Е.И. Сафронова'
К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПО ЛИНИИ «ШОС—АФГАНИСТАН»
Аннотация. Рассмотрев особенности внутриполитической и внтуриэкономической обстановки в Афганистане, а также текущее состояние политических и экономических отношений страны с ШОС, автор приходит к выводу, что основным путем оптимизации экономических связей двух сторон могло бы стать сотрудничество по созданию таких хозяйственных объектов и контактов, которые не только бы отвечали интересам со-развития партнерствующих сторон, но и формировали бы условия для перетока трудоспособного населения из теневого бизнеса в реальную экономику.
Ключевые слова: ШОС. Афганистан, Контактная группа, развитие экономических связей, экономические проекты, легализация хозяйственной деятельности.
Непосредственным соседом стран-участниц ШОС, а также государств-наблюдателей Организации — Индии и Пакистана — является Исламская Республика Афганистан (ИРА), выразившая готовность активно взаимодействовать с Шанхайской группой еще в 2004 г. В долгосрочном геоэконо-
* Сафронова Елена Ильинична, к.э.н., в.н.с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.
мическом плане роль Афганистана как стратегического транзи-тера товаропотоков и ресурсов (в частности, энергетических) чрезвычайно важна для ШОС, и нестабильность положения в ИРА напрямую влияет на ситуацию в Организации по целому ряду причин.
Развитие торгово-экономических связей — универсальное средство укрепления позиций Шанхайской группы в ИРА. Оно отвечает и интересам Афганистана, нуждающегося в восстановлении национального хозяйства, и интересам государств Центральной Азии, расширяющим за счет ИРА свою внешнюю торговлю, и — что весьма ценно — находящим в Афганистане столь редкий для них рынок сбыта продукции обрабатывающей промышленности. КНР же видит в развитии экономических связей с ИРА возможность экономически и политически закрепиться там после вывода из Афганистана американских войск в 2014 г.
В 2005 г. была создана Контактная группа «ШОС—Афгани-стан». В лице этой группы стороны получили реальный двусторонний консультационный механизм. Вопрос о принятии ИРА в ШОС хотя бы на правах страны-наблюдателя уже поставлен, тем не менее мораторий на расширение состава Организации не снят, и поэтому диалог Организации и ИРА ведется в большей степени по экономическим вопросам. Афганистан надеется получить от ШОС помощь в таких областях, как разведка энергоресурсов, создание транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, расширение торговых связей.
Экономическому сотрудничеству ШОС и Афганистана до сих пор препятствует то, что длительное время все инфраструктурные и торговые связи стран ЦА были сориентированы по другим направлениям, нежели Афганистан, или мало учитывали его соседство1. Даже сейчас возможности воздушных и сухопутных путей между ЦА и ИРА, налаженные в советское время и бывшие тогда сугубо военными, практически не используются. Товарообмен идет по сложному маршруту: из КНР (СУАР) через Пакистан автотранспортом (часть пути — по железной дороге), из стран ЦАР через речной порт Термез (Узбекистан) до порта Хайратон на афганском берегу Амударьи или же по железной дороге — до ст. Термез, а оттуда — или по мосту автотранспортом,
или на речных баржах на территорию Афганистана. Используются разные виды транспорта, что делает необходимой неоднократную разгрузку-погрузку, и это удорожает транспортировку. Поэтому в Узбекистане рассматривается возможность сооружения железной дороги Термез—Торхам при участии Казахстана. Также на стадии рассмотрения находится проект строительства сквозной автомагистрали от Алматы через Бишкек, Ош, Душанбе, Кабул, Кандагар и далее в Пакистан, но уже при финансировании Всемирным банком, АБР, США и Японией. Казахстан надеется утвердить свой статус страны-транзитера и за счет Афганистана, рассчитывая, что в будущем экспортные грузы из ИРА пойдут на Север через РК2.
Однако непременным и обязательным условием успеха экономических начинаний является стабилизация политического положения в стране и достижения там достаточного уровня военной безопасности. Международной антитеррористической коалиции, похоже, так и не удалось выполнить эту задачу. Внутриафганские вооруженные конфликты продолжаются, и существуют опасения, что после 2014 г. они разгорятся с новой силой.
