Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущих педагогов'

Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL PREPARATION OF FUTURE TEACHER / STAGE OF PROFESSIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новичкова Н.М., Дементьева Н.Н.

В данной статье представлена авторская позиция по проблеме обеспечения педагогического сопровождения профессионального самоопределения будущих педагогов, которое организуется в рамках профессиональной подготовки будущих педагогов в педагогическом вузе, с акцентом на изучение студентами дисциплин педагогического блока. Специфика авторской позиции заключается в том, что педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущих педагогов нами рассматривается как стратегия и тактика воспитательной работы, а значит, педагогической деятельности, которая направленна на создание основных условий: для ценностного профессионального выбора педагогической профессии, индивидуальной помощи в данном выборе, поддержки в самореализации в различных видах деятельности и общения, связанных с будущей педагогической деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новичкова Н.М., Дементьева Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF FUTURE TEACHERS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

The article presents the author’s position on a problem of providing pedagogical support for professional self-determination of future teachers, which is organized as part of professional training of future teachers in a pedagogical university, with an emphasis on students learning the disciplines of the pedagogical unit. The specificity of the author’s position is that the researcher considers pedagogical support of professional self-determination of future teachers as a strategy and tactics of educational work, and therefore pedagogical activity, which is aimed at creating the basic conditions: for the value professional choice of the pedagogical profession, individual help in this choice, support in self-realization in various activities and communication related to future teaching activities.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущих педагогов»

3. Зинин С.А., Зинина Е.А., Новикова Л.В. ЕГЭ как форма проверки образовательной подготовки по литературе: возможности и ограничения. Педагогические измерения, 2019; 1: 50 - 54.

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1986.

5. Неупокоева И.Г Некоторые вопросы изучения взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур. Москва, 1960.

6. Черкезова М.В. Проблемы преподавания русской литературы в инокультурной среде: методическое пособие. М.: Дрофа, 2008.

7. Зинин С.А. Методика проблемно-сопоставительного анализа и ее роль в совершенствовании курса литературы в 11 классе. Москва, 1993.

8. Пушкин А.С. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-и томах. Москва: Изд-во Правда, 1981.

9. Ахмадулина Б.А. Полное собрание сочинений в одном томе. Москва: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2012.

10. Михайлов А.К. Серебряная ночь: Стихи, проза. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик».

11. Чернухина И.Я. Основы контрастивной поэтики. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-ва, 1990.

References

1. Bolotnova N.S. Filologicheskijanaliz teksta: ucheb. posobie. 3-e izd. Moskva: Flinta: Nauka, 2007.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maya 2012 g. № 413. Available at: http://minobrnauki.rf /2365

3. Zinin S.A., Zinina E.A., Novikova L.V. EG'E kak forma proverki obrazovatel'noj podgotovki po literature: vozmozhnosti i ogranicheniya. Pedagogicheskie izmereniya, 2019; 1: 50 - 54.

4. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1986.

5. Neupokoeva I.G. Nekotorye voprosy izucheniya vzaimosvyazej i vzaimodejstviya nacional'nyh literatur. Moskva, 1960.

6. Cherkezova M.V. Problemy prepodavaniya russkoj literatury v inokul'turnoj srede: metodicheskoe posobie. M.: Drofa, 2008.

7. Zinin S.A. Metodika problemno-sopostavitel'nogo analiza i ee rol' v sovershenstvovanii kursa literatury v 11 klasse. Moskva, 1993.

