Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
399
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕНИТЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ГОСУДАРСТВО / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Любушкин Василий Анатольевич

Актуальность и цели. Исследование посвящено изучению проблемы определения суверенитета и его значения в современном государственно-правовом развитии Российской Федерации. Раскрываются различные подходы к пониманию категории «суверенитет». Изучается категория «государственный суверенитет», опре-деляется ее структура и содержание. Проводится рассмотрение определения суверенитета в законодательстве Российской Федерации. Определяются особенности его регламентации и применения в практике функционирования федеративного российского государства. Показывается соотношение общефедерального суверенитета и его регламентации в субъектах Российской Федерации. Рассматриваются позиции ряда государств о понимании своего суверенитета. Целью исследования является изучение проблемы определения суверенитета и его значение в современном государственно-правовом развитии Российской Федерации. Материалы и методы. Используются диалектический, формально-юридический, логический, сравнительно-пра-вовой и другие методы познания . Результаты. Современная международная реальность заключается в том, что любое государство, провозглашающее себя правовым государством и тем самым являющееся суверенным, таким образом определяет свой международный правовой статус. В современных условиях нестабильность отношений в мировом сообществе, а также активное развитие глобализационных мировых процессов определяют вопрос о существовании реальной угрозы исчезновения суверенитета многих государств. Важное значение для независимости государства, имеющего федеративное устройство, играет суверенитет. Особое значение он приобретает для многонационального государства, построенного по территориально-национальному признаку, коим является Российская Федерация. В таком государстве каждая нация имеет право на свое самоопределение. Сегодняшняя глобализация, возрастание роли международного сотрудничества, переориентация в объединении различных государств требуют серьезного переосмысления категории «суверенитет» и элементов, в нее входящих. Современное значение определения места и роли суверенитета в государственно-правовом развитии Российской Федерации невозможно недооценивать. Выводы. Суверенитет объединяет в себе несколько составляющих: территориальную, народ и суверенную власть. Государственный суверенитет является основой всех уровней публичной власти (государственной и муниципальной), судебной власти, где осуществляется полнота власти на всей территории национального государства и где происходит отрицание любого влияния власти иностранного государства и неподчинение власти любого зарубежного государства. Для сегодняшнего мироустройства характерно объединение государств, где одно государство может идти на частичное ограничение своего суверенитета только на основе взаимности и добровольности. Суверенитет в самом общем понимании можно определить как самостоятельность, полноту государственной власти, имеющей независимость и верховенство в государстве. Также необходимо отметить его обособленность внутри всего международного сообщества. Поддерживаем идею создателей общей теории суверенитета о том, что не может быть самостоятельности государства без его суверенитета. Государственный суверенитет по своей сути представляет собой господство целого над его составными частями. Суверенитет неделим и абсолютен. Важно сегодня определить запрет на какие-либо юридические изменения составляющих суверенитета России, в частности на передачу Россией, органами и должностными лицами части территории своей страны иностранному государству. В России нельзя образовывать какие-либо общественные структуры, которые определяют целью своей деятельности нарушение суверенитета нашей страны. Совершенно правильным с правовой стороны является включение в состав России новых субъектов: Республики Крым, Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Херсонской и Запорожской областей, а также последующие мероприятия в виде проведения специальной военной операции, введения военного положения на этих территориях и др., которые обеспечивают суверенитет Российской Федерации. Рассуждая о сложносоставном государстве, в частности о федеративной России, можно говорить только о наличии общефедерального государственного суверенитета. Регионы России не обладают собственным суверенитетом и не могут определять его в собственном конституционном законодательстве. Одной из наиболее опасных тенденций международных отношений выступает неприкрытое стремление ограничить суверенитет того или иного государства посредством явно высказываемых угроз введения экономи-ческих санкций и иных ограничительных мер. Противостоять такому стремлению способны только те государства, суверенитет которых наполнен экономической, социальной и подобной материей. Для обеспечения государственного суверенитета необходима грамотная внутренняя политика, направленная на придание стабильности и устойчивости экономической, социальной, политической сфер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF DEFINING SOVEREIGNTY AND ITS SIGNIFICANCE IN THE MODERN STATE AND LEGAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Background. The article is devoted to the study of the determining sovereignty issue and its significance in the modern state-legal development of the Russian Federation. Various approaches to understanding the category of “sovereignty” are revealed. The category of “state sovereigntyˮ is studied, its structure and content are determined. The definition of sovereignty in the legislation of the Russian Federation is being considered. The features of its regulation and application in the practice of functioning of the federal Russian state are determined. The correlation of federal sovereignty and its regulation in the subjects of the Russian Federation is shown. The positions of a number of states on the understanding of their sovereignty are considered. The purpose of the research is to study of determining sovereignty issue and its significance in the modern state-legal development of the Russian Federation. Materials and methods. The article uses dialectical, formal-legal, logical, comparative-legal and other methods of cognition. Results. The modern international reality is that any State proclaiming itself to be a State governed by the rule of law and thereby being sovereign thus determines its international legal status. In modern conditions of instability of relations in the world society, as well as the active development of globalizing world processes, determine the question of the existence of a real threat of the disappearance of the sovereignty of many states. Sovereignty plays an important role for the independence of a state with a federal structure. It is of particular importance for a multinational state built on a territorial-national basis, which is the Russian Federation. In such a State, each nation has the right to its own self-determination. Today’s globalization, the increasing role of international cooperation, and the reorientation in the unification of various States require a serious rethinking of the category of “sovereigntyˮ and its elements. The modern significance of determining the place and role of sovereignty in the state-legal development of the Russian Federation cannot be underestimated. Conclusions. Sovereignty combines several components: territorial, people and sovereign power. State sovereignty is the basis of all levels of public power (state and municipal), judicial power where the fullness of power is exercised throughout the territory of the national state, and where there is a denial of any influence of the power of a foreign state and non-subordination to the power of any foreign state. Todayʼs world order is characterized by the unification of states, where one state can go to a partial limitation of its sovereignty only on the basis of reciprocity and voluntariness. Sovereignty in its general sense can be defined as independence, the fullness of state power having independence and supremacy in the state. Also, it should be noted, its isolation within the entire international community. We support the idea of the creators of the general theory of sovereignty that there can be no independence of the state without its sovereignty. State sovereignty is essentially the domination of the whole over its constituent parts. Sovereignty is indivisible and absolute. It is important today to define a ban on any legal changes to the components of Russia’s sovereignty. In particular, not to any foreign state, or their state power of transferring part of the territory of Russia. In Russia, it is impossible to form any public structures that determine the purpose of their activities to violate the sovereignty of our country. It is absolutely correct from the legal side to include new subjects into Russia: the Republic of Crimea, the Donetsk Peopleʼs Republic, the Luhansk Peopleʼs Republic, the Kherson and Zaporozhskaya oblasts, as well as subsequent measures in the form of a special military operation, the introduction of martial law in these territories and other things that ensure the sovereignty of the Russian Federation. Speaking about a composite state, in particular the federal Russian Federation, we can only talk about the presence of federal state sovereignty. The regions of Russia do not have their own sovereignty and cannot define it in their own constitutional legislation. One of the most dangerous trends in international relations is the undisguised desire to limit the sovereignty of a particular State through explicit threats of economic sanctions and other restrictive measures. Only those States whose sovereignty is “filledˮ with economic, social, etc. matter can resist such an aspiration. In order to ensure State sovereignty, a competent domestic policy aimed at ensuring stability and sustainability of the economic, social, and political spheres is necessary.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.3

