Научная статья на тему 'Школы профессора А. С. Белкина'

Школы профессора А. С. Белкина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1959
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCIENTIFIC SCHOOL / POLY-PARADIGMATIC / VITAGENETIC EDUCATION / DEVELOPMENTAL PEDAGOGY / SITUATIONS OF SUCCESS IN EDUCATION / PEDAGOGICAL MONITORING / MENTAL MISSION AREA IN EDUCATION / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОСТЬ / ВИТАГЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА / СИТУАЦИИ УСПЕХА В ОБУЧЕНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / МЕНТАЛЬНО-МИССИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротаева Евгения Владиславовна

В статье описан процесс формирования научной школы А. С. Белкина, доктора педагогических наук, профессора, председателя диссертационного совета с пятнадцатилетним стажем, заслуженного деятеля науки РФ, действительного члена Академии педагогических и социальных наук и Международной академии наук педагогического образования, отличника просвещения РСФСР, отличника образования СССР, лауреата премии Государственного комитета по образованию, лауреата премии В. Н. Татищева и В. де Генина в области образования, кавалера почетного знака «За заслуги в развитии г. Екатеринбурга». Основные направления исследований представителей научной школы А. С. Белкина: мониторинго-образовательное; психолого-педагогическое; витагенное образование; историко-педагогическое; проблемы воспитания гражданской позиции учащихся; инновационно-образовательное. Таким образом, научная школа А. С. Белкина воплощает полипарадигмальный подход к изучению образования. Сам А. С. Белкин посвятил свои работы таким темам, как теория и практика витагенного образования; возрастосообразный подход в педагогике; педагогическая запущенность; технология создания ситуации успеха в образовательном процессе; мониторинг (диагностика) педагогического процесса; теория и практика педагогического взаимодействия; формирование научного педагогического сознания; ментально-миссионное направление в образовании. Работа диссертационного совета под председательством А. С. Белкина обогатила понятийный аппарат педагогики целым рядом научно-педагогических понятий, получивших всеобщее признание: возрастная педагогика, педагогическая диагностика, витагенное образование, многомерно-голографический подход, компетентностный подход, научное педагогическое сознание, педагогическое взаимодействие, педагогический мониторинг, персонифицированная характеристика исследования. Решением Президиума Российской академии естествознания А. С. Белкину было присвоено почетное звание «Основатель научной школыПолипарадигмальная педагогика”».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SCHOOLS OF PROFESSOR A.S. BELKIN

The article describes the process of formation of the scientific school of A.S. Belkin, doctor of pedagogy, professor, chairman of the dissertation council for more than 15 years, member of the Academy of Pedagogical and Social Sciences and the International Academy of Sciences of Pedagogical Education, awarded for Excellence in the education of the RSFSR, awarded for Excellence in the education of the USSR, Award winner of the State Committee on Education, Winner of awards n/a V.N. Tatishev and B.D. Genin in Education, Holder of the Honorary Badge “For Outstanding Service to the Development of Ekaterinburg”. The main areas of research of the representatives of the scientific school of A.S. Belkin are the following: monitoring-educational; psychological-educational; vitagenetic education; historic-pedagogical; problems of education of the civil position of pupils; innovative-educational, etc. Thus the scientific school of A.S. Belkin embodies the polyparadigmatic approach to the study of education. Professor A.S. Belkin himself devoted his works to such problems as theory and practice of vitagenetic education, age based approach in pedagogy, pedagogic neglect, technology of creation of the situation of success in education process, monitoring (diagnostics) of education process, theory and practice of pedagogical interaction, formation of scientific pedagogical mentality, mental-missionary trend in education, etc. The work of the Dissertation council chaired by Professor A.S. Belkin enriched the notional apparatus of pedagogy by a number of pedagogical notions which later received general acclaim: developmental pedagogy, pedagogical diagnostics, vitagenetic education, polydimention holographic approach, competence-based approach, scientific pedagogical mentality, pedagogical interaction, pedagogical monitoring and personified characteristics of research. On decision of the Presidium of the Russian Academy of Natural Sciences A.S. Belkin was awarded the honored title of “Founder of the Scientific School “Polyparadigmatic Pedagogy”.