8. Pushkin A.S. Pushkin A.S. Sobranie sochinenij v 10-i tomah. Moskva: Izd-vo Pravda, 1981.

9. Ahmadulina B.A. Polnoe sobranie sochinenij v odnom tome. Moskva: «Izdatel'stvo AL''FA-KNIGA», 2012.

10. Mihajlov A.K. Serebryanaya noch': Stihi, proza. Yakutsk: Nac. kn. izd-vo «Bichik».

11. Chernuhina I.Ya. Osnovy kontrastivnojpo'etiki. Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo un-va, 1990.

Статья поступила в редакцию 27.07.19

УДК 377:37.047

Novichkova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),

E-mail: nownad@mail.ru

Dementieva N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),

E-mail: dementieva58@yandex.ru

PEDAGOGICAL SUPPORT OF FUTURE TEACHERS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION. The article presents the author's position on a problem of providing pedagogical support for professional self-determination of future teachers, which is organized as part of professional training of future teachers in a pedagogical university, with an emphasis on students learning the disciplines of the pedagogical unit. The specificity of the author's position is that the researcher considers pedagogical support of professional self-determination of future teachers as a strategy and tactics of educational work, and therefore pedagogical activity, which is aimed at creating the basic conditions: for the value professional choice of the pedagogical profession, individual help in this choice, support in self-realization in various activities and communication related to future teaching activities.

Key words: professional self-determination, pedagogical support, professional preparation of future teacher, stage of professional education.

Н.М. Новичкова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск,

E-mail: nownad@mail.ru

Н.Н. Дементьева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск,

E-mail: dementieva58@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В данной статье представлена авторская позиция по проблеме обеспечения педагогического сопровождения профессионального самоопределения будущих педагогов, которое организуется в рамках профессиональной подготовки будущих педагогов в педагогическом вузе, с акцентом на изучение студентами дисциплин педагогического блока. Специфика авторской позиции заключается в том, что педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущих педагогов нами рассматривается как стратегия и тактика воспитательной работы, а значит, педагогической деятельности, которая направленна на создание основных условий: для ценностного профессионального выбора педагогической профессии, индивидуальной помощи в данном выборе, поддержки в самореализации в различных видах деятельности и общения, связанных с будущей педагогической деятельностью.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, педагогическое сопровождение, профессиональная подготовка будущего педагога, этап профессионального образования.

Профессиональная подготовка будущих педагогов в педагогическом вузе имеет свои внутренние ресурсы в обеспечении пространства для профессионального самоопределения студентов как будущих педагогов: в выборе педагогической профессии, её ценностных ориентиров и оснований, ценностных предпочтений в овладении педагогическими средствами, в формировании устойчивых мотивов к выбору педагогической деятельности в качестве профессиональной. Сохраняется актуальность исследования определенных факторов, условий, создаваемых в современном инновационном образовательном процессе и их влияния на профессиональное становление и развитие будущего педагога. Профессиональное самоопределение будущих педагогов, обучающихся в педагогическом вузе, несмотря на достаточно разностороннее теоретическое освещение его в педагогических трудах на рубеже 20 и 21 веков, остается актуальным для научных исследований в педагогическом познании и теории высшего профессионального образования, что объясняется объективно существующей потребностью общества и сферы образования в научных выводах и рекомендациях по обеспечению

результативного педагогического сопровождения будущих педагогов как профессионалов в изменяющихся социокультурных и социально-педагогических условиях.

Мы рассматриваем профессиональное самоопределение студентов в педагогическом вузе в контексте профессиональной подготовки педагогов, принимая во внимание известные выводы учёных об условиях, влияющих и способствующих профессиональному самоопределению студентов: организация учебной деятельности в вузе, педагогическая практика различных видов, студенческая общественная жизнь (внеаудиторная деятельность) (З.А. Абасов, A.A. Абдулина, Т.М. Буякас, Т.В. Кудрявцев, C.B. Кульневич, Ю.Л. Львова, А.Б. Орлов, В.И. Слободчиков, Т.В. Шадрина).

Цель данной статьи заключается в изложении авторской позиции по проблеме обеспечения педагогического сопровождения профессионального самоопределения будущих педагогов, организуемого в формате профессиональной подготовки будущих педагогов в педагогическом вузе, с акцентом на изучение студентами дисциплин педагогического блока.

