1.11. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА
Воробьева Светлана Викторовна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Подразделение: Институт права и национальной безопасности, кафедра конституционного и международного права. E-mail: [email protected]
Аннотация: Рассмотрены ведущие факторы обеспечения экономической безопасности в контексте укрепления российского суверенитета. В качестве объекта исследования проанализированы экономические отношения, возникающие в рамках обеспечения государственного суверенитета. Предметом исследования является анализ системы обеспечения экономической безопасности как основного элемента в укреплении суверенитета Российской Федерации.
Проблемы, возникающие в процессе обеспечения экономической безопасности России, играют ведущую роль в механизме по упрочению независимости государства от воздействия внутренних и внешних угроз. Экономика любого суверенного государства является основой для реализации национальных интересов, независимости и обеспечения благосостояния и высокого качества жизни своего народа.
У российской национальной экономики в наличии огромный потенциал, способный мобилизовать такие качества, как инновационность, устойчивость и динамизм. Но в современных геополитических условиях необходимо акцентировать внимание на тех видах угроз и вызовов, которые вызывают десуверениза-цию российского государства. Данные вопросы не вызывают сомнения в актуальности рассматриваемых проблем.
Ключевые слова: суверенитет, экономический суверенитет, национальная безопасность, национальные интересы, угрозы национальной безопасности.
THE ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A LEADING FACTOR IN STRENGTHENING THE SOVEREIGNTY OF THE STATE
Vorobyova Svetlana Viktorovna, PhD at law, Associate Professor. Position: associate professor. Place of employment: Tambov State University named after G.R. Derzhavin. Department: Institute of Law and National Security, Constitutional and International Law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The leading factors of ensuring economic security in the context of strengthening Russian sovereignty are considered. As an object of the study, economic relations arising in the framework of ensuring state sovereignty are analyzed. The subject of the study is an analysis of the system of ensuring economic security as the main element in strengthening the sovereignty of the Russian Federation.
The problems that arise in the process of ensuring Russia's economic security play a leading role in the mechanism for strengthening the independence of the state from the impact of internal and external threats. The economy of any sovereign state is the basis for the realization of na-
tional interests, independence and ensuring the well-being and high quality of life of its people.
The Russian national economy has a huge potential, capable of mobilizing such qualities as innovation, stability and dynamism. But in modern geopolitical conditions, it is necessary to focus attention on those types of threats and challenges that cause desovereignization of the Russian state. These issues do not raise doubts about the relevance of the problems under consideration. Keywords: sovereignty, economic sovereignty, national security, national interests, threats to national security.
Предпринимаемые государствами в последние годы меры по укреплению суверенитета вызывают серьезную озабоченность ряда государств, целью которых является монополизация мировой политической и экономической власти, ограничение суверенности стран, которые в силу различных факторов не имеют возможности противостоять внешним угрозам.
Еще у Г. Еллинека находим положения о том, что суверенное государство имеет исключительное право на самоопределение и «может - в пределах установленных или признанных им самим правовых границ - совершенно свободно нормировать содержание своей компетенции»1.
Период 90-х годов прошлого века, когда Россия значительно утратила свой суверенитет, показал, что активизировалось западное вмешательство во внутренние дела нашего государства, в частности, в экономическую сферу, повлекшее за собой не только снижение уровня экономического развития, но и угрозу безопасности страны (обвал национальной валюты, эксплуатация природных ресурсов, иностранное давление на экономический и политический курс государства и многое другое). С распадом Советского Союза Всемирный Банк настойчиво предлагал уделить особое внимание социальному обеспечению населения и проведению целого спектра либеральных реформ. Позже предлагалось реформировать и саму государственную систему, как атрибут дальнейшего эффективного экономического развития, в конечном итоге внешний «неэффективный менеджмент» привел к распаду государства и тяжелому кризису в экономике.
В настоящее время многие ученые и политики приходят к мысли о том, что комплексное обеспечение национальных интересов напрямую зависит от проведения государством независимого экономического курса2.
1 Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 363.
