Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
443
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
национальная безопасность / государственная безопасность / закон / право / обеспечение безопасности / правовое регулирование / Доктрина национальной безопасности / national security / state security / law / law / law / ensuring security / legal regulation / National Security Doctrine

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кучиев Алан Заурович, Каллагов Таймураз Эльбрусович

В статье рассматриваются полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности. Авторы приходят к выводу, что полномочия Правительства РФ в области обеспечения национальной безопасности определяются законодательством и предусматривают широкий спектр функций, начиная от разработки стратегических документов и реализации государственной политики в этой области, и заканчивая контролем за оборонно-техническим комплексом и обеспечением криптографической и информационной безопасности РФ. Все эти полномочия призваны обеспечить стабильность и защищенность страны и ее граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кучиев Алан Заурович, Каллагов Таймураз Эльбрусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERS OF THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF NATIONAL SECURITY

The article considers the powers of the Government of the Russian Federation in the field of ensuring national security. The authors conclude that the powers of the Government of the Russian Federation in the field of ensuring national security are defined by legislation and provide for a wide range of functions, ranging from the development of strategic documents and implementation of state policy in this area, and ending with control over the defense-technical complex and ensuring cryptographic and information security of the Russian Federation. All these powers are designed to ensure the stability and security of the country and its citizens.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_72 УДК 342.3

ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ POWERS OF THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF NATIONAL SECURITY

КУЧИЕВ Алан Заурович,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет» (г. Владикавказ). Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 131. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

КАЛЛАГОВ Таймураз Эльбрусович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет» (г. Владикавказ). Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 131. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Kuchiev Alan Zaurovich,

Ph.D. in Economics, Sr. Lecturer of the Department of Constitutional and Administrative Law,

FGBOU VO Gorsky GAU (Vladikavkaz).

Republic of Bashkortostan, Ufa, Dostoevsky str., 131.

E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Kallagov Taimuraz Elbrusovich,

Ph.D. in Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law

of FGBOU VO Gorsky GAU (Vladikavkaz).

Republic of Bashkortostan, Ufa, Dostoevsky str., 131.

E-mail: mirag.8184@ya.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности. Авторы приходят к выводу, что полномочия Правительства РФ в области обеспечения национальной безопасности определяются законодательством и предусматривают широкий спектр функций, начиная от разработки стратегических документов и реализации государственной политики в этой области, и заканчивая контролем за оборонно-техническим комплексом и обеспечением криптографической и информационной безопасности РФ. Все эти полномочия призваны обеспечить стабильность и защищенность страны и ее граждан.

Abstract. The article considers the powers of the Government of the Russian Federation in the field of ensuring national security. The authors conclude that the powers of the Government of the Russian Federation in the field of ensuring national security are defined by legislation and provide for a wide range of functions, ranging from the development of strategic documents and implementation of state policy in this area, and ending with control over the defense-technical complex and ensuring cryptographic and information security of the Russian Federation. All these powers are designed to ensure the stability and security of the country and its citizens.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, закон, право, обеспечение безопасности, правовое регулирование, Доктрина национальной безопасности.

Keywords: national security, state security, law, law, law, ensuring security, legal regulation, National Security Doctrine.

Для цитирования: Кучиев А.З., Каллагов Т.Э. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности // Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 72-74. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_72.

For citation: Kuchiev A.Z., Kallagov T.E. Powers of the Government of the Russian Federation in the field of national security // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 72-74. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_72.

Статья поступила в редакцию: 03.07.2023

Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1], выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения государственной безопасности; осуществляет меры по обеспечению сил, средств и органов государственной безопасности финансовыми и материальными ресурсами; руководит деятельностью подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти и координирует в пределах переданных ему полномочий деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации в области государственной безопасности. Понятие национальной безопасности является важным и актуальным вопросом для любого государства. Национальная безопасность охватывает различные сферы деятельности, такие как оборонная политика, экономика, кибербезопасность, информационная безопасность, защита прав и свобод граждан и многое другое [2, с. 103].