doi:10.21685/2072-3016-2022-4-11

Проблемы определения суверенитета и его значение в современном государственно-правовом развитии Российской Федерации

В. А. Любушкин

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, Саранск, Россия valyu82@yandex.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Исследование посвящено изучению проблемы определения суверенитета и его значения в современном государственно-правовом развитии Российской Федерации. Раскрываются различные подходы к пониманию категории «суверенитет». Изучается категория «государственный суверенитет», определяется ее структура и содержание. Проводится рассмотрение определения суверенитета в законодательстве Российской Федерации. Определяются особенности его регламентации и применения в практике функционирования федеративного российского государства. Показывается соотношение общефедерального суверенитета и его регламентации в субъектах Российской Федерации. Рассматриваются позиции ряда государств о понимании своего суверенитета. Целью исследования является изучение проблемы определения суверенитета и его значение в современном государственно-правовом развитии Российской Федерации. Материалы и методы. Используются диалектический, формально-юридический, логический, сравнительно-правовой и другие методы познания. Результаты. Современная международная реальность заключается в том, что любое государство, провозглашающее себя правовым государством и тем самым являющееся суверенным, таким образом определяет свой международный правовой статус. В современных условиях нестабильность отношений в мировом сообществе, а также активное развитие глобализационных мировых процессов определяют вопрос о существовании реальной угрозы исчезновения суверенитета многих государств. Важное значение для независимости государства, имеющего федеративное устройство, играет суверенитет. Особое значение он приобретает для многонационального государства, построенного по территориально -национальному признаку, коим является Российская Федерация. В таком государстве каждая нация имеет право на свое самоопределение. Сегодняшняя глобализация, возрастание роли международного сотрудничества, переориентация в объединении различных государств требуют серьезного переосмысления категории «суверенитет» и элементов, в нее входящих. Современное значение определения места и роли суверенитета в государственно-правовом развитии Российской Федерации невозможно недооценивать. Выводы. Суверенитет объединяет в себе несколько составляющих: территориальную, народ и суверенную власть. Государственный суверенитет является основой всех уровней публичной власти (государственной и муниципальной), судебной власти, где осуществляется полнота власти на всей территории национального государства и где происходит отрицание любого влияния власти иностранного государства и неподчинение власти любого зарубежного государства. Для сегодняшнего мироустройства характерно объединение государств, где одно государство может идти на частичное ограничение своего суверенитета только на основе взаимности и добровольности. Суверенитет в самом общем понимании можно определить как самостоятельность, полноту государственной власти, имеющей независимость и верховенство в государстве. Также необходимо отметить его обособленность внутри