Теоретические основания к разработке проблемы данного исследования складываются, с одной стороны, из выводов учёных, исследующих смыслы и акценты профессионального самоопределения личности: философские, психологические, педагогические, социологические:

- о содержании профессионального самоопределения, его обусловленности развитием личности будущего профессионала, социальной среды, идентификацией с профессией (Е.П Бастракова, В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.Б. Корзин, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков и др.);

- о развитии ценностно-мотивационной сферы личности как составляющей механизма профессионального самоопределения (C.B. Бобровицкая, Ю.С. Колесников, В.Т. Лисовский, Н.Н. Никитина, М.А. Петухов, Б.П Рубин и др.); о готовности принимать решения (И.И. Басхаева, Е.А. Климов, Е.В. Логинова, H.A. Мишанкина, Л.А. Наумова);

- об обусловленности и зависимости специфики профессионального становления и развития будущего профессионала от периода и фазы профессионального становления и развития (В.А. Бодров, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков);

- об особенностях профессионального самоопределения студентов в период обучения в вузе (З.А. Абасов, Н.М. Аксенова, Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, Н.Н. Никитина, М.А. Петухов, С.Н. Чистякова и др.);

- о влиянии личностных качеств (коммуникативности, активности, эмоциональности, стрессоустойчивости, саморегуляции и др.) на профессиональное самоопределение студентов (М.Ю. Диканова, Н.Е. Касаткина, В.Ш. Набиев, Н.Н. Никитина, Н.М. Новичкова. М.В. Парамонова, М.А. Петухов и др.).

С другой стороны, в исследовании востребованы теоретические положения и выводы, разработанные учеными в педагогике о педагогическом сопровождении: его сущности, функциях, видах, о связи с педагогической поддержкой, о моделях его реализации (Е.А. Александрова, И.Ю. Вершинин, О.С. Пазман, Н.В. Синицына, О.А. Титова и др.).

В теоретической части нашего исследования считаем важным обозначить теоретические позиции по следующим аспектам: сущность профессионального самоопределения будущего педагога, его некоторые особенности, связь его с личностным развитием педагога, сущность педагогического сопровождения профессионального самоопределения будущих педагогов.

Характеризуя подходы к определению сущности профессионального самоопределения в контексте нашего исследования, необходимо отметить, по меньшей мере, те из них, которые могут выполнять инструментальную роль в педагогическом сопровождении процесса профессионального самоопределения будущего педагога.

Профессиональное самоопределение личности рассматривают:

а) «...как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [1, с. 10];

б) как непрерывный процесс выбора и обретения ценностных оснований профессиональной деятельности, в котором проявляется субъектность и субъективная активность будущего педагога [2, с. 29];

в) как «выбор и сознательную постановку перед собой целей мы называем самоопределением» [3, с. 39].

Рассматривая назначение профессионального самоопределения будущего педагога, мы придерживаемся точки зрения педагога-гуманиста О.С. Пазмана, который считал способность к самоопределению центральным, базовым компонентом культуры личности, заключающимся в способности самостоятельно выбирать, вырабатывать жизненные критерии и руководствоваться ими в поведении и деятельности [3, с. 53]. Он отмечал особое назначение самоопределения как «... подлинно гуманный путь к развитию - личностному, гражданскому, профессиональному...», что «...в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение» [3, с. 60].

В своем исследовании мы опираемся на идеи системогенетического подхода к развитию профессионала (В.Д. Шадриков) и в процессе профессионализации (Ю.П. Поваренков), согласно которым профессиональное самоопределение понимается как ведущая форма профессиональной активности, определяющая ход профессионализации личности [4]. Процесс профессионального самоопределения носит циклический характер и активизируется, когда возникают конкретные задачи профессионального развития в условиях педагогического сопровождения.

