Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к будущей профессии в учреждениях среднего профессионального образования средствами социально-культурной деятельности'

Формирование ценностного отношения к будущей профессии в учреждениях среднего профессионального образования средствами социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
807
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / VALUE RELATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов Валерий Федорович

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения и формирования ценностного отношения к будущей профессии в учреждениях среднего профессионального образования. Автор акцентирует внимание на необходимости приобретения студентами адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии, собственных возможностях и их активного развития. Представлен один из подходов к определению критериев результативности педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков, которые совместно с педагогами и родителями проектируют свой образовательно-профессиональный маршрут. В контексте данного исследования особо значимой становится проблема приобретения обучающимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Автором анализируется профориентационная деятельность техникума, которая осуществляется средствами социально-культурной деятельности и играет важную роль в формировании ценностного отношения потенциальных абитуриентов к будущей профессии. Рассматриваются мероприятия в рамках социально-культурной деятельности, через которые происходит формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов горнотехнического колледжа, осознание мотивов и удовлетворенность профессиональным выбором. Важным результатом такой деятельности является активизация и настойчивость в освоении профессии, саморефлексия, осознание личностью социальной значимости выбранной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белов Валерий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of the Value Attitude to the Future Profession in Institutions of Secondary Vocational Education by the Means of Socio-cultural Activities

Quality professional education aimed at creating meanings this activity is a guarantee of social mobility and employment of graduates of institutions of secondary vocational education. In the article the problem of professional self-determination and the formation of value attitude to the future profession in the institutions of the secondary vocational education. The author focuses on the need for the acquisition by students of adequate understanding of professional activities, elected by the profession and its opportunities, and their active development. Presents one of the approaches to definition of criteria of efficiency of pedagogical support of professional self-determination of adolescents, which together with teachers and parents designing your educational and professional route. To analyze the state of readiness of potential applicants to the choice of a professional career was used the following criteria and indicators: autonomy; the interests and inclinations; self-esteem; value orientation; formation of communicative skills; knowledge about their chosen field of work; experience in the chosen field of activity etc. According to the survey, it was not enough formation of the structure of value orientations for most teenagers, so the level of readiness for training is quite low. We also have three groups of students with special needs, support the formation of professional values. Organization of active professional samples in the sphere of future professional activity for first year students is the cornerstone of professional development. In the 2015/16 academic year, 62 students had the opportunity during the school year to familiarize themselves with the specifics of the professional activities of Leninsk-Kuznetsk Mining College for the professions “Underground Electrician,” “Underground Development of Mineral Deposits.” In the context of work with potential applicants, the following methods of sociocultural activities were focused on pedagogical, educational impact on the audience: verbal (communication, explanation, discussion, etc.), visual (exposure, demonstration, display, informing, etc.), Advisory presenting (informational and advisory presentive illustrative, etc.), artistic effects (theatricality, art, etc.).

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к будущей профессии в учреждениях среднего профессионального образования средствами социально-культурной деятельности»

6. Slautina N.M. Formirovanie professional'noy kompetentnosti studentov vuza: dis. kand. ped. nauk [Building the universitystudents 'professional competence. Diss. PhD in pedagogy]. Kemerovo, 2005.167 p. (In Russ.).

7. Khoroshilova N.V. Formirovanie kul'turnoi kompetentnosti studentov vuza: dis. kand. ped. nauk [Building the universitystudents' cultural competence.Diss. PhD in pedagogy].Nizhniy Novgorod, 2013.190 p. (In Russ.).

8. Chekalina T.A., Kagakina E.A., Ustimova O.V. Sinergeticheskie osnovaniya formirovaniya kompetentsii studentov vuzov v protsesse obucheniya [Synergetic bases of university students competences formation in the process of learning]. European Social Science Journal, 2011, no. 13(16), pp. 143-150. (In Russ.).

УДК 377:331.548

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Белов Валерий Федорович, директор Ленинск-Кузнецкого горнотехнического техникума (г. Ленинск-Кузнецкий, РФ). E-mail: belovvf@bk.ru

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения и формирования ценностного отношения к будущей профессии в учреждениях среднего профессионального образования. Автор акцентирует внимание на необходимости приобретения студентами адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии, собственных возможностях и их активного развития. Представлен один из подходов к определению критериев результативности педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков, которые совместно с педагогами и родителями проектируют свой образовательно-профессиональный маршрут.

В контексте данного исследования особо значимой становится проблема приобретения обучающимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.