© Любушкин В. А., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

всего международного сообщества. Поддерживаем идею создателей общей теории суверенитета о том, что не может быть самостоятельности государства без его суверенитета. Государственный суверенитет по своей сути представляет собой господство целого над его составными частями. Суверенитет неделим и абсолютен. Важно сегодня определить запрет на какие-либо юридические изменения составляющих суверенитета России, в частности на передачу Россией, органами и должностными лицами части территории своей страны иностранному государству. В России нельзя образовывать какие-либо общественные структуры, которые определяют целью своей деятельности нарушение суверенитета нашей страны. Совершенно правильным с правовой стороны является включение в состав России новых субъектов: Республики Крым, Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Херсонской и Запорожской областей, а также последующие мероприятия в виде проведения специальной военной операции, введения военного положения на этих территориях и др., которые обеспечивают суверенитет Российской Федерации. Рассуждая о сложно-составном государстве, в частности о федеративной России, можно говорить только о наличии общефедерального государственного суверенитета. Регионы России не обладают собственным суверенитетом и не могут определять его в собственном конституционном законодательстве. Одной из наиболее опасных тенденций международных отношений выступает неприкрытое стремление ограничить суверенитет того или иного государства посредством явно высказываемых угроз введения экономических санкций и иных ограничительных мер. Противостоять такому стремлению способны только те государства, суверенитет которых наполнен экономической, социальной и подобной материей. Для обеспечения государственного суверенитета необходима грамотная внутренняя политика, направленная на придание стабильности и устойчивости экономической, социальной, политической сфер.

Ключевые слова: суверенитет, государственный суверенитет, государство, Российская Федерация, Конституция Российской Федерации, субъект Российской Федерации

Для цитирования: Любушкин В. А. Проблемы определения суверенитета и его значение в современном государственно-правовом развитии Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 4. С. 121-131. doi:10.21685/2072-3016-2022-4-11

Issues of defining sovereignty and its significance in the modern state and legal development of the Russian Federation

V.A. Lyubushkin

Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia valyu82@yandex.ru

Abstract. Background. The article is devoted to the study of the determining sovereignty issue and its significance in the modern state-legal development of the Russian Federation. Various approaches to understanding the category of "sovereignty" are revealed. The category of "state sovereignty" is studied, its structure and content are determined. The definition of sovereignty in the legislation of the Russian Federation is being considered. The features of its regulation and application in the practice of functioning of the federal Russian state are determined. The correlation of federal sovereignty and its regulation in the subjects of the Russian Federation is shown. The positions of a number of states on the understanding of their sovereignty are considered. The purpose of the research is to study of determining sovereignty issue and its significance in the modern state-legal development of the Russian Federation. Materials and methods. The article uses dialectical, formal-legal, logical, comparative-legal and other methods of cognition. Results. The modern international

