Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
национальная безопасность / государственная безопасность / закон / право / обеспечение безопасности / правовое регулирование / Доктрина национальной безопасности / national security / state security / law / law / law / ensuring security / legal regulation / National Security Doctrine

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кучиев Алан Заурович, Каллагов Таймураз Эльбрусович

В статье рассматриваются вопросы конституционно-правового регулирования политики государства в области обеспечения национальной государственной безопасности. Авторы приходят к выводу, что Конституция РФ играет важную роль в обеспечении безопасности государства и граждан. Она является гарантом демократических принципов и правового государства, способствуя поддержанию стабильности и защите прав и свобод каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кучиев Алан Заурович, Каллагов Таймураз Эльбрусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal regulation of the state policy in the field of ensuring national security

The article considers the issues of constitutional and legal regulation of the state policy in the field of ensuring national state security. The authors conclude that the Constitution of the Russian Federation plays an important role in ensuring the security of the state and citizens. It is a guarantor of democratic principles and the rule of law, contributing to the maintenance of stability and protection of the rights and freedoms of each person.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_9_53 УДК 347.1

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Constitutional and legal regulation of the state policy in the field of ensuring national security

КУЧИЕВ Алан Заурович,

к.э.н., старший преподаватель кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет» (г. Владикавказ). 362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

КАЛЛАГОВ Таймураз Эльбрусович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет» (г. Владикавказ). 362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Kuchiev Alan Zaurovich,

Ph.D. in Economics, Sr. Lecturer of the Department of Constitutional and Administrative Law, FGBOU VO Gorsky GAU (Vladikavkaz).

37 Kirova str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362040. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Kallagov Taimuraz Elbrusovich,

Ph.D. in Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of FGBOU VO Gorsky GAU (Vladikavkaz).

37 Kirova str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362040. E-mail: mirag.8184@ya.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются вопросы конституционно-правового регулирования политики государства в области обеспечения национальной государственной безопасности. Авторы приходят к выводу, что Конституция РФ играет важную роль в обеспечении безопасности государства и граждан. Она является гарантом демократических принципов и правового государства, способствуя поддержанию стабильности и защите прав и свобод каждого человека.

Abstract. The article considers the issues of constitutional and legal regulation of the state policy in the field of ensuring national state security. The authors conclude that the Constitution of the Russian Federation plays an important role in ensuring the security of the state and citizens. It is a guarantor of democratic principles and the rule of law, contributing to the maintenance of stability and protection of the rights and freedoms of each person.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, закон, право, обеспечение безопасности, правовое регулирование, Доктрина национальной безопасности.

Keywords: national security, state security, law, law, law, ensuring security, legal regulation, National Security Doctrine.

Для цитирования: Кучиев А.З., Каллагов Т.Э. Конституционно-правовое регулирование политики государства в области обеспечения национальной безопасности // Аграрное и земельное право. 2023. № 9(225). С. 53-55. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_53.

For citation: Kuchiev A.Z., Kallagov T.E. Constitutional and legal regulation of the state policy in the field of ensuring national security // Agrarian and Land Law. 2023. No. 9(225). pp. 53-55. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_53.

Статья поступила в редакцию: 25.08.2023

Термин «безопасность» применяется в достаточно широком смысле. Согласно определению толкового словаря русского языка, составленного Владимиром Далем, термин «безопасность» трактуется как «отсутствие опасности; сохранность, надёжность» [1]. Такое понятие «безопасности» раскрывает ее довольно целостно и глобально, относит к определенному объекту, к определенной сфере деятельности и общественной жизни.

Более гармоничное и правильное понятие «безопасности» было предложено в Законе РФ № 2446-1 «О безопасности», от 05.03.1992 году, «безопасность» — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [2].

Государственная безопасность представляет собой систему мер по защите конституционных основ государства, территориальной целостности и неприкосновенности государства [3]. Основными элементами обеспечения обороны и безопасности государства, защиты основ конституционного строя, является Президент Российской Федерации, а также органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, такие как, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, органы государственной безопасности, Вооруженные силы, органы внутренних дел, иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура. Эти органы принимают участие в разработке и осуществлении государственной политики в области безопасности, контролируют и пресекают угрозы национальной безопасности. Они выполняют роль охранителей государства и его граждан, обеспечивая правопорядок и борясь с преступностью. Они также осуществляют контроль за своевременным и эффективным применением сил и средств для защиты страны от внешних агрессивных действий. Структуры власти осуществляют координацию действий и сотрудничают с другими странами и международными организациями в области безопасности. Они также контролируют и обеспечивают соблюдение конституционных прав и свобод граждан, предотвращают угрозы экстремизма и терроризма. В целом, эти органы власти играют важную роль в защите и обеспечении безопасности государства и его граждан.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 9(225)

Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-Ф3, закрепляет принципы обеспечения безопасности и определяет круг органов публичной власти, которые уполномочены осуществлять меры по обеспечению национальной безопасности [4]. Сюда можно отнести не только государственные органы, но и органы местного самоуправления.

