Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ: ПРОБЛЕМЫ НОВОГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ: ПРОБЛЕМЫ НОВОГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
668
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ПОЛНОМОЧИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / СОГЛАСОВАНИЕ / ТРЕБОВАНИЕ ПРОКУРОРА / КОНТРОЛЬНОЕ (НАДЗОРНОЕ) МЕРОПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Носова Ю. Б.

Анализируются нормативные положения, устанавливающие формы и методы осуществления деятельности прокуратуры в рамках организации и реализации государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Определяется сущность, роль и значение полномочий прокуратуры в сфере организации контрольно-надзорной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREDENTIALS OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE SPHERE OF THE ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF STATE CONTROL (SUPERVISION) AND MUNICIPAL CONTROL: PROBLEMS OF THE NEW NORMATIVE LEGAL REGULATION

Analyzed the normative provisions that establish the forms and methods of carrying out the activities of the prosecutor 's office in the framework of the organization and realization of state control (supervision) and municipal control. Determined the essence, role and value of authorities of the prosecutor's office in the sphere of organization control and supervisory activities.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ: ПРОБЛЕМЫ НОВОГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

ПРОКУРОР В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

УДК 342.9

DOI https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2021.4/3703

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ: ПРОБЛЕМЫ НОВОГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Ю. Б. Носова

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 28 октября 2021 г.

Аннотация: анализируются нормативные положения, устанавливающие формы и методы осуществления деятельности прокуратуры в рамках организации и реализации государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Определяется сущность, роль и значение полномочий прокуратуры в сфере организации контрольно-надзорной деятельности. Ключевые слова: прокуратура, полномочие, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, согласование, требование прокурора, контрольное (надзорное) мероприятие.

Abstract: analyzed the normative provisions that establish the forms and methods of carrying out the activities of the prosecutor's office in the framework of the organization and realization of state control (supervision) and municipal control. Determined the essence, role and value of authorities of the prosecutor's office in the sphere of organization control and supervisory activities. Key words: prosecutor's office, authority, state control (supervision), municipal control, approval, prosecutor's request, control (supervisory) measure.

"t

oi Масштабное реформирование контрольно-надзорной деятельности, выразившееся, в частности, в принятии Федерального закона от 31 июля ¡^ 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципаль-сч ном контроле)»1 (далее — Закон № 248-ФЗ) и внесении изменений в ряд других нормативных правовых актов, не могло не затронуть вопросов реализации полномочий прокуратуры в сфере организации и координации 156 государственного контроля (надзора). Это, в свою очередь, потребовало принятия приказов Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2021 г. № 294 «О реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также от 8 июля 2021 г. № 135 «О реализации в органах военной прокуратуры Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Вместе с тем, поскольку в отношении отдельных видов

1 Здесь и далее все ссылки на нормативно-правовые акты приводятся по справ.-правовой системе «КонсультантПлюс». © Носова Ю. Б., 2021

государственного контроля (надзора) продолжают действовать положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении

государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», про- ^

куроры должны также руководствоваться в своей деятельности приказом ^

Генеральной прокуратуры РФ от 27 марта 2009 г. № 93 «О реализации Фе- ^

дерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических о

лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государ- °

ственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Р

Заметим, что еще по поводу Закона № 294-ФЗ в литературе отмеча- о

лось, что он является одним из самых сложных в правоприменительной X

практике, поскольку допускает ряд исключений из сферы своего регулиро- §

вания, предусматривает возможность специального регулирования, а так- 2

же содержит много бланкетных норм, отсылающих к подзаконным норма- Р тивным правовым актам2. Новый Закон № 248-ФЗ был призван устранить

несистемность и пробельность правового регулирования государственно- °

го контроля (надзора), муниципального контроля, упростить контроль- о

но-надзорную деятельность, создав полноценную защиту прав контроли- ^ руемых лиц, что в целом должно обеспечить законность, прозрачность и

эффективность контрольно-надзорной деятельности, а также снижение ш количества споров при осуществлении контроля3. Но, к сожалению, этого

не случилось, ведь даже беглый взгляд на указанный нормативный акт, -§

®

позволяет увидеть значительные несовершенства закона и с точки зрения 0 юридической техники, и в сущностном отношении. Справедливости ради

о

следует отметить, что полномочия прокурора в отношении организации х

деятельности контрольно-надзорных органов в меньшей степени были о затронуты реформированием, однако и в этом смысле вопросов осталось

больше, чем ответов. .