Текст научной работы на тему «Школы профессора А. С. Белкина»

УДК 378.14:001.89(Белкин А. С.)

ББК Ч25+Ч448.04 ГСНТИ 14.09.95 Код ВАК 13.00.01

Коротаева Евгения Владиславовна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 276; e-mail: e.v.korotaeva@yandex.ru.

ШКОЛЫ ПРОФЕССОРА А. С. БЕЛКИНА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научная школа, полипарадигмальность, витагенное образование; возрастная педагогика, ситуации успеха в обучении; педагогический мониторинг; ментально-миссионное направление в образовании.

АННОТАЦИЯ. В статье описан процесс формирования научной школы А. С. Белкина, доктора педагогических наук, профессора, председателя диссертационного совета с пятнадцатилетним стажем, заслуженного деятеля науки РФ, действительного члена Академии педагогических и социальных наук и Международной академии наук педагогического образования, отличника просвещения РСФСР, отличника образования СССР, лауреата премии Государственного комитета по образованию, лауреата премии В. Н. Татищева и В. де Генина в области образования, кавалера почетного знака «За заслуги в развитии г. Екатеринбурга». Основные направления исследований представителей научной школы А. С. Белкина: мониторинго-образовательное; психолого-педагогическое; ви-тагенное образование; историко-педагогическое; проблемы воспитания гражданской позиции учащихся; инновационно-образовательное. Таким образом, научная школа А. С. Белкина воплощает полипарадигмальный подход к изучению образования. Сам А. С. Белкин посвятил свои работы таким темам, как теория и практика витагенного образования; возрастосообразный подход в педагогике; педагогическая запущенность; технология создания ситуации успеха в образовательном процессе; мониторинг (диагностика) педагогического процесса; теория и практика педагогического взаимодействия; формирование научного педагогического сознания; ментально-миссионное направление в образовании. Работа диссертационного совета под председательством А. С. Белкина обогатила понятийный аппарат педагогики целым рядом научно-педагогических понятий, получивших всеобщее признание: возрастная педагогика, педагогическая диагностика, витагенное образование, многомерно-голографический подход, компетентностный подход, научное педагогическое сознание, педагогическое взаимодействие, педагогический мониторинг, персонифицированная характеристика исследования. Решением Президиума Российской академии естествознания А. С. Белкину было присвоено почетное звание «Основатель научной школы "Полипарадигмальная педагогика"».

Korotaeva Evgeniya Vladislavovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

SCIENTIFIC SCHOOLS OF PROFESSOR A.S. BELKIN

KEYWORDS: scientific school; poly-paradigmatic; vitagenetic education; developmental pedagogy; situations of success in education; pedagogical monitoring; mental mission area in education.

ABSTRACT. The article describes the process of formation of the scientific school of A.S. Belkin, doctor of pedagogy, professor, chairman of the dissertation council for more than 15 years, member of the Academy of Pedagogical and Social Sciences and the International Academy of Sciences of Pedagogical Education, awarded for Excellence in the education of the RSFSR, awarded for Excellence in the education of the USSR, Award winner of the State Committee on Education, Winner of awards n/a V.N. Tatishev and B.D. Genin in Education, Holder of the Honorary Badge "For Outstanding Service to the Development of Ekaterinburg". The main areas of research of the representatives of the scientific school of A.S. Belkin are the following: monitoring-educational; psychological-educational; vitagenetic education; historic-pedagogical; problems of education of the civil position of pupils; innovative-educational, etc. Thus the scientific school of A.S. Belkin embodies the polyparadigmatic approach to the study of education. Professor A.S. Belkin himself devoted his works to such problems as theory and practice of vitagenetic education, age based approach in pedagogy, pedagogic neglect, technology of creation of the situation of success in education process, monitoring (diagnostics) of education process, theory and practice of pedagogical interaction, formation of scientific pedagogical mentality, mental-missionary trend in education, etc. The work of the Dissertation council chaired by Professor A.S. Belkin enriched the notional apparatus of pedagogy by a number of pedagogical notions which later received general acclaim: developmental pedagogy, pedagogical diagnostics, vitagenetic education, polydimention holographic approach, competence-based approach, scientific pedagogical mentality, pedagogical interaction, pedagogical monitoring and personified characteristics of research. On decision of the Presidium of the Russian Academy of Natural Sciences A.S. Belkin was awarded the honored title of "Founder of the Scientific School "Polyparadigmatic Pedagogy".

