ВестпикВТУИТ/Proceedings of VSUET, Т. 79, № 1, 201£s
Оригинальная статья/Original article_
УДК 338.2
DOI: http://doi .org/10.20914/2310-1202-2017-1-490-496
Угрозы экономической безопасности региона
Юрий А. Саликов 1 [email protected]
Инна И. Золотарева 1 [email protected]
2
Татьяна А. Бородкина 2 borodkina [email protected]
1 Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия
2 Воронежский экономико-правовой институт, пл. Ленина, 2, г. Россошь, Воронежская область, 396650, Россия_
Реферат. Различные аспекты экономической безопасности находятся в поле зрения отечественных исследователей уже более двух десятилетий. Сегодня в экономической литературе достаточно широко представлены концептуальные аспекты экономической безопасности государства. Теоретико-методологические основы изучения этой многоаспектной проблемы заложены в исследованиях многих отечественных и зарубежных учёных, в работах которых выделяются основные уровни экономической безопасности. К числу наиболее приоритетных уровней относится, на наш взгляд, региональный уровень (мезо-уровень), где актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности исследованы на сегодняшний день недостаточно подробно. Экономическое развитие регионов страны имеет собственную специфику, которая проецируется на решение задач обеспечения региональной и национальной экономической безопасности. В статье обобщены подходы к определению сущности категории «экономическая безопасность региона» и дана ее авторская трактовка, рассмотрены причины возникновения и развития кризисных ситуаций, вызывающих угрозы экономической безопасности региона. Учитывая, что предотвращение угроз и снижение их последствий составляет основу региональной экономической безопасности, в статье выявлены основные угрозы экономической безопасности, а также особенности их проявления (на примере наиболее существенных угроз экономической безопасности Воронежской области), а также предложены мероприятия по обеспечению регионально-экономической безопасности и сформулированы задачи региональной экономической политики, решение которых нацелено на обеспечение экономической безопасности региона. Кроме того, обосновано, что актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности должны быть постоянно в поле зрения регионального руководства и находить своё решение в правительственных документах и стратегических программах перспективного социально-экономического развития региона. Ключевые слова: экономика региона, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, региональная экономическая политика
_Threats to economic security of the region_
Yuriy A. Salikov 1 [email protected] Inna I. Zolotareva 1 [email protected] _Tatyna A. Borodkina 2 borodkina [email protected]_
1 Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia
2 Voronezh economic-legal institute, Lenin sq., 2, Rossosh, Voronezh region, 396650, Russia
Summary. Various aspects of economic security are in sight of the researchers for more than two decades. Today in the economic literature widely presents the conceptual aspects of economic safety of the state. Theoretical and methodological foundations of the study of this multifaceted problem lies in the researches of many domestic and foreign scientists, which are the basic levels of economic security. Among the priority levels include, in our view, the regional level (meso-level) and actual problems of economic security studied to date lack detail. Economic development regions of the country has its own specifics, which is projected to the achieving of regional and national economic security. The article summarizes the approaches to definition of essence of the category "economic security of the region" and was given its author's interpretation, considers the reasons of appearance and development of crisis situations causing threats to the economic security of the region. Given that the prevention of threats and reduction of their consequences is the basis of regional economic security, the article identifies the main threats to economic security, as well as the peculiarities of their manifestations (for example, the most significant threats to economic security of the Voronezh region), as well as the proposed activities in support of regional economic security and stated objectives of regional economic policy, the solution of which is aimed at ensuring the economic security of the region. In addition, it is proved that the actual problems of economic security must be constantly in sight of the regional leadership and find its
solution in government documents and policy programmes promising socio-economic development of the region._
Keywords: economy of the region, economic security, threats to economic security, regional economic policy
Введение
Различные аспекты экономической безопасности находятся в поле зрения отечественных исследователей уже более двух десятилетий. В силу своей особой системной природы понятие «экономической безопасности», охватывающее сложные комплексные финансово-экономические,
Для цитирования Саликов Ю.А., Золотарева И.И., Бородкина Т.А. Угрозы экономической безопасности региона // Вестник ВГУИТ. 2017. Т. 79. № 1. С. 490-496. doi: 10.20914/2310-1202-2017-1 -490-496
политико-правовые, организационно-управленческие, социально-демографические, научно-технические и многие другие проблемы, получило особую значимость в свете решения актуальных задач стратегического развития различных субъектов хозяйствования в динамично меняющихся рыночных условиях.
