Научная статья на тему '«Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве»: научная школа Е. В. Коротаевой'

«Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве»: научная школа Е. В. Коротаевой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2394
649
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ / ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGY OF INTERACTION URGENT FIELD OF PEDAGOGICAL SCIENCE / MAIN ACHIEVEMENTS OF THE SCIENTIFIC SCHOOL IN THE THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротаева Евгения Владиславовна

В статье представлены научные основы педагогики взаимодействий актуального направления развития системы образования, описан опыт изучения взаимодействия как ведущей категории педагогической науки, уточнены основные направления развития научной школы: мегасфера, осознаваемая как результат взаимодействий в мировом образовательном пространстве; метасфера, отражающая взаимодействия в конкретной государственной системе образования; мезосфера, реализуемая в локальных образовательных системах; микросфера, образуемая непосредственными контактами участников образовательного процесса; определены основные характеристики педагогического взаимодействия как основной научной категории школы: универсальность, относительность, избирательность, целостность и самодостаточность, названы основания для типологий педвзаимодействий субъектов образовательного процесса; представлены участники научной школы, внесшие вклад в разработку идей педагогики взаимодействий; названы основные научные специальности, по которым были представлены кандидатские диссертации участников данной школы (общая педагогика, история педагогики и образования: теория и методика дошкольного образования; теория и методика обучения и воспитания; теория и методика профессионального образования); описаны достижения в теории (монографии, научные статьи, учебные пособия и др.), а также практические наработки в деятельности научной школы «Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве», реализуемые в грантовой деятельности и федеральных целевых программах МОиН РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY OF INTERACTION IN EDUCATIONAL SPACE: SCIENTIFIC SCHOOL OF E. V. KOROTAEVA

The article presents scientific foundations of pedagogy of interaction an urgent line of development of education system, describes experience of study of interaction as a leading category of pedagogy and specifies the main lines of development of the scientific school: megasphere interpreted as the result of interactions in the world education space; metasphere reflecting interactions in a concrete national education system; mesosphere realized in local education systems; and microsphere formed by direct contacts between the participants of an education process. The article also defines the basic characteristics of pedagogical interaction as the main scientific category of the school: universality, relativity, selectivity, integrity and self-sufficiency; names the principles for typologies of pedagogical interactions of the subjects of education process; presents the participants of the scientific school who made a significant contribution in the development of ideas of pedagogy of interaction; and names the main scientific fields in which candidate dissertations of the participants were written (general pedagogy, history of pedagogy: theory and methods of pre-school education, theory and methods of teaching and upbringing, theory and methods of professional education). The article describes the achievements in the theory (monographs, scientific papers, teaching aids, etc.) and practical recommendations in the sphere of activity of the scientific school “Pedagogy of interaction in educational space” realized in grants activity and special programs of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему ««Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве»: научная школа Е. В. Коротаевой»

ПЕДАГОГИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

УДК 378.001.891

ББК Ч402.3+Ч4в. ГСНТИ 14.01.07 Код ВАК 13.00.01

Коротаева Евгения Владиславовна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

«ПЕДАГОГИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»: НАУЧНАЯ ШКОЛА Е. В. КОРОТАЕВОЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогика взаимодействий - актуальное направление педагогической науки, основные достижения научной школы в теории и практике образования.

АННОТАЦИЯ. В статье представлены научные основы педагогики взаимодействий - актуального направления развития системы образования, описан опыт изучения взаимодействия как ведущей категории педагогической науки, уточнены основные направления развития научной школы: ме-гасфера, осознаваемая как результат взаимодействий в мировом образовательном пространстве; метасфера, отражающая взаимодействия в конкретной государственной системе образования; мезосфера, реализуемая в локальных образовательных системах; микросфера, образуемая непосредственными контактами участников образовательного процесса; определены основные характеристики педагогического взаимодействия как основной научной категории школы: универсальность, относительность, избирательность, целостность и самодостаточность, названы основания для типологий педвзаимодействий субъектов образовательного процесса; представлены участники научной школы, внесшие вклад в разработку идей педагогики взаимодействий; названы основные научные специальности, по которым были представлены кандидатские диссертации участников данной школы (общая педагогика, история педагогики и образования: теория и методика дошкольного образования; теория и методика обучения и воспитания; теория и методика профессионального образования); описаны достижения в теории (монографии, научные статьи, учебные пособия и др.), а также практические наработки в деятельности научной школы «Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве», реализуемые в грантовой деятельности и федеральных целевых программах МОиН РФ.

