УДК 330
DOI: 10.18384/2310-6646-2018-1-14-22
генезис и эволюция понятия
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Толмачев ОМ, Тигай А.В.
Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация
Аннотация. В статье прослеживается эволюция понятия «экономическая безопасность». В частности, рассматриваются его возникновение и развитие в различные периоды истории. Проводится анализ концепций экономической безопасности зарубежных и отечественных учёных, а также «Стратегии экономической безопасности России до 2030 года». Авторы приходят к выводу, что экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности и её реализация невозможна без обеспечения защиты жизни общества в целом, а также его структур. На основе проведённого исследования авторами выдвигается собственное определение понятия «экономическая безопасность».
Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, экономическая безопасность, экономический суверенитет.
GENESIS AND EVOLUTiON OF THE CONCEPT "ECONOMIC SECURITY"
O. Tolmachev, A. Tigai
Moscow Region State University
10А, Radio st., Moscow, 105005, Russian Federation
Abstract. The article traces the evolution of the concept of "economic security" focusing on its origin and development in various periods of history. The concepts of economic security by foreign and Russian scientists, as well as the "National Economic Security Strategy until 2030" are analyzed. The authors come to the conclusion that economic security is an integral part of national security and its implementation is impossible without ensuring the protection of the life of the society as a whole, as well as its structures. On the basis of the conducted research the authors put suggest their own definition of the concept of "economic security".
Key words: security, national security, economic security, economic sovereignty.
Стабильный и динамичный процесс развития экономики страны, а также её продуктивность на внутреннем и конкурентоспособность на мировых рынках тесно связаны с понятием «экономическая безопасность». Проблема её обеспечения привлекает к себе всё более пристальное внимание экономистов, политиков, учёных, а также различных слоёв населения. В условиях растущего масштаба угроз и урона, наносимых экономике страны, невозможно не обращать внимания на данную проблематику.
© Толмачев О.М., Тигай А.В., 2018.
Для того чтобы полностью раскрыть понятие «экономическая безопасность», необходимо разобраться, что представляет собой исходный термин "безопасность" [9, с. 32].
Во все времена предпосылкой любой человеческой деятельности (в том числе и экономической) являлась безопасность. Это понятие применялось ко всем процессам, происходившим с человеком, поскольку обеспечение безопасности являлось одной из важнейших человеческих потребностей. По мере развития общественных отношений это понятие дополнялось новыми трактовками и развивалось.
Необходимо отметить, что в каждом отдельном периоде исторического развития и в каждой отдельной стране проблематика экономической безопасности выдвигала на первый план те или иные цели и задачи.
Во времена глубокой древности безопасность воспринимали как способность противостояния опасностям для жизни (для самосохранения, выживания). Во времена Античности понятие безопасности рассматривали с философской точки зрения и давали трактовку, близкую к исходному общежитейскому значению. Например, Платон понимал под безопасностью отсутствие для человека опасности или зла и связывал её с категорией блага.
Во времена Средневековья безопасность трактовали как спокойное состояние духа человека, который при этом считал бы себя защищённым от любых опасностей.
Рост интереса в политических и научных кругах стран Западной Европы к понятию "безопасность" происходит благодаря философским воззрениям Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей ХУП-ХУШ вв. В то время безопасность понималась как состояние спокойствия, появляющееся в результате отсутствия реальной опасности.
Именно в этот период учёные впервые попытались теоретически проработать понятие "безопасность". И в то же время безопасность начинает серьёзно оцениваться на высшем уровне. Доказательством данного факта могут служить принятые официальные документы того периода: английский Билль о правах 1689 г., Декларация независимости США 1776 г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В этот период безопасность начинает рассматриваться в рамках правовых отношений.
Произошедшие события ХХ в. (войны, революции, гражданские войны и др.), а также резко возросшие опасности экологических и техногенных катастроф выдвинули проблему безопасности общества в политике, экономике и науке на первый план. В начале двадцатого столетия безопасность трактовалась как взаимосвязь политической стабильности, экономического процветания и обороноспособности государства.
Понятие экономической безопасности в его современном толковании впервые стали употреблять в США. Объясняется это тем, что Америка стала первой в мире, где в круг важнейших государственных задач было включено обеспечение экономической безопасности.
Данная задача была официально поставлена перед администрацией США в 1934 г. в период Великой депрессии, самого тяжёлого и продолжительного кризиса в стране. В Послании к нации президента Ф. Рузвельта (т. н. «Новый курс») впервые было упомянуто понятие «национальная экономическая безопасность».
