Научная статья на тему 'Компетентностный подход в подготовке преподавателя химии в условиях классического университета'

Компетентностный подход в подготовке преподавателя химии в условиях классического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / БАЗОВЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агибова Ирина Марковна, Арзуманова Наира Владимировна

В статье выделены базовые и специальные компетенции, характерные для преподавателя химии. Предложена система их формирования в условиях университета с учетом реальных межпредметных связей дисциплин психолого-педагогического цикла, а также их связи с соответствующими научно-теоретическими курсами, включающая в себя учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в подготовке преподавателя химии в условиях классического университета»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

И. М. Агибова, Н. В. Арзуманова

COMPETENCE APPROACH IN TRAINING CHEMISTRY TEACHER IN CLASSICAL UNIVERSITY CONDITIONS

Agibova I. M., Arzumanova N. V.

The basic and special competences typical for a teacher of chemistry are singled out in the article. A system of their development in the university conditions subject to the real inter-disciplinary connections of psychological-pedagogical subjects and relevant scientific-theoretical courses including training-research and scientific research activity of students is suggested.

В статье выделены базовые и специальные компетенции, характерные для преподавателя химии. Предложена система их формирования в условиях университета с учетом реальных межпредметных связей дисциплин психолого-педагогического цикла, а также их связи с соответствующими научно-теоретическими курсами, включающая в себя учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу студентов.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, ключевые компетентности, базовые и специальные компетентности, профессиональная деятельность.

УДК 378.126: 54

Компетентностный подход в современном профессиональном образовании представляется как одно из наиболее важных направлений обновления содержания в Государственных образовательных стандартах третьего поколения. Между тем анализ соответствующей психолого-педагогической и методической литературы показывает, что исследователи определяют профессиональную компетентность как:

- способность реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт) для успешной творческой деятельности (В. А. Исаев);

- единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (Г. Н. Жуков, П. Г. Матросов, В. А. Сластенин, В. Д. Се-маненко и др.);

- наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций (Э. Ф. Зеер);

- владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания (Г. М. Коджаспирова);

- интегральную характеристику, определяющую способность специалиста решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профес-

сиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального жизненного опыта, ценностей и наклонностей (1);

- формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования (Б. С. Гершунский);

- обобщенное личностное образование, включающее в себя высокий уровень его теоретико-методологической, психолого-педагогической, методической и практической подготовки (В. А. Адольф);

- субъектное качество, проявляю-щеееся в проектировании и реализации деятельности с учетом квалификационных требований и социального, когнитивного, социально-информационного, специального и коммуникативного контекстов (Н. М. Слаутина);

- специфическая способность эффективного выполнения конкретных действий предметной области (Дж. Равен);

- интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию (Энциклопедия профессионального образования) и др.

При этом исследователи выделяют различные составляющие профессиональной компетентности. Так, А. К. Маркова профессиональные компетентности соотносит со сторонами труда учителя, его педагогической деятельностью, педагогическим общением и личностью, различая несколько видов профессиональной компетентности, определяющих зрелость человека в профессиональной деятельности:

- специальная компетентность -владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

- социальная компетентность -владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;

- личностная компетентность -владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

- индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, готовность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовывать свой труд без перегрузок, напряжения и усталости (2).

Мы разделяем позицию коллектива ученых Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, которые в своем исследовании «Компетент-ностный подход в педагогическом образовании» уточняют понятие профессиональная компетентность, рассматривая его как «совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей», подчеркивая, что ключевые компетентности «проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, в том числе и на иностранном языке, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе»; базовые компетентности «определяют специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.)»; специальные компетентности «отражают специфику конкретной предметной или надпред-метной сферы профессиональной деятельности». Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности» (1, с. 9-10).

Выделим наиболее важные, с нашей точки зрения, базовые и специальные ком-

петентности, характерные для преподавателя химии.

Базовые компетентности: гностические, конструктивные, организационные, коммуникативные, аналитические, прогностические, творческие, проективные, информационные.

Специальные компетентности: экспериментальные, формирование у учащихся

экспериментальных умении, решение химических задач, обучение учащихся решению химических задач, руководство техническим творчеством учащихся, комплектование кабинета химии и др.

Содержание выделенных общих и специальных методических умении отражено в таблице 1.

