Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / СРОК ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макиев С.А., Лолаева А.С., Габараева М.Т.

В статье рассматриваются правовые аспекты внедрения цифровой валюты. Авторы приходят к выводу, что при наличии ряда условий введение цифрового рубля может привести к увеличению уровня инфляции, что может не только уменьшить положительный эффект от его введения, но и полностью его нивелировать. В этом случае выгоды от внедрения цифрового рубля не перевесят затраты и потенциальные риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF DIGITAL CURRENCY IMPLEMENTATION

The article discusses the legal aspects of the introduction of digital currency. The authors conclude that, given a number of conditions, the introduction of the digital ruble can lead to an increase in the inflation rate, which can not only reduce the positive effect of its introduction, but also completely neutralize it. In this case, the benefits of introducing the digital ruble will not outweigh the costs and potential risks.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_109 УДК 347.1

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ Legal aspects of the introduction of digital currency

МАКИЕВ Сослан Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ). 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

ЛОЛАЕВА Альбина Славовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт» (ГТУ) (г. Владикавказ). 362021, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

ГАБАРАЕВА Марина Тамерлановна,

старший преподаватель кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет» (г. Владикавказ). 362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Makiev Soslan Aleksandrovich,

аssociate Professor, Head of the Department of Civil Law and Process of the North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (Vladikavkaz). 362025, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Lolaeva Albina Slavovna,

associate Professor of the Departments of Civil Law and Process of the North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (GTU) (Vladikavkaz). 44 Nikolaeva str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362021. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Gabaraeva Marina Tamerlanovna,

senior Lecturer of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Gorsky State Agrarian University (Vladikavkaz). 37 Kirova str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362040. E-mail: mirag.8184@ya.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются правовые аспекты внедрения цифровой валюты. Авторы приходят к выводу, что при наличии ряда условий введение цифрового рубля может привести к увеличению уровня инфляции, что может не только уменьшить положительный эффект от его введения, но и полностью его нивелировать. В этом случае выгоды от внедрения цифрового рубля не перевесят затраты и потенциальные риски.

Abstract. The article discusses the legal aspects of the introduction of digital currency. The authors conclude that, given a number of conditions, the introduction of the digital ruble can lead to an increase in the inflation rate, which can not only reduce the positive effect of its introduction, but also completely neutralize it. In this case, the benefits of introducing the digital ruble will not outweigh the costs and potential risks.

Ключевые слова: цифровая валюта, технологическое развитие, цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, ключевая ставка, Центральный Банк, срок исполнения обязательств.

Keywords: digital currency, technological development, digitalization, information and communication technologies, key rate, Central Bank, term of obligations.

Для цитирования: Макиев С.А., Лолаева А.С., Габараева М.Т. Правовые аспекты внедрения цифровой валюты // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 109-112. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_109.

For citation: Makiev S.A., Lolaeva A.S., Gabaraeva M. T. Legal aspects of the introduction of digital currency // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 109-112. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_109.

Статья поступила в редакцию: 02.04.2023

Введение цифрового рубля требует детальной проработки с целью выявления не только его позитивного влияния, но и возможного негативного влияния на экономику России, чтобы минимизировать это негативное влияние. До принятия решения о выпуске цифрового рубля необходимо провести детальный анализ соотношения рисков и выгод от их выпуска для экономики государства.

Одним из важных вопросов при внедрении цифрового рубля, влияющим на экономическую ситуацию всего государства, является вопрос возможного влияния на темпы инфляции.

Учитывая, что согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он реализует путем поддержания ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции, изучение возможных последствий внедрения цифрового рубля на темпы инфляции подлежит глубокой проработке и анализу в первую очередь именно Банком России [1].

Банк России свою позицию относительно внедрения цифрового рубля и положительные аспекты от его внедрения для экономики государства в целом и отдельных его субъектов представил в Аналитической записке «Что изменится для банков и их клиентов с введением цифрового рубля», опубликованной в январе 2021 года [2], в Докладе для общественных консультаций «Цифровой рубль», опубликованного Банком

России в октябре 2020 года [3] и в Концепции цифрового рубля опубликованной в апреле 2021 года [4].

Однако во всех этих материалах не рассматривались возможные последствия от внедрения цифрового рубля на темпы инфляции, а также не были предложены меры по предотвращению возможных негативных последствий.

Для изучения возможных последствий внедрения цифрового рубля на темпы инфляции необходимо определиться с понятием термина «инфляция» и установить факторы, оказывающие влияние на ее динамику.

Инфляция - это «нарушение закона денежного обращения, проявляющееся в обесценении денег, посредством избыточного количества денег в обращении» [5, с.39].

