УДК 342
К ВОПРОСУ ОБ УКРЕПЛЕНИИ СУВЕРЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
© С.В. Воробьева
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Е-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрен суверенитет как качественная характеристика российской государственности: способность реализовывать самостоятельно и независимо комплексную внешнюю и внутреннюю политику. Суверенитет по-прежнему является важным конституционным принципом и основой межгосударственных законов, но не как исключительная привилегия, а долг и обязанность государства защищать права и свободы своих граждан. Говоря о независимости и самостоятельности власти государства, его территориальной целостности, собственной юрисдикции и правовой системе, следует признать, что именно это является элементами государственного суверенитета. В рамках его укрепления предполагается комплекс мер в сфере законодательного обеспечения, способов и средств, обеспечивающих его защиту и территориальную целостность, искоренение сепаратистских настроений, укрепление верховной власти на всей территории Российской Федерации. Рассмотрена проблема борьбы с терроризмом в современных условиях, интерпретированы основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации под углом зрения обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации. Безопасность государства, прежде всего, должна произрастать из максимальной консолидации общественно-политической сферы, именно эти силы должны включиться в процесс укрепления экономической, образовательной, культурной и духовной сфер жизни. Межгосударственные интеграционные процессы, как стало очевидно из внешней и внутренней политики государств, нацелены на то, чтобы имеющимися легитимными средствами укрепить государственный суверенитет. Успешность данных процессов имеет прямую зависимость от консолидированных мер по предупреждению и ликвидации негативных вызовов. Прежде всего, государства должны обезопасить информационное пространство, разработать меры по наращиванию темпов в развитии эко-экономики, укреплению патриотического духа нации.
Ключевые слова: суверенитет; качественные характеристики; укрепление государственности; целостность государства
В настоящее время появляются новые вызовы российскому суверенитету в виде санкционной политики, усиливается дипломатическое
и информационное давление, как никогда Российская Федерация должна сохранить и упрочить свои международные позиции, обеспечить национальную безопасность, укрепить социально-экономическую сферу.
Поэтому в современных геополитических условиях, когда вопросы, касающиеся суверенитета, носят не только теоретический, но и практический характер, особенно значимым становится исследование данной категории, воплощающей в себе абсолютную самостоятельность, независимость и верховенство государства, безопасность нации, в том числе укрепление суверенитета с правовых, экономических, политических и идеологических позиций.
В настоящий момент существует объективная необходимость изменения подходов к исследованию сущности государственного суверенитета, его содержания и дальнейших мер по защите и укреплению суверенных прав государства. Новые подходы должны включать системный научный анализ и комплексный общецивилизационный подход, диалектику сохранения суверенитета как ценностной категории.
Говоря о суверенном рейтинге государства, стоит посредством этого определить его значение в международной политической и экономической плоскости. Российская Федерация сегодня остается государством, которое принимает решения, касающиеся функционирования и организации мировой политической системы, устойчивым к внешним угрозам и влияниям и является активным субъектом глобальных процессов.
Современная ситуация, связанная с давлением со стороны США побуждает задуматься о том, есть ли у России арсенал мер, не связанных с вооруженным противостоянием, чтобы добиться баланса интересов на мировой арене.
Суверенитет, руководствуясь статьями 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, в содержательном аспекте наполнен верховенством, независимостью и самостоятельностью государственной власти, независимой законодательной, исполнительной, судебной властью и независимой политикой в международных отношениях1.
Основным условием существования Российской Федерации как суверенного государства является сохранение ее государственного един-
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
ства. В единстве Российского государства воплощаются сущность суверенитета, основные суверенные свойства государственной власти Российской Федерации. Целостное единство России состоит из территориального единства, целостности государственной власти, единства правового и территориального пространства, экономической целостности и независимости и многих других элементов2.
