Научная статья на тему 'Технология применения тренажёров и специальных упражнений в процессе развития двигательных способностей студентов'

Технология применения тренажёров и специальных упражнений в процессе развития двигательных способностей студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТРЕНАЖЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / STUDENTS / MOTIVE ABILITIES / TRAINING DEVICES / SPECIAL EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипко Анатолий Дмитриевич, Грязева Елена Дмитриевна, Романкова Наталия Владимировна, Губа Денис Владимирович

Разработана технологии применения тренажёров и специальных упражнений в процессе развития двигательных способностей студентов и экспериментально обоснована ее эффективность. Осуществлен выбор конструкций тренажеров и приспособлений, адекватно соответствующих специфике двигательной подготовке студентов. Представлена сравнительная оценка результатов тестирования в баллах в контрольной и экспериментальной группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипко Анатолий Дмитриевич, Грязева Елена Дмитриевна, Романкова Наталия Владимировна, Губа Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF USE OF EXERCISE MACHINES AND SPECIAL EXERCISES IN DEVELOPMENT OF MOTIVE ABILITIES OF STUDENTS

The technology of using simulators and special exercises in the process of developing the motor abilities of students has been developed and its effectiveness has been experimentally proved. The choice of the constructions of simulators and adaptations, adequately corresponding to the specificity of the motor training of students, has been carried out. A comparative evaluation of the test results in points in the control and experimental groups is presented.

Текст научной работы на тему «Технология применения тренажёров и специальных упражнений в процессе развития двигательных способностей студентов»

THE IMPORTANCE OF PHYSICAL EDUCATION IN THE INFORMATION SOCIETY IN THE CONTEXT OF SOLVING PEDAGOGICAL TASKS

A.A. Pomerantsev, V.B. Shklyarov, OA Pomerantseva

In the modern information society the importance of physical culture is steadily increasing by reason of decrease in motor activity. The forms, means and methods of physical education must change anticipating the needs of people. In this case physical exercises can compete emotionally with rapidly developing information technologies.

Key words: physical culture, information society, physical education, play, joint activity of children and adults.

Pomerantsev Andrey Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, ldclipetsk amail. ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tian-Shansky,

Shklyarov Vladimir Borisovich, candidate of pedagogical sciences, head of the Department, shklyarov54amail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tian-Shansky,

Pomerantseva Olga Alexandrovna, instructor of physical education, olgapomerantseva1980@gmail.com, Russia, Lipetsk, Municipal pre-school educational institution №113

УДК 796.012.6:371.693

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЁРОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

А.Д. Скрипко, Е.Д. Грязева, Н.В. Романкова, Д.В. Губа

Разработана технологии применения тренажёров и специальных упражнений в процессе развития двигательных способностей студентов и экспериментально обоснована ее эффективность. Осуществлен выбор конструкций тренажеров и приспособлений, адекватно соответствующих специфике двигательной подготовке студентов. Представлена сравнительная оценка результатов тестирования в баллах в контрольной и экспериментальной группах.

Ключевые слова: студенты, двигательные способности, тренажерные устройства, специальные упражнения.

Анализ процесса по физической культуре в высших учебных заведениях свидетельствует, что применяемые традиционные методы и средства не обеспечивают в полной мере эффективность своевременного образовательного процесса [3, 6].

Изучая опыт применения технических средств в подготовке спортсменов и молодежи, необходимо отметить, что весьма целесообразным в вузах является создание специализированных

тренировочных залов с комплексом средств для тренировки, диагностики тренированности и восстановления [1, 5].

Актуальность настоящих исследований заключается еще и в том, что преимущества тренажеров и другой спортивной антропотехники является расширение диапазона знаний, умений и навыков, формируемых с их помощью. Достигается выигрыш во времени в достижении желаемого результата, более высокий уровень надежности приобретенных двигательных качеств и навыков. Применение тренажерной техники обеспечивает рациональное управление учебно-тренировочным процессом, вариативность условий в тренировочных упражнениях, возможность многократного контролируемого повторения и анализа упражнений [2, 4].

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность технологии применения тренажёров и специальных упражнений в процессе развития двигательных способностей студентов.

Планируя педагогический эксперимент осуществлен выбор конструкций тренажеров и приспособлений, адекватно соответствующих специфике двигательной подготовке студентов. Упражнения подбирались с учетом их воздействия на группу мышц, которые участвуют в основных спортивных движениях. Упражнения должны воздействовать на группу мышц, несущих как основную, так и дополнительную тренировочную нагрузку.

В табл. 1 показаны тренажеры, устройства и специальные упражнения, которые применялись в эксперименте.

