Научная статья на тему 'Проблема моделирования процесса формирования профессиональной идентичности студентов - будущих педагогов с позиций ценностно-смыслового подхода'

Проблема моделирования процесса формирования профессиональной идентичности студентов - будущих педагогов с позиций ценностно-смыслового подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ-ПЕДАГОГИ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / PEDAGOGICAL EDUCATION / TEACHER'S TRAINING / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL IDENTITY / MEANING-MAKING / STUDENTS / FUTURE TEACHERS / PROSPECTIVE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белякова Евгения Гелиевна

В условиях усиления практикоориентированности педагогического образования особую актуальность приобретают вопросы развития личности студентов, их профессионального самоопределения. Становление профессиональной идентичности предполагает создание условий для освоения опыта педагогической деятельности в единстве с ее проектированием и рефлексией в контексте осмысленного профессионального пути. Определены современные направления исследований проблем профессиональной идентичности (социально-психологическое, деятельностное, феноменологическое). Установлено, что среди них заметное место занимают исследования субъективно-личностных факторов формирования профессиональной идентичности. Обосновывается смысловая природа профессиональной идентичности, определяются ведущие механизмы, участвующие в ее формировании (проектирование, деятельностная реализация и рефлексия). Предложены способы интеграции смысловых механизмов профессионального самоопределения в процесс вузовской подготовки студентов будущих педагогов. Представлен нежесткий алгоритм формирования профессиональной идентичности, который может быть реализован в рамках отдельных дисциплин, воспитательных мероприятий, организации производственных практик, при проектировании образовательной программы в целом. Выделены этапы формирования профессиональной идентичности, в ходе которых студенты получают возможность пережить личностный опыт принадлежности к педагогической профессии, складывается образ «я-педагог», определяются планы профессионального будущего и способы их реализации, осуществляется профессионально-педагогическая рефлексия и осмысление полученного опыта в контексте личностно-профессиональных и жизненных целей. Описаны характеристики личностно развивающей ситуации, продуктивной для переживания студентами идентичности в педагогической профессии. Все этапы предполагают взаимодействие студентов с опытными педагогами. Роль педагогического сообщества заключается в создании диалогичной и поддерживающей среды. Предложены ориентиры для разработки сопровождения профессионального самоопределения студентов педагогических направлений с учетом механизмов смыслообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белякова Евгения Гелиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MODELING THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS-FUTURE TEACHERS FROM THE PERSPECTIVE OF THE VALUE-MEANING APPROACH

Modernization of pedagogical education implies intensification of practice, which promotes students’ professional identity development. Particularly urgent are the questions of the development of the personality of students and their professional self-determination. Formation of professional identity is the result of the experience of pedagogical activity together with its planning and reflection in the conext of the professional trajectory. Modern lines of research into the problems of professional identity are systematized. Socio-psychological, activity, and phenomenological directions are revealed. It is established that among them the research of subjective personal factors of formation of professional identity occupies a prominent place. The meaning nature of professional identity is justified. Leading mechanisms of formation (planning, activity realization and reflection) are defined. Ways of integration of meaning mechanisms of professional self-determination of students-future teachers in the process of university training are offered. A flexible algorithm for the formation of professional identity is presented. The algorithm can be implemented within the framework of certain disciplines, educational activities, the organization of production practices or while developing the educational program in general. The stages of formation of professional identity are determined. At these stages, students can get personal experience of being a teacher, the image of the “I-teacher” is formed, the plans for the professional future and the ways of their implementation are defined, professional-pedagogical reflection and reflection of the experience are realized in the context of personal-professional and life goals. The characteristics of the personality-developing situation, productive for students' experience of identity in the pedagogical profession, are determined. All stages assume the possibility of students' interaction with experienced teachers. The role of the pedagogical community is to create a dialogic and supportive environment. The guidelines for the development of support for professional self-determination of students in pedagogical specialties, taking into account the mechanisms of meaning formation, are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблема моделирования процесса формирования профессиональной идентичности студентов - будущих педагогов с позиций ценностно-смыслового подхода»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ

УДК 378.147:371.124

ББК Ч448.9 ГРНТИ 14.01.45 Код ВАК 13.00.01

Белякова Евгения Гелиевна,

доктор педагогических наук, доцент, кафедра общей и социальной педагогики, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет; 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, д. 10, к. 220; e-mail: e.g.belyakova@utmn.ru.

ПРОБЛЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ПОЗИЦИЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическое образование; профессиональное самоопределение; профессиональная идентичность; смыслообразование; студенты-педагоги; подготовка будущих учителей.

АННОТАЦИЯ. В условиях усиления практикоориентированности педагогического образования особую актуальность приобретают вопросы развития личности студентов, их профессионального самоопределения. Становление профессиональной идентичности предполагает создание условий для освоения опыта педагогической деятельности в единстве с ее проектированием и рефлексией в контексте осмысленного профессионального пути. Определены современные направления исследований проблем профессиональной идентичности (социально-психологическое, деятельностное, феноменологическое). Установлено, что среди них заметное место занимают исследования субъективно-личностных факторов формирования профессиональной идентичности. Обосновывается смысловая природа профессиональной идентичности, определяются ведущие механизмы, участвующие в ее формировании (проектирование, деятельностная реализация и рефлексия). Предложены способы интеграции смысловых механизмов профессионального самоопределения в процесс вузовской подготовки студентов - будущих педагогов. Представлен нежесткий алгоритм формирования профессиональной идентичности, который может быть реализован в рамках отдельных дисциплин, воспитательных мероприятий, организации производственных практик, при проектировании образовательной программы в целом. Выделены этапы формирования профессиональной идентичности, в ходе которых студенты получают возможность пережить личностный опыт принадлежности к педагогической профессии, складывается образ «я-педагог», определяются планы профессионального будущего и способы их реализации, осуществляется профессионально-педагогическая рефлексия и осмысление полученного опыта в контексте личностно-профессиональных и жизненных целей. Описаны характеристики личностно развивающей ситуации, продуктивной для переживания студентами идентичности в педагогической профессии. Все этапы предполагают взаимодействие студентов с опытными педагогами. Роль педагогического сообщества заключается в создании диалогичной и поддерживающей среды. Предложены ориентиры для разработки сопровождения профессионального самоопределения студентов педагогических направлений с учетом механизмов смыслообразования.

Belyakova Eugenia Gelievna,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Department of General and Social Pedagogy, Institute of Psychology and Pedagogy,

Tyumen State University, Tyumen, Russia.

THE PROBLEM OF MODELING THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS-FUTURE TEACHERS FROM THE PERSPECTIVE OF THE VALUE-MEANING APPROACH

KEYWORDS: pedagogical education; teacher's training; professional self-determination; professional identity; meaning-making; students; future teachers; prospective teachers.

ABSTRACT. Modernization of pedagogical education implies intensification of practice, which promotes students' professional identity development. Particularly urgent are the questions of the development of the personality of students and their professional self-determination. Formation of professional identity is the result of the experience of pedagogical activity together with its planning and reflection in the conext of the professional trajectory. Modern lines of research into the problems of professional identity are systematized. Socio-psychological, activity, and phenomenological directions are revealed. It is established that among them the research of subjective personal factors of formation of professional identity occupies a prominent place. The meaning nature of professional identity is justified. Leading mechanisms of formation (planning, activity realization and reflection) are defined. Ways of integration of meaning mechanisms of professional self-determination of students-future teachers in the process of university training are offered. A flexible algorithm for the formation of professional identity is presented. The algorithm can be implemented within the framework of certain disciplines, educational activities, the organization of production practices or while developing the educational program in general. The stages of formation of professional identity are determined. At these stages, students can get personal experience of being a teacher, the image of the "I-teacher" is formed, the plans for the professional future and the ways of their

implementation are defined, professional-pedagogical reflection and reflection of the experience are realized in the context of personal-professional and life goals. The characteristics of the personality-developing situation, productive for students' experience of identity in the pedagogical profession, are determined. All stages assume the possibility of students' interaction with experienced teachers. The role of the pedagogical community is to create a dialogic and supportive environment. The guidelines for the development of support for professional self-determination of students in pedagogical specialties, taking into account the mechanisms of meaning formation, are proposed.

