Научная статья на тему 'Становление аутопедагогической компетентности будущего преподавателя в классическом университете'

Становление аутопедагогической компетентности будущего преподавателя в классическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОДЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / АУТОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масовер Н. Ю.

Предложена модель подготовки преподавателя в классическом университете, реализующая идею профессионального и личностного саморазвития студента в классическом университете на основе интегративного и компетентностного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масовер Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление аутопедагогической компетентности будущего преподавателя в классическом университете»

УДК 378.14

Н.Ю.Масовер

СТАНОВЛЕНИЕ АУТОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Институт сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ, т. 8 (8162) 66-17-40

A model of teacher training at a classical university is presented, which is based upon the integrative and competence approach. The model implements the idea of professional and personal growth of students.

Ключевые слова: интегративный подходы, компетентностный подход, аутопедагогическая компетентность

Закон Российской Федерации «Об образовании» ориентирует современную систему образования на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Самореализация личности в условиях образовательного процесса в университете предполагает раскрытие потенциальных возможностей каждого студента, побуждение его к активному самосовершенствованию в процессе учебной и внеучебной деятельности. Одной из ценностей современного профессионального образования становится личностно-профессиональное саморазвитие будущего специалиста, а одним из главных показателей качества результатов образования специалиста — сформированность «умений, навыков и устойчивой потребности в профессиональном и личностном саморазвитии, которая определяет способность специалиста к активному и целенаправленному самосовершенствованию, позволяющему ему достигать вершин профессионального мастерства» [1].

Понятие саморазвития личности можно охарактеризовать, рассматривая наиболее общие признаки этого сложного, многогранного явления. Во-первых, саморазвитие — это человеческая ценность и потребность (одна из ценностей человека, коренная человеческая потребность, долг перед собой, многомерное «укоренение» в существующем мире [2]). Во-вторых, саморазвитие личности — это результат сознательного целеполагания и духовно-практическая деятельность личности (самостоятельное выстраивание себя для продуктивной самореализации в изменчивых условиях [3]; самодостраивание личности, духовное самосозидание человека, его внутренний поиск [4]). В-третьих, саморазвитие — это процесс собственных изменений личности (самоизменение личности, служащее цели ее максимального духовнонравственного и деятельностно-практического самообогащения и саморазвертывания [3]). Саморазвитие

— это творческий процесс, направленный на преодоление противоречий в стремлении человека к достижению духовной, физической и социальной гармонии.

Профессиональное саморазвитие будущего специалиста можно определить как его сознательную деятельность, направленную на полную самореализацию себя как личности в той социальной сфере деятельности, которую определяет его будущая профессия [5]. Профессиональное саморазвитие — это развитие будущим специалистом у себя личностных,

профессионально важных качеств, общих (интеллект) и специальных (профессиональных) творческих способностей. С профессиональным саморазвитием тесно взаимосвязано личностное саморазвитие, направленное на становление творческой индивидуальности будущего специалиста. Личностно-профессиональное саморазвитие должно быть принято каждым студентом как особая ценность и личностно значимая цель, но для этого ценность личностно-профессионального саморазвития будущего специалиста должна найти отражение в целях и содержании университетского образования. Поэтому ведущие идеи программы подготовки преподавателя химии в Новгородском государственном университете связаны с идеей личностно-профессионального саморазвития.

Профессиональная мобильность, возможность адаптации к быстро меняющимся условиям и способность к профессиональному и личностному росту преподавателя возможны лишь на основе потребности, способности и готовности его к саморазвитию. Готовность к профессиональному и личностному саморазвитию будущего преподавателя возможна лишь на основе сформированности у студентов умений, навыков и потребности в саморазвитии. Профессиональное и личностное саморазвитие будущего преподавателя, как и его подготовка к саморазвитию, возможны лишь на основе активности самого студента.