Одним из ключевых элементов национальной безопасности является военная безопасность и оборона. Согласно Закону Российской Федерации «О безопасности», военная безопасность - это состояние защищенности государства от военного нападения или военной агрессии, обеспечиваемое наличием эффективных вооруженных сил и средств [2].

Охрана экономической безопасности также имеет важное значение для национальной безопасности государства. Экономическая безопасность определяется как состояние, при котором обеспечивается устойчивое развитие экономической системы страны и сохраняются интересы национальной экономики. Неотъемлемым элементом национальной безопасности является кибербезопасность. В настоящее время кибер-преступность и кибератаки имеют все большую актуальность. Количество кибератак на государственные учреждения России увеличивается с каждым годом. Укрепление кибербезопасности и разработка соответствующих законодательных актов играют важную роль в защите национальной безопасности в данной сфере [3, с. 232].

Информационная безопасность также является важным аспектом национальной безопасности. В современном информационном обществе неправильно использование информации может иметь серьезные последствия для государства и его граждан. Согласно статье 4 Закона Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4], защита национальной безопасности в ин-

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

формационной сфере является одной из основных задач государства.

Защита прав и свобод граждан также является важным элементом национальной безопасности. Государство должно обеспечивать уровень безопасности, который позволяет гражданам свободно выражать свои мнения и участвовать в общественной жизни. Ссылка на Конституцию Российской Федерации подтверждает важность защиты прав и свобод граждан для национальной безопасности. Конкретным примером значимости национальной безопасности может служить сфера промышленности. В апреле 2021 года министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров заявил, что в пределах стратегической инициативы «Национальная технологическая база» будет созданы предприятия по производству важных компонентов промышленности, которые позволят обеспечить безопасность страны в различных отраслях.

Таким образом, понятие национальной безопасности является многоаспектным и включает в себя различные сферы деятельности. Военная безопасность, экономическая безопасность, кибербезопасность, информационная безопасность и защита прав и свобод граждан - все они играют ключевую роль в обеспечении национальной безопасности государства. Законодательные акты и исследования подтверждают важность каждого из этих аспектов.

Вопрос обеспечения национальной безопасности всех государств без исключения является одним из самых важных и ответственных в сфере государственного управления. В Российской Федерации эта задача возложена на органы, специально созданные для обеспечения национальной безопасности страны. В данной статье мы рассмотрим основные полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности. Одним из ключевых органов, занимающихся решением вопросов национальной безопасности, является Федеральная служба безопасности (ФСБ). Согласно статье 16 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» [5], ФСБ осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Одним из крупнейших направлений деятельности ФСБ является борьба с терроризмом. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» [6] ФСБ организует и осуществляет мероприятия по предупреждению и пресечению террористической деятельности на территории Российской Федерации. Основные полномочия ФСБ в этой сфере включают в себя сбор и анализ оперативной и информационной информации, разработку и реализацию антитеррористических мероприятий, а также участие в международном сотрудничестве в области борьбы с терроризмом.

Другим важным органом, обеспечивающим национальную безопасность России, является Министерство обороны. Основная деятельность Минобороны направлена на обеспечение военной безопасности страны. В соответствии с федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» [7], Минобороны осуществляет формирование, финансирование, вооружение и обеспечение боевой и жизнедеятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Минобороны является ключевым органом исполнительной власти в сфере разработки и реализации государственной политики в области обороны и государственной службы. Департамент государственной службы и кадров Министерства обороны осуществляет руководство организацией и проведением государственного контроля, надзора и нормативно-правового обеспечения деятельности государственной службы в структурных подразделениях Министерства обороны. Таким образом, Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями в области обеспечения национальной безопасности страны. Задачи и функции в данной сфере распределены между Федеральной службой безопасности и Министерством обороны. Все полномочия данных органов закреплены в соответствующих федеральных законах и указах Президента Российской Федерации.