Таблица 1

БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

гностические - выделение главного в сообщении, тексте; - выявление связей между явлениями; - формулирование гипотезы и отыскание путей ее проверки; - использование справочной и дополнительной литературы; - применение знаний в измененных условиях

конструктивные - планирование самостоятельной деятельности на длительный срок; - планирование распределения времени; - составление плана, тезисов, конспекта изученного; - представление учебного материала в схемах, таблицах

организационные - организация познавательной деятельности учащихся класса; - формирование потребности в знаниях; - реализация намеченных планов

коммуникативные - установление психологического контакта с классом; - организация личностно-ориентированного общения с учащимися на принципах доверия, сотрудничества, гуманизма; - установление эмоциональной обратной связи в процессе общения

аналитические - осмысление содержания курса химии в целом и его отдельных разделов; - нахождение в теории обучения закономерностей и принципов, позволяющих эффективно строить процесс обучения химии; - определение места химии в содержании общего образования учащихся в соответствии с принципом дифференциации и индивидуализации обучения

прогностические - определение цели обучения химии с учетом дифференциации и индивидуализации обучения в современной школе; - планирование деятельности класса в целом и отдельного ученика в процессе обучения и во внеклассной работе по химии; - планирование индивидуальной работы по химии с учащимися; - планирование работы по развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения химии

творческие - развитое творческое мышление; - разработка эффективных нетрадиционных методов и приемов организации учебного процесса; - создание новых экспериментальных установок; - разработка и создание самодельного оборудования, экспериментов с его использованием; - руководство техническим творчеством учащихся

проективные - перевод цели и содержания химического образования в конкретные педагогические задачи отдельного урока;

- учет при определении содержания урока возможностей, потребностей и интересов учащихся; - отбор содержания, форм и методов учебной деятельности в их оптимальном сочетании на уроках химии; - учет при определении педагогических задач и содержания обучения возможностей материально-технической базы кабинета химии, а также своих личностно-деловых качеств; - планирование системы стимулирования познавательной активности школьников на уроке и во внеурочное время

информационные - подбор материала в соответствии с учебными возможностями учащихся класса, способствующего развитию интереса к химии как к науке, развитию творческих способностей школьников; - логически правильное построение изложения материала, проблемное изложение, умение создавать проблемные ситуации на уроке различными способами; - сочетание индуктивного и дедуктивного способов изложения материала; - использование демонстрационного химического эксперимента, технических средств обучения, электронно-вычислительной техники

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

экспериментальные - формулирование цели проведения химического эксперимента; - проведение эксперимента, обработка и анализ результатов; - выбор эксперимента для использования на уроке и наиболее эффективной формы его проведения; - подбор необходимых для эксперимента приборов, применение их по назначению, замена недостающих приборов другим равнозначным оборудованием, проведение элементарных расчетов параметров приборов и т. п.; - сборка экспериментальной установки в соответствии с психолого-педагогическими требованиями к школьным демонстрациям и лабораторным работам; - проведение эксперимента и организация деятельности учащихся по его наблюдению; - проведение обработки результатов эксперимента с привлечением учащихся; - определение места и значения полученной информации (химическая интерпретация, обеспечение гармоничного сочетания теоретических и экспериментальных компонентов в учебном процессе); - активизация познавательной деятельности учащихся при проведении эксперимента; - руководство деятельностью учащихся по восприятию и осмыслению эксперимента; - проверка усвоения учащимися воспроизводимого в эксперименте химического явления; - руководство проведением индивидуального самостоятельного эксперимента учащихся (практикумы, фронтальные или домашние опыты) и т. д.

формирование экспериментальных умений у учащихся - обучение учащихся определять цель эксперимента, планировать эксперимент, оценивать погрешности измерений, оформлять отчет о проделанной работе;

- обучение учащихся умению собирать экспериментальную установку, наблюдать, измерять химические величины; - формирование аккуратности, организованности, настойчивости в получении результатов и т. д.