Средствами саморазвития будущего преподавателя (как и любого другого специалиста) могут служить самовоспитание, самообразование, самосовершенствование в сочетании с профессиональной деятельностью. Процесс саморазвития в самом общем виде включает в себя следующие этапы: 1) осуществление самопознания при необходимом уровне самосознания; 2) формирование самооценки и принятие решения о необходимости работы над собой; 3) постановка цели саморазвития и разработка индивидуальной программы самоорганизации; 4) практическая реализация саморазвития (самовоспитание определенных качеств, саморегуляция, самоанализ, самоконтроль и самокоррекция).

Компетентностный подход, соответствующий современным требованиям к психолого-педагогической подготовке будущих преподавателей, может и должен быть применен к реализации идеи саморазвития студента в профессиональном становлении личности преподавателя. Результатом реализации этой идеи является готовность будущего преподавателя к личностно-

профессиональному саморазвитию, или — в терминологии компетентностного подхода — достижение им определенного уровня аутопедагогической компетентности.

Аутопедагогическая компетентность преподавателя — это интегральная профессионально-личностная его характеристика, определяющая готовность и способность развивать творческий потенциал и продуктивно заниматься самосовершенствованием [6]. Поэтому результатом реализации идеи саморазвития студента в профессиональном становлении личности преподавателя является достижение им определенного уровня развития системы аутопедагогических компетенций преподавателя. Аутопедагогические компетенции преподавателя проявляются в действиях, направленных на решение задач личностнопрофессионального саморазвития, на основе знаний, опыта профессиональной деятельности и эмоционально-ценностного отношения к профессии преподавателя.

В настоящее время существуют несколько подходов к реализации идеи саморазвития студента в профессиональном становлении личности преподавателя: формирование умений саморазвития личности студента в процессе педагогической практики (наиболее часто); формирование знаний и умений саморазвития в процессе изучения специального курса, посвященного профессиональному саморазвитию, и в ходе педагогической практики (несколько реже); формирование знаний и умений саморазвития личности в процессе изучения специального курса, методического курса и в ходе педагогической практики (редко). Существует также подход к саморазвитию как принципу построения модели педагогического образования, в которой выделены следующие структурные блоки (соотносимые с циклом развития): диагностический, теоретический, технологический, ценностный, проблемно-исследовательский [7].

Педагогическое образование можно определить как социально-культурный механизм целенаправленного становления будущего преподавателя на основе систематизированного в содержательном и процессуальном отношении становления аутопедагогической компетентности студента. Такое понимание педагогического образования требует интегративного подхода к реализации идеи саморазвития студента в профессиональном становлении личности преподавателя. Поэтому становление аутопедагогической компетентности студента является интегративной основой программы подготовки преподавателя химии в Новгородском государственном университете.

Интегративный подход обеспечивает целостность процесса профессионального становления личности преподавателя в единстве межпредметной, внутрипредметной, межличностной и внутрилично-стной интеграции. Межпредметная интеграция пси-холого-педагогических и методических дисциплин лежит в основе модели становления аутопедагогической компетентности будущего преподавателя в классическом университете, разработанной на примере становления аутопедагогической компетентности преподавателя химии в НовГУ.

Модель становления аутопедагогической компетентности будущего преподавателя определяет условия, факторы, этапы этого процесса, задачи на каждом этапе и способы решения этих задач. Условиями становления аутопедагогической компетентности будущего преподавателя являются:

— владение приемами и методами самопознания, самовоспитания и самообразования;

— приобретение опыта самостоятельной работы при изучении дисциплин психолого-педагогического и методического блока;

— создание благоприятного социальнопсихологического климата в учебном коллективе при осуществлении студентом аутопедагогического эксперимента, направленного на проявление аутопедагогических компетенций преподавателя.

Факторами процесса становления аутопедагогической компетентности будущего преподавателя являются:

— сформированность у будущего преподавателя ценностного отношения к своей профессии, к профессионализму педагогической деятельности;

— опыт собственной педагогической деятельности;

— повышение уровня готовности будущего преподавателя изменять свое реальное «Я» в том направлении, которое требует профессия.