Главными проблемами афганской армии и спецслужб остаются коррупция, низкая боеспособность, дезертирство, что ставит под сомнение их эффективность в деле поддержания безопасности в стране, особенно после вывода сил антитеррористической коалиции из ИРА в 2014 г.3
Афганистан все более и более погружается в пучину бедности. Основные доходы население страны, как известно, получает от выращивания и сбыта наркосодержащих культур. В силу этого, не просто сохранение, но дальнейшее развитие наркобизнеса в ИРА остается одним из основных факторов, дестабилизирующих обстановку в стране и далеко за ее пределами. Есть данные, что в сопредельных центральноазиатским странам ШОС провинциях Афганистана складировано несколько тысяч тонн опиума и героина, предназначенных для транспортировки как в государства СНГ, включая Россию, так и далее — на Запад4. По расчетам ООН, в 2011 г. рост производства опия в Афганистане составил 61 %, а общей площади плантаций опийного мака —
7 %. Одновременно средняя цена сухого опия на «черном рынке» повысилась на 43 %, что значительно увеличило доходы наркомафии5.
Производство опиатов является одним из реальных секторов сельского хозяйства ИРА. Доходы от него превышают все другие поступления в бюджет страны. Около половины фактического, пусть и нелегального, экспорта Афганистана составляют опий и наркотики на его основе. Относительный запрет на наркобизнес действует лишь на территории северных и северо-западных провинций ИРА: в сельской местности востока и юга страны он функционирует практически свободно. Распространена практика выдачи торговцам кредитов под будущий урожай и закупку выращиваемого опия. Коалиционные войска уже давно устранились от активной борьбы с наркопроизводством, а местные власти не способны контролировать ситуацию6.
Поскольку основное финансирование различных конфликтующих внутриафганских группировок происходит именно за счет поступлений от наркоторговли и наркотрафика, то становится понятным, насколько сложна задача переориентации экономики Афганистана на легальные «рельсы». В этом не заинтересованы слишком многие и внутри ИРА, и за ее пределами. Для перекрытия указанного источника финансирования необходимо скорейшее решение вопроса о новых способах жизнеобеспечения афганского населения. Пока же официальное правительство страны практически полностью зависит от внешней финансово-экономической помощи, без которой оно не способно содержать силы безопасности, осуществлять программы развития экономики и социальной поддержки населения7. Ежегодный бюджет ИРА составляет 12 млрд долл., из них менее 2 млрд — собственный доход Афганистана. Все остальное — ме-
о
ждународная помощь .
Финансовое содействие Афганистану до сих пор демонстрирует свою неэффективность, ибо многомиллиардные средства расхищаются еще на стадии выделения. Правительство страны так и не сумело выработать четкие цели, планы и действенные концепции экономического развития страны. На фоне этого производство наркотиков увеличивается и в полный рост встает
опасность ползучей наркотизации экономик соседних Афганистану центральноазиатских государств ШОС9.
Решить проблему глобального афганского наркотрафика можно не только и не просто путем ужесточения полицейских методов борьбы с ним, ибо последние пока приводят лишь к удорожанию наркотиков и мало сказываются на объемах и суммарных доходах наркобизнеса как такового. Не меньшее значение имеет развитие экономики соседних Афганистану стран путем создания новых производств и рабочих мест для населения. Тогда транзит наркотиков перестанет быть единственным источником его жизнеобеспечения10.
Стратегически важные средне- и долгосрочные перспективы экономических отношений ШОС и Афганистана могут быть связаны с модернизацией и развитием транспортных коммуникаций, проходящих из Центрально-Азиатского региона через Афганистан в южном направлении, с содействием прокладки ЛЭП из стран Центральной Азии в Афганистан и транзитом через него — в Пакистан (Кыргызстан уже поставляет электроэнергию в Афганистан и через его территорию — в Пакистан)11,
а также со строительством прочей инфраструктуры, реализаци-
12
ей социальных программ для населения .
