Научная статья © Кардашова И.Б., 2023
УДК 342.9
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ирина Борисовна Кардашова
Университет прокуратуры Российской Федерации [email protected]
Аннотация. Исследуется сфера безопасности дорожного движения с точки зрения ее роли в системе национальной безопасности. На основе анализа основополагающих правовых актов и документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности автор приходит к выводу, что безопасность дорожного движения является важнейшей задачей реализации государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Ключевые слова: национальная безопасность, безопасность дорожного движения, документы стратегического планирования, национальные интересы, угрозы национальной безопасности
Для цитирования: Кардашова И.Б. Безопасность дорожного движения в контексте обеспечения национальной безопасности // Безопасность дорожного движения. 2023. № 1. С. 6-11.
Original article
ROAD SAFETY IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY
Irina B. Kardashova
University of Prosecutor's Office of the Russian Federation [email protected]
Abstract. Examines the field of road safety from the point of view of its role in the national security system. Based on the analysis of the fundamental legal acts and strategic planning documents in the field of national security, the author comes to the conclusion that road safety is the most important task of implementing state policy in the field of national security.
Keywords: national security, road safety, strategic planning documents, national interests, threats to national security For citation: Kardashova I.B. Road Safety in the context of national security // Road safety. 2023. № 1. P. 6-11.
В современных реалиях научное исследование сферы безопасности дорожного движения актуально с точки зрения обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, поскольку она выступает важнейшей составляющей государственной политики российского государства. В настоящее время по-прежнему значимы слова Б.В. Россинского, что «безопасность дорожного движения стала серьезной государственной проблемой, имеющей огромное социальное и политическое значение» [1].
На протяжении тридцати лет в нашей стране формировался правовой фундамент обеспечения национальной безопасности, позволяющий успешно реали-зовывать стратегические национальные приоритеты.
Анализ основополагающих правовых актов и документов стратегического планирования способствует позиционированию роли безопасности дорожного движения в сфере обеспечения национальной безопасности.
К ним относятся Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» [2] (далее - Федеральный закон «О безопасности) и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [3] (далее - Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»), указы Президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [4], «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [5], «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [6], «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [7] и другие правовые акты.
При этом важнейшим документом стратегического планирования является третья Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [8].
В системе правовых источников в области безопасности дорожного движения центральное место занимают Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [9], определивший безопасность дорожного движения как «состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий» [9], а также Указ Президента РФ, утвердивший Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации [10].
В Основном законе российского государства по понятным причинам категория «национальная безопасность» отсутствует, но многие конституционные положения, в том числе ч. 3 ст. 55, подп. «м» ч. 1 ст. 71, ст. 72, связаны с защитой интересов личности, общества и государства.
Важны эпохальные конституционные поправки 2020 г. [11], закрепившие в ч. 2 ст. 80 и подп. «е.5» ст. 83 понятие «единой системы публичной власти», которые впоследствии были определены в ст. 2 Федерального закона «О Государственном Совете Российской Федерации» в виде совокупности «федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления» [12].
В единую систему публичной власти входят реализующие государственную политику в сфере безопасности дорожного движения органы внутренних дел.
Начиная с первого Закона РФ «О безопасности» [13] происходит постоянная трансформация кате-
гориального аппарата, но в целом сохраняется понимание национальной безопасности как защищенности интересов личности, общества и государства от угроз национальной безопасности и других негативных факторов, способных причинить им ущерб.
Акцентируя внимание на названии и содержании прогрессивного для того исторического периода закона, отметим определение в нем предмета регулирования.
Так, законом регламентируются общественные отношения не в широчайшей сфере безопасности жизнедеятельности, включающей в себя бытовую безопасность, безопасность животного и растительного мира и национальную безопасность [14], а в сфере национальной безопасности, связанной с защитой интересов личности, общества и государства (национальных интересов) от угроз национальной безопасности.
Следовательно, на уровне бытовой безопасности рассматривается защита человека как биологического существа, его физиологических потребностей от негативных факторов, а на уровне национальной безопасности - защита личности (социума) от угроз национальной безопасности.
В наименовании и содержании действующего Федерального закона «О безопасности» также обозначена область безопасности, но в ст. 1 законодатель уточнил предмет регулирования - «безопасность, национальная безопасность».
По нашему мнению, такой юридический прием отождествления безопасности и национальной безопасности неконструктивен для выделения видов национальной безопасности.