2 См.: Горохова С.С. О системе управления рисками в сфере обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации // Современный юрист. 2018. № 1. С. 30 - 39.; Земскова А. Е. С., Горин В. А. Особенности экономического развития в контексте национальной экономической безопасности //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. № 4 (61). 2010. С. 70-71.; Механикова Е.А. Криминализация экономики как угроза национальной экономической безопасности России // Безопасность бизнеса. 2017. № 6. С. 17 - 23. Небренчин С. Актуальные проблемы обеспечения национального суверенитета России // Экономист. 2018. № 2. С. 50-58.; Селиванов А.И., Старовойтов В.Г., Трошин Д.В. Экономическая безопасность в условиях перехода к шестому технологическому укладу: постановка проблемы // Безопасность бизнеса. 2017. № 6. С. 10 - 16.; Трошин Д.В. Подход к типологии и классификации угроз и рисков экономической безопасности Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2018. № 1. С. 18 - 24.; Трунцевский Ю.В. Обеспечение экономической безопасности России в условиях кризиса: криминолого-корпоративный и правовой аспект // Безопасность бизнеса. 2015. № 1. С. 3-7. и др.
Проблемы по обеспечению экономической безопасности и сегодня являются ключевыми для выживания любого государства. Несмотря на интеграционные процессы, современным государствам в первую очередь приходится заботиться об обеспечении национальных интересов (геополитических, экономических, военных и других).
Национальным интересам каждого государства свойственны такие базовые параметры, как обеспечение военной безопасности, экономического процветания и развития и укрепление государственного суверенитета как фактора по сохранению свободной и независимой нации, с духовными, культурными ценностями. Обеспечение каждого направления, по обеспечению национальных интересов базируется на экономической составляющей. В частности, нельзя обеспечить военную безопасность страны при слабой и неэффективной экономике.
Но современные реалии, где имеет место энергетический дисбаланс, экономическая взаимозависимость стран, террористические угрозы и многие другие факторы, оказывают серьезное влияние на размывание суверенитета.
Проводя несуверенную экономическую политику, идущую вразрез с задачами национальной экономической стратегии, государство рискует стать придатком более сильных экономик государств мира.
Безусловно, экономический суверенитет (экономический суверенитет - это правомочия по вопросам, касающимся экономической сферы и обеспечения экономической самодостаточности государства. прим. автора) не обязательный атрибут страны. У очень многих государств полная автономия в экономике отсутствует, наблюдается засилье иностранного капитала.
Есть государства, которые добровольно отказались от суверенности в экономической сфере (государства Европейского Союза и др.) и при этом получили определенные преимущества с элементами экономического роста. Но некоторые страны, делегировав свои полномочия, получили отрицательный эффект в экономике.
Греция, вступив в Европейский Союз в 1981 году, сегодня имеет государственный долг более 400 млрд. евро, уничтоженный промышленный сектор, разрушенное сельское хозяйство, высокий уровень безработицы и другие негативные факторы. Поэтому однозначных оценок в экономической десуверенизации быть не может, в каждом отдельном случае государство должно понимать, какой сегмент оно займет в мировой экономике, будет ли оно иметь решающее право в определении экономического вектора развития и др. Но факт того, что занимать лидирующие позиции в глобальной экономике без наличия полного экономического суверенитета государство не может, не оспорим.
Тем не менее, внешний юридический суверенитет государства де-факто, может быть обусловлен действиями внешнего окружения: другими государствами, неправительственными организации или международными институтами.
Например, в качестве ответной меры на долговой кризис в большинстве стран третьего мира в 1980-е годы Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк взял на себя значительную часть экономический ответственность в государствах путем навязывания программы структурной адаптации. Утрата суверенитета этих государств была связана с ростом
влияния неправительственных организаций, которые пытались разрешить ряд проблем, связанных с нарушением прав человека, охраной здоровья и охраной окружающей среды. Данные попытки решения проблемных вопросов осуществлялись посредством ограничения власти государства.
В связи с настойчивыми попытками ряда государств Западной Европы и США «изолировать» Россию, продолжающимся экономическим давлением, непрекращающейся санкционной политикой, экспансионистскими целями блока НАТО Президент РФ Путин В.В. принял ряд Указов, которые должны способствовать не только стабилизации экономической ситуации в стране, но и выработать действенный механизм по нивелированию внешних и внутренних угроз национальной, в том числе и экономической безопасности государства3.
