ров. Именно этот педагог создал систему обучения в аспирантуре хормейстеров в Московской консерватории.
Нельзя не отметить роль в развитии отечественной хоровой педагогики такого деятеля хорового искусства как А.В. Свешников. Руководя Московской консерватории в течение долгих лет, он создал уникальное учебное заведение - Московское хоровое училище мальчиков [3].
Среди современных дирижеров хора особой строкой следует выделить деятельность Б.Г. Тевлина, педагогические принципы которого сегодня выступают не только образцом преемственности опыта предыдущих поколений отечественных хормейстеров, но и как абсолютно инновационные перспективы в профессиональной подготовке молодого поколения дириже-ров-хоровиков.
В течение XX-XXI веков складывалась уникальная хоровая школа в Петербурге (Ленинграде). В её становлении и развитии решающая роль принадлежит педагогу А.А. Егорову. Свое про-
Библиографический список
фессиональное образование он получил в Придворной певческой капелле. Окончив Петербургскую консерваторию, он стал преподавать теоретические и хоровые дисциплины. В числе педагогов в области хорового дирижирования Петербурга можно выделить М.Г. Климова, И.В. Немцова, Е.П. Кудрявцеву-Мурину, К.А. Ольхова, В.П. Степанова и др.[5 - 10].
Таким образом, подводя итоги рассмотрения педагогического значения русских хоровых традиций в музыкальной культуре России, можно сделать вывод о том, что среди их отличительных особенностей, имеющих педагогическое значение, выделяются драматургические основы искусства хорового пения, основанных на богатстве русского языка и его художественно-выразительных возможностей. Педагогическое значение традиций хорового искусства в России определяется уникальным сочетанием народного, светского и церковного хорового пения, взаимно обогащающих друг друга и играющих важную роль в духовно-нравственном развитии всех членов общества.
1. Никольская-Береговская К.Ф. История становления и развития вокально-хорового искусства в России: учебное пособие. Москва, 2005.
2. Концепция сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации. Н.Н. Азаров и др. Всерос. хоровое об-во: Available at: http://npvho.ru/dokumenty/kontseptsiya-razvitiya/9-kontseptsiya-sokhraneniya-i-razvitiya-khorovoj-kultury-v-rf
3. Национальные традиции русского хорового искусства: (творчество, исполнительство, образование. Ленингр. гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова; Отв. ред. П.П. Левандо. Ленинград, 1988.
4. Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры: вторая пол. XVII - нач. XX в. В.П. Ильин. Санкт-Петербург, 2007.
5. Булгаков В.Д. Русская хоровая педагогика конца XlX - первой половины XX столетия: учебное пособие для вузов культуры и искусств. М-во культуры Рос. Федерации. Казан. гос. акад. культуры и искусств. Казань, 2001. Гоголин М.Р. История хорового искусства: учебное пособие. М-во образования и науки Российской Федерации, Вологодский гос. ун-т. Вологда, 2016.
6. Гринченко И.В. Хоровая музыка в русской культуре: монография. Ростов-на-Дону, 2015.
7. Калинин С.С. Памяти Александра Васильевича Свешникова: статьи, воспоминания. Москва, 1998.
8. Лозинская В.П. Русская музыка с древнейших времен до середины XX века: монография. М-во образования и науки РФ, Сибирский федеральный ун-т, Гуманитарный ин-т. Красноярск, 2013.
9. Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы: Посвящается П.П. Левандо. Науч. ред. Т.Г. Томашевская. Санкт-Петербург, 1995.
References
1. Nikol'skaya-Beregovskaya K.F. Istoriya stanovleniya irazvitiya vokal'no-horovogo iskusstva vRossii: uchebnoe posobie. Moskva, 2005.
2. Koncepciya sohraneniya i razvitiya horovoJ kul'tury v RossiJskoJ Federacii. N.N. Azarov i dr. Vseros. horovoe ob-vo: Available at: http://npvho. ru/dokumenty/kontseptsiya-razvitiya/9-kontseptsiya-sokhraneniya-i-razvitiya-khorovoj-kultury-v-rf
3. Nacional'nye tradiciirusskogo horovogo iskusstva: (tvorchestvo, ispolnitel'stvo, obrazovanie. Leningr. gos. konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova; Otv. red. P.P. Levando. Leningrad, 1988.
