может приближаться к 6,5 тыс. долл.1 Также известно, что многие популярные интернет-сервисы (YouTube - с 2009 г., Gmail.com -с 2012 и др.) в стране заблокированы или периодически блокируются (Facebook, Twitter, Livejournal). Неизменно блокируются интернет-ресурсы туркменской оппозиции в изгнании: chrono-tm.org, gundogar.org и пр. Единственным интернет-провайдером в стране сейчас является государственная компания «Туркментелеком». Принудительный уход с туркменского рынка в конце 2010 г. российской телекоммуникационной компании МТС, предоставлявшей среди прочего услуги мобильного Интернета, так или иначе совпадает с очевидной тенденцией к ограничению информационного поля со стороны государственной власти.
Несмотря на то что в Туркмении западные технологии «мягкой силы» сейчас встречаются, пожалуй, с наибольшими препятствиями из всех центральноазиатских стран, недооценка их потенциала весьма опасна. В случае существенных социально-политических или экономических потрясений и ослабления государственной власти через американскую сеть НПО могут быть мобилизованы значительные силы из числа недовольных существующим режимом: участники западных образовательных программ (их количество может составлять несколько тысяч человек), представители клановых структур, ныне оттесненных от власти.
«Центральная Азия: Проблемы и перспективы: Взгляд из России и Китая», М., 2013 г., с. 56-67.
Б. Эргашев,
координатор исследований, Центр экономических исследований (Ташкент) ПОЛИТИКА УЗБЕКИСТАНА В ОТНОШЕНИИ АФГАНИСТАНА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
1. Угрозы безопасности и стабильному развитию стран Центральной Азии: распространение терроризма, религиозного
1 Самый дорогой Интернет - в Туркменистане // Radio France international: Интернет-сайт. 2011. 7 февраля. URL: http://www.russian.rfi.fr/node/46358 (Дата обращения: 18.02.2012.)
фундаментализма, наркотиков, исходящие из нестабильного Афганистана, носят долговременный характер. Степень влияния этих угроз неодинакова для стран региона (как минимум в силу географического фактора), что обусловливает несколько разные взгляды стран региона на ситуацию в Афганистане, и, соответственно, афганская проблематика (как в целом, так и отдельные ее аспекты) занимает различные места в иерархии политических приоритетов правительств.
2. В силу географических, геополитических и геоэкономических факторов Узбекистан является одним из ключевых игроков среди стран - соседей Афганистана в процессе урегулирования в Афганистане. И без учета роли данного фактора проекты афганского урегулирования не могут быть реализованы в полной мере. Исходя из этого, Узбекистан в течение двух последних десятилетий активно участвовал в выработке политических и экономических решений, направленных на разрешение конфликта в Афганистане.
3. В июле 2012 г. в Олий Мажлисе Узбекистана была рассмотрена и одобрена предложенная президентом страны Концепция внешней политики Республики Узбекистан, которая определяет внешнеполитическую стратегию на средне- и долгосрочную перспективу. Как отмечено в документе, главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана является регион Центральной Азии, с которым связаны его жизненно важные интересы. Согласно Концепции, проблемы Центральной Азии должны решаться самими государствами региона без вмешательства внешних сил.
4. Разработка и принятие Концепции внешней политики Узбекистана представляет собой квинтэссенцию прежних подходов, накопленного опыта (как позитивного, так и негативного) в решении проблем безопасности в регионе. Документ является логическим продолжением политики Узбекистана в вопросах афганского урегулирования. Содействие урегулированию ситуации в Афганистане, обеспечение мира и стабильности в регионе заявлены в Концепции в качестве важнейших направлений.
