ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УДК 373
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНИВАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье рассматриваются методические подходы использования заданий по естественнонаучной грамотности в учебном процессе. Эти подходы анализируются на примере двух блоков заданий, один из которых предназначен для учащихся 5-х классов, а другой — для учащихся 7-х классов. Обсуждаются две основные формы использования этих заданий: в целях диагностики и в целях формирования компетенций, относящихся к естественнонаучной грамотности. Задания снабжены системой оценивания их выполнения учащимися, в которой определены формируемые компетенции естественнонаучной грамотности. Утверждается, что методические подходы использования двух рассматриваемых блоков заданий могут быть распространены и на другие аналогичные задания.
Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, учебный процесс, учебное задание, формирование, оценивание.
Введение
Учебные задания, разработанные для мониторинга формирования естественнонаучной грамотности (см. статью в этом же номере журнала [2]), могут реально влиять на образовательные достижения учащихся лишь в том случае, если они органично встроены в учебный процесс, дей-
Как цитировать статью: Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Формы использования заданий по оцениванию и формированию естественнонаучной грамотности в учебном процессе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 177-195.
А. Ю. Пентин
Кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий лабораторией естественнонаучного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: [email protected]
Alexander Yu. Pentin
PhD (Physics and Mathematics), Associate Professor, Head of the Laboratory of Science Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
Г. Г. Никифоров
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории естественнонаучного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: [email protected]
Genadii G. Nikiforof
PhD (Education), Senior Researcher of the Laboratory for Science Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
Е. А. Никишова
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории естественнонаучного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: [email protected]
Elena A. Nikishova
PhD (Education), Senior Researcher of the Laboratory for Science Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
ствительно работая как один из методических инструментов формирования естественнонаучной грамотности (далее — ЕНГ). В упомянутой выше статье [2] приведено определение ЕНГ и рассмотрена модель заданий для ее оценивания, используемые в международном исследовании PISA. Поскольку одна из задач мониторинга формирования ЕНГ — улучшение результатов российских учащихся в PISA, то целесообразно было воспользоваться в качестве основного именно форматом заданий PISA [5], хотя это не означает, что другие виды учебных заданий нельзя использовать для решения тех же задач. Но в данной статье мы постараемся показать, какое место в учебном процессе могут занять задания, разработанные именно в формате PISA. Для первого этапа мониторинга разрабатывались задания для 5-х и 7-х классов [2]. Поэтому в первую очередь будет затронуто возможное содержание учебных занятий в этих классах, однако сами подходы к использованию заданий могут быть распространены и на другие классы.
Цели использования заданий
Используя задания по ЕНГ в учебном процессе, надо отдавать себе отчет, с какой целью это делается. Наиболее явно выглядит следующее противопоставление: используется ли задание с диагностической целью (включая обычный контроль) или в основном с целью формирования соответствующих умений. В зависимости от выбора цели будут различаться как формы работы с заданиями, так и способы оценивания результатов учащихся.
В случае диагностики оценивается сформи-рованность тех или иных знаний и умений. При этом контроль как разновидность диагности-
ки направлен на проверку тех знаний и умений, которые определены как планируемые результаты обучения в рамках учебной программы. Другая разновидность диагностики может быть направлена на выявление и таких характеристик, которые не обязательно планировались как результаты обучения. Например, тесты международного исследования TIMSS обнаруживают у российских выпускников начальной школы наличие многих знаний и умений в области естествознания, не предусмотренных имеющимися программами предмета «Окружающий мир» [1]. Диагностический формат предполагает самостоятельное индивидуальное выполнение заданий учащимися. Задания могут входить в состав какой-то контрольной работы или диагностического теста, а выполнение заданий оценивается в соответствии с некоторыми критериями.