Принципы обеспечения национальной безопасности, на которых основывается деятельность Правительства России, включают следующие:

1. Комплексность. Деятельность по обеспечению национальной безопасности должна осуществляться на основе комплексного подхода. В соответствии с Законом о национальной безопасности, Правительство разрабатывает и реализует комплексные программы и мероприятия, направленные на обеспечение национальной безопасности.

2. Приоритет государственных интересов. Правительство России при осуществлении своих полномочий в обеспечении национальной безопасности руководствуется прежде всего интересами государства.

3. Неотвратимость и непрерывность. Правительство осуществляет постоянный мониторинг и анализ ситуации в области национальной безопасности и принимает меры по предупреждению, а также устранению угроз и вызовов национальной безопасности. Данный принцип подразумевает непрерывность деятельности Правительства в области обеспечения национальной безопасности на различных уровнях.

4. Однозначность и прозрачность. Правительство должно четко определять свои полномочия и ответственность в области национальной безопасности. Оно также должно обеспечивать доступность информации о своей деятельности в этой сфере для граждан.

5. Системность. Деятельность Правительства по обеспечению национальной безопасности должна быть систематизированной и координированной. Государственные органы, подведомственные Правительству, должны действовать взаимосвязанно и взаимодействовать между собой для достижения общих целей.

Примером реализации данных принципов является деятельность Правительства в области кибербезопасности. С ростом важности информационных технологий и интернета, защита государственных информационных ресурсов от киберугроз стала одной из приоритетных задач.

Как указано на официальном сайте Правительства Российской Федерации, кибербезопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности. Правительство разрабатывает и осуществляет комплексные программы по обеспечению информационной безопасности, в том числе в сфере кибербезопасности. Оно также осуществляет мониторинг угроз, проводит регулярные аудиты систем информационной безопасности и принимает меры по устранению выявленных уязвимостей.

Исследования и аналитические материалы, проводимые в данной сфере, также подтверждают важность государственного вмешательства

и действия Правительства в области обеспечения кибербезопасности. Например, исследование Фонда информационных технологий "Интернет-Инициатива" показало, что в 2020 г. количество кибератак на Российскую Федерацию значительно увеличилось. Это говорит о необходимости принятия и реализации комплексных мер по защите национальной информационной безопасности, которые осуществляются Правительством России.

Таким образом, Правительство Российской Федерации обладает значительными полномочиями в области обеспечения национальной безопасности и осуществляет свою деятельность на основе принципов комплексности, приоритета государственных интересов, неотвратимости и непрерывности, однозначности и прозрачности, а также системности. Конкретными примерами реализации данных принципов являются меры по обеспечению кибербезопасности. Национальная безопасность является важным аспектом для государства и общества, и Правительство России активно осуществляет свои полномочия для ее обеспечения и защиты [9, с. 105].

Деятельность Правительства РФ по обеспечению национальной безопасности охватывает широкий спектр областей, начиная от обеспечения обороноспособности страны, защиты государственных рубежей, мобилизационной подготовки, и заканчивая гарантированием социально-экономической стабильности и защитой прав граждан.

В соответствии с законодательством, Правительство РФ осуществляет следующие полномочия в области обеспечения национальной безопасности:

1. Разработка и реализация государственной политики в области национальной безопасности. Это включает в себя разработку и утверждение основных стратегических документов, планов, программ и концепций в сфере национальной безопасности.

2. Создание и поддержка системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации в сфере национальной безопасности. Здесь речь идет о создании эффективной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе природного и техногенного характера.

3. Участие в военизированном оборонном комплексе, а также в охране государственной границы. Правительство РФ осуществляет руководство государственными предприятиями и организациями военно-технической сферы, обеспечивая им необходимые условия для эффективного выполнения оборонных задач.

4. Формирование и реализация государственной политики в сфере обеспечения криптографической безопасности РФ. Криптографическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности и требует постоянного совершенствования и развития.