Ирвинг Фишер в своей работе «Покупательная сила денег» в 1911 год определил «уравнение обмена». В соответствии с данным уравнением сумма денег, уплаченная за товары умноженная на количество раз, которое денежная единица обменивалась на товары и услуги в течение года, равна количеству проданных товаров и оказанных услуг, умноженному на общий уровень товарных цен.

MV = PQ,

где, M - денежная масса;

V - средняя скорость оборота денег (количество раз, которое денежная единица обменивалась на товары и услуги в течение года);

P - цена товаров;

Q - количество проданных товаров и оказанных услуг.

Исходя из указанной формулы можно сформировать формулу уровня цен:

MV P = Q

где, P - цена товаров;

M - денежная масса;

V - средняя скорость оборота денег;

Q - количество проданных товаров и оказанных услуг.

Указанная формула свидетельствует, что:

- при неизменном объеме производства и объема денежной массы увеличение скорости обращения денежной массы обязательно приведет к не обеспеченному производством росту уровня цен, а, следовательно, изменение скорости обращения денег непосредственно «управляет» инфляцией;

- при неизменном объеме производства и постоянной скорости обращения денежной массы, увеличение денежной массы обязательно приведет к не обеспеченному производством росту уровня цен, а, следовательно, изменение количества денег непосредственно «управляет» инфляцией.

- при постоянной скорости обращения денежной массы и неизменном объеме денежной массы, уменьшение объема производства обязательно приведет к не обеспеченному производством росту уровня цен, а, следовательно, уменьшение объема производства непосредственно «управляет» инфляцией.

При инфляции оборотные средства субъектов экономической деятельности обесцениваются, в связи с чем они не могут прогнозировать свои доходы и расходы на долгосрочную перспективу. Обесцениваются также сбережения населения, в связи с чем снижается инвестиционная активность населения. В результате обесценивания денежных поступлений государству государственное инвестирование в различные проекты становится рискованным.

В связи с этим, сохранение инфляции на низком уровне является одной из главных задач Банка России, от выполнения которой зависит состояние экономики государства.

В соответствии с Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов, одобренных Советом директоров Банка России 05.11.2020 «Банк России обеспечивает устойчивость рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Ценовая стабильность является основной целью денежно-кредитной политики и означает устойчиво низкую инфляцию» [6].

В Докладе для общественных консультаций «Цифровой рубль», опубликованного Банком России в октябре 2020 года, указано, что «цифровой рубль будет обеспечивать простоту расчетов, их высокую скорость, низкие издержки, высокую надежность и безопасность как в онлайн-, так и в офлайн- режиме [7, с. 118].

Оптовые (wholesale) системы ЦВЦБ предполагают улучшение уже существующих между финансовыми институтами платежных систем, в том числе работа в режиме реального времени» [8].

Исходя из указанного Банком России, цифровой рубль будет способствовать увеличению скорости обращения денежной массы.

Следовательно, прогнозируемое Банком России увеличение скорости обращения денежных средств вследствие применения цифрового рубля, может нести дестабилизирующее влияние на темпы инфляции.

Учитывая, что рассчитать показатель скорости обращения денег весьма затруднительно, оценить степень возможных негативных последствий от внедрения цифрового рубля на темпы инфляции при неизменности других показателей представляется затруднительным.

Следующим фактором увеличения темпов инфляции является увеличение денежной массы при неизменном объеме производства и постоянной скорости обращения денежной массы.

В Докладе для общественных консультаций «Цифровой рубль», опубликованного Банком России в октябре 2020 года, указано, что «частичное замещение цифровым рублем безналичных денег окажет влияние на балансы кредитных организаций: уменьшится объем остатков средств на счетах клиентов и одновременно сократится объем средств на корреспондентских счетах банков в Банке России. Это в свою очередь повлияет на ликвидность банковского сектора, что, в частности, приведет к снижению текущего объема структурного профицита и даже, возможно, к переходу к структурному дефициту ликвидности.

Однако возможное влияние на ликвидность банков будет постепенным и растянутым во времени по мере распространения в обращении цифрового рубля. А действующая система инструментов денежно-кредитной политики позволит обеспечить требуемый банкам уровень ликвидности (посредством стандартных операций Банка России по предоставлению и абсорбированию ликвидности), тем самым создавая условия для формирования ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки. Таким образом, введение цифрового рубля значимо не повлияет на достижение операционной цели денежно-кредитной политики».

По мнению профессора А. Н. Сухарева эмиссия цифровых рублей будет ограничена объемом необходимого денежного предложения рублевой массы со стороны денежных властей, поэтому цифровые рубли априори не должны привести к увеличению темпов инфляции [9, с. 28].