Что касается формирующей цели использования заданий, то в этом случае способы включения их в учебный процесс более разнообразны. Если говорить об уроке как о пока еще основном виде учебных занятий, то работа с заданиями по ЕНГ может проводиться на уроках различных типов, а также в разных фазах урока. Это может происходить в фазе введения нового материала, фазе закрепления изученного материала (мы бы предпочли название «актуализация полученных знаний»), фазе (или даже целом уроке) формирования и отработки умений. Но некоторые задания могут найти свое место и в рамках такой формы учебного процесса, как естественнонаучный практикум, представляющий собой самостоятельный модуль, который предполагает выполнение системы задач с преимущественно межпредметным содержанием. Для включения в программу такого практикума могут особенно подойти те из разработанных заданий по ЕНГ, которые имеют экспериментальную составляющую. Но если в текстовых заданиях, подготовленных для мониторинга, эксперимент, исследование представлены в виде описания, то в случае использования заданий в естественнонаучном практикуме по этому описанию можно осуществлять уже реальный живой эксперимент.
Далее на примере некоторых заданий, разработанных в рамках проекта по мониторингу формирования функциональной грамотности, будут показаны возможные формы включения этих заданий в учебный процесс.
Формы включения в учебный процесс группы заданий «Магниты»
Блок заданий «Магниты» (см. ниже) в проекте мониторинга предназначен для учащихся 5-го класса.
Магниты
♦ Учитель сказал на уроке, что наша планета Земля — это огромный магнит. Поэтому мы и можем пользоваться компасом, стрелка которого — это тоже магнит. Саша нашел дома обычный ручной компас (а не из мобильного телефона) и увидел, что один конец его стрелки — синий, а другой — красный. Причем синий конец показывает на север Земного шара, а красный — на юг.
Саша помнил, что у всех магнитов есть два магнитных полюса: северный и южный. И обычно северный полюс (его обозначают буквой Ы) красят синим цветом, а южный полюс (буква Б) — красным цветом. Значит, и у стрелки компаса синий конец — это северный магнитный полюс, а красный конец — южный магнитный полюс. Еще Саша знал, что если приблизить два магнита друг к другу разными магнитными полюсами, то они будут притягиваться, а если одинаковыми полюсами, то они будут отталкиваться друг от друга.
Задание1
КакоймагнитныйполюсЗемлирасположеннасевереЗемли?
Впишите в рамку «Северный магнитный полюс» или «Южный магнитный полюс» и объясните свое решение.
%
♦ Узнав у что Саш а заинтересовал сямагнитами, Мариназадал аему такунозадали Ола еоложаемперндаим две еовергиеано оНанакевых на вид бруооика ш склаала:« Одиа баасоч ем аделан из оНгич ного желез а, а дрбгае — этаммгнит. Как мви сможешъ уазлимитв, зЛн магнити о оОм обычное железо, если у тебя есть свой магнит с обозначенными магнитными полюсами?»
Задание 2
Объясните, что долженсделать Саша, чтобы определить, где брусок из обычного железа, а где магнит.
♦ Саше удалось посмотреть,как работают магнитные краны. Он видел,кактакойкранзахватывает металлическийлом и переносит его в нужное место длядальнейшей переработки. Магниты в магнитных кранах такие сильные, что они могут поднять сразу несколько тонн груза. Однако Саша обнаружил, что магнит крана притягивает не все
металлические предметы. Некоторые из них, даже очень маленькие, так и остаются лежать в куче лома, сколько бы к ним ни опускался магнит.
Задание 3
Почему магнитный кран притягивает не все металлические предметы из кучи лома? Выберите один ответ.
A. Предметы из дерева или пластика не притягиваются магнитом.
B. Железо притягивается магнитом, а большинство других металлов — нет.
C. Некоторые металлические предметы отталкиваются магнитом.
В. Очень тяжелые металлические предметы не притягиваются магнитом.
♦ Саше удалось достать набор магнитов, сделанных из какого-то нового материала. На рисунке ниже эти магниты более светлые. Он захотел сравнить, из какого материала получается более сильный магнит, из нового или из того, из которого сделаны его обычные магниты. Они — черного цвета.
