Научная статья на тему 'Индивидуализация учебных заданий как средство развития способностей учащихся и предупреждения пробелов в знаниях'

Индивидуализация учебных заданий как средство развития способностей учащихся и предупреждения пробелов в знаниях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Татьяна Олеговна

Данная работа предложенный автором вариант разрешения проблемы развития математических способностей учащихся, как одной из базовых и актуальных в воспитании и обучении. Разрешение данного вопроса автор видит в предложенной им системе заданий, основанной на приемах психолого-педагогической диагностики и не нарушающей целостность структуры урока, что придает работе большую практическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация учебных заданий как средство развития способностей учащихся и предупреждения пробелов в знаниях»

Вопрос 1.

Какую фигуру образуют растущие грибы?

A) круг, кольцо;

Б) овал;

B) звезда.

Вопрос2.

Почему грибы растут кольцами? (1 балл)

Вопрос 3.

Почему внутри кольца земля вытоптана и не растет трава? (1 балл)

Вопрос 4.

Выскажите предположение: почему грибные круги называли «ведьмины кольца»? (2 балла)

Ответы.

1. А.

2. это связано с ростом грибницы от центра к периферии. Внутри грибница разрушается, и поэтому грибы растут по кругу.

3. грибница использует все питательные вещества и почва становиться бесплодной.

4. в средние века считалось, что в летнюю ночь ведьмы слетаются на шабаш и танцуют по кругу; трава там переставала расти и появлялись ядовитые грибы.

Пример 6 «Разноцветные рыбы» (биология, физика)

В поверхностном слое океана плавают серебристые рыбы, на глубине 200-400м. - красноватого цвета, еще глубже - фиолетовые и черные, а вот донные глубоководные рыбы и рыбы, обитающие в закрытых пещерных водоемах, вовсе не окрашены.

Вопрос 1.

Где в океане плавает серебристо окрашенная тихоокеанская сельдь?

A) на большой глубине;

Б) на глубине 200м.;

B) в поверхностных слоях.

Вопрос2.

Почему различна окраска рыб на разной глубине? (3 балла)

Ответы.

1. В.

2. окраска рыб имеет приспособительное значение и зависит от цвета и освещенности воды на данной глубине. На большую глубину и в пещеры свет не попадает, поэтому покровительственная окраска не имеет значения для глубоководных и пещерных рыб.

Пример 7 «Воздухоплаватели» (биология, физика, география)

15 апреля 1875 г. воздушный шар «Зенит», на борту которого находилось 3 воздухоплавателя, достиг высоты 8000 м. Шар обледенел, стал тяжелым и начал резко снижать высоту. Когда шар приземлился, то в живых остался только один человек.

Вопрос 1.

На какую высоту поднялся воздушный шар «Зенит»? (1 балл) Вопрос 2.

Как изменяется воздух при увеличении высоты? (3 балла)

Вопрос 3.

Почему погибли воздухоплаватели? (3 балла) Ответы.

1. 8000 м.

2. становиться холодно; кислорода становиться мало; давление падает.

3. резко снизилось парциальное давление кислорода на большой высоте. Артериальная кровь при этом по газовому составу приближается к венозной; все ткани организма начинают испытывать острый недостаток кислорода, что приводит к смерти.

Литература

1. Демьянков E.H. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1996.

2. Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие / сост.: М.Б. Беркинблит, С.М. Глаголев, В.М. Голубева и др. - М.: МИРОС, 1993.

3. Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. Кн. для чтения. - М.: Просвещение, 2001.

4. Олимпиадные и контрольно-проверочные задания нового поколения. Естественнонаучные предметы. 9-11 классы /Авт.сост.: С.Г.Гринько, Л.Н.Ластовка, И.Ю.Шамыгина, Е.В.Фомичева, Е.Е.Красникова.- М.: АРКТИ, 2008.

5. Источник информации о задачах программы PISA: http:// www.centeroko.ru/public.htm

6. 6. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004.

7. http://www.otrezal.ru.

Данная работа — предложенный автором вариант разрешения проблемы развития математических способностей учащихся, как одной из базовых и актуальных в воспитании и обучении. Разрешение данного вопроса автор видит в предложенной им системе заданий, основанной на приемах психолого-педагогической диагностики и не нарушающей целостность структуры урока, что придает работе большую практическую значимость.

Тимофеева Татьяна Олеговна

учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Краснодарский край г. Геленджик

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ

Как использовать систему заданий, основанную психолого-педагогической диагностике, направленную на индивидуализацию обучения?

Ключевые слова: индивидуализация обучения, дифференциация обучения, познавательные способности, математические способности, самостоятельная работа

Проблема способностей - одна из самых актуальных проблем воспитания и обучения, волнующая родителей, учителей и, конечно, самих учащихся.

