УДК 342.7(470+571) DOI: 10.12737/16808
ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Болотин В. С., Паньков С. Л.1
В статье актуализируется необходимость обоснованного ограничения прав и свобод человека и гражданина в современных условиях возрастания различных угроз для конституционного строя России, анализируются результаты современных исследований в данном направлении, а также позиции Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда России, Верховного Суда Российской Федерации. Определены система ограничений, выступающих правовым средством защиты конституционного строя, условия и критерии ограничения прав и свобод.
Ключевые слова: конституция, ограничение прав и свобод, человек, гражданин, государство, основания, соразмерность, система, критерии.
RESTRICTIONS ON RIGHTS AND FREEDOMS OF A MAN AND A CITIZEN IN THE RUSSIAN FEDERATION AS A MEANS OF DEFENSE OF CONSTITUTIONAL ORDER
BOLOTIN V.S. — Сandidate of Juridical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Administrative and Financial Law (Russian Federation, Orel), е-mail: [email protected]
PANKOV S. L. — Orel Law Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanov, Head of Research and Publishing Department (Russian Federation, Orel), е-mail: [email protected].
In the article the need of reasonable restriction of human rights and freedoms in modern conditions of increase of various threats for the constitutional system of Russia is shown; the results of modern research in this area, as well as the position of the European Court of Human Rights, the Constitutional Court of Russia, Supreme Court of the Russian Federation are revealed. Defined The system of restrictions, acting legal instrument for the protection of the constitutional order, the conditions and criteria for the limitation of rights and freedoms .
Keywords: Constitution, restriction of the rights and freedoms, people, citizen, state, reason, proportionality, system, criteria.
Основой любого современного правового государства является Конституция, служащая гарантом целостности и цивилизованности общества. Конституция Российской Федерации 1993 года сделала права и свободы человека и гражданина одним из основополагающих принципов функционирования государства, что полностью соответствует международным нормативно-правовым документам.
Болотин Владимир Сергеевич — кандидат юридических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, доцент кафедры административного и финансового права (Российская Федерация, г. Орел), е-mail: [email protected]
Паньков Сергей Леонидович — начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела, Орловский юридический институт Министерства внутренних дел имени В.В. Лукьянова (Российская Федерация, г. Орел), е-mail: е-mail: [email protected]
В то же время в условиях глобализации (способствующей миграции разных народов, имеющих различные представления о правах человека и гражданина), не прекращающихся во всех уголках Земного шара военных конфликтов, нарастания террористических, природных и техногенных угроз, роста коррупционных проявлений, а также снижения общего культурного и морального уровня населения Россия вынуждена в интересах обеспечения общественной безопасности и территориальной целостности государства законно ограничивать на своей территории права и свободы граждан и организаций.
Ни для кого не секрет, что отдельные круги в западных странах и США снова вернулись к состоянию «холодной войны» с Россией и стремятся разрушить конституционный строй Российской Федерации, используя отработанные технологии «цветных революций».
Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что государство вынуждено для борьбы с возникающими угрозами реагировать адекватно и на законодательном уровне снижать риски возникновения антигосударственных и антиконституционных проявлений.
Общеизвестно, что конституционный строй представляет собой устройство общества и государства, закрепленное его Конституцией. В России его основы составляют положения первой главы Конституции Российской Федерации, содержащей такие основополагающие политические, правовые, экономические и организационные принципы, как: федерализм; человек, его права и свободы как высшая ценность и обязанность государства по их признанию, соблюдению и защите; народовластие; государственный суверенитет России; равноправие субъектов РФ; единое и равное гражданство; свобода экономической деятельности; разнообразие форм собственности; разделение властей; гарантии местного самоуправления; идеологическое многообразие; политический плюрализм; верховенство права; разделение властей и исключительно конституционный порядок его изменения.
При этом одной из основополагающих составляющих конституционного строя Российской Федерации является положение нормы статьи 2 Конституции России, закрепляющей признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства.
Статьей 64 Конституции РФ установлено, что положения главы «Права и свободы человека и гражданина» 2 составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией России.
Существуют различные подходы к определению ограничений прав и свобод человека и гражданина1. Например, В.И. Гойман, М.Н. Козюк, М.А. Нагорная определяют ограничение права (свободы) как сужение либо изменение объема прав и свобод.2
Далее, Б.С. Эбзеев дает определение ограничений прав в собственно конституционно-правовом смысле как «допускаемые Конституцией и установленные федеральным законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина» и помимо этого, как «изъятие из круга правомочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод».3.
1 Щеголева Н.А. Конституционно-правовой анализ ограничений политических прав граждан в Российской Федерации. Автореферат диссертации. - Орел, 2004.; Борисов А.С., Щеголева Н.А. К вопросу об ограничении права на правотворческую инициативу населения муниципального образования// Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - №4. — С.154-159.; Борисов А.С., Щеголева Н.А. К вопросу об умалении права населения муниципального образования на правотворческую инициативу// Муниципальная служба: правовые вопросы. - М.: Юрист, 2013. - № 4. - С. 8-11.; Щеголева Н.А. Право на участие в управлении делами государства: понятие и ограничения// Среднерусский вестник общественных наук . - №3. - 2011. - С.114-116. и др.