Задание 4
Какую пару магнитных брусков ему надо выбрать для сравнения, чтобы исследовать, из какого материала получаются более сильные магниты? Выберите один ответ. A B C D
На первый взгляд вызывает сомнение выбор содержания для этих заданий, так как постоянные магниты не рассматриваются ни в рамках курса «Окружающий мир» начальной школы, ни тем более в существующих на сегодняшний день обязательных естественнонаучных курсах для 5-х классов российской школы, т.е. в предметах «биология» и «география». Однако содержание заданий международного исследования TIMSS для 4-го класса включает тему «Магнитное притяжение и отталкивание», в рамках которой задания могут опираться на знания учащихся о том, что:
• магниты имеют два полюса и что одинаковые полюсы отталкиваются, а противоположные полюсы притягиваются;
• магниты могут использоваться, чтобы притягивать некоторые металлические предметы [4].
При этом российские школьники выполняют подобные задания даже более успешно, чем учащиеся большинства других стран [3]. Это показывает, что первоначальные представления о магнитах имеются у наших учащихся начальной школы, а тем более 5-х классов, и эти представления вполне соответствуют их жизненному опыту и психолого-возрастным возможностям. Отсутствие же этой темы, как и многих других тем с элементами физики, в существующем на сегодняшний день содержании естественнонаучного образования в 5-х — 6-х классах является не более чем временным недоразумением.
Тем не менее возникает вопрос: с какой целью и в каком контексте может использоваться блок заданий «Магниты» (и подобные ему) в 5-м классе?
Использование группы заданий «Магниты» в целях диагностики
Подобные задания действительно можно использовать в диагностических целях, с тем чтобы определить, какими знаниями и умениями реально обладают дети этого возраста, вне зависимости от того, получили они их в школе или за ее стенами. В ситуации диагностики с использованием заданий по ЕНГ необходимо понимать, какие именно компетенции, составляющие ЕНГ, мы диагностируем у учащихся и как мы их оцениванием. В Таблице 1 приведена система оценивания выполнения группы заданий «Магниты».
Таблица 1. Система оценивания группы заданий «Магниты»
№ Характеристика задания Оценивание Тип задания
1 Компетенция ЕНГ: интерпретация данных для получения выводов Умение: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы Знания: содержательное знание; науки о Земле Контекст:глобальный Уровень сложности: высокий 1 балл: Выбрано «Южный магнитный полюс» и в объяснении говорится, что поскольку на север направлен северный магнитный полюс компаса и мы знаем, что притягиваются разноименные магнитные полюсы, то это означает, что на севере Земли расположен южный магнитный полюс. 0 баллов: Другие ответы Развернутый ответ
2 Компетенция ЕНГ: понимание особенностей естественнонаучного исследования Умение: предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса Знания: содержательное знание; физические системы Контекст: личный Уровень сложности: средний 1 балл: Говорится, что железный брусок будет притягиваться к магниту, каким бы полюсом ни поднести к нему магнит, а магнитный брусок будет притягиваться или отталкиваться от магнита в зависимости от понесенного к концу бруска полюса. 0 баллов: Другие ответы Развернутый ответ
3 Компетенция ЕНГ: научное объяснение явлений Умение: применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления Знания: содержательное знание; физические системы Контекст: местный Уровень сложности: средний 1 балл: Выбрано: Железо притягивается магнитом, а большинство других металлов — нет. 0 баллов: Другие ответы Выбор одного правильного ответа
4 Компетенция ЕНГ: понимание особенностей естественнонаучного исследования Умение: предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса Знания:процедурное знание; физические системы Контекст: личный Уровень сложности: средний 1 балл: Выбрано: В 0 баллов: Другие ответы Выбор одного правильного ответа
Всего баллов: 4
Параметры, характеризующие задание, приведены в столбце «Характеристика задания». Они соответствуют модели заданий PISA, которая подробно описана в [2]. Напомним, что ЕНГ включает три основные компетенции:
• научно объяснять явления;
• понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
• интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов [2].
В свою очередь, каждая из этих компетенций детализируется по умениям, на оценивание или формирование которых может быть направлено данное задание (см. также [2]). Те компетенции и умения, которые соответствуют заданиям, образующим группу заданий
«Магниты», отражены в Таблице 1.