Это объясняется тем, что, несмотря на то что прокуратура в течение достаточно длительного времени наделена определенными полномочиями организационного характера в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, правовая природа данного направления деятельности прокуроров до сих пор не имеет абсолютной ясности.

Настоящая статья представляет собой попытку ответить на вопрос,_

каково предназначение и сущность полномочий прокурора в рамках кон- 157

2 См., например: Мицкевич Л. А., Васильева А. Ф. Современное состояние института государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности // Государство и право. 2015. № 10. С. 34—44 ; Добробаба М. Б. Контроль за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений : нормативно-правовое регулирование и проблемы практической реализации // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства : материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2019. С. 428.

3 Пояснительная записка «К проекту федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)».

трольно-надзорной деятельности, осуществляемой различными органами государственной власти и местного самоуправления. Установление роли и места прокуратуры в системе государственного контроля (надзора) необходимо, в свою очередь, для определения эффективности функционирования всего контрольно-надзорного механизма, а также способности обеспечить решение возложенных на этот государственно-правовой институт общественно важных задач.

На то, что в зоне пристального внимания прокуроров должна оставаться защита прав добросовестных предпринимателей и снижения административного давления на бизнес, неоднократно обращал внимание Генеральный прокурор РФ. Так, в 2020 г. в связи с выявлением в этой сфере почти 200 тыс. нарушений к дисциплинарной ответственности было привлечено свыше 36 тыс. виновных должностных лиц. Кроме того, из ежегодного сводного плана проверок исключено около 200 тыс. проверочных мероприятий, т. е. более половины запланированных контролерами, отказано в согласовании 40 % внеплановых проверок4. Указанные данные с достаточной степенью очевидности свидетельствуют о чрезвычайной важности, актуальности и адекватности полномочий прокуратуры существующей практике организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Для решения поставленных в настоящем исследовании задач необходимо, прежде всего, обратиться к анализу нормативных положений, устанавливающих формы и методы осуществления деятельности прокуратуры в рамках организации и реализации государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Впервые о необходимости предоставления несвойственных прокуратуре распорядительных полномочий было указано в Указе Президента от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации администра-^ тивных ограничений при осуществлении предпринимательской деятель-0| ности», подп. «а» п. 1 которого Правительству РФ было поручено разрабо-^ тать проект федерального закона, предусматривающего, что внеплановые ^ мероприятия в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства должны проводиться органами государственного или муниципального контроля после согласования с прокурором субъекта РФ. Как отмечалось

-в литературе, выбор органов прокуратуры в контексте обозначенных задач

158 основан на доверии общества к прокурорам, которые в историческом прошлом успешно выполняли роль компенсаторного механизма, восполняющего изъяны в деятельности органов специализированного управления, не давая возможности последним уклониться от обозначенной в законе цели5.

4 Доклад Генерального прокурора Российской Федерации И. Краснова на расширенном заседании коллегии, посвященном итогам работы органов прокуратуры за 2020 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2021 год. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=59741739

5 См.: Казарина А. Х. Согласие прокурора на внеплановую проверку субъектов малого и среднего предпринимательства : правовая природа и сущностные черты // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2009. № 2 (10). C. 14.