For citation
Salikov Yu.A., Zolotareva I.I., Borodkina T.A. Threats to economic security of the region. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2017. Vol. 79. no. 1. pp. 490-496. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2017-1-490-496
Теоретико-методологические основы изучения этой многоаспектной проблемы заложены в исследованиях многих отечественных и зарубежных учёных, в работах которых, как правило, выделяются следующие основные уровни экономической безопасности: международный, национальный, региональный, отраслевой, микроэкономический, а также уровень семьи и личности. В этом перечне региональный уровень экономической безопасности, по нашему мнению, является в настоящее время одним из наиболее приоритетных в силу того, что:
— социально-экономическое развитие такой огромной страны, как РФ, невозможно без учёта разнообразных региональных аспектов;
— на мезо-уровне сегодня решаются практически все ключевые социально-экономические задачи, разрабатываются и реализуются многочисленные федеральные целевые программы (ФЦП);
— именно здесь реализуются цели и задачи общей государственной политики в сфере национальной безопасности.
В то же время, решая задачи обеспечения экономической безопасности региона, следует принимать во внимание критерии как относящиеся к государству в целом, так и учитывающие специфику экономической безопасности территории, отдельных организаций, функционирующих в регионе.
Таким образом, современные экономические тенденции однозначно указывают на ведущую роль регионов страны в решении стратегических задач по успешному обеспечению процессов развития и безопасности государства и общества в целом.
Основная часть
Ретроспективный анализ библиографических источников, посвящённых вопросам обеспечения экономической безопасности государства и регионов, позволяет сделать вывод о том, что данная проблематика не теряет своей остроты на протяжении многих лет. Теоретико-методологические основы изучения этой проблемы
заложены в исследованиях ведущих отечественных учёных, включая Л. Абалкина,
A. Архипова, А. Городецкого, В. Иванченко, Д. Львова, С. Казанцева, А. Куклина, П. Мина-кира, А. Михайлеко, Б. Михайлова, А. Мызина,
B. Тамбовцева, К. Самсонова, В. Сенчагова, А. Скопина, А. Татаркина и др. Как показывают результаты выполненного анализа, сущность экономической безопасности региона в большинстве исследований трактуется по аналогии с национальной экономической безопасностью.
Изучение научной литературы по данной проблеме позволил выделить основные подходы к определению экономической безопасности региона, представленные в таблице 1. Критический анализ представленных в таблице определений позволяет заключить, что состояние региона в них рассматривается как статическое. На наш взгляд, данная экономическая категория должна отражать и динамические характеристики, то есть отражать возможности активного развития территории в условиях глобализации и нестабильной внешней и внутренней среды.
В связи с этим под экономической безопасностью региона предлагается понимать совокупность условий и факторов, характеризующих стабильность экономики, устойчивость и поступательность развития экономики территории, степень независимости и интеграции с национальной экономикой, а также способность региональных органов государственной власти создавать механизмы реализации и защиты интересов хозяйствующих субъектов, поддержания социально-экономической стабильности территориального сообщества. При этом система обеспечения экономической безопасности региона согласно мнению большинства исследователей может трактоваться как совокупность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих реализацию мер и мероприятий в области экономической политики, и находящихся в их распоряжении инструментов.
Таблица 1.
Подходы к определению «экономическая безопасность региона» (фрагмент)
Table 1.