Однако использование подобных «внепрограммных» заданий в диагностических целях имеет смысл лишь в том случае, если результаты диагностики находят какое-то последующее применение. Например, ученые-методисты, разработчики образовательных стандартов и программ, авторы учебников могут использовать эти результаты, ориентируясь на реальные возможности детей и выявленные проблемные точки. Результаты диагностики может использовать и сама школа, если она планирует строить полноценное естественнонаучное образование для учащихся 5-х — 6-х классов, включая в свой учебный план какой-то интегрированный естественнонаучный курс или уже упомянутый естественнонаучный практикум, составленный из набора задач.
Использование группы заданий «Магниты» в формирующих целях
Включение заданий подобного рода в новый естественнонаучный курс (возможно, факультативный) или практикум подразумевает, что в программе курса или практикума имеется соответствующая тема, в данном случае тема «Магниты». Освоение такой темы может начинаться с краткого информационного блока, сопровождающегося демонстрациями учителя и собственными опытами детей: материалы, обладающие магнитными свойствами; магнитные полюсы и их обозначение; взаимное притяжение и отталкивание полюсов; металлы, которые притягиваются магнитами. Тогда выполнение группы заданий «Магниты» может быть итогом изучения этого материала, основанном на переносе приобретенных знаний в новые, предлагаемые в заданиях ситуации. При этом задания 2 и 4 из группы «Магниты» лучше выполнять в формате реальных экспериментальных исследований. Понятно, что для задания 4 трудно подобрать все изображенные пары настоящих магнитов из двух разных материалов. Поэтому здесь можно сочетать текстовый формат задания с «живым» итоговым опытом, после того как учащиеся выбрали «правильную» пару магнитов для сравнения их силы. Выполнение группы заданий не должно носить характера контрольной работы. Напротив, каждое из заданий лучше выполнять в парах с последующим обсуждением результатов выполнения и выдвижением аргументов в пользу своего решения. В частности, для задания 4 именно такое обсуждение и должно привести к совместному
правильному выбору. Важно подчеркнуть, что цель выполнения заданий «Магниты» состоит отнюдь не только в приобретении и актуализации знаний по данной теме, но не в меньшей степени в формировании компетенций, относящихся к ЕНГ (см. Таблицу 1). Это же касается и других заданий, направленных на формирование ЕНГ, на какое бы содержание они ни опирались.
Формы включения в учебный процесс группы заданий «Чем питаются растения?»
Блок заданий «Чем питаются растения?» включает четыре задания и предназначен для учащихся 7-го класса.
Чем питаютсярастения?
♦ Ксения прочитала в книге о растениях, что человека с давних времен интересовал вопрос о питании растений. Ученые ставили всевозможные опыты, пытаясь выяснить: «Чем питаются растения?» и «Из чего они строят свое тело?»Один из таких опытов проделал голландский естествоиспытатель Ян Батист ван Гельмонт еще в начале XVII века. Этот опыт описывалсятак:
«В глиняный горшок с 80 кг почвыпосадилисаженецивы,почвабыла накрыта, чтобы на ее поверхность не поступалапыль и другиечасти-цы из воздуха. В почву ван Гельмонтничего не вносил, только регулярно поливал саженец ивы водой. Он стал растии черезпятьлет вырос в достаточно большое дерево, масса которого увеличилась на 58 кг. Ученый взвесил почву и выяснил, всего примерно на 60 грамм».
После описания опыта в книге был поставлен вопрос: «Как вы считаете, какой вывод мог сделать ученый из проведенного опыта? За счет чего саженец превратился в дерево?» Дальше часть страницы была оторвана, и Ксения решила сделать вывод сама.
чтозаэтигоды ее массауменьшилась Опыт голландского учёного ван Гельмонта
Задание 1
Как бы вы вместе с Ксенией ответили на вопрос:
За счет чего за 5 лет настолько увеличилась масса растения?
Запишите свой ответ в рамке.
♦ В книге был описан еще один известный опыт, который Ксения решила повторить сама. В этом ей помог папа, потому что в опыте надо было использовать электрическую плитку и спирт. Их опыт состоял из следующих шагов.
1) Растение герани (пеларгонии) поставили в темный шкаф и продержали там несколько дней (3-4 дня).
2) Растение выставили на свет, закрепив на одном из листьев с двух сторон полоску плотной бумаги.