Август Соломонович Белкин - ровесник Уральского государственного педагогического университета; и в 2015 году педагогический коллектив отмечает 85-летний юбилей как УрГПУ, так и уважаемого всеми доктора педагогических наук, профессора А. С. Белкина, который внес неоценимый вклад в развитие нашего вуза.

«Школа А. С. Белкина» оказывается многозначным понятием. Прежде всего, это те школы, в которых он начал свою трудовую деятельность сначала в качестве учителя (школа № 80 г. Свердловска), а затем в качестве директора (школа № 65). Именно в них будущий известный ученый приобрел тот неоценимый опыт, который впоследствии был интерпретирован в научные идеи, нова-ционные для того времени положения, ставшие базой для целого ряда диссертаций.

Далее школой для А. С. Белкина стала работа в качестве преподавателя в СГПИ (Свердловском государственном педагогическом институте), где он практически сразу защитил кандидатскую диссертацию «Педагогический анализ причин типичных проступков школьников и меры их предупреждения» в институте теории и истории педагогики АПН СССР (1970 г.) А спустя тринадцать лет там же была представлена и блестяще защищена докторская диссертация на тему «Теория и практика педагогической диагностики отклоняющегося поведения школьников».

Еще одной «школой А. С. Белкина» стала кафедра педагогики, которую он возглавлял с 1972 года. А с 1990 года с учетом тенденций развития отечественной системы образования она была преобразована в кафедру возрастной педагогики и педагогических технологий. Именно там в горячих спорах, в ходе научных дискуссий, семинаров для аспирантов, на встречах с учителями-практиками и т. д. озвучивались, оттачивались, проходили проверку на практическую и теоретическую значимость теории, концепции, подходы, которые впоследствии были представлены в большом количестве диссертационных исследований как кандидатского, так и докторского уровней.

Атмосфера научного поиска, педагогического творчества, доверия, открытости к новому, которая создавалась А. С. Белкиным на кафедре возрастной педагогики и педагогических технологий, привлекала многих учителей и педагогов, желающих идти дальше и выше в своем профессиональном и личностном развитии. В этой научной школе сформировались как ученые его ученики И. Д. Возженикова, Т. А. Бра-гина, С. А. Днепров, И. С. Зимина, Е. В. Ко-ротаева, Н. И. Мазурчук и многие другие.

Их начинания были всегда поддержаны, поскольку А. С. Белкин как научный руководитель придерживался следующей педагогической формулы: «Учитель! Воспитай ученика, чтобы было у кого учиться».

В процессе освоения научной педагогической целины оформлялись самостоятельные направления научного поиска, которые отличались актуальностью, необычностью, востребованностью в образовательной деятельности: теория и практика витагенного образования; возрастосообразный подход в педагогике; педагогическая запущенность; технология создания ситуации успеха в образовательном процессе; мониторинг (диагностика) педагогического процесса; теория и практика педагогического взаимодействия; формирование научного педагогического сознания; ментально-миссионное направление в образовании и др.

Эти подходы были отражены в соответствующих публикациях - учебных пособиях и монографиях: «Проблемы педагогического мастерства» (Белкин А. С. М. : Педагогика, 1987), «Ситуация успеха. Как ее создать : кн. для учителя» (Белкин А. С. М. : Просвещение, 1991), «Витагенное обучение» (Белкин А. С. М. : Школ. технологии, 1997), «Основы возрастной педагогики» (Белкин А. С. М. : Изд. Центр «Академия», 2000), «Педагогическая компетентность» (Белкин А. С. Екатеринбург : учеб. кн., 2003), «Ментально-миссионное направление в образовании» (Белкин А. С. М. : Спутник, 2009) и др.