2 Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. // Государство и право. - 1998. - № 7. - С. 26, 36 ; № 8. - С. 52.
3 Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: Взаимная ответственность и конституционные обязанности.,. - М.: Норма, 2008. — С. 256.
По мнению А.В. Малько, конституционные ограничения выступают специфическим индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Они во многом приближены к теоретическим конструкциям, конкретизируемых впоследствии в отраслевых законах. В отраслевой юридической науке ограничения понимаются по-разному: с позиций потребности конкретного рода общественных отношений и соответствующих правовых средств воздействия на них три.3.
В частности, Е.Е. Тонков и А.А. Гусева, отмечают, что ограничение прав осуществляется путем прямых запретов использования некоторых из них, а также посредством исключения какого-либо правомочия из содержания конкретного права или же установлением специального порядка реализации такого права. Институт ограничения прав включает нормы конституционного, административного, гражданского и других отраслей права, регулируя отношения власти и подчинения в обществе. 4.
Синтезируя данные подходы, М.Г. Маковецкая предлагает под правовыми ограничениями понимать законодательно установленные механизмы правового регулирования дозволенного поведения субъектов правоотношений в сфере возможности реализации ими установленных и гарантированных законодательством прав, свобод и полномочий 5.
Далее, А.А. Переверзев под основаниями ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина предлагает понимать обусловленную политическими, экономическими и социальными факторами, основанную на законе систему конституционно-правовых предписаний, определяющих сущность, субъектов, временные и пространственные рамки ограничения в интересах государства и общества, а также в целях защиты государства, общества и третьих лиц.6.
Необходимо отметить, что правовое ограничение прав и свобод человека и гражданина в современной России является гарантом поддержания конституционного строя и играет двоякую роль: во-первых, оно направлено на ограничение произвола государственной власти по отношению к личности, во-вторых, защищает общественный порядок от неправомерного поведения отдельных людей или их групп.
Правомерное ограничение прав человека государством имеет цель поставить преграды на пути произвольного обращения с правами других субъектов 7.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» указано, что, как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней, в толковании Европейского Суда под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.8
3 Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - М.: Юристъ, 2004. — С. 88—85.
4 Тонков Е.Е., Гусева А.А. Права человека в России: ограниченная свобода или свобода без ограничений? // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право». -2011. - №8. - URL: http://e.lanbook.com/view/journal/69438/page3/ (дата обращения: 12.10.2015)
5 Маковецкая М. Г. Пределы ограничений прав и свобод иностранных граждан в России: дис. ... канд. юрид. наук: -Москва, 2015. — С. 190.
6 Переверзев А.А. Основания ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: Ставрополь, 2006. — С.6.
7 Гасанов К.К., Стремоухов А.В. Абсолютные права человека и ограничения прав// Правоведение. - 2004. — № 1.- С. 170.
18 Российская газета от 05.07.2013.
Напомним, что часть 3 статьи 55 Конституции РФ предоставляет законодателю возможность ограничивать федеральным законом права и свободы человека и гражданина, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом позиция Конституционного Суда Российской Федерации выражена следующим образом, -ограничения должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений, в зависимости от поставленных целей государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры9.
Система ограничений, выступающих правовым средством защиты конституционного строя включает в себя: ограничения общего характера, ограничения в условиях чрезвычайного положения и ограничения основных прав и свобод, обусловленные особенностями правового статуса отдельных категорий физических и юридических лиц.
Так, ограничения общего характера содержатся в нормах ст. 13 Конституции РФ, в соответствии с которыми запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований и др.
Частью 1 статьи 56 Конституции РФ обусловлено, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
Общие меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения, перечислены в ст. 11 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О чрезвычайном положении». Отдельно регламентируются меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти и иных противоправных действий экстремистских или насильственных действий, создающих непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 12). Кроме того, отдельно оговариваются ограничение права на участие в выборах и референдуме граждан Российской Федерации (ст. 14) и вопросы приостановления действия правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления (ст. 15) при введении чрезвычайного положения.
Особый объем ограничений правового статуса граждан устанавливается в случае уголовного преследования за совершение ими противоправных деяний, в том числе преступлений против основ конституционного строя, предусмотренных главой 29 Уголовного кодекса Российской Федерации. В ряде случаев применяются также нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принципы, заложенные в Конституции России, являются основой правоохраны общественных отношений, возникающих в области защиты конституционного строя Российской Федерации и реализуются отраслевым законодательством.
Так в ст. 31 Конституции РФ гражданам России предоставлено право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Несомненно, данное право основано на принципах демократии, в то же время весь мир стал свидетелем злоупотреблений этим
9 Постановление Конституционного Суда РФ от 13.06.1996 № 14-П "По делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Щелухина" // СЗ РФ. — 1996. — N 26. —Ст. 3185.
