Научная статья на тему 'Территориальная целостность и суверенитет как основные объекты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современный период'

Территориальная целостность и суверенитет как основные объекты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современный период Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10965
1466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / СУВЕРЕНИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЪЕКТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шиканова Е. Г.

Рассматриваются понятия территории государства, суверенитета государства как объекты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; проблемы, связанные с обеспечением территориальной целостности и независимости в современный период: определение границ с соседними государствами, деятельность иностранных государств через международные структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL INTEGRITY AND SOVEREIGNTY AS THE MAIN OBJECTS FOR ENSURING THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MODERN PERIOD

In this article, we examine the concepts of territory and sovereignty of a state as objects of national security of the Russian Federation. Some problems related to ensuring territorial integrity and independence in the modern period are also considered: the definition of the borders with neighboring states and the activities of foreign countries through international organizations.

Текст научной работы на тему «Территориальная целостность и суверенитет как основные объекты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современный период»

Право

УДК 340.1

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ И СУВЕРЕНИТЕТ КАК ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

© 2014 г. Е.Г. Шиканова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

shikanova8 8 @ya.ru

Поступила в редакцию 14.10.2014

Рассматриваются понятия территории государства, суверенитета государства как объекты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; проблемы, связанные с обеспечением территориальной целостности и независимости в современный период: определение границ с соседними государствами, деятельность иностранных государств через международные структуры.

Ключевые слова: территориальная целостность; суверенитет; национальная безопасность; объект национальной безопасности.

Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 4), Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории [1]. Целостность территории означает ее нераздельность, единство. Под неприкосновенностью территории понимается сохранение ее целостности, защиты от посягательства со стороны других государств или каких-либо политических сил.

Государственная территория может рассматриваться в трех аспектах:

- как национальное достояние и среда обитания народа в рамках государственных границ каждого конкретного государства, которое является полноправным и единственным ее собственником, что предусматривает право народа на владение, пользование и распоряжение своей территорией, всеми ее естественными ресурсами и богатствами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного сотрудничества государств на принципе взаимной выгоды и международного права;

- как материальная база и экологическая среда существования народа и его государства (ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств существования);

- как часть земного шара, в пределах которой государство от имени своего народа осуществляет территориальное верховенство, составляющее неотъемлемую часть государственного суверенитета [2].

Территория служит материальной основой каждого государства. Без территории нет и самого государства [3].

Поэтому государства уделяют особое внимание обеспечению целостности своей территории.

Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государства (п. 4 ст. 2) [4].

Российский юрист А. Эртель в конце XIX века писал: «Каждый народ дорожит своею национальностью как плодом своего исторического развития. Сохранение ее неприкосновенности составляет одно из важнейших благ его. Таким образом, в числе прочих целей государства является и цель его самозащиты. Но народ, стоящий на известной ступени культуры и цивилизации, стремится не только к сохранению своей типичности, но старается еще о распространении ее извне, он старается не только о своем развитии в прогрессивном отношении, но в отношении к пространству. Отсюда возникает возможность столкновения интересов и борьбы с соседями, а следовательно, и право защиты от внешних посягательств» [5].

Конституционная цель сохранения целостности Российской Федерации согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на самоопределение. Из принятой 24 октября 1970 года Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, следует, что осуществление права на самоопределение «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или полному

нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов» [6].

Государственная территория РФ - это пространственный предел, на который распространяется суверенитет Российской Федерации [7] (ч. 1 ст. 4 Конституции устанавливает, что он распространяется на всю территорию РФ).

Однако определять государственную территорию только как «пространственный предел» не совсем верно. Это понятие более многогранное и сложное и включает в себя не только пространственные характеристики.

С.Н. Бабурин отмечает, что государственная территория представляется не только в виде пространственных пределов функционирования общества, некоей основы существования социального организма, но и как своего рода политическое, экономическое и культурное пространство, пределы осуществления власти внутри страны и пределы, за которыми государство выступает как иностранная, внешняя сила [8].

Согласно Конституции, территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними [1].

Территория РФ включает в себя неподвижную и подвижную территорию. С позиций государственно-территориального устройства, неподвижная территория - это совокупность территорий ее субъектов, в том числе отделенных от основной территории Российской Федерации границами других государств. С точки зрения географического подхода, неподвижная территория РФ в пределах государственной границы включает сушу, внутренние воды, территориальное море, воздушный столб над ними, а также недра Земли на досягаемую глубину [9].