Введение. В современной вузовской подготовке педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» (2013) и проектом модернизации педагогического образования, предполагающим усиление его практико-ориентиро-ванной направленности, особое внимание уделяется освоению студентами практико-ориентированных умений, трудовых действий, профессиональных компетенций. Однако не менее важной задачей является создание условий для развития личности студентов - будущих педагогов, и прежде всего их профессионального самоопределения. Нередкие факты затруднений адаптации выпускников педагогических вузов к реалиям образовательной практики, ухода из профессии, маргинализации педагогов во многом определяются несформирован-ностью профессиональной идентичности. Для решения данной проблемы требуется выявить закономерности формирования профессиональной идентичности педагога в процессе профессионального самоопределения и обеспечить его сопровождение и поддержку на этапе вузовского обучения.

Цель статьи состоит в обосновании модели формирования профессиональной идентичности студентов - будущих педагогов с позиций ценностно-смыслового подхода и разработке ориентиров сопровождения данного процесса в вузе. Новизна и актуальность исследования состоят в выявлении потенциала смысловых механизмов становления личности профессионала как неиспользованного в полной мере ресурса образовательного процесса вуза, способствующего профессиональному самоопределению студентов и формированию их профессиональной идентичности.

Анализ современных отечественных и зарубежных исследований указывает на заметное усиление интереса к феноменологической трактовке профессиональной идентичности, возможностям нарративных и рефлексивных методов ее развития, деятельности прогнозирования и проектирования профессионального будущего, в том числе в широком круге работ, раскрывающих эти аспекты для подготовки педагогов, что в целом характеризует перемещение акцента на роль субъекта профессионального развития и самоопределения. В данном контексте

продуктивным будет моделирование процесса формирования профессиональной идентичности студентов - будущих педагогов с опорой на закономерности и механизмы смыслообразования. Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке ориентиров для организации сопровождения профессионального самоопределения студентов - будущих педагогов.

Исследование

В психолого-педагогических работах сущность профессионального самоопределения связывается с нахождением личностного смысла профессии (М. Р. Гинзбург, П. Г. Щедровицкий), а профессиональная идентичность рассматривается как важнейший критерий профессионального самоопределения (Ю. Б. Поваренков). Задача моделирования процесса формирования профессиональной идентичности студентов - будущих педагогов потребовала определения исходных теоретико-методологических оснований.

Анализ современной научной литературы позволил выделить три взаимосвязанных аспекта изучения профессиональной идентичности. В социально-психологических исследованиях профессиональная идентичность традиционно рассматривается как результат идентификации личности с профессиональным сообществом, его системой этики, ценностей и норм, эталонов деятельности (А. Тэшфел), а в ее структуру включают приверженность делу, принятые личностью базовые ценности и убеждения, феномены самосознания («профессиональный образ я») и профессионально-ролевые представления. Профессиональная идентичность проявляется в осознании и определенной степени отождествления себя с представителем профессии и профессионального сообщества [4; 14; 18; 22], в принятии человеком себя как профессионала, конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и системы ценностей и норм профессионального сообщества [13].

В деятельностной традиции в качестве ведущего фактора становления профессиональной идентичности рассматривается активность личности в учебно-профессиональном и профессиональном контекстах,

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 18-013-00106. © Белякова Е. Г., 2018

благодаря чему становятся возможными ориентация в содержании профессиональной деятельности, ее объективных требованиях к компетенциям и умениям и, как следствие, более полное осознание человеком собственных способностей и возможностей [1; 2; 10; 17; 24].

Феноменологически ориентированные исследования акцентируют в профессиональной идентичности ее субъективно-личностную природу. В зарубежных и отечественных исследованиях прослеживается интерес к идеям конструктивизма (Р. Харре, М. Фуко, Дж. Поттер), где идентичность выступает как дискурсологический феномен, продукт коммуникативных практик. В нарративной психологии (Т. Сарбин, Дж. Бру-нер) развиваются представления о конструировании идентичности через авторские нарративы, в которых человек рассказывает свою персональную историю, порождая при этом ее осмысленную версию, интерпретацию. В русле проблем вузовской подготовки студентов, в том числе будущих педагогов, в качестве продуктивных развивающих практик рассматриваются рефлексия [7; 23] и наррация [5; 8; 20], создание образа профессионального будущего и проектирование профессионального пути [6; 8; 12; 21]. Важным является также и то, что, характеризуя профессиональную идентичность педагога как субъективно-личностный феномен, авторы подчеркивают ее неразрывную связь с самопознанием применительно к объективным требованиям профессии и социокультурной среды, с деятельностью в профессиональном контексте и взаимодействием в педагогическом сообществе [1; 3].