В педагогической литературе обращаются к понятию «педагогическое сопровождение», опираясь на точки зрения психологов, педагогов, которые характеризуют сущностный смысл сопровождения: как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на приобщение школьников к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для их самореализации и саморазвития (А.В. Мудрик) [5], как тип педагогической деятельности, в процессе которой школьника научают самостоятельным шагам в планировании и организации жизнедеятельности, разрешении проблемных ситуаций и др. (Е.А. Александрова) [6], как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора (М.И. Рожков) [7], как пролонгированную педагогическую поддержку (П.А. Эльканова) [8].

Мы рассматриваем педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущих педагогов как стратегию и тактику воспитательной работы, направленной на создание условий для ценностного профессионального выбора педагогической профессии, а также индивидуальной помощи в данном выборе, поддержки в самореализации в различных видах деятельности и общения, связанных с будущей педагогической деятельностью. На наш взгляд, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущих педагогов в образовательном процессе может выступать: а) составляющей частью педагогической деятельности профессионала, б) самой педагогической деятельностью, в) дополнительной составляющей к педагогической поддержке и др.

Для раскрытия темы статьи мы обращаемся к экспериментальной части исследования и его результатам, проведенном на базе УлГПУ им. И.Н. Ульянова в 2017 - 2018 году, которое позволило выявить мотивы выбора педагогической профессии, определить субъекты данного выбора, установить зависимость между мотивами выбора педагогической профессии и профессиональными планами будущих педагогов, а также зафиксировать, каким образом меняются их профессиональные планы. В процессе анкетирования 445 респондентов-студентов (225 студентов первого курса и 220 студентов выпускного курса ряда факультетов) получены результаты, которые были осмыслены с точки зрения характеристики некоторых особенностей профессионального самоопределения студентов педагогического вуза в современных условиях, а также в плане необходимости учета их в образовательном процессе при изучении педагогических дисциплин с тем, чтобы обеспечить педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущих педагогов [9].

В результате диагностики влияния субъектов профессионального самоопределения на выбор профессии установлено, что 41,3% обучающихся студентов (в % от числа опрошенных) проявили полную самостоятельность в выборе педагогической профессии; 29,71% студентов совершили данный выбор под влиянием родителей (для сравнения: по данным С.Н. Чистяковой, Н.Н. Захарова: в 1970 г 46%, а в 1985 г 51,5% выпускников школы выбрали профессию по совету родителей [10, с. 56], 25% бакалавров считают, что на их выбор профессии педагога оказали влияние учителя школы (для сравнения: по данным С.Н. Чистяковой, Н.Н. Захарова: в 1970 г и 1985 г 24-27% старшеклассников признавали, что школа оказала влияние на выбор профессии [10, с. 54]; 4,11% бакалавров называют влияние друзей на выбор профессии.

В нашем исследовании ставилась задача выявить связь между мотивами выбора педагогической профессии и профессиональными и планами студентов. Установлено, что студенты с внутренней мотивацией выбора педагогической профессии связывают профессиональные планы с работой в школе: 80% студентов первого курса и только 56,6% студентов выпускного курса (от числа опрошенных), с работой в другом месте - 10% первокурсников и 24,53% выпускников, и не определившихся - 10% на первом курсе и 18,87% на выпускном курсе. Так за время обучения в вузе происходит пересмотр ценностей и корректировка профессиональных планов будущих педагогов, что обусловлено процессом профессионального самоопределения будущего специалиста на этапе профессиональной подготовки в контексте соотнесения содержания, трудовых функций, требований педагогической профессии со своими особенностями (психофизиологическими, личностными), компетенциями и компетентностями, а также влияния социальных факторов на корректировку мотивации и профессиональных намерений будущего педагога.

В профессиональной подготовке будущих педагогов в процессе педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности реализуются в комплексе несколько взаимосвязанных подходов, известных в отечественной педагогике: аксиологический, мотивационный, рефлексивный, целостный и др. при изучении педагогических дисциплин, таких как: «Педагогика», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Культура профессионального саморазвития педагога-психолога», «Возрастная педагогика», «Практика по получению первичных профессиональных умений и опыта педагогической деятельности».

Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущих педагогов при изучении педагогических дисциплин направлено: на развитие профессиональных (внутренних) мотивов выбора педагогической профессии, связанных с интересом к профессии педагога, с осознанием своих качеств и способностей к данной профессии, с потребностью и желанием выполнять какие-либо трудовые действия в педагогической деятельности как профессиональной; на формирование компетенций: общекультурных, общепрофессиональных, педагогических; на обретение первоначального опыта педагогической деятельности в формате интерактивного обучения.

Мы исходим из того, что главное назначение педагогического сопровождения профессионального самоопределения будущего педагога в образовательном процессе педагогического вуза состоит в педагогическом, технологическом, методическом обеспечении педагогических условий для продуктивной реализации процесса профессионального самоопределения каждого обучающегося. Под педагогическими условиями профессионального самоопределения будущего педагога мы понимаем условия, которые создаются в педагогическом вузе «по маршруту» «старшеклассник-абитуриент-студент»: а) на этапе абитуриентства (стадия оптации в психологии профессионального образования) и б) на этапе профессионального образования (стадия профессиональной подготовки).

Важнейшей составляющей в содержании педагогического сопровождения профессионального самоопределения будущего педагога в образовательном процессе выступает его деятельность по усвоению педагогических ценностей, мировоззренческих идей, знаний, умений, компетенций при изучении педагогических учебных курсов. Так, педагоги и старшеклассники осуществляют процесс профессионального самоопределения как педагога при изучении основ педагогики и психологии в социально-гуманитарных классах распределенного лицея при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», где учебные занятия ведут кандидаты педагогических наук, доценты. Этот образовательный процесс выстраивается как увлекательное погружение в мир психологических и педагогических идей, ценностей, разнообразных умений, необходимых школьнику как будущему педагогу и как современному цивилизованному человеку.

К педагогическим условиям профессионального самоопределения будущего педагога на этапе абитуриентства необходимо отнести следующие условия, которые создаются совместными усилиями школьного учителя, преподавателей педагогического университета, родителей в приоритетном сопровождении педвуза:

- разработка и реализация программы профессионального самоопределения, что формировало бы у старшеклассников внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно выбирать профессию с учетом своих особенностей, интересов и возможностей;

- реализация контекстного подхода к обучению в профильных педагогических классах, предполагающего актуализацию в профильных предметах ценностных основ различных видов профессиональной педагогической деятельности;

- выделение содержательных акцентов в изучаемом материале о профессионально и личностно значимых ценностях педагогической деятельности (возможно, посредством разработки отдельных модулей в изучаемых предметах или спецкурсов);

- помощь старшеклассникам в развитии самосознания, направленного на осмысление особенностей педагогической профессии, её возможностей для творческой самореализации учителя, служения детству, обществу, государству;

- поддержка абитуриентов в проектировании профессионального идеала педагога и в соотнесении своих возможностей с ним;

- применение в образовательном процессе технологий и техник, методик, которые бы вызывали устойчивый интерес у старшеклассников к педагогической деятельности;

- предоставление возможности в школе совершать профессиональные мини-пробы, которые стимулировали бы старшеклассников к профессионально ориентированной практической деятельности старшеклассников, развивали бы их творческие способности;

- индивидуально-адресная помощь конкретным старшеклассникам в определении своих профессионально-педагогических предпочтений и устойчивого выбора профессии педагога;

- обеспечение профориентационного единства педагогического вуза, школы и семьи в решении проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.