В случае урегулирования ситуации в стране Афганистан может предложить ШОС свой немалый транзитный потенциал: ИРА обладает уникальным геогрфическим положением, поскольку граничит со странами, использующими три различных вида железнодорожной колеи: европейскую — 1435 мм (Иран), советскую — 1520 мм (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан) и индо-пакистанскую 1676 мм (Пакистан). Если железные дороги Афганистана будут развиваться по принципу «стыка трех колей», что предполагает развитие системы трансфера товаров и грузов с одного типа железнодорожной колеи на другой, то это способно гарантировать ИРА поступление больших объемов транзитного грузопотока. Уже на начальной стадии они оцениваются в 500—1000 млн т ежегодно. Это может сделать железнодорожную систему ИРА одной из важнейших отраслей экономики страны и крупнейшей доходной статьей национального бюджета13. По мнению специалистов, подобный стыковой узел
можно было бы создать в Герате ввиду удобного географического расположения и рельефа местности вокруг этого города. Строительство превратило бы Герат в крупнейший региональ-
14
ный железнодорожный узел .
Одной из первых транспортных инициатив, предложенных Западом, стало строительство в Афганистане Национальной кольцевой автодороги протяженностью 3362 км, призванной соединить все крупные города страны и далее — вывести афганские дороги на автомагистрали соседних государств. По оценкам властей ИРА, ежегодные доходы от транзита по автодорогам могут достигнуть 300—350 млн долл. и стать важной доходной статьей бюджета страны15.
Несмотря на всю перспективность этого проекта, западную программу восстановления ИРА афганские и региональные специалисты критикуют за неспособность (или нежелание?) осуществлять строительство крупных инфраструктурных объектов, которое неизбежно привело бы к созданию большого количества новых рабочих мест.
Западные инвесторы, а также Китай заинтересованы в реализации транзитных проектов, в частности, в прокладке трубопроводов (Туркменистан—Афганистан—Пакистан—Индия (ТАПИ)), строительстве железнодорожных и автомобильных дорог (Синь-цзян—Карачи, Колхозабад—Мешхед и Ташкент—Ашхабад— Бендер—Аббас), линий электропередач (СА8А-1000) и связи (Евразийская оптоволоконная магистраль)16.
Перспективным направлением развития экономики ИРА уже является транспортировка энергоресурсов из Центральной Азии в страны Южной Азии. В плане будущих возможностей необходимо отметить роль газопровода ТАПИ протяженностью 1380 км, задуманного для транспортировки газа из туркменского Довлетабада в Пакистан и Индию. По оценкам афганских властей, ТАПИ после ввода в эксплуатацию будет приносить в афганский бюджет около 400 млн долл. ежегодно и приведет к созданию примерно 12 тыс. рабочих мест для местного населения17. Ввиду ускорившегося промышленного развития стран Южней Азии, в том числе Индии, в ближайшие годы возможен существенный рост потребности в газе в этом регионе. В силу этого ви-
дится вполне вероятным присоединение к ТАПИ других госу-
дарств-поставщиков этого энергоносителя, что повышает значе-
10
ние и роль данного транзитного начинания .
В 2011 г. ввиду заявленного вывода войск антитеррористи-ческой коалиции из Афганистана появились первые попытки объединения региональных инициатив, в основном связанных с транзитом, в один проект — «Новый Шелковый путь», степень и характер влияния которого на эффективность реализации от-
19
дельных подпроектов определить пока трудно 9.
Китай является важным торгово-экономическим партнером Афганистана среди стран ШОС, хотя и его торговля с ИРА невелика: порядка 200 млн долл. (оценка автора на 2011 г.).
Однако китайские компании «берут» тем, что активно инвестируют в Афганистан, реализуя там проекты и в области сельского хозяйства, и в сфере добычи и переработки полезных ископаемых (точный объем инвестиций — цифра труднодоступная, но, думается, она значительно превышает соответствующий российский показатель).
В 2008 г. в ходе визита Х.Карзая в Пекин Афганистан и КНР заключили соглашение, согласно которому Китай уже тогда получил возможность инвестировать 3,5 млрд долл. в крупнейшее медное месторождение ИРА Айнак (пров. Логар). Согласно другому соглашению, Китай построит в Афганистане 400-мегаватт-ную ТЭЦ, а также железнодорожный путь, который соединит СУАР КНР, Таджикистан и ИРА. Китайские коммуникационные компании 2ТБ и «Хуавэй» совместно с Министерством коммуникаций Афганистана займутся созданием цифровой телефонной сети на 200 тыс. абонентов. Китай уже принял участие в ирригационном проекте в Парване, провел реконструкцию больниц в Кабуле и Кандагаре. Китайские компании также выступают подрядчиками ЕС в различных строительных проектах на территории Афганистана20.