4. Il'in V.P. Ocherki istorii russkoJ horovoJ kul'tury: vtoraya pol. XVII - nach. XX v. V.P. Il'in. Sankt-Peterburg, 2007.
5. Bulgakov V.D. Russkaya horovaya pedagogika konca XiX- pervoJpoloviny XXstoletiya: uchebnoe posobie dlya vuzov kul'tury i iskusstv. M-vo kul'tury Ros. Federacii. Kazan. gos. akad. kul'tury i iskusstv. Kazan', 2001. Gogolin M.R. Istoriya horovogo iskusstva: uchebnoe posobie. M-vo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, Vologodskij gos. un-t. Vologda, 2016.
6. Grinchenko I.V. Horovaya muzyka vrusskoJkul'ture: monografiya. Rostov-na-Donu, 2015.
7. Kalinin S.S. PamyatiAleksandra Vasil'evicha Sveshnikova: stat'i, vospominaniya. Moskva, 1998.
8. Lozinskaya V.P. Russkaya muzyka s drevneJshih vremen do serediny XX veka: monografiya. M-vo obrazovaniya i nauki RF, Sibirskij federal'nyj un-t, Gumanitarnyj in-t. Krasnoyarsk, 2013.
9. Russkaya horovaya kul'tura. Istoriya. Tradicii. Sovremennye problemy: Posvyaschaetsya P.P. Levando. Nauch. red. T.G. Tomashevskaya. Sankt-Peterburg, 1995.
Статья поступила в редакцию 08.05.18
УДК 379.8:377
Chernyak E.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Belov V.F., postgraduate, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), Head of Department, Branch of Kuzbass State Technical University (Belovo, Russia), E-mail: [email protected]
INNOVATIVE FORMS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMING VALUABLE ATTITUDE TO THE FUTURE PROFESSION IN STUDENTS AT SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS. The article reveals a problem of improving professional training of specialists and their organic connection with the formation of value attitude to the future profession among students. On the basis of a number of experiments by the author the following directions are allocated: involvement in creative cultural and leisure activity and social and cultural interaction with graduates of educational institution. Creative activities with the use of traditional and innovative forms of social and cultural activities show the professional achievements of graduates and act as landmarks of personal and professional growth of students. The authors give examples of the introduction of innovative forms of social and cultural activities (photo hunting, quest, quest tour, flashmob, coaching) in the educational and educational activities of institutions of secondary special education of mining orientation.
Key words: value attitude, innovative and traditional forms of leisure, social and cultural activities intellectual leisure.
Е.Ф. Черняк, канд. пед. наук. доц. Кемеровского государственного института культуры, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
В.Ф. Белов, аспирант Кемеровского государственного института культуры г. Кемерово, зав. каф. технических наук филиала Кузбасского государственного технического университета, г. Белово, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрываются проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалиста и органичной связи их с формированием ценностного отношения к будущей профессии у студенческой молодёжи средствами социально-культурной деятельности. На основе ряда экспериментов авторами выделены следующие направления: вовлечение в творческую культурно-досуговую деятельность и социально-культурное взаимодействие с выпускниками образовательного учреждения. Творческие мероприятия с использованием традиционных и инновационных форм социально-культурной деятельности позиционируют профессиональные достижения выпускников и выступают в качестве ориентиров личностного и профессионального роста студентов. Авторы приводят примеры внедрения инновационных форм социально-культурной деятельности (фотоохота, квест, квест-экскурсия, флешмоб, коучинг) в образовательную и воспитательную деятельность учреждения среднего специального образования горнотехнической направленности.
Ключевые слова: ценностное отношение, инновационные и традиционные формы досуга, социально-культурная деятельность, интеллектуальный досуг.
Изменения в российской системе среднего профессионального образования, потребовали совершенствования профессиональной подготовки специалиста и органичной связи с формированием ценностного отношения к будущей профессии и развитием его успешности.
Студенческая молодёжь - это стратегический ресурс нашей страны, поэтому с профессиональными и жизненными ожиданиями, а также путями и возможностями реализации планов связано формирование их ценностных установок. Это может происходить не только в процессе профессионального обучения и интериоризации системы ценностей различных групп, но и в процессе социально-культурной деятельности.
В фокусе пристального внимания ученых - проблемы ценностных и профессиональных ориентаций студенческой молодежи, в том числе и в социально-культурной среде учреждений среднего профессионального образования (СПО). Именно социально-культурная среда является открытым пространством для инновационных идей в социально-культурной деятельности.