Кроме того, юридически территории консульств или посольств Российской Федерации, расположенных за рубежом, также являются территорией Российской Федерации [10].

Подвижная государственная территория РФ - это корабли, самолеты, космические станции под Государственным флагом РФ, на которых действуют законы Российской Федерации. Морские кабели Российской Федерации в открытом море и трубопроводы Российской Федерации также могут быть государственной территорией [11].

Незыблемость государственных границ и стабильность установленного для них режима

служат гарантией безопасности государства [12].

Закон «О государственной границе Российской Федерации» определяет защиту государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации [13].

Принимая во внимание обширность территорий Российской Федерации, нельзя не отметить, что определение государственной территории России связано с рядом проблем, в первую очередь, с утверждением границ между Россией и бывшими советскими республиками, ныне - суверенными государствами, а также между Россией и странами Востока, в первую очередь - Китаем и Японией.

В настоящее время процесс договорного оформления отдельных участков государственной границы РФ не завершен и территориальные проблемы остаются. К спорным территориям относятся Курильские острова Итуруп, Ку-нашир, Шикотан и Хабомаи (северные территории), на которые претендует Япония [14]; воды Азовского моря и Керченского пролива, который Россия рассчитывает использовать совместно с Украиной, без разделения водной поверхности пролива государственной границей [15-16]; континентальный шельф в Баренцевом море, на который претендует Норвегия [17-19]; спорный участок морских пространств и шельфа в Беринговом море, по которому Россия не ратифицировала соглашение с США, подписанное в 1990 г. [20-21]; континентальный шельф в Каспийском море, который является предметом разногласий между Казахстаном, Азербайджаном, Туркменистаном, Ираном и Россией [2224]; полярные территории, на которые претендуют Россия, Канада, США, Дания и Норвегия, а также три государства, не имеющие океанических границ, - Исландия, Швеция и Финляндия [25-28] и др. Международными договорами не оформлена государственная граница с Латвией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Японией и США. Двусторонний договор о государственной границе между Россией и Эстонией был подписан только в феврале 2014 года, до этого момента граница также не была определена и подписание соглашения несколько раз срывалось.

Многие территориальные споры носят латентный характер, а значит, проблема разрешения территориальных и пограничных споров будет актуальной еще долгие годы [29].

Обеспечение безопасности на своих пограничных территориях - важная задача государства.

Н.П. Патрушев отмечает: «Практически все угрозы интересам и безопасности России, которые проявляются на государственной границе и приграничной территории, сегодня носят интернациональный характер и связаны с международным терроризмом и трансграничной преступностью. Для южного направления характерны деятельность международных террористов, а также попытки расхищения водных биологических ресурсов на Каспии и Азовском море. Мощный натиск афганского наркотрафика испытывает казахстанский участок границы. На западном и северо-западном направлениях наибольшую опасность представляет контрабандная деятельность организованной преступности. Дальневосточному направлению присущи незаконная миграция и контрабанда сырьевых ресурсов. На морских направлениях особо опасный характер приобрел незаконный промысел водных биологических ресурсов международными организованными преступными группами» [30].

Наряду с территориальной неприкосновенностью государства первостепенным объектом обеспечения безопасности государства как самостоятельного и независимого субъекта является обеспечение и сохранение его суверенитета.

Обеспечение суверенитета - одна из важнейших функций государства. В русской дореволюционной юридической науке взгляд на суверенитет как на необходимый признак государства развивали Шершеневич [31], Палиенко [32], Ивановский [33] и др.

Понятие «суверенитет» наиболее емко сформулировано И.Д. Левиным в 1948 году. Он подчеркивал, что суверенитет есть состояние полновластия государства на своей территории и его независимости от других государств [34].

Г.В. Игнатенко характеризует суверенитет как верховенство на своей территории и в отношении собственных граждан и независимость в международных отношениях [35].

Суверенитет также является одним из основополагающих принципов конституционного, а также международного права, имеет две взаимосвязанные формы: национальный (народный) суверенитет и государственный суверенитет.