reality is that any State proclaiming itself to be a State governed by the rule of law and thereby being sovereign thus determines its international legal status. In modern conditions of instability of relations in the world society, as well as the active development of globalizing world processes, determine the question of the existence of a real threat of the disappearance of the sovereignty of many states. Sovereignty plays an important role for the independence of a state with a federal structure. It is of particular importance for a multinational state built on a territorial-national basis, which is the Russian Federation. In such a State, each nation has the right to its own self-determination. Today's globalization, the increasing role of international cooperation, and the reorientation in the unification of various States require a serious rethinking of the category of "sovereignty" and its elements. The modern significance of determining the place and role of sovereignty in the state-legal development of the Russian Federation cannot be underestimated. Conclusions. Sovereignty combines several components: territorial, people and sovereign power. State sovereignty is the basis of all levels of public power (state and municipal), judicial power where the fullness of power is exercised throughout the territory of the national state, and where there is a denial of any influence of the power of a foreign state and nonsubordination to the power of any foreign state. Today's world order is characterized by the unification of states, where one state can go to a partial limitation of its sovereignty only on the basis of reciprocity and voluntariness. Sovereignty in its general sense can be defined as independence, the fullness of state power having independence and supremacy in the state. Also, it should be noted, its isolation within the entire international community. We support the idea of the creators of the general theory of sovereignty that there can be no independence of the state without its sovereignty. State sovereignty is essentially the domination of the whole over its constituent parts. Sovereignty is indivisible and absolute. It is important today to define a ban on any legal changes to the components of Russia's sovereignty. In particular, not to any foreign state, or their state power of transferring part of the territory of Russia. In Russia, it is impossible to form any public structures that determine the purpose of their activities to violate the sovereignty of our country. It is absolutely correct from the legal side to include new subjects into Russia: the Republic of Crimea, the Donetsk People's Republic, the Luhansk People's Republic, the Kherson and Zaporozhskaya oblasts, as well as subsequent measures in the form of a special military operation, the introduction of martial law in these territories and other things that ensure the sovereignty of the Russian Federation. Speaking about a composite state, in particular the federal Russian Federation, we can only talk about the presence of federal state sovereignty. The regions of Russia do not have their own sovereignty and cannot define it in their own constitutional legislation. One of the most dangerous trends in international relations is the undisguised desire to limit the sovereignty of a particular State through explicit threats of economic sanctions and other restrictive measures. Only those States whose sovereignty is "filled" with economic, social, etc. matter can resist such an aspiration. In order to ensure State sovereignty, a competent domestic policy aimed at ensuring stability and sustainability of the economic, social, and political spheres is necessary.

Keywords: sovereignty, state sovereignty, state, Russian Federation, Constitution of the Russian Federation, subject of the Russian Federation

For citation: Lyubushkin V.A. Issues of defining sovereignty and its significance in the modern state and legal development of the Russian Federation. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2022;(4):121-131. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2022-4-11

Введение

Современная международная реальность заключается в том, что любое государство, провозглашающее себя правовым государством и тем самым являющееся суверенным, таким образом определяет свой международный

правовой статус. Это проявляется в том, что в основных законах закрепляется принцип суверенитета, который определяет независимость во внешних и внутренних вопросах жизнедеятельности. В суверенных государствах на первый план выступает защита и охрана прав граждан, и в первую очередь их естественных прав, например права на жизнь, достоинство, личную и частную неприкосновенность.

Для правового государства характерно определение главного источника власти, его народа, и вся система законодательства построена с точки зрения закрепления возможности народа участвовать в управлении делами государства через государственные и муниципальные органы, тем самым обеспечивается защита государственного суверенитета.

Президент Российской Федерации В. В. Путин определил: «Суверенитет России - гарантия свободы каждого, а власть будет служить только народу. Суверенитет - это гарантия свободы каждого, и в нашей традиции человек не может чувствовать себя по-настоящему свободным, если не свободен его народ, Отечество, Россия, Родина. Ответственная, сильная власть в нашем государстве будет служить только народу России, и его поддержка по ключевым вопросам внутренней и внешней повестки - залог успешного, безопасного развития нашей страны как одного из центров формирующегося сейчас более справедливого многополярного мира» [1].

В современных условиях нестабильности отношений в мировом сообществе, а также активном развитии глобализационных мировых процессов встает вопрос о существовании реальной угрозы исчезновения суверенитета многих государств. Непосредственно это можно наблюдать в создании надго-сударственных структур, например Европейского союза, НАТО, которые фактически осуществляют захват части национальных суверенитетов, входящих в такие организации стран. В данном случае в нарушение многих международных норм происходит принудительная передача ряда суверенных прав и свобод.

Важное значение для независимости государства, имеющего федеративное устройство, играет суверенитет. Особое значение он приобретает для многонационального государства, построенного по территориально-национальному признаку, коим является Российская Федерация. В таком государстве каждая нация имеет право на свое самоопределение. Например, в ст. 26 Конституции Российской Федерации утверждается: «1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества» [2]. Здесь необходимо указать, что государство должно выстраивать такую свою государственно-правовую политику, при которой будет обеспечено равенство всех наций, существующих в рамках такой федерации.