Korotaeva Evgeniya Vladislavovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PEDAGOGY OF INTERACTION IN EDUCATIONAL SPACE: SCIENTIFIC SCHOOL OF E. V. KOROTAEVA

KEYWORDS: pedagogy of interaction - urgent field of pedagogical science, main achievements of the scientific school in the theory and practice of education.

ABSTRACT. The article presents scientific foundations of pedagogy of interaction - an urgent line of development of education system, describes experience of study of interaction as a leading category of pedagogy and specifies the main lines of development of the scientific school: megasphere interpreted as the result of interactions in the world education space; metasphere reflecting interactions in a concrete national education system; mesosphere realized in local education systems; and microsphere formed by direct contacts between the participants of an education process. The article also defines the basic characteristics of pedagogical interaction as the main scientific category of the school: universality, relativity, selectivity, integrity and self-sufficiency; names the principles for typologies of pedagogical interactions of the subjects of education process; presents the participants of the scientific school who made a significant contribution in the development of ideas of pedagogy of interaction; and names the main scientific fields in which candidate dissertations of the participants were written (general pedagogy, history of pedagogy: theory and methods of pre-school education, theory and methods of teaching and upbringing, theory and methods of professional education). The article describes the achievements in the theory (monographs, scientific papers, teaching aids, etc.) and practical recommendations in the sphere of activity of the scientific school "Pedagogy of interaction in educational space" realized in grants activity and special programs of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.

!ематика направления, связанного с там разнообразных взаимодействий субъектов

педагогикой взаимодействий, без со- и объектов в образовательном пространстве.

мнения, относится к «вечным» проблемам Одним из трудов, составляющих базис

образования, поскольку, о чем бы ни говори- педагогики взаимодействия, можно назвать

ли, ни писали ученые, теоретики, практики, «Великую дидактику» Я. А. Коменского, «со-

они всегда обращаются к тем или иным аспек- держащую универсальное искусство учить

Те

п

© Коротаева Е. В., 2016

всех всему,<...>, кратко, приятно, основательно...» [5]. К вопросам построения взаимодействий между учителем и учеником обращались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухом-линский и многие др.

Но образовательная ситуация конца ХХ - начала XXI века кардинально изменилась по сравнению с теми, которые описывались в истории педагогики.

Образование сегодня теснейшим образом связано с социокультурной средой, изменения в которой - глобализация, массовая информатизация, межкультурная коммуникация, приводящие одновременно и к отчуждению, и к объединению индивидов и т.д., - активизируют поиски в научных направлениях, раскрывающих механизмы контактов, влияний, воздействий на личность, группу и пр. Многочисленные социально-педагогические, психолого-педагогические, психодидактические и др. исследования связаны с пересмотром и уточнением, обновлением многих традиционных явлений, категорий, понятий. К таковым, без сомнения, относится и взаимодействие.

Именно на рубеже ХХ-ХХ1 века категория «взаимодействие», став базисной для педагогики, войдя во все крупные педагогические словари и энциклопедии, изменила трактовку таких ключевых понятий, как воспитание и обучение. Ранее воспитание определялось через «воздействие» («воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью формирования у него систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру...). Такой подход, как известно, утверждает субъект-объектный характер взаимоотношений педагога и воспитанника, где последнему отведена роль просто «прини-мателя» знаний, установок и пр.

Однако изменившаяся социокультурная ситуация отразилась на трактовке взаимодействия в образовании, которое стало определяющим для педагогических дефиниций, подчеркивая активную, дея-тельностную позицию всех участников образовательного процесса: «Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели» [12, с. 201]; «Обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» [11, с. 132].