3) Через сутки срезали лист с полоской бумаги, сняли полоску и опустили лист в кипяток на 2-3 минуты; после этого весь лист, в том числе и там, где была полоска, остался зеленым.
4) Лист опустили на несколько минут в горячий спирт, в результате чего лист обесцветился, а спирт приобрел зеленоватый оттенок.
5) Лист промыли в воде, а затем в стеклянной чашечке залили слабым раствором йода.
6) Когда лист вынули, он имел такой вид:
Задание 2
В чем состоит цель этого опыта? Выберите один ответ.
A. Показать, что хлорофилл, содержащийся в листе, растворяется в спирте.
B. Показать, что лист в кипятке сохраняет зеленую окраску. С Показать, что в листьях на свету образуется крахмал.
D. Показать, что под закрепленной бумажкой лист теряет хлорофилл.
Задание 3
Каким был бы результат опыта, если бы лист срезали сразу после 4-х дней в темном шкафу и, так же обработав в воде и спирте, положили в раствор йода? Запишите свой ответ в рамке.
♦ У ученых-химиков есть методы, с помощью которых они могут определить, из чего состоят растения. Оказалось, что на втором месте после воды в клетках растений находятся углеводы, в состав которых входит углерод.
Задание 4
Откуда попадает углерод в растение? Выберите один ответ.
A. Из почвы
B. Из воды
C. Из воздуха
В. Из солнечного света
В данном случае содержание заданий вполне соответствует программному материалу по биологии: в формальном смысле это тема «фотосинтез». В зависимости от конкретного УМК эта тема с разной степенью углубления может затрагиваться в разных классах, но вместе с этим ее правильно рассматривать и как сквозную содержательную линию курса биологии, в силу фундаментальной важности процесса фотосинтеза для существования всей биосферы Земли. Однако блок
заданий «Чем питаются растения?» все-таки целесообразно предлагать учащимся не раньше 7-го класса, поскольку здесь затрагивается такая сторона фотосинтеза, как образование крахмала, включая анализ эксперимента, доказывающего существование этого явления.
Использование группы заданий «Чем питаются растения?» в целях диагностики
Диагностический формат использования этой группы заданий вполне ясен. С помощью этих заданий можно оценивать, насколько хорошо учащиеся поняли некоторые аспекты явления фотосинтеза: поглощение углекислого газа, а в его составе углерода; образование крахмала на свету. Однако на диагностическую задачу можно посмотреть и по-другому, если помнить, что мы говорим о заданиях по ЕНГ (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Система оценивания группы заданий «Чем питаются растения?»
Характеристика задания Оценивание Тип задания
1 Компетенция ЕНГ: интерпретация данных для получения выводов Умение: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы Знания: содержательное знание; живые системы Контекст: глобальный Уровень сложности: средний 1 балл: Говорится, что увеличение массы произошло за счет воды и/или углерода (допускается: углекислого газа), который попадает в растение в результате фотосинтеза. 0 баллов: Не упоминаются ни вода, ни углерод Развернутый ответ
2 Компетенция ЕНГ: понимание особенностей естественнонаучного исследования Умения: распознавать и формулировать цель данного исследования Знания: процедурное знание; живые системы Контекст: глобальный Уровень сложности: средний 1 балл: Выбрано: ^ Показать, что в листьях на свету образуется крахмал. 0 баллов: Другие ответы Выбор одного правильного ответа
3 Компетенция ЕНГ: научное объяснение явлений Умения: делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления. Знания: содержательное знание; живые системы. Контекст: глобальный Уровень сложности: высокий 2 балла: Говорится, что весь лист был бы желтым (или того же цвета, как под бумажной полоской), потому что крахмал за 4 дня в темноте ушел из листа, а новый не успел образоваться. 1 балл: Говорится только о том, что лист в йоде стал бы желтым, но не объясняется почему. 0 баллов: Не говорится о том, каким бы стал лист в растворе йода или говорится неправильно (например, стал бы весь синий). Развернутый ответ
4 Компетенция ЕНГ: научное объяснение явлений; Умения: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления. Знания: содержательное знание; живые системы. Контекст: глобальный Уровень сложности: низкий 1 балл: Выбрано: С. Из воздуха 0 баллов: Другие ответы Выбор одного правильного ответа
Всего баллов: 5
Тогда на первый план выдвигается уже оценка сформированности компетенций ЕНГ, а проверяется это в данном случае на материале фотосинтеза. Более того, задание 1 из данной группы заданий не обязательно даже и относить к фотосинтезу, поскольку в нем предлагается спрогнозировать вывод, который мог бы сделать на основе своего эксперимента ван Гельмонт в начале XVII века, когда явление фотосинтеза еще не было открыто. Здесь учащийся может делать вывод только в результате анализа текста, описывающего эксперимент, и несложных логических рассуждений. Именно поэтому задание 1 классифицируется прежде всего как задание, оценивающее компетенцию ЕНГ «интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов». Вместе с тем учащийся, не становясь на позицию естествои-
спытателя XVII века, может опереться на собственные знания и объяснить увеличение массы растения поглощением углекислого газа в результате фотосинтеза. В этом случае задание будет оценивать также и компетенцию «научное объяснение явлений».