Вследствие того, что капиталовложения китайских компаний (как государственных, так и частных) в афганскую экономику и инфраструктуру постоянно растут, растут и интересы Китая в ИРА. Впредь Пекин намерен резко увеличить свое экономическое и политическое присутствие в стране, ибо только
так он сможет защитить уже сделанные инвестиции и создать
21
условия для реализации новыгс экономических проектов .
Что касается России, то для нее участие в восстановлении афганской экономики — один из оптимальных путей урегулирования вопроса о долге Афганистана бывшему СССР. Аннулирование РФ афганского долга (11 млрд долл.22) как раз и было связано со стремлением подготовить почву для такого режима сотрудничества, который благоприятствовал бы участию России в реконструкционных проектах.
Содействие в восстановлении национального хозяйства способно естественным образом перерасти в постепенное экономическое взаимодействие на постоянной основе, которое в свою очередь создает базу для политического закрепления в стране.
Однако после создания в 2005 г. вышеупомянутой Контактной группы «ШОС-Афганистан» сделано гораздо меньше, чем поначалу намечалось. Главная и уже набившая оскомину причина этого — пресловутая нехватка финансирования, а также зависимость от настроений иностранных партнеров и международных доноров. Речь идет о немалых суммах: только на реконструкцию дорог (95 % которых к началу XXI века были непригодны для эксплуатации) требуется примерно 1,2 млрд долл., а затраты на восстановление одного лишь тоннеля Саланг оценены в 25 млн долл.23
По понятным причинам РФ не является ведущей стра-ной-донором, но она выразила готовность взять на себя расходы по исследовательским работам, прежде всего, в нефтегазовой сфере и подготовке документации по проектам экономической реконструкции. В ряде случаев РФ была готова командировать специалистов и поставить оборудование, но только если западные партнеры обеспечили бы необходимое финансирование24.
Поскольку западные финансово-инвестиционные компании выдают кредиты на восстановительные работы в первоочередном порядке своим фирмам, отсутствие у России собственных, в том числе государственных, финансовых и кредитных программ на афганском направлении снижает представительность российского инвестиционного участия до роли субподрядчика. Даже в проектах, в которых необходимость присутствия российских
компаний (особенно строительных) очевидна для всех (например, восстановление туннеля Саланг), РФ зависит от финансирования со стороны международный доноров. А в тех сферах, где участие российских компаний Западом в принципе не приветствуется, получение необходимого финансирования и становится
25
практически невозможным .
Тем не менее, даже в таких условиях нужно использовать российские конкурентные преимущества — хорошее знание местности и объектов, способность восстановить и модернизировать предприятия, построенные еще СССР, наличие специалистов и оборудования. Например, российские специалисты в 2002 г. изучали возможности восстановления гидроэлектростанции «Наглу», снабжающей электроэнергией Кабул и построенной советскими специалистами. После ряда тендеров, Министерство энергетики и водныгх ресурсов Афганистана подписало контракт на замену оборудования, в том числе турбин ГЭС, с российским «Технопромэкспортом» (который и строил этот объект в 1970-е годы, а также ТЭС в Мазари-Шарифе, ГЭС в Пули-Хумри и Сароби-2, ЛЭП и т. д.). Финансирование проекта в размере 32 млн долл. происходит за счет кредита Всемирного банка афганскому правительству26.
Перспективным региональным проектом транспортировки энергоресурсов является СА8А-1000. Он призван обеспечить экспорт электроэнергии Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан. Следует отметить, что к проекту СА8А-1000 проявила предметный интерес и Российская Федерация. В январе 2011 г. В.Путин на встрече с президентом ИРА Х.Карзаем заявил о готовности выделить на создание этой энергетической транзитной системы российские инвестиции (в размере 500 млн долл. при условии, если российская компания «ИнтерРАО ЕЭС» выступит в качестве оператора СА8А-1000)27.
Следует отметить важность максимально возможного расширения внешнеторговый контактов стран ШОС и Афганистана. Сальдо внешней торговли ИРА носит отрицательный характер, и при этом страна испытывает дефицит ряда базовых потребительских товаров. Учитывая географическую близость стран ШОС и Афганистана, бышо бы крайне целесообразно раз-
работать программу внешнеторгового сотрудничества ШОС и ИРА28. Сейчас объем российско-афганского товарооборота показывает явный положительный тренд: в 2010 г. он составил 571,3 млн долл., а в 2011 г. — почти 985 млн29. И здесь Россия значительно опережает Китай.