Главная задача Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органа государственной безопасности, заключается в осуществлении мер по защите фундаментальных принципов Конституции Российской Федерации. Нормативным актом, который регламентирует работу Федеральной службы безопасности Российской Федерации является Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 №40-ФЗ. Конституция РФ, международные договоры РФ, ратифицированные в установленном порядке, а также вышеупомянутый федеральный закон являются правовой основой для федеральной службы безопасности [5]. В России контроль над деятельностью Федеральной службы безопасности осуществляется высшими органами власти. Президент страны назначает руководство ФСБ, а Собрание обсуждает и утверждает его кандидатуру. Также существует система судов и прокуратура, которые своими полномочиями контролируют законность действий силовых структур.

Этот контроль важен для предотвращения возможных злоупотреблений и миссионерства со стороны ФСБ. Защита от произвола и нарушений прав граждан становится возможной благодаря проверкам и балансу власти, которые осуществляют указанные органы. В их задачи входит не только обеспечение безопасности страны, но и соблюдение конституционных прав граждан.

Таким образом, контроль над Федеральной службой безопасности в России гарантирует, что ее деятельность направлена исключительно на защиту национальных интересов и прав граждан, и не переходит границу своих полномочий. Это важное условие для обеспечения правового государства и демократии.

Федеральный закон «О государственной охране» от 27.05.1996 №57-ФЗ определяет задачи и принципы в данной сфере. Правовой основой для работы органов государственной охраны служат так же Конституция РФ, международные договоры РФ, а также федеральные законы [6]. Федеральная служба охраны Российской Федерации является ключевым органом обеспечения государственной безопасности. Ее задача заключается в защите государственных деятелей, включая Президента и членов Правительства, а также объектов государственной важности, включая промышленные и энергетические комплексы. Это организация, отвечающая за четкое и эффективное функционирование системы безопасности в стране. Предоставление надежной охраны и поддержки для самых высоких должностных лиц и ключевых объектов является приоритетом Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Любое государство нуждается в защите как от внешних, так и внутренних угроз. Российская Федерация не является исключением, в связи с нестабильной международной обстановкой, провокациями со стороны иностранных государств, иными факторами. Именно поэтому в целях охраны интересов государства в Российской Федерации действует система органов власти, уполномоченных на осуществление мер по защите конституционного строя, обеспечению государственной безопасности. Их координирует непосредственно Президент Российской Федерации.

Эта связь может служить как основой для формирования и поддержания национальной идентичности, так и для возникновения социальных конфликтов на этнической почве. Поэтому важно, чтобы система правоохранительных органов умела эффективно и четко реагировать на такие проявления, предотвращая возможные конфликты и обеспечивая безопасность каждой личности независимо от ее этнической принадлежности. Кроме того, развитие информационных технологий и интернета создает новые вызовы для правоохранительных органов. С одной стороны, с помощью интернета преступники могут осуществлять различные мошеннические схемы и проводить кибератаки, угрожая безопасности граждан. С другой стороны, интернет также стал средством распространения экстремистской и террористической пропаганды, что требует усиления работы спецслужб в сфере интернет-надзора и пресечения таких деятельностей. В целом, современная система правоохранительных органов должна быть комплексной и адаптироваться к новым вызовам, чтобы обеспечивать безопасность государства и его граждан в условиях современного мира. Важно понимать, что перераспределение функций между государственными и неформальными институтами необходимо с осознанием и оценкой последствий. Управленческие решения должны приниматься, опираясь на экономические выгоды и взаимодействие указанных институтов. [7].

Население - это один из признаков, из которых слагается государство. Поэтому безопасность государства напрямую влияет на безопасность отдельного человека. Только в таком случае можно говорить о свободном развитии гражданина, функционировании гражданского общества, работе учреждений и общественных организаций. Государство должно быть способно защищать своих граждан от военных, экономических и социальных угроз. Оно должно иметь сильную армию и полицию, способную обеспечивать безопасность внутри страны. Только так можно создать условия для развития экономики и общественного благополучия.