Автором анализируется профориентационная деятельность техникума, которая осуществляется средствами социально-культурной деятельности и играет важную роль в формировании ценностного отношения потенциальных абитуриентов к будущей профессии. Рассматриваются мероприятия в рамках социально-культурной деятельности, через которые происходит формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов горнотехнического колледжа, осознание мотивов и удовлетворенность профессиональным выбором. Важным результатом такой деятельности является активизация и настойчивость в освоении профессии, саморефлексия, осознание личностью социальной значимости выбранной профессии.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, ценностное отношение, профессиональная деятельность, мотивация, профессиональная деятельность.

THE FORMATION OF THE VALUE ATTITUDE TO THE FUTURE PROFESSION IN INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION BY THE MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Belov Valeriy Fedorovich, Director of Leninsk-Kuznetsk Mining College (Leninsk-Kuznetsky, Russian Federation). E-mail: belovvf@bk.ru

Quality professional education aimed at creating meanings this activity is a guarantee of social mobility and employment of graduates of institutions of secondary vocational education. In the article the problem of

professional self-determination and the formation of value attitude to the future profession in the institutions of the secondary vocational education. The author focuses on the need for the acquisition by students of adequate understanding of professional activities, elected by the profession and its opportunities, and their active development. Presents one of the approaches to definition of criteria of efficiency of pedagogical support of professional self-determination of adolescents, which together with teachers and parents designing your educational and professional route. To analyze the state of readiness of potential applicants to the choice of a professional career was used the following criteria and indicators: autonomy; the interests and inclinations; self-esteem; value orientation; formation of communicative skills; knowledge about their chosen field of work; experience in the chosen field of activity etc. According to the survey, it was not enough formation of the structure of value orientations for most teenagers, so the level of readiness for training is quite low. We also have three groups of students with special needs, support the formation of professional values. Organization of active professional samples in the sphere of future professional activity for first year students is the cornerstone of professional development. In the 2015/16 academic year, 62 students had the opportunity during the school year to familiarize themselves with the specifics of the professional activities of Leninsk-Kuznetsk Mining College for the professions "Underground Electrician," "Underground Development of Mineral Deposits." In the context of work with potential applicants, the following methods of socio-cultural activities were focused on pedagogical, educational impact on the audience: verbal (communication, explanation, discussion, etc.), visual (exposure, demonstration, display, informing, etc.), Advisory presenting (informational and advisory presentive illustrative, etc.), artistic effects (theatricality, art, etc.).

Keywords: socio-cultural activities, value relation, professional activity, motivation, professional activity.

Тенденции современного общества оказывают непосредственное влияние на актуализацию ценностей и формирование смыслов профессиональной деятельности. Качественное профессиональное образование, направленное на создание смыслов этой деятельности, является гарантом социальной мобильности и трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО).

Важность и актуальность проблемы профессионального самоопределения и формирования ценностного отношения к будущей профессии проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи [1].

В течение 2014/15 учебного года нами велась апробация форм, методов, приемов работы с абитуриентами, обучающимися и их родителями средствами социально-культурной деятельности. Предварительно мы изучили мотивацию будущих студентов техникума при выборе профессии.

Н. Ф. Родичев предлагает свой подход к определению критериев результативности педагогической поддержки профессионального самоопре-

деления. По его мнению, основным результатом педагогического сопровождения профессионального самоопределения выступает набор профо-риентационно значимых компетенций, которые позволяют подростку совместно с педагогами и родителями проектировать образовательно-профессиональный маршрут [2].

Для анализа состояния готовности потенциальных абитуриентов к выбору профессионального пути мы использовали такие критерии и показатели Н. Ф. Родичева и С. Н. Чистяковой, как: самостоятельность (субъектность); интересы, склонности (их наличие, сформированность, устойчивость, непротиворечивость); самооценка (сформированность, адекватность); ценностные ориентации (наличие, непротиворечивость); особенности коммуникативной сферы (сформиро-ванность коммуникативных навыков, принятие социальной ролевого и личностного общения); информированность (о выбранной сфере деятельности); опыт в выбранной сфере деятельности; сформированность профессиональных и жизненных планов.

Следует подчеркнуть, что из-за недостаточной сформированности структуры ценностных ориентаций выбор учебного заведения для большинства подростков ситуативно-вынужденный,

а уровень готовности к профессиональному обучению довольно низкий.

В результате опроса нами были выделены три группы обучающихся, требующих особой поддержки формирования профессиональных ценностей.

Первая группа. Подростки, которые выбрали специальность в СПО из-за невысоких успехов в учебе, стеснённых обстоятельств семейного и финансового плана, то есть на решение повлияли объективные обстоятельства. Таким ребятам нужна особая педагогическая поддержка посредством расширения социально-культурных проектов по формированию ценностного отношения к профессии, в которых есть цели личностного, интеллектуального и деятельностного развития.

