Научная статья на тему 'Профессионально-экспериментальная технология в развитии успешности студентов вуза культуры'

Профессионально-экспериментальная технология в развитии успешности студентов вуза культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОУЧИНГ / SUCCESS / PROFESSIONALLY-EXPERIMENTAL TECHNOLOGY / TRADITIONAL AND INNOVATIVE FORMS OF INTERACTION COACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юркина Т. В.

В статье рассматриваются традиционные и инновационные направления взаимодействия студентов с выпускниками вуза культуры, направленные на развитие успешности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юркина Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally and experimental technology in the development of successful university students of culture

The article examines the traditional and innovative areas of interaction with the students of the university graduates culture aimed at developing successful students

Текст научной работы на тему «Профессионально-экспериментальная технология в развитии успешности студентов вуза культуры»

УДК 378

Т.В.Юркина

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются традиционные и инновационные направления взаимодействия студентов с выпускниками вуза культуры, направленные на развитие успешности студентов.

Ключевые слова: успешность, профессионально-экспериментальная технология, традиционные и инновационные формы взаимодействия, коучинг.

T.V.Yurkina PROFESSIONALLY AND EXPERIMENTAL TECHNOLOGY IN THE DEVELOPMENT OF SUCCESSFUL UNIVERSITY STUDENTS OF CULTURE

The article examines the traditional and innovative areas of interaction with the students of the university graduates culture aimed at developing successful students.

Keywords: success, professionally-experimental technology, traditional and innovative forms of interaction coaching.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. [4, с. 149-154]. Студенческое время - это период жизнедеятельности молодежи, когда она определяется с правильностью выбора профессиональной деятельности, удовлетворяет свои начальные потребности в профессиональном становлении, налаживает деловые контакты, зарабатывает авторитет среди представителей будущей профессии. Мы рассматриваем студенческий возраст как этап в жизненном становлении личности, наиболее благоприятный для развития успешности, креативности, реализации желания молодых людей «быть лучше других», уметь демонстрировать свой нестандартный подход к будущей профессии.

Мы определяем успешность как интегративное личностное образование, универсальную способность субъекта к позитивным личностно и социально-значимым преобразованиям, фиксирующую его личные достижения, продуктивную связь с социумом, а также удовлетворенность процессом и результатами жизнедеятельности.

Развитию успешности, на наш взгляд, в значительной степени способствует применение ряда взаимосвязанных технологий социально-культурной деятельности, направленных на становление студентов вуза культуры как самодостаточных, креативных, творческих личностей. К таким технологиям мы относим социально-творческую (стимулирование социально-культурной активности студентов, самостоятельное проявление инициатив по разработке и осуществлению (индивидуальных или групповых) социально-культурных проектов, направленных на решение социально-значи-мых проблем, а также на саморазвитие, самореализацию молодежи в рамках клуба «Волонтер+»); креативно-деятельностную (проектирование и реализация культурно-досуговых событий, прог-рамм, акций, направленных на развитие воображения, фантазии, оригинальности мышления, творческих способностей, способности к преобразовательной деятельности). Особенное значение в развитии успешности будущих специалистов сферы культуры приобретает профессионально-экспери-ментальная технология.

Данная технология представляет собой систематизированное, разнонаправленное, социально-культурное взаимодействие студентов вуза культуры с выпускниками профилирующих специальностей. Реализация данной технологии осуществляется в рамках деятельности Клуба выпускников Челябинской государственной академии культуры и искусств «Академия ПРОФИ». В положении о деятельности Клуба сформулирована цель его деятельности -создание и поддержание многогранных корпоративных связей академии с выпускниками. Среди основных мы выделяем следующие традиционные направления работы Клуба:

1) организация ежегодных встреч выпускников кафедр, факультетов: творческие встречи и мастер-классы, посвященные юбилею выпуска или памятным датам академии;

2) организация выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, презентаций, конференций. За 2013-2014 учебный год студентами и выпускниками кафедры социально-культурной деятельности было разработано, организовано и проведено более 20 совместных культурно-значимых событий, среди которых: фестивали городского, регионального,

всероссийского и международного уровня, конкурсы профессионального мастерства, шоу программы и т. д.

К инновационным направлениям взаимодействия студентов и выпускников вуза культуры мы относим коучинг как технологию построения стратегии успеха, вид индивидуальной поддержки людей, ставящих своей задачей профессиональный и личностный рост, повышение персональной эффективности [2, с.290-291]. Г. И. Коноплёва и А. С. Борщенко рассматривают коучинг как раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности труда [1, с.190-191]. Выпускник вуза в данной системе применения коучинг-технологий выступает как персональный коуч - успешный, состоявшийся в жизни человек, который владеет системными знаниями для того, чтобы помогать студенту в достижении любой реальной сферы. Он приглашается к социально-культурному взаимодействию для того, чтобы помочь студенту в достижении поставленной им цели, профессиональной поддержки и воодушевления.