Становление аутопедагогической компетентности студента университета включает два этапа: подготовительный — с начала изучения дисциплин психолого-педагогического и методического блока по первый этап педагогической практики включительно; основной — второй этап педагогической практики.

В ходе подготовительного этапа становления аутопедагогической компетентности целенаправленно ставятся и последовательно решаются задачи активизации процесса личностно-профессионального саморазвития студента:

— повышение уровня мотивации педагогической деятельности;

— овладение теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для развития аутопедагогических компетенций преподавателя, в том числе и овладение приемами и методами самопознания (самонаблюдения, самодиагностики, самоанализа) и самовоспитания (самоинформирования, самопобуждения, самоорганизации);

— развитие профессионально важных качеств и творческой индивидуальности личности преподавателя, необходимых для развития таких аутопедагогических компетенций, как рефлексивность (педагогическая рефлексия, самоанализ, самооценка), педагогическое мышление, эмпатичность, толерантность, гибкость личности.

В ходе основного этапа становления аутопедагогической компетентности ставится и решается задача проявления аутопедагогических компетенций преподавателя и приобретения опыта осуществления профессионального и личностного саморазвития.

Интегративной целевой задачей каждой дисциплины является обеспечение реального вклада учебного курса в становление аутопедагогической компетентности преподавателя. Здесь межпредметная интеграция

находит свое продолжение во внутрипредметной интеграции и опирается на нее. Внутрипредметная интеграция основывается на понимании учебной дисциплины как дифференцированной и интегрированной системы и осуществляется через блочно-модульное построение содержания учебной дисциплины. Внутрипредметная интеграция позволяет установить смысловые, содержательные, структурные и технологические связи между разделами и темами каждой учебной дисциплины и на этой основе сформировать новые — системообразующие — связи в комплексе аутопедагогических компетенций преподавателя. Такой подход позволяет определить возможности каждой из дисциплин психологопедагогического и методического блока в решении задач на каждом этапе становления аутопедагогической компетентности будущего преподавателя.

Учебный план подготовки преподавателя химии в Новгородском государственном университете включает учебные дисциплины «Методика решения задач по химии», «Психология», «Педагогика», «Научные основы школьного курса химии», «Методика преподавания химии», «Практикум по химии», а также педагогическую практику.

Возможностями повышения уровня мотивации педагогической деятельности обладает каждая из перечисленных выше учебных дисциплин, и каждая предыдущая дисциплина обладает возможностью способствовать повышению мотивации студента к изучению каждой последующей. Так, при изучении дисциплины «Методика решения задач по химии» студентам предлагаются задания, направленные на развитие общих и профессиональных способностей (классификация задач по химии, их исследование и анализ, определение требований к системе задач в школьном курсе химии и методике обучения учащихся решению задач по химии повышенной сложности и т.д.). При этом создаются многочисленные мотивационно-стимулирующие ситуации, способствующие самосознанию каждым студентом себя будущим преподавателем химии и повышению мотивации каждого студента к изучению пси-холого-педагогических дисциплин.

Возможностями овладения теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для развития аутопедагогических компетенций преподавателя химии, обладают прежде всего психологопедагогические дисциплины. При изучении дисциплины «Психология» студенты овладевают знаниями о психологических закономерностях становления и функционирования личности. На практических занятиях по психологии студенты осваивают самостоятельное применение диагностических методик для исследования эмоциональной сферы, темперамента, характера, отдельных видов способностей, а также технику и приемы общения, ролевую гимнастику. Далее, при изучении дисциплины «Педагогика» студенты не только овладевают профессиональными педагогическими знаниями и умениями, связанными с осуществлением педагогической деятельности, но и получают представление о компонентах практической реализации профессионального саморазвития педагога, а также осваивают технику и приемы самовоспитания.