Далее, в ходе развития и совершенствования законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, нормы об участии прокуратуры в организации контрольно-надзорной деятельности последовательно появлялись в содержании нормативных правовых актов. ^ Так, при принятии Закона № 294-ФЗ в нем была закреплена норма о ^ необходимости согласования органами государственного контроля (надзо- ^ ра), органами муниципального контроля внеплановой выездной проверки о в отношении субъектов малого или среднего предпринимательства с орга- § нами прокуратуры. Р

Впоследствии, при внесении изменений в указанный нормативный о правовой акт, обязанность согласования внеплановых выездных проверок х с органами прокуратуры была распространена на случаи проведения про- § верок в отношении всех индивидуальных предпринимателей и юридиче- 2 ских лиц, а не только субъектов малого и среднего предпринимательства6. Р

Изменениями, внесенными другим федеральным законом7, органам прокуратуры были предоставлены новые полномочия по рассмотрению ° проектов ежегодных планов проведения плановых проверок органов госу- о дарственного контроля (надзора), муниципального контроля на предмет ^ законности включения в них объектов контроля (надзора), а также по обобщению поступивших ежегодных планов и направлению их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. -§ Согласно новой редакции Закона № 294-ФЗ8 основанием проведения 0 внеплановой проверки стал приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный на основании требования х прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за ис- о полнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и х обращениям. .

В соответствии с очередными дополнениями в Закон № 294-ФЗ Генеральная прокуратура РФ была наделена статусом оператора единого реестра проверок, созданного в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов9.

6 О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О защите прав 159 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении го- _ сударственного контроля (надзора) и муниципального контроля» : федер. закон от

26 апреля 2010 г. № 66-ФЗ.

7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления : федер. закон от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ.

8 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : федер. закон от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ.

9 О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственно-

В связи с внесением вышеуказанных изменений в федеральное законодательство и возложением на органы прокуратуры новых полномочий в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля Генеральным прокурором РФ был издан приказ от 27 марта 2009 г. № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»10. Названным приказом утверждены порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, решение о согласовании и об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной/документарной проверки, требование о проведении внеплановой проверки и порядок его направления.

В новом законе № 248-ФЗ были закреплены аналогичные предусмотренным законом № 294-ФЗ полномочия прокуратуры, но уже применительно к новым видам контрольно-надзорных мероприятий.

Во-первых, Генеральная прокуратура является теперь оператором единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, который создается в целях учета проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, принятых мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений, учета решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер, а также принятых по итогам рассмотрения жалоб контролируемых лиц, обеспечения взаимодействия контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий, а также учета инфор-^ мации о жалобах контролируемых лиц.

^ Во-вторых, основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий согласно ст. 57 Закона № 248-ФЗ является требование прокурора 041 о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина 160 по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В со-ответствии со ст. 63 указанного нормативного акта требование прокурора

должно содержать сведения о виде контрольного (надзорного) мероприятия, сроке его проведения, о материалах и обращениях, которые содержат сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда

го контроля (надзора) и муниципального контроля : федер. закон от 31 декабря 2014 г. № 511-ФЗ.

10 О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» : приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 марта 2009 г. № 93.

(ущерба) охраняемым законом ценностям и в рамках которых определяется предмет контрольного (надзорного) мероприятия.

Примечательно, что указанная норма налагает на прокурора обязанности по выбору вида контрольно-надзорного мероприятия, которое сле- ^ дует провести в каждом конкретном случае, что в свою очередь требует ^ четкого и недвусмысленного понимания прокурором сущности, хода и ^ потенциальных результатов всех видов контрольно-надзорных меропри- о ятий, а также знания Положения о конкретном виде государственного § контроля (надзора), которым закрепляются виды контрольно-надзорных Р мероприятий, реализуемых в рамках этого вида контроля (надзора). Та- о кое нормативное положение вряд ли может быть признано правильным X и оправданным, учитывая специфичность отдельных видов государствен- § ного контроля (надзора) и недопустимость вмешательства прокуратуры в 2 решение вопросов, отнесенных к компетенции органов государственного Р контроля (надзора).

Эта же статья закона применительно к порядку направления проку- ° рором требования о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в о рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод чело- ^ века и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям отсылает к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации»11, в котором данная норма появилась совсем недавно в связи с внесением обусловленных реформированием контрольно-надзорной дея- -§ тельности изменений в целый ряд нормативных актов12. Статья 22 закона 0 о прокуратуре в новой редакции закрепила такое полномочие прокурора, как требование о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, х которое направляется в уполномоченные контрольные (надзорные) орга- о ны на основании поступивших в органы прокуратуры материалов и обра- ■§ щений, свидетельствующих о причинении вреда (ущерба) или об угрозе . причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Порядок направления прокурором требования о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям устанавливается приказом Генпрокуратуры России от 2 июня 2021 г. № 29413. _

В-третьих, в соответствии со ст. 61 Закона № 248-ФЗ планы проведения 161

плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календар--

ный год, формируемые контрольными (надзорными) органами, подлежат

11 О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1.

