Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / УЩЕРБ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ / УГРОЗА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ / СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенова Т.Ю.

Рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, являющиеся чрезвычайными ситуациями техногенного характера, мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, некоторые значительные аварии и последствия возникших чрезвычайных ситуаций, причины возникновения дорожно-транспортных происшествий, некоторые аспекты спасения пострадавших.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ASPECTS OF ROAD SAFETY IN A TRAFFIC ACCIDENT

The article discusses road traffic accidents that are man-made emergencies, measures to ensure road safety, discusses some significant accidents and the consequences of emergencies that have arisen, the causes of road accidents, some aspects of the rescue of victims.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ»

Научная статья © Семенова Т.Ю., 2022

NIION: 2021-0084-1/22-070 УДК 656.13.08

MOSURED: 77/27-026-2022-1-269

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

Татьяна Юрьевна Семенова

ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) tanushaurs@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, являющиеся чрезвычайными ситуациями техногенного характера, мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, некоторые значительные аварии и последствия возникших чрезвычайных ситуаций, причины возникновения дорожно-транспортных происшествий, некоторые аспекты спасения пострадавших.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, безопасность дорожного движения, ущерб от дорожно-транспортных происшествий, угроза жизни и здоровью, стратегия безопасности

Для цитирования: Семенова Т.Ю. Основные подходы к безопасности дорожного движения при дорожно-транспортных происшествиях // Безопасность дорожного движения. 2022. № 3. С. 23-28.

Original article

THE MAIN ASPECTS OF ROAD SAFETY IN A TRAFFIC ACCIDENT

Tatiana Yu. Semenova

FSBI VNII GOChS (FC) tanushaurs@mail.ru

Abstract. The article discusses road traffic accidents that are man-made emergencies, measures to ensure road safety, discusses some significant accidents and the consequences of emergencies that have arisen, the causes of road accidents, some aspects of the rescue of victims.

Keywords: traffic accidents, road safety, damage from road accidents, threat to life and health, safety strategy For citation: Semenova T.Yu. The main aspects of road safety in a traffic accident // Road safety. 2022. № 3. P. 23-28.

Дорожно-транспортное происшествие (далее -ДТП) - событие, последствиями которого являются человеческие жертвы и экономический ущерб. Это тяжелое и серьезное следствие все возрастающего количества транспортных средств, транспортных развязок, увеличивающейся интенсивности движения, игнорирования участниками дорожного движения правил дорожного движения и погодных условий.

Обеспечение безопасности дорожного движения для Российской Федерации остается актуальной задачей, требующей активных действий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий. Ее выполнение возможно за счет усиления межведомственного взаимодействия, комплексного воздействия на проблемы в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также реализации в каждом из направлений деятельности мер системного характера. Особую значимость приобретает скоординированная работа всех заинтересованных ведомств и служб [3].

Ущерб от ДТП угрожает национальной безопасности России. Каждый год в ДТП на территории России погибает свыше 30 тыс. человек [7].

Статистика аварийности свидетельствует не только о недостаточной эффективности организации дорожного движения и состояния автодорожной сети, об игнорировании правил дорожного движения, но и о недостаточной помощи пострадавшим в ДТП, что объясняет высокий показатель тяжести их последствий.

Для обеспечения безопасности дорожного движения необходимо применять разработанную и реализованную долгосрочную государственную стратегию, использовать усилия по координации государства и общества.

Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. №1-р [1] Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы (далее - Стратегия) - это межотраслевой документ стратегического планирования на среднесрочный период, разработанный во исполнение подпункта «а» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. № Пр-637ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 14 марта 2016 г.

Стратегия является основой планирования при реализации политики в области обеспечения безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы, создает системный подход к решению проблемы дорожно-транспортного травматизма. Стратегия включает в себя результаты анализа состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также совокупность мер, направленных на ее повышение и снижение смертности в данной сфере.

Стратегия учитывает предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных организаций, субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, структур российского бизнес-сообщества и общественных организаций.

В соответствии с федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (далее - ФЦП), разработанной МВД России и утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864, обеспечение безопасности дорожного движения является одной из важных социально-экономиче-

ских и демографических задач Российской Федерации [2]. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам.

Решение задач в области обеспечения безопасности дорожного движения способствует сокращению количества демографических, социальных и экономических проблем, повышению качества жизни в сфере регионального развития. В ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из главных направлений демографической политики в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N° 1351, является снижение смертности населения, в том числе в ДТП.

