Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
164
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / суверенитет / суверенитет государства / конституционный строй / суверенитет республик / Декларация о государственном суверенитете / state / sovereignty / state sovereignty / constitutional system / sovereignty of republics / Declaration of State sovereignty

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хадиков Ацамаз Казбекович, Багаев Рустам Владимирович

В настоящей статье рассматривается суверенитет государства Росси в контексте конституционноправого и политического становления современной государственности Российской Федерации. Совершенно очевидно, что на сегодняшний день возросли риски, в отношении государственной безопасности Российской Федерации исходя из этого изучение некоторых вопросов, связанных с её государственным суверенитетом, должны способствовать процессу его укрепления. Исходя из отмеченного, выше публикационное исследование содержит некоторые вопросы суверенизации Российской Федерации и её субъектов в начале формирования государственности постсоветской России. Интересен данный период времени тем, что в процессе кардинальных политико-правовых изменений в стране были подвергнуты трансформации все неотъемлемые качественные характеристики российского государства. Не остался в стороне и вопрос её суверенитета. В целом, теоретический анализ свершившихся политико-правовых событий, а так же изучение сущностного понимания категории «суверенитет государства» необходим в качестве возможного инструментария в вопросе разрешения прогнозируемых угроз внешнего и внутреннего характера которые могут возникнуть в отношении суверенитета Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State sovereignty in the Russian Federation: a constitutional, legal and political aspect

This article examines the sovereignty of the state of Russia in the context of the constitutional-legal and political formation of the modern statehood of the Russian Federation. It is quite obvious that risks have increased today, with regard to the state security of the Russian Federation, based on this, the study of some issues related to its state sovereignty should contribute to the process of strengthening it. Based on the above, the publication study contains some issues of the sovereignization of the Russian Federation and its subjects at the beginning of the formation of the statehood of post-Soviet Russia. This period of time is interesting because in the process of cardinal political and legal changes in the country, all the essential qualitative characteristics of the Russian state were transformed. The issue of its sovereignty was not left aside either. In general, the theoretical analysis of the accomplished political and legal events, as well as the study of the essential

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_62 УДК 342.3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ State sovereignty in the Russian Federation: a constitutional, legal and political aspect

ХАДИКОВ Ацамаз Казбекович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета Горского государственного аграрного университета (г. Владикавказ). 362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

БАГАЕВ Рустам Владимирович,

студент юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Khadikov Atsamaz Kazbekovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty of Law of the Gorsky State Agrarian University (Vladikavkaz). 37 Kirova str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362040. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Bagaev Rustam Vladimirovich,

master's student at the Faculty of Law of North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov. 362025, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46. E-mail: mirag.8184@ya.ru

Краткая аннотация. В настоящей статье рассматривается суверенитет государства Росси в контексте конституционно-правого и политического становления современной государственности Российской Федерации. Совершенно очевидно, что на сегодняшний день возросли риски, в отношении государственной безопасности Российской Федерации исходя из этого изучение некоторых вопросов, связанных с её государственным суверенитетом, должны способствовать процессу его укрепления. Исходя из отмеченного, выше публикационное исследование содержит некоторые вопросы суверенизации Российской Федерации и её субъектов в начале формирования государственности постсоветской России. Интересен данный период времени тем, что в процессе кардинальных политико-правовых изменений в стране были подвергнуты трансформации все неотъемлемые качественные характеристики российского государства. Не остался в стороне и вопрос её суверенитета. В целом, теоретический анализ свершившихся политико-правовых событий, а так же изучение сущностного понимания категории «суверенитет государства» необходим в качестве возможного инструментария в вопросе разрешения прогнозируемых угроз внешнего и внутреннего характера которые могут возникнуть в отношении суверенитета Российской Федерации.