Нельзя не отметить, что в современном мире, экономическая безопасность основана на общенациональном комплексе мер, направленных на постоянное изучение, развитие и совершенствование экономики страны, которые определяют направления экономической политики, институциональных преобразований и механизмов, необходимых для полного устранения угроз экономической безопасности, либо для уменьшения степени их воздействия на социально-политическую стабильность и самостоятельность государства.
Указ Президента Российской Федерации от 13.03.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» содержит понятие: «сущность экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов»4.
По мнению ряда ученых благоприятное положение экономической безопасности может быть достигнуто при развитии экономики где обеспечивали бы: защиту гражданских прав населения России, достойный уровень жизни, гарантирующий социальный мир и спокойствие в обществе; эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных проблем, исходя из национальных интересов; правильное и нужное влияние на социально-экономические явления, которые происходят в разных субъектах Земли, затрагивающие национальные интересы России5.
На повышение эффективности экономической стратегии непосредственно влияют такие факторы, как стабильность и предсказуемость правовой регламентации хозяйствовенно-экономической сферы. Частые изменения в законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, вынуждают хо-
3 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II), ст. 212. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2902.
4 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II), ст. 212.
5 См.: Быков Б.А. Теоретические проблемы определения видов безопасности в Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. № 1. С. 36.
зяйствующие субъекты к первоочередному удовлетворению текущих интересов и потребностей, не рассматривая долгосрочную перспективу, тем самым рушатся принципы устойчивости и стабильности экономики государства.
Немаловажным элементом в обеспечении экономической безопасности и как итог, укреплении суверенитета России, является согласование интересов хозяйствующих субъектов. Баланс интересов общества, государства и регионов, налогоплательщиков и получателей средств из бюджета, потребителей и производителей, в том числе важен учет интересов экономического развития регионов и федерального центра.
Для поддержания экономической безопасности важны не показатели, а их пороговые значения. Средством примера следует вспомнить об уровне безработицы, разница в доходах среди обеспеченных и малообеспеченных жителей нашей страны, рост инфляции. Увеличение предельно допустимой величины говорит об образовании угроз социально - экономической стабильности общества, завышенный рост предельных, или пороговых, значений - где в обществе нестабильность и социальные конфликты, а именно о реальной угрозе экономической безопасности.
Со стороны внешних угроз посредством индикаторов выступают такие факторы, как уровень государственного долга, сохранение или потеря позиций на мировом рынке, незначительная самостоятельность национальной экономики и её главных секторов (включая оборонную промышленность) от поставок техники из-за границы, до комплектующих изделий или сырья.
Также не стоит забывать о том, что степень экономической суверенности зависит от удельного веса доли иностранной собственности в национальном экономическом пространстве. Для Российской Федерации характерно в последнее время возрастание удельного веса иностранных организаций, которые по прогнозам к 2020 году могут занять 1/3 от общего объема продукции в стране. Очевидно, что завися от внешней торговли не повышает уровень суверенности национальной экономики. Да и современное финансовое положение, напрямую увязанное с обращением не национальной валюты, а доллара, также дестабилизирует экономическую самостоятельность и позволяет влиять внешним акторам на экономику России.
Ведь управление ЦБ макроэкономическими процессами через банковскую и кредитную систему, когда денежная эмиссия рубля эквивалентна закупке резервных валют и драгоценных металлов на российском внутреннем рынке для того, чтобы сформировать золото-валютный резерв, где огромная доля принадлежит долларам США.
Итак, исследование по определенным критериям состояния национальной экономики может дать четкий ответ на вопросы уровня экономической независимости страны. Важнейшими критериями для оценки являются: ресурсный потенциал и возможности его развития; рациональное использование ресурсов, денежных средств и труда, чтобы обезопасить национальную экономику от внешних и внутренних факторов риска; целостность территории и экономического пространства; социальная стабильность и др.
Система показателей-индикаторов во многом виде дозволяет заранее сообщить о предстоящей опасности и незамедлительно реагировать. Пороговые уровни снижения безопасности характеризуются системой показателей общехозяйственного и социально-
экономического значения, отражающих: крайне разрешимый уровень снижения экономической активности, количества производства, вложений и финансирования, за пределами, где никак недоступно активное экономическое развитие государства на самом передовом, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических взглядов в обществе, финансирование оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала; крайне возможное снижение степени и качества жизни основной массы населения, где может возникнуть опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; образуется опасность потери наиболее продуктивной части национального «человеческого капитала» и нации как органичной части цивилизованной общности; предельно допустимый уровень сокращения затрат на создание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого создается опасность необратимого разрушения единиц природы, потери жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также больших территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение серьезного ущерба здоровью сегодняшнему и будущего поколений и другие».