Национальный суверенитет, или суверенитет народа, означает, что только нация (народ) является основой государственности и источником государственной власти. Государственный суверенитет означает, что государственная власть, основанная на суверенной воле народа, независима от кого бы то ни было во внутренних делах и международных отношениях. Государственный суверенитет - это верховенство

государственной власти на территории страны; в международной сфере он означает, что государство само решает, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела.

В Конституции Российской Федерации принцип суверенитета закреплен в обеих его формах. О национальном суверенитете говорится в ч. 1 ст. 3: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Часть 1 ст. 4 гласит: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». В данной статье имеется в виду государственный суверенитет: он един и неделим, осуществляется государственной властью в лице ее высших федеральных органов в соответствии с Конституцией [36].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, также говорится, что «основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства» [37].

При всей значимости принципа суверенитета он не рассматривается в настоящее время, в отличие от прошлого, как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права [38].

В сфере внутренних отношений принцип суверенитета не должен вступать в противоречие с правами человека и гражданина в том виде, в котором они провозглашены международным правом и конституционно закреплены. И наоборот, в случаях, необходимых для защиты основ конституционного строя Российской Федерации, в том числе суверенитета, провозглашенного в ст. 3, 4 Конституции РФ, права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом [1].

Во внешних отношениях суверенитет ограничен рядом общепризнанных принципов международного права, например запретом развязывания войны; обязательствами, взятыми на себя государством как членом международных

(например, Организация Объединенных Наций), региональных (например, Совет Европы) надгосударственных организаций. Согласно ст. 79 Конституции Российской Федерации, Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международным договором, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Суверенитет Российской Федерации означает верховенство, независимость, самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на всей его территории.

Проблемой реализации Российской Федерацией суверенитета является деятельность иностранных государств (в первую очередь США) через международные структуры.

«Продолжающееся расширение НАТО, создание военной инфраструктуры на территории новых членов, кризис вокруг ДОВСЕ, Косово, планы размещения в Европе элементов ПРО США -все это не работает на укрепление предсказуемости и доверия в нашем сотрудничестве и отнюдь не способствует его переходу к новому качеству, - подчеркнул В.В. Путин. - Поэтому появление на наших границах мощного военного блока, действия членов которого регулируются в том числе статьей 5 Вашингтонского договора, будет воспринято в России как прямая угроза безопасности нашей страны» [39].

Таким образом, в настоящее время происходит расширение геополитического и геостратегического пространства Североатлантического альянса во главе с Соединенными Штатами Америки, которое уже практически граничит с Россией. Трансформация НАТО отражает стремление США сохранить контроль над странами Европы, ограничить их суверенитет и экономические интересы [40].

Кроме действий правительственных и неправительственных международных организаций, угрозу суверенитету России как федеративного государства представляют возможные притязания субъектов РФ на независимость от федерации, т.е. на собственный суверенитет.

В этой связи Конституционным судом РФ в постановлении 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», было

указано, что «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации в силу Конституции Российской Федерации исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации» [41].

После «парада суверенитетов» начала 1990-х годов официальное упоминание о суверенитете субъектов Российской Федерации воспринимается как угроза ее территориальной целостности и государственному суверенитету [42].

На основании изложенного можно сделать вывод, что основными объектами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации выступают суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации. Без обеспечения безопасности этих важнейших объектов невозможно обеспечение иных национальных приоритетов: важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны.

Юридическими границами указанных объектов являются: вся территория Российской Федерации (которая равна территории ее субъектов) и ее многонациональный народ, воздушное и пограничное пространство, территориальные воды и экономические зоны; имущество Российской Федерации, российских организаций и ее граждан как в России, так и за ее пределами, возникшее на законных основаниях; транспортные средства России в международных водах или воздушном пространстве; международные транспортные пути.

Только будучи уверенным в неприкосновенности своих границ, а также при отсутствии влияния на решения государства каких-либо иных, недружественных субъектов, можно создать условия для стабильности, экономического роста и благосостояния граждан на своей территории.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Данилейко В.В. Теоретико-правовые проблемы обеспечения национальной безопасности России:

Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.01. СПб., 2010.

3. Андреев А.Ф. Правовые основания применения Вооруженных сил Российской Федерации по защите целостности и неприкосновенности территории России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

4. Устав Организации Объединенных Наций / http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter1.shtml

5. Эртель А. Предисловие к книге Л. фон Штейна «Учение о военном быте, как часть науки о государстве». СПб., 1876. С.12.

6. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года) / http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ intlaw_principles. shtml

7. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011.

8. Бабурин С.Н. Территория государства (правовые проблемы). Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998.

9. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011.

10. Анисимов А.П., Мельниченко Р.Г. К вопросу о правах на земельные участки иностранных государств на территории Российской Федерации // Бюллетень нотариальной практики, 2007. № 5.

11. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011.

12. Нарутто С.В. К вопросу об изменении государственной границы // Административное и муниципальное право. 2012. № 12. С. 71-78.

13. Ст. 3 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» / Ведомости СНД и ВС РФ, 29.04.1993. № 17. С. 594.

14. Курицын В.М. Проблема Курильских островов // История государства и права. 2010. № 13. С. 2-6.

15. Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. С. 242.

16. Тихонова С.Н. Международно-правовые аспекты статуса вод Азовского моря // Международное публичное и частное право. 2008. № 1.

17. Велиева Д.С. Комментарий к Федеральному закону от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».

18. Прохоров П. В поисках срединной линии // Эксперт Северо-Запад. С. 4.

19. Баренцево море в подарок. Ы!р://тарош. т-fo/index.php?option=com_content&Itemid=38&id=1752 &task=view.

20. Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно -правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. 637. С. 74.

21. Агешкина Н.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (постатейный) // СПС «Консультант-Плюс».

22. Барсегов Ю.Г. Каспий в международном праве и мировой политике // Центр международных проблем Мирового океана и экологии. М., 1998.

23. Мамедов Р.Ф. Международно-правовой статус Каспийского моря как пограничного озера // Московский журнал международного права. 1999. № 1. С. 110-117.

24. Назарбаев Н. Как нам поделить Каспий // Известия. 2002. 4 октября.

25. Колодкин А., Гландин С. Российский флаг на Северном полюсе // Международная жизнь. 2007. № 9. С. 15.

26. Международное право: Особенная часть: Учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2010. С. 178.

27. Овлащенко А.В., Покровский И.Ф. Перспективы правового режима морской транспортной среды Российской Арктики: дуализм подходов или их эклектизм? // Транспортное право. 2012. № 1. С. 1220.

28. Ковалев А.А. Международно-правовой режим Арктики и интересы России в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. // Российский ежегодник международного права. 2007. СПб.: Россия-Нева, 2008. С. 159.

29. Овлащенко А.В. Морские пространства и границы в деятельности международных судебных органов: концептуальные подходы // Транспортное право. 2009. № 3. С. 12.

30. Патрушев Н.П. Откуда начинается страна // Российская газета. 2006. 28 мая.

31. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. СПб., 1910. С. 217.

32. Палиенко. Суверенитет. Ярославль, 1903.

33. Ивановский. Учебник государственного права. Казань, 1913. С. 75.

34. Левин И.Д. Суверенитет. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. С. 71.

35. Игнатенко Г.В. Принцип суверенного равенства государств // Курс международного права: В 7 т. / Отв. ред. Р.А. Мюллерсон, Г.И. Тункин. М., 1989. Т. 2. Гл. 3. С. 54.

36. Популярный юридический энциклопедический словарь / Под. ред. О.Е. Кутафина, В.А. Туманова, И.В. Шмарова. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000. С. 694-695.

37. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» / Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, № 20, ст. 2444.

38. Данилейко В.В. Теоретико-правовые проблемы обеспечения национальной безопасности России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010.

39. Путин В.В. Из выступления на пресс-конференции по итогам саммита Россия - НАТО // РИА «Новости». Бухарест, 2005. 4 апреля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. Кудинов В.В. Основные угрозы безопасности государства в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в условиях Таможенного союза // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 1. С. 29-34.

41. Собрание законодательства РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.

42. Златопольский Д.Л. Государственное единство Российской Федерации: некоторые аспекты проблемы // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1994. № 4. С. 4.

TERRITORIAL INTEGRITY AND SOVEREIGNTY AS THE MAIN OBJECTS FOR ENSURING THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MODERN PERIOD

E.G. Shikanova

In this article, we examine the concepts of territory and sovereignty of a state as objects of national security of the Russian Federation. Some problems related to ensuring territorial integrity and independence in the modern period are also considered: the definition of the borders with neighboring states and the activities of foreign countries through international organizations.