В положении ст. 2 Федерального закона «О безопасности» к видам безопасности (национальной безопасности) отнесены «безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности, иные виды», что обнаруживает их открытый перечень.
Такое расширительное толкование позволяет относить к сфере национальной безопасности бесчисленные виды, размывая границы ее предмета.
Представляется, что виды национальной безопасности следует четко дифференцировать по объектам национальной безопасности (безопасность личности, общества и государства), по источникам угроз (внешняя, внутренняя), по сферам жизнедеятельности (государственная, общественная, экономическая, информационная и др.) и т.п.
Необходимо понять, является ли безопасность дорожного движения самостоятельным видом национальной безопасности.
Согласимся с мнением, что ее можно называть необходимой составляющей системы национальной безопасности и применять положения Федерального закона «О безопасности» и документов стратегического планирования [15, 16].
Однако, по нашему мнению, безопасность дорожного движения нужно отнести не к самостоятельному виду национальной безопасности, а к важнейшему элементу общественной безопасности как виду национальной безопасности.
В рамках данной статьи укажем лишь на множество мнений об «общественной безопасности» в научных источниках с широким и узким толкованием.
Широкое понимание общественной безопасности характеризует ее как нормальный режим функционирования общественной жизни [17], охватывающий всю совокупность социальных явлений.
Узкий подход основан на понимании системы общественных отношений, связанных с источниками повышенной опасности (техническими средствами, стихийными силами природы, веществами и предметами разрешительной системы, деяниями физических лиц, создающими реальную угрозу жизни и здоровью людей, материальным и духовным ценностям) [18-20].
Известно, что важнейшей составляющей единого процесса стратегического управления является стратегическое планирование, осуществляемое на основе документов стратегического планирования.
Актуальны слова Ю.А. Тихомирова о том, что предвидение, сближающееся с планированием, «углубляет анализ ситуации, сбор точной информации», поэтому в управленческом процессе выделяют стратегии, планы и «вероятные предсказания» [21].
Определение документа стратегического планирования приведено в п. 10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О стратегическом планировании» как «документированной информации, разрабатываемой, рассматриваемой и утверждаемой (одобряемой) органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными участниками стратегического планирования» [3].
В научных источниках эти документы характеризуются «стратегическим актом управления» [22], «одним из видов правового акта управления, являющимся основой для принятия других правовых актов управления» [23].
Документы стратегического планирования разрабатываются и принимаются органами публичной власти в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ [24-26].
Проекты указанных документов, прошедшие общественное обсуждение, подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре [27].
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности определяется Президентом РФ, а непосредственную разработку и уточнение стратегии национальной безопасности, иных концептуальных и доктринальных документов осуществляет Совет Безопасности РФ [2, 28].
Понятно, что документы стратегического планирования имеют «большой регулятивный потенциал в качестве средства правовой политики» [29].
На наш взгляд, они имеют характер политико-правовой доктрины, позволяющей не только теоретически обосновывать возникающие проблемы, но и реально влиять на законодателя [30, 31] при подготовке законопроектов, программных документов политического характера, нормативных правовых актов, решений органов публичной власти.
Выявлению особенностей регулирования сферы безопасности дорожного движения способствует рассмотрение единой сбалансированной системы документов стратегического планирования, структурированной по стратегическим национальным приоритетам и целям обеспечения национальной безопасности [32].
Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» включил в эту систему взаимообусловленные документы стратегического планирования по следующим критериям: по целеполаганию (стратегию национальной безопасности), по целеполаганию по отраслевому
и территориальному принципу (отраслевые документы стратегического планирования), по прогнозированию (стратегический прогноз), по планированию и программированию (государственные программы РФ, планы деятельности федеральных органов исполнительной власти). Разумеется, положения государственных программ, отраслевых стратегий должны коррелировать с положениями стратегии национальной безопасности.
Как уже отмечалось, основополагающим документом стратегического планирования является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2021 года (далее также Стратегия) - «базовый документ в области планирования развития системы обеспечения национальной безопасности», разрабатываемый на долгосрочный период, не превышающий периода, на который разработан стратегический прогноз Российской Федерации, и корректируемый каждые шесть лет [3].
В ней представлен категориальный аппарат, в том числе феномен национальной безопасности в виде «состояния защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз».
Можно заметить, что в настоящее время приоритетными являются внешние угрозы в связи с «изменениями структуры мирового порядка, формированием новых архитектуры, правил и принципов мироустройства» в современных реалиях.
В Стратегии определены национальные интересы как «объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии».