решение химических задач - структурирование содержания задачи; - знание методов решения задач; - знание способов решения задач; - владение общими и конкретными алгоритмами решения задач; - выделение в предполагаемом алгоритме структурных элементов и содержания отдельных операций; - анализ процесса и результата решения задач

обучение учащихся решению химических задач - обучение учащихся структурированию задач разных видов; - обучение учащихся разным методам решения задач; - обучение учащихся разным способам решения задач; - выработка общего алгоритма решения задач; - выработка алгоритмов решения задач по разным темам; - проведение работы по усвоению учащимися алгоритмов решения задач, определению структурных элементов и отдельных действий; - проведение работы по оценки процесса и результата решения задач

руководство техническим творчеством учащихся - знание содержания и объектов научно-технического творчества учащихся; - владение технико-конструкторскими умениями; - владение методикой организации кружковой работы; - владение навыками конструирования и изготовления самодельного оборудования и т. д.

комплектование кабинета химии - знание принципов организации школьного кабинета химии и правил хранения оборудования; - закупка необходимых приборов, рациональное размещение оборудования; - создание системы информации; - оборудование химической лаборатории и т. д.

Будущий преподаватель химии должен овладеть перечисленными (и многими другими) профессиональными компетентностя-ми в период обучения в университете. Для успешного формирования профессиональных компетенций будущего преподавателя химии в университете важно знать не только цели педагогического образования, но и в деталях представлять его содержание, научные требования, которые к нему предъявляются, а также принципы его разработки. Под содержанием профессионального педагогического образования будем понимать систему научных знаний, практических умений, личностных и профессионально важных качеств, которыми должен овладеть студент -будущий преподаватель химии в процессе

обучения в университете. Кардинальные изменения в идеологии, формирование новой парадигмы образования неизбежно привели к необходимости изменения содержания профессионального педагогического образования.

В соответствии с Программой развития педагогического образования России на 2001-2010 годы в основе формирования содержания профессионального образования будущего преподавателя химии должны лежать следующие принципы:

- фундаментальность - научная обоснованность и высокое качество предметной, психолого-педагогической, социогу-манитарной и общекультурной подготовки;

- универсальность - полнота набора дисциплин, обеспечивающих базовую

подготовку в единстве профессиональной и общекультурной составляющих;

- интегративность - междисциплинарная связь, ориентированная на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требования;

- вариативность - гибкое сочетание обязательных базовых дисциплин, дисциплин по выбору и специализаций;

- практическая направленность педагогического образования;

- преемственность - одно из необходимых условий обеспечения непрерывности педагогического образования, предполагающее общие концептуальные подходы на всех уровнях непрерывного образования (3, с. 16-17).

Педагогическое образование в отличие от других типов профессионального образования должно давать системное знание о человеке как субъекте образовательного процесса. Эта системность должна задаваться не столько набором соответствующих дисциплин, включенных в учебные планы, сколько всем контекстом обучения в университете, при котором каждая дисциплина рассматривается, с одной стороны, как средство личностного развития студента, а с другой - как основа его будущей профессиональной деятельности, направленной на развитие школьников. Подобный подход к профессиональному педагогическому образованию в университете предполагает формирование содержания образования по двум основным направлениям. Во-первых, при формировании содержания личностно ориентированного высшего профессионального педагогического образования необходимо, прежде всего, исходить из того, что в центре учебного процесса в университете должен быть студент, который выступает субъектом своего становления как гармонично развитой личности. Поэтому, разрабатывая содержание профессионального педагогического образования, стремясь в максимальной степени адаптировать учебные планы, программы, учебные пособия к требованиям, предъявляемым современным обществом к

уровню и качеству подготовки преподавателя, необходимо адаптировать содержание образования и к интересам и потребностям личности студента, с учетом его индивидуальных особенностей, мотивации и ценностной ориентации. Во-вторых, содержанием профессионального педагогического образования должна стать та конкретная сфера социального опыта, которая впоследствии станет средством и содержанием его профессионально-педагогического взаимодействия с воспитанником. При этом содержание предметных дисциплин должно быть нацелено не на освоение определенного набора знаний, а на освоение логики предметного материала, формирование профессиональных компетентностей будущего преподавателя.

Университет призван выпускать профессионально мобильных специалистов, способных работать в инновационных учебных заведениях, в изменяющейся образовательной ситуации при изменении содержания образования и технологии обучения; заинтересованных в постоянном самообразовании, самовоспитании, самосовершенствовании своей профессиональной компетенции; способных работать в системе лично-стно ориентированного образования. Поэтому система формирования профессиональных компетентностей преподавателя химии в условиях университета должна строиться с учетом реальных межпредметных связей предметов психолого-педагогического цикла, а также их связи с соответствующими научно-теоретическими курсами и при этом включать в себя учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу студентов.