Keywords: territorial integrity, sovereignty, national security, object of the national security.

References

1. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsen-arodnym golosovaniem 12.12.1993).

2. Danileiko V.V. Teoretiko-pravovye problemy obespecheniia natsional'noi bezopasnosti Rossii: Avtoreferat dis. ... kand. iurid. nauk. 12.00.01. SPb., 2010.

3. Andreev A.F. Pravovye osnovaniia primeneniia Vooruzhennykh sil Rossiiskoi Federatsii po zashchite tselostnosti i neprikosnovennosti territorii Rossii: Dis. ... kand. iurid. nauk. M., 2001.

4. Ustav Organizatsii Ob"edinennykh Natsii / http ://www. un. org/ru/documents/charter/chapter 1. shtml

5. Ertel' A. Predislovie k knige L. fon Shteina «Uchenie o voennom byte, kak chast' nauki o gosudar-stve». SPb., 1876. S.12.

6. Deklaratsiia o printsipakh mezhdunarodnogo prava, kasaiushchikhsia druzhestvennykh otnoshenii i sotrudnichestva mezhdu gosudarstvami v sootvetstvii s Ustavom Organizatsii Ob"edinennykh Natsii (Priniata rezoliutsiei 2625 (XXV) General'noi Assamblei OON ot 24 oktiabria 1970 goda) / http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles. shtml

7. Kommentarii k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii (postateinyi) / L.V. Andrichenko, S.A. Bogoliubov, N.S. Bondar' i dr.; pod red. V.D. Zor'kina. 2-e izd., peresmo-trennoe. M.: Norma, Infra-M, 2011.

8. Baburin S.N. Territoriia gosudarstva (pravovye problemy). Dis. ... d-ra iurid. nauk. M., 1998.

9. Kommentarii k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii (postateinyi) / L.V. Andrichenko, S.A. Bogoliubov, N.S. Bondar' i dr.; pod red. V.D. Zor'kina. 2-e izd., peresmo-trennoe. M.: Norma, Infra-M, 2011.

10. Anisimov A.P., Mel'nichenko R.G. K voprosu o pravakh na zemel'nye uchastki inostrannykh gosudarstv

na territorii Rossiiskoi Federatsii // Biulleten' notarial'noi praktiki, 2007. № 5.

11. Kommentarii k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii (postateinyi) / L.V. Andrichenko, S.A. Bogoliubov, N.S. Bondar' i dr.; pod red. V.D. Zor'kina. 2-e izd., peresmo-trennoe. M.: Norma, Infra-M, 2011.

12. Narutto S.V. K voprosu ob izmenenii gosu-darstvennoi granitsy // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2012. № 12. S. 71-78.

13. St. 3 Zakona RF ot 01.04.1993 № 4730-1 «O Gosudarstvennoi granitse Rossiiskoi Federatsii» / Ve-domosti SND i VS RF, 29.04.1993. № 17. S. 594.

14. Kuritsyn V.M. Problema Kuril'skikh ostrovov // Istoriia gosudarstva i prava. 2010. № 13. S. 2-6.

15. Kolodkin A.L., Gutsuliak V.N., Bobrova Iu.V. Mirovoi okean. Mezhdunarodno-pravovoi rezhim. Os-novnye problemy. M.: Statut, 2007. S. 242.

16. Tikhonova S.N. Mezhdunarodno-pravovye aspekty statusa vod Azovskogo moria // Mezhdu-narodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2008. № 1.

17. Velieva D.S. Kommentarii k Federal'nomu za-konu ot 31 iiulia 1998 g. № 155-FZ «O vnutrennikh morskikh vodakh, territorial'nom more i prilezhashchei zone Rossiiskoi Federatsii» (postateinyi) // SPS «Kon-sul'tantPlius».

18. Prokhorov P. V poiskakh sredinnoi linii // Ek-spert Severo-Zapad. S. 4.

19. Barentsevo more v podarok. http://maponz. in-fo/index.php?option=com_content&Itemid=38&id=1752 &task=view.

20. Kolodkin A.L., Gutsuliak V.N., Bobrova Iu.V. Mirovoi okean. Mezhdunarodno-pravovoi rezhim. Os-novnye problemy. M.: Statut, 2007. 637. S. 74.