5. Подчеркивается, что внешнеполитическая деятельность Узбекистана, в том числе в вопросах содействия урегулированию ситуации в Афганистане, базируется на следующих принципах:
- проведение открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей;
- содействие урегулированию ситуации в Афганистане на принципах взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела;
- принятие политических, экономических и иных мер по предотвращению своего вовлечения в вооруженные конфликты и очаги напряженности в сопредельных государствах, а также не допускать на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов;
- никакая интеграция не должна быть навязана извне, она неприемлема, если ущемляет свободу, независимость и территориальную целостность страны или продиктована идеологическими обязательствами;
- Узбекистан оставляет за собой право заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них, руководствуясь высшими интересами государства, народа, его благосостояния и безопасности.
6. Позиция Узбекистана относительно разрешения афганского конфликта изначально базировалась на двух основных постулатах: а) признание того факта, что исключительно военными действиями урегулирование невозможно; б) повышение роли и значения экономической составляющей в программе урегулирования конфликта и восстановления Афганистана. Узбекистан последовательно действует в двух взаимосвязанных направлениях - через участие в реализации экономических проектов и параллельную дипломатическую деятельность в целях объединения усилий, как стран - соседей Афганистана, так и США / НАТО, КНР и РФ.
7. На дипломатическом уровне подходы Узбекистана в 1990-е годы базировались на признании того, что развитие ситуации в Афганистане показало необходимость скоординированного международного сотрудничества для налаживания диалога между враждующими группировками. В 1997 г. по инициативе Узбекистана под эгидой ООН начал действовать формат «6+2», т.е. шесть стран-соседей - Пакистан, Иран, Китай, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан, и страны-гаранты - США и РФ. Цель этого формата состояла, прежде всего, в урегулировании афганского конфликта посредством примирения Северного альянса и движения «Талибан». Благодаря деятельности Контактной группы 21 июля 1999 г. была подписана «Ташкентская декларация об основополагающих принципах мирного разрешения конфликта в Афганистане» в присутствии противоборствующих сторон.
8. В развитие данной идеи в 2008 г. Узбекистаном было предложено сформировать Контактную группу «6+3». В состав
Контактной группы вместе со странами, граничащими с Афганистаном: Пакистаном, Ираном, Китаем, Туркменистаном, Таджикистаном, Узбекистаном, - предлагалось включить с учетом сложившихся реалий на современном этапе Россию, США и НАТО. Целью данного формата было объединение усилий для поиска оптимального и мирного решения проблемы по достижению мира и стабильности в Афганистане, так как превалирование военных методов без решения социально-экономических вопросов только обостряет ситуацию. Кураторство и координацию деятельности Контактной группы предлагалось возложить на Специального представителя Генерального Секретаря ООН по Афганистану. От формата 6+2 ее также отличало то, что ни представители властных структур, ни враждующие группы Афганистана к переговорному процессу в рамках новой группы не были бы привлечены. Однако данная инициатива Узбекистана не получила поддержки.
9. Ключевой идеей Узбекистана в отношении афганского урегулирования всегда было стремление снизить уровень военной составляющей и уделить больше внимания вопросам восстановления экономики, так как только это позволит снизить уровень конфликтогенного потенциала внутри Афганистана. Приоритетом должно стать оказание целенаправленной экономической помощи Афганистану. И здесь у Узбекистана есть что предложить. За последние годы Узбекистаном накоплен значительный опыт участия в реализации совместных проектов восстановлении Афганистана, в частности, в сфере дорожного строительства и ремонта дорог, электроэнергетики, строительства железных дорог, горнодобывающей промышленности, образования, обмена специалистами. Значительно расширилась за последние годы взаимная торговля между Узбекистаном и Афганистаном.
10. Узбекистан уже с 2002 г. начал активное сотрудничество с Кабулом в экономической сфере. Так, Узбекистаном в рамках реализации программы реконструкции Афганистана было сооружено 11 мостов на участке «Мазари-Шариф-Кабул». Кроме того, завершается строительство высоковольтной линии 220 кВт протяженностью около 442 км от Кабула в сторону государственной границы с Узбекистаном. Данная линия электропередачи пройдет по территории пяти провинций Афганистана, и планируется, что она будет связана с электроэнергетической системой Узбекистана через строительство линии электропередачи от подстанции «Сур-хан» (Узбекистан) до подстанции «Хайратон» (Афганистан) про-
тяженностью 43 км. Через эту высоковольтную линию предполагается передача от узбекской энергосистемы на первом этапе 150 МВт, а в перспективе - до 300 МВт мощности. Стоимость проекта составляет свыше 198 млн долл. США.