На наш взгляд, профессиональная идентичность выражает смысловое единство личности в контексте профессиональной деятельности. Личностный смысл является самостоятельным феноменом, но во многом взаимосвязан с профессиональной идентичностью. Личностные смыслы выступают «ядерной» характеристикой личности, так же как и ее идентичность. Но если идентичность представляет собой своеобразную «точку сборки» личности в единстве ее прошлого и актуального опыта и жизненной перспективы, то личностные смыслы, обладая такой же интегративно-стью, по своей сути активны и способны разворачиваться в формах проектирования и планирования активности, ее регуляции и рефлексии. Обладая «субъективно-объективной» природой, личностные смыслы воплощаются в реальной деятельности, направленной на конкретные задачи. Соответственно формирование профессиональной идентичности педагога можно рассматривать как смысловой и одновременно

смыслодеятельностный процесс. Личностные смыслы развиваются по мере освоения педагогической деятельности, включаются в ее структуру и содержание и начинают выполнять направляющие, регулятивные и рефлексивные функции. Характеризующие профессиональную идентичность мотивацию, удовлетворенность профессией, образ «я в профессии», в соответствии с моделью смысловой сферы Д. А. Леонтьева [9], можно рассматривать как разные «проекции» личностного смысла педагогической профессии. Концентрация смыслов представлена в ценностно-смысловой позиции педагога, содержащей внутренне принятые личностью базовые ценности профессии. Смысл, как и идентичность личности, не сводится к осознаваемым феноменам и включает в себя «нерефлексивный» опыт, доступный в форме переживания самотождественности в профессии, аутентичности избранного профессионального пути, наполненности личностным смыслом общей концепции профессиональной судьбы («быть учителем»).

При моделировании процесса формирования профессиональной идентичности для условий вузовской подготовки педагогов следует учитывать, что у студентов при освоении смыслов, содержания и способов реализации педагогической деятельности доминирует учебный контекст, следствием чего, как правило, являются разрозненный, неосмысленный опыт и проблемы профессиональной самоидентификации. По данным Т. В. Мищенко [11], первокурсники-педагоги обладают «школьной» идентичностью, ближе к середине обучения оформляется идентичность субъекта учебно-академической деятельности, и только на старших курсах под влиянием производственной практики начинает складываться собственно профессиональная идентичность. Переориентация студентов на новый тип ценностей проявляется как кризис идентичности. Причем, по-видимому, в силу того, что становление профессиональной идентичности носит не только нормативный, но и неравномерный, вероятностный характер, разными исследователями зафиксированы кризисные явления у студентов фактически всех курсов обучения (по результатам исследований Ю. Б. Поваренкова, Ю. А. Федоровой, А. Ариас, Е. А. Карповой, Т. Г. Кукулите, В. В. Диковой и др.). Соответственно педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов педагогических направлений должно охватывать все этапы вузовской подготовки педагога, содержательно наполнять разные виды учебной работы и внеучебной деятельности.

Учитывая специфику смыслообразова-ния (внутренняя детерминированность процесса, нелинейность, вероятностный характер, возвратно-поступательное движение, возможность появления принципиально новых смысловых ориентиров), невозможно указать строгую очередность и продолжительность прохождения этапов процесса профессиональной самоидентификации студентов - будущих педагогов. В большей степени отвечает закономерностям смыслооб-разования выделение нежесткого алгоритма становления личностного смысла профессии педагога, в ориентации на который может выполняться проектирование конкретных учебно-воспитательных форм.

Начальным этапом формирования профессиональной идентичности является «инициация» студентов в учебно-профессиональном поле, создание условий для резонансного взаимодействия личностных смыслов и смыслов профессии педагога, переживания причастности к профессии.

На этапе замысла профессионального развития происходит создание эталонного образа «педагог-профессионал», образа «я-педа-гог» и ориентировочного проекта профессионального будущего, которые, как правило, первоначально носят идеализированный характер и требуют дальнейшей корректировки. Условиями реализации данного этапа являются широкое культурное поле смыслов, содержащее эталонные образцы, смыслоактуализи-рующие процедуры, диалог, поддержка проектирования профессионального пути.