«В каком деле я смог бы добиться наилучших результатов? Что предпринять, чтобы максимально раскрыть свои способности?» Ответы на эти вопросы особенно важны каждому человеку сейчас, когда напряженно бьется пульс современной жизни, когда развитие самых различных областей нашего бытия все в большей мере зависит от человеческого фактора, от отношения человека к делу, от его индивидуальных способностей и раскрытия его дарований.

Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Однако в практической деятельности сдвиги в направлении решения этой проблемы ещё очень незначительны.

Школьные уроки по-прежнему направлены на прохождение программы, а не на развитие мышления детей. Учителя в большинстве своем нацелены исключительно на ту сумму знаний, умений и навыков, которая включена в стандарт и которую должны усвоить ученики. Такой подход ориентирован на среднего ученика, а наиболее способные учащиеся страдают, т.к. не получают достаточного импульса для развития способностей. Поэтому возникает потребность в поиске новых путей активизации мыслительной деятельности учащихся разных уровней подготовки.

Объектом исследования является процесс развития математических способностей у младших школьников, а предметом исследования - индивидуализированные задания как средство развития математических способностей младших школьников.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что на основе психолого-педагогической диагно-

стики и изучения продуктов деятельности учащихся автор выстраивает систему заданий, направленную на развитие математических способностей, которая не нарушает целостную структуру урока и органически вплетается в него.

Возникает вопрос, как в системе класса, организовать этот процесс и какую задачу преследует учитель, чтобы обеспечить:

a) усвоение программы, знаний, умений и навыков;

b) развитие потенциальных способностей;

c) развитие математического мышления;

с!) предупреждение пробелов в знаниях и их ликвидации;

е) формирование социально-адаптированной личности в обществе;

Мотивом к преобразованию педагогической деятельности послужили следующие факторы:

• мониторинг процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков

• наблюдение

• беседы с учащимися и родителями

• результаты психологических исследований учащихся показали, что в системе класса при традиционных формах работы:

1) не все учащиеся могут раскрыть свой потенциал;

2) работа идет на среднего ученика;

3) не удается вовремя выявить проблемы неусвоения, а, следовательно, их предотвратить и разрешить;

4) темп урока, задаваемый учителем при традиционной системе обучения одновременно для разных категорий и групп неприемлем: в ходе урока учащиеся сами выстраивают свой темп, зачастую «выпадая» из заданного учителем.

В ходе практической деятельности автором установлено, что при стимулировании самостоятельной работы ребенка:

a) знания становятся для него личностно-значи-мыми, а, следовательно, более прочными;

b) ребенок становится более самостоятельным, трудолюбивым, творческим.

Концептуальная идея заключается в том, что индивидуализация может рассматриваться как:

1) стратегия процесса обучения;

2) необходимый фактор формирования индивидуальности;

3) интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности;

4) учение в индивидуальном стиле и темпе;

5) формирование социально-успешной личности потому, что индивидуализация определяется как «...организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению»: («Педагогическая энциклопедия»)

Актуальность проблемы можно объяснить двумя запросами:

1. Запрос государства, сформулированный в концепции модернизации на личность:

1) социально - адаптированную;

2) с правом делать выбор;

3) социально-успешную

2. Профессионально-личностный запрос.

Идея индивидуализации не нова; требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Например, И.Э.Унт, долгое время занимающаяся проблемами индивидуализации и дифференциации обучения, использует понятие «индивидуализация» в таком значении: «Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются». Это понятие она рассматривает в широком смысле, которое означает учет индивидуальных особенностей в современных условиях, главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома, т.е. во всем их объеме в системе обучения в целом.

Шадриков В.Д. рассматривает индивидуализацию через картину усложняющихся задач, мотивированием самого процесса учения, а также, предоставить возможность ученику работать на том уровне, который для него сегодня возможен и доступен.

Новизна данной идеи имеет место применительно:

1) к классу;

2) к предмету, т.к. создан пакет индивидуализированных заданий для развития математических способностей у детей

Методическая идея заключается в том, что использование индивидуализированных заданий есть проявление дифференциации в обучении, ориентации на личность учащегося, на самостоятельную работу ученика. Самостоятельная работа активизирует учащихся, как своим организационным устройством, так и содержанием заданий.

Самостоятельная работа позволяет работать в индивидуальном стиле и темпе. Для фронтальной работы характерен одинаковый темп, при котором трудно активизировать всех учеников: для одних предложенный темп слишком быстрый, для других, наоборот, чересчур медленный. В условиях самостоятельной работы ученик может заниматься в индивидуальном стиле, темпе, может вникнуть в то, что ему не ясно, выполнять задание соответственно своим умениям и навыкам. Самостоятельная работа активизирует учащихся в том смысле, что все ученики, даже более пассивные и ленивые, должны выполнить задание сами, не дожидаясь, пока кто-то другой его выполнит, это нередко происходит при фронтальной работе. Перечисленные факторы (индивидуальный темп и стиль) представляют собой переходную ступень к индивидуализации учебной работы. Широкие возможности для индивидуализации обучения представляет индивидуальная самостоятельная работа ещё и потому, что индивидуализированные задания, предлагаемые учащимся, лишь условно отличаются от обычных. Задание становится индивидуализированным в том случае, когда оно предназначено не всему классу, а только отдельным ученикам, соответственно их индивидуальным особенностям и способностям, уровню знаний, умений и навыков, типу восприятия.

