Вид внеучебной деятельности Образовательные формы Уровень результатов Преимущественные формы внеучебной деятельности достижения результата
8. Спортивно-оздоровительная деятельность Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. Школьные спортивные турниры. Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты. 1. Приобретение школьником социальных знаний Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Школьные спортивные турниры.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.
9. Туристско-крае-в едч ее кая дея тел ь- НОСТЬ Образовательная экскурсия Туристический поход Краеведческая экспедиция Туристско-краеведческая экспедиция 1. Приобретение школьником социальных знаний Образовательная экскурсия
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Туристический поход
3. Получение опыта самостоятельного социального действия Краеведческая экспедиция Ту р и стско- крае ведч ее кая э ксп ед и ция
Статья посвящена проблеме качества контрольно-измерительных материалов по биологии. Автор предлагает сравнительный анализ КИМов на примере ЕГЭ и международного тестирования PISA и ТРИЗ, а также авторские варианты заданий нового образца.
Мусихина Светлана Юрьевна
учитель биологии школа №97 г. Ижевск
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОМОЩИ ЗАДАНИЙ НОВОГО ТИПА
(по типу заданий PISA и ТРИЗ) Чем отличаются задания нового типа от стандартных «зуновских»?
т
Ключевые слова: компетентностно-деятельностная парадигмы; естественнонаучная компетентность; задания ЕГЭ; задания нового образца; задания международного тестирования PISA; задания ТРИЗ; межпредметная интеграция; умение работать с информацией; рефлексия; нестандартность; творчество.
В последнее время в отечественной педагогике наблюдается переход от «зуновской» парадигмы к компетентностно-деятельностной. Теперь от школьников требуется не просто усвоения определенного объема знаний по предмету а способность применить полученные знания и умения при решении разного рода задач практического и межпредметного характера. На первый план выходит образовательная компетентность учащихся, т.е. умение комплексно применять на практике как общеучебные умения и навыки (ОУУНы), так и предметные ЗУНы.
Естественнонаучная компетентность, или грамотность,- это способность учащихся использовать полу-
ченные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Несмотря на появление многочисленных сборников задач и контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ по естественнонаучным дисциплинам, изданные материалы еще не в достаточной степени соответствуют требованиям, предъявляемым компетент-ностной педагогикой.
В практике обучения российские учащиеся не встречаются (или встречаются крайне редко, особенно в рамках одной проверочной работы):
- с заданиями, составленными на материале из разных предметных областей, для правильного выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа, обоснований, коммуникации и т.п.;
- с заданиями, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию, необходимые для постановки и решения проблемы;
- с заданиями, требующими привлечения дополнительной информации (в том числе выходящей за рамки описанной в тексте задания ситуации), или, напротив, с заданиями, содержащими избыточную информацию и «лишние данные»;
- с комплексными или структурированными заданиями, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов.
Восполнить данные недостатки позволяют задания Международного исследования образовательных достижений учащихся PISA [5].
В отечественных учебниках вопросы после параграфа касаются только конкретно этого материала и ни шагу в сторону. А вопросы требующие рефлексии или межпредметной интеграции подаются как проблемные, решать которые не всегда хватает времени, в связи с огромным объемом знаний, и которые будут проверятся на ЕГЭ, ...но не пригодятся в жизни. На тестировании PISA для ответа на вопрос нужно привлечь дополнительную информацию из жизни или из другой сферы знаний.
Учитывая результаты, показанные в исследовании PISA, необходимо обеспечить целенаправленную подготовку учащихся к выполнению подобных заданий»
[7].
Естественнонаучные знания и умения, овладение которыми будет оцениваться в исследовании, в нашей школе формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.
Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты: общепредметные (общеучебные) умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов, естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания. В цели исследования PISA входит комплексная проверка этих умений и понятий. Основное внимание уделяется проверке умений: выделять из предложенных вопросов те, на которые естественные науки могут дать ответ; делать научно обоснованные выводы на основе предложенной информации и др. Реальные ситуации, предлагаемые учащимся, связаны с актуальными проблемами, которые возникают в личной жизни каждого человека.
Проверяемые виды деятельности
Для выявления умения находить информацию в тексте уместно направить внимание на нее форму-
лировкой вопроса, для чего учащемуся потребуется «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.
Для выявления умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл целесообразно предложить учащимся сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или концепте текста.
Для выявления рефлексии на содержание текста необходимо, чтобы читатель, выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения. Ясно, что этот аспект понимания текста подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей учащихся, нравственного и эстетического развития.
Оценивание выполнения заданий
Для оценки заданий используется дихотомическа-яю шкала для заданий с выбором ответа и полигамическая для заданий со свободноконструируемым ответом с выставлением дифференцированных баллов для верного ответа, для частично правильного ответа, для неверного ответа.