Другие три задания этой группы предполагают уже обязательное наличие некоторых знаний о фотосинтезе. Но и здесь эти знания не должны иметь просто репродуктивный характер, а использоваться для определения цели исследования (задание 2), прогнозирования результата эксперимента (задание 3) и объяснения присутствия углерода в организме растения (задание 4).
Использование группы заданий «Чем питаются растения?» в формирующих целях
Пожалуй, главное отличие использования данной группы заданий в формирующих целях от диагностического формата состоит в том, что результаты выполнения каждого из заданий обсуждаются учащимися и учителем, а кроме того, весь блок заданий может выполняться не индивидуально, а группой (3-4 человека) или в парах. Тем самым уже в процессе выполнения заданий каждый ученик имеет возможность высказать свою точку зрения, обосновать ее и получить обратную связь как от одноклассников, так и от учителя. Здесь могут возникнуть и некоторые вариации. Например, в процессе обсуждения задания 1 будут выдвигаться разнообразные причины увеличения массы растения (это показала и апробация заданий). Среди этих причин, очевидно, прозвучит и увеличение массы за счет углерода, попадающего в растение в ходе фотосинтеза. Таким образом, отпадает надобность в отдельном выполнении задании 4 из этого блока, поскольку основной канал поступления углерода в растение (из воздуха) уже будет упомянут в ходе обсуждения. Далее, работа с заданиями 2 и 3 обязательно предполагает знакомство учащихся со способом индикации присутствия крахмала в том или ином объекте (листе растения, пищевых продуктах) при помощи раствора йода. Если такие опыты ранее не были показаны ученикам или не проделаны ими самостоятельно, то их нужно выполнить непосредственно перед выполнением заданий 2 и 3, что не потребует много времени. В этом случае учащимся, разумеется, будет легче распознать цель опи-
сываемого в задании 2 эксперимента, но при этом — подчеркнем — им все равно надо будет обосновать свой вывод. Тут возможно и даже очень желательно экспериментальное сопровождение выполнения заданий 2 и 3, причем в двух вариантах. В первом из них учитель сам может выполнить 1-й и 2-й шаги описанного в задании 2 эксперимента, а остальные шаги (3-6) сделать уже на глазах учеников. И уже после этого поставить вопрос: «В чем состояла цель всего этого эксперимента?» В свою очередь, задание 3 может приобрести проблемный характер. Учитель может вынуть из темного шкафа такое же растение, но не пробывшее после этого на свету, и задать вопрос, сформулированный в задании 3. А после высказанных гипотез выполнить последующие шаги, с тем чтобы выяснить, какая из гипотез оправдалась. Второй же вариант, сопровождаемый экспериментом, может реализовывать-ся в обратной последовательности. Учащиеся выполняют задания 2 и 3 вначале в текстовом виде, а затем ставят два одинаковых растения в темный шкаф, чтобы через несколько дней вернуться к этому опыту и посмотреть, насколько реальные результаты совпадут с текстовым описанием и их предсказаниями.
Разумеется, остается и чисто текстовый (или вербальный) формат выполнения всей этой группы заданий, без реального эксперимента, но, повторимся, с обязательным обсуждением результатов и выводов.