Approaches to determination of the region's economic security (fragment)
Автор | Author
Подходы к определению | Approaches to determination
С.А. Потокина, О.Н. Бочарова, О.И. Ланина [4]
S.A. Patokina, O.N. Bocharova, O.I. Lanina [4]
состояние экономики и институтов государственной власти, при котором обеспечиваются стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, создается потенциал, обеспечивающий конкурентоспособность региональной экономики, гарантированную защиту экономических интересов региона и населения, проживающего в нем, от внутренних и внешних деструктивных воздействий | state of the economy and government institutions, which will ensure the stability, sustainability and progressive development of the economy of the territory, creates the potential to ensure competitiveness of the regional economy, the guaranteed protection of economic interests of the region and the people living in it, both internal and external destructive influences_
П р о д о л ж е н и е т а б л и ц ы 1
A.И. Татаркин, B.А Черешнев [5, 7] A.I. Tatarkin, V.A. Chereshnev [5, 7] совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития, степень ее самостоятельности в процессах интеграции с экономикой страны | the totality of conditions and factors that characterize the current state of the economy, stability, sustainability and progressiveness of its development, the degree of its autonomy in the process of integration with the economy of the country
С.Н. Яшин, Е.Н. Пузов [10] S.N. Yashin, E.N. Usov [10] состояние защищенности экономических интересов субъекта (региона) от внешних и внутренних негативных воздействий (угроз) | the protection of economic interests of the subject (region) from internal and external negative influences (threats)
Ю.А. Фридман, Г.Н. Речко, Ю.А. Писаров [8] Yu. A. Fridman, G.N. Rechka, J.A. Pisarov [8] состояние экономики региона, генерирующее рост региональной конкурентоспособности и устойчивое к воздействию внутренних и внешних угроз | the state of the economy of the region, generating growth of regional competitiveness and resistant to internal and external threats
Л.Ю. Фалинский [9] L.Y. Falinski [9] возможность и способность экономики региона улучшать качество жизни населения, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность | the opportunity and ability of the region's economy to improve the quality of life of the population, to counteract internal and external threats, to ensure the socio-economic and socio-political stability
А.И. Хорев, Ю.А. Саликов [3] Horev A.I., Yu. A. Salikov [3] совокупность текущего состояния, условий и факторов, отражающих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, а также определенную самостоятельность и независимость в рамках интеграции с экономикой других регионов и национальной экономикой в целом | the combination of the current state, conditions and factors reflecting the stability, sustainability and progressive development of the economy of the territory, as well as a certain autonomy and independence within the framework of integration with the economies of other regions and the national economy as a whole
Из вышесказанного следует, что экономическая безопасность региона выражается в способности и возможности осуществлять собственную экономическую политику в рамках политики федерального центра; проводить крупные экономические мероприятия и разрабатывать программные документы по решению возникающих социально-экономических вопросов; оказывать помощь отраслям экономики, хозяйствующим субъектам и социально незащищённым слоям населения региона; обеспечивать необходимый уровень и качество жизни населения в соответствии с принятыми нормативами; адекватно реагировать органам власти на изменение внешних и внутренних факторов развития. Кроме того, экономическая безопасность региона должна как можно рельефнее отражать соответствующие экономические интересы региона как наиболее значимые потребности местного сообщества в обеспечении защищённости и устойчивого развития.
Задача органов государственной власти -отслеживание изменений в регионе и своевременная корректировка проводимой социально-экономической политики. Любой своевременно неурегулированный или не поддающийся управленческому воздействию фактор, оказывающий негативное влияние на социально-экономические процессы, может создать угрозу экономической безопасности. К основным угрозам экономической безопасности в макроэкономическом разрезе обычно относят:
— сокращение ВВП и снижение инвестиционной и инновационной активности;
— истощение природных ресурсов, преобладание в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющей;
— социальное расслоение общества и девальвация его духовных ценностей;
— криминализация общественных отношений в экономической деятельности;
— увеличение рисков, связанных с катастрофами техногенного характера, и ослабление государственного надзора и отсутствия эффективных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в хозяйственной деятельности и т. д.
Причинами возникновения и развития кризисных ситуаций, вызывающих угрозы экономической безопасности территории, выступают различные внешние и внутренние факторы. На факторы внешней среды регион не может оказывать прямого воздействия, а, значит, должен к ним адаптироваться. Факторы внутренней среды являются управляемыми, и, воздействуя на них, можно управлять безопасностью региональной социально-экономической системы. Наиболее существенные угрозы экономической безопасности, к которым приводит действие дестабилизирующих факторов, и их характеристика представлены на рисунке 1.