Кстати, в связи с указанными выше конституционными поправками национальные интересы впервые в истории российского государства нашли отражение в п. «ж» ст. 83 Конституции РФ о полномочиях Президента РФ.
Далее в п. 25 Стратегии представлен перечень национальных интересов на долгосрочный период, в котором к сфере общественной безопасности можно отнести «сбережение народа России», «укрепление законности» и «защиту граждан от противоправных посягательств».
Угроза национальной безопасности представлена в виде «совокупности условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам», препятствующих развитию личности, общества и государства.
Сравнительный анализ явлений национальной безопасности и безопасности дорожного движения как «состояния данного процесса, отражающего степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий», указывает на состояние защищенности различных по своей сущности объектов - национальных интересов и участников «общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог» [9].
По нашему мнению, отдельные дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП) являются негативными факторами, влияющими на бытовую безопасность людей, участвующих в дорожном движении.
Однако при возрастании уровня причиненного ими ущерба в целом для российской нации они могут приобрести характер угрозы национальной безопасности. Российская нация Указом Президента РФ определяется как «многонациональный народ Российской Федерации - сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной
этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием» [4].
В настоящее время, несмотря на снижение показателей тяжести последствий от ДТП, сохраняется потребность целенаправленной деятельности органов публичной власти по минимизации числа погибших и раненых в ДТП.
Так, по статистическим данным ГИБДД, только в 1 квартале 2023 года произошло 24 223 ДТП, погибли 2664 человека, ранены 31 119 человек [33].
Вместе с тем оценка негативных факторов осуществляется в рамках «государственного мониторинга состояния национальной безопасности на основе показателей состояния национальной безопасности, определяемых Президентом Российской Федерации» [8].
По итогам мониторинга, осуществляемого органами публичной власти с применением сводных реестров государственной статистики, Секретарь Совета Безопасности РФ готовит ежегодный доклад Президенту РФ.
Заметим, что оценка уровня обеспечения национальной безопасности, осуществляемая на основе множества индикаторов и показателей, является сложнейшим процессом [34].
Анализ положений Стратегии показывает, что угрозы национальной безопасности в сфере дорожного движения отсутствуют.
Однако в Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 20182024 годы [35], являющейся основой для формирования и реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения на федеральном, региональном, муниципальном и межотраслевом уровнях, представлены следующие угрозы: значительное количество транспортных средств, не отвечающих современным требованиям безопасности, отсутствие действенного организационно-правового механизма контроля технического состояния транспортных средств, несовершенство системы допуска водителей к участию в дорожном движении, несовершенство действующей системы оповещения о ДТП и системы оказания помощи пострадавшим в ДТП.
В этой отраслевой стратегии определена цель повышения безопасности дорожного движения и стремление к нулевой смертности в ДТП к 2030 году В качестве целевого ориентира на 2024 год обозначен показатель социального риска, составляющий не более 4 погибших на 100 тыс. населения.
Итак, в части отсутствия (наличия) угроз национальной безопасности в области безопасности дорожного движения обнаруживается несогласованность положений Стратегии национальной безопасности РФ и Стратегии безопасности дорожного движения РФ.
По-видимому, это обусловлено различным толкованием угроз национальной безопасности и угроз безопасности дорожного движения, существенно разнящихся по тяжести причиненного ими ущерба национальным интересам либо человеку.
Поскольку безопасность дорожного движения позиционировалась выше как элемент общественной безопасности, реализация мер по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию единой государственной системы профилактики преступности, способствующих обеспечению общественной безопасности (п. 41 Стратегии), распространяется на сферу безопасности дорожного движения.
Анализ положений п. 47 Стратегии показывает, что повышение безопасности дорожного движения является одной из задач обеспечения общественной безопасности.
К целям обеспечения общественной безопасности в подп. «е» п. 25 Концепции общественной безопасности отнесено повышение безопасности дорожного движения, сокращение количества ДТП, влекущих причинение вреда жизни и здоровью граждан, снижение тяжести их последствий [36]. Бесспорно, что общественной безопасности угрожают ДТП, аварии, катастрофы, выпуск на линию неисправных транспортных средств, управление транспортными средствами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Обеспечение и защита национальных интересов осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти на реализации девяти стратегических национальных приоритетов, закрепленных в п. 26 Стратегии, из которых к сфере безопасности дорожного движения можно отнести «сбережение народа России» и «общественную безопасность».