ИРА заинтересована в реализации проектов при содействии России, связанных с развитием транспорта и строительством промышленных объектов, и готова «учитывать особые условия для участия российской стороны в восстановлении Кабульского домостроительного комбината и цементного завода Джабель-Се-радж», предоставив российским компаниям облегченные усло-
30
вия для участия в этих проектах .
Возможности расширения технико-экономического сотрудничества между РФ и Афганистаном лежат также в сфере осуществления таких проектов, как реконструкция завода азотных удобрений; кабульского хлебокомбината, кооперации в энергетической сфере при привлечении не только государственных, но и частных предприятий31, что расширило бы представительскую и финансовую базу хозяйственного диалога.
Россия оказывает помощь становлению армии и полиции Афганистана путем безвозмездной передачи вооружения и боеприпасов, подготовки афганских кадров в российских вузах и учебных центрах, обеспечивает транзит по своей территории грузов для нужд Международных сил содействия безопасности (МССБ), на постоянной основе предоставляет посильную гуманитарную помощь (пшеница, грузовые автомобили)32.
ИРА в последние годы привлекла пристальное внимание железнодорожных компаний и других сопредельных стран, в том числе и членов ШОС — Узбекистана, Таджикистана и наблюдателя Организации — Ирана. В 2010 г. Узбекистан получил заем Азиатского банка развития (АБР) на строительство 75-километровой ветки от станции Хайратон до аэропорта Мазари-Шариф33, которая была построена подрядчиками из Узбекистана за январь—ноябрь 2010 г. Дорога призвана обеспечить железнодорожные перевозки в наиболее развитых и густонаселенных провинциях ИРА и будет способствовать развитию там сельского хозяйства, промышленности, газодобычи и гидроэнергетики.
Ныне Узбекистан является единственной страной в ЦАР, через которую может осуществляться прохождение практически всех видов транспорта в Афганистан34.
Весьма полезным для процесса урегулирования в ИРА видится подключение возможностей и других соседних Афганистану стран-участниц ШОС — Таджикистана, а также стран-на-блюдателей Организации. Таджикистан уже сейчас взаимодействует с ИРА в экономическом плане, планирует реализовать ряд совместных проектов. Осуществление предлагаемых таджикской стороной начинаний, таких, как строительство железнодорожной ветки Туркменистан—Афганистан (Мазари-Ша-риф)—Таджикистан, газопровода по данному маршруту, а также ускорение реализации энергетического проекта ЛЭП СА8А-1000 и Рогун—Мазари-Шариф—Герат—Мешхед, которые могли бы соединить электрические сети Кыргызстана, Таджикистана, Афганистана и Пакистана, серьезно содействовало бы как подъему Северного Афганистана, так и активизации регионального взаимодействия, а в итоге — укреплению безопасности в ЦАР. Кроме того, в плане развития альтернативных коммуникаций и достижения экономической целостности «классической»35 Центральной Азии важна была бы проработка проекта строительства железной дороги через Ваханский коридор, которая связала бы Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Индию и Китай. Возможно, было бы небесполезным, если этот проект был бы обсужден и реализован силами стран ШОС36.
Власти Афганистана считают, что север страны сможет в будущем сыграть ключевую роль в создании транспортных коридоров, соединяющих Центральную Азию с Южной. В Кабуле заявляли о готовности с помощью международных инвесторов превратить Панджшерское ущелье в транзитный коридор, соединяющий Афганистан с Таджикистаном и Китаем. Власти пров. Панджшер сообщили, что уже начались работы по реконструкции 150 км участка дороги, которая на севере выходит к афгано-таджикской границе37.
Пока же из-за нерешенности проблемы безопасности сроки осуществления многих крупных проектов в ИРА практически регулярно переносятся.
Основной же путь денаркотизации экономики Афганистана, и значит — стабилизации положения в стране и вокруг нее, заключается в применении комплексного подхода путем продолжения полицейских мер по перехвату наркотиков, параллельного уничтожения силами международного сообщества объектов наркопроизводства и, наконец, осуществления шагов, направленных на подъем экономики ИРА и сопредельных ей стран с тем, чтобы перенаправить деятельность местного населения в легальное русло.