Авторская подборка текстов и заданий, разработанная по аналогии с заданиями PISA, помогут оценить уровень сформированности естественнонаучной компетентности учащихся, степень соответствия их знаний и умений международным и российским образовательным стандартам нового поколения.
Задания связаны как с отдельными предметам (география, физика, химия, биология), так и требующие межпредметного подхода при их решении (биология-химия-физика-история; география-физика-история и др.). Это поможет педагогам оценить и развить у учащихся умения использовать полученные знания на практике, нестандартно, творчески подходить к решению задач практического, прикладного характера, т.е. определить степень сформированности естественнонаучной компетенции.
Представленные задания могут быть использованы учителями-предметниками для проведения интеллектуальных марафонов, интегрированных предметных олимпиад.
Приложение 1
Пример 1. «Крокодиловы слезы» (биология, химия, физика) [2].
Люди давно обратили внимание, что крокодилы умеют плакать крупными прозрачными слезами. Древние египтяне считали нильских крокодилов носителями божественного зла. Их кормили, к ним обращались с заклинаниями, чтобы усмирить их гнев. Кровожадность и коварство крокодила послужили поводом для удивительных фантазий. Древнегреческий ученый
Элиан в своем зоологическом трактате писал, что крокодил, набрав в рот воды, обливает ею крутые тропинки, по которым люди и животные спускаются к реке. Как только жертва поскользнется и упадет, крокодил подскакивает к ней и пожирает.
Съев очередную жертву, крокодил якобы оплакивает её. Отсюда возникло крылатое выражение «крокодиловы слёзы» как символ высшего лицемерия. И только в наши дни стала ясна их причина: у крокодила для удаления из организма избытка солей развились особые железы; выводные протоки этих желез расположены у самых глаз крокодила. Вот и выходит: заработали эти железы - и крокодил «заплакал» горючими солеными слезами.
точной части Крыма около города Феодосии была найдена усадьба средневекового вельможи. На ее территории обнаружили удивительное сооружение - большую, выложенную камнем площадку с каменными пирамидами. Внутри пирамид находились многочисленные ходы и полости. Из горячего морского воздуха, который проникал в пирамиды, на их внутренних холодных стенах выпадала роса. Они запотевали, мельчайшие капельки росы, сливаясь, собирались в более крупные и стекали по стенам, а затем по специальному желобу в подземный бассейн.
А
/11
/ III X
/ 1
Вопрос 1.
Что означает выражение «крокодиловы слезы»?
A) выражение боли;
Б) символ высшего лицемерия;
B) выражение радости. Вопрос 2.
Почему у крокодилов появляются слезы? (1 балл) Вопрос 3.
Что произойдёт с организмом крокодила, если он не будет плакать? (3 балла) Вопрос 4.
Кто еще из животных также избавляется от излишков солей? (по 1 баллу за пример) Ответы:
1. Б.
2. организм крокодила освобождается от излишков солей, поступивших с водой и пищей.
3. 1 балл - в организме крокодила накопятся излишки солей;
1 балл - нарушится обмен веществ и крокодил умрёт;
1 балл - концентрация солей в крови превысит норму; вода из клеток будет выходить в кровь по градиенту концентрации; наступит обезвоживание организма.
4. - у морских рыб соли выводятся вместе с слизью через жабры;
- у альбатросов, буревестников соли выводятся через носовые отверстия;
- у морских рептилий: черепах, змей, ящериц-выводной проток выходит в угол глаза.
Пример 2. «Водные пирамиды Крыма» (история, физика, география) [4].
Крым славится нехваткой пресной воды -здешние речки пересыхают в начале лета. В вос-
Вопрос 1.
Почему в Крыму ощущается нехватка пресной воды?
A) речки пересыхают; Б) реки загрязнены;
B) много народа. Вопрос 2.
Какими сооружениями добывали пресную воду в Феодосии в древности? (1 балл) Вопрос 3.
Для чего необходимы многочисленные ходы и полости внутри пирамид? (2 балл) Вопрос 4.
Как называется процесс, благодаря которому добывали воду в пирамидах? (1 балл) Вопрос 5.
Какие пирамиды прославлены больше крымских? Для чего их строили? (2 балла) Вопрос 6.
Можно ли получить пресную воду строя пирамиды в наших условиях? Ответ поясните. (2 балла) Ответы.
1. А.
2. выложенным камнем площадкой с каменными пирамидами.
3. 1 балл - для охлаждения воздуха; 1 балл - для увеличения поверхности соприкосновения горячего воздуха с холодным камнем.
4. конденсация.
5. 1 балл - египетские пирамиды; 1 балл - строились для захоронения фараонов.