Необходимо подчеркнуть, что «сбережение народа России» впервые закреплено в п. 28-33 Стратегии в качестве стратегического приоритета.
Как отмечалось, реализацию государственной политики в сфере безопасности дорожного движения осуществляют органы внутренних дел.
Документами стратегического планирования являются также государственные программы, «содержащие комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям, ресурсам», утверждаемые и реализуемые постановлениями Правительства РФ [37].
Стратегический национальный приоритет «общественная безопасность» реализуется в рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [38].
В ней отражены мероприятия федерального проекта «Безопасность дорожного движения» [39] национального проекта «Безопасные качественные дороги» [40], направленные на снижение аварийности на автодорогах и тяжести последствий ДТП.
В паспортах эти проектов представлены показатели, которых необходимо достичь к 2030 году: 1,0100 погибших в ДТП на 10 тысяч транспортных средств и 4,0000 погибших в ДТП на 100 тысяч населения.
В этой государственной программе указывается на взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих и реализующих дополнительные мероприятия по предупреждению аварийности на автомобильном транспорте и повышению эффективности реализации контрольных (надзорных) мероприятий за соблюдением законодательства о безопасности дорожного движения.
К документам стратегического планирования следует отнести планы деятельности федеральных органов исполнительной власти, разрабатываемые на шесть лет в целях организации их деятельности по реализации этих документов, по которым они являются ответственными исполнителями (соисполнителями), порядок подготовки которых регламентируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ [41].
Таким образом, решение важнейшей задачи по обеспечению безопасности дорожного движения на основе документов стратегического планирования существенно влияет на эффективность реализации госу-
дарственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Список источников
1. Россинский Б.В. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения: тенденции, проблемы и перспективы развития: дисс.. .д-ра юрид. наук. М., 1993. 376 с.
2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N° 390-Ф3 «О безопасности» // Российская газета. 29.12.2010.
3. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 30.06.2014. № 26 (Часть I). Ст. 3378.
4. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 24.12.2012. № 52. Ст. 7477.
5. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 14.05.2018. № 20. Ст. 2817.
6. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 27.07.2020. № 30. Ст. 4884.
7. Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 15.11.2021. № 46. Ст. 7676.
8. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (Часть II). Ст. 5351.
9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50. Ст. 4873.
10. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. 22.06.1998. № 25. Ст. 2897.
11. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 16.03.2020. № 11. Ст. 1416.
12. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 394 «О Государственном Совете Российской Федерации» // Российская газета. 11.12.2020. № 280.
13. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Российская газета. 06.05.1992. № 103 (утратил силу).
14. Возжеников А.В., Прохожев А.А. Безопасность России: современное понимание, обеспечение. М., 1998. С. 9.
15. Брунер Р.А. Безопасность дорожного движения как элемент системы национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2022. № 1. С. 104-108.
16. Таран И.С., Петров Г.В. Безопасность дорожного движения в системе национальной безопасности Российской Федерации // Научно-практические исследования. 2020. № 12-7(35). С. 48-51.
17. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М., 1996. С. 559.
18. Административное право: учебник / Под общ ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2001. С. 689.
19. Туманов Г.А., Фризко В.И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях // Советское государство и право. 1989. № 8. С. 21.
20. Кондратов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. С. 8.
21. Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. М.: Наука. 1972. С. 52-54, 67-70.
22. Зубарев С.М. Стратегические акты управления в области обеспечения национальной безопасности // Вестник МГЮА. 2022. № 11. С. 4-12.
23. Старостин С.А., Добкин А.Г. О планах деятельности федеральных органов исполнительной власти как документах стратегического планирования // Вестник Томского государственного университета. Право. 2021. № 41.
24. Распоряжение Президента РФ от 5 февраля 1993 г. № 85-рп «О мерах по упорядочению подготовки актов Президента Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 15.02.1993. № 7. Ст. 598.
25. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 27.05.1996. № 22. Ст. 2663.
26. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ. 18.08.1997. № 33. Ст. 3895.
27. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2015 г. № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования» (вместе с «Правилами государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования») // Собрание законодательства РФ. 06.07.2015. № 27. Ст. 4067.
28. Указ Президента РФ от 7 марта 2020 г. № 175 «О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации» (вместе с «Положением о Совете Безопасности Российской Федерации», «Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. 09.03.2020. № 10. Ст. 1323.
29. Малько А.В., Гайворонская Я.В. Доктринальные акты как основной инструмент правовой политики // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 1. С. 4-25.