Для преодоления кризиса в кратчайшие сроки и быстрого восстановления полного экономического потенциала страны президенту Ф. Рузвельту и Правительству США пришлось отойти от концепции невмешательства государства в экономику, что ранее практиковалась в странах с рыночной экономикой. Необходимо отметить, что именно в этот период в первый раз была написана и реализована программа государственного регулирования экономики страны. В неё был включён комплекс мер финансового, юридического и организационного характера. Выполнение пунктов программы «Новый курс» контролировалось специальным государственным органом, созданным по указу президента Ф. Рузвельта в июне 1934 г. Федеральным агентством экономической безопасности.
«Холодная война» выдвинула на первый план достижение экономической безопасности через призму экономического обеспечения противостояния СССР и США. Особое внимание концентрировалось на экономических аспектах поддержки гонки вооружений двух сверхдержав.
По завершении противостояния этих стран оживились обсуждения проблем обеспечения экономической безопасности. В Соединённых Штатах в качестве достижения экономической безопасности стали рассматривать достижение экономической стабильности в комплексе с защищённостью от потерь и благоприятными перспективами развития.
Американская точка зрения на экономическую безопасность состояла уже из нескольких факторов: хозяйственного подъёма, низкого уровня инфляции, высокого уровня капиталовложений, полного занятости, повышения уровня производительности труда. Почти все послевоенные администрации Президента США придерживались этой политики обеспечения экономической безопасно-
Начинает складываться концепция однополярного мира, гегемоном в котором выступают Соединённые Штаты. В целях обеспечения экономической безопасности расходуется огромное количество материальных ресурсов, а также в ход идут все имеющиеся средства (политические, экономические, военные).
В ежегодной «Стратегии национальной безопасности США» главным положением является признание того факта, что обеспечение глобальной и национальной безопасности зависит прежде всего от утверждения лидирующей роли страны в мире. Таким образом, концепция безопасности Соединённых Штатов диктует необходимость поддержки и увеличения гегемонии их национально-государственных интересов на планете.
Стоит отметить, что только это государство может рассматривать экономическую безопасность с позиции мирового лидера в современном мире. В остальных странах ввиду ограниченности экономического потенциала и (или) особенностей развития сформировались собственные мнения по поводу экономической безопасности.
Одной из первых стран, которые всерьёз заговорили об обеспечении экономической безопасности, стала Япония. В 1982 г. Министерством внешней торговли и промышленности Японии был написан и представлен специальный доклад по этой проблеме. В нём экономическая безопасность определялась как состояние экономики, при котором она защищена прежде всего экономическими средствами от серьёзных угроз её безопасности, возникающих под воздействием международных факторов [4, с. 124]. Японская концепция экономической безопасности заключается в том, что на первый план выдвигаются сохранение глобальной политической и экономической стабильности, поддержка системы свободной торговли и поддержание дружественных отношений с теми государствами, которые являются её контрагентами. Примерно такой же концепции придерживается большинство европейских стран.
Китайская трактовка понятия экономической безопасности основывается на экономическом суверенитете, в частности на независимости принятия решений. Однако, по мнению китайских экономистов, у современного Китая нет поводов для оптимизма. Экономический суверенитет находится под давлением «мощных групп интересов», в большей степени зарубежных. Обеспечение ресурсами на душу населения в Китае также значительно ниже мировых показателей. Наблюдается сильная зависимость промышленности от зарубежного финансового капитала, при которой многие китайские предприятия также должны быть зависимы от транснациональных корпораций и становиться лишь «элементом в их производственной цепи». Можно сказать, что наиболее важные угрозы экономике Китая лежат в области экономического суверенитета.
Как уже говорилось, китайская концепция экономической безопасности подразумевает независимость в принятии решений. Один из китайских учёных Цзянь Юнь дал следующее определение экономической безопасности: «.. .экономическая безопасность лучше всего определяется как способность обеспечивать постепенный рост жизненных стандартов всего населения через национальное экономическое развитие при сохранении экономической независимости» [10, р. 66]. Автор рассматривает экономическую безопасность через понятия конкурентоспособности и независимого экономического суверенитета. Своё исследование учёный посвятил изучению отрицательных последствий внедрения зарубежного капитала в экономику Китая.
В России проблема обеспечения экономической безопасности была хорошо изучена и проработана. Необходимо отметить тот факт, что российские концепции экономической безопасности отличаются от концепций зарубежных учёных.
Впервые термин "безопасность" в нашей стране был упомянут ещё в 1881 г. в положении «О мерах к охранению государственного порядка и общественного покоя». В то время безопасность ассоциировалась с охраной общественного порядка, а также с борьбой с оппозицией.