Новационность и значимость этих идей и работ привлекла внимание не только отечественных, но и зарубежных педагогов. По их просьбам Август Соломонович неоднократно выступал с научными докладами, посвященным проблемам развития образования, в США (университете Бриджпорт), Китае (Пекине), Корее (Сеуле). Его идеи витагенного образования получили широкое международное признание.

Интенсивному и многоплановому развитию научной школы в Уральском государственном педагогическом университете чрезвычайно способствовало создание первого диссертационного совета по педагогике (1993 г.), председателем которого стал А. С. Белкин. Иная кандидатура на этот пост даже не обсуждалась. Нужно отметить достаточно широкий спектр научных специальностей, по которым велась научно-исследовательская работа в данном совете: «Общая педагогика, история педагогики и образования» (13.00.01), «Теория и методика обучения и воспитания» (13.00.02), «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культу-

© Коротаева Е. В., 2015

ры» (13.00.04), «Теория и методика профессионального образования» (13.00.08).

Такое разнообразие дало возможность превратить совет в кузницу педагогических кадров, прежде всего, для г. Екатеринбурга и Свердловской области. За 15 лет работы диссертационного совета под руководством А. С. Белкина были защищены 276 кандидатских и докторских диссертаций. А непосредственно под научным руководством А. С. Белкина - 50 кандидатских и 16 докторских диссертаций, обогативших образовательную теорию и практику.

Работа диссертационного совета обогатила понятийный аппарат педагогики целым рядом научно-педагогических понятий, получивших всеобщее признание: возрастная педагогика, педагогическая диагностика, витагенное образование, многомерно-голографический подход, компетентностный подход, научное педагогическое сознание, педагогическое взаимодействие, педагогический мониторинг, персонифицированная характеристика исследования и т.п.

Стоит особо сказать, что в числе кандидатов наук, защитившихся под руководством А. С. Белкина, были не только преподаватели вузов, но обычные учителя. В свое время профессор Белкин неоднократно выступал на страницах печати со статьями под общим названием «Учитель защищает диссертацию». В них он, осознавая, что все начинается именно с учителя, призывал учительство изменить свое отношение к ценности психолого-педагогических знаний, а следовательно, и к конкретному ученику. Сегодня уже трудно кого-то удивить тем, что учителя ведут самостоятельные исследования. И во многом это заслуга Августа Соломоновича.

Широта научных подходов в осмыслении теории и оптимизации практики образовательного процесса подвели к необходимости официального оформления научной школы А. С. Белкина. Именно его учениками была инициирована акция, результатом которой стало решение Президиума Российской академии естествознания о присвоении доктору педагогических наук, профессору А. С. Белкину почетного звания «Основатель научной школы "Полипара-дигмальная педагогика"» (май, 2010).

Почему обозначение направленности этой научной школы связано с понятием полипарадигмальности? Дело в том, что это достаточно новое для методологии педагогики понятие обладает рядом сущностных характеристик: допустимость сосуществования нескольких методологических подходов, в рамках которых выстраиваются целостные педагогические модели; теоретиче-

ское осмысление и реализация различных парадигм как на стратегическом, так и на тактическом (оперативном) уровнях одним педагогом; четкая ориентированность педагогического поиска и на социальную и на индивидуальную составляющие; творческое конструирование элементов различных парадигм в рамках конкретной технологии образования и т.д.

С этой точки зрения еще раз обратимся к тем направлениям научной школы

A. С. Белкина, которые были обозначены им самим на заседании Уральского отделения Российского академии образования (2011 г.): мониторинго-образовательное; психолого-педагогическое; витагенное образование; историко-педагогическое; проблемы воспитания гражданской позиции учащихся; инновационно-образовательное. Как мы видим, все признаки полипарадигмальности просматриваются в данном перечне.

На сегодняшний день А. С. Белкиным опубликовано 300 работ различного характера - монографии, учебные пособия, статьи, методические рекомендации и пр. Суммарное число цитирований автора, по данным Elibrary.ru, - 600, индекс Хир-ша - 6. Это говорит о высокой востребованности его работ.