12 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» : федер. закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ.

13 О реализации федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» : приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2021 г. № 294.

согласованию с органами прокуратуры, которые рассматривают проекты таких планов на предмет законности включения или не включения в них плановых контрольных (надзорных) мероприятий и вносят предложения уполномоченным должностным лицам контрольных (надзорных) органов об устранении выявленных замечаний. Порядок рассмотрения органами прокуратуры проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для согласования указанных планов устанавливается тем же приказом Генпрокуратуры.

В-четвертых, ст. 66 Закона № 248-ФЗ устанавливает, что в случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования. Порядок согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, а также типовые формы заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и решения прокурора о результатах его рассмотрения устанавливаются вышеуказанным приказом Генпрокуратуры. При этом, если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие проводится незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) без согласования, но с извещением об этом органа прокуратуры.

Обращает на себя внимание то, что в Законе № 294-ФЗ не закреплен перечень контрольных (надзорных) мероприятий, требующих согласования с прокуратурой. В различных статьях федерального закона (ст. 6773), посвященных отдельным контрольно-надзорным мероприятиям с использованием взаимодействия с контролируемым лицом, указано на ^г необходимость согласования с органами прокуратуры всех внеплановых мероприятий (контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля, инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проем верки), за исключением документарной проверки. Представляется, что с сч точки зрения законодательной техники целесообразным было бы закрепление соответствующего положения в одной статье Закона № 294-ФЗ, например ст. 66, посвященной организации проведения контрольных (над_зорных) мероприятий.

Кроме того, согласно ст. 87 указанного закона согласование контрольного (надзорного) мероприятия с органами прокуратуры влечет необходимость направления акта контрольного (надзорного) мероприятия в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.

В-пятых, ст. 91 Закона № 294-ФЗ прокуратуре предоставлено полномочие обращения в контрольный (надзорный) орган, вышестоящий орган или суд с представлением или заявлением об отмене решения, принятого по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, пред-

усмотренным ч. 2 ст. 91 Закона № 294-ФЗ. При этом, после признания недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отноше- ^ нии данного контролируемого лица может быть проведено только по со- ^ гласованию с органами прокуратуры вне зависимости от вида контрольно- 0о го (надзорного) мероприятия и основания для его проведения. §

Проведенный анализ предоставленных прокуратуре полномочий в Р сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора) 0 и муниципального контроля позволяет предположить, что такой элемент х компетенции органично вписывается в единый механизм правозащитной § деятельности прокуратуры. °

Наряду с этим, необходимо отметить, что в литературе не достигнуто Р единства в понимании сущности таких полномочий, определении их в качестве составляющей функции, вида, направления деятельности прокура- § туры14 или формы взаимодействия прокуратуры и контрольно-надзорных -о органов15. Представляется, что система таких полномочий прокуратуры вполне отвечает признакам отдельной функции прокуратуры или координационного направления ее деятельности. р

Вместе с тем организационно-надзорные полномочия прокуратуры — это важнейший элемент единого механизма государственного контроля (надзора), позволяющего обеспечить законность в деятельности самих 0 контролирующих органов. Рассредоточенность государственного контроля о (надзора) обусловливает необходимость отведения координационно-над- х зорной роли такому государственному органу, который отвечает призна- 5 кам всеобщности и единства. В настоящее время такие характеристики .с прокурорского надзора, как универсальность, централизация, надведом- . ственность и независимость, позволяют ответить на совершенно справедливо поставленный в литературе вопрос: кто должен контролировать самих контролеров? Ответ вполне очевиден — прокуратура.