Российским ученым предстоит разработать систему научно-практических рекомендаций по дальнейшей оптимизации процесса совершенствования как законодательства о государственном суверенитете Российской Федерации, так и всех сфер политической жизни страны. К примеру, должны быть активизированы те сферы правомочий, без которых невозможно реализовать государственный суверенитет:
- правомочие самостоятельности при осуществлении компетенции органами власти;
- правомочие для формирования и конституционного закрепления органов государственной власти;
- независимое осуществление различных видов государственной деятельности, в частности, таких как законодательная, исполнительно-распорядительная, судебная, контрольно-надзорная и др.;
- право на территориальное верховенство;
- право устанавливать гражданство и определять правовой статус гражданина;
- возможность независимо осуществлять централизованное руководство социально-экономическими и социально-культурными процессами;
- право объединяться с другими государствами по вопросам экономики, политики, социальной сферы и свободного выхода из тех структур, которые не соответствуют и противоречат концепции развития российской государственности.
Очень важно усиливать каждое из данных направлений, так как слабость каждого из них может привести к шаткости российского суверенитета.
В последнее время даже сторонники глобальной интеграции в международном праве указывают на фундаментальность и незыблемость «принципа суверенной государственности», что подразумевает факт верховенства государственной власти страны на собственной террито-
2 Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.
рии и неприкосновенность в отношениях с другими государствами при реализации собственной политики.
А.Д. Уханов отмечает: «Трансформация современных институтов государственной власти происходит под воздействием глобализации и унификации пространства, вызывающих изменения традиционных статусов политических акторов в качестве суверенных государств» [1, а 53].
В то же время, исследуя часто встречаемые и распространенные подходы к выявлению проблематики, связанной с сохранностью и целостностью суверенитета, отметим, что суверен должен обладать определенным минимумом суверенных правомочий. Но выделить все подобные правомочия, утрата или передача которых повлечет утрату суверенитета, крайне сложно, и всегда их перечень будет неполным.
Необходимости в таком минимальном наборе суверенных прав и полномочий нет, так как в этом случае суверенитет теряет свою феноменальность как публично-правовая категория.
В российском законодательстве имеют место некоторые пробелы в модели закрепленных суверенных прав. К примеру, Конституция РФ нечетко отвечает на вопросы о принадлежности «предметов ведения» и «полномочий» публично-территориальному образованию, то есть федерация и субъекты или органы государственной власти являются обладателями этой компетенции. Логично было бы заметить, что публично-территориальным образованиям свойственно обладать предметами ведения, а органам государственной власти - полномочиями.
Также законодательство разбросано и нечетко разграничивает понятия «суверенные права», «исключительные права», «юрисдикция» и «права Российской Федерации».
Особого исследования заслуживают проблемы, касающиеся перечня прав суверенного государства, которые оно может делегировать международным организациям, и их объема. Данная дилемма носит не только теоретический, но и практический характер, так как применение статьи 79 Конституции РФ предусматривает возможность «передачи Российской Федерацией части своих полномочий межгосударственным объединениям».
Входящие в содержание суверенитета полномочия являются неотъемлемыми, комплекс этих суверенных прав остается у суверена, даже при добровольной передаче в рамках сотрудничества международным структурам их части. Государства имеют право, руководствуясь интересами своего народа, активизировать объем этих суверенных прав, аннулируя предыдущую передачу данных прав.
Суверенитет - неотъемлемое свойство государства, один из показателей совершенства его развитости. В то же время не стоит забывать о суверенных правах Российской Федерации, имеющих социальное предназначение и выражающихся в виде сбалансированной коллективной формы реализации индивидуальных прав российских граждан.
Конституция РФ обладает верховенством, что олицетворяет суверенитет всего населения страны, являясь демократическим суверенитетом. С. Марков констатирует: «Концепция суверенной демократии -первая попытка российской власти выдвинуть свою концепцию перемен, осмыслить стратегию реформ Владимира Путина. Это и попытка дать идейный ответ на цветные революции, эти политические технологии установления зависимого политического режима под флагом демократизации; наша демократия - без потери суверенитета, мы ее проведем сами» [2, с. 270].
Для России проблема укрепления суверенитета в век глобализирующегося мира идентична проблеме, связанной с сохранением самобытности народа государства. Российское суверенное государство -гарантия самостоятельности в выборе самостоятельной парадигмы развития населением России.