Основное содержание преобразования педагогического взаимодействия - это изменение содержания педагогического взаимодействия. Если педагогическое взаимодействие носит конкретный личностно-значимый характер, то в процессе такой деятельности ученик чувствует свою значимость и становится субъектом образовательного процесса, т.е между учителем и учеником возникает взаимодействие - двунаправленный процесс.

Выделяю следующие этапы работы:

I. Подготовительный

II. Деятельностный

III. Оценочно-прогностический

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимые условия для реализации проекта заложены:

1. В самой традиционной системе и потребности выхода из неё, изменения её основных положений;

П одготов ите л ьн ы й Деятельностный Оценоч но-п рогностически й

1. Психолого-педагогический коллектив. 2. Наблюдение за учащимися и их деятельностью 3. Беседы с родителями и изучение семей учащихся и их запросы. 4. Подбор диагностического инструментария. 5. Изучение документации: тетради, журнал, почерк и т.д. 1. Подбор уровня инд.заданий по матем.и его апробация. 2. Разработка индивидуальн. учебного маршрута уч-ся на фиксированный период времен и (тема, раздел) и подбор под данный маршрут индивидуальн. заданий. 3. Мониторинг прохождения учебного маршрута. 4. Выход на другие области (русский язык, чтение, природоведение ит.д.) 1. Успешность учащихся • Социальная • Педагогическая • Личностная 2. Успешность подобранных индивид, задач 3. Сравнительный анализ исходного и достигнутого уровней 4. Выработка рекомендаций для учителей основной школы по каждому ученику

2, В желании и возможности учителя при подготовке к уроку;

3. В понимании со стороны родителей Результат работы может быть как формальным и

неформальным.

Формальный Неформальный

1.3УНы по нормативным критериям {нормы оценивания) 2. При выходе детей из начальной школы класс остается востребованным {высокий статус в педагогической среде и родителей) 1. Самостоятельность учащихся. 2. Способность класса работать в расширенном методическом арсенале: {групповая, работа в парах, индивидуальная, задания носящие опережающий и про-блемно-поисковый характер)

Условия успешности предложенного автором метода заложены в самой традиционной системе и потребности выхода из нее, изменения, ее основных положений, в желании и возможности учителя при подготовке к уроку, и, конечно, в понимании со стороны родителей, т.к. родители и учитель - это сотрудники, которые преследуют одну цель - развитие ребенка.

Литература

1. Аюбашева С.И., Давыдова H.H., Ивонин АО. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализиро-

ванных форм учебной деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010. - №3

2. Блинкова Л.В., Гуринова Н.П. Основные аспекты планирования при работе на основе индивидуального учебного плана ученика. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №5.

3. Дюльдина С.Н., Мальцева Е.Ф., Гужева Н.В., Семенова Л.Ф. Проект Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №3.

4. Евстифеева О.В. Программа эксперимента по теме: «Создание модели индивидуализированного образовательного процесса, основанного на преимуществах малокомплектной школы» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008. - №1.

5. Миронова Л. А., Козлова Т. И. Ш кола и н д и в и дуа л ь н о го в ы -бора - режим эксперимента // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №2.

6. Нечаева Ю.В. инновационные формы обучения как средство раскрытия индивидуальности школьника// Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - N26.

7. Свиридова Е.М. О механизме планирования и разработки индивидуальных заданий на основе учета данных индивидуальных особенностей личности ребенка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008. - №1.

Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Мастер-класс дает возможность учителям увидеть на конкретных примерах, как можно формировать регулятивные и коммуникативные УУД на уроке русского языка в 3 классе. В статье рассматриваются вопросы: что означает термины «регулятивные универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия», показываются типовые задания, нацеленные на развитие регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий

Шавалеева Гельшат Шакировна

МОУ «Аксубаевская средняя школа №2» учитель начальных классов пгт Аксубаево, РТ [email protected]

КАДЕТСКИЕ КЛАССЫ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НИХ ДЕТЕЙ

Какой должна быть образовательная модель кадетского класса, чтобы сохранить здоровье детей?

Д

Ключевые слова: ФГОС, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, типовые задания, мастер-класс

Послушай - и ты узнаешь, Посмотри - и ты поймёшь, Сделай - и ты научишься.

Китайская пословица

I. Вступительное слово. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные

людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.