На этапе проектирования и планирования осуществляется переход от генеральных смыслов в пространство деятельности. Обучающийся определяет состав необходимых для профессиональной деятельности компетенций, осуществляет постановку целей профессионального саморазвития в различной временной перспективе (непосредственные, ближайшие, перспективные), составляет ориентировочный маршрут получения профессионального образования.

Деятельностный этап, на котором происходит погружение в практику и появляется возможность познания «живого» педагогического процесса, тесного общения с работающими педагогами, знакомства с их опытом, включает ознакомление с требованиями профессии педагога, самопознание в контексте профессиональных проб, уточнение эталонного образа профессионализма и образа «я-педагог», их конкретизацию и детализацию, достижение большей реалистичности. На этом этапе высока вероятность кризиса идентичности, в связи с чем он требует особого внимания при организации сопровождения профессионального самоопределения студентов.

На этапе рефлексии происходит осмысление опыта в контексте актуальной деятельности, перспективного плана профессионального развития, профессиональной судьбы. В предметно-практическом аспекте сопоставляются цели и результаты, в опыте выявляются освоенные профессиональные умения, компетенции. В смысловом аспекте рефлексия направлена на осмысление личностного опыта в контексте профессионального пути, что позволяет уточнить проект профессионального будущего.

На всех этапах важным является приращение личностно развивающего опыта педагогической деятельности [16]. Продуктивными для переживания студентами идентичности в профессии педагога являются ситуации практической деятельности с такими основными характеристиками, как активность, ответственность и возможность самостоятельного принятия решений, сложность задачи (но одновременно ее по-сильность), успешность, положительная оценка педагогических умений, эмоциональная поддержка, выраженные ролевые ожидания по отношению к студентам со стороны других участников педагогического взаимодействия.

Описанный выше алгоритм может быть реализован в рамках учебных курсов, воспитательных мероприятий, производственных практик. Он также может служить общей основой для разработки образовательной программы вузовской подготовки педагога.

Сопровождение процесса формирования профессиональной идентичности студентов - будущих педагогов в формах наставничества, модерации, супервизии, индивидуального консультирования должно включать: а) актуализацию у студентов осмысленного заинтересованного отношения к проблеме собственного профессионального саморазвития; б) поддержку процесса проектирования перспективы развития (прогнозирование, создание образа себя в профессии, смыслоцелеполагание, планирование); в) вовлечение студентов посредством различных методов и форм образовательной деятельности в процесс опробования данного образа, наполнения его конкретным педагогическим опытом; г) создание условий для рефлексивного осмысления и обогащения индивидуального педагогического опыта студентов.

Роль педагогического сообщества заключается в создании диалогичной и поддерживающей среды, в условиях которой становится возможным сопровождение проектирования, реализации и последующей рефлексии процесса освоения студентами опыта педагогической деятельности. Важным является участие студентов в сов-

местных с опытными педагогами инновационных проектах, что способствует углублению их представлений о профессионализме и постановке задач саморазвития.

Для оценки динамики становления профессиональной идентичности студентов-педагогов могут использоваться показатели, характеризующие смысловой аспект развития: широта поля освоенных педагогических смыслов, их многомерность, рефлексивность личности, осмысленность восприятия своей жизни, осознание ответственности в ситуации выбора педагогического решения. Прогнозируемым будет являться углубление понимания смысла и содержания педагогической деятельности. Одновременно динамика профессиональной идентичности связана с нарастающим осознанием собственной компетентности, самоэффективности в решении профессиональных задач, более полным пониманием способностей и определением перспективных задач саморазвития в профессии педагога.

Заключение

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что потенциал смысловых механизмов профессионального самоопределения и формирования профессиональной идентичности может быть реали-

зован применительно к условиям педагогического вузовского образования. Трактовка данных процессов на основе ценностно-смыслового подхода позволяет выстроить модель формирования профессиональной идентичности студентов - будущих педагогов и предложить способы его сопровождения и поддержки в образовательном процессе вуза. Профессиональная идентичность является важнейшим критерием профессионального развития личности, интегрирующим в себе личностные смыслы, мотивы, ценности, мировоззренческие установки, взаимосвязанные с образом «я-профессио-нал», и отражает в первую очередь субъективное принятие ценности избранной профессии. Одновременно идентичность имеет деятельностную природу, представляя собой «сплав» понимания цели и освоенных способов деятельности, знания себя, своих способностей, жизненных и профессиональных планов. В соответствии с ценностно-смысловым подходом профессиональное самоопределение может рассматриваться как смысловой процесс, в котором особое значение приобретает активность личности по проектированию, реализации и рефлексивному осмыслению опыта педагогической деятельности, что является вкладом в становление профессиональной идентичности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовская Н. В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. Сер.: Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 145. - С. 28-43.

2. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М. : Логос, 2012. - 336 с.

3. Гильманов С. А. Педагогическая индивидуализация и ее этапы // Вестн. Югор. гос. ун-та. -2005. - № 1 (1). - С. 35-46.

4. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога. - 2-е изд., доп. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 261 с.

5. Закирова А. Ф. Методы педагогической герменевтики как средство гуманитаризации педагогического знания // Образование и наука. - 2009. - № 1. - С. 3-13.

6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Теоретико-прикладные основания прогнозирования профессионального будущего человека // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9. - С. 1863-1869.

7. Клементьева М. В. Биографическая рефлексия как ресурс профессионально-личностного развития студентов-психологов // Образовательные технологии. - 2015. - № 4. - С. 103-110.

8. Кочнева Е. М. Концептуальные основы подготовки студентов к проектированию будущей профессиональной деятельности : моногр. - Н. Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2013. - 155 с.

9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М. : Смысл, 1999. - 487 с.

10. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 6. - № 2. - С. 1-18.

11. Мищенко Т. В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза : дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2005. - 224 с.

12. Поваренков Ю. П. Психологическая структура субъекта профессионального пути // Вестн. Вят. гос. гуманит. ун-та. - 2008. - Т. 1. - № 2. - С. 9-16.

13. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. - 2006. - № 24. - С. 53-58.

14. Регуш Л. А. Проблемы выпускника педвуза в период профессиональной адаптации // Вестн. Герцен. ун-та. - 2008. - № 4. - С. 23-27.

15. Сапогова Е. В. Возможности анализа автобиографических нарративов в обучении психологическому консультированию // Профессиональное становление специалиста : сб. науч. трудов. - Ростов н/Д : Фолиант, 2006. - С. 124-142.

16. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: моногр. - М. : Логос, 2012. - 448 с.

17. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. От учебы к профессиональной карьере. - М. : Академия, 2012. - 176 с.

18. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2001. - 327 с.

19. Amott P. Identification - a process of self-knowing realised within narrative practices for teacher educators during times of transition // Professional Development in Education. - 2017. - P. 1-16.

20. Anspal T., Eisenschmidt E., Lofstrom E. Finding myself as a teacher: Exploring the shaping of teacher identities through student teachers' narratives / / Teachers and Teaching. - 2012. - Vol. 18. - № 2. - P. 197-216.

21. Sutherland L., Howard S., Markauskaite L. Professional identity creation: Examining the development of beginning preservice teachers' understanding of their work as teachers // Teaching and teacher education. -2010. - Vol. 26. - № 3. - P. 455-465.

22. Toom A. [et al.]. How does the learning environment in teacher education cultivate first year student teachers' sense of professional agency in the professional community? // Teaching and Teacher Education. -2017. - Vol. 63. - P. 126-136.

23. Walkington J. Becoming a teacher: Encouraging development of teacher identity through reflective practice // Asia-Pacific Journ. of teacher education. - 2005. - Vol. 33. - № 1. - P. 53-64.

24. Zhao H., Zhang X. The Influence of Field Teaching Practice on Pre-service Teachers' Professional Identity: A Mixed Methods Study // Frontiers in psychology. - 2017. - Vol. 8. - P. 1264.

REFERENCES

1. Bordovskaya N. V. Professional'no-lichnostnoe razvitie budushchego spetsialista kak psikhologo-pedago-gicheskaya problema / / Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. Ser.: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. -2012. - № 145. - S. 28-43.

2. Verbitskiy A. A., Larionova O. G. Lichnostnyy i kompetentnostnyy podkhody v obrazovanii: problemy in-tegratsii. - M. : Logos, 2012. - 336 s.

3. Gil'manov S. A. Pedagogicheskaya individualizatsiya i ee etapy // Vestn. Yugor. gos. un-ta. - 2005. - № 1 (1). - S. 35-46.