Вторая группа. Лица, имеющие проблемы с мотивацией, целеполаганием и уровнем зрелости, отличным от других сверстников. Для таких студентов необходимо своевременное выявление проблем и работы с ними через применение диагностико-консультативных средств. В большей степени это задачи педагога-психолога.

Третью группу объединяет недостаточная информированность о собственных пристрастиях и способностях, о выбранной профессии, о возможностях дальнейшего трудоустройства и т. д.

В контексте данного исследования особо значимой становится проблема приобретения обучающимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей обучающихся к труду [5].

В 2015/16 учебном году к профессиональным пробам приступило 62 девятиклассника. Они имели возможность в течение учебного года ознакомиться со спецификой профессиональной деятельности по профессии «Электрослесарь подземный», «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».

Организация активной профессиональной пробы в сфере будущей профессиональной деятельности является для первокурсников краеугольным камнем профессионального становления.

В ходе выполнения заданий школьники соотносят свои интересы и индивидуальные особенности с требованиями интересующей профессии, сознательно выбирают направление профессиональной деятельности.

Для формирования ценностного отношения -к будущей профессии важную роль играет проф-ориентационная деятельность. Так, одним из крупных мероприятий для школьников 9-х классов г. Ленинска-Кузнецкого стал День открытых дверей «Шахтер - это звучит гордо», в котором приняло участие 149 человек. День открытых дверей в техникуме - одно из самых важных событий в жизни каждого абитуриента, желающего поступить в выбранное им учебное заведение. Такие мероприятия имеют четкую цель - помочь выпускникам девятых классов определиться с выбором будущей профессии.

День открытых дверей - это комплексная форма профориентационной работы, позволяющая формировать ценностное отношение к будущей профессии через «со-творчество» и «соучастие», приобщение к будущей специальности в процессе групповой и индивидуальной творческой деятельности. Приобретаемые таким образом первые знания о профессии становятся прочным фундаментом для развития ценностного отношения к ней.

Также в рамках работы экспериментальной площадки использовались следующие методы социально-культурной деятельности целенаправленного педагогического, развивающего воздействия на аудиторию: словесные (сообщение, разъяснение, обсуждение и т. д.), наглядные (экспонирование, демонстрация, экранное информирование и т. д.), консультативно-презентив-ные (информационно-рекомендательные, презен-тивно-иллюстративные и т. д.), художественного воздействия (театрализация, средства искусства и т. д.) [4].

В течение всего года проводились ознакомительные экскурсии, беседы с девятиклассниками, в ходе которых предоставляется информация о профессии, требования, предъявляемые к тру-

довой деятельности, различные качества и свойства личности, способствующие успешному освоению профессии.

Одними из самых ярких мероприятий про-фориентационной работы являются экскурсии. В этот день школьников знакомят со специальностями, по которым ведется подготовка, с материально-технической базой, а также выпускники школ становятся гостями творческих мероприятий горнотехнического техникума, во время которых студенты демонстрируют профессиональные умения и навыки.

За 2014/15 учебный год было организовано 6 экскурсий для обучающихся 9-х классов в Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум.

В процессе обучения в горнотехническом техникуме происходит дальнейшее формирование ценностного отношения к профессии. Наряду с общепринятым информированием, посредством наглядного демонстрационного и раздаточного материала (буклеты, листовки, паспорта специальностей, объявления, проспекты, стенды «Моя будущая профессия» или «Я выбираю профессию»), использованием средств массовой информации, были адаптированы некоторые формы проведения мероприятий средствами социально-культурной деятельности.

Одна из таких форм - конкурсы профессионального мастерства, которые значительно повышают имидж учебного заведения. Участие в конкурсах профессионального мастерства требует не только мобилизации внутренних ресурсов, точного расчёта времени, огромного психологического напряжения, но и представляется как праздник общения профессионального и личностного роста. Конкурсы открывают новые таланты, создают плодотворную почву для формирования творческого потенциала и профессионального роста. Они являются эффективным средством творческой самореализации его участников в профессиональной деятельности, позволяют каждому из них наметить свою траекторию профессионального саморазвития в соответствии с профессиональными и личностными запросами. Само включение в конкурс способствует ещё большему развитию активности в профессии.

Во всех субъектах конкурсной деятельности (участниках, членах жюри, организаторах, сопро-

вождающих) просыпается собственная творческая энергия, аккумулируются мысли, стимулируется мотивация саморазвития.