30. Голоскоков Л.В. Правовые доктрины: от Древнего мира до информационной эпохи. М.: Научный мир. 2003. С. 320.
31. Бошно С.В. Форма права (теоретико-правовое исследование): дисс... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 79.
32. Ирошников Д.В. Документы стратегического планирования в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: теоретико-правовой аспект // Национальная безопасность и стратегическое планирование. № 3(35).
33. URL: https://гибдд.рф (дата обращения: 15.02.2023).
34. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. М., 2005. С. 81-87.
35. Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 20182024 годы» // Собрание законодательства РФ. 29.01.2018. № 5. Ст. 774.
36. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.02.2023).
37. Распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.11.2010. № 47. Ст. 6166.
38. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // Собрание законодательства РФ. 05.05.2014. № 18 (Часть IV). Ст. 2188.
39. Паспорт федерального проекта «Безопасность дорожного движения» (утв. Минтрансом России) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.02.2023).
40. Паспорт национального проекта «Национальный проект Безопасные качественные дороги» (утв. Минтрансом России) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.02.2023).
41. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2015 г. № 1449 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (Часть II). Ст. 254.
References
1. Rossinsky B.V State road safety system: trends, problems and prospects of development: diss...Doctor of Sciences of Jurisprudence. M., 1993. 376 р.
2. Federal Law dated 28.12.2010 № 390-FZ «On security» // Rossiyskaya gazeta. 29.12.2010.
3. Federal Law dated 28.06.2014 № 172 «On strategic planning in the Russian Federation»// Collection Legislation of the Russian Federation. 30.06.2014. № 26 (Part I). Art. 3378.
4. Decree of the President of the Russian Federation dated 19.12.2012 № 1666 «On the Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025» // Collection Legislation of the Russian Federation. 24.12.2012. № 52. Art. 7477.
5. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 № 204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024» // Collection Legislation of the Russian Federation. 14.05.2018. № 20. Art. 2817.
6. Decree of the President of the Russian Federation dated 21.07.2020 № 474 «On national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030» // Collection Legislation of the Russian Federation. 27.07.2020. № 30. Art. 4884.
7. Decree of the President of the Russian Federation dated 08.11.2021 № 633 «On approval of the Fundamentals of state policy in the field of strategic planning in the Russian Federation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 15.11.2021. № 46. Art. 7676.
8. Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 05.07.2021. № 27 (Part II). Art. 5351.
9. Federal Law dated 10.12.1995 № 196-FZ «On road safety» // Collection Legislation of the Russian Federation. 11.12.1995. № 50. Art. 4873.
10. Decree of the President of the Russian Federation dated 15.06.1998 № 711 «On additional measures to ensure road safety» (together with the «Regulations on the State road safety inspection of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation») // Collection Legislation of the Russian Federation. 22.06.1998. № 25. Art. 2897.
11. The Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation dated 14.03.2020 № 1-FKZ «On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power» // Collection Legislation of the Russian Federation. 16.03.2020. № 11. Art. 1416.
12. Federal Law dated 08.12.2020 № 394 «On the State Council of the Russian Federation» // Rossiyskaya gazeta. 11.12.2020. № 280.
13. Law of the Russian Federation № 2446-1 «On security» dated 05.03.1992 // Rossiyskaya gazeta. 06.05.1992. № 103 (expired).
14. Vozzhenikov A.V., Prokhozhev A.A. Security of Russia: modern understanding, provision. M., 1998. P. 9.
15. Bruner R.A. Road safety as an element of the national security system of the Russian Federation // Bulletin
of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 1. P. 104-108.
16. Taran I.S., Petrov G.V. Road safety in the national security system of the Russian Federation // Scientific and practical research. 2020. № 12-7(35). P. 48-51.
17. Alekhin A.P., Karmolitsky A.A., Kozlov Yu.M. Administrative law of the Russian Federation. M., 1996. P. 559.
18. Administrative law: textbook / Under the general editorship of Yu.M. Kozlov, L.L. Popov. M., 2001. P. 689.
19. Tumanov G.A., Frizko V.I. Public safety and its provision in extreme conditions // The Soviet state and law. 1989. № 8. P. 21.
20. Kondrashov B.P. Public safety and administrative and legal means to ensure it. M., 1998. P. 8.
21. Tikhomirov Yu.A. Managerial decision. M.: Nauka. 1972. P. 52-54, 67-70.
22. Zubarev S.M. Strategic management acts in the field of national security// Bulletin of the Moscow State University. 2022. № 11. P. 4-12.