Внешнеполитические
угрозы: Foreign policy threats:
- территориальный сепаратизм;
- territorial separatism; Политические угрозы; Political threats;
- политическое противостояние с центром.
- political confrontation with the center.
Внешнеэкономические угрозы External economic threats
Угрозы экономической безопасности
региона Economic security threats in the region
Угрозы в реальном
секторе Threats in the real sector
Внутренние угрозы безопасности Internal security threats
Валютно-финансовые: Экономические :
Monetary: Economic:
- отток валютных средств; - вытеснение с
- outflow of currency рынка;
means; - replacement from
- увеличение внешнего the market;
долга; - потери внешнего
- increase in external debt; рынка;
- нефункциональное ис- - losses of foreign
пользование валютных market;
средств; - деградации
- nonfunctional use of cur- производственных
rency means; средств;
- нарушения в расчетной - degradation of
системе. production means;
- violations in settlement - криминализация
system. экономики.
- criminalization of
economy.
Спад производства;
Production decline;
Потери рынков; Loss of markets; Потери основных фондов; Loss of fixed assets;
- отказ от поддержки предприятий.
- refusal to support enterprises.
Разрушение инвестиционно-инновационного комплекса: Destruction of the investment and innovation complex:
- свертывание НИОКР;
- curtailment of R&D;
- сокращение заказов на высокотехнологичных производствах;
- reduction of orders on hi-tech productions;
- потеря квалифицированных кадров.
- loss of qualified personal.
Угрозы в социальной сфере: Threats in the social sphere:
- рост безработицы;
- growth of unemployment;
- снижения уровня жизни;
- decline in living standards;
- увеличение социальных иждевенцев;
- increase in social dependents;
- утрата трудовых навыков.
- loss of labor skills.
Продовольственные и энергетические: Food and power:
- открытость рынка для импорта;
- openness of the market for import;
- обострение ценовых диспропорций;
- aggravation of price disproportions;
- падение производства энергии;
- energy production falling;
- преобладание импортной продукции.
- prevalence of import production.
Рисунок 1. Классификация угроз региональной экономической безопасности Figure 1. Classification of threats of regional economic security
Значительному влиянию угроз экономической безопасности подвержена и Воронежская область - экспортоориентированный, индустриально развитый регион в составе Центрального федерального округа РФ. Выгодное географическое положение, соседство с регионами с развитой обрабатывающей промышленностью, транспортная обеспеченность позволяют области устанавливать эффективные деловые связи с регионами внутри страны и иностранными государствами, что благоприятствует экономическому развитию региона.
Экономическая безопасность Воронежской области предполагает состояние защищённости экономики региона от внутренних и внешних
угроз, при котором обеспечивается планируемое социально-экономическое развитие региона и достойное качество и уровень жизни населения. Согласно мнению экспертного сообщества, работающего над проблемами долгосрочного социально-экономического развития Воронежского региона, к числу наиболее важных угроз относятся:
— организационно-экономические (влияние внешних экономических санкций; нестабильность и снижение валютного курса, обострение глобальной и межрегиональной конкуренции и др.);
— финансово-экономические (уменьшение объема безвозмездных перечислений субъектам РФ из федерального бюджета, сокращение бюджетного финансирования науки и образования,
перераспределение финансовых потоков в пользу внешних пользователей, в т. ч. аккумуляция сбережений населения и средств предприятий на расчетных счетах банков и их размещение на финансовых рынках других регионов и др.);
— социально-экономические (продолжающееся ухудшение качества «демографической пирамиды», повышение напряженности на региональном рынке труда, ухудшение положения работников бюджетной сферы, пенсионеров, дефицит и устаревание квалифицированных кадров, увеличение дифференциации доходов населения, «утечка мозгов» за пределы страны и региона и др.);
— промышленно-экологические (низкая производительность труда, неразвитость инфраструктуры, уменьшение господдержки промышленности и сельского хозяйства, ухудшение экологической обстановки, связанное с изменением климата и др.).