6. 1 балл - да; 1 балл - жарким летом на холодных камнях роса может конденсироваться и собираться в емкости.
Пример 3. «Изобретения природы и человека» (биология, физика, механика) [1].
Рассмотрите рисунки. Какие животные и как используют в своей жизнедеятельности принципы, лежащие в основе использовании изображенных предметов?
1 ^/
За каждый ответ - 2 балла.
Ответы.
1. радар - принцип эхолокации; используют киты, дельфины, летучие мыши;
2. парашют- принцип планирования; используют ящерица летучий дракон, белка- летяга, коршун, гриф.
3. клей - принцип соединения частей; использует пресноводный моллюск дрейсена.
4. шприц - принцип впрыскивания; используют пчела, вирусы бактериофаги.
5. клещи (щипцы) - принцип зажима; используют краб, клёст.
Пример 4 «Морские водоросли» (биология, физика).
Водоросли, как и все растения, нуждаются в солнечном свете для фотосинтеза. Зеленые водоросли растут в пресных водоемах на небольшой глубине, однако, многие морские водоросли живут на больших глубинах, куда солнечный свет слабо проникает. Эти водоросли имеют красную и коричневую окраску. Бурые водоросли (например, ламинария) прикрепляются к твердому грунту на глубине 80-100 м. Красные водоросли, или багрянки обитают на самых больших глубинах (до 200м), куда проникает свет.
Вопрос 1.
Какие группы водорослей существуют в природе? (1 балл)
Вопрос 2.
Какие водоросли можно встретить на глубине меньше 100 м?
A) зеленые;
Б) бурые;
B) красные.
Вопрос 3.
Почему водоросли не могут обитать на глубинах свыше 200м ?
A)не к чему прикрепиться;
Б) нет солнечного света для фотосинтеза;
B) на глубине слишком холодно.
Вопрос 4.
Как окраска водорослей связана с нарастанием глубины? (3 балла)
Ответы.
1. зеленые, бурые, красные.
2. А; Б.
3. Б.
4. 1 балл - с глубиной солнечный свет рассеивается; 1 балл - на глубину до 100м. проникают лучи красного, а на глубину до 200м. - синего и фиолетового спектров;
1 балл - в бурых и красных водорослях содержится
кроме пигмента хлорофилла, пигменты красного и
других цветов, улавливающие свет для фотосинтеза.
Пример 5 «Ведьмины кольца» (биология, история, литература).
Ведьмины круги (круги фей, ведьмины кольца) - круги диаметром от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров, образованные грибами. Английский фольклор относит происхождение этого природного явления к ночным хороводам фей, на месте которых к утру вырастает множество грибов. В Германии считали, что такие кольца возникают на месте шабаша ведьм. Даже сегодня подобным явлениям иногда присваивают мистическое происхождение. Ведьмины круги образуют грибы различных видов: млечники, говорушки, шампиньоны, мухоморы, сморчки. Ведьмины кольца, круги, образованные шляпочными грибами; встречаются нередко на лугах, реже в лесах.
Внутри этих кругов не растет трава, а почва кажется вытоптанной.
Вопрос 1.
Какую фигуру образуют растущие грибы?
A) круг, кольцо;
Б) овал;
B) звезда.
Вопрос2.
Почему грибы растут кольцами? (1 балл)
Вопрос 3.
Почему внутри кольца земля вытоптана и не растет трава? (1 балл)
Вопрос 4.
Выскажите предположение: почему грибные круги называли «ведьмины кольца»? (2 балла)
Ответы.
1. А.
2. это связано с ростом грибницы от центра к периферии. Внутри грибница разрушается, и поэтому грибы растут по кругу.
3. грибница использует все питательные вещества и почва становиться бесплодной.
4. в средние века считалось, что в летнюю ночь ведьмы слетаются на шабаш и танцуют по кругу; трава там переставала расти и появлялись ядовитые грибы.
Пример 6 «Разноцветные рыбы» (биология, физика)
В поверхностном слое океана плавают серебристые рыбы, на глубине 200-400м. - красноватого цвета, еще глубже - фиолетовые и черные, а вот донные глубоководные рыбы и рыбы, обитающие в закрытых пещерных водоемах, вовсе не окрашены.
Вопрос 1.
Где в океане плавает серебристо окрашенная тихоокеанская сельдь?
A) на большой глубине;
Б) на глубине 200м.;
B) в поверхностных слоях.
Вопрос2.
Почему различна окраска рыб на разной глубине? (3 балла)
Ответы.
1. В.
2. окраска рыб имеет приспособительное значение и зависит от цвета и освещенности воды на данной глубине. На большую глубину и в пещеры свет не попадает, поэтому покровительственная окраска не имеет значения для глубоководных и пещерных рыб.
