Научная статья на тему 'Методика физкультурно-оздоровительных занятий со студентами на основе приоритетного использования атлетической гимнастики и тренажеров'

Методика физкультурно-оздоровительных занятий со студентами на основе приоритетного использования атлетической гимнастики и тренажеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1044
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ТРЕНАЖЕРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / STUDENTS’ PHYSICAL TRAINING / HEALTH-IMPROVING PHYSICAL CULTURE / ATHLETIC GYMNASTICS / EQUIPMENT / MORPHOFUNCTIONAL INDICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губернаторов А. А.

Дано теоретическое обоснование и осуществлена опытно-экспериментальная проверка эффективности методики проведения физкультурно-оздоровительных занятий со студентами высшего учебного заведения на основе приоритетного применения атлетической гимнастики и тренажеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губернаторов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF PHYSICAL HEALTH-IMPROVING EXERCISE WITH STUDENTS BASED ON USING ATHLETIC GYMNASTICS AND EQUIPMENT

The article gives theoretical support and experimental proof to the efficiency of the methods of physical health-improving exercise with students of higher education institution, based on the application of athletic gymnastics and equipment.

Текст научной работы на тему «Методика физкультурно-оздоровительных занятий со студентами на основе приоритетного использования атлетической гимнастики и тренажеров»

FEATURES OF MOTIVATIONAL SPHERE, MOTOR ACTIVITY AND THE ORGANIZATION OF POWER INVOLVED IN FITNESS

E.D Gryazeva, I.B. Gubanceva, V.N. Egorov

The peculiarities of motivational sphere and physical activity involved in fitness. Identified degree of rationality of nutrition of fitness club members, their dietary preferences and the level of knowledge in the field of specialized food.

Key words: fitness, motivation, physical activity, nutrition.

Gryazeva Elena Dmitrievna, candidate of engineering Sciences, associate prof. head of the Department, ed.gryazeva@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Gubanceva Irina Borisovna, candidate of pedagogical Sciences, associate prof. cifst tulgu@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, prof., EgorovW@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011.3

МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ НА ОСНОВЕ ПРИОРИТЕТНОГО

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

И ТРЕНАЖЕРОВ

А.А. Г убернаторов

Дано теоретическое обоснование и осуществлена опытно-экспериментальная проверка эффективности методики проведения физкультурно-оздоровительных занятий со студентами высшего учебного заведения на основе приоритетного применения атлетической гимнастики и тренажеров.

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, атлетическая гимнастика, тренажеры, физическая подготовка студентов, морфофункциональные показатели.

В высших учебных заведениях физическое воспитание как компонент физической культуры призвано обеспечивать у студентов необходимый уровень развития социально-биологических аспектов жизнедеятельности, реализовывать предпосылки для многообразных проявлений творческой активности, формировать гармоничность, телеснодуховное единство.

Интенсификация учебного процесса в вузах, связанная с необходимостью усвоения возрастающего объема учебной и научной информации, приводит к значительному нервно-психическому напряжению и утомлению студентов [1, 4].

Ряд исследователей для эффективной профилактической работы предлагают расширить номенклатуру видов физической активности, более

полно реализовывать индивидуальный подход, способствовать осуществлению свободы выбора в обучении [2, 3, 5].

В то же время организация, содержание и методики физкультурнооздоровительных занятий в высших учебных заведениях не успевают за современными требованиями, в них в основном доминирует направленность на общую физическую подготовку, в результате которой обеспечивается выполнение нормативов учебной программы.

Отсюда проистекает опора на традиционные виды физической активности, проверенные многолетней практикой варианты методик. При этом не берется во внимание, что унифицированное физическое воспитание не совпадает с мотивацией студентов к физическому совершенствованию, а монотонные занятия становятся малопривлекательными.

В связи с вышесказанным более явными становятся противоречия

между:

- необходимостью формирования у будущих специалистов разносторонней двигательной и физической подготовленности как основы их крепкого здоровья и недостаточным методическим обеспечением учебного процесса по физическому воспитанию;

- высокой потенциальной возможностью нетрадиционных средств повышения физической подготовленности, укрепления здоровья студентов и недостаточной разработанностью методики их применения в учебном процессе.

Выявленные противоречия, актуальность повышения оздоровительной эффективности физического воспитания студентов определили проблему исследования, которая заключается в разработке и обосновании методики оздоровительной физической культуры студентов вузов на основе приоритетного использования атлетической гимнастики и тренажеров.