Abstract. This article examines the sovereignty of the state of Russia in the context of the constitutional-legal and political formation of the modern statehood of the Russian Federation. It is quite obvious that risks have increased today, with regard to the state security of the Russian Federation, based on this, the study of some issues related to its state sovereignty should contribute to the process of strengthening it. Based on the above, the publication study contains some issues of the sovereignization of the Russian Federation and its subjects at the beginning of the formation of the statehood of post-Soviet Russia. This period of time is interesting because in the process of cardinal political and legal changes in the country, all the essential qualitative characteristics of the Russian state were transformed. The issue of its sovereignty was not left aside either. In general, the theoretical analysis of the accomplished political and legal events, as well as the study of the essential

Ключевые слова: государство, суверенитет, суверенитет государства, конституционный строй, суверенитет республик, Декларация о государственном суверенитете.

Keywords: state; sovereignty, state sovereignty, constitutional system, sovereignty of republics, Declaration of State sovereignty.

Для цитирования: Хадиков А.К., Багаев Р.В. Государственный суверенитет в Российской Федерации: конституционно-правовой и политический аспект //Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 62-64. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_62.

For citation: Khadikov A.K., Bagaev R.V. State sovereignty in the Russian Federation: a constitutional, legal and political aspect // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 62-64. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_62.

Статья поступила в редакцию: 12.09.2023

Общеизвестным и устоявшимся является утверждение о том, что суверенитет - один из основополагающих признаков государства. Однако, учитывая известные события на международной арене и повсеместную глобализацию вопрос незыблемости суверенитета становится не столь очевидным.

В качестве пролога для настоящей статьи подходящим представляется мысль отечественного ученого, политика В.М.Гессена, который писал: «Прежде из-за суверенитета воевали короли, теперь о нем спорят профессора. Прежде для того, чтобы отстоять его, не жалели крови, теперь для того, чтобы объяснить его, не жалеют чернил»[1. с. 56.].

Современная действительность предоставляет достаточное количество примеров вооруженных конфликтов, которые так или иначе связанны с суверенитетом государств (Сирия, Украина, Армения и Азербайджан, Израиль и Палестина и др.) Потому, при наличии внешних угроз государственной безопасности суверенитет имеет важнейшее значение и для Российского государства.

В юридической литературе нет единого мнения относительно понятия и содержания суверенитета. Некоторые ставят знак равенства между понятиями «суверенитет» и «государство», «суверенитет» и «власть», «суверенитет» и «правосубъектность государства», другие трактуют суверенитет как фундаментальный принцип государственности, третьи как качество, свойство государства[2]. Последняя точка зрения являет-

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

ся на сегодняшний день преобладающей. Традиционно под суверенитетом государства принято понимать основное качество государства, представляющее собой верховенство власти на внешнем и внутреннем уровнях. Содержание суверенитета составляют особенности политической власти и права, а потому понятие суверенитета следует анализировать через призму его политико-правовой природы. Однако на сегодняшний день процессы глобализации, охватившие все страны мира, размывают четкие границы формы и содержания государственных суверенитетов. Это связано с тем, что государства, вступая различные международные организации (особенно национальные международные организации), передают часть собственных суверенных прав на уровень международных организаций. Потому сегодня наблюдаются процессы видоизменения содержания государственного суверенитета, что само собой должно менять его форму.

В нашем понимании суверенитет представляет собой свойство государства, в котором отражаются его основные признаки: единство политического и правового аспекта. В условиях глобализации свобода государств-участников международных организаций сокращается, что не является ограничением суверенитета.

На международной арене государственным суверенитетом признается само государство, обладающее правами на равное членство в международных организациях, заключение договоров (без какой-либо дискриминации), на международное сотрудничество с другими государствами без ограничений, а не государственная власть или какой-то отдельно взятый орган власти.

Суверенитет, по нашему мнению, это качественная категория и основополагающий признак государства (но не государственной власти), придающий ему неповторимый статус, который заключается в независимости вовне и в верховенстве внутри страны. Един суверенитет потому, что в рамках одного государства не бывает двух или более независимых властей. Суверенитет не отчуждается и не делится, потому что утрата суверенитета приводит к неизбежному исчезновению государства.