По мнению А.И. Юдиной, во взаимодействии с окружающей социально-культурной средой проходит процесс социализации учащейся молодежи, его формирования и развития [1].
В исследованиях таких ученых, как А.М. Булынин, Э.Ф. Зе-ер, И.Ф Исаев, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжникова В.А. Сластенин и др., отражена роль ценностей в становлении личности как профессионала.
Методологические, теоретические и методические основания, сущность социально-культурной деятельности и культур-но-досуговых технологий исследованы в трудах Г.А. Аванесовой, М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, С.Б. Брижатовой, Т.И. Головко, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, A.A. Коновича, А.П. Маркова, В.Е. Новаторова, В.Д. Пономарева, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Три-одина, В.В. Туева, В.М. Чижикова, А.И. Юдиной, H.H. Ярошенко и др.
Проблеме развития успешности студенческой молодежи посвящены работы Ю.А. Авраменко, Н.Ю. Гришиной, Д.Н. Жданова, А.А. Мирсаетовой, Т.А. Нам, С.Д. Смирнова, М.Р Шабалиной и др.
На основе ряда экспериментов по формированию ценностного отношения к будущей профессии в социально-культурной среде учреждений СПО мы выделяем следующие направления: вовлечение в творческую культурно - досуговую деятельность, социально - культурное взаимодействие с выпускниками образовательного учреждения.
И в процессе, и в результатах деятельности эти направления обнаруживают свою взаимосвязь. Развитию у студентов творческих способностей и навыков организатора, решению разнообразных социально-культурных задач помогает активное участие в студентов в подготовке и проведении культурно - досу-говых программ, акций, праздников.
В.Д. Пономарев отмечает, что «в своей завершенной форме творческое мировосприятие будет всегда выразительно, то есть выражено в актерском исполнении, дизайнерской форме, способах и приемах вокального творчества, знаках и символах традиционной культуры. А сама творческая деятельность в этом случае свидетельствует о способности человека искать выражение собственному мироощущению [2, с. 70].
Именно творческие мероприятия, позиционирующие профессиональные достижения выпускников СПО, выступают в
качестве ориентиров профессионального и личностного роста студентов.
В ГКПОУ Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум и ГПОУ Беловский политехнический техникум нами были опробованы как традиционные, так и инновационные формы социально-культурной деятельности.
Под традициями в социально-культурной деятельности понимаются устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий воспитания и обучения, которые передаются от одного поколения специалистов к другому. В педагогическом процессе понятие «инновация» - это введение нового в содержание, цели, методы, формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности субъекта и объекта.
В Ленинск - Кузнецком горнотехническом техникуме для студентов 1 курса были проведены классные часы «Профессия на все времена», организованы встречи студентов и школьников с представителями горняцкой профессии «Из множества профессий есть одна, что Родине богатство добывает...», тематические пятиминутки «Профессия и учебный предмет», «Посвящение в студенты», конкурсы технического творчества и фестивали рабочих профессий и специальностей.
Помимо традиционных форм социально-культурной деятельности Т. В. Юркина предлагает ряд инновационных форм, направленных на развитие успешности студентов и формирование ценностного отношения к будущей профессии:
1. Фотоохота.
2. Флешмобы, представляющие собой бесфабульное театрализованное действие.
3. Танцевальные, вокальные и театральные арт-мобы, способствующие реализации креативно-деятельностной, социально-творческой технологий, соответственно, они важны для развития успешности студенческой молодежи.
4. Квест как интеллектуально экстремальный вид игр. Эта игра способствует сплочению команды, осознанию значения единого командного духа в студенческой среде, развитию целеустремленности и креативности, повышению доверия и чувства уверенности в своих силах.
5. Реально-виртуальные спор-клубы как форма социально-культурной деятельности, демонстрирующая новые реалии досугового общения - его виртуализацию, диверсификацию языка общения. Они наглядно демонстрируют неограниченность коммуникации в пространственно-временных рамках, усиление темпов культурного обмена и активизацию межкультурной коммуникации, способствующую инкультурации и ценностного отношения к будущей профессии [3].
Эти инновационные формы социально-культурной деятельности мы использовали в работе с учащимися Беловского политехнического техникума.