Угрозы в экономической безопасности - это такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое положение государства, ограничивают экономические интересы личности, общества, страны, образуют опасность национальным интересам и ценностям, национальному образу жизни.
Итак, экономическая безопасность - это способность экономики создавать благоприятные условия для общественных потребностей на национальном и международном уровнях. По другому выражаясь, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую защиту от различного рода угроз и потерь6.
Безопасность государства обязана обеспечиваться развитостью и рациональностью деятельности самой экономики наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством в целях сохранения своего внешнего и внутреннего суверенитета. В этом направлении, необходимо осуществлять эффективные меры не только в социально-экономической плоскости, но и в правовом поле. Например, осуществлять системную суверенную экспертизу как разновидность правовой экспертизы, которая должна проводиться с целью выявления и устранения антисуверенных факторов в законопроектах.
Данная экспертиза также не может осуществляться без коплексного анализа современных вызовов и угроз и соответствующих долгосрочных документов (стратегий, доктрин) государства в сфере их предотвращения и недопущения.
Некоторым показателям суверенности государства уделено внимание в Стратегии национальной безопасности России и в Стратегии экономической безопасности России на период до 2030 г. Стратегия на-
6 Трошин Д.В. Подход к типологии и классификации угроз и рисков экономической безопасности Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2018. № 1. С. 19.
циональной безопасности в ст.115 содержит десять показателей национальной безопасности, из которых шесть относятся к экономической сфере. В Стратегии экономической безопасности России в ст. 27 указаны сорок показателей экономической безопасности. Но очевидно, что указанные показатели не охватывают весь спектр общественных экономических отношений, по которым можно произвести адекватную оценку и экспертизу уровня безопасности и, как следствие, суверенности страны. Отсутствие пороговых (критических) значений показателей также затрудняет анализ сложившейся экономической ситуации в стране.
Таким образом, в связи с тем, что ни одна национальная экономика не имеет возможности быть изолированной от процессов интеграции, российской экономике также предстоит дальнейший процесс встраивания в современную систему мировой экономики с целью расширения возможностей, при этом нивелируя отрицательные эффекты, направленные на разрушение безопасности национальной экономической сферы.
К ведущим целям по обеспечению безопасности и суверенизации страны при переходе к инновационной и диверсификационной экономике необходимо отнести обеспечение макроэкономической стабильности, сбалансированность бюджета, снижение инфляционных процессов и валютных рисков; создание благоприятного делового и инвестиционного климата для предпринимательства; развитие несырьевого сектора; поддержание платежеспособного спроса; упрочение позиций на мировом рынке наукоемких технологий; эффективного правового регулирования экономического сектора и многие другие направления.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 83,58%.
Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II), ст. 212.
2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2902.
3. Быков Б.А. Теоретические проблемы определения видов безопасности в Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. № 1. С. 36 - 39.
4. Гладких В.И., Сухаренко А.Н. Криминальные угрозы экономической безопасности России: состояние и меры нейтрализации // Российский следователь. 2018. № 2. С. 47 - 52.
5. Горохова С.С. О системе управления рисками в сфере обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации // Современный юрист. 2018. № 1. С. 30 - 39.
6. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.
7. Земскова А. Е. С., Горин В. А. Особенности экономического развития в контексте национальной экономической безопасности //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. № 4 (61). 2010. С. 70-71.
8. Механикова Е.А. Криминализация экономики как угроза национальной экономической безопасности России // Безопасность бизнеса. 2017. № 6. С. 17 - 23.
9. Небренчин С. Актуальные проблемы обеспечения национального суверенитета России // Экономист. 2018. № 2. - С. 50-58
10. Селиванов А.И., Старовойтов В.Г., Трошин Д.В. Экономическая безопасность в условиях перехода к шестому технологическому укладу: постановка проблемы // Безопасность бизнеса. 2017. № 6. С. 10 - 16.
11. Трошин Д.В. Подход к типологии и классификации угроз и рисков экономической безопасности Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2018. № 1. С. 18 - 24.