В силу этого для осуществления важных региональных проектов Афганистану крайне целесообразно привлекать, прежде всего, соседние государства ЦАР. Только усилия (в том числе и экономические) всех региональных акторов могут реально содействовать обеспечению мира и стабильности в ИРА и в Центрально-Азиатском регионе в целом, и это является непременным условием успешной реализации хозяйственных начинаний и проектов в стране38. По мнению российских исследователей Н.И. Козырева и И.А. Сафранчука, с этой целью следует всемерно развивать и совершенствовать сотрудничество в рамках действующих в регионе структур, прежде всего в ШОС. Причем ШОС, где Афганистану предложен статус страны-наблюдателя, «могла бы стать в этом плане приоритетной площадкой»39.
Примечания
1 Князев А.А. Экономическое взаимодействие Афганистана и стран Центральной Азии и проблемы региональной безопасности / Ин-т востоковедения РАН. URL: http://www.ivran.ru/library/view_edition.php?edition_id=53.
2 Фроленков B.C. Современные торгово-экономические отношения КНР С центральноазиатскими странами-членами ШОС и Туркменистаном. М., 2009. С.200,201.
3 Козырев Н., Сафранчук И. Можно ли помочь афганцам восстановить мир и стабильность? (Взгляд из России). URL: http://www.afghani stan.ru/doc/21834.html.
4 Бюллетень по проблемам беженцев. 29.06.2000. С. 5.
5 Приводится по: Козырев Н., Сафранчук ЖУказ. соч.
6 Мигранян А. ШОС — Афганистан: точки соприкосновения. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1221743940.
7 Кудряшова Ю. Афганский кризис и Шанхайская организация сотрудничества. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/20488.html.
8 URL: http://rus.ruvr.ru/_print/67336850.html.
9 См.: Махмуд Ш. Рецепты мира и стабильности в Афганистане. Роль ШОС в поиске путей афганского урегулирования. URL: http://www.afghani sta n.ru/doc/13618.html.
10 Мнение главы ФСКН В. Иванова. URL: http://rus.ruvr.ru/_print/6733 6850.html.
11 Фроленков B.C. Указ. соч. С. 202.
12 Кудряшова Ю. Указ. соч.
13 URL: http://www.afghanistan.ru/doc/22371.html.
14 Нессар О. Афганистан: от экономики войны к экономике добрососедства. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/22371.html
15 Там же.
16 Нессар О. Указ. соч.
17 URL: http://www.afghanistan.ru/doc/22371.html.
18 Там же.
19 Там же.
20 Мамонов М.В. Об интересах Китайской Народной Республики в Афганистане и возможных контурах «афганской стратегии» КНР. URL: http:// www.ifes-ras.ru/attaches/conferences/Mamonov_Chines_Intereses_in_Afganistan.pdf.
21 URL: http://www.fergananews.com/article.php?id=7194.
22 URL: http://www.afghanistan.ru/doc/21834.html.
23 Степанова E.A. Гуманитарный потенциал России и восстановление экономики конфликтных зон. URL: http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/ index-13763.html.
24 Там же.
25 URL: http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-13763.html.
26 Там же.
27 URL: http://www.afghanistan.ru/doc/22371.html.
28 См.: URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1221743940.
29 URL: http://www.afghanistan.ru/doc/22165.html.
30 Там же.
31 Сикоев Р. Отношения России и Афганистана в новейшей истории. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/21244.html.
32 URL: http://www.afghanistan.ru/doc/21834.html.
33 URL: http://www.afghanistan.ru/doc/17364.html.
34 Кудряшова Ю. Указ. соч.
35 В мировой научной литературе и официальных источниках «внешо-совских» стран рассматривается также и «классическая» Центральная Азия, северо-западные рубежи которой пролегают вдоль границы СССР/России с Китаем и Монголией, на востоке достигают Большого Хингана, Ордосской излучины реки Хуанхэ и Сино-Тибетских гор в Китае, а на юге доходят до верхнего Инда (север Индии) (Фроленков B.C. Указ. соч. С.9.).
36 Майтдинова Г.М. Афганский вектор политики безопасности ШОС в Центральной Азии. URL: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0080(04_$0 3-2010) &xsln=showArticle.xslt&id=a20&doc=../content.jsp.
37 URL: http://www.afghanistan.ru/doc/17364.html.
38 См.: Нессар О. Указ.соч.
39 Козырев Н., Сафранчук И. Указ. соч.