Для первокурсников была проведена фотоохота «Мы в объективе». Учащиеся получали темы и объекты фотосъемки в техникуме, характеризующие их будущую профессию. Они фиксировали наиболее значимые результаты социально-культурного события, происходящие в образовательной организации. Затем была организована фотовыставка этих работ, лучшие из которых были отмечены почетными грамотами техникума и подарками от социальных партнеров организации. Созданный учащимися техникума слайд фильм транслировался на сайте учебного за-
ведения, в социальных сетях, в прологе некоторых праздничных мероприятий.
В рамках празднования Дня шахтера, студенты политехнического техникума организовали и провели массовый флешмоб. В отличие от классических флешмобов он стал частью театрализованного действия и привлек внимание и активное со-участие зрительской аудитории. В период подготовки студенты изучали символику праздника; провели конкурс дизайн проектов изображения, которое в дальнейшем будут создавать участники флеш-моба на площади перед началом праздничных мероприятий; придумывали технологию смены цвета одежды с оранжевой на чёрную. Так появилась картинка: шахтерская каска и кусок кузбасского угля с языками пламени. Впервые в п.г.т. Инской съемка флешмоба велась с квадрокоптера и динамическая смена картинки транслировалась на экран, установленный на фасаде культурного центра.
Такая форма, как квест, способствующая развитию креативности и целеустремленности, повышению чувства уверенности в своих силах, стала одной из ведущих в практике организации социально-культурной деятельности в студенческой среде учреждения среднего профессионального образования.
Сегодня произошёл всплеск интереса к интеллектуальному досугу, где широко используется способность человека усваивать знания, выполнять нестандартные задания, получать новую интересную информацию. Именно поэтому квест следует рассматривать как сюжетную приключенческую игру, способную заинтересовать студенческую молодежь.
По мнению таких ученых как Я.С. Быховский, М.А. Бовтен-ко, П.В. Сысоев и другие, участники квест-игры знакомятся с аутентичным материалом, исследуют, обсуждают и осознанно строят новые отношения, концепции в контексте общественных проблем, создают проекты, которые имеют практическую значимость [4].
Для нашего исследования представляют интерес выводы В.Д. Пономарева о том, что «игровая культура досуга - это игровая сфера досуга и формы игровой социально-культурной деятельности, игровые сообщества и игровые ландшафты, символическая сфера игры (атрибуты, знаки, символы и т. д.). Субъективно игровая культура раскрывается в игровой мотивации и игровом мироощущении человека, умениях и способностях игрового (творческого) поведения личности» [5, с. 14].
Для формирования ценностного отношения к будущей профессии приемлема такая универсальная игровая форма как «квест - экскурсия». Она позволяет за короткое время познакомить игроков с большим количеством разнообразных возможностей и практик.
Оценить качество подготовки специалиста можно определить с помощью проверки компетенций, главным образом, профессиональных. Компетенцию можно доказать по критериям: знать, уметь, владеть. Если критерии «знать» и «уметь» можно проверить на аудиторных занятиях, то владение навыками в полном объеме можно проверить на практике.
В Ленинск-Кузнецком горнотехническом техникуме учебная практика студентов 2 курса специальности «Подземная разработка полезных ископаемых» проходит следующим образом. Студенты, освоившие междисциплинарный курс мДк 01.01 «Основы горного дела», профессиональный модуль ПМ 2 «Контроль за безопасностью ведения горных и взрывных работ», выходят на практику и в учебном комбинате угольных предприятий города проходят обучение по правилам безопасности. Затем потом перед сдачей экзамена осуществляют спуск в шахту с целью ознакомления с запасными выходами и горными выработками, технологией очистных и подготовительных работ, горными машинами и оборудованием и средствами защиты.
Традиционно студенты делятся на подгруппы не более десяти человек, которые передвигаются по выработкам друг за другом, впереди идет представитель шахты, замыкает колонну руководитель практики от техникума. Перед экскурсией руководитель озвучивает задачи: запомнить названия горных выработок, схему вентиляции и т. д. После экскурсии студенты должны заполнить дневник, защитить его, ответив на вопросы преподавателя.
Для лучшего усвоение студентами компетенций мы решили применить метод кейс-экскурсии на шахтах АО «СУЭК-Кузбасс».