Таблица 1

Тренажеры, устройства и специальные упражнения, которые применялись в эксперименте

№ п/п Тренажеры, устройства и специальные упражнения

1 Рычажный тренажер для жима лежа на спине (20-30 кг)

2 Подтягивание штанги к груди (20-30 кг)

3 Укороченные брусья для отжимания (5-20 раз)

4 Рычажно-блочный тренажер для сгибания предплечья (20-25 кг)

5 Рычажный тренажер для жима руками в положении сидя (20-30 кг)

6 Приседания со штангой, двигающейся между ограничителями (30-50 кг)

7 Сгибание голени в полож. лежа на груди на блочно-рычажном тренажере (20-30 кг)

8 Вставание на носках на устройстве с опорой руками (до 30 раз)

9 Наклоны туловища на рычажно-блочном тренажере (10-15 раз)

10 Рывок штанги на грудь (20-30 кг, 6-8 раз)

11 Подтягивание рук к шее на рабочем тренажере (20-25 кг)

12 Отведение рук в стороны на рычажно-блочном тренажере (15-20 кг)

13 Сгибание-разгибание голени лежа на спине на рычажно-блочном тренажере (20 кг)

Кроме того, предложены альтернативные упражнения с функциональным устройством, скакалками, на наклонных скамейках с гантелями.

Основной экспериментальный тренировочный цикл проведен в период: сентябрь 2015 г. - июнь 2016 г. В экспериментальной группе (ЭГ) 30 % тренировочного времени студенты занимались в тренажерном зале и выполняли упражнения, представленные выше (см. табл. 1). В контрольной группе (КГ) соотношение тренировочных средств отличалось тем, что те же 30 % студенты выполняли упражнения со штангой, прыжковые со скакалкой, с амортизаторами, с партнером и собственным весом.

Экспериментальный тренировочный цикл составил 10 месяцев, или 44 недели, по 20 тренировок в месяц, 5 тренировочных дней в неделю по 2 часа. Исходя из этого общее количество тренировочных занятий составило 220, а количество часов - 440.

В КГ распределение тренировочного времени выглядит идентично, за исключением третьего раздела, где силовая подготовка осуществлялась без упражнений на тренажерах. От полученных среднестатистических максимальных значений тренировочный вес отягощений выбран на уровне 50 % от максимальных значений.

Упражнения на тренажерах локального, регионального и общего воздействия выполнялись как выборочно на отдельных устройствах, так и круговым методом.

После разминки выполнялся комплекс из 8-10 упражнений (см. табл. 1), в равномерном темпе с произвольными паузами отдыха между тренажерами (станциями). Затем, после отдыха 3-5 мин, проводилась круговая тренировка поточно-интервальным способом с высокой интенсивностью выполнения упражнений и с минимальным временем отдыха между станциями.

После отдыха 5-7 мин выполнялись упражнения индивидуально-ориентированные на отстающие в силовом развитии мышечных групп, упражнения на гибкость и расслабление.

В начале и конце педагогического эксперимента проводилось тестирование испытуемых в обеих группах.

В табл. 2 и на рисунке представлены сравнительные показатели в ЭГ и КГ в начале и конце эксперимента. В этом случае использован метод сравнения средних значений независимых переменных.

Из 13 основных упражнений на тренажерах (см. табл. 1) составлены комплексы упражнений, которые чередуются в тренировочном процессе. Например, упражнения 1-4 повторяются 10-16 раз, сгибания и разгибания голени - 15-20 раз, сгибание и разгибание предплечий - 8-10 раз, сведение и разведение плечей - 8-12 раз, вставание на носках с массой - 20-40 кг до 20 раз.

Таблица 2

Оценка результатов тестирования в баллах в ЭГ и КГ в начале и в конце педагогического эксперимента

Группы Бег, с и и й в и

испытуемых Статистич. параметры 30 м с хода м о о 0 по конверту Рывок штанги, Рывок штанги грудь, кг Подтягивание висе, раз

Начало эксперимента ЭГ Xp Xб 3,89 42 214,1 49 23,7 57 54 42 72 39 13 43

Начало эксперимента КГ Xp Xб 3,92 41 214,7 49 23,9 56 56 44 75 41 15 44

Конец эксперимента ЭГ Xp Xб 3,81 46 204,2 53 22,2 67 64 49 81 44 16 47

Конец эксперимента КГ Xp Xб 3,89 42 206,4 51 23,1 61 60 47 78 42 15 46

Прирост в баллах ЭГ кол-во 4 4 10 7 5 4

Прирост в баллах КГ кол-во 1 2 6 3 1 2

Примечание: Хр - средние результаты; Хб - средние оценки в баллах; сумма прироста в ЭГ - 82 балла, в КГ - 33 балла.