Позитивный ревизионизм основного педагогического словаря был обусловлен

потребностью в целенаправленных исследованиях, содержащих научно-теоретиче-ский анализ, оценку тенденций и перспектив развития педагогики взаимодействий в образовательном пространстве. Однако среди педагогических работ последней четверти ХХ в. научных монографий, непосредственно связанных с педагогическими взаимодействиями, не обнаруживалось. При этом образовательная практика (модернизация системы образования, педагогическая инноватика, разнообразие обучающих технологий) свидетельствовала о новом этапе в развитии педагогических взаимодействий, который требовал своего осмысления, систематизации, определения актуальной тактики и стратегии в построении взаимодействий субъектов образовательного процесса.

Поэтому обращение Е. В. Коротаевой к данной проблематике в качестве направления научного исследования оказалось более чем естественным, что отразилось в целом ряде ее работ: «Основы педагогических взаимодействий» УрГПУ, 1996; «Директор - учитель - ученик: пути взаимодействия» М., 2000; «Педагогика взаимодействий» УрГПУ, 2000; «Педагогические взаимодействия и технологии» М., 2007; «Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа» УрГПУ, 2008; «Основы педагогики взаимодействий: теория и практика», УрГПУ, 2013 и др.

И следствием целенаправленной деятельности в этом направлении стало присвоение доктору педагогических наук, профессору Е. В. Коротаевой Почетного звания «Основатель научной школы "Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве"» решением Президиума Российской Академии Естествознания (2009).

В формате деятельности этой научной школы под руководством Е. В. Коротаевой защищено 25 кандидатских диссертаций; подготовлено более десятка монографий и глав в коллективных монографиях, посвященных проблематике педагогического взаимодействия, опубликовано более 80-ти статей в журналах, рецензируемых ВАК, и представленных в РИНЦ.

Исследования педагогических взаимодействий, связанные с образовательным процессом, образовательной ситуацией, ведутся в различных сферах: мегасфера, складывающаяся в результате взаимодействий в мировом образовательном пространстве, а также опосредуемая взаимосвязью социальных институтов - государственного и образовательного (например, Болонский процесс); метасфера, отражающая взаимодействия в конкретной государственной системе образования (например, система образования РФ); мезосфера, реализуемая в локаль-

ных образовательных системах (региональная, муниципальная и др.); микросфера, образуемая непосредственными контактами участников образовательного процесса.

Несмотря на то что определение «микро-» указывает местоположение данной сферы относительно остальных, исследования показывают, что именно она является центральной для педагогических взаимодействий, без нее отпадает нужда в остальных сферах. Именно поэтому основу изысканий в рамках научной школы «Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве» составляют работы, ориентированные именно на исследования в «микросфере»:

• Ситуация успеха как фактор воспитания положительного отношения к учению у младших подростков (на уроках литературы) (Е. В. Коротаева).

• Воспитание активного отношения к учению нетрадиционными приемами работы с учебным текстом у старших школьников (Т. А. Сутырина).

• Развитие рефлексивных умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию (А. Ю. Куфарова).

• Дифференцированный подход в развитии познавательных интересов младших подростков (М. Г. Синякова) и др.

Общим для работ данной сферы является установка на переосмысление связи педагога и воспитанника, учителя и учащегося с однонаправленного воздействия на активное (ре-активное, равно-активное) участие всех включенных в учебно-воспитательный процесс, на субъект-субъектную организацию построения взаимодействий и взаимоотношений в образовательном процессе.

При этом нужно отметить, что реализуемые педагогические взаимодействия касаются различных ступеней отечественной образовательной системы, что позволяет участникам научной школы выходить в ме-зо- и метасферу пространства педагогики взаимодействий:

• Педагогические условия создания эмоционально развивающей атмосферы в ДОУ для детей раннего возраста (Л. А. Максимова).

• Педагогический мониторинг в реализации возможностей воспитывающей среды общеобразовательной школы (Л. Д. Назарова).

• Методическая работа в школе как условие развития педагогического коллектива негосударственной общеобразовательной школы по специальности (Н. Н. Чернякова).