Ответственными за формирование и реализацию мероприятий по ФЦП являются МВД России (го-

сударственный заказчик - координатор программы), МчС России, Минздрав России, Минтранс России, Минобрнауки России, Минпромторг России, Росавто-дор. Эти федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции государственных заказчиков по реализации основных функциональных направлений выполнения мероприятий программы в пределах своей компетенции.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Аварии в ДТП относятся к чрезвычайным ситуациям (далее - ЧС) техногенного характера. Рассмотрим наиболее значимые техногенные ЧС, произошедшие на территории Приволжского федерального округа в 2021 г.

В Увинском районе Удмуртской Республики на региональной автодороге «Ижевск-Ува» 1 января 2021 г. произошло ДТП (47 км) с участием двух легковых автомобилей. Всего пострадали 11 человек (в том числе 6 детей), погибли 3 (включая 1 ребенка) (рис. 1, 2) [4].

Рисунок 1

Рисунок 2

В Салаватском районе Республики Башкортостан на 35 км региональной автодороги «Кропаче-во-Месягутово-Ачит» 10 января 2021 г. произошло ДТП с участием легкового и грузового автомобилей

и двух пассажирских микроавтобусов. Всего пострадали 18 человек, в том числе 6 детей, из которых 4 ребенка погибли (рис. 3, 4) [4].

Рисунок 3

В Сызранском районе Самарской области на 873 км федеральной автодороги М-5 «Урал» 29 января 2021 г. произошло ДТП с участием грузового и лег-

Рисунок 4

кового автомобилей и пассажирского автобуса. Всего пострадали 24 человека (в том числе 1 ребенок), из которых погибли 12 (рис. 5, 6) [4].

Рисунок 5

Рисунок 6

В г. Ижевске Удмуртской Республики 4 марта уличного освещения. В результате ДТП пострадали 10 2021 г. маршрутный автобус совершил наезд на опору человек, 1 госпитализирован (рис. 7, 8) [4].

Рисунок 7

Рисунок 8

В г. Красновишерск Красновишерского райо- с участием двух легковых автомобилей, в результате на Пермского края 20 апреля 2021 г. произошло ДТП которого погибли 5 человек (рис. 9, 10) [4].

Рисунок 9 Рисунок 10

В Чистопольском районе Республики Татарстан грузового и легкового автомобилей. Пострадали 9

на 127 км федеральной автодороги Р-239 «Казань - человек (в том числе 1 ребенок), погибли 5 (рис. 11,

Оренбург» 9 мая 2021 г. произошло ДТП с участием 12) [4].

Рисунок 11

В Вольском районе Саратовской области на федеральной автодороге Р-228 «Сызрань-Саратов-Волгоград» 20 августа 2021 г. произошло ДТП с участи-

Рисунок 13

В г. Нижнем Новгороде 16.10.2021 произошло ДТП с участием трех транспортных средств (грузовая

Рисунок 15

Рисунок 12

ем 2 грузовых и 1 легкового автомобиля. Пострадали 8 человек (в том числе 3 ребенка), из которых 5 человек погибли, в том числе 2 ребенка (рис. 13, 14) [4].

Рисунок 14

газель и 2 автобуса). Пострадали 34 человека, из которых погиб 1 (рис. 15, 16) [4].

Рисунок 16

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

В большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, велосипедистами, превышения скорости, управления автомобилем в нетрезвом состоянии, неисправности транспортных средств, а также неудовлетворительного состояния дорог и т.д.

Можно выделить следующие категории ДТП вследствие нарушения правил дорожного движения: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на животных. Изучение и соблюдение правил дорожного движения как составляющей обеспечения безопасности дорожного движения способствует привитию населению культуры безопасного поведения на дорогах.

Культура безопасного поведения на дорогах является одной из составных частей общей культуры в области безопасности и включает в себя:

постоянное изучение и совершенствование знаний правил дорожного движения с учетом личных потребностей: пешеход, пассажир, водитель;

воспитание в себе внутренней потребности к соблюдению правил дорожного движения и дисциплины;

умение оценивать обстановку, складывающуюся на дорогах, предвидеть развитие событий и возможность возникновения опасной ситуации;

владение умениями и способами на основе оценки обстановки на дороге избегать опасных ситуаций;

умение действовать адекватно в дорожно-транспортной ситуации для снижения фактора риска для себя и окружающих.

Повышать свою культуру в области безопасности дорожного движения каждый человек должен постоянно с учетом своих возможностей и потребностей.

Отметим, что «культура безопасности - это составляющая общей культуры человека, сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки владения правилами дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно-этическое, художественно-эстетическое развитие, эмоциональное восприятие, позволяющие распознавать, предвидеть опасные ситуации, знать правила поведения в таких ситуациях, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей» [6].