4. Glukhanyuk N. S. Psikhologiya professionalizatsii pedagoga. - 2-e izd., dop. - Ekaterinburg : Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2005. - 261 s.

5. Zakirova A. F. Metody pedagogicheskoy germenevtiki kak sredstvo gumanitarizatsii pedagogicheskogo znaniya // Obrazovanie i nauka. - 2009. - № 1. - S. 3-13.

6. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Teoretiko-prikladnye osnovaniya prognozirovaniya professional'nogo bu-dushchego cheloveka / / Fundamental'nye issledovaniya. - 2014. - № 9. - S. 1863-1869.

7. Klement'eva M. V. Biograficheskaya refleksiya kak resurs professional'no-lichnostnogo razvitiya studen-tov-psikhologov // Obrazovatel'nye tekhnologii. - 2015. - № 4. - S. 103-110.

8. Kochneva E. M. Kontseptual'nye osnovy podgotovki studentov k proektirovaniyu budushchey profes-sional'noy deyatel'nosti : monogr. - N. Novgorod : NGPU im. K. Minina, 2013. - 155 s.

9. Leont'ev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real'nosti. - M. : Smysl, 1999. - 487 s.

10. Margolis A. A. Trebovaniya k modernizatsii osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskikh kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: predlozhe-niya k realizatsii deyatel'nostnogo podkhoda v podgotovke pedagogicheskikh kadrov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2014. - T. 6. - № 2. - S. 1-18.

11. Mishchenko T. V. Stanovlenie professional'noy identichnosti u studentov pedagogicheskogo vuza : dis. ... kand. psikhol. nauk. - Yaroslavl', 2005. - 224 s.

12. Povarenkov Yu. P. Psikhologicheskaya struktura sub"ekta professional'nogo puti // Vestn. Vyat. gos. gumanit. un-ta. - 2008. - T. 1. - № 2. - S. 9-16.

13. Povarenkov Yu. P. Psikhologicheskoe soderzhanie professional'noy identichnosti // Sibirskiy psikholo-gicheskiy zhurnal. - 2006. - № 24. - S. 53-58.

14. Regush L. A. Problemy vypusknika pedvuza v period professional'noy adaptatsii // Vestn. Gertsen. un-ta. - 2008. - № 4. - S. 23-27.

15. Sapogova E. V. Vozmozhnosti analiza avtobiograficheskikh narrativov v obuchenii psikhologicheskomu konsul'ti-rovaniyu / / Professional'noe stanovlenie spetsialista : sb. nauch. trudov. - Rostov n/D : Foliant, 2006. - S. 124-142.

16. Serikov V. V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom protsesse: monogr. - M. : Logos, 2012. - 448 s.

17. Chistyakova S. N., Rodichev N. F. Ot ucheby k professional'noy kar'ere. - M. : Akademiya, 2012. - 176 s.

18. Shneyder L. B. Professional'naya identichnost': struktura, genezis i usloviya stanovleniya : dis. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 2001. - 327 s.

19. Amott P. Identification - a process of self-knowing realised within narrative practices for teacher educators during times of transition // Professional Development in Education. - 2017. - P. 1-16.

20. Anspal T., Eisenschmidt E., Lofstrom E. Finding myself as a teacher: Exploring the shaping of teacher identities through student teachers' narratives / / Teachers and Teaching. - 2012. - Vol. 18. - № 2. - P. 197-216.

21. Sutherland L., Howard S., Markauskaite L. Professional identity creation: Examining the development of beginning preservice teachers' understanding of their work as teachers // Teaching and teacher education. -2010. - Vol. 26. - № 3. - P. 455-465.

22. Toom A. [et al.]. How does the learning environment in teacher education cultivate first year student teachers' sense of professional agency in the professional community? // Teaching and Teacher Education. -2017. - Vol. 63. - P. 126-136.

23. Walkington J. Becoming a teacher: Encouraging development of teacher identity through reflective practice // Asia-Pacific Journ. of teacher education. - 2005. - Vol. 33. - № 1. - P. 53-64.

24. Zhao H., Zhang X. The Influence of Field Teaching Practice on Pre-service Teachers' Professional Identity: A Mixed Methods Study // Frontiers in psychology. - 2017. - Vol. 8. - P. 1264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.