На сегодняшний день суверенитет Российской Федерации понимается как единое, и не делимое, и распространяемое на всю территорию государства (ст.4 Конституции Российской Федерации 1993 г.). Однако в истории становления современной России не всегда суверенитет считался единым и неделимым, Так в начале коренных преобразований в конце 80-х начале 90-х годов XX века активно внедрялся тезис о суверенитете не только Российской Федерации, но и её субъектов в лице бывших автономных республик. Например, на Первом съезде народных депутатов РСФСР обсуждался вопрос принятия будущей Декларации о государственном суверенитете РСФСР (впоследствии принятой 12 июня 1990 года). Поднимались и остро обсуждались не только вопросы суверенитета России в составе СССР, но и вопросы суверенитета автономных республик и других ее административно-территориальных единиц. На этом же съезде предлагалось принятия Закон о суверенитете автономий [3]. Ко всему выше отмеченному необходимо добавить ставшее впоследствии крылатое выражение Б.Н. Ельцина «берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить» [4. с.40] которое окончательно с подвигло национальные автономии в составе РСФСР принять декларации о своём государственном суверенитете в отношении обще федеративного государства. Боле того, само принятие Декларации о Государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г, в нарушении действующей на тот момент конституции СССР 1977 года явилось уже правовым «прецедентом» для руководства к действию автономным республикам в отношении Российской Федерации. Указанные события по-разному оцениваются специалистами в области права, истории, политологии, они остаются весьма дискуссионными и на сегодняшний день. Но, без всякого сомнения, можно сказать, что так называемый «парад суверенитетов»[5. с.62] был использован тогдашними руководителями РСФСР в решении исключительно своих политических целях по «захвату» власти в контексте размежевания единого Союзного государства. Плоды этих анти правовых, деструктивных действий Россия пожинает по сегодняшний день. По нашему честно-научному мнению не было бы сегодня ни Специальной Военной Операции, ни двух Чеченских войн, ни политических спекуляций и торгов федерального центра и её субъектов, которые открыто, переходили в конфронтацию, а жертвами этого «перетягивания одеяла» между федеральным центром и субъектами являлись простые граждане Российской Федерации. Безусловно данная тема заслуживает более углублённого научного анализа, и в рамках данной публикации мы не сможем её полностью раскрыть, однако невозможно обойти стороной указанные события в контексте сущностного и практического понимания суверенитета государства России, его формирования в постсоветский, современный этап времени.

Далее отметим, что деструктивное положение разделённого суверенитета государства между Российской Федерацией и её субъектами фактически подвели российскую государственность к прекращению действия её юрисдикции в отдельных национальных республиках. Положение усугублялось ещё тем, что края и области РФ оставались в статусе административных образований с их «квазегосударственным» положением они явно не хотели мириться. Росло недовольство их вторичного статуса по отношению с республиками. Федеральный центр оценивая сложившуюся кризисную обстановку срочным образом предпринял меры сохранения единого многонационального государства, этой мерой явился Федеративный договор, принятый 31 марта 1992 года. Данный договор не создал, не учредил Российскую Федерацию, он упорядочил взаимоотношения между федеральным Центром и субъектами федерации путем разграничения полномочий и предметов ведений между их государственными структурами. Однако, он так же подтвердил своим принятием суверенность республик в составе Российской Федерации [3]. Но все же, как отмечают некоторые авторы, Федеративный догов выполнил свою важную миссию - он «сыграл огромную роль в собирании России и обозначил федеративную природу российской государственности» [6.], добавим, что он стал правовой основой для разработки новой Конституции Российской Федерации 1993 года.

Лишь с принятием Конституции 12 декабря 1993 года и закрепления в ней в ст. 5, норму, в которой признаются республики государствами, но, не наделяя их суверенитетом, и не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Так же Основной закон государства закрепляет, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3. ст. 4), а федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности и единстве си-

стемы государственной власти (ч. 3 ст. 5) [7].