Таким образом, изучение суверенитета, его роли в развитии государственности, правовом регулировании, проблем, существующих в этом вопросе, перспектив дальнейшего развития в современном государственно-правовом развитии Российской Федерации является важным актуально-правовым исследованием.

Для любой конституции государства важнейшим закрепленным принципом является суверенитет. На протяжении длительного времени многие

ученые пытаются объяснить, что же такое суверенитет. Конечно, на их взгляды существенное влияние оказывает историческое развитие государства, в особенности правовая политика, которая реализуется на конкретный период развития страны. Можно привести ряд представлений категории «суверенитет», которые определили известные ученые. Так, С. А. Авакьян определял: «Суверенитет государства - это имманентно (внутренне) присущее ему свойство. Оно выражается в таких характеристиках, как верховенство, единство, самостоятельность и независимость государства и государственной власти» [3, с. 42]. С. Н. Бабурин говорил: «Суверенитет характеризует юридическую природу осуществляющегося государственного властвования, как политический и правовой принцип определяет отношения между государством и гражданином, отношения между государствами» [4, с. 45]. М. Н. Марченко сказал: «В юридическом плане суверенитет государства, выражающийся в его верховенстве и независимости, всегда един, неотчуждаем и неделим» [5, с. 90]. О. Е. Кутафин определял: «Суверенитет государства - это свойство государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за ее пределами в международном общении» [6, с. 145]. А. Н. Кокотов считает: «Суверенитет страны выражается в совокупности ее суверенных прав, имеющих целью закладку всех необходимых и достаточных признаков самостоятельного и независимого государства, осуществляющего на своей территории верховную власть» [7, с. 273]. М. В. Баглай дал такое определение: «Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам» [8, с. 125]. А. В. Зиновьев считает: «Суверенитет - это не свойство государственной власти, а главный атрибут государства, который государственная власть призвана охранять, защищать и без которого государство превращается в квазигосударство» [9, с. 21].

Анализируя предложенные определения суверенитета, можно найти общее, что поддерживается многими учеными. В частности, то что суверенитет объединяет в себе несколько составляющих: территориальную, народ и суверенную власть. В данном случае, развивая общие подходы к пониманию суверенитета, можно определить, что государственный суверенитет является основой всех уровней публичной власти (государственной и муниципальной), судебной власти, где осуществляется полнота власти на всей территории национального государства и где происходит отрицание любого влияния власти иностранного государства и неподчинение власти любого зарубежного государства. Однако в качестве оговорки необходимо отметить, что для сегодняшнего мироустройства характерно объединение государств, где одно государство может идти на частичное ограничение своего суверенитета только на основе взаимности и добровольности.

Суверенитет в самом общем понимании можно определить как самостоятельность, полноту государственной власти, имеющей независимость и верховенство в государстве. Также необходимо отметить его обособленность внутри всего международного сообщества.

Многие юристы отождествляют верховную власть с суверенитетом, поскольку считают, что кроме государственной власти на территории государства не может быть какой-либо иной власти. Можно поддержать идею создателей общей теории суверенитета о том, что не может быть самостоятельности государства без его суверенитета.

Также важнейшей основой государственности является связь суверенитета с монополией государства на применение законного насилия. Содержанием этого признака является право использовать меры насилия для поддержания на всей территории государства правопорядка, что характеризует только суверенное государство. В этом отношении можно согласиться с теми исследователями, по мнению которых государственный суверенитет по своей сути представляет собой господство целого над его составными частями [4, с. 122].

Если рассматривать такие признаки государства, как целостность и единство, можно отметить, что суверенитет неделим и абсолютен. Здесь органам федерального управления принадлежит вся полнота власти над всеми частями, составляющими субъектный состав федеративного государства. С этой точки зрения суверенитет государства неделим. Однако если встать на позиции возможности деления суверенитета, то тогда нужно признать возможность субъектов федерации выходить из состава федеративного государства.

В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации 1993 г. носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Статья 4 объявляет Россию суверенным государством с федеративной формой территориальной организации. Соответственно, суверенитет охватывает всю территорию государства. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Также ст. 67 определяет, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации [2].

Обращаясь к истории формирования суверенитета России, необходимо указать на Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации, которая была принята на I Съезде народных депутатов России 12 июня 1990 г. [10]. Главным итогом развития демократических преобразований можно считать то, что в соответствии с этим документом Россия была объявлена суверенным государством и были определены главные гарантии этого суверенитета, в частности в области политических, экономических и правовых аспектов.

Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации» определил понятие государственной территории1. В данном случае определяются элементы, на которые распространяется суверенитет. К ним относятся суша, недра, воздушное пространство в пределах установленной государственной границы России.

Очень важно сегодня определить запрет на какие-либо юридические изменения составляющих суверенитета России, в частности на передачу Россией, органами и должностными лицами части территории своей страны иностранному государству. Также в России нельзя образовывать какие-либо общественные структуры, которые определяют целью своей деятельности нарушение суверенитета нашей страны.

1 О Государственной границе Российской Федерации : закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 : [последняя редакция] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 3140/

Важное правило относительно вопроса о государственной целостности, который реализуется исключительно введением военного или чрезвычайного положения, определил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 31 июля 1995 г. № 10-П, где сказано, что использование иных мер, а следовательно, и «федеральная интервенция» возможны в «экстраординарных ситуациях»1. Такой подход связан с обеспечением суверенитета государства, и государственная власть в данном случае может принимать решения, связанные с сохранением целостности Российской Федерации.

Такое понимание очень важно сегодня, когда мы оцениваем правовые возможности принятия в Российскую Федерацию или создания в ней новых субъектов. Соответственно, совершенно правильным с правовой стороны является включение в состав России новых субъектов: Республики Крым, Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Херсонской и Запорожской областей, а также последующие мероприятия в виде проведения специальной военной операции, введения военного положения на этих территориях и др., которые обеспечивают суверенитет Российской Федерации.

Таким образом, конституционная регламентация суверенитета возможна только в государствах, которые имеют свой реальный суверенитет.

Если говорить о сложносоставном государстве, в частности федеративной России, то можно определить наличие только общефедерального государственного суверенитета. Регионы России не обладают собственным суверенитетом и не могут определять его в собственном конституционном законодательстве. Однако в развитие конституционного регулирования России субъекты Федерации могут закрепить основы конституционного строя Российской Федерации. Отметим, что субъекты России могут, но не обязаны этого делать. И соответственно, в любом случае на территории любого региона действуют основы конституционного строя Российской Федерации. Доказательством такого вывода является то, что в силу особого правового положения Конституции Российской Федерации она является носителем высшей юридической силы в иерархии всего законодательства нашего государства, а также имеет непосредственное и прямое действие на всей территории России.

Теперь обратимся к позициям ряда государств о понимании своего суверенитета.

Следует отметить, что большинство современных государств формально являются суверенными, число стран, которые законодательно определены как ассоциированные, зависимые, обладающие ограниченными суверенитетом, крайне мало.

1 По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N° 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации» : постановление Конституционного Суда РФ № 10-П от 31 июля 1995 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7552/

Например, таковой выступает Пуэрто-Рико, которое именуется «свободно ассоциированное государство» (исп. - Estado Libre Asociado de Puerto Rico) и находится под внешним управлением США, обладая при этом определенной внутренней автономией.

К зависимым и ассоциированным относится ряд небольших островных государств Карибского региона, Океании.

Интересны и характеристики суверенитета Боснии и Герцеговины -Конституция этого государства является Приложением № 4 к «Дейтонскому соглашению» [11], подписанному не только президентами Боснии и Герцеговины, но и президентами Хорватии и Югославии, иными словами, Основной закон Боснии и Герцеговины является приложением к международному договору, подписанному главами соседних государств.

Тогда же, в 1995 г., была учреждена существующая до настоящего времени должность Верховного Представителя по Боснии и Герцеговине (High Representative for Bosnia and Herzegovina), наделяемого полномочиями Организацией Объединенных Наций.

Помимо прочего, Верховный представитель при разногласиях властей «энтитетов» (субъектов федерации, которой является Босния и Герцеговина по форме государственного устройства) вправе принимать временные решения, обязательные для исполнения, отменять решения боснийских органов власти и даже законодательные акты, отстранять должностных лиц органов управления и др. [12, с. 154].

Иными словами, явно наличествуют признаки, указывающие на легальное ограничение суверенитета Боснии и Герцеговины - государственная власть не является здесь «верховной».

Вместе с тем помимо государств, ограничение суверенитета которых закреплено законодательно (например, международными договорами), существуют и государства, которые, формально обладая полным суверенитетом, фактически ограничены в его реализации в силу внешнеполитических или внутригосударственных факторов.

Так, например, в 2022 г. власти Республики Сербия, традиционно дружественного России государства, на уровне Организации Объединенных Наций неоднократно принимали решения, направленные против Российской Федерации и, по сути, идущие вразрез с интересами Сербии, руководство которой неоднократно указывало на «особый, братский» характер отношений Москвы и Белграда.

