УДК 374
Т. В. Юркина
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ
Рассмотрены инновационные формы социально-культурной деятельности и представлены примеры разнообразных культурно-досуговых событий, способствующих развитию успешности студентов вуза культуры.
Ключевые понятия: форма, инновация, успешность, студенчество, культурно-досуговая деятельность, волонтерство
Значительные изменения в российской системе образования, сложный динамический характер жизнедеятельности - именно в этих условиях возрастает потребность общества во всесторонне развитой личности. Усложнение функций системы высшего профессионального образования, ориентация вуза на подготовку специалиста как творчески-деятельный процесс обуславливают необходимость органичной связи качественного совершенствования профессиональной подготовки специалиста с развитием успешности студента.
Проблеме развития успешности студенческой молодежи посвящены исследования
С. Д. Смирнова, Т. А. Нам, М. Р. Шабалиной, А. А. Мирсаетовой, Н. Ю. Гришиной, Д. Н. Жданова и Ю. А. Авраменко и др. Уточняя определение успешности, Л. А. Мальц и А. М. Федосеева характеризуют ее как владение способами, которые обеспечивают высокий результат в достижении поставленных целей [5]. С их точки зрения, именно владение способами деятельности, т. е. технологиями практического использования данных приемов, позволяет человеку перейти от единичного успеха к постоянному, обеспечивая ему успешность в том или ином деле. Н. С. Головчанова же трактует успешность как процесс воплощения жизненного смысла, значимого для личности и культуры, и выделяет субъективно-личностные (мотивация к достижениям, способность формулировать и достигать цели, распознавать значимые жизненные смыслы и воплощать их в реальность, способность проектировать будущее и управлять жизненными событиями) и социокультурные (особенности менталитета и
актуальной социальной ситуации, гендерные установки, сценарии родительской семьи и особенности семейного воспитания) детерминанты успешности [3, с. 7].
В контексте нашего исследования мы понимаем под успешностью интегративное личностное образование, универсальную способность субъекта к позитивным личностно и социально значимым преобразованиям, фиксирующую его личные качества и достижения, продуктивную связь с социумом, а также удовлетворенность процессом и результатами жизнедеятельности.
В качестве критериев и приемлемых показателей успешности у студентов вуза культуры выделим:
- объективные (высокий уровень развития культурной компетентности, позитивный имидж, конструктивные социальные контакты, признание со стороны референтных людей или групп);
- субъективные (инициативность, активность, креативность, уверенность в своих силах, социальная адаптивность и мобильность, реализация системы индивидуально и социально значимых ценностей, удовлетворенность достижениями и социальным статусом).
Ориентированность студенческой молодежи на достижения, стремление к преобразованиям, к успеху определяет педагогическую задачу, связанную с созданием условий, способствующих развитию успешности молодых людей, ведь студенческий возраст - тот период, когда корректируются и закрепляются интегративные процессы в психике: развитие и реализация индивидуальных задатков и способностей, приоб-
151
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
Т. В. Юркина
Инновационные формы социально-культурной деятельности в развитии успешности студентов вуза культуры
ретение жизненного опыта, профессиональное становление студента, которое во многом зависит от внутренней творческой активности. Д. В. Белинская подчеркивает, что студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, одной из ее передовых групп [1, с. 47-48]. А. С. Власенко определяет студенчество как «особую социальную группу, формирующуюся из различных социальных образований общества и характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием» [2, с. 32].
Мы выделяем комплекс взаимосвязанных направлений в педагогическом процессе, способствующих развитию успешности студентов вуза культуры: вовлечение в креативную, культурно-досуговую деятельность, организация волонтерской деятельности, социальнокультурное взаимодействие с выпускниками вуза в целом и профилирующей специальности в частности. Данные направления обнаруживают свою взаимосвязь в процессе и результатах деятельности. Так, активное участие в подготовке и проведении культурнодосуговых событий, акций, программ обуславливает развитие у студентов креативности, организаторских способностей, социально значимых качеств; приобретенные качества и навыки реализуются ими в волонтерской деятельности, связанной с решением разнообразных социально-культурных задач; профессиональные достижения выпускников вуза выступают в качестве ориентиров личностного и профессионального роста студентов.