21. Ageshkina N.A. Nauchno-prakticheskii kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 15 iiulia 1995 g. № 101-FZ «O mezhdunarodnykh dogovorakh Rossiiskoi Federatsii» (postateinyi) // SPS «Konsul'tantPlius».

22. Barsegov Iu.G. Kaspii v mezhdunarodnom prave i mirovoi politike // Tsentr mezhdunarodnykh problem Mirovogo okeana i ekologii. M., 1998.

23. Mamedov R.F. Mezhdunarodno-pravovoi status Kaspiiskogo moria kak pogranichnogo ozera // Moskov-skii zhurnal mezhdunarodnogo prava. 1999. № 1. S. 110-117.

24. Nazarbaev N. Kak nam podelit' Kaspii // Izvesti-ia. 2002. 4 oktiabria.

25. Kolodkin A., Glandin S. Rossiiskii flag na Severnom poliuse // Mezhdunarodnaia zhizn'. 2007. № 9. S. 15.

26. Mezhdunarodnoe pravo: Osobennaia chast': Uchebnik dlia vuzov / M.V. Andreev, P.N. Biriukov, R.M. Valeev i dr.; otv. red. R.M. Valeev, G.I. Kurdi-ukov. M.: Statut, 2010. S. 178.

27. Ovlashchenko A.V., Pokrovskii I.F. Perspektivy pravovogo rezhima morskoi transportnoi sredy Rossiis-koi Arktiki: dualizm podkhodov ili ikh eklektizm? // Transportnoe pravo. 2012. № 1. S. 12-20.

28. Kovalev A.A. Mezhdunarodno-pravovoi rezhim Arktiki i interesy Rossii v svete Konventsii OON po morskomu pravu 1982 g. // Rossiiskii ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. 2007. SPb.: Rossiia-Neva, 2008. S. 159.

29. Ovlashchenko A.V. Morskie prostranstva i granitsy v deiatel'nosti mezhdunarodnykh sudebnykh organov: kontseptual'nye podkhody // Transportnoe pravo. 2009. № 3. S. 12.

30. Patrushev N.P. Otkuda nachinaetsia strana // Rossiiskaia gazeta. 2006. 28 maia.

31. Shershenevich G.F. Obshchaia teoriia prava. SPb., 1910. S. 217.

32. Palienko. Suverenitet. Iaroslavl', 1903.

33. Ivanovskii. Uchebnik gosudarstvennogo prava. Kazan', 1913. S. 75.

34. Levin I.D. Suverenitet. SPb.: Izd-vo «Iu-ridicheskii tsentr Press», 2003. S. 71.

35. Ignatenko G.V. Printsip suverennogo ravenstva gosudarstv // Kurs mezhdunarodnogo prava: V 7 t. / Otv. red. R.A. Miullerson, G.I. Tunkin. M., 1989. T. 2. Gl. 3. S. 54.

36. Populiarnyi iuridicheskii entsiklopedicheskii slovar' / Pod. red. O.E. Kutafina, V.A. Tumanova, I.V. Shmarova. M.: «Bol'shaia Rossiiskaia entsiklopediia», 2000. S. 694-695.

37. Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 № 537 «O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda» / Sobranie zakonodatel'stva RF, 18.05.2009, № 20, st. 2444.

38. Danileiko V.V. Teoretiko-pravovye problemy obespecheniia natsional'noi bezopasnosti Rossii: Avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk. SPb., 2010.

39. Putin V.V. Iz vystupleniia na press-konferentsii po itogam sammita Rossiia - NATO // RIA «Novosti». Bukharest, 2005. 4 aprelia.

40. Kudinov V.V. Osnovnye ugrozy bezopasnosti gosudarstva v sfere zashchity i okhrany gosudarstvennoi granitsy Rossiiskoi Federatsii v usloviiakh Tamozhen-nogo soiuza // Gosudarstvennaia vlast' i mestnoe samou-pravlenie. 2013. № 1. S. 29-34.

41. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2000. № 25. St. 2728.

42. Zlatopol'skii D.L. Gosudarstvennoe edinstvo Rossiiskoi Federatsii: nekotorye aspekty problemy // Vestnik MGU. Serna 11. Pravo. 1994. № 4. S. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.