В начале исследования с целью анализа динамики уровня физического развития и двигательной подготовленности студентов университета был проведен констатирующий педагогический эксперимент, в процессе которого изучались основные антропометрические и функциональные показатели студентов на протяжении пяти лет обучения в университете.

Статистическая обработка материала показала, что средние значения морфологических характеристик студентов

неспециализированного вуза соответствуют возрастным нормам. Так, на первом курсе длина, масса тела и окружность грудной клетки у юношей составляли 173,6 см, 64,5 кг, 83,7 см, соответственно.

Среднее значение индекса Кетле составляло 0,372 кг/см, что соответствует нормальному соотношению длины и массы тела. Нормальный уровень соотношения длины и массы тела отмечен у 56

студентов (70 %), дефицит массы тела зафиксирован у 15 студентов (19 %), избыток массы - у 15 (11 %) участников исследования. По окончании университета у студентов наблюдалась положительная динамика показателей длины, массы тела и индекса Кетле, которые составляли 177,2 см, 66,2 кг, 0,374 кг/см, соответственно. Соотношение длины и массы тела изменилось незначительно, наличие дефицита массы тела выявлено у 18 %, нормальной массы у 69,4 %, избыточной у 12,5 %.

Исследование уровня физической подготовленности студентов осуществлялось по комплексу тестов, предусмотренных программой по физическому воспитанию студентов неспециализированного (нефизкультурного) вуза. Комплекс тестов позволял оценить динамику развития основных физических качеств: быстроты (бег 100 метров), выносливости (бег 1000 метров), координации (челночный бег 5^10 метров), силы (подтягивания на высокой перекладине, подъем туловища из положения лежа за 1 минуту), скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места).

Статистическая обработка материала показала, что у 18,8 % студентов отмечен низкий уровень развития физических качеств. К наиболее отстающим физическим качествам относятся сила и выносливость.

Неудовлетворительные показатели в беге на 100 метров и челночном беге зарегистрированы у 15 % студентов, в прыжке в длину с места - у 10 % участников тестирования. Следует обратить внимание на незначительное количество студентов с высоким уровнем физической подготовленности, которое составляет 8,3 % (рис. 1).

8%

19%

□ Неудовлетворительно

□ Удовлетворительно

□ Хорошо

□ Отлично

Рис. 1. Оценка уровня физической подготовленности студентов университета в начале обучения

Результаты констатирующего педагогического эксперимента показали, что в рамках обязательной, регламентированной программы по физическому воспитанию исключается реальная возможность обеспечить достаточный уровень физической подготовленности, происходит регресс в

развитии физических качеств, снижаются адаптивные возможности организма, растет заболеваемость.

На основании анализа научно-методической литературы и результатов констатирующего эксперимента была разработана методика физической подготовки студентов университета.

Оценка эффективности разработанной методики проводилась по результатам формирующего педагогического эксперимента, в котором участвовали 40 студентов 1 и 2 курса университета.

Студенты контрольной группы в количестве 20 человек занимались физическим воспитанием по традиционной программе на учебных занятиях, в объеме 164 часов.

Максимальное время в учебно-тренировочном процессе студентов контрольной группы было отведено средствам общей физической подготовки - 40 часов (24,4 %). Средства общей физической подготовки распределялись равномерно для развития всех основных двигательных способностей.

Кроме того, в учебно-тренировочном процессе по физическому воспитанию использовались спортивные и подвижные игры (18 часов,

11.0 %), средства легкой атлетики (26 часов, 15,9 %), лыжная подготовка (14 часов, 8,5 %), профессионально-прикладная физическая подготовка (16 часов, 9,7 %), упражнения с гантелями и на тренажёрах (28 часов,

17.1 %), спортивная гимнастика (4 часа, 2,4 %).

В связи с тем, что легкоатлетические упражнения являются одним из основных средств практического раздела учебной программы и выполнения нормативов по физической подготовке, занятия в контрольной группе имели преимущественно легкоатлетическую направленность. Использовались на базе общей физической подготовки также и другие средства: волейбол, баскетбол и спортивная гимнастика.

Объем учебно-тренировочных занятий у студентов экспериментальной группы также составлял 164 часа. В течение недели, кроме однократного посещения тренажерного зала, студенты экспериментальной группы дважды занимались по разработанной комплексной методике физической подготовки.