В рамках изучения педагогических дисциплин студентами данного педагогического вуза приоритетное внимание уделяется формированию мотивации к педагогической деятельности и первоначального опыта педагогической деятельности, для чего педагогическое сопровождение будущих педагогов осуществляется в системе, где используются:

а) обращение к базисным педагогическим идеям и ценностям через слово педагогов-классиков отечественной и зарубежной педагогики; изучение классических произведений педагогов-классиков (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, М. Монтессори, А. Нейл, В.А. Караковский, Л. Кольберг, Я. Корчак, А.Н. Тубельский, Р Штайнер, М.П. Щетинин, С. Френе и др.), обмен между студентами мнениями и отношением к усвоенным педагогическим идеям;

б) на учебных занятиях активные и интерактивные методы и формы усвоения происходит усвоение специфики педагогической деятельности через творческое сотрудничество студентов (работа в малых группах сменного состава,

Библиографический список

дискуссии в различных вариантах, создание интерактивной выставки, творческие устные и электронные презентации, решение кейс-задач, творческие педагогические мини-проекты и др.);

в) в формате внеаудиторных занятий проводятся встречи в Педагогической гостиной с педагогом-мастером, с победителем профессиональных конкурсов «Учитель года», «Педагогический дебют», с представителями педагогической династии; проводятся мастер-классы педагогами из образовательных организаций и мини мастер-классы самими студентами;

г) в формате выездных в профессионально-направленных педагогических студенческих конкурсах («Учитель нового поколения» и др.), олимпиадах, форумах, чтениях, конференциях, где будущие педагоги закрепляют свой интерес к выбранной профессии, благодаря которым стремятся к профессиональному самосовершенствованию и занимаются саморазвитием профессиональной культуры и т. д.

На этапе профессионального образования (обучения в педагогическом учебном заведении) обеспечиваются следующие условия:

- создание службы психологического сопровождения, которая помогает студенту формулировать цели развития социально-профессиональной направленности, формирования профессионального самосознания, профессионально важных качеств;

- организация возможной диагностики результативности педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов, аналоги которой находим в педагогических исследованиях;

- преобладание личностно-ориентированного и практико-ориентиро-ванного подхода к обучению будущих педагогов, сочетание которых предусматривает, что используемые в учебном процессе формы обучения должны быть адекватны формам профессиональной деятельности и адекватно востребовать профессионально-значимые личностные качества будущего педагога в деятельности;

- преобладание в организации обучения интерактивных форм и методов, технологий обучения, в которых будущие педагоги имеют возможность самовыражения, самореализации, сотворчества, со-развития;

- погружение студентов как будущих педагогов в профессиональную среду с целью: освоения основных функций педагогической деятельности - обучающей, воспитательной, развивающей, аксиологической, исследовательской, методической, коррекционной, а также творческой самореализации, развития мотивации к педагогической деятельности, решения реальных школьных проблем, формирования профессиональной идентичности, внутренней готовности студентов к педагогической деятельности [11, с. 134 - 135];

- педагогическая практика у педагогов-мастеров, у которых можно наблюдать образцы методического мастерства, педагогического искусства, проявления личностных качеств;

- участие в сетевых формах сотрудничества педагогического университета - педколледжа - школы, в которых также имеют место ситуации-образцы профессионального поведения педагогов, педагогической культуры, педагогической компетентности, педагогического мастерства;

- участие в профессионально-направленных студенческих конкурсах, олимпиадах, форумах, чтениях, конференциях, где будущие педагоги закрепляют свой интерес к выбранной профессии, благодаря которым стремятся к самосовершенствованию и т. д.

Таким образом, педагогическое сопровождение самоопределения будущего педагога в профессиональной деятельности имеет специфику, как на этапе абитуриентства, так и на этапе профессионального образования, которая определяет его педагогические условия, однако необходимо отметить, что стратегически именно процесс профессионального самоопределения как ценностного поиска и выбора составляет общее базовое основание для указанных этапов. Именно профессиональное самоопределение важно ставить во главу угла в процессе профориентационной работы со старшеклассниками как возможными абитуриентами педагогического вуза и со студентами как будущими педагогами, профессиональное становление и развитие которых происходит в процессе профессиональной подготовки в вузе, в частности, при изучении педагогических дисциплин.

1. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: «Академия», 2008.

2. Никитина Н.Н., Балашова В.Г., Новичкова Н.М. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: методическое пособие. Ульяновск: УлГПУ 2006.

3. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. Москва: МИРОС, 2002.

4. Поваренков Ю.П. Системогенетическая концепция профессионального становления человека. Идея системности в современной психологии. Под редакцией В.А. Ба-рабанщикова. Москва: «Институт психологии РАН», 2005: 360 - 384.

5. Мудрик А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации. Вестник ПСТГУIV: Педагогика. Психология. 2008; 3: 7 - 24.

6. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение. Новые ценности образования: антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005; 5: 98.

7. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса. Психология и педагогика социального воспитания: Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. Кострома; 2005: 322 - 329.

8. Эльканова П.А. Педагогическое сопровождение социализации подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2000: 19.

9. Абасов А.С., Курелева Т.Н. О некоторых особенностях профессионального самоопределения студентов педагогического вуза в современных условиях. Инновации в образовании. 2019; 5: 89 - 102.

10. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. Москва: Педагогика, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Новичкова Н.М. Педагогическая практика как пространство профессионально-личностного становления будущего педагога. Дело его жизни. Сборник научных статей, посвященных 160-летию И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2008: 133 - 139.

References

1. Pryazhnikov N.S. Professional'noe samoopredelenie: teoriya ipraktika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: «Akademiya», 2008.

2. Nikitina N.N., Balashova V.G., Novichkova N.M. Social'no-pedagogicheskie osnovy cennostnogo samoopredeleniya vrannejyunosti: metodicheskoe posobie. Ul'yanovsk: UIGPU, 2006.

3. Gazman O.S. Neklassicheskoe vospitanie: Ot avtoritarnojpedagogiki kpedagogike svobody. Moskva: MIROS, 2002.

4. Povarenkov Yu.P. Sistemogeneticheskaya koncepciya professional'nogo stanovleniya cheloveka. Ideya sistemnosti v sovremennojpsihologii. Pod redakciej V.A. Barabanschikova. Moskva: «Institut psihologii RAN», 2005: 360 - 384.

5. Mudrik A.V. Vospitanie kak sostavnaya chast' processa socializacii. Vestnik PSTGUIV: Pedagogika. Psihologiya. 2008; 3: 7 - 24.

6. Aleksandrova E.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie. Novye cennosti obrazovaniya: antropologicheskij, deyatel'nostnyj i kul'turologicheskij podhody. Tezaurus. 2005; 5: 98.

7. Rozhkov M.I. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie: konceptual'noe osmyslenie processa. Psihologiya i pedagogika social'nogo vospitaniya: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 70-letiyu so dnya rozhdeniya A.N. Lutoshkina. Kostroma; 2005: 322 - 329.

8. 'El'kanova P.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie socializaciipodrostkov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moskva, 2000: 19.

9. Abasov A.S., Kureleva T.N. O nekotoryh osobennostyah professional'nogo samoopredeleniya studentov pedagogicheskogo vuza v sovremennyh usloviyah. Innovacii v obrazovanii. 2019; 5: 89 - 102.

10. Chistyakova S.N., Zaharov N.N. Professional'naya orientaciya shkol'nikov: organizaciya i upravlenie. Moskva: Pedagogika, 1989.

11. Novichkova N.M. Pedagogicheskaya praktika kak prostranstvo professional'no-lichnostnogo stanovleniya buduschego pedagoga. Delo ego zhizni. Sbornik nauchnyh statej, posvyaschennyh 160-letiyu I.Ya. Yakovleva. Cheboksary, 2008: 133 - 139.

Статья поступила в редакцию 22.07.19

УДК 378.6:94(574)

Ogoltsova E.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Psychology University

(Novosibirsk, Russia), E-mail: cmaffia72@mail.ru

CHARACTERISTIC FEATURES OF CONTROLLING THE PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION FOR STUDENTS. The article studies the specifics of controlling the process of professional education of students of higher educational institutions, level functions of education process management. The analysis of the management of this process from a system-functional aspect is carried out, which allows noting down that such management is pedagogical system since it represents the ordered summation of functional components. Management is considered as not a single action, but as a series of continuous meaningfully filled interrelated actions. Then was drawn the conclusion that direct participation in activity will provide to a young man valuable experience of realization of initiatives, and will become a factor of increase of self-confidence.