В частности, представители Республики Сербия в ООН поддержали приостановление членства России в Совете по правам человека при ООН, голосовали за резолюцию ООН, которая осудила проведение референдумов в так называемой «Новороссии» в конце сентября 2022 г.

При этом Президент Сербии А. Вучич в интервью средствам массовой информации прямо заявлял о том, что такие внешнеполитические действия явились следствием «шантажа санкциями» со стороны США и Европейского союза, европейские чиновники также неоднократно прямо заявляли о том, что в случае проведения «пророссийской политики» Сербия может быть подвергнута суровым санкциям [13].

Таким образом, налицо явное противоречие между действительными интересами государства и реалиями его внешней политики - объективное

стремление Республики Сербия к выстраиванию стабильно дружественных отношений с Россией сталкивается с необходимостью принимать под давлением практические решения, идущие вразрез с объективными потребностями сербской политики.

Иными словами, здесь проявляется фактическое ограничение суверенитета государства на фоне того, что его руководитель прямо указывает на то, что внешнеполитические решения принимаются под воздействием шантажа и сами субъекты, такой шантаж осуществляющие, как минимум это не отрицают.

В данном случае нельзя не согласиться с Н. Ю. Жуковской, что суверенитет не следует рассматривать как объективную данность, возникающую в связи с существованием формально независимого государства. Реальное содержание государственного суверенитета наполняется не столько юридической, сколько экономической, социальной, политической и иной, реально существующей материей [14, с. 87].

Иными словами, суверенитет государства недостаточно декларировать, он должен быть наполнен конкретным содержанием, позволяющим этот суверенитет обеспечить.

Например, Республика Сербия географически расположена в окружении стран Евросоюза и НАТО, а также государств, пусть и не входящих в указанные образования, но в них стремящихся. Сербия не имеет выхода к морю, собственных энергетических ресурсов, все пути транспортировки которых (в том числе из России) пролегают через страны Евросоюза.

Таким образом, несмотря на декларированный и объективно востребованный суверенитет во внешней политике, в силу отсутствия наполнения государственного суверенитета экономико-энергетической независимостью Сербия вынуждена принимать решения под принуждением, т.е. ограничивать свое суверенное право на самостоятельные действия во внешней политике.

Из вышеизложенного следует вывод о том, что одной из наиболее опасных тенденций международных отношений выступает неприкрытое стремление ограничить суверенитет того или иного государства посредством явно высказываемых угроз введения экономических санкций и иных ограничительных мер. Противостоять такому стремлению способны только те государства, суверенитет которых наполнен экономической, социальной и подобной материей. Соответственно, для обеспечения государственного суверенитета необходима грамотная внутренняя политика, направленная на придание стабильности и устойчивости экономической, социальной, политической сфер.

Заключение

Проблема определения суверенитета всегда являлась широко обсуждаемой и до сегодняшнего дня не нашедшей единого понимания как среди ученых, так и среди практических работников. Сегодняшняя глобализация, возрастание роли международного сотрудничества, переориентация в объединении различных государств требует серьезного переосмысления категории «суверенитет» и элементов, в нее входящих. Только широкая дискуссия, определение общих подходов к суверенности современных государств позволит прийти к стабилизации международных отношений и созданию как прочной национальной правовой системы, так и международного права. Современное значение определения места и роли суверенитета в государственно-

правовом развитии Российской Федерации невозможно недооценивать. Это путь к стабилизации внутри нашего государства по всем показателям развития - политическим, экономическим и, конечно, правовым - и создания эффективного механизма взаимодействия с другими странами на международной арене.

Список литературы

1. Путин назвал суверенитет страны гарантией свободы каждого россиянина // РИА Новости. 2022. 21 сентября. URL: https://ria.ru/20220921/suverenitet-1818504317. html

2. Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными общероссийским голосованием. Гимн, герб и флаг Российской Федерации. Москва : АСТ,

2020. 64 с.

3. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Норма : Инфра-М, 2020. Т. 2. 928 с.

4. Мир империй: территория государства и мировой порядок / Российский гос. торгово-экономический ун-т. М. : Магистр : Инфра-М, 2010. 828 с.

5. Марченко М. Н. Государство и право в условиях глобализации / М. Н. Марченко ; Московский государственный ун-т им. М. В. Ломоносова, Юридический факультет. М. : Проспект, 2017. 399 с.

6. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2004. 347 с.

