Белых Елена Владимировна, канд. пед. наук, декан, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Грязева Елена Дмитриевна, канд. техн. наук, зав. кафедрой,
[email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Березин Николай Сергеевич, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF PHYSICAL TRAINING
IN TULA STATE UNIVERSITY
E.V. Belykh, E.D. Gryazeva, V.N. Egorov, N.S. Berezin
The work reveals the main approaches to the notions of physical training and education. The experience of Tula State University in organizational and educational spheres is systematized.
Key words: physical training and sport, physical education, physical and sport training of students, training of future specialists in the sphere of physical training, sport and tourism.
Belykh Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, dean, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Gryazeva Elena Dmitrievna, candidate of engineering Sciences, chair, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Berezin Nikolay Sergeevich, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.012
ПОИСК СОВРЕМЕННЫХ НОРМ ДЛЯ МЕТОДОВ В ИССЛЕ ДОВАНИЯХ ДВИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА
Е.В. Белых, В.Д. Хитров
Рассматриваются структурная организация построения новых методов исследования, педагогические технологии, отражающие черты и специфику научной реальности. Функционирование научных знаний демонстрируют идеалы и нормы, в соответствии с которыми создаются научные знания.
Ключевые слова: кафедра физкультурно-оздоровительных технологий,
построение новых методов, организация научной деятельности, технические и аппаратные средства, тренажёры и комплексные стенды.
Познавательные идеалы науки имеют достаточно сложную организацию. В их системе можно выделить основные формы: 1) идеалы и
нормы объяснения и описания, 2) доказательности и обоснованности знания, 3) построения и организации знаний. В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов (аппаратные технические и инструментальные средства, а также педагогические технологии, в частности физкультурно-оздоровительные воздействия) [3]. Применяя метод исследования, всегда предполагается выделять как общие, инвариантные, так и особенные черты в содержании познавательных идеалов и норм. Если общие черты характеризуют специфику научной рациональности, то особенные черты выражают ее исторические типы и их конкретные дисциплинарные разновидности. В содержании любого из выделенных видов идеалов и норм науки (объяснения и описания, доказательности, обоснования и организации знаний) можно зафиксировать три взаимосвязанных уровня:
1) признаки, которые отличают науку от других форм познания (обыденного, стихийно-эмпирического познания, искусства построения движений и т. д.). Например, в разные эпохи по-разному понимались природа научного знания, процедуры его обоснования и стандарты доказательности. Но то, что научное знание отлично от мнения, что оно должно быть обосновано и доказано, что наука не может ограничиваться непосредственными констатациями явлений - все эти нормы выдерживались и выполнялись [2].
2) содержание идеалов и норм исследования представлено исторически изменчивыми установками, характеризующими стиль мышления, доминирующий в науке на определенном историческом этапе ее развития.
3) установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (математики, физики, биологии, социальных, естественных наук и т. п.).
В системе идеалов и норм науки выражен определенный образ познавательной деятельности исследователя, представление об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истины. Этот образ всегда имеет социокультурную размерность. Он формируется в науке под влиянием социальных потребностей, испытывая воздействие мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры. Эти влияния определяют специфику второго уровня содержания идеалов и норм исследования. Именно на этом уровне наиболее ясно прослеживается зависимость норм науки от социальной среды, от доминирующих в ней мировоззренческих установок и ценностей.
Исследователь может не осознавать всех применяемых в поиске нормативных структур, многие из которых ему представляются само собой разумеющимися. Он чаще всего усваивает их, ориентируясь на образцы уже проведенных исследований и на их результаты. В этом смысле процессы построения и функционирования научных знаний
демонстрируют идеалы и нормы, в соответствии с которыми создавались научные знания.
В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы - образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности. Эти образы часто именуют специальными. Чтобы избежать терминологических дискуссий, имеет смысл пользоваться иным названием - картина исследуемой реальности. Наиболее изученным ее образцом является физическая картина мира. Подобной картиной может быть любая наука, если она предлагает себя в качестве самостоятельной отрасли научного знания.
Обобщенная характеристика предмета исследования вводится посредством представлений: 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности.
Эти представления дают определенную систематизацию знаний в рамках соответствующей науки, исследовательскую программу, которая целенаправляет постановку задач как эмпирического, так и теоретического поиска и выбор средств их решения.
Одним из перспективных аспектов изучения двигательных действий является использование тренажерных устройств. Но тренажеры используются недостаточно широко в связи с тем, что, с одной стороны, их конструктивные недостатки ограничивают диапазон их применения в решении педагогических задач, а, с другой - они не позволяют получить текущую информацию о параметрах движения непосредственно в ходе выполнения упражнения.