Выше отмеченные конституционные основы российской государственности позволили в дальнейшем провести ряд государственно-правовых преобразований в направлении «концентрации» государственного суверенитета исключительно у Российской Федерации. Так, например Конституционный суд Российской Федерации в своих нескольких решениях (от 7 июня 2000 г., 27 июня 2000 г., 19 апреля 2001 г., 6 декабря 2001 г.) [3] указал, что положения, закрепляющие государственный суверенитет республики, а также устанавливающие, что народ республики является носителем суверенитета и единственным источником власти в республике, исключают тем самым, что таким источником является многонациональный народ Российской Федерации, а потому утрачивают силу и не подлежат применению судами, другими органами и должностными лицами как несоответствующие Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (часть 1), 4 (часть 1, 2), 5, 66, (часть 1 и 5 пункт «б»)[3] . 10 августа 2000 года был принят Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства в целях обеспечения Конституции Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации» [8]. Этим указом подтверждался намеченный путь федеральной власти по направлению «ликвидации» «двойственного» положения в вопросе суверенитета внутри России. Так, например Республика Северная Осетия - Алания, исходя из сложившихся политико-правовых реалий, а так же после ряда обоюдных консультаций с представителями федеральной власти 19 июля 2000 года принятым на сессии Парламента РСО-Алания Конституционным Законом были внесены поправки в Основной Закон республики, устранившие любое упоминания о государственном суверенитете субъекта [3]. По такому же пути пошли и остальные республики входящие в состав Российской Федерации. Одним из последних субъектов изъявший категорию суверенитет из основного закона в 2023 году был Татарстан [9].

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что вопрос содержания «разделённого» суверенитета в российской правовой действительности закрыт. Однако необходимо дальше совершенствовать в первую очередь правовые механизмы в области защиты и обеспечения государственного суверенитета не только внутри Российской Федерации, но и на международном, межгосударственном уровне.

Библиография:

1. Общее учение о государстве / Гессен В.М. - СПб.: Типо-лит. И. Трофимова, 1919. - 190 с.

2. Ллойд, Д. Идея права / Д. Ллойд. - М.: Югона, 2020. - 416 с.

3. Хадиков А. К. Становление и развитие государственности Республики Северная Осетия-Алания: Дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. Краснодар,

2008. 227 с.

4. Овчинников В.А. Декларация о государственном суверенитете РСФСР и ее правовая оценка // Управленческое консультирование. 2013. № 5(53).

С. 037-041.

5. Синцов, Г. В. Роль и последствия «парада суверенитетов» 1990-1991 гг. в становлении и развитии российской государственности / Г. В. Синцов, Е. В. Битюцкий // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. - № 1 (49). - С. 59-66.

6. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000. С. 260.

7. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, 01.07.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения 10.09.23).

8. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» (от 10.08.2000 г. № 1486). - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/15963 /(дата обращения 10.09.23).

9. Закон Республики Татарстан «О внесении изменений в Конституцию Республики Татарстан» (от 26.01.2023 № 1-ЗРТ) - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1600202301300001 (дата обращения 10.09.23).

References:

1. The general doctrine of the state / Hessen V.M. - St. Petersburg: I. Trofimova Type-lit., 1919. - 190 p.

2. Lloyd, D. The idea of law / D. Lloyd. - Moscow: Yugona, 2020. - 416 p.

3. Khadikov A. K. Formation and development of statehood of the Republic of North Ossetia-Alania: Diss. ... on the application. cand. jurid. sciences'. Krasnodar, 2008.

227 p.

4. Ovchinnikov V.A. Declaration of state sovereignty of the RSFSR and its legal assessment // Managerial consulting. 2013. No. 5(53). pp. 037-041.

5. Sintsov, G. V. The role and consequences of the "parade of sovereignties" of 1990-1991 in the formation and development of Russian statehood / G. V. Sintsov, E. V. Bityutsky // News of higher educational institutions. Volga region. Social sciences. - 2019. - № 1 (49). - Pp. 59-66.

6. Abdulatipov R.G. The national question and the state structure of Russia. Moscow: Slavic Dialogue, 2000. p. 260.

7. The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 N 6-FKZ, of 30.12.2008 N 7-FKZ, of 05.02.2014 N 2-FKZ, of 21.07.2014 N 11-FKZ, 01.07.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 /(accessed 10.09.23).

8. Decree of the President of the Russian Federation "On additional measures to ensure the unity of the Legal space of the Russian Federation" (dated 10.08.2000, No. 1486). - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/15963 /(accessed 10.09.23).

9. The Law of the Republic of Tatarstan "On Amendments to the Constitution of the Republic of Tatarstan" (dated 26.01.2023 No. 1-ZRT) - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1600202301300001 (accessed 10.09.23).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.