В таком творческом поле сформировались целые научные школы его учеников -доктора педагогических наук, профессора

B. Д. Ширшова, доктора педагогических наук, профессора Е. В. Коротаевой, доктора педагогических наук, профессора

C. А. Днепрова, доктора педагогических наук, профессора И. А. Ларионовой и других.

В этом главное достижение всех школ Августа Соломоновича Белкина: в постоянном развитии, непрерывном творческом педагогическом поиске, освоении инновационных образовательных областей, актуальных для развития отечественной системы образования.

В качестве напутствия педагогам он писал:

«Мы утверждаем, что смысл образования, главная его цель - формирование (воспитание) личности, подготовленной на всех уровнях образованности (сознания, чувств, поведения) к исполнению самой главной своей миссии - служения своему долгу (гражданскому, профессиональному, семейному), своему призванию.

Подчеркнем: готовому и подготовленному не просто работать, а именно служить в самом высоком и благородном смысле этого слова...»

Эти слова является не только наставлением последователям и ученикам, но и в полной мере характеризуют педагогическое кредо самого А. С. Белкина.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение // Антропологический, деятельностной и культурологический подходы. Тезаурус. 2005. № 5 (24).

2. Белкин А. С. , Свинина Н. Г. Витагенный опыт и витагенный принцип - категории педагогической антропологии / / Педагогическое образование в России. 2007. № 1. С. 15-25.

3. Белкин А. С. Витагенное образование. Голографический подход. Екатеринбург, 2009.

4. Белкин А. С. Основы возрастной психологии. Екатеринбург, 2009.

5. Белкин А. С. Ситуация успеха - путь к сотрудничеству. Екатеринбург, 2005.

6. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать : кн. для учителей. М. : Просвещение, 1991.

7. Белкин А. С., Вербицкая Н. О. Витагенное образование в системе педагогического знания (вита-генная концепция личности) / / Педагогическое образование в России. 2007. № 1. С. 26-32.

8. Белкин А. С., Нестеров В. В. Педагогическая компетентность. Екатеринбург : Центр «Учебная книга», 2003.

9. Белкин А. С., Жаворонков В. Д., Зимина И. С. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбурга : Глагол, 1995.

10. Белкин А. С. Педагогика детства : (основы возраст. педагогики). Екатеринбург : Сократ, 1995.

11. Давыдов В. В. Концепция работы школы-лаборатории «Лосиный остров» № 368 московского комитета по образованию на 1998—2000 гг. / / Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования : сб. науч.-метод. ст. / под ред. В. Т. Кудрявцева. М. : Гном и Д, 2001.

12. Днепров С. А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей : монография / С. А. Днепров. Екатеринбург : Уникум, 1998.

13. Днепров С. А., Максяшин А. С. Методология педагогического исследования генезиса художественного образования в области изобразительного искусства Урала // Педагогическое образование в России. 2007. № 1. С. 51-58.

14. Дьяченко М. И. Личность, образование, самообразование, профессия : краткий психол. словарь. Минск : Хэлтон, 1998.

15. Зимина И. С. Педагогические возможности воспитания пассионарной личности // Педагогическое образование в России. 2007. № 1. С. 59-72.

16. Коротаева Е. В., Аракелова Т. Л., Безродных Т. В. и др. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования : коллект. моногр. Новосибирск : ЦРНС, 2010.

17. Круглова Л. Ю. От тетради успешности — к успешному обучению в системе дополнительного образования // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. 2006. №4.

18. Л. П. Крившенко. М. : Проспект, 2004.

19. Мазурчук Н. И. Генезис взглядов выдающихся деятелей отечественного образования XVIII - начала XX века на профессионально-педагогические качества учителя / / Педагогическое образование в России. 2007. № 1. С. 134-139.

20. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева [и др.] ; под ред.

21. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.

22. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. М. : НОРМА-ИНФА М,

1998.

23. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. : Школа-Пресс, 2000.

24. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др]. М. : Сов. энцикл., 1983.

REFERENCES

1. Aleksandrova E. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie // Antropologicheskiy, deyatel'nostnoy i kul'turologicheskiy podkhody. Tezaurus. 2005. № 5 (24).

2. Belkin A. S. , Svinina N. G. Vitagennyy opyt i vitagennyy printsip - kategorii pedagogicheskoy antropologii / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2007. № 1. S. 15-25.