Пример 7 «Воздухоплаватели» (биология, физика, география)
15 апреля 1875 г. воздушный шар «Зенит», на борту которого находилось 3 воздухоплавателя, достиг высоты 8000 м. Шар обледенел, стал тяжелым и начал резко снижать высоту. Когда шар приземлился, то в живых остался только один человек.
Вопрос 1.
На какую высоту поднялся воздушный шар «Зенит»? (1 балл) Вопрос 2.
Как изменяется воздух при увеличении высоты? (3 балла)
Вопрос 3.
Почему погибли воздухоплаватели? (3 балла) Ответы.
1. 8000 м.
2. становиться холодно; кислорода становиться мало; давление падает.
3. резко снизилось парциальное давление кислорода на большой высоте. Артериальная кровь при этом по газовому составу приближается к венозной; все ткани организма начинают испытывать острый недостаток кислорода, что приводит к смерти.
Литература
1. Демьянков E.H. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1996.
2. Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие / сост.: М.Б. Беркинблит, С.М. Глаголев, В.М. Голубева и др. - М.: МИРОС, 1993.
3. Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. Кн. для чтения. - М.: Просвещение, 2001.
4. Олимпиадные и контрольно-проверочные задания нового поколения. Естественнонаучные предметы. 9-11 классы /Авт.сост.: С.Г.Гринько, Л.Н.Ластовка, И.Ю.Шамыгина, Е.В.Фомичева, Е.Е.Красникова.- М.: АРКТИ, 2008.
5. Источник информации о задачах программы PISA: http:// www.centeroko.ru/public.htm
6. 6. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004.
7. http://www.otrezal.ru.
Данная работа — предложенный автором вариант разрешения проблемы развития математических способностей учащихся, как одной из базовых и актуальных в воспитании и обучении. Разрешение данного вопроса автор видит в предложенной им системе заданий, основанной на приемах психолого-педагогической диагностики и не нарушающей целостность структуры урока, что придает работе большую практическую значимость.
Тимофеева Татьяна Олеговна
учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Краснодарский край г. Геленджик
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ
Как использовать систему заданий, основанную психолого-педагогической диагностике, направленную на индивидуализацию обучения?
Ключевые слова: индивидуализация обучения, дифференциация обучения, познавательные способности, математические способности, самостоятельная работа
Проблема способностей - одна из самых актуальных проблем воспитания и обучения, волнующая родителей, учителей и, конечно, самих учащихся.
«В каком деле я смог бы добиться наилучших результатов? Что предпринять, чтобы максимально раскрыть свои способности?» Ответы на эти вопросы особенно важны каждому человеку сейчас, когда напряженно бьется пульс современной жизни, когда развитие самых различных областей нашего бытия все в большей мере зависит от человеческого фактора, от отношения человека к делу, от его индивидуальных способностей и раскрытия его дарований.
Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Однако в практической деятельности сдвиги в направлении решения этой проблемы ещё очень незначительны.
Школьные уроки по-прежнему направлены на прохождение программы, а не на развитие мышления детей. Учителя в большинстве своем нацелены исключительно на ту сумму знаний, умений и навыков, которая включена в стандарт и которую должны усвоить ученики. Такой подход ориентирован на среднего ученика, а наиболее способные учащиеся страдают, т.к. не получают достаточного импульса для развития способностей. Поэтому возникает потребность в поиске новых путей активизации мыслительной деятельности учащихся разных уровней подготовки.
Объектом исследования является процесс развития математических способностей у младших школьников, а предметом исследования - индивидуализированные задания как средство развития математических способностей младших школьников.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что на основе психолого-педагогической диагно-
стики и изучения продуктов деятельности учащихся автор выстраивает систему заданий, направленную на развитие математических способностей, которая не нарушает целостную структуру урока и органически вплетается в него.
Возникает вопрос, как в системе класса, организовать этот процесс и какую задачу преследует учитель, чтобы обеспечить:
a) усвоение программы, знаний, умений и навыков;
b) развитие потенциальных способностей;
c) развитие математического мышления;
с!) предупреждение пробелов в знаниях и их ликвидации;
е) формирование социально-адаптированной личности в обществе;
Мотивом к преобразованию педагогической деятельности послужили следующие факторы:
• мониторинг процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков
• наблюдение
• беседы с учащимися и родителями
• результаты психологических исследований учащихся показали, что в системе класса при традиционных формах работы:
1) не все учащиеся могут раскрыть свой потенциал;
2) работа идет на среднего ученика;
3) не удается вовремя выявить проблемы неусвоения, а, следовательно, их предотвратить и разрешить;
4) темп урока, задаваемый учителем при традиционной системе обучения одновременно для разных категорий и групп неприемлем: в ходе урока учащиеся сами выстраивают свой темп, зачастую «выпадая» из заданного учителем.