Особой разновидностью культуры безопасности выступает транспортная культура. Транспортная культура - это часть общей культуры, включающая знания в области безопасности на транспорте, умения и навыки безопасного, правопослушного и культурного поведения в транспортной среде, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность в ней.

Формировать культуру безопасного поведения человека на дорогах необходимо в юных лет.

Следует отметить, что пропаганда безопасности дорожного движения представляет собой целенаправленную деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения.

Успех пропагандистского воздействия зависит и от многих психологических факторов и определяется такими задачами, как информирование населения о состоянии безопасности дорожного движения, формирование у населения правосознания и культуры в области дорожного движения, уважительного отношения к действующим правилам, нормативам и стандартам, воспитание чувства долга и личной ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения [5].

Однако в настоящее время 100% результат действий и мероприятий по обеспечению безопасности отсутствует. В 2022 г. прогнозируется незначительное увеличение количества крупных ДТП относительно 2021 г., до уровня средних значений по многолетним наблюдениям (100 - 110). Наибольшее количество ДТП прогнозируется на территории Московской области, г. Москвы, Краснодарского края, Ленинградской области, г. Санкт-Петербурга, Тульской области, Республики Дагестан, Ставропольского края, Ростовской, Нижегородской, Владимирской и Воронежской областей, Красноярского края, Республики Башкортостан.

Стратегия и ФЦП способствуют сохранению накопленного потенциала в области обеспечения безопасности дорожного движения и достижению результатов по сокращению числа погибших в ДТП в Российской Федерации, формированию у участников дорожного движения понимания перспектив и ориентиров состояния безопасности дорожного движения.

Таким образом, в России на государственном уровне предпринимаются меры по снижению аварийности на дорогах. Целью Правительства РФ является сокращение числа погибших и пострадавших в ДТП, а к 2030 г. - достижение нулевой смертности. Еще одним из методов снижения аварийности на дорогах страны является качественная и достоверная экспертиза ДТП, которая позволяет выявить причины возникновения ДТП и разработать мероприятия по их устранению.

Важно помнить, жизнь и здоровье человека -высшая ценность и главное достояние, которое необходимо беречь.

Список источников:

1. Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 20182024 годы» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.10.2022).

2. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» // Собрание законодательства РФ. 2013. №2 41. Ст. 5183.

3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50.

4. . Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2021 году». М.: ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России». 2022. 250 с.

5. Мережко М.Ю., Комаров Ю.Я., Шарантаев А.Г. Аварийность на дорогах и учет ДТП // Молодой ученый. 2021. № 10(352).

6. Пидручная С.Н. Формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей

старшего дошкольного возраста: автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. С. 25.

7. Калюжный А.Н. Федеральный закон «О безопасности»: итоги реализации и перспективы развития // Военно-юридический журнал. 2014. С. 7-10.

References:

1. Decree of the Government of the Russian Federation dated 08.01.2018 № 1-r «On Approval of the Road Safety Strategy in the Russian Federation for 2018-2024» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 15.10.2022).

2. Decree of the Government of the Russian Federation of 03.10.2013 № 864 «On the federal target program «Improving road safety in 2013-2020» // Collected Legislation of the Russian Federation. 2013. № 41. Art. 5183.

3. Federal Law of 10.12.1995 № 196-FZ (as amended on December 08.12.2020) «On road safety» // Collection of Legislation of the Russian Federation on 11.12.1995. № 50.

4. State report «On the state of protection of the population and territories of the Russian Federation from natural and man-made emergencies in 2021». M.: FGBVOU VO «Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia». 2022. 250 p.

5. Merezhko M.Yu., Komarov Yu.Ya., Sharantaev A.G. Accident rate on the roads and accounting for road accidents // Young scientist. 2021. № 10(352).

6. Pidruchnaya S.N. Formation of the foundations of safety culture according to the rules of the road for children of senior preschool age: abstract of the thesis. ... cand. ped. sciences. M., 2009. P. 25.

7. Kalyuzhny A.N. Federal Law «On security»: results of implementation and prospects for development // Military legal journal. 2014. № 3. P. 7-10.

Информация об авторе

Т.Ю. Семенова - младший научный сотрудник научно-исследовательского центра ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Контакты: ул. Давыдковская, д. 7, Москва, Росссия, 121352

Information about the author

T. Yu. Semenova - Junior researcher of the research center of the FSBI VNII GOChS (FC) Contacts: ul. Davydkovskaya, d. 7, Moscow, Russia, 121352

Статья поступила в редакцию 21.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 01.07.2022. The article was submitted 21.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 01.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.