• Ролевое взаимодействие как средство воспитания профессиональной направленности будущего учителя (М. В. Ломаева) и др.

Обширное поле педагогики взаимодействий обусловливает тот факт, что диссер-

тационные исследования данной школы охватывают различные научные специальности педагогической науки:

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования:

• Педагогика взаимодействий в современном образовательном процессе (Е. В. Ко-ротаева): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.

• Технология встречных усилий учителя и учащегося как условие гуманизации образовательного процесса (О. Н. Хан).

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания:

• Организация конструктивных взаимодействий в учебной деятельности как фактора развития межличностных отношений младших школьников на примере уроков естествознания (Т. В. Клишина).

• Учебный диалог на уроках русского языка как средство развития социального интеллекта младших школьников (Е. А. Зайцева).

13.00.07 - теория и методика дошкольного образования;

• Проблемный подход как условие развития неадаптивной активности старших дошкольников (И. С. Бухарова).

• Педагогическое сопровождение как условие формирования социального познания у старших дошкольников (М. В. Бывшева).

13.00.08 - теория и методика профессионального образования;

• Педагогический мониторинг профессионального становления учителя-стажера (Е. С. Зубарева).

• Оценочные высказывания педагогов как условие обеспечения личностного роста ребенка-дошкольника (Е. А. Царегородцева).

• Социально-ролевой подход в обучении как фактор становления профессионально-педагогической компетентности будущих учителей (О. Л. Кустова ) и др.

Педагогическая теория и практика, представленные в данных научных исследованиях, раскрывают основные характеристики педагогического взаимодействия, которое отличается:

- универсальностью: в нее включены все без исключения объекты (образовательные учреждения, системы образования, методы, технологии и пр.) и субъекты (учитель, ученик, преподаватель, студент, воспитатель, директор школы, коллектив педагогов и др.) образовательной сферы; и относительностью: само педагогическое взаимодействие является лишь звеном во всеобщей цепи социальных и психологических взаимодействий;

- избирательностью: носящей как объективный (свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами), так

и субъективный (зависящий от личных пристрастий индивида) характер, что обусловливает и выбор форм и содержания контактов взаимодействующих сторон, и продуктивность получаемых результатов;

- разнообразием типологий, характеризующих педагогическое взаимодействие: типология, учитывающая степень включенности педагога в организацию жизни ребенка (защита, помощь, поддержка, сопровождение); типология, основанная на определении отношения учителя к учащимся и собственной деятельности; типология, опирающаяся на сходство-различие мнений и оценок субъектов образовательной среды по поводу происходящих фактов и событий; типология педагогических взаимодействий, отражающая педагогический процесс в его многообразии: деструктивные рестриктив-ные, реструктивные, конструктивные;

- целостностью и самодостаточностью: именно взаимодействие является тем фактором, который интегрирует отдельные составляющие в единую - цельную (образовательную) - систему, осуществляя одновременно регулирующую и направляющую функции; при этом педагогическое взаимодействие существует независимо от того, осознают ли его субъекты образовательной сферы (хотя осознание, безусловно, может влиять на эффективность и продуктивность взаимодействий в образовательном процессе).

Новационность изучаемых проблем нашли отражение в монографиях и учебных пособиях, неоднократно отмеченных дипломами Фонда развития отечественного образования за участие в конкурсе на лучшую научную книгу среди преподавателей высших учебных заведений (2004, 2005, 2007, 2008, 2010, 2011), всероссийских и вузовских конкурсов (2006, 2008, 2012), сертификатами качества, грифами МОиН РФ и УМО по педагогическим специальностям и направлениям педагогического образования.

Однако научная школа может и должна развиваться не только в теории и на практике. И здесь деятельность школы «Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве» тоже представлена в различных формах и направлениях. Дело не только в том, что все положения диссертационных исследований были действительно апробированы в образовательных учреждениях. Речь идет и о представлении наработанного педагогического опыта в новационных форматах - Федеральных целевых программах и соответствующих грантах.