В советское время государство полностью контролировало все сферы жизни общества, в том числе и экономику. Говорить об обеспечении экономической безопасности в этот период можно было только в контексте обеспечения без-
опасного функционирования всей экономики СССР, где официально был признан тот факт, что в плановой социалистической экономической системе в полной мере отсутствовали любые предпосылки для возникновения кризисных, депрессивных и стагнационных ситуаций.
После распада Советского Союза в процессе перехода к рыночной экономической системе сразу стали проявляться негативные явления и противоречия, которые не лучшим образом оказывали влияние на экономику. В тот период изменения, произошедшие в экономической системе, сделали её уязвимой для угроз экономического характера. Именно тогда на проблеме обеспечения экономической безопасности стали фокусировать внимание различные представители науки и политики ввиду того, что возникла потребность во всестороннем изучении данного явления. Необходимо отметить, что среди российских учёных так и не была сформирована единая точка зрения на данную проблему [7, с. 22].
Впервые в России термин "экономическая безопасность" был упомянут в 1994 г. академиком Л.И. Абалкиным. В своей научной статье в журнале «Вопросы экономики» он дал следующее определение данному понятию: «...это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику» [1, с. 4]. В своём подходе автор рассматривал экономическую безопасность как некую совокупность условий, которые обеспечивают защиту экономики страны от внутренних и внешних угроз.
По мнению В.К. Сенчагова, «.сущность экономической безопасности можно определить состоянием экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [8, с. 72]. Автор рассматривает экономическую безопасность как состояние экономики государства, при котором обеспечивается защита его жизненно важных интересов.
Третий подход к определению экономической безопасности был предложен С.А. Афонцевым. По его мнению, под ней следует понимать «устойчивость национальной экономической системы к экзогенным и эндогенным шокам экономического и политического происхождения, проявляющуюся в её способности нейтрализовать потенциальные источники шоков и минимизировать ущерб, связанный с реально происшедшими шоками» [2, с. 66]. Здесь автор под экономической безопасностью понимает способность экономики поддерживать эффективное удовлетворение потребностей общества на межнациональном и международном уровнях.
В мае 2017 г. указом Президента РФ В.В. Путина была принята «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Она состоит из 5 разделов:
1) Общие положения.
2) Вызовы и угрозы экономической безопасности.
Vjsy
3) Цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.
4) Оценка состояния экономической безопасности.
5) Этапы и основные механизмы реализации настоящей Стратегии.
Рассмотрим данный документ более подробно.
Под экономической безопасностью в Стратегии понимается состояние защищённости национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство её экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [6, с. 2].
Экономическая безопасность также имеет внешнеэкономический вектор направленности. Он состоит в стабильном развитии страны при условии её вовлечения в мировые хозяйственные связи, обеспечении независимости России от зарубежных стран [3, с. 67, 68].
Курс на обеспечение экономической безопасности был скорректирован под введённые против России санкции политического и экономического характера, а также под сложившуюся кризисную ситуацию в российской экономике. Были определены основные вызовы и угрозы экономической безопасности России.
Стратегия ставит следующие цели:
1) укрепление экономического суверенитета Российской Федерации;
2) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;
3) обеспечение экономического роста;
4) поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение её конкурентоспособности;
5) поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны;
6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения;
Обеспечение экономической безопасности в Стратегии представляется возможным благодаря следующим направлениям:
1) развитию системы госуправления, прогнозирования и стратегического планирования;
2) обеспечению устойчивого роста реального сектора экономики;
3) разработке и внедрению современных технологий, стимулированию инновационного развития;
4) развитию национальной финансовой системы;
5) укреплению единства экономического пространства РФ;
6) повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества;
7) обеспечению безопасности экономической деятельности;
8) развитию человеческого потенциала.
В четвёртой части Стратегии описывается оценка состояния экономической безопасности. Она производится с помощью формирования системы управле-
ния рисками, которая, в свою очередь, основывается на изучении различных показателей состояния экономической безопасности [5, с. 20].
Заключительный пункт данного документа посвящён срокам реализации Стратегии. Она должна пройти в 2 этапа:
1) I этап (до 2019 г.) - разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки её состояния;
2) II этап (до 2030 г.) - выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.
Итогом её реализации должны стать обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
Проанализировав различные точки зрения на проблему определения понятия «экономическая безопасность», можно сделать следующие выводы:
1) Экономическая безопасность - составная часть национальной безопасности государства, поскольку затрагивает национальные интересы.
2) Общим для всех подходов к определению является то, что экономическая безопасность невозможна без обеспечения защиты жизни общества в целом, а также его экономических структур.