По мнению Т. П. Степановой, «технологический прорыв, создание единого культурно-информационного пространства, консьюмеризм, антропологические изменения, к числу которых относится креативность, социальная мобильность, стремление человека к новым, ярким впечатлениям, требуют продуцирования новых форм социально-культурной деятельности» [10, с. 86].
Понятие формы социально-культурной деятельности имеет ряд определений. Е. И. Григорьева трактует его как запланированную информационно-просветительную, социально-педагогическую и культурно-воспитательную акцию, направленную на какую-либо аудиторию и ставящую целью донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта [9, с. 30]. В. С. Русанова рассматривает форму культурно-досуговой деятельности в качестве внутренней культуры содержания воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, опредмеченной системой специальных методов и средств, событийнохудожественной и организационно-методической основой [8, с. 272].
Форма социально-культурной деятельности трактуется А. Д. Жарковым как элемент социально-педагогической системы, пред-
ставляющий собой структурную клетку содержания, функционирующего на основе взаимоотношения субъекта и объекта, заключающую в себе определенную совокупность материалов [4, с. 46-47]. В. В. Попов рассматривает традиционные и инновационные формы социально-культурной деятельности [7]. При определении инновационных форм социально-культурной деятельности необходимо разграничить основные отличительные характеристики традиций и инноваций. Под традициями в социально-культурной деятельности следует понимать устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения и воспитания, которые передаются от одного поколения специалистов к другому. Применительно к педагогическому процессу понятие инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности субъекта и объекта [6, с. 492]. Социальнокультурная сфера является открытым для инновационных идей пространством взаимодействия специалистов социально-культурной деятельности. Помимо традиционных форм социально-культурной деятельности мы предлагаем ряд инновационных форм, направленных на развитие успешности студентов:
152
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
Т. В. Юркина
Инновационные формы социально-культурной деятельности в развитии успешности студентов вуза культуры
- фотоохота - данная форма предполагает получение участниками темы объекта фотосъемки и фиксацию наиболее значимых результатов социально-культурного события. В рамках нашего исследования в качестве тем фотоохоты выступают следующие: «Знай наших!» (фотосъемка молодых специалистов - выпускников и студентов, работающих по специальности), «Особый взгляд» (запечатление выдающихся представителей социально-культурной сферы г. Челябинска в период работы над культурнозначимыми для города событиями), «История в деталях» (галерея панорамных фотографий исторических мест) и др.;
- акции хэппенинга как разновидности
флешмоба, представляющие собой бесфабульное театрализованное действие, рассчитанное на спонтанное исполнение и активное соучастие зрительской аудитории. Наиболее эффективным был признан арт-моб
«НаР0КА2», реализованный в популярной социальной сети и предполагающий получение студентом имени художника (поэта, композитора, скульптора и т. д.) и размещение на личной странице наиболее полюбившегося его произведения и истории создания этой работы. Реализованные нами многочисленные танцевальные, вокальные и театральные арт-мобы («Твоя реальность» - исполнение в общественном месте хореографических композиций из нескольких танцевальных направлений, «Перекресток» - исполнение музыкальных композиций в нехарактерном стиле и др.) способствуют реализации креативнодеятельностной, социально-творческой технологий, соответственно, они важны для развития успешности студенческой молодежи.
Одной из инновационных форм социально-культурной деятельности является квест «Разбор полетов» - интеллектуально-
экстремальный вид игр, способствующий сплочению команды, работающей над решением общих задач, осознанию значения единого командного духа в студенческой среде, развитию целеустремленности и креативности, повышению доверия и чувства уверенности студентов.
Реально-виртуальный спор-клуб «В теме» -форма социально-культурной деятельности, демонстрирующая новые реалии досугового общения - его виртуализацию, диверсификацию содержания, форм, технологий, средств (в том числе и языка общения). Рассмотренные в рамках спор-клуба темы «Современная литература: расцвет или упадок?», «Молодежь прошлого, настоящего и будущего», «Молодежь в России: возрождение или вырождение?» и другие наглядно демонстрируют неограниченность коммуникации в пространственновременных рамках, усиление темпов культурного обмена и активизацию межкультурной коммуникации, способствующую инкультурации и воспитанию толерантности студентов.