По степени и опасности воздействия среди финансово-экономических угроз развития Воронежской области следует, на наш взгляд, выделить, прежде всего, финансовую интервенцию. В этом направлении действуют преимущественно две группы субъектов. Первая представлена банковскими структурами российского и межрегионального уровней. Механизм финансовой интервенции в этом случае предполагает аккумуляцию сбережений населения и средств предприятий и их размещение на финансовых рынках других регионов. Вторая группа субъектов - собственники предприятий пищевой, химической и нефтехимической промышленности, использующие различные финансовые схемы для вывода ресурсов из Воронежской области.
Усиление межрегиональной конкуренции на рынках рабочей силы, инвестиций, товаров и услуг - существенная угроза для экономики Воронежской области. Ее объектами выступают: во-первых, наиболее мобильная и высококвалифицированная часть трудовых ресурсов; во-вторых, традиционная продукция воронежских предприятий, имеющая продукты-аналоги и продукты-заменители широкой номенклатуры, производимые в других регионах страны и за рубежом (мясо-молочная продукция, кондитерские изделия, растительное масло, мебель и др.).
Усиливающийся дефицит рабочих кадров - еще одна весьма существенная угроза для региона. Этот процесс является следствием заметного сжатия системы начального и среднего профессионального образования и слабой мотивации работников, занятых в производстве. В производственной сфере ощущается недостаток рабочих по широкому спектру профессий (токарь, фрезеровщик, станочник широкого
профиля и др.). Ситуация усугубляется старением кадров. Существующая система подготовки кадров не справляется с удовлетворением растущих потребностей экономики.
К угрозам экономической безопасности следует отнести и ожидаемое обострение конкуренции на традиционных для воронежских предприятий товарных рынках в связи со вступлением России в ВТО. В настоящее время сохраняется относительно высокая доля импортных товаров как для личного (в частности, по таким группам, как сахар, мясо, кондитерские изделия), так и производственного потребления (поставки импортного оборудования), ограничивающая рынки сбыта воронежских предприятий. Возможным результатом конкуренции может стать утрата традиционных рынков производителями региона либо уменьшение их доли на внутреннем рынке.
О возросших угрозах экономической безопасности Воронежской области свидетельствует также рост конкуренции на национальном рынке образовательных услуг, вызванный активной рыночной трансформацией систем высшего образования в ряде регионов страны: Москва, Ростовская, Нижегородская, Самарская области и др. Названные и ряд других регионов отводят высшей школе в реализуемых стратегиях социально-экономического развития ключевую роль в создании новой экономики, определяют экспорт образовательных услуг в качестве стратегического направления ее развития.
Кроме названных выше, угрозу экономической безопасности региона представляет развитие «ненаблюдаемой» экономики. Доходы теневого оборота не участвуют в формировании регионального бюджета, а часть их конвертируется в СКВ и вывозится за пределы субъекта РФ. Наемные работники, занятые в теневом бизнесе, лишены социальных гарантий, а их трудовые отношения с работодателями полностью выведены из сферы контроля.
В настоящее время Правительством Воронежской области реализуется стратегия (до 2020 г.) и разработанная на ее основе программа социально-экономического развития региона на 2012-2016 гг. [1, 2], направленные на создание условий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности региональной экономики, улучшение качества жизни населения, повышение эффективности системы государственного управления. Вместе с тем выявленные угрозы требуют дальнейшей активизации деятельности региональных органов государственной власти, развития форм государственно-частного партнёрства, совершенствования проводимой социальной политики, разработки и реализации комплекса мер, сосредоточенных на повышении экономической безопасности региона.
Для того чтобы обеспечить экономическую безопасность региона, деятельность органов власти и управления, на наш взгляд, должна быть направлена:
• на выявление и классификацию факторов дестабилизации безопасности и контроль над ними;
• на идентификацию угроз;
• на разработку и реализацию мер по их преодолению.