Максимальное время в учебно-тренировочном процессе студентов экспериментальной группы было отведено занятиям атлетической гимнастикой (46 часов, 28,1 %).

Средства общей физической подготовки применялись в объеме 20 часов (12,2 %), спортивные и подвижные игры - 10 часов (6,1 %), средства легкой атлетики - 16 часов (9,7 %), спортивная гимнастика (4 часа, 2,4%), лыжная подготовка (4 часа, 2,4 %).

Комплексная методика физической подготовки студентов, реализуемая в экспериментальной группе, рассчитана на 46 недельных микроциклов, каждый из которых включает в себя три занятия различной

направленности. Первое занятие имеет скоростно-силовую направленность, второе направлено на тренировку силовой выносливости, третье - работа на тренажерах, выполняемая в режиме силовой тренировки.

Первое занятие микроцикла в экспериментальной группе проводилось с использованием метода повторного упражнения - развитие скоростно-силовых способностей. Регламент на станциях: 30 секунд работы, 30 секунд отдыха, частота сердечных сокращений (ЧСС) -160-180 уд/мин, интервал отдыха между кругами - 3-4 минуты, в зависимости от тренировочного эффекта нагрузки и подготовленности студентов, ЧСС перед началом работы на следующей станции

- 90-100 уд/мин.

Основная часть второго занятия микроцикла в экспериментальной группе также проводилась по типу круговой тренировки, но с использованием метода интервального упражнения, направленного на развитие выносливости. В этом случае сокращалось время отдыха между станциями и кругами. Регламент на первом круге: 30 секунд работы, 15 секунд отдыха, ЧСС - 140-150 уд/мин, интервал отдыха между станциями 1-2 минуты, ЧСС перед началом работы на следующей станции

- 120-130 уд/мин. Во всех последующих кругах время отдыха снижается на станциях на 3 секунды; между кругами - на 30 секунд.

Для повышения физической нагрузки увеличивается количество упражнений на каждой станции соответствующего круга.

Физическую нагрузку в основной части занятия определяли с помощью максимального теста: максимальное количество выполненных движений за 30 секунд работы на станции. В зависимости от результатов этого испытания назначается следующая норма физической нагрузки. На занятиях скоростно-силовой направленности студенты экспериментальной группы выполняли физические нагрузки в режиме 75-90 % от максимальной мощности, а на занятиях, направленных на развитие силовой выносливости - 50-70 %. Критерием определения правильной нагрузки являлась ЧСС. После прохождения каждого круга измерялся пульс за десять секунд.

Для работы на тренажерах с возрастающим от серии к серии внешним сопротивлением вначале определяли величину отягощения, при котором занимающийся способен выполнить только 10 повторений (ПМ). В первом подходе выполнялось 10 повторений с 50 %-ным отягощением от ПМ, во втором - с 70 %-ным, в третьем - с 90 %-ным. Отдых между сериями - 2-3 мин.

При работе на тренажерах сначала выполнялись упражнения для основных мышечных групп тела, а затем переходили к локальным упражнениям.

Такое планирование процесса физического воспитания создает, по нашему мнению, лучшую возможность для проведения занятий в течение

всего учебного года, ибо используются все спортивно-технические средства, что способствует постепенному увеличению нагрузки на организм занимающихся. Все это в значительной мере улучшает функциональное состояние организма в целом, повышает умственную и физическую работоспособность.

В контрольной группе испытуемых занятия по физическому воспитанию проводились по учебному расписанию, в экспериментальной -во внеучебное время. Следует отметить, что в обеих группах занятия имели одинаковую структуру.

Одним из средств контроля эффективности предложенной методики физической подготовки являлся анализ динамики морфологических показателей.

Морфологические исследования включали измерения тотальных размеров тела, вычисление индекса пропорциональности, определение обхватных размеров конечностей и толщины кожно-жировых складок.

По окончании педагогического эксперимента была выявлена положительная динамика тотальных размеров тела у юношей, участвующих в эксперименте. Основные соматометрические показатели (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) изменились незначительно, однако положительная динамика указывает на продолжение роста и дальнейшее формирование организма в студенческом возрасте.

В течение учебного года также наблюдалась положительная динамика уровня развития мышечной массы студентов. При этом более интенсивное развитие мышечной массы происходило у студентов экспериментальной группы, занимающихся по разработанной методике.