Инструменты денежно-кредитной политики перечислены в статье 35 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) обязательные резервные требования;

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени;

9) другие инструменты, определенные Банком России

В контексте ответа на вопрос о том, что изменится для банков и их клиентов в связи с возможным введением цифрового рубля, при рассмотрении тезиса, выдвинутого профессиональным экономическим и банковским сообществом, о том, что «у банков возникнет дефицит фондирования из-за перетока депозитов в цифровой рубль и в результате не хватит ресурсов для выдачи кредитов», было заявлено что «Центральный банк предоставит банкам столько ликвидности, сколько необходимо для контроля процентных ставок денежного рынка» [10]. Исходя из статьи 40 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в которой указано, что под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций, Банком России будут предоставляться кредиты рефинансирования для компенсации ресурсов кредитным организациям.

При этом рассматривается исключительно «технический вопрос, который в связи с этим должен будет решить регулятор, - поддержание достаточности залогового обеспечения по операциям рефинансирования банков или разработка условий беззалогового рефинансирования, что наиболее вероятно при оттоке денежных средств клиентов с банковских расчетных счетов в цифровой рубль» [11, с. 22].

Также банкам при перетоке средств в цифровую валюту и потери ликвидности предлагается «сокращать объем депозитов в Банке России, на которые он получает (максимально) ключевую ставку в рамках недельных депозитных аукционов, либо заимствовать ликвидность у Банка России по ставке, близкой к ключевой, в рамках недельных аукционов репо. Рефинансирование центральным банком будет уже не бесплатным, а предоставляться по ставке, очень близкой к рыночной».

Таким образом, вопрос поддержания ликвидности банков предполагается решить, в частности, путем увеличения объемов их рефинансирования.

При этом объем необходимого рефинансирования зависит от объема денежных средств, которые будут конвертироваться в цифровой рубль и от объемов выданных банком кредитов.

Таким образом, объем необходимого рефинансирования который необходимо получить банкам от Банка России будет зависеть от решений, принятых клиентами банков о переводе денежных средств в цифровой рубль и от решений банков об объеме выданных заемщикам кредитов. Исходя из этого невозможно спрогнозировать объем рефинансирования со стороны Банка России, который понадобится для поддержания стабильности банковской системы.

По оценкам Сбербанка в цифровой рубль в течение трех лет после его внедрения конвертируется от 2 до 4 трлн. рублей от суммы денежных средств, учитывающихся на банковских счетах [12].

При этом Банк России не может контролировать объем затребованных кредитными организациями ресурсов при введении цифрового

рубля.

Увеличение объемов рефинансирования, вызванного перетоком денежных средств с банковских счетов в цифровой рубль, приведет к увеличению объемов денежной массы в обращении, поскольку денежные средства, переведенные в цифровой рубль, не изымаются из обраще-

ния, а предполагаются к интенсивному использованию при осуществлении расчетов.

Как было указано выше при неизменном объеме производства и постоянной скорости обращения увеличение денежной массы обязательно приведет к не обеспеченному производством росту уровня цен, и соответственно, росту инфляции.

Соответственно, если введение цифрового рубля потребует значительных объемов рефинансирования с целью поддержания ликвидности банков, общие объемы денежной массы в обращении возрастут, что в свою очередь повлечет за собой рост инфляции.

В отзыве Национального совета финансового рынка на доклад Банка России о цифровом рубле, указано, что внедрение цифрового рубля без дополнительной эмиссии со стороны Банка России приведет к существенной потере ликвидности банками. Потеря ликвидности может составить до нескольких триллионов рублей.

Таким образом, при наличии ряда условий введение цифрового рубля может привести к увеличению уровня инфляции, что может не только уменьшить положительный эффект от его введения, но и полностью его нивелировать. В этом случае выгоды от внедрения цифрового рубля не перевесят затраты и потенциальные риски.

В связи с этим, в связи с введением цифрового рубля перед Банком России стоят следующие задачи:

- осуществить прогнозирование степени последствий от введения цифрового рубля на динамику инфляционных процессов;

- выработать механизмы по нейтрализации негативного влияния введения цифрового рубля на уровень инфляции.

Таким механизмом может быть поэтапное введение цифрового рубля, которое может заключаться как в определение граничных лимитов по переводу денежных средств в цифровой рубль, так и в секторальном поэтапном переведении клиентов определенных банков на расчеты в цифровом рубле.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] // http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.

2. Аналитическая записка «Что изменится для банков и их клиентов с введением цифрового рубля» // Центральный банк Российской Федерации: [офиц. сайт]. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/118208/analytic_note_20210126_dip.pdf (дата размещения: январь 2021; дата обращения: 21.03.2023).

3. Доклад для общественных консультаций «Цифровой рубль» // Центральный банк Рос. Федерации: [офиц. сайт]. URL: https://cbr.ru/analytics/d ok/dig ruble/ (дата размещения:13.10.2020; дата обращения: 02.05.2021).