Таким образом, руководствуясь позицией Конституционного суда РФ, отметим, что «суверенитет, предполагающий по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.
Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации» .
3 По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации зако-
Российскому государству в максимально короткие сроки необходимо предпринять целый комплекс мер по укреплению российской суверенной государственности.
В финансово-экономической плоскости необходимо активизировать работу, связанную с переводом внешних торговых сделок страны с доллара на рубли, в том числе и в энергоресурсной сфере.
Далее стоит более активно развивать собственную национальную платежную систему МИР, это предотвратит введение санкций по блокировке данных карт. Также необходимо выявлять и ликвидировать посредством отзыва лицензий банки, нарушающие российское законодательство в банковской сфере.
Законодатель должен активнее рассматривать вопросы, касающиеся двойного гражданства, активов госчиновников за рубежом. В оборонной сфере необходимо ускорить процессы импортозамещения, чтобы обезопасить оборонно-промышленный комплекс от утечки информации. Каждая сфера должна иметь четкий комплекс мер на ближайшую перспективу, чтобы единство целей позволило Российской Федерации стать максимально независимым государством как на региональном, так и на глобальном уровнях.
Становление правового государства неизменно сопряжено с элементами самоограничения как во внешнеполитическом курсе, так и во внутриполитическом направлении деятельности, что, прежде всего, вызвано тем, что в приоритете охраны находятся права и свободы граждан, их соблюдение и охрана. Нельзя не отметить еще один внутригосударственный уровень укрепления российского суверенитета, в частности, совершенствования механизма по взаимодействию гражданского общества с государственными структурами.
Российская Федерация находится на этапе формирования гражданского общества, посредством тесного контакта государства и гражданских институтов будет проявляться волеизъявление народа в реализации суверенных прав государства.
Таким образом, отметим, что «суверенитет является не только исторической категорией, но характеризует собой и ныне юридическую природу государственного властвования и является тем необходимым критерием, который дает возможность отличить государство от других публично-правовых союзов и отграничить сферу властвования каждо-
нодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: постановление Конституционного суда РФ от 07.06.2000 г. № 10-П // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.
го государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы власти других государств» [3, с. 566].
Стоит отметить, что дальнейшей разработке и обсуждению в научной среде подлежат вопросы, связанные с унификацией понимания категории «государственный суверенитет», выявления его специфических черт с позиции политического, юридического и других взглядов, выявления степени суверенности и возможности вторжения в гражданское общество и его жизнедеятельность, а также вопросы, связанные с его делимостью в федеративном государстве, современным состоянием и возможностью упрочения суверенных позиций государства.
Хотелось бы отметить также позицию Н.И. Грачева, который утверждает: «Задачи модернизации российского общества и государства, соответствующие современным условиям и тенденциям мирового развития, могут быть успешно решены, если будут опираться на сопри-родные культурно-историческому коду России политико-правовые формы и методы управления» [4, с. 9].
В заключение хотелось бы отметить, что государство в целях укрепления суверенитета должно совершенствовать механизм по обеспечению и соблюдению законности, защите и укреплению экономики, принятию комплекса мер, обеспечивающих целостность территории государства, укреплению налоговой, финансовой системы, обеспечению антикоррупционной политики в системе государственного управления и др.
В условиях уничтожения суверенитета ряда стран и регионов «сильными мира сего» с попытками установить однополярный мир, используя экономическое, политическое, военное и геостратегическое превосходство, Российская Федерация обязана мобилизовать усилия по принятию мер, способствующих укреплению самостоятельности, независимости, государственной целостности, международной конкурентоспособности, предпринять все возможные способы, чтобы выступить в качестве координационного центра интеграционной политики в масштабах евразийского пространства.
Современная правовая наука должна активнее включиться в процесс анализа современной международной и внутригосударственной политико-правовой ситуации, связанной с укреплением суверенитета российской государственности, и выявления основных направлений и перспектив его укрепления и развития, которые, на наш взгляд, должны проявиться в укреплении таких сфер, как политическая, экономическая, интеллектуальная, культурная, военная.