В качестве направлений коучинг-технологий, используемых в развитии успешности студентов вуза культуры, мы рассматриваем:

- профессиональный коучинг - это непрерывное сотрудничество, которое помогает студентам добиваться реальных целей в своей личной и профессиональной жизни. Посредством профессионального коучинга студенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.

Формы социально-культурной деятельности, используемые нами в рамках профессионального коучинга: мастер-классы, круглый стол, интеллектуальный бой, тренинг, спор-клуб и др.

- бизнес-коучинг - вид коучинга, который ставит целью развитие профессиональной эффективности студента. В данном случае коучинг можно считать технологией межличностных профессиональных коммуникаций. Его применение позволяет выпускнику вуза не просто обучить студента, но и помочь ему обрести призвание, стать истинным профессионалом. В данном виде коучинга мы рассматриваем такие формы социально-культурной деятельности, как деловые игры, дискуссионные клубы, решение бизнес-кейсов, конференции и др.

- лайф-коучинг подразумевает взаимодействие выпускников и студентов по вопросам становления себя как гармонично развитой личности, своей жизнедеятельности в рамках современного цивилизованного общества, жизненной стратегии, способствующей развитию успешности студентов.

В этом виде коучинга мы выделяем творческие встречи, выпуск брошюр с материалами интервью с выпускниками и фотографиями, квесты, интеллектуально-познавательные программы, ток-шоу, экскурсии, веревочные курсы, шоу-программы «Внуки академии», и т. д.

Таким образом, к главным задачам коучинга мы относим: разрешение проблемных ситуаций, принятие конечного решения, стимулирование самообучения, раскрытие потенциала, повышение мотивации. Также мы рассматриваем мобильный консалтинг-центр как эффективный способ фор-мирования у студентов знаний и навыков, необходимых для развития профессиональной компетентности, проходящие в активной форме, с применением деловых игр, бизнес-симуляций, проблемных задач, интенсивных групповых взаимодействий.

Кроме того, мы рассматриваем Интернет-технологии в развитии успешности студентов путем использования современных информационных технологий для создания единого информационного пространства выпускников и студентов вуза. Нами рассмотрены такие формы социально-куль-турной деятельности как реально-виртуальные спор-клуб, поздравительный портал «Виват, Академия!», пополнение виртуальной галереи Клуба выпускников кафедры СКД «Академия-Профи», разновидности телемоста: Skype-конференции, «Профи-скайпинг» -виртуальные встречи с выпускниками кафедры, способствующие не только формированию и развитию корпоративных традиций, способствующих укреплению связей студентов и выпускников, но и содействуют развитию профессиональной, социальной и личностной успешности студентов, их профессиональному становлению. В рамках подобных виртуальных встреч мы предлагаем студентам и выпускникам рассмотрение таких актуальных и дискуссионных вопросов как: «СКД вчера, сегодня, завтра: есть ли точки соприкосновения и каковы векторы развития?», «Формирование интеллектуально-креативной культуры студенческой молодежи», «Творческая личность. Технологии и методики ее развития», «Служение культуре - моя профессия» и др.

Кроме того, мы уделяем большое внимание разработке и изготовлению печатной продукции, имеющей объединяющее значение: биографических и юбилейных изданий, брошюр, альманахов и др. Также нами рассмотрена такая форма как виртуальное издание «Галерея выпускников кафедры СКД: география, профессиональные портреты». При подготовке данных изданий студенты высту-пают в качестве интервьюеров, составителей и редакторов.

Таким образом, предоставление возможностей социально-культурного взаимодействия студентов вуза культуры с выпускниками профилирующей специальности обуславливает органичную связь качественного совершенствования профессиональной подготовки специалиста с реализацией профессионально-экспериментальной технологии в развитии успешности студенческой молодежи.

Литература

1.Коноплёва, Г. И. Коучинг как основа развития персонала в условиях инновационной среды / Г. И. Коноплева, А. С. Борщенко // Современные наукоемкие технологии. - 2013. -№ 10-2. - С. 190-191.

2.Лазько, Н. П. Роль коучинг-технологий в управлении персоналом / Н. П. Лазько / / Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2009. - № 1. - С. 290-291.

3.Шафигуллина, Ю. В. Социокультурные особенности современного студенчества / Ю. В. Шафигуллина // Система ценностей современного общества. - 2009. - № 9. - С. 149-154.

1.Копор1^а, G. I. КоисЫ^ как osnova razvitija регеопа1а V us1ovijah innovacionnoj sredy / G. I. Копор^а, А. S. Borshhenko // Sovremennye паикоетИе tehno1ogii. - 2013. - № 10-2. - S. 190-191. 2Ха7'ко, N. Р. Ro1' kouching-tehno1ogij V uprav1enii регеопа1от / N. Р. Laz'ko // Socio1ogija V sovremennom тке: паика, obrazovanie, tvorchestvo. - 2009. - № 1. -S. 290-291.

3.Shafigu11ina, Ju. V. Socioku1'tumye osobennosti sovremennogo studenchestva / Ju. V. Shafigu11ina // Sistema cennostej sovremennogo obshhestva. - 2009. -№ 9. - S. 149-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.