Поддержка социальной сферы, такой как здравоохранение и образование, также является важной функцией государства. Без доступа к качественным медицинским услугам и образованию люди не могут полноценно развиваться и вносить вклад в общество. Государство должно создавать условия для доступности и доступности этих услуг для всех граждан.

Таким образом, безопасность и социальное обеспечение тесно связаны друг с другом. Государство должно иметь способности и ресурсы для обеспечения безопасности и одновременно заботиться о социальных нуждах своих граждан. Это гарантирует стабильность и процветание общества.

Сильное и защищенное государство - фундамент и опора для развития и жизнедеятельности общества. И данная задача невыполнима без хорошо работающего «силового» блока, который будет выявлять, предупреждать угрозы, противостоять им.

Органы государственной власти, которые уполномочены решать вопросы в области обеспечения безопасности страны осуществляют деятельность по предотвращению и пресечению противоправных действий, связанных с нарушением государственной безопасности. В их компетенцию входит борьба с экстремистскими и террористическими проявлениями, контроль за миграционным процессом, защита государственных тайн и т.д.

Конституция РФ гарантирует права и свободы граждан и устанавливает ответственность государства за обеспечение безопасности каждого гражданина. Эффективное сотрудничество и взаимодействие всех государственных органов в этой области позволяет предотвратить угрозы и обеспечить стабильность и безопасность в стране.

Конституция является основой также для системы правопорядка, в которую входят полиция, прокуратура, суды и другие органы. Они работают согласно действующему законодательству и приоритетом ставят защиту прав и интересов граждан. Органы правопорядка осуществляют профилактику и пресечение правонарушений, что способствует поддержанию общественной безопасности.

Таким образом, Конституция РФ играет важную роль в обеспечении безопасности государства и граждан. Она является гарантом демократических принципов и правового государства, способствуя поддержанию стабильности и защите прав и свобод каждого человека. Она определяет основные политические, экономические и социальные принципы функционирования государства, а также гарантирует свободу слова, собраний, религии и другие основные права граждан. Кроме того, Конституция России предоставляет гражданам право на судебную защиту и участие в управлении делами страны. Важно соблюдать и уважать Конституцию, так как она является основой демократического правового государства.

Библиография:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. С. 573.

2. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» (утратил силу) // Российская газета. 06.05.1992 г. № 103.

3. Аминов И.Р. Государственно-правовая политика РФ как способ поддержания стабильности в России // В сборнике: Совершенствование средств реализации и применения права: общетеоретические и отраслевые аспекты материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 3-9.

4. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-Ф3 (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

5. Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 15.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

6. Федеральный закон «О государственной охране» от 27.05.1996 № 57-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 22. Ст.

2594.

7. Аминов И.Р. Критика структурного функционализма в урегулировании этнополитических конфликтов // Этносоциум и межнациональная культура. - 2014. - №7 (73). - С. 122.

References:

1. Dal V.I. Explanatory Dictionary of the living Great Russian language: selected art. / V. I. Dal; combined ed. ed. by V. I. Dal and I. A. Baudouin de Courtenay; [scientific ed. by L. V. Belovinsky]. Moscow: OLMA Media Group, 2009. p. 573.

2. The Law of the Russian Federation of 5 March 1992 N 2446-I "On Security" (expired) // Rossiyskaya Gazeta. 06.05.1992, No. 103.

3. Aminov I.R. State and legal policy of the Russian Federation as a way to maintain stability in Russia // In the collection: Improving the means of implementation and application of law: general theoretical and sectoral aspects materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference. - 2017. - pp. 3-9.

4. Federal Law "On Security" dated 12/28/2010 No. 390-FZ (ed. from 07/10/2023) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2011. No. 1. Article 2.

5. Federal Law "On the Federal Security Service" dated 03.04.1995 No. 40-FZ (ed. dated 15.08.2023) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1995. No.

15. St. 1269.

6. Federal Law "On State Protection" dated 27.05.1996 No. 57-FZ (ed. dated 04.08.2023) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. No. 22. St. 2594.

7. Aminov I.R. Criticism of structural functionalism in the settlement of ethnopolitical conflicts // Ethnosocium and interethnic culture. - 2014. - №7 (73). - P. 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.