4. Концепция цифрового рубля // Центральный банк Рос. Федерации: [офиц. сайт]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/120075/concept 08042021 .pdf (дата размещения: апрель 2021; дата обращения: 02.03.2023).

5. Ольшевский, В. Теория инфляции в России: исторический аспект / В. Ольшевский // Вопросы экономики. - 2006. - № 1. - С. 39-49.

6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов // Центральный банк Российской Федерации: [офиц. сайт]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/87358/on 2021(2022-2023).pdf (дата размещения: ноябрь 2020; дата обращения: 21.03.2023).

7. Макиев, С. А. Понятие и сущность криптовалюты как объекта гражданских прав / С. А. Макиев, Д. М. Качмазова, А. С. Лолаева // Проблемы экономики и юридической практики. - 2021. - Т. 17, № 6. - С. 117-123.

8. Доклад для общественных консультаций «Цифровой рубль» // Центральный банк Рос. Федерации: [офиц. сайт]. URL: https://cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/ (дата размещения:13.10.2020; дата обращения: 02.03.2023).

9. Сухарев А. Н. О цифровых валютах: будущее денежно-кредитной и финансовой системы/ А. Н. Сухарев// Банковское дело. - 2021. - №4. - С. 2630.

10. Аналитическая записка «Что изменится для банков и их клиентов с введением цифрового рубля» // Центральный банк Российской Федерации: [офиц. сайт]. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/118208/analytic_note_20210126_dip.pdf (дата размещения: январь 2021; дата обращения: 21.03.2023).

11. Лолаева, А. С. Правовая природа криптовалюты / А. С. Лолаева, С. А. Макиев, Э. С. Бутаева // Юридические исследования. - 2021. - № 12. - С.

20-32.

12. Сбербанк спрогнозировал отток до П4 трлн из банков в цифровой рубль.—. — URL: https://wwwrbc.ru/finances/15/12/2020/5fd86d479a79470af8e7e4f97fromFfrom main 1 (дата размещения: 15.12.2020; дата обращения: 18.03.2023).

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by the National Assembly. by a vote of 12 Dec. 1993 [with amendments approved during the all-Russian vote on

01.07.2020] // http://pravo.gov.ru , 06.10.2022.

2. Analytical note "What will change for banks and their customers with the introduction of the digital ruble" // Central Bank of the Russian Federation: [ofic. website]. URL:

https://www.cbr.ru/Content/Document/File/118208/analytic_note_20210126_dip.pdf (posting date: January 2021; accessed: 03/21/2023).

3. Report for public consultations "Digital ruble" // Central Bank of Russia. Federation: [ofic. website]. URL: https://cbr.ru/analytics/d ok/dig ruble/ (date of place-

ment:13.10.2020; date of circulation: 02.05.2021).

4. The concept of the digital ruble // Central Bank of Russia. Federation: [ofic. website]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/120075/concept 08042021 .pdf (publication

date: April 2021; accessed: 02.03.2023).

5. Olshevsky, V. Theory of inflation in Russia: historical aspect / V. Olshevsky // Economic issues. - 2006. - No. 1. - pp. 39-49.

6. The main directions of the unified state monetary policy for 2021 and the period 2022 and 2023 // Central Bank of the Russian Federation: [ofic. website]. URL:

https://cbr.ru/Content/Document/File/87358/on 2021(2022-2023).pdf (date of publication: November 2020; date of circulation: 03/21/2023).

7. Makiev, S. A. The concept and essence of cryptocurrency as an object of civil rights / S. A. Makiev, D. M. Kachmazova, A. S. Lolaeva // Problems of economics and legal

practice. - 2021. - Vol. 17, No. 6. - pp. 117-123.

8. Report for public consultations "Digital ruble" // Central Bank of Russia. Federation: [ofic. website]. URL: https://cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble / (date of place-

ment:13.10.2020; date of circulation: 02.03.2023).

9. Sukharev A. N. On digital currencies: the future of the monetary and financial system/ A. N. Sukharev// Banking. - 2021. - No. 4. - pp. 26-30.

10. Analytical note "What will change for banks and their customers with the introduction of the digital ruble" // Central Bank of the Russian Federation: [ofic. website]. URL:

https://www.cbr.ru/Content/Document/File/118208/analytic_note_20210126_dip.pdf (date of placement: January 2021; date of circulation: 03/21/2023).

11. Lolaeva, A. S. The legal nature of cryptocurrencies / A. S. Lolaeva, S. A. Makiev, E. S. Butaeva // Legal research. - 2021. - No. 12. - pp. 20-32.

12. Sberbank predicted an outflow of up to П4 trillion from banks to the digital ruble.—. — URL:

https://www.rbc.ru/finances/15/12/2020/5fd86d479a79470af8e7e4f97fromFfrom main 1 (posting date: 12/15/2020; accessed: 03/18/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.