Перед экскурсией студенты, разделившись на группы по 2-3 человека, получили заранее разработанное задание, которое включало в себя план выработок шахты и порядок выполнения задания. Далее, имея на руках план горных выработок, студенты при перемещении по шахте до запасных выходов должны нано-
сить на нее направление движения воздушной струи и отмечать все датчики газовой защиты. Затем они должны объяснить по своей схеме все возможные выходы из шахты при аварии, ориентируясь по направлению воздушной струи. Начальник участка, горный мастер и руководитель практики определяют группу студентов, отметивших на схеме максимальное количество датчиков газовой защиты и аварийных выходов из шахты. Победителям вручаются наборы средств индивидуальной защиты.
Использование данного инновационного метода социально-культурной деятельности позволяет подтвердить следующие компетенции: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития (ОК-4); понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК-1).
Особо значимой для учащихся среднего профессионального образования становится проблема приобретения обучающимися представлений о профессиональной деятельности, поэтому для формирования ценностного отношения к будущей профессии важную роль играет профориентационная деятельность.
Так, одним из крупных мероприятий для школьников 9 классов г. Ленинска-Кузнецкого стал День открытых дверей в горнотехническом техникуме «Шахтёр - это звучит гордо», в котором приняло участие около 150 человек. В рамках мероприятия в техникуме прошли: театрализованное представление, квест, встреча с представителями шахтерских династий и ветеранами отрасли, работодателями. Это - комплексная форма профори-ентационной работы, позволяющая формировать ценностное отношение к будущей профессии через «со-творчество» и «со-участие», приобщать студенческую молодежь к будущей специальности в процессе индивидуальной и групповой творческой деятельности.
Первые знания о профессии, приобретенные в ходе таких мероприятий, становится прочным фундаментом для развития ценностного отношения к ней и успешности. Ведь отношение к будущей профессиональной деятельности формируется или в обстановке реальной профессиональной среды, или в обстоятельствах, моделирующих профессиональную реальность.
Важным направлением в развитии успешности студенческой молодежи выступает социально-культурное взаимодействие студентов СПО с выпускниками, способствующее реализации профессионально экспериментальной технологии развития успешности студенческой молодежи. В традиционных встречах выпускников, и других совместных мероприятиях можно использовать новые коммуникативные технологии и инновационные формы: интерактивные вечера, виртуальные иллюстрированные альманахи и арт-коллажи.
Наряду с организацией общения это будет способствовать развитию определенной коммуникативной среды учреждения среднего профессионального образования. А это не просто дань современным тенденциям, это одно из эффективных средств повышения имиджа образовательного учреждения в глазах потенциальных студентов, способ активизации совместной деятельности с социальными партнерами образовательного учреждения [6].
Также к инновационным формам социально-культурной деятельности можно отнести и коучинг. Это система реализации совместного социального и творческого потенциала студентов и выпускников с целью получения максимального эффективного результата. Т.В. Юркина рассматривает следующие виды: карьерный коучинг (оценка профессиональных возможностей и компетенций, консультирование студентов по карьерному планированию, сопровождение в поиске работы), бизнес-коучинг (организация поиска наиболее эффективных путей достижения целей), лайф-коучинг (индивидуальная работа со студентом, ориентированная на улучшение сфер его жизнедеятельности: самооценки, взаимоотношений); разновидности телемоста: skype-конференции, профи-скайпинг, реально-виртуальное общение и др. [3].
Для студентов ГПОУ Беловский политехнический техникум было организовано реально-виртуальное общение с проходчиком шахты «Талдинская - Западная - 2» (СУэК-Кузбасс) А.В. Ку-личенко, которому 25 апреля 2018 года Президент России Владимир Путин вручил золотую звезду Героя Труда РФ. Это второе по статусу звание России после Героя Российской Федерации.
В рамках беседы А.В. Куличенко рассказал о том, что специальность «горная электромеханика» он получил в горном
техникуме, тем самым определив свой дальнейший жизненный путь. Ценность профессии, нацеленность на успех позволили руководимой им бригаде установить несколько рекордов России. Важным моментом такого реально-виртуального общения стала информация о том, что на предприятиях компании СУЭК Кули-ченко А.В. стал вторым российским шахтером, который удостоен звания Героя Труда Российской Федерации. Первым в 2013 году был Владимир Мельник - бригадир очистного коллектива шахты «Котинская» СУЭК-Кузбасс.
Такой вид коучинга, как карьерный, позволяет партнеру и работодателю Беловского политехнического техникума и Ленинск-Кузнецкого горнотехнического техникума - АО СУЭК-Куз-басс, не только давать оценку профессиональным возможностям и компетенциям будущих специалистов, но и консультировать студентов по карьерному планированию.