Заключение
По результатам анализа угроз социально-экономическому развитию Воронежской области в качестве рекомендаций для повышения уровня её экономической безопасности могут быть в обобщённом виде предложены следующие мероприятия:
— формирование постоянно действующей системы мониторинга угроз экономической безопасности Воронежского региона, которая, прежде всего, должна обеспечивать прогнозирование и своевременное выявление критических (пороговых) значений по ключевым показателям развития с тем, чтобы своевременно принять адекватные меры для предотвращения и нейтрализации соответствующих угроз;
— реструктуризация базовых отраслей региональной экономики, поддержка наиболее рентабельных и перспективных сфер бизнес-деятельности, а также создание условий для опережающего развития отраслей, обладающих максимальными конкурентными преимуществами в долгосрочном периоде;
— создание территориально - производственных комплексов (зон, кластеров и др.), которые ориентированы на национальный и международный рынок, гибко реагируют на конъюнктурные изменения;
ЛИТЕРАТУРА
1 Закон Воронежской области от 8 июня 2012 года № 80-0З «О программе социально-экономического развития Воронежской области на 2012-2016 годы»
2 Закон Воронежской области от 30 июня 2010 года № 65-ОЗ «О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года»
3 Хорев А.И., Саликов Ю.А. Экономическая безопасность в системе стратегического развития региона // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы». Нижний Новгород, 2016, с. 328-331.
4Потокина С. А., Бочарова О.Н., Панина О.И. Сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности региона // Социально-экономические явления и процессы, 2012, № 3(037).
5 Качество жизни и экономическая безопасность России / под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. 1184 с.
6 Модернизация и экономическая безопасность России / под ред. Н.Я. Петракова. М.: Финансы и кредит, 2009. 568 с.
— развитие межрегиональных инфраструктурных систем с достойным представительством региона;
— устойчивое развитие сельских территорий, создание комфортных условий жизни сельского населения;
— обеспечение качества и повышение доступности профессионального образования в соответствии с запросами и перспективными задачами развития экономики региона, создание системы целевой подготовки и переподготовки рабочих и специалистов среднего звена, привлечение работодателей к формированию компетенций и оценке качества образовательных программ по всем образовательным уровням;
— переход на многоуровневую систему подготовки кадров и ориентация на компетент-ностный подход к обучению, обеспечение высокого качества и повышение доступности общего образования в соответствии с меняющимися запросами населения;
— укрепление рыночных институтов, обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции;
— повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего бизнеса;
— совершенствование действующего налогового законодательства и процесс снижения налогового бремени;
— кардинальное повышение ответственности государственных и муниципальных должностных лиц;
— изменение подходов к анализу отношений между субъектами экономики, соотношения и сбалансированности прав, обязанностей и ответственности каждого из участников.
7 Социально-экономические риски: диагностика причин и прогнозные сценарии нейтрализации /под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2010. 1200 с.
8 Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Писаров Ю.А. Экономическая безопасность, экономическая защищенность и конкурентоспособность: региональный аспект // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 1(107). 123 с.
9 Фалинский Л.Ю. Теневая экономика как угроза экономической безопасности региона (на примере Южного федерального округа Российской Федерации): автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.э.н.: 08.00.05 / Л.Ю. Фалинский. М„ 2009. 30 с.
10 Яшин С.Н., Пузов Е.Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий // Финансы и кредит. 2006. № 3 (207).
11 Казанцев С.В. Угрозы и защищённость экономики России: опыт оценки/ отв. ред. С.В. Казанцев, В.В. Карпов. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2016. 280 с.
12 Хицков И.Ф., Печеневский В.Ф., Закшевский ВГ. Наролина Ю.В., Котарев В.И. и др Прогноз научно-технологического развития Воронежской области по направлению «АПК и пищевая промышленность до 2030 года»: монография. Воронеж, 2014. 93 с.
REFERENCES
1 O programme sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Voronezhskoy oblasti na 2012-2016 godi: [The low of the Voronezh region dated 8.06.2012 № 8O-OZ "On the program of social and economic development of the Voronezh region in 2012-2016"]. (in Russian)
2 O strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Voronezhskoy oblasti na period do 2020 goda: [The low of the Voronezh region dated 30.06.2010 N65-OZ "On the strategy of social and economic development of the Voronezh region for the period till 2020"]. (in Russian)
3 Khorev A.I., Salikov Yu. A. Ekonomicheskaya bezopasnost' v sisteme strategichesogo razvitiya re-giona [Economic security in a strategic region of the system]. Materiali IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoy kon-ferencii «Ekonomicheskaya bezopasnost' Rosii: problem i perspektivi» [Proceedings of International Conference "The Economic Security of Russia: Problems and Prospects"]. Nizhnii Novgorod, 2016, 329 p. (in Russian)
4 Potokina S.A., Bocharova O.N., Lanina O.I. The essence and mechanisms to ensure the economic security of the region. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy /The social and economic phenomena and processes], 2012, no. 3(037).