Key words: professional education, education process management, governance challenges.

Е.Г. Огольцоеа, канд. пед. наук, доц., Новосибирский государственный педагогический ушверситет, г. Новосибирск, E-mail: cmaffia72@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены особенности управления процессом профессионального образования студентов высших учебных заведений, уровень функций управления учебным процессом. Проведен анализ процесса управления профессиональным образованием студента и системно-функционального аспекта, что позволяет установить, что такое управление и является педагогической системой, поскольку представляет собой упорядоченное суммирование функциональных компонентов. Управление рассматривается не как единое действие, а как серия непрерывно значимых наполненных взаимосвязанных действий. Затем был сделан вывод о том, что непосредственное участие в деятельности предоставит молодому человеку ценный опыт реализации инициатив и станет фактором повышения уверенности в себе.

Ключевые слова: профессиональное образование, управление образовательным процессом, проблемы управления.

Introduction

In the most general understanding "management" is the function of organizational systems of different natures (technological, biological, social), providing preservation of their structure, maintenance of a certain condition or transfer into the other condition according to the objective laws of the given system existence, implementation of a program or a consciously desired goal. The theoretical approaches to the management are laid according to the general systems theory (L. von Bertalanffy), synergetics (G. Hacken), and "organismal management theory" (A.N. Kolmogorov). Management is understood as the activity which is focused on the development of decisions, organization, control, regulation of control object in accordance with the set purpose, analysis and summing-up on the basis of verifiable information.

On the ground of analysis of management literature it is possible to mark the functions of three basic level functions of education process management. The first is governmental which determines the macrosystem of character education in the governmental and intergovernmental space in whole. On this level the control subject is the state, pursuing a definite policy in the educational sphere. The second level represents an intrastate (educational) system, which consists of the regional educational spheres. The regional management is characterized by the factor that functions in conditions of continuous change of external and internal environments and the problem involves the most effectively answer to these changes. The effectiveness of the management system on the given level one can define as the ability to provide safely realization of the regional policy by forces of the territorial institutions and organizations under the optimal economic expenses and social losses. The third management level is characterized by that the subjects are the educational institutions. Generally, the management process at this level includes two interdependent and interconnected parts: firstly, the administrative unit, as the subjects of which there are serve the head of an agency and stuff, which develops and determines the activity, purposes, tasks

and tentative solutions; secondly, the managemental part, that is performing, the subjects of which are the specialists, whose works are directed to realization of stated objectives. The managemental actions, as a rule, either special for each educational institution, or are of organizational-managemental nature and are not the parts of legislative-normative administration. The management on the given level has the twofold nature and are considered as a process, and as a result of organized on purpose and a controllable society function - formation of social and professionally significant individuality.

Statement of the problem

At the present time in the former Soviet Union there is being formed the large-scale modernization of management system of the higher and secondary vocational education. It takes place in the exceptionally severe and contradictive conditions of democratic reforming both of national identity in whole and vocational education system in particular. From our point of view, the most fundamental are the negotiation of departmental approach to the educational institutions management, cooperation formation of the state and social forms education management; development of public initiatives in the educational system; dialogue organization with the local society; creation of "horizontal" management structures; formation of procedures of making the management decisions providing for the public participation in the projects development of solutions, education development as the of the open governmental and social system on the basis of liability distribution between the subjects of educational policy and enhancement of the roles of all the members of educational process (of a student, a teacher, a parent, an educational institution).

Theoretical framework

Analysis of pedagogical literature shows that many scientists regard that the process management complies with the general regularities of management (V.S. Lazarev, O.Ye. Lebedev, V.A. Slastenin, T.I. Shamova). Process manage-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.