3. Belkin A. S. Vitagennoe obrazovanie. Golograficheskiy podkhod. Ekaterinburg, 2009.

4. Belkin A. S. Osnovy vozrastnoy psikhologii. Ekaterinburg, 2009.

5. Belkin A. S. Situatsiya uspekha - put' k sotrudnichestvu. Ekaterinburg, 2005.

6. Belkin A. S. Situatsiya uspekha. Kak ee sozdat' : kn. dlya uchiteley. M. : Prosveshchenie, 1991.

7. Belkin A. S., Verbitskaya N. O. Vitagennoe obrazovanie v sisteme pedagogicheskogo znaniya (vitagennaya kontseptsiya lichnosti) / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2007. № 1. S. 26-32.

8. Belkin A. S., Nesterov V. V. Pedagogicheskaya kompetentnost'. Ekaterinburg : Tsentr «Uchebnaya kniga», 2003.

9. Belkin A. S., Zhavoronkov V. D., Zimina I. S. Konfliktologiya: nauka o garmonii. Ekaterinburga : Glagol,

1995.

10. Belkin A. S. Pedagogika detstva : (osnovy vozrast. pedagogiki). Ekaterinburg : Sokrat, 1995.

11. Davydov V. V. Kontseptsiya raboty shkoly-laboratorii «Losinyy ostrov» № 368 moskovskogo komiteta po obrazovaniyu na 1998—2000 gg. // Preemstvennost' stupeney v sisteme razvivayushchego i razvivayushchegosya obrazovaniya : sb. nauch.-metod. st. / pod red. V. T. Kudryavtseva. M. : Gnom i D, 2001.

12. Dneprov S. A. Pedagogicheskoe soznanie: teorii i tekhnologii formirovaniya u budushchikh uchiteley : monografiya / S. A. Dneprov. - Ekaterinburg : Unikum, 1998.

13. Dneprov S. A., Maksyashin A. S. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya genezisa khudozhestvennogo obrazovaniya v oblasti izobrazitel'nogo iskusstva Urala // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2007. № 1. S. 51-58.

14. D'yachenko M. I. Lichnost', obrazovanie, samoobrazovanie, professiya : kratkiy psikhol. slovar'. Minsk : Khelton, 1998.

15. Zimina I. S. Pedagogicheskie vozmozhnosti vospitaniya passionarnoy lichnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2007. № 1. S. 59-72.

16. Korotaeva E. V., Arakelova T. L., Bezrodnykh T. V. i dr. Teoriya i praktika pedagogicheskikh vzaimodeystviy v sovremennoy sisteme obrazovaniya : kollekt. monogr. Novosibirsk : TsRNS, 2010.

17. Kruglova L. Yu. Ot tetradi uspeshnosti — k uspeshnomu obucheniyu v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya / / Vneshkol'nik. Vospitanie i dopolnitel'noe obrazovanie detey i molodezhi. 2006. №4.

18. L. P. Krivshenko. M. : Prospekt, 2004.

19. Mazurchuk N. I. Genezis vzglyadov vydayushchikhsya deyateley otechestvennogo obrazovaniya XVIII -nachala XX veka na professional'no-pedagogicheskie kachestva uchitelya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2007. № 1. S. 134-139.

20. Pedagogika : uchebnik / L. P. Krivshenko, M. E. Vayndorf-Sysoeva [i dr.] ; pod red.

21. Rean A. A., Kolominskiy Ya. L. Sotsial'naya pedagogicheskaya psikhologiya. SPb., 2000.

22. Rossiyskaya sotsiologicheskaya entsiklopediya / pod obshch. red. G. V. Osipova. M. : NORMA-INFA M,

1998.

23. Slastenin V. A., Isaev I. F., Mishchenko A. I., Shiyanov E. N. Pedagogika : ucheb. posobie dlya studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. M. : Shkola-Press, 2000.

24. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' / gl. red. L. F. Il'ichev [i dr]. M. : Sov. entsikl., 1983.

Статью рекомендует канд. филос. наук, доц. Л. И. Забара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.