т.п. В эти мероприятия уже включаются и задания, связанные с конкретными педагогическими ситуациями, особенностями профессионального общения с коллегами и родителями детей. Кроме того, старшекурсники часто подключаются к преподавателям для подготовки и проведения занятий со студентами младших курсов, и это тоже формирует и воспитывает будущего педагога [5]. Перечисленные мероприятия помогают студентам осознать, что и учебный материал можно представить в интересной игровой форме.

Немаловажную роль в формировании ценностного отношения к профессии педагога играет «Педагогический киноклуб», в рамках которого студенты знакомятся с такими фильмами, как «Общество мертвых поэтов» (о трудностях подросткового взросления, о нестандартных методах обучения), «Каникулы мечты» (о влиянии семьи и общества на детей), «Триумф. История Рона Кларка» (о нестандартных педагогических приемах и преданности педагога своему делу), «Хористы» (о том, как много может сделать один человек для трудных подростков послевоенного времени) и др. Выбор этих кинолент обусловлен теми психолого-педагогическими проблемами, которые поднимаются в этих фильмах, обращением к нестандартным педагогическим методам обучения и воспитания. Там нет решений, которые можно было бы назвать единственно верными, герои сомневаются, ищут себя и помогают другим найти смысл жизни. И очень важно, чтобы преподаватель, ведущий эти занятия, правильно расставлял ценностные акценты в обсуждении, не ограниваясь лишь внешней, событийной канвой. Студенты, постоянно посещающие «Педагогический киноклуб», отмечают, что теперь и сами смотрят многие фильмы иначе, чаще задумываются о психолого-педагогической подоплеке событий, поступков героев, а затем и сами предлагают фильмы для обсуждения. Таким образом, ценностное отношение к профессии формируется не только в университете, но и за его пределами.

Еще одной действенной формой вне-учебной деятельности, формирующей ценностное отношение к профессии педагога, являются «Педагогические чтения», где поднимаются следующие темы для обсуждения: «Профессиональный стандарт педагога: за и против», «О пользе и вреде дистанционного образования», «Профессио-

нальный рост и карьера», «Барьеры педагогического общения», «Как любить детей?», «Зачем нужны родительские собрания». Если мероприятия для младших курсов не требуют от участников особой подготовки и в большей степени ориентированы на динамизм и увлекательность, то дискуссии со старшекурсниками носят иной характер: доказательность, обращенность к детям, к образовательному процессу, нравственная составляющая как мерило многих обсуждаемых вопросов. Часто ведущими этих чтений являются студенты выпускного курса или магистранты, а преподаватели становятся участниками дискуссий.

«Неделя педагогической науки и практики» является наиболее яркой и запоминающейся формой внеучебной деятельности, формирующей у студентов ценностное отношение к профессии, но не единственной. На кафедре уделяют особое внимание развитию научно-исследовательской работы студентов, которая (как обозначено в кафедральных документах) «содействует гармоническому развитию личности студентов, формированию у них трудовой мотивации, ценностного отношения к будущей профессии».

Так, дважды за период обучения студенты-бакалавры могут принять участие во всероссийской научно-практической конференции «Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования». Студенты совместно с преподавателями кафедры педагогики и психологии детства готовят статьи и тезисы по актуальным вопросам воспитания и образования, принимают активное участие на пленарном заседании и в ра-

боте секций, на которых представляют свои доклады, включаются в обсуждение иных педагогических вопросов.

Преподаватели кафедры педагогики и психологии детства постоянно находятся в поиске новых идей и форм внеучебной деятельности, так как потребность в саморазвитии является одним из аспектов ценностного отношения к профессии педагога. Для нас очень важно целенаправленно, но не навязчиво интегрировать увлекательную форму и ценностное содержание проводимого мероприятия с предстоящей профессиональной деятельностью студентов. Постоянное включение в описанные виды вне-учебной деятельности формируют у студентов и соответствующие компетенции будущего бакалавра: ПК-3 - способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; ПК-14 - способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы и др.

Итак, целенаправленная и систематическая работа, проводимая со студентами педагогического вуза во внеучебной деятельности, приводит к тому, что у будущих педагогов в процессе вузовского обучения формируется ценностное отношение к профессии, базирующееся на системе ценностей, установок, представлений, связанных с профессией, что в итоге задает общую направленность педагогической деятельности и определяет выбор путей овладения знаниями, умениями, необходимых для оптимального выполнения трудовых (профессиональных) функций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бухалова И. В. Внеучебная воспитательная работа как фактор личностно-профессионального становления будущего педагога / // Проблемы образования, науки и культуры. 2008. № 23. URL: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/o056(03_23-2008)&xsln=showArticle.xslt&id=a03&doc=../content.jsp (дата обращения 23.04.2016).

2. Жарикова Л. И. Ценностное отношение будущих учителей к непрерывному педагогическому образованию: проблемы и перспективы. Барнаул : БГПУ, 2008. 208 с.

3. Иванайская Т. Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2010. 23 с.

4. Иванова А. Б. Активизации лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 23 с.

5. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Неделя педагогической науки и практики. Внеучебные формы работы в подготовке будущих педагогов // Дошкольное воспитание. 2015. № 3. С. 96-101.

6. Лившиц Б. И., Рубина Л. Я., Шайдуров А. А. Внеучебная деятельность в педагогическом вузе: концепция, нормативные и методические материалы. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1998. 53 с.