Эффективность использования возможностей срочной информации определяется в значительной степени способом регистрации и видом, в котором эта информация попадает к испытуемому. Вместе с тем, чем проще вид представляемой информации, тем меньше времени необходимо для ее осмысления и применения для нужд тренировочного процесса. В связи с этим разработка тренировочных средств, тренажерных устройств, реализующих задачи обучения и совершенствования техники упражнений на основе текущей срочной информации, используемой непосредственно в ходе выполнения движения, представляется актуальным (рис. 1).
В становлении методического обеспечения передачи учебной или научной информации кафедра «Физкультурно-оздоровительные технологии» изначально выработала позицию применения и освоения современных средств и методов, которые определяют логику получения точных результатов в исследованиях, основанных на допустимых видах погрешности того или иного инструментального метода или аппаратного средства.
Рис. 1. Видеоинформационная статистика скоростно-силовых показателей в условиях комплексного стенда
Технические средства в спорте - это устройства, системы, комплексы и аппаратура, применяемые для тренирующего воздействия на различные органы и системы организма, для обучения и совершенствования двигательных навыков, а также для получения информации в процессе учебно-тренировочных занятий с целью повышения их эффективности.
Тренировочные устройства - это технические средства, обеспечивающие выполнение спортивных упражнений с заданными усилиями и структурой движений без контролируемого взаимодействия.
Тренажер (от англ. train - воспитывать, обучать, тренировать) -учебно-тренировочное устройство для обучения и совершенствования спортивной техники, развития двигательных качеств, совершенствования анализаторных функций организма. Благодаря наличию обратной связи тренажеры более эффективны, чем тренировочные устройства [4].
Тренировочные устройства и тренажеры могут быть индивидуального и коллективного пользования, а их воздействие на организм - локальным, региональным или общим.
Тренажеры различаются по своему конструкторскому решению. Их технические особенности определяются необходимостью преимущественного развития того или иного двигательного качества или одновременно нескольких. Например, такие технические устройства, как бегущая дорожка, велогребные тренажеры и им подобные, позволяют направленно развивать общую, скоростную и скоростно-силовую выносливость применительно к своим видам спорта. Различные тяговые устройства, эспандеры, роллеры способствуют развитию динамической силы и гибкости. Используя мини-батут, можно совершенствовать ловкость и координацию движений. Различные по направленности
воздействия на организм тренажеры могут быть объединены в одном устройстве. Такие тренажеры называются универсальными. Так, например, с помощью гимнастического комплекса «Здоровье» можно развивать практически все двигательные качества.
По логике работы технические средства могут быть с линейной или разветвленной программой, то есть они могут воздействовать как на отдельные органы и системы, так и быть комбинированными. В зависимости от характера сигналов обратной связи технические средства могут быть с альтернативным выбором двигательного действия и со свободным конструированием программы ответа (рис. 2).
I 1
*■.. . ;; 1
ч ^ |ЙИ||
1 -• И >
Рис. 2. Определение мощности выполняемой нагрузки под контролем
программного обеспечения
Существует множество видов тренировочных устройств и тренажеров по педагогической направленности и конструкторскому решению: с регулируемым внешним сопротивлением, имитационные, облегченного лидирования, управляемого взаимодействия и др.
Попытки конструировать тренажеры, способствующие обучению технике движений, в ряде видов спорта предпринимались еще в период первой современной олимпиады. В дальнейшем тренажерные устройства постепенно усложнялись. Особенно интенсивным этот процесс стал с начала 60-х гг., когда стало ясно, что общепринятое спортивное оборудование не дает желаемого эффекта.
Технические средства в настоящее время применяются не только в обучении и тренировке спортсменов, но и в физическом воспитании школьников и студентов. Это способствует решению задач, выдвинутых самой жизнью, совершенствованию учебных и внеклассных занятий по физической культуре в школах и вузах; технические средства помогают в совершенствовании физических качеств, предполагающем всякое
упорядоченное явление и сумму знаний, не противоречащие здравому смыслу. А это - прямое следствие зрелого методологического осмысления самого понятия научного знания, которое понимается как один из важнейших системных объектов науки.
Необходимое условие системного видения любого явления, предмета действительности - это строгое следование принципам
целостности, структурности, связи исходных предпосылок с конечными
результатами.
Принцип целостности предполагает, что совокупность элементов, явлений, составляющих систему, приобретает в ней новые качественные особенности и свойства, вследствие чего система приобретает способность отвечать на воздействие факторов внешней и внутренней среды как единое целое [1].