12 10

10

4 4

1 4 2 4

Бег 30 м Бег 1000 м

II

Бег по Рывок штанги Рывок штанги Подтягивание "конверту" на грудь

■ КГ "ЭГ

7

5

Прирост результатов в тестах ОФП (в баллах)

Предложенные средства физической подготовки студентов: упражнения на тренажерах, со штангой, с другими отягощениями, бег, прыжки различного характера, толчки и метания различных по весу предметов составляют тренировочный арсенал упражнений занимающихся. Основными методами развития силовых и скоростно-силовых способностей

у студентов являются: метод повторного выполнения упражнений различной интенсивности с малыми и средними весами как в однородных, так и смешанных (ауксотоническом) режимах работы мышц.

В тренировках со студентами в процессе развития скоростно-силовых способностей следует шире использовать локальную направленность воздействий на нервно-мышечную систему.

При направленных мышечных нагрузках локального и регионального характера ЧСС меньше, а время расслабления сердечной мышцы больше, чем при такой же нагрузке общего характера (штанга, прыжки). Оптимальное напряжение отдельных мышц при выполнении многосуставных движений обеспечивают их лучший суммарный эффект при выполнении физических упражнений. Поэтому использование упражнений на тренажерах силового и скоростно-силового характера обеспечивает наличие вышеперечисленных условий динамического режима работы мышц студентов.

Список литературы

1. Антипов А.В., Кулишенко И.В., Губа В.П. Особенности организации учебно-тренировочного процесса по спортивным играм со студентами факультета физической культуры государственного вуза // Теория и практика физ. культуры. 2017. №5. С. 8.

2. Губа В.П., Маринич В.В. Теория и методика современных спортивных исследований: монография. М.: Спорт, 2016. 232 с.

3. Приоритетное применение метода круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию в гуманитарных вузах / В.П. Губа [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. Вып. 1. С. 14-23.

4. Самооценка физкультурно-спортивной активности студентов вузов физкультурного и нефизкультурного профиля / Т.В. Михайлова [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. Вып. 2. С. 58-65.

5. Скрипко А.Д. Технологии физического воспитания. Минск: ИСЗ, 2003. 284 с.

6. Управление процессом физического воспитания и спортивной тренировки / А.Д. Скрипко [и др.] // Вопросы физического воспитания студентов. 2013. Вып. 10. С. 44-52.

Скрипко Анатолий Дмитриевич, д-р пед. наук, проф., anskrypko@wp.pl, Польша, Гожув, Институт физической культуры,

Грязева Елена Дмитриевна, канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой, ed.gryazeva@gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Романкова Наталия Владимировна, канд. мед. наук, доц., rowing@rgufk.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),

Губа Денис Владимирович, канд. пед. наук, доц., denisguba@rambler.ru, Россия, Смоленск, Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва

TECHNOLOGY OF USE OF EXERCISE MACHINES AND SPECIAL EXERCISES IN DEVELOPMENT OF MOTIVE ABILITIES OF STUDENTS

A.D. Skripko, E.D. Gryazeva, N. V. Romankova, D. V. Guba

The technology of using simulators and special exercises in the process of developing the motor abilities of students has been developed and its effectiveness has been experimentally proved. The choice of the constructions of simulators and adaptations, adequately corresponding to the specificity of the motor training of students, has been carried out. A comparative evaluation of the test results in points in the control and experimental groups is presented.

Key words: students, motive abilities, training devices, special exercises.

Skripko Anatoly Dmitrievich, doctor of pedagogical sciences, professor, anskrypko@wp.pl, Poland, Gozhuv, Institute of physical culture,

Gryazeva Elena Dmitriyevna, candidate of technical Sciences, head of Department, ed. gryazeva@gmail. com, Russia, Tula, Tula State University,

Romankova Natalia Vladimirovna, candidate of medical sciences, associate professor, rowing@rgufk. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (GTsOLIFK),

Guba Denis Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, denisguba@rambler. ru, Russia, Smolensk, Smolensk State School (technical school) of the Olympic reserve

УДК 796.015

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИТНЕС-ТРЕНИРОВОК, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА ДЕВУШЕК РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

А.В. Стафеева, И.И. Комендантов, А.Л. Дерябина

Рассмотрена проблема поиска эффективных средств и методов снижения массы тела и коррекции телосложения девушек. Разработано и экспериментально обосновано содержание фитнес-тренировок, направленных на снижение массы тела у девушек на основе дифференцированного подхода и учете антропометрических и морфологических показателей, а также сочетания занятий фитнесом силовой и аэробной направленностей.

Ключевые слова: снижение массы тела, соматотип, коррекция телосложения, фитнес-тренировки.

По последним оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) более миллиарда человек в мире имеют лишнюю массу тела. Эта проблема актуальна независимо от социальной и профессиональной принадлежности, зоны проживания, возраста и пола. В экономически

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.