Для реализации стратегии развития Сибирской угольной энергетической компании нужны талантливые и заинтересованные сотрудники, которые верят в миссию и разделяют ценности данной организации. Представители СУЭК - постоянные гости на всех творческих мероприятиях техникумов, и в общении со
Библиографический список
студентами они всегда подчеркивают, что руководство компании приветствует и поощряет их профессиональное развитие и карьерный рост.
Предложенные формы социально-культурной деятельности привлекают студенческую молодежь развитием способностей, индивидуальности и креативности; сохранением духовной независимости и самоуважения; наличием и дальнейшим развитием социальной компетентности; реализацией своей социальной роли и конкурентоспособности, стремлением к профессиональной самореализации, уверенности в себе, предприимчивости, самостоятельности, упорстве и ответственности.
Инновационные формы социально-культурной деятельности обеспечивают расширение условий доступа молодежи к креативной социально-культурной деятельности; организацию социально - культурного взаимодействия студентов учреждений среднего профессионального образования с выпускниками профилирующей специальности, что обуславливает органичную связь качественного совершенствования профессиональной подготовки специалиста, развитие успешности и карьерного роста.
1. Юдина А.И., Фролова Т.В. Педагогический потенциал социально-культурной среды в формировании художественно-эстетической культуры учащейся молодежи. Современные проблемы науки и образования. Available at: http://www.science-education. ru/129-22461
2. Пономарев В.Д. Творчество как язык межкультурной коммуникации: проектный подход. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011; 15: 66 - 72.
3. Юркина Т.В. Инновационные формы социально-культурной деятельности в развитии успешности студентов вузов культуры. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств: науч. журн. 2014; 2: 151 - 155.
4. Чистякова К.В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян. Работы молодых ученых-победителей конкурса. 2013: 20 - 22.
5. Пономарев В.Д. Игрология досуга: феноменология и педагогическая. Технология игры. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012; 2: 13 - 17.
6. Черняк Е.Ф. Формирование университетской коммуникативной среды. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012; 2 (19-2):168 - 172.
References
1. Yudina A.I., Frolova T.V. Pedagogicheskij potencial social'no-kul'turnoj sredy v formirovanii hudozhestvenno-'esteticheskoj kul'tury uchaschejsya molodezhi. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Available at: http://www.science-education. ru/129-22461
2. Ponomarev V.D. Tvorchestvo kak yazyk mezhkul'turnoj kommunikacii: proektnyj podhod. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2011; 15: 66 - 72.
3. Yurkina T.V. Innovacionnye formy social'no-kul'turnoj deyatel'nosti v razvitii uspeshnosti studentov vuzov kul'tury. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv: nauch. zhurn. 2014; 2: 151 - 155.
4. Chistyakova K.V. Prichiny populyarnosti kvestov kak formy dosuga sovremennyh rossiyan. Raboty molodyh uchenyh-pobeditelej konkursa. 2013: 20 - 22.
5. Ponomarev V.D. Igrologiya dosuga: fenomenologiya i pedagogicheskaya. Tehnologiya igry. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2012; 2: 13 - 17.
6. Chernyak E.F. Formirovanie universitetskoj kommunikativnoj sredy. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2012; 2 (19-2):168 - 172.
Статья поступила в редакцию 15.05.18
УДК 371
Tazutdinova G.Sh, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Psychology Department of Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedkhanova U.Sh., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Deputy Dean for Scientific Work and Informatization of FNK (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILIES THAT RAISE CHILDREN WITH DISABILITIES. The article presents an experience of work on psychological and pedagogical support of parents, family members, as well as their active involvement in the process of helping a child with disabilities, which significantly affects the achievement of positive dynamics in the development of the child and improving the emotional climate in the family. Psychological and pedagogical support of the family is a purposeful system of measures aimed at improving the pedagogical skills and knowledge of parents, reducing emotional discomfort in connection with the disease of the child, maintaining the confidence of parents in its capabilities, maintaining adequate parent-child relations and styles of family education. Each approach and methodology involves close collaboration between professionals and families.
Key words: support, psycho-pedagogical support of family, challenges of families raising children with disabilities, approaches to work with families raising children with disabilities.
Г.Ш. Тажутдинова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, зам. декана по научной работе и информатизации ФНК, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]