5 Chereshneva V.A., Tatarkina A.I. Kachestvo zhizni i ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii [Quality of life and economic security of Russia]. Ekaterinburg, Institute of Economics UrO RAN, 2009, 1184 p. (in Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Юрий А. Саликов д.э.н., профессор, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, [email protected]
Инна И Золотарева магистр, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, [email protected] Татьяна А. Бородкина директор, филиал в г. Россошь, Воронежский экономико-правовой институт, пл. Ленина, 2, г. Россошь, Воронежская область, 396650, Россия, [email protected]
КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА
Юрий А. Саликов научное руководство и консультация в ходе исследования
Инна И. Золотарева написала рукопись, корректировал её до подачи в редакцию и несёт ответственность за плагиат Татьяна А. Бородкина консультация в ходе исследования
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ПОСТУПИЛА 12.12.2016
ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 25.01.2017
6 Petrakov N. Ya. Modernizatsiya i ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii [Modernization and economic security of Russia]. Moscow, Finance and Credit,
2009, 568 p. (in Russian)
7 Chereshneva V.A., Tatarkina A.I. Sotsial'no-ekonomicheskie riski: diagnostika prichin i prognoznie scenarii neitralizatsii [Social and economic risks: diagnosis of the causes and forecast scenarios neutralization]. Ekaterinburg, Institute of Economics UrO RAN,
2010, 1200 p. (in Russian)
8 Fridman Yu. A., Rechko G.N., Pisarov Yu. A. Economic security, economic security and competitiveness: regional aspect. Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta /Proceddings of the Kuzbass state technical university], 2015, no. 1(107), 123 p.
9 Falinsky L. Yu. Tenevaya ekonomika kak ugroza ekonomicheskoy bezopasnosti regiona (na primere Yu-zhnogo federal'nogo okruga Rossiiskoi Federatsii) [The shadow economy as a threat to the economic security of the region (on the example of the Southern Federal District)]: Thesis summary. Moscow, 2009, 30 p. (in Russian)
10 Yashin S.N., Puzov E.N. Monitoring economic security on the basis of regions of their comparative assessment and determine the effectiveness of the development of territories. Finansy i kredit /Finance and Credit], 2006, no 3(207). (in Russian)
11 Kazantsev S.V. Threats and security of the Russian economy: the experience of evaluation. Novosibirsk. IEIE SB RAS, 2016. 280 p.
12 Hitskov I.F., Pecinovsky V.F., V.G. Zakrzewski, J.V. Naraina, Kosarev V.I. et. al. Prognoz nauchno-tekhnolog-icheskogo razvitiya Voronezhskoi oblasti po napravleniyu APK i pishchevaya promyshlennost' do 2030 goda [The forecast of scientific and technological development of the Voronezh region in the direction Agroindustrial complex and food industry up to 2030]. Voronezh, 2014. 93 p.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Yuriy A. Salikov doctor of economic sciences, professor, economic security and the financial monitoring depart-ment, Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, [email protected]
Inna I. Zolotareva master student, economic security and the financial monitoring department, Voronezh state university of engineering tehnologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394066, Russia, [email protected] Tatyna A. Borodkina headmaster, Rossosh branch, Voronezh economic-legal institute, Lenin sq., 2, Rossosh, Voronezh region, 396650, Russia, [email protected]
CONTRIBUTION
Yuriy A. Salikov scientific governance, consultation during the study
Inna I. Zolotareva wrote the manuscript, correct it before filing in editing and is responsible for plagiarism Tatyna A. Borodkina consultation during the study
CONFLICT OF INTEREST
The authors declare no conflict of interest. RECEIVED 12.12.2016 ACCEPTED 1.25.2017