Примером может служить конкурс профессионального мастерства по профессии «Электрослесарь подземный», задачами которого являются:

- проверка способности обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности;

- совершенствование умений эффективного решения профессиональных задач;

- развитие профессионального мышления;

- способности к проектированию своей деятельности и конструктивному анализу ошибок в профессиональной деятельности;

- стимулирование обучающихся к дальнейшему профессиональному и личностному развитию;

- повышение интереса к будущей профессиональной деятельности.

В 2014/15 учебном году для студентов 1-го курса были проведены классные часы по группам «Профессия на все времена», организованы встречи студентов и школьников с представителями горняцкой профессии «Из множества профессий есть одна, что Родине богатство добывает...», тематические пятиминутки «Профессия и учебный предмет», Посвящение в студенты, конкурсы технического творчества и фестивали рабочих профессий и специальностей. Формирование ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности в процессе решения творческих задач дает возможность студенту осознать смысл получаемых знаний и способов действия для общества и себя лично, для получения конкретных результатов в области профессионального труда.

Мы пришли к выводу, что если Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум является тем учебным заведением, которое выбрали студенты для получения профессии, то в процессе обучения, прохождения практики он может стать местом для выстраивания собственной профессиональной и жизненной перспективы. А для педагогической поддержки формирования профессиональных ценностей студентов необходимы специальные условия организации социально-культурной деятельности.

Литература

1. Костюк Н. В. Позитивная мотивация к обучению: понятие, закономерности, факторы развития // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. - 2005. - № 1 (21). - С. 96-97.

2. Родичев Н. Ф. Обоснование концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников // Новые ценности образования. - 2006. - Вып. 1-2. - С. 234-251.

3. Сироткина М. М. Модель процесса формирования ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности у студентов педагогических специальностей // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. - Сер. E, Педагогические науки. - 2013. - № 7. - С. 16-22.

4. Черняк Е. Ф. Использование модульных технологий в реализации творческих проектов // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрегион. сб. науч. ст. молодых ученых. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. - Вып. 2. - С. 246-253.

5. Юдина А. И. Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона, как основа социализации молодежи // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 19/2. - С. 195-203.

References

1. Kostyuk N.V. Pozitivnaya motivatsiya k obucheniyu: ponyatie, zakonomemosti, faktory razvitiya [Positive motivation for learning: the concept, patterns, factors of development]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2005, no. 1 (21), pp. 96-97. (In Russ.).

2. Rodichev N.F. Obosnovanie kontseptsii pedagogicheskoy podderzhki professional'nogo samoopredeleniya shkol'nikov [Justification pedagogical support of the concept of professional self-determination of schoolboys]. Novye tsennosti obrazovaniya [New value of education], 2006, iss. 1-2, pp. 234-251. (In Russ.).

3. Sirotkina M.M. Model' protsessa formirovaniya tsennostnogo otnosheniya k budushchey professional'noy deyatel'nosti u studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey [Process Model of formation of the valuable relation to the future professional activity of students of pedagogical specialties]. VestnikPolotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E, Pedagogicheskie nauki [Bulletin of Polotsk State University. Series E, Pedagogical Sciences], 2013, no. 7, pp. 16-22. (In Russ.).

4. Chernyak E.F. Ispol'zovanie modul'nykh tekhnologiy v realizatsii tvorcheskikh proektov [The use of modular technology in creative projects]. Aktual'nye problemy sotsiokul'turnykh issledovaniy: mezhregion. sb. nauch. st. molodykh uchenykh [Topical problems of socio-cultural studies. Interregional collection of scientific articles of young scientists]. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2006, iss. 2, pp. 246-253. (In Russ.).

5. Yudina A.I. Formirovanie sotsial'no-kul'turnoy sredy v sisteme infrastruktury regiona, kak osnova sotsializatsii molodezhi [Formation of socio-cultural environment in the region's infrastructure system, as a basis for youth socialization]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2012, no.19/2, pp. 195-203. (In Russ.).

УДК 378:004.738.1

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Черняк Елена Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: lenablack57@mail.ru

В статье представлены каналы коммуникации, по которым вуз осуществляет связь с внутренними и внешними группами общественности. Автор рассматривает проблему повышения эффективности образовательного учреждения высшего образования и его коммуникационной активности в интернет-пространстве посредством управления сайтом вуза, работы в социальных сетях, размещения информации на интернет-порталах и сайтах СМИ. Автор акцентирует внимание на том, что коммуникационные площадки Интернета, благодаря информационной насыщенности и интерактивности, позволяют на качественно ином уровне решать многие задачи, стоящие перед учебным заведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.