11. Акционерная компания «Узбектелеком» и «Afgan Telecom Corp» имеют межоператорское соглашение, предусматривающее сотрудничество в предоставлении международных услуг по строящейся в Афганистане волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), которая соединит два государства; запуск магистрали в 2009 г. с пропускной способностью 2,5 Гбит/с, которая обеспечила возможность организации прямой связи между Афганистаном и Узбекистаном для предоставления услуг международной телефонной связи, доступа к сети Интернет и выхода через Узбекистан в страны СНГ и дальнего зарубежья.
12. Одной из главных проблем, тормозящих рост экономики Афганистана и, в частности, рост производства внутри страны, является отсутствие инфраструктуры - транспортных коммуникаций, сетей водо- и энергоснабжения и др. В этом направлении важное значение может иметь реализация проекта прокладки железной дороги через территорию Афганистана. В 2009-2010 гг. государственная железнодорожная компания Узбекистана (ГАЖК «Узбекистон темир йуллари») реализовала проект строительства участка железной дороги «Хайратон-Мазари-Шариф» протяженностью 75 км и стоимостью 129 млн долл. США. По расчетам, на первом этапе эксплуатации объем грузоперевозок по железной дороге может составить 7 млн т ежегодно, с последующим увеличением до 20 млн т в год. В перспективе планируется проложить железную дорогу общей протяженностью 2 тыс. км по маршруту «Мазари-Шариф-Кабул-Кандагар-Герат» и обратно, закольцевав ее на Мазари-Шариф. Общая стоимость этого проекта, который позволит создать железнодорожный аналог Трансафганского автотранспортного коридора из Европы с выходом в Индию, Китай, Иран и Пакистан, составит около 3 млрд долл. США.
13. После 2001 г., когда в результате операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане был свергнут режим талибов и начался процесс постоянного военного присутствия стран Западной коалиции, а также было сформировано новое правительство во главе с Х. Карзаем, начата реализация программы реконструкции Афганистана при поддержке стран-доноров и международных финансовых институтов.
14. На сегодняшний день все страны, так или иначе участвующие в афганском урегулировании, понимают бесперспективность дальнейшего хода антитеррористической кампании в рамках существующих подходов. Несмотря на предпринимаемые международным сообществом и США действия по обеспечению безопасности, стабильности и развитию Афганистана, ситуация не улучшается.
15. На сегодняшний день можно констатировать, что Афганистану не удалось разрешить вопросы обеспечения безопасности, формирования дееспособного правительства. Не созданы условия для устойчивого экономического развития страны. Предполагаемый постепенный вывод войск западной коалиции из Афганистана в этих условиях может стать катализатором процессов дестабилизации как в самом Афганистане, так и в регионе Центральной Азии.
16. Исходя из сложившейся ситуации с урегулированием ситуации в Афганистане, внешняя политика Узбекистана в этом вопросе будет ориентирована на:
- активизацию усилий по налаживанию политического диалога с Афганистаном (со всеми политическими силами внутри Афганистана), странами-соседями и ведущими центрами сил, заинтересованными в сохранении единой афганской государственности;
- опору не на многосторонние форматы, к сожалению оказавшиеся неэффективными в решении афганского конфликта, а на двусторонние форматы;
- оказание всемерного содействия в разрешении социально-экономических проблем Афганистана, поддержку проектов, направленных на формирование жизнеспособной и развивающейся экономики Афганистана. Узбекистан накопил серьезный опыт в реализации проектов по реконструкции в Афганистане, и вполне естественно, что он может инициировать реализацию проектов, важных для социально-экономического развития Афганистана.
«Вызовы безопасности в Центральной Азии»,
М., 2013 г., с. 96-99.