При этом значение полномочий прокуратуры в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля проявляется в следующем:

1) данные полномочия выступают в качестве средства обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов, осуществляющих госу--

дарственный контроль (надзор), повышения их ответственности;

14 См., например: Бессарабов В. Г. Функции современной российской прокуратуры // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2009. № 1 (9). С. 23 ; Казарина А. Х. Согласие прокурора на внеплановую проверку субъектов малого и среднего предпринимательства : правовая природа и сущностные черты // Там же. № 2 (10). С. 12, 15.

15 См.: Саулин М. Ю. Взаимодействие органов прокуратуры с другими государственными органами и правозащитными организациями при осуществлении надзора за исполнением законодательства о животном мире // Общество : политика, экономика, право. 2014. № 1. С. 162—163.

-sr

CN О CN

2) реализация указанных полномочий направлена на обеспечение правовой определенности в решении вопроса разграничения контрольно-надзорных полномочий, устойчивости, упорядоченности и в конечном счете эффективности государственного управления;

3) осуществление рассматриваемых полномочий прокуратуры связано с необходимостью формирования полноценных институтов правового государства, характеризующихся законностью, обоснованностью, открытостью, прозрачностью, взаимоконтролем и соразмерностью вмешательства в ходе государственного контроля (надзора);

4) опосредованно такая функция прокуратуры служит целям защиты прав личности и публичных интересов общества и государства, обеспечения единства и укрепления законности и правопорядка в широком смысле.

Библиографический список

Бессарабов В. Г. Функции современной российской прокуратуры // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2009. № 1 (9). С. 19-24.

Добробаба М. Б. Контроль за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений : нормативно-правовое регулирование и проблемы практической реализации // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства : материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2019. С. 427-437.

Казарина А. Х. Согласие прокурора на внеплановую проверку субъектов малого и среднего предпринимательства : правовая природа и сущностные черты // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2009. № 2 (10). С. 11-16.

Мицкевич Л. А., Васильева А. Ф. Современное состояние института государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности // Государство и право. 2015. № 10. С. 34-44.

Саулин М. Ю. Взаимодействие органов прокуратуры с другими государственными органами и правозащитными организациями при осуществлении надзора за исполнением законодательства о животном мире // Общество : политика, экономика, право. 2014. № 1. С. 161-167.

__References

164 Bessarabov V. G. Functions of the modern Russian prosecutor's office // Bulletin of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. 2009. № 1 (9). P. 19-24.

DobrobabaM. B. Control over the activities of statet (municipal) institutions: normative legal regulation and problems of practical implementation // Topical issues of control and supervision in socially significant spheres of activity of society and the state. Materials of the V All-Russian scientific-practical conference. N. Novgorod, 2019. P. 427-437.

Kazarina A. K. Consent of the prosecutor to unscheduled check small and medium-sized businesses: the legal nature and essential features // Bulletin of the Academy of the General Prosecutor's Office Russian Federation. 2009. № 2 (10). P. 11-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mitskevich L. A., Vasilieva A. F. The current state of the institute state control (supervision) in the field of entrepreneurial activities // State and law. 2015. № 10. P. 34-44.

SaulinM. Yu. Interaction of the prosecution bodies with other state authorities and human rights organizations in supervising of the wildlife protection laws implementation // Society: politics, economics, law. 2014. № 1. P. 161-167.

Для цитирования:

Носова Ю. Б. Полномочия прокуратуры в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : проблемы нового нормативного правового регулирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 4 (47). С. 156-165. DOI: https://doi.org/10.17308/ vsu.proc.law.2021.4/3703

Recommended citation:

Nosova Yu. B. Credentials of the prosecutor's office in the sphere of the organization and implementation of state control (supervision) and municipal control : problems of the new normative legal regulation // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2021. № 4 (47). Р. 156-165. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.202L4/3703

Воронежский государственный университет

Носова Ю. Б., кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права, доцент кафедры административного и административного процессуального права

E-mail: yulia_sh81@mail.ru

Voronezh State University Nosova Yu. B., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Labor Law Department, Associate Professor of the Administrative and Administrative Procedural Law Department

E-mail: yulia_sh81@mail.ru

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.