5. Обеспечение информационной безопасности РФ. Современные технологии информатизации и связи создают множество угроз для национальной безопасности, и Правительство РФ осуществляет политику по обеспечению защиты информационных ресурсов и критической информационной инфраструктуры.

Однако стоит отметить, что обеспечение национальной безопасности - сложная и многогранная задача, и осуществление полномочий Правительства РФ в этой области является лишь одним из звеньев системы. Другими участниками этого процесса являются законодательная и исполнительная власть, государственные и негосударственные организации, население и другие структуры, взаимодействующие для обеспечения национальной безопасности.

Таким образом, полномочия Правительства РФ в области обеспечения национальной безопасности определяются законодательством и предусматривают широкий спектр функций, начиная от разработки стратегических документов и реализации государственной политики в этой области, и заканчивая контролем за оборонно-техническим комплексом и обеспечением криптографической и информационной безопасности РФ. Все эти полномочия призваны обеспечить стабильность и защищенность страны и ее граждан. Библиография:

1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.

2. Лолаева А. С. Национальная безопасность Российской Федерации в области информационного обеспечения // Юридическая наука в современном мире: Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию со дня основания юридического факультета горского государственного аграрного университета, Владикавказ, 17 ноября 2022 г. - Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2022. С. 102-104.

3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» (ред. от 11.02.2023) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

4. Гогаева А. Л. Преступность в информационной сфере как основная угроза информационной безопасности России / А. Л. Гогаева, А. С. Лолаева // Вестник научных трудов молодых учёных, аспирантов и магистрантов ФГБОУ ВО "Горский государственный аграрный университет": Сборник. Т. 54. - Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2017. С. 231-234.

5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

6. Федеральный закон от 03 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (ред. от 25.08.2023) // Российская газета. 1995. № 72.

7. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

8. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.

9. Лолаева А. С. Правовые основы обеспечения информационной безопасности органов государственной власти / А. С. Лолаева // Юридическая наука в современном мире: Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию со дня основания юридического факультета горского государственного аграрного университета, Владикавказ, 17 ноября 2022 г. - Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2022. С. 104-107.

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated 02.07.2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. No. 27 (Part II). Article 5351.

2. Lolaeva A. S. National security of the Russian Federation in the field of information support // Legal science in the modern world: Materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of the founding of the Faculty of Law of the Gorsky State Agrarian University, Vladikavkaz, November 17, 2022 -Vladikavkaz: Gorsky State Agrarian University, 2022. pp. 102-104

3. Federal Law No. 390-FZ of December 28, 2010 "On Security" (ed. of 02/11/2023) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2011. No. 1. Article 2.

4. Gogaeva A. L. Crime in the information sphere as the main threat to the information security of Russia / A. L. Gogaeva, A. S. Lolaeva // Bulletin of scientific works of young scientists, postgraduates and undergraduates of the Gorsky State Agrarian University: Collection. Vol. 54. - Vladikavkaz: Gorsky State Agrarian University, 2017. pp. 231 -234.

5. Federal Law No. 149-FZ of 27.07.2006 (ed. dated 31.07.2023) "On Information, information technologies and protection Information" // Collection of legislation of the Russian Federation. 2006. No. 31 (part 1). Article 3448.

6. Federal Law No. 40-FZ of April 03, 1995 "On the Federal Security Service" (ed. of 08/25/2023) // Rossiyskaya Gazeta. 1995. No. 72.

7. Federal Law No. 35-FZ of 06.03.2006 (as amended on 10.07.2023) "On Countering Terrorism" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006. No. 11. St. 1146.

8. Federal Law No. 61-FZ of 31.05.1996 (as amended on 13.06.2023) "On Defense" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. No. 23. St. 2750.

9. Lolaeva A. S. Legal bases of ensuring information security of public authorities / A. S. Lolaeva // Legal science in the modern world: Materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of the founding of the Faculty of Law of the Gorsky State Agrarian University, Vladikavkaz, November 17, 2022 -Vladikavkaz: Gorsky State Agrarian University, 2022. pp. 104-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.