Заключение
В данной статье показаны возможности использования в образовательной практике заданий по ЕНГ, которые разрабатываются в рамках проекта по систематическому мониторингу формирования функциональной грамотности. В силу ограниченности объема статьи это сделано на примере лишь двух блоков заданий, одного для 5-го, другого — для 7-го класса. Однако подходы к использованию заданий, которые продемонстрированы на этих двух примерах, имеют достаточно общий характер и могут быть применены для других заданий этого типа, разумеется, с учетом затронутого в них естественнонаучного содержания. Еще более важным представляется то, что система подобных заданий в целом может послужить основой для существенной модернизации школьного естественнонаучного образования, с тем чтобы оно эффективно решало задачи формирования естественнонаучной грамотности.
Статья выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2018-2019 годы «Создание методологии исследования, анализа и прогноза результатов международных и национальных исследований качества образования. Научное обоснование и проведение работ по оценке качества общего образования на основе методологии и инструментария международных исследований качества подготовки обучающихся».
Литература
1. Пентин А. Ю., Ковалева Г. С., Давыдова Е. И. и др. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 79-109.
2. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4. С.177—197.
3. Результаты международного исследования TIMSS-2015, 4 класс (краткий отчет на русском языке) / Центр оценки качества образования ИСРО РАО, 2016 [Электронный ресурс]. URL: www.centeroko.ru (дата обращения: 11.06.2019).
4. Martin M. O., Mullis I. V S., Foy P. et al. TIMSS-2015 International Results in Science // Boston College, TIMSS & PIRLS International Study Center website, 2016 [Электронный ресурс]. URL: http:// timssandpirls.bc.edu/timss2015/international-results/ (дата обращения: 13.06.2019).
5. PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematic, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving, PISA, OECD Publishing, Paris, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1787/9789264281820-en (дата обращения: 13.06.2019).
FORMS OF USE OF TASKS FOR ASSESSMENT AND THE FORMATION OF SCIENCE LITERACY IN THE EDUCATIONAL PROCESS
The article deals with methodological approaches to the use of tasks on scientific literacy in the educational process. These approaches are analyzed on the example of two blocks of tasks, one of which is intended for students of 5 grade, and the other — for students of 7 grade. Two main forms of using these tasks are discussed: for diagnostic purposes and for the formation of competencies related to scientific literacy. Tasks are equipped with a system of assessment of their performance by students, which defines the formed competences of scientific literacy. It is argued that the methodological approaches of using the two blocks of tasks under consideration can be extended to other similar tasks.
Keywords: scientific literacy, educational process, learning task, assessment, formation.
References
• Martin M. O., Mullis I. V. S., Foy P. et al. TIMSS-2015 International Results in Science // Boston
College, TIMSS & PIRLS International Study Center website, 2016 [Elektronnyj resurs]. URL: http:// timssandpirls.bc.edu/timss2015/international-results/ (data obrashcheniya: 13.06.2019).
• PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematic, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving, PISA, OECD Publishing, Paris, [Elektronnyj resurs]. URL: https://doi. org/10.1787/9789264281820-en (data obrashcheniya: 13.06.2019).
• Pentin A. Yu., Kovaleva G. S., Davydova E. I. i dr. Sostoyanie estestvennonauchnogo obrazovaniya v rossijskoj shkole po rezul'tatam mezhdunarodnyh issledovanij TIMSS i PISA // Voprosy obrazovaniya. 2018. № 1. S. 79-109. [In Rus].
• Pentin A. Yu., Nikiforov G. G., Nikishova E. A. Osnovnye podhody k ocenke estestvennonauch-noj gramotnosti v ramkah proekta «Monitoring formirovaniya funkcional'noj gramotnosti» // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 4. S.177—197 [In Rus].
• Rezul'taty mezhdunarodnogo issledovaniya TIMSS-2015, 4 klass (kratkij otchet na russkom yazyke) / Centr ocenki kachestva obrazovaniya ISRO RAO, 2016 [Elektronnyj resurs]. URL: www.centeroko.ru (data obrashcheniya: 11.06.2019). [In Rus].