Список литературы
1. Уханов А.Д. Современная трансформация государственного суверенитета // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. T. 8. № 1 (32). С. 53-62.
2. PRO суверенную демократию / сост. Л.В. Поляков. М.: Европа, 2007. 627 с.
3. Палиенко Н.И. Суверенитет: историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. Ярославль, 1903. 593 с.
4. Грачев Н.И. Империя как форма государственного устройства и тенденции развития суверенной государственности в современном мире // Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. № 5 (51). С. 8-15.
Поступила в редакцию 15.08.2017 г. Отрецензирована 20.09.2017 г. Принята в печать 28.11.2017 г.
Информация об авторе
Воробьева Светлана Викторовна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для цитирования
Воробьева С.В. К вопросу об укреплении суверенности российской государственности // Актуальные проблемы государства и права. 2017. Т. 1. № 3/4. С. 48-57.
THE ISSUE OF STRENGTHENING OF THE SOVEREIGNTY OF RUSSIAN STATEHOOD
S.V. Vorobeva
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Abstract. The sovereignty of both the qualitative characteristics of the Russian statehood: the ability to implement independent and integrated foreign and domestic policy are considered. Sovereignty remains an important constitutional principle and basis of international laws, but not as an exclusive privilege, duty and obligation of the state to protect the rights and freedoms of its citizens. Speaking about the independence and autonomy of the authorities of the state, its territorial integrity, its own jurisdiction and legal system we should recognize that these are the elements of state sovereignty. In the framework of its consolidation, a set of measures in the sphere of legal regulation, ways and means of ensuring its protection and territorial validity, the eradication of separatist sentiments, the strengthening of the supreme authority in the entire territory of the Russian Federation are assumed. Particularly the problem of terrorism in modern conditions, interpreted the basic provisions of the National security concept of the Russian Federation in terms of ensuring state sovereignty of the Russian Federation. The security of the state, above all, must grow out of the consolidation of the socio-political sphere, these forces should be included in the process of strengthening economic, educational, cultural and spiritual spheres of life. Interstate integration processes, as evident from the external and internal policy of states, aims to ensure that existing legitimate means to strengthen state sovereignty. And the success of these processes is directly dependent on consolidated measures for the prevention and elimination of negative challenges. First of all, states must protect the information space, develop measures to step up the pace in the development of eco-economy, strengthen the patriotic spirit of the nation.
Keywords: sovereignty; qualitative characteristics; strengthening of the statehood; integrity of state
References
1. Ukhanov A.D. Sovremennaya transformatsiya gosudarstvennogo suvereniteta [Contemporary transformation of state sovereignty]. Territoriya novykh vozmozhnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa - The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2016, vol. 8, no. 1 (32), pp. 53-62. (In Russian).
2. Polyakov L.V. (compiler). PRO suverennuyu demokratiyu [On Sovereign Democracy]. Moscow, Evropa Publ., 2007, 627 p. (In Russian).
3. Paliyenko N.I. Suverenitet: istoricheskoe razvitie idei suvereniteta i ee pravovoe zna-chenie [Sovereignty: Historical Development of the Sovereignty Idea and Its Legal Significance]. Yaroslavl, 1903, 593 p. (In Russian).
4. Grachev N.I. Imperiya kak forma gosudarstvennogo ustroystva i tendentsii razvitiya su-verennoy gosudarstvennosti v sovremennom mire [Empire as a form of state structure and tendencies of sovereign statehood in modern world]. Vestnik Saratovskoy gosu-darstvennoy akademii prava - Saratov State Law Academy Bulletin, 2006, no. 5 (51), pp. 8-15. (In Russian).
Received 15 August 2017 Reviewed 20 September 2017 Accepted for press 28 November 2017
Information about the author
Vorobeva Svetlana Viktorovna - Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Associate Professor of Constitutional and International Law Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
For citation
Vorobeva S.V. K voprosu ob ukreplenii suverennosti rossiyskoy gosudarstvennosti [The issue of strengthening of the sovereignty of Russian statehood]. Aktual'nye problemy gosu-darstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2017, vol. 1, no. 3/4, pp. 48-57. (In Russian, Abstr. in Engl.).