Придерживаясь этого принципа, нужно создавать на основе технических средств и тренажерных систем комплексные стенды, которые должны обладать обширными видами научной информации с уточняющими действиями структурной организации движений,
предопределяющих функциональную приуроченность и надежность
(рис. 3).
Рис. 3. Корректировка посадки на основе срочной видеоинформации
С помощью технических средств можно эффективнее работать над формированием специальных двигательных и волевых качеств спортсменов в различных видах спорта.
Тренажеры используются и в оздоровительных целях. Медицинская и экономическая значимость дальнейшего развития тренажерной техники в условиях возрастающего спроса населения, высокая эффективность ее применения позволяют рассматривать тренажеры как одно из средств укрепления здоровья, снижения заболеваемости.
Тренировочные устройства и тренажеры различных конструкций широко применяются и в период восстановительного лечения.
Для более эффективного внедрения тренажеров в процесс физического воспитания, а также для обучения и тренировки спортсменов они должны быть доступны, отвечать эстетическим требованиям; обладать простотой и надежностью в обращении; быть безотказными в работе; давать возможность дозировать нагрузку; соответствовать антропометрическим и функциональным особенностям занимающихся; навыки и умения, осваиваемые на тренажере, должны соответствовать биомеханической структуре соревновательного упражнения.
Необходимо также разрабатывать электронный программный материал для будущих исследований, который должен основываться на новых аппаратных средствах. Их совокупность приоткроет новые, более глубокие зависимости и доказательства неисчерпаемости в движениях человека [5].
Список литературы
1. Дмитриев С.В. Основы теории решения двигательных задач. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1988.
2. Меркулов А.С. Человек как предмет философского исследования // Научные труды. Ежегодник. Омск: Сиб. ГАФК, 1996, С. 123-129.
3. Наталов Г.Г. Эволюция научных представлений об объекте и предмете общей теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1998. № 9, С. 40-42.
4. Ратов И.П., Демирчоглян Г.Г. Перспективы интенсификации реальной двигательной деятельности в процессе сопряжения человека с виртуальными компьютерными пространствами // Биофизика, Т. 42, Вып. 1, 1997. С. 239-242.
5. Предмет, содержание и перспективы биомехатроники -синтезируемой научной дисциплины, разрабатывающей технологии конструирования и построения движений с заданной результативностью / И.П. Ратов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 1993. № 8. С. 45-48.
Белых Елена Владимировна, канд. пед. наук, доц., декан, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Хитров Владимир Дмитриевич, канд. пед. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE SEARCH OF ACTUAL NORMS FOR RESEARCH METHODS OF HUMAN MOTION
The construction of new research methods, pedagogical technologies, and structural organization are detailed. A functional knowledge of the actual ideals and norms reflect the specific character of scientific knowledge.
Key words: department sports and health-improving technologies, organization of new research methods, organization of scientific knowledge, technical and hardware-controlled means, training apparatus and complex stands.
Belyh Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, Associate Dean, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Hitrov Vladimir Dmitrievich, candidate of pedagogical Sciences, Professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.015
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
С.С. Горбунов
Дано научно-методическое обоснование инновационной модели обучения технике передвижения на лыжах на основе использования комплекса имитационных упражнений, способствующих повышению эффективности процесса обучения технике лыжных ходов студентов физкультурных вузов в условиях дефицита учебного времени.
Ключевые слова: техника лыжных ходов, инновационная модель обучения, имитационные упражнения, дефицит учебного времени.
С дефицитом времени человек сталкивается во всех сферах деятельности. Особо остро дефицит времени заявляет о себе в практике спорта, тем более сезонного вида спорта. Выйти на запланированный результат необходимо к определённому времени за отведённый отрезок времени. Спортсмен и его тренер находятся на оси времени с чётко обозначенными параметрами как по величине, так и по времени [5]. Обучение двигательному действию - процесс специфичный тем, что ошибка, допущенная на одном из этапов, проявляется существенно позже, а исправить её тем сложнее, чем больше времени упущено [1, 2]. Речь о том, что обучение должно проходить не только строго по времени, но и с минимальным количеством ошибок. Сходная ситуация наблюдается при обучении спортивной технике в процессе физического воспитания [4]. Анализируя накопленный научно-теоретический потенциал и практический опыт работы по формированию спортивной техники, следует отметить, что традиционные формы и методы, используемые для обучения двигательным действиям, из-за слабой подготовленности обучаемых и ограниченного количества времени не всегда позволяют проводить обучение основам передвижения на лыжах с достаточным уровнем качества [3, 6].