Таким образом, проведённый анализ генезиса и эволюции понятия «экономическая безопасность» позволяет дать следующее современное определение: это такое состояние экономики, которое обеспечивает защищённость национальных экономических интересов, а также защищённость личности, общества и государства в условиях существования угроз внутреннего и внешнего характера.
Статья поступила в редакцию 18.12.2017 г. ЛИТЕРАТУРА
1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы
экономики. 1994. № 12. С. 4-13.
2. Афонцев С.А. Дискуссионные проблемы национальной экономической безопасности // Россия XXI. 2001. № 2. С. 38-67.
3. Желтенков А.В., Желтенков П.А. Инновационный механизм развития управления промышленной организацией: монография. М.: ИИУ МГОУ 2012. 123 с.
4. Михайленко А. Механизм обеспечения экономической безопасности России // Миро-
вая экономика и международные отношения. 1996. № 7. С. 119-127.
5. Толмачев О.М. Основные этапы и тенденции развития логистического аутсорсинга
в России // Актуальные проблемы социально-экономического развития. 2017. № 2. С. 17-21.
6. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономиче-
ской безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ре-
сурс] // Российская газета: [сайт]. [15.05.2017]. URL: https://rg.ru/2017/05/15/prezident-ukaz208-site-dok.html (дата обращения: 15.12.2017).
7. Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения: учебник /
под ред. С.Д. Резника. М.: Инфра-М, 2015. 352 с.
8. Экономическая безопасность России: общий курс: учеб. / под ред. В.К. Сенчагова. 3-е
изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 815 с.
9. Экономическая безопасность: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Юрайт. 2015. 480 с.
10. Jiang Y. Economic Security: Redressing Imbalance // China Security. 2007. Vol. 3. No. 2. Р. 66-85.
1. Abalkin L.I. [Economic Security of Russia: Threats and Their Reflection]. In: Voprosy ekonomiki [The Issues of Economics], 1994, no. 12, pp. 4-13.
2. Afontsev S.A. [Controversial Issues of National Economic Security]. In: Rossiya XXI [21st
Century Russia], 2001, no. 2, pp. 38-67.
3. Zheltenkov A.V. Zheltenkov P.A. Innovatsionnyi mekhanizm razvitiya upravleniya promyshlennoi organizatsiei [The Innovative Mechanism of Management Development of Industrial Organization]. Moscow, MRSU Ed. Of. Publ., 2012. 123 p.
4. Mikhailenko A. [The Mechanism of Ensuring Economic Security of Russia]. In: Mirovaya
ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], 1996, no. 7, pp. 119-127.
5. Tolmachev O.M. [The Main Stages and Tendencies of the Development of Logistics Outsourcing in Russia]. In: Aktual'nye problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Topical Problems of Social and Economic Development], 2017, no. 2, pp. 17-21.
6. [The Decree of the President of the Russian Federation dated 13.05.2017 No. 208 "On the
Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030"]. In: Rossiiskaya gazeta, 15.05.2017. Available at: https://rg.ru/2017/05/15/prezident-ukaz208-site-dok.html (accessed: 15.12.2017).
7. Reznik S.D., ed. Upravlenie ekonomicheskoi bezopasnost'yu vysshego uchebnogo zavedeniya
[Management of the Economic Safety of Higher Educational Institutions]. Moscow, Infra-M Publ., 2015. 352 p.
8. Senchagov V.K., ed. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: obshchii kurs [Economic Security of
Russia: General Course]. Moscow, BINOM Knowledge lab Publ., 2010. 815 p.
9. Senchagov V.K., ed. Ekonomicheskaya bezopasnost' [Economic Security]. Moscow, Yurait Publ., 2015. 480 p.
10. Jiang Y. Economic Security: Redressing Imbalance. In: China Security, 2007, vol. 3, no. 2, pp. 66-85.
Толмачев Олег Михайлович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
Тигай Андрей Вадимович - аспирант кафедры экономической теории Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
REFERENCES
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Oleg M. Tolmachev - PhD in Economics, associate professor, associate professor at the Department of Economic Theory, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
Andrei V. Tigai - postgraduate student at the Department of Economic Theory, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Толмачев О.М., Тигай А.В. Генезис и эволюция понятия «экономическая безопасность» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 1. С. 14-22 БОЕ 10.18384/2310-6646-2018-1-14-22
FOR CITATION
Tolmachev O.M., Tigai A.V. Genesis and Evolution of the Concept "Economic Security". In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2018, no. 1, рp. 14-22 DOI: 10.18384/2310-6646-2018-1-14-22