Следующим направлением в развитии успешности студенческой молодежи является участие в волонтерской деятельности. Нами реализованы как традиционные формы волонтерской деятельности (участие в социальных акциях, педагогические экспедиции, целевые программы, работа в детских оздоровительных лагерях и др.), так и инновационные: мультимедийный проект «Твоя реальность», видеоклуб «Особенные люди», творческая лаборатория «Преображение», консалтинг-центр «РЯОжизнь», предполагающие осуществление информационной и социальной работы с населением, реализацию социально значимых проектов с участием инициативных групп, сотрудничество с органами социальной защиты по снижению социальной напряженности и посредничество в конфликтных ситуациях; порталы компьютерной грамотности «КоманЛог», где волонтеры осуществляют обучение слушателей работе с основными компьютерными программами, государственными услугами в электронном виде, использованием сети Интернет, электронной почты и поисковых систем; фестмо-били «Поколение.ги», ориентированные на привлечение общественности к решению актуальных социальных проблем; фандрайзинг, предполагающий изыскание средств для организации или реализации конкретных социальных проектов, и др.
153
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
Т. В. Юркина
Инновационные формы социально-культурной деятельности в развитии успешности студентов вуза культуры
В качестве третьего направления развития успешности выступает социально-культурное взаимодействие студентов вуза культуры с выпускниками профилирующих специальностей, способствующее реализации профессиональноэкспериментальной технологии развития успешности студенческой молодежи. Помимо традиционных форм (мастер-классы, деловые игры, дискуссионные клубы и т. д.) нами представлены и инновационные: межпоколенные встречи выпускников, интерактивный синтез-вечер «Внуки кафедры», виртуальный иллюстрированный альманах «Выпускники кафедры: география, профессиональные портреты, размышления», виртуальный арт-коллаж «Виват Академия». К инновационным формам мы относим и коучинг (систему реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала студентов и выпускников с целью получения максимально возможного эффективного результата) и его виды: карьерный коучинг (оценку профессиональных возможностей и компетенций, консультирование студентов по карьерному планированию, сопровождение в поиске работы и т. п.), бизнес-коучинг (организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей), лайф-коучинг (индивидуальную работу со студентом, ориентированную на улучшение сфер его жизнедеятельности: самооценки, взаимоотношений); мобильный консалтинг-центр (формирование у студентов знаний и навыков, необходимых для развития профессиональной компетентности, проходящее в активной форме, с применением
деловых игр, бизнес-симуляций, проблемных задач, интенсивных групповых взаимодействий); разновидности телемоста: skype-конференции, профи-скайпинг, реально-виртуальное общение и др.
Предложенные нами формы социальнокультурной деятельности обладают следующими особенностями и возможностями, привлекающими студенческую молодежь: развитием креативности, способностей и индивидуальности личности, сохранением духовной независимости и самоуважения; наличием и дальнейшим развитием активных социальных контактов и социальной компетентности, расширением межличностных связей, реализацией своей социальной роли; развитием конкурентоспособности, стремления к профессиональной самореализации, строящейся на уверенности в себе, предприимчивости, самостоятельности, упорстве, ответственности.
Таким образом, инновационные формы социально-культурной деятельности обеспечивают устойчивость и долгосрочность работы формируемых механизмов поддержки и развития молодежной волонтерской деятельности, расширение условий доступа молодежи к креативной культурно-досуговой деятельности, а также организацию социальнокультурного взаимодействия студентов вуза культуры с выпускниками профилирующей специальности, обуславливают органичную связь качественного совершенствования профессиональной подготовки специалиста и развитие успешности студенческой молодежи.
1. Белинская, Д. В. Внеучебная деятельность в вузе / Д. В. Белинская // IX Державинские чтения: материалы науч.-практ. конф. преподавателей и аспирантов / редкол.: И. В. Налетова, Т. П. Дьячек. - Тамбов: Тамбовский государственный университет, 2004. - С. 47-48.
2. Власенко, А. С. Некоторые вопросы воспитания студенчества на современном этапе / А. С. Власенко. -Москва, 2007. - 190 с.
3. Головчанова, Н. С. Социально-психологические характеристики успешности региональной элиты: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук / Н. С. Головчанова. - Ярославль, 2010. - 26 с.
4. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусства / А. Д. Жарков. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва: Профиздат, 2002. - 287 с.
5. Мальц, Л. А. Психологические критерии жизненной успешности студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / Л. А. Мальц, А. М. Федосеева. - Режим доступа: http://imek.org/?q=node/1230.
6. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 3-е изд. - Москва: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
154
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
Т. В. Юркина
Инновационные формы социально-культурной деятельности в развитии успешности студентов вуза культуры
7. Попов, В. В. Теория социально-культурной деятельности: учеб.-метод. пособие для студентов днев. и заоч. обуч. / В. В. Попов. - Тюмень: Редакционно-издательский центр Тюменской государственной академии культуры и искусств, 2009. - 128 с.
8. Русанова, B. C. Словарь-справочник / В. С. Русанова. - Челябинск, 2010. - 298 с.
9. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под ред. Е. И. Григорьевой. - Тамбов: Тамбовский государственный университет, 2002. - 504 с.
10. Степанова, Т. П. Диверсификация досугового общения: методология, теория, технологии: моногр. / Т. П. Степанова; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2011.
Сдано 10.04.2014 T. V. Yurkina
INNOVATIVE FORMS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES IN DEVELOPING SUCCESSFUL
STUDENTS OF CULTURE
Abstracts. The article discusses innovative forms of socio-cultural activities and provides examples of a variety of cultural and recreational events that promote the success of students of high school culture.
Keywords: form, success, students, cultural and leisure activities, volunteering, innovation
References
1. Belinskaya, D. V. Extracurricular activities in college / D. V. Belinskaya // IX Derzhavinskie chteniya [IX Derzhavin reading]: materials of scientific and practical conference of teachers and graduate students / editorial board: I. V. Naletova, T. P. D’yachek. - Tambov: Tambov State University, 2004. - P. 47-48.
2. Vlasenko, A. S. Nekotorye voprosy vospitaniya studenchestva na sovremennom jetape [Some questions of education of students at the present stage] / A. S. Vlasenko. - Мoscow, 2007. - 190 p.
3. Golovchanova, N. S. Social’no-psihologicheskie harakteristiki uspeshnosti regional’noy elity [Social and psychological characteristics of successful regional elite]: thesis of dissertation candidate psiholology sciences / N. S. Golovchanova. - Yaroslavl, 2010. - 26 p.
4. Zharkov, A. D. Tehnologiya kulturno-dosugovoy deyatel’nosti [Technology of cultural and leisure activities]: textbook for students of culture and art / A. D. Zharkov. - 2nd edition revised and enlarged. - Мoscow: Profiz-dat, 2002. - 287 p.
5. Mal’tc, L. A. Psichologicheskie kriterii zhiznennoy uspeshnosti studentov pedagogicheskogo vuza [Psychological criteria of life success of students of pedagogical high school] [Electronic resource] / L. A. Mal’tc, A. M. Fedoseeva. - Access mode: http://imek.org/?q=node/1230.
6. Pedagogika [Pedagogy]: textbook for student teachers / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, A. I. Mishchenko, E. N. Shiyanov. - 3nd edition. - Мoscow: School-Press, 2000. - 512 p.
7. Popov, V. V. Teoriya social’no-kulturnoy deyatol’nosti [The theory of social and cultural activities]: textbook for full-time students and distance learning / V. V. Popov. - Tyumen: Publishing center of Tyumen State Academy of Culture and Arts, 2009. - 128 p.
8. Rusanova, V. S. Slovar.-spravochnik [Dictionary and directory] / V. S. Rusanova. - Chelyabinsk, 2010. - 298 p.
9. Sovremennye technologii social’no-kulturnoy deyatel’nosti [Modern technology of social and cultural activities]: textbook / edited by E. I. Grigorieva. - Tambov: Tambov State University, 2002. - 504 p.
10. Stepanova, T. P. Diversificatsiya dosugovogo obshcheniya: metodologiya, teoriya, tehnologii [Diversification of leisure communication: methodology, theory, technology]: monograph / T. P. Stepanova; Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. - Chelyabinsk, 2011.
Received 10.04.2014
155
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)