Дважды коллектив научной школы принимал участие в Федеральной целевой программе МОиН РФ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной Рос-

сии на 2009-2013 гг.». В процессе реализации этой программы в 2010 и 2012 гг. были успешно проведены четыре сессии научной школы для молодых учителей по темам: «Школа педвзаимодействий: вчера, сегодня, завтра» и «Педагогика взаимодействий: концепции, подходы, технологии». В этих сессиях приняли участие более 200 молодых педагогов; по результатам работы были опубликованы программы дополнительного образования, сборники трудов, посвященные разнообразным аспектам педагогики взаимодействий [12].

В 2012-2013 годах представители школы педагогики взаимодействий принимали участие в гранте, исследующем новые связи и отношения педагога и обучающегося в новых образовательных ситуациях, связанных с компьютеризацией учебного процесса, развитием дистанционных технологий обучения [9].

В 2014-2015 годах Российским гуманитарным научным фондом был поддержан грант, предложенный руководителем и участниками научной школы, направленный на развитие ценностного отношения у дошкольников к малой родине [2; 10]. Двухгодичная работа в формате данного проекта способствовала целенаправленному, системному освоению информации о месте проживания; формированию у субъектов, включенных в проект (детей, педагогов, родителей), чувства сопричастности, гордости, включенности в со-бытийность своего региона; консолидации педагогического сообщества на основе идеи формирования у детей ценностного отношения к малой родине. Несмотря на кажущуюся «частность» этой проблематики, это направление является базисом для формирования патриотизма, духовности, ценностного отношения к себе, к окружающим людям, к социуму. И это все - педагогика взаимодействий.

Исследования, проводимые в рамках деятельности данной научной школы, касаются практически всех актуальных направлений теории и практики образования. Широкая область исследований педагогики взаимодействий вызывает закономерную ее интеграцию со смежными гуманитарными науками: социологией, социальной педагогикой, методикой обучения, педагогической психологией, информационно-коммуникационными технологиями и т.д.

Можно с уверенностью утверждать, что область исследований научной школы «Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве» - это актуальная и востребованная отрасль образовательной науки, отвечающая тактически и стратегическим запросам современной образовательной теории и практики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бывшева М. В., Коротаева Е. В. Социальное развитие детей: аспекты преемственности // Начальная школа плюс До и после. 2013. № 12. С. 23-27.

2. Бывшева М. В. Формирование у детей ценностного отношения к малой родине в контексте преемственности дошкольного и начального образования / / Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 57-63.

3. Бухарова И. С., Коротаева Е. В. Аспекты развития детской одаренности // Нижегородское образование. 2010. № 4. С. 54-58.

4. Зайцева Е. А., Коротаева Е. В. Возможности учебного диалога в развитии младшего школьника // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 166-170.

5. Коменский Я. А. Великая дидактика / Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1982. 656 с.

6. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии : монография. М. : Academia, 2007. 256 с.

7. Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа : монография. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2008. 276 с.

8. Коротаева Е. В. Взаимодействия в педагогической науке и практики. Наука и практика о педагогических взаимодействиях / Педагогика взаимодействий: концепции, подходы, технологии : сборник мат. Всероссийской научно-практ. конф. 18 июля 2012 г. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2012. С. 9-11.

9. Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие субъектов образовательной деятельности на основе информационно--коммуникативных технологий: дидактика интерактивного обучения / Инновационные модели и технологии повышения качества медицинского образования : коллект. монография. URL: http://do.teleclinica.ru/2497910/ (дата обращения: 02..01.2016).

10. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Научно-методическое сопровождение регионально ориентированной программы для детей дошкольного возраста // Западно-Сибирский педагогический вестник : сборник педагогических трудов: вып. 2. Новосибирск : ЦРНС, 2014. С. 190-206.

11. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М. : Пед. об-во России, 2006. 608 с.

12. Педагогика взаимодействий: концепции, подходы, технологии : сбрник мат. Всероссийск. науч.-практ. конф. / Под ред. Е. В. Коротаевой. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2012. 338 с.

13. Подласый И. П. Педагогика. М. : Просвещение, ВЛАДОС, 1996. 432 с.