Например, в курсе «Методики преподавания химии», изучая вопросы: основы дидактики предмета, новые технологии обучения, методы диагностики знаний учащихся, необходимо, не останавливаясь на общепедагогических сведениях, показать, как они реализуются непосредственно в преподавании химии.

Изучая дисциплину «История и методология химии», студенты должны не только знакомиться с основными этапами развития химии, но и учиться включать историче-

ский материал в учебный процесс. Для этого на семинарских занятиях по данной дисциплине можно предусмотреть возможность проведения студентами фрагментов уроков с использованием исторического материала, а также разработку внеклассных мероприятий по истории химии.

На «Практикуме по методике преподавания химии» студенты наряду с навыками организации учебных занятий по химии должны овладеть методикой и техникой демонстрационного и лабораторного эксперимента. К сожалению, ограниченность учебного времени, отведенного на «Практикум», не позволяет включить в подготовку преподавателя химии овладение навыками разработки и изготовления самодельного оборудования по химии, поэтому ими студенты должны овладеть в процессе учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.

Разрабатывая учебные программы и содержание курсов по предметам психолого-педагогического цикла (включая и методику преподавания предмета) необходимо предусмотреть выполнение студентами творческих, исследовательских заданий, в ходе выполнения которых они будут учиться решать профессиональные задачи различной степени сложности.

Существенной чертой университетского образования является органическое сочетание учебной и научно-исследовательской работы студентов, что создает благоприятные условия для подготовки специалиста, способного подходить творчески к решению сложных задач в избранной сфере деятельности.

Система исследовательской работы будущих преподавателей химии должна быть рассчитана на весь период обучения, учитывая преемственность в работе преподавателей педагогики и методики преподавания предмета. При этом, составляя тематику исследовательских заданий, следует исходить из наиболее актуальных направлений развития образования на современном этапе:

- организация профилированного и дифференцированного образования;

- организация личностно-ориенти-рованного обучения;

- оптимизация объема учебной нагрузки за счет использования педагогически обоснованного отбора содержания образования;

- усиление деятельностного компонента в учебной работе учащихся;

- разработка активных форм и методов обучения и другие.

Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки должны быть углублены и развиты в ходе педагогической практики, которую надо максимально использовать как для формирования определенного круга профессиональных компетентностей, так и для проверки уровня подготовки студентов к предстоящей деятельности. Именно на педагогической практике студент получает возможность наряду с применением полученных во время обучения в университете теоретических знаний приобрести знания эмпирического характера, почерпнутые из личного опыта.

Обязательным элементом профессиональной подготовки будущего учителя должно быть выполнение курсовой и квалификационной работы по педагогике и методике преподавания предмета исследовательского характера. При этом квалификационная работа должна включать обобщение результатов самостоятельной исследовательской работы в школе.

Обобщая вышесказанное, можно согласиться с тем, что «университетская педагогическая подготовка хотя и не дает столь обширного (по сравнению с педагогическими вузами) навыков классного руководства и дидактической проработки материала, но зато обеспечивает своих выпускников несравненно более глубокими знаниями по предмету, возможностями творчески исследовательского отношения к работе учителя, менее авторитарным коммуникативным потенциалом и безусловными преимуществами в постановке кружковой работы, ведения факультативных курсов» (4, с. 32).

ЛИТЕРАТУРА

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография / Под ред. проф. Козырева В. А., проф. Родионовой Р. Ф. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

2. Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. - 1995. - № 6.

3. Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы // Педагогическое образование и наука. - 2000. -№ 1. - С. 14-25.

4. Сенашенко В., Сенаторова Н. Университеты как учебно-методические центры // Высшее образование в России. - 1997. -№ 3. - С. 24-36.

Об авторах

Агибова Ирина Марковна, Ставропольский государственный университет, доктор педагогических наук, декан физико-математического факультета. Сфера научных интересов - подготовка высококомпетентных специалистов педагогического профиля в условиях классического университета.

ац1Ьо\а@51а\511. ги

Арзуманова Наира Владимировна, Ставропольский государственный университет, аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы. Сфера научных интересов - исследования в области формирования профессиональной компетентности преподавателя-химика, наполнения содержанием понятий «компетенция», становление и развитие «инфокоммуникативной компетентности преподавателя-химика». naira-arz@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.