7. Конституционное право России / отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. М., 2007. 544 с.

8. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. 13-е изд., изм. и доп. М. : Норма : Инфра-М, 2018. 767 с.

9. Зиновьев А. В. Суверенитет, демократия, государство // Правоведение. 2006. № 6. С. 20-28.

10. Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

11. Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине, подписано в Париже 14 декабря 1995 г. // Организация Объединенных Наций. URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/constitution.pdf

12. Гумерова Т. М. Система исполнительной власти в Боснии и Герцеговине // Novalnfo. 2019. № 4. С. 153-157.

13. Вучич объяснил голосование против России в ООН «шантажом Запада» // Известия. 2022. 8 апреля.

14. Жуковская Н. Ю. Государственный суверенитет и диалектика его эволюции в современных условиях // Международное право и международные организации.

2021. № 6. С. 85-91.

References

1. Putin called the sovereignty of the country a guarantee of the freedom of every Russian. RIA Novosti = RIA news. 2022, 21 Sept. (In Russ.). Available at: https://ria.ru/ 20220921/suverenitet-1818504317.html

2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii s izmeneniyami, odobrennymi obshcherossiyskim golo-sovaniem. Gimn, gerb i flag Rossiyskoy Federatsii = The Constitution of the Russian Federation with amendments approved by the all-Russian vote. Anthem, coat of arms and flag of the Russian Federation. Moscow: AST, 2020:64. (In Russ.)

3. Avak'yan S.A. Konstitutsionnoepravo Rossii. Uchebnyy kurs: ucheb. posobie: v 21. 6-e izd., pererab. i dop. = Constitutional law of Russia. Training course: tutorial: in 2 volumes,

the 6th edition, revised and supplemented. Moscow: Norma: Infra-M, 2020;2:928. (In Russ.)

4. Mir imperiy: territoriya gosudarstva i mirovoyporyadok = The world of empires: the territory of the state and the world order. Rossiyskiy gos. torgovo-ekonomicheskiy un-t. Moscow: Magistr: Infra-M, 2010:828. (In Russ.)

5. Marchenko M.N. Gosudarstvo i pravo v usloviyakh globalizatsii = State and law in the context of globalization. Moskovskiy gosudarstvennyy un-t im. M.V. Lomonosova, Yuridicheskiy fakul'tet. Moscow: Prospekt, 2017:399. (In Russ.)

6. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop. = Constitutional law of Russia: textbook, the 2nd edition, revised and supplemented. Moscow: Yurist", 2004:347. (In Russ.)

7. Kokotov A.N., Kukushkin M.I. (execut. eds.). Konstitutsionnoe pravo Rossii = Constitutional law of Russia. Moscow, 2007:544. (In Russ.)

8. Baglay M.V. Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii: uchebnik. 13-e izd., izm. i dop. = Constitutional law of the Russian Federation: textbook, the 13th edition, revised and supplemented. Moscow: Norma: Infra-M, 2018:767. (In Russ.)

9. Zinov'ev A.V. Sovereignty, democracy, state. Pravovedenie = Jurisprudence. 2006;(6): 20-28. (In Russ.)

10. Declaration on State Sovereignty of the Russian Federation. Vedomosti S"ezda narod-nykh deputatov i Verkhovnogo Soveta RSFSR = Proceedings of the Congress of People's Deputies and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1990;(2);art. 22. (In Russ.)

11. General Framework Agreement for Peace in Bosnia and Herzegovina, signed in Paris on December 14, 1995. Organizatsiya Ob"edinennykh Natsiy = United Nations Organization. (In Russ.). Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pdf/constitution.pdf

12. Gumerova T.M. The system of executive power in Bosnia and Herzegovina. NovaInfo. 2019;(4): 153-157. (In Russ.)

13. Vucic explained the vote against Russia in the UN "blackmailing the West". Izvestiya = Izvestiya. 2022, 8 Apr. (In Russ.)

14. Zhukovskaya N.Yu. State sovereignty and the dialectics of its evolution in modern conditions. Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii = International law and international organizations. 2021;(6):85-91. (In Russ.)

г. Саранск, ул. Большевистская, 68) E-mail: valyu82@yandex.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 24.10.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 15.11.2022 Принята к публикации / Accepted 08.12.2022

Информация об авторах / Information about the authors

Василий Анатольевич Любушкин

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва (Россия,

Vasily A. Lyubushkin Candidate of juridical sciences, associate professor, associate professor of the sub-department of theory and history of state and law, Ogarev Mordovia State University (68 Bolshevistskaya street, Saransk, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.