14. Социальные ориентиры современного образования: некоторые вопросы теории и практики: монография» / Е. В. Коротаева, М. В. Бывшева, Г. С. Трубина. М. : Перо, 2015. 84 с.

15. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография / Под ред Е. В. Коротаевой. Новосибирск: ЦРНС, 2010. 172 с.

16. Царегородцева Е. А Оценочная деятельность педагога как фактор обеспечения личностного роста дошкольника // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 189-192.

LITERATURA

1. Byvsheva M. V., Korotaeva E. V. Sotsial'noe razvitie detey: aspekty preemstvennosti // Nachal'naya shkola plyus Do i posle. 2013. № 12. S. 23-27.

2. Byvsheva M. V. Formirovanie u detey tsennostnogo otnosheniya k maloy rodine v kontek-ste preemstvennosti doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 4. S. 57-63.

3. Bukharova I. S., Korotaeva E. V. Aspekty razvitiya detskoy odarennosti // Nizhegorod-skoe obrazovanie. 2010. № 4. S. 54-58.

4. Zaytseva E. A., Korotaeva E. V. Vozmozhnosti uchebnogo dialoga v razvitii mladshego shkol'nika // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 12. S. 166-170.

5. Komenskiy Ya. A. Velikaya didaktika / Izbr. ped. soch.: V 2 t. T. 1. M. : Pedagogika, 1982. 656 s.

6. Korotaeva E. V. Pedagogicheskie vzaimodeystviya i tekhnologii : monografiya. M. : Academia, 2007. 256 s.

7. Korotaeva E. V. Pedagogicheskoe vzaimodeystvie: opyt problemnogo analiza : monogra-fiya. Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2008. 276 s.

8. Korotaeva E. V. Vzaimodeystviya v pedagogicheskoy nauke i praktiki. Nauka i praktika o pedagogicheskikh vzaimodeystviyakh / Pedagogika vzaimodeystviy: kontseptsii, podkhody, tekhnolo-gii : sbornik mat. Vserossiyskoy nauchno-prakt. konf. 18 iyulya 2012 g. Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2012. S. 9-11.

9. Korotaeva E. V. Pedagogicheskoe vzaimodeystvie sub"ektov obrazovatel'noy deyatel'no-sti na osnove informatsionno-kommunikativnykh tekhnologiy: didaktika interaktivnogo obu-cheniya / Innovatsionnye modeli i tekhnologii povysheniya kachestva meditsinskogo obrazovaniya : kollekt. мonografiya. URL: http://do.teleclinica.ru/2497910/ (data obrashcheniya: 02..01.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Korotaeva E. V., Andryunina A. S. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie regional'no orientirovannoy programmy dlya detey doshkol'nogo vozrasta // Zapadno-Sibirskiy pedago-gicheskiy vestnik : sbornik pedagogicheskikh trudov: vyp. 2. Novosibirsk : TsRNS, 2014. S. 190-206.

11. Pedagogika / Pod red. P. I. Pidkasistogo. M. : Ped. ob-vo Rossii, 2006. 608 s.

12. Pedagogika vzaimodeystviy: kontseptsii, podkhody, tekhnologii : sbrnik mat. Vseros-siysk. nauch.-prakt. konf. / Pod red. E. V. Korotaevoy. Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2012. 338 s.

13. Podlasyy I. P. Pedagogika. M. : Prosveshchenie, VLADOS, 1996. 432 s.

14. Sotsial'nye orientiry sovremennogo obrazovaniya: nekotorye voprosy teorii i prak-tiki: monografiya» / E. V. Korotaeva, M. V. Byvsheva, G. S. Trubina. M. : Pero, 2015. 84 s.

15. Teoriya i praktika pedagogicheskikh vzaimodeystviy v sovremennoy sisteme obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / Pod red E. V. Korotaevoy. Novosibirsk: TsRNS, 2010. 172 s.

16. Tsaregorodtseva E. A Otsenochnaya deyatel'nost' pedagoga kak faktor obespecheniya lichnost-nogo rosta doshkol'nika // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 1. S. 189-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.