правом в ряде стран (включая Украину), что привело их к государственным переворотам и гражданским войнам. В целях предотвращения подобных действий в России действует постоянно совершенствуемый Федеральный закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (с изм. и доп.)
В рамках усиления противодействия международному терроризму и несанкционированному доступу к сведениям, составляющим государственную тайну, со стороны посторонних лиц и иностранных государств в России принят ряд изменений в УК РФ, в частности внесены изменения в ст. 275 «Государственная измена», ст. 276 «Шпионаж», ст. 283 «Разглашение государственной тайны», введена новая статья 283 «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну». На наш взгляд актуальным представляется расширение списка сведений, подлежащих ограниченному распространению, открытое опубликование которых может нанести ущерб обороноспособности страны, оказать негативное влияние на общественное мнение, спровоцировать политическую, социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Сегодня свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляет основы развития современного общества и демократического государства. Вместе с тем осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе. Конституция Российской Федерации в ст. 29 устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.
Как представляется, на современном этапе развития общества государству необходимо путем ужесточения возрастных ограничений (с привлечением профессиональных психологов, педагогов и иных специалистов) ограничить культивируемую в современном кинематографе, литературе, компьютерных играх пропаганду насилия и прекратить дискредитацию правоохранительных органов и иных государственных структур России. Для этого необходимо дополнить соответствующими положениями Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Уголовный и Административный кодексы РФ.
Вышеназванные меры должны способствовать защите и упрочению конституционного строя России путем формирования правового, защищенного от внешних и внутренних угроз общества, в котором каждый человек и гражданин будет чувствовать себя комфортно.
Таким образом, конституционный строй наряду с нравственностью, здоровьем, правами и законными интересами физических, юридических и других лиц, обеспечением обороны страны и безопасности государства представляет важнейшую сферу общественных отношений, для защиты которых конституционно установлена возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральными законами. При этом в качестве критериев ограничения прав и свобод выступают обоснованность необходимости, соразмерность и адекватность применяемых мер.
Библиография/ References:
1. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции РФ (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 272 с.
2. Гасанов К.К., Стремоухов А.В. Абсолютные права человека и ограничения прав // Правоведение. -2004. - № 1. - С. 164 - 173.
3. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - М.: Юристъ, 2004. - 250 с.
4. Маковецкая М. Г. Пределы ограничений прав и свобод иностранных граждан в России: дис. ... канд. юрид. наук: - Москва, 2015. - 234 с.
5. Переверзев А.А. Основания ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2006. - 23 с.
6. Тонков Е.Е, Гусева А.А. Права человека в России: ограниченная свобода или свобода без ограничений?// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право». - 2011. - №8. - URL: ИНр://е.1апЬоок.сотМеш/ригпа1/69438/раде3/(дата обращения 12.10.205).
7. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: Взаимная ответственность и конституционные обязанности. - М.: Норма, 2008. - 384 с.
1. Barkhatova, E.Iu. (2015) Kommentarii k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii (postateinyi) [Commentary on the Constitution of the Russian Federation (article by article)]. 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Prospekt. - 272 p. (In Russ.)
2. Gasanov, K.K., Stremoukhov, A.V.(2004) Absoliutnye prava cheloveka i ogranicheniia prav [The Absolute human rights and restrictions on rights] // Pravovedenie [Jurisprudence]. - № 1. - P. 164 - 173. (In Russ.)
3. Mal'ko, A.V. (2004) Stimuly i ogranicheniia v prave [Incentives and restrictions in the law]. - M.: lurist. -250 p. (In Russ.)
4. Makovetskaia, M. G. (2015) Predely ogranichenii prav i svobod inostrannykh grazhdan v Rossii [The Limits of the rights and freedoms of foreign nationals in Russia]: dis. ... kand. iurid. nauk: - Moskva. - 234 p. (In Russ.)
5. Pereverzev, A.A. (2006) Osnovaniia ogranicheniia konstitutsionnykh prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossiiskoi Federatsii [Basis of limitation of constitutional rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation]: avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk. - Stavropol'. - 23 p. (In Russ.)
6. Tonkov, E.E, Guseva, A.A. (2011) Prava cheloveka v Rossii: ogranichennaia svoboda ili svoboda bez ogranichenii? [Human Rights in Russia: limited freedom or freedom without limits?] // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Filosofiia. Sotsiologiia. Pravo». - №8. - URL: http://e.lanbook.com/view/journal/69438/page3/(data obrashcheniia 12.10.205). (In Russ.)
7. Ebzeev, B.S. (2008) Lichnosf i gosudarstvo v Rossii: Vzaimnaia otvetstvennosf i konstitutsionnye obiazannosti [Identity and the state in Russia: Mutual responsibility and constitutional duty]. - M.: Norma. - 384p. (In Russ.)