Общее количество мышечной массы у студентов контрольной и экспериментальной групп по окончании педагогического эксперимента составляло 28,5 кг (42,0 %), и 30,4 кг (43,3 %), соответственно, то есть студенты экспериментальной группы по данному показателю достоверно превосходили студентов контрольной группы.

Анализ интенсивности роста жировой массы у лиц с различным двигательным режимом показал, что у студентов контрольной группы наблюдался прирост жировой массы, составивший 4,8 %. У студентов экспериментальной группы произошло снижение жировой массы на 2,5 %. Увеличение при этом общей массы тела связано с ростом мышечной массы и длины тела юношей.

Одним из разделов исследования стало определение

физиологических показателей студентов.

Тестирование физической работоспособности и аэробной

производительности студентов в начале эксперимента и последующее сопоставление полученных данных согласно оценочным таблицам, предложенным З.Л. Карпманом (1988), показало, что исходные величины

РWСl7o у испытуемых соответствуют среднему уровню для здоровых нетренированных людей.

В течение периода наблюдений было отмечено снижение ЧСС в покое у студентов, принимавших участие в исследовании: у студентов контрольной группы ЧСС в покое снизилась на 1,2 уд./мин (1,6 %), у студентов экспериментальной группы - на 3,9 уд./мин. (5,2%). Прирост значений индекса Руфье у студентов контрольной и экспериментальной групп составил 0,3 ед. (2,5 %) и 2,6 ед. (20,3 %), соответственно. У испытуемых экспериментальной группы более высокими темпами увеличивалась жизненная емкость легких. Из числа исследуемых физиометрических показателей наиболее значимо увеличились силовые характеристики студентов экспериментальной группы. Прирост становой силы, силы правой и левой кисти у студентов контрольной группы составлял 3,8 кг (3,0 %), 0,8 кг (2,1 %), 0,7 кг (2,0 %), соответственно, у студентов экспериментальной группы - 9,3 кг (7,2 %), 4,7 кг (11,8 %),

5,1 кг (14,4 %), соответственно.

Для проведения текущего и этапного контроля физической подготовленности студентов использовался комплекс тестовых упражнений, удовлетворяющих критериям надежности и информативности.

В течение учебного года наблюдалась положительная динамика уровня физической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп. При этом изменение параметров физической подготовленности юношей экспериментальной группы происходило более высокими темпами (рис. 2).

35 30 25 20 15 10 5 0

Рис. 2. Динамика показателей физической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп

и р, %

О

О

Ф

ш

ф

ш

5? ГО Ё * О ц т Ф

О

□ Контрольная группа □ Экспериментальная группа

Уровень развития быстроты оценивался по результатам, показанным в беге на 100 метров. По окончании эксперимента прирост показателей у студентов экспериментальной группы был значительно выше и составлял 0,4 с (2,8 %), в то время как прирост в контрольной группе составлял 0,2 с (1,4 %).

Относительно низкие начальные результаты были зарегистрированы в начале педагогического эксперимента в показателях челночного бега. Это объясняется тем, что данный тест является интегральным и характеризует уровень развития скоростных качеств и координации.

Начальные показатели данного контрольного упражнения составляли 14,5 с в контрольной группе и 14,6 с - в экспериментальной. По окончании тренировочного цикла среднегрупповые результаты в челночном беге возросли у студентов контрольной группы на 0,3 с (2,1 %), у студентов экспериментальной группы на 0,8 с (5,5 %) и составили 14,2 и 13,8 секунд, соответственно.

Результаты бега на 1000 м у студентов контрольной группы возросли за период педэксперимента с 242 до 235 секунд, прирост составил 7 секунд (2,9 %), у студентов экспериментальной группы результат в беге на 1000 метров улучшился на 14 секунд (5,9 %).

Аналогичные результаты наблюдались и в 12-минутном тесте Купера. Длина дистанции, преодоленной за 12 минут в начале эксперимента, у студентов контрольной группы составляла 2325 метров, по окончании эксперимента - 2385 метров, прирост составил 60 метров (2,6 %). Студенты экспериментальной группы в начале эксперимента показали результат 2285 метров, по окончании - 2438 метров, прирост составил 153 метра (6,7 %).

По результатам прыжка в длину с места мы судили об уровне развития скоростно-силовых способностей. Начальные показатели данного контрольного упражнения составляли 212 см в контрольной группе и 219 см - в экспериментальной.