Возможностями развития профессионально важных качеств и творческой индивидуальности личности преподавателя химии, необходимых для развития его аутопедагогических компетенций, обладают педагогические и методические дисциплины и педагогическая практика. Так, курс педагогики начинается с получения студентами представлений о значимости педагогической профессии для развития общества, о функциональной модели деятельности преподавателя и профессиональном идеале педагога. С этой же целью, а также с целью усиления эмоциональной привлекательности педагогической профессии студентам предъявляется «живой» урок одного из лучших учителей города как образец педагогической деятельности. Содержание курса педагогики позволяет также во время деловых игр, решения педагогических задач создать условия для формирования и развития педагогической рефлексии, педагогического мышления, эмоциональной сферы учителя. При изучении методических дисциплин особое внимание уделяется развитию творческой индивидуальности будущих преподавателей химии. Для этого студентам предлагаются индивидуальные творческие задания: создание программы и тематического планирования элективного курса химии, профессиограммы учителя химии, проекта кабинета (лаборатории) химии, моделирование фрагмента урока с демонстрацией химического эксперимента и т.д. Наибольшими возможностями профессионально-

творческого развития обладает педагогическая практика, поскольку именно в профессиональной деятельности студентов (благодаря реальным педагогическим ситуациям) могут максимально проявиться профессионально важные качества. Выполняемые каждым студентом во время педагогической практики задания способствуют не только выявлению им у себя того или иного качества, определению уровня его развития, но и его дальнейшему развитию.

Возможностями проявления аутопедагогических компетенций и приобретения опыта осуществления профессионального и личностного саморазвития обладает лишь педагогическая практика. Здесь студентам предлагается комплексное задание, состоящее из двух частей. Первая его часть выполняется по окончании первого этапа практики и заключается в том, что на основе анализа собственной педагогической деятельности студенты определяют сформированность у себя основных профессиональных умений, профессионально важных качеств и профессиональных способностей преподавателя химии. Вторая часть задания выполняется в течение второго этапа педагогической практики и заключается в планировании и осуществлении аутопедагогического эксперимента по развитию необходимых знаний, умений, качеств и способностей. С этой целью в течение первой недели практики студенты проводят самодиагностику готовности к профессиональной деятельности, отмечая уровни владения психолого-педагогическими, общенаучными и методическими знаниями и умениями, сформирован-ности профессиональных умений, развития мотивации педагогической деятельности, развития педагогического мышления, рефлексивности и т.д. По результатам диагностики студенты составляют индивидуальную

программу саморазвития, которая становится для них индивидуальной программой педагогической практики. Начиная со второй недели практики, студенты выполняют намеченную индивидуальную программу, постоянно осуществляя текущий самоконтроль и самоанализ своих действий. По окончании практики студенты проводят самоанализ и дают самооценку результатов выполнения индивидуальной программы практики, а также намечают задачи для саморазвития в профессиональной деятельности после завершения обучения в университете: чем овладеть, какие умения и качества развить в себе [8].

Уровень осознанности и неформального отношения к выполняемому комплексному заданию является одним из основных показателей успешности осуществляемого аутопедагогического эксперимента.

1. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб: РГПУ, 2001. С.150.

2. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 128 с.

3. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.

4. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997. 336 с.

5. Деркач А.А., Старовойтенко Е.Б., Кривокулинский А.Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.: РАУ, 1993. 158 с.

6. Шиян О.М. // Педагогика. 1999. №1. С.63-68.

7. Кряхтунов М. И. Саморазвитие как принцип построения модели педагогического образования // Проблемы педагогического образования. М.: МПГУ, 2000. С.38.

8. Педагогическая практика студентов университета с дополнительной квалификацией «преподаватель химии»: Метод. пособие / Авт.-сост. Н.Ю.Масовер, Н.И.Никитина, Г.А.Ключникова. В.Новгород: НовГУ, 2003. 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.