7. Мальцев В. А. Профессиональная система ценностей социального работника // Сибирская психология сегодня : сборник научных трудов. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2002. URL: http: //hpsy.ru/public/x2492.htm (дата обращения 23.04.2016).

8. Нечаев В. А. Развитие ценностных отношений у студентов вуза (На примере изучения педагогических дисциплин) : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 215 с.

9. Первутинский В. Г. Развитие ценностного отношения к знаниям у студентов. Спб. : Проект кафедры акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена «ТВОИ ВЕРШИНЫ», 2002. URL: http://akmeo.ru/index.php?id=ll6 (дата обращения 29.04.2016).

10. Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2016 № 40536) URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/documents/2016/44.03.01_pedagogicheskoe_obrazovanie.pdf (дата обращения 30.04.2016).

11. Райсвих Ю. А. Этапы формирования профессионально-педагогических ценностных ориентаций будущих учителей в контексте их профессионального обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Новосибирск, 2009. URL: http://old.kuzspa.ru/conf-feb-2009/files/l/raysvih.doc (дата обращения 29.04.2016).

12. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М. : Академия, 2003. 192 с.

13. Фельдштейн Д. И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования / / Мир психологии. 2009. № 1. C. 8-14.

14. Ханжина О. А. Отражение аспекта воспитания ценностного отношения к будущей профессии в процессе прохождения практики студентами педагогических специальностей // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2007. № 6. С. 56-62.

15. Шишкина В. А. Развитие у студентов ценностного отношения к будущей профессии педагога-художника // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 6. С. 154-159.

LITERATURA

1. Bukhalova I. V. Vneuchebnaya vospitatel'naya rabota kak faktor lichnostno-professional'nogo stanovleniya budushchego pedagoga / // Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2008. № 23. URL: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0056(03_23-2008)&xsln=showArticle.xslt&id=a03&doc=/ content. jsp (data obrashcheniya 23.04.2016).

2. Zharikova L. I. Tsennostnoe otnoshenie budushchikh uchiteley k nepreryvnomu pedagogicheskomu obrazovaniyu: problemy i perspektivy. Barnaul : BGPU, 2008. 208 s.

3. Ivanayskaya T. L. Vneuchebnaya deyatel'nost' kak faktor professional'nogo samoopredeleniya studenta : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2010. 23 s.

4. Ivanova A. B. Aktivizatsii liderskogo potentsiala studentov vuza v protsesse vneuchebnoy deyatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2010. 23 s.

5. Korotaeva E. V., Andryunina A. S. Nedelya pedagogicheskoy nauki i praktiki. Vneuchebnye formy raboty v podgotovke budushchikh pedagogov // Doshkol'noe vospitanie. 2015. № 3. S. 96-101.

6. Livshits B. I., Rubina L. Ya., Shaydurov A. A. Vneuchebnaya deyatel'nost' v pedagogicheskom vuze: kontseptsiya, normativnye i metodicheskie materialy. Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 1998. 53 s.

7. Mal'tsev V. A. Professional'naya sistema tsennostey sotsial'nogo rabotnika // Sibirskaya psikhologiya segodnya : sbornik nauchnykh trudov. Kemerovo : Kuzbassvuzizdat, 2002. URL: http: //hpsy.ru/public/x2492.htm (data obrashcheniya 23.04.2016).

8. Nechaev V. A. Razvitie tsennostnykh otnosheniy u studentov vuza (Na primere izucheniya pedagogicheskikh distsiplin) : dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2001. 215 s.

9. Pervutinskiy V. G. Razvitie tsennostnogo otnosheniya k znaniyam u studentov. Spb. : Proekt kafedry akmeologii RGPU im. A. I. Gertsena «TVOI VERShlNY», 2002. URL: http://akmeo.ru/index.php?id=116 (data obrashcheniya 29.04.2016).

10. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 04.12.2015 № 1426 «Ob utverzhdenii federal'nogo go-sudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata)» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 11.01.2016 № 40536) URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/documents/2016/44.03.01_pedagogicheskoe_obrazovanie.pdf (data obrashcheniya 30.04.2016).

11. Raysvikh Yu. A. Etapy formirovaniya professional'no-pedagogicheskikh tsennostnykh ori-entatsiy budushchikh uchiteley v kontekste ikh professional'nogo obucheniya // Psikhologiya i peda-gogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. Novosibirsk, 2009. URL: http://old.kuzspa.ru/conf-feb-2009/files/1/raysvih.doc (data obrashcheniya 29.04.2016).

12. Slastenin V. A., Chizhakova G. I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu. M. : Akademiya, 2003. 192 s.

13. Fel'dshteyn D. I. Sushchnostnye osobennosti sovremennogo detstva i zadachi teoretiko-metodologicheskogo obespecheniya protsessa obrazovaniya / / Mir psikhologii. 2009. № 1. C. 8-14.

14. Khanzhina O. A. Otrazhenie aspekta vospitaniya tsennostnogo otnosheniya k budushchey pro-fessii v protsesse prokhozhdeniya praktiki studentami pedagogicheskikh spetsial'nostey // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kul'tura. 2007. № 6. S. 56-62.

15. Shishkina V. A. Razvitie u studentov tsennostnogo otnosheniya k budushchey professii pedagoga-khudozhnika / / Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014. № 6. S. 154-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.