23. Starostin S.A., Dobkin A.G. On the activity plans of federal executive authorities as strategic planning documents // Bulletin of Tomsk State University. Right. 2021. № 41.
24. Decree of the President of the Russian Federation dated 05.02.1993 № 85-rp «On measures to streamline the preparation of acts of the President of the Russian Federation» // Collection of acts of the President and Government of the Russian Federation. 15.02.1993. № 7. Art. 598.
25. Decree of the President of the Russian Federation dated 23.05.1996 № 763 «On the procedure for publication and entry into force of acts of the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation and regulatory legal acts of federal executive authorities» // Collection Legislation of the Russian Federation. 27.05.1996. № 22. Art. 2663.
26. Decree of the Government of the Russian Federation dated 13.08.1997 № 1009 «Rules of preparation regulatory legal acts of federal executive authorities and their state registration» // Collection Legislation of the Russian Federation. 18.08.1997. № 33. Art. 3895.
27. Decree of the Government of the Russian Federation dated 25.06.2015 № 631 «On the procedure for state registration of strategic planning documents and Maintaining the Federal State Register of Strategic Planning Documents» (together with the «Rules for state registration of strategic planning documents and Maintaining the federal state register of strategic planning documents») // Collection Legislation of the Russian Federation. 06.07.2015. № 27. Art. 4067.
28. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.03.2020 № 175 «On certain issues of the Security Council of the Russian Federation» (together with the «Regulations on the Security Council of the Russian Federation», «Regulations on the apparatus of the Security Council of the Russian Federation»)
// Collection Legislation of the Russian Federation. 09.03.2020. № 10. Art. 1323.
29. Malko A.V, Gayvoronskaya Ya.V. Doctrinal acts as the main instrument of legal policy // Right. Journal of the Higher School of Economics. 2018. № 1. P. 4-25.
30. Goloskokov L.V. Legal doctrines: from the Ancient World to the information age. M.: Scientific world. 2003. P. 320.
31. Boshno S.V Form of law (theoretical and legal research): diss...Doctor of Sciences in Jurisprudence. M., 2005. P. 79.
32. Iroshnikov D.V. Documents of strategic planning in the system of ensuring national security of the Russian Federation: theoretical and legal aspect // National security and strategic planning. № 3(35).
33. URL: https://ra6gg.p$ (date of access: 15.02.2023).
34. Yarochkin V.I., Buzanova Ya.V Security theory. M., 2005. P. 81-87.
35. Decree of the Government of the Russian Federation dated 08.01.2018 № 1-r «On approval of the road safety Strategy in the Russian Federation for 2018-2024» // Collection Legislation of the Russian Federation. 29.01.2018. № 5. Art. 774.
36. The concept of public safety in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on 14.11.2013 № Pr-2685) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 15.02.2023).
37. Order of the Government of the Russian Federation of 11.11.2010 № 1950-r «On approval of the list of state programs of the Russian Federation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 22.11.2010. № 47. Art. 6166.
38. Decree of the Government of the Russian Federation dated 15.04.2014 № 345 «On approval of the State program of the Russian Federation «Ensuring public order and countering crime» // Collection Legislation of the Russian Federation. 05.05.2014. № 18 (Part IV). Art. 2188.
39. Passport of the federal project «Road safety» (approved by the Ministry of Transport of Russia) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 15.02.2023).
40. Passport of the national project «National project Safe quality roads» (approved by the Ministry of Transport of Russia) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 15.02.2023).
41. Decree of the Government of the Russian Federation dated 26.12.2015 № 1449 «On the procedure for developing, adjusting, monitoring and controlling the implementation of plans for the activities of federal executive authorities, whose activities are managed by the Government of the Russian Federation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 04.01.2016. № 1. (Part II). Art. 254.
Информация об авторе
И.Б. Кардашова - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры основ прокурорской деятельности Университета прокуратуры Российской Федерации
Контакты: ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1, Москва, Россия, 107078 Information about the author
I.B. Kardashova - Doctor of Sciences of Jurisprudence, Professor, Professor of the Department of Fundamentals of Prosecutorial Activity of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Contacts: ul. Novaya Basmannaya, d. 10, str. 1, Moscow, Russia, 107078
Статья поступила в редакцию 26.02.2023; одобрена после рецензирования 03.03.2023; принята к публикации 10.03.2023. The article was submitted 26.02.2023; approved after reviewing 03.03.2023; accepted for publication 10.03.2023.