По окончании тренировочного цикла среднегрупповые результаты в прыжке в длину с места возросли у студентов контрольной группы на

7,5 см (3,5 %), у студентов экспериментальной группы на 18,2 см (8,3 %) и составили 219 и 237 см, соответственно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ силовой подготовленности студентов проводился на основании трех контрольных упражнений: подтягивания на высокой перекладине, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, подъем туловища из положения лежа. Это позволило оценить уровень развития силы различных мышечных групп.

Занятия силовой направленности привели к значительному увеличению уровня развития силовых качеств у студентов экспериментальной группы: в течение учебного года результат в

подтягивании на высокой перекладине возрос у студентов контрольной группы на 0,5 выполнения (11,6 %), у студентов экспериментальной группы - на 1,4 выполнения (29,2 %). Аналогичная динамика результатов силовых тестов наблюдалась и в других силовых тестах. У студентов контрольной группы прирост количества сгибаний и разгибаний рук в упоре лёжа составил 1,1 выполнения (6,0 %), у студентов экспериментальной группы - 5,4 выполнения (28,1 %).

Результаты, показанные в подъеме туловища из положения лежа у студентов контрольной группы по окончании эксперимента повысились на

1,1 выполнения (4,9 %), у студентов экспериментальной группы - на

5,5 выполнений (23,4 %).

По окончании педагогического эксперимента среди студентов контрольной группы низкий уровень физической подготовленности зафиксирован у 15,6 % участников исследования, удовлетворительный - у 41,3 %, хороший - у 30,6 %, отличные результаты показали 12,5 % студентов.

В экспериментальной группе низкий уровень физической подготовленности отмечен у 7,5 % студентов, удовлетворительный - у

25,0 %, хороший - у 38,1 %, отличные результаты показали 29,4 % студентов.

Таким образом, в результате занятий по предложенной методике у студентов университета происходит более интенсивное развитие физических качеств по сравнению с юношами, занимающимися в рамках учебной программы вуза по физическому воспитанию.

Полученные материалы педагогического эксперимента позволяют расширить теоретическую и практическую базу физической подготовки студенческой молодежи положениями о возможности эффективного формирования двигательных способностей, а также повышения морфофункциональных показателей, а с помощью разработанной методики с приоритетным использованием атлетической гимнастики и тренажеров конкретизировать условия и параметры тренировочных нагрузок в процессе физкультурно-оздоровительных занятий.

Список литературы

1. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебник. М.: Альфа-М, 2003. 417 с.

2. Грачёв О.К. Физическая культура: учеб. пособие / под ред. Е.В. Харламова. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Изд. Центр «МарТ», 2005. 464 с.

3. Ильинич В.И. Физическая культура студента: учебник. М.: Гардарики, 2005. 448 с.

4. Медведев В.А., Коледа В.А. О критериях оценки функционального состояния учащейся и студенческой молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 2. С. 11-13.

5. Физическая культура и здоровье: учебник / под ред.

В.В. Пономарёвой. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2006. 352 с.

Губернаторов Александр Алексеевич, канд. пед. наук, ассистент, leontyeva72@mail.ru, Россия, Смоленск, Смоленский государственный университет

METHOD OF PHYSICAL HEALTH-IMPROVING EXERCISE WITH STUDENTS BASED ON USING ATHLETIC GYMNASTICS AND EQUIPMENT

A.A. Gubernatorov

The article gives theoretical support and experimental proof to the efficiency of the methods of physical health-improving exercise with students of higher education institution, based on the application of athletic gymnastics and equipment.

Key words: health-improving physical culture, athletic gymnastics, equipment, students’ physical training, morphofunctional indices.

Gubernatorov Aleksandr Alekseevich, candidate of pedagogical Sciences, assistant, leontyeva72@mail.ru, Russia, Smolensk, Smolensk State University

УДК 796.011.1

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРА СТУДЕНТОВ И ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

И.В. Дутова

Необходимым условием качественного усвоения знаний является успешная организация совместной деятельности студентов, благоприятный психологический климат в коллективе. Вместе с тем необходимо учитывать и педагогическое мастерство преподавателя физической культуры, которое складывается из наличия интуиции, знаний, авторитета, склонности к научному анализу. Было проведено исследование характера, стиля общения и коммуникабельности студентов, а также проанализирована оценка учащимися личностных качеств преподавателя физической культуры. Полученные данные можно использовать для осуществления индивидуального подхода на практических занятиях по физической культуре, повысив тем самым эффективность обучения.